Природа и люди в русских волшебных сказках занимательные факты на тему. Образы животных, растений, птиц, природных стихий и явлений в русских народных сказках, сказках сибири и народов крайнего севера Сказки где природа помогает

  • 24.07.2019

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природа и люди в русских волшебных сказках

Выполнила:

Воспитатель

Витязь О.М.

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем».

Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. Сюжет является основным признаком сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. "Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного"…

Многие волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

Среди наиболее известных русских волшебных сказок можно назвать следующие произведения: «Колобок», «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Конек Горбунок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Коза-Дереза», «Золотой петушок», сказки про Бабу-Ягу («Баба-Яга и заморышек», «Баба-Яга», «Баба-Яга и жихарь» и другие), «Морозко», «Финист – ясный сокол», «Сивка-Бурка», По щучьему веленью», «Маша и медведи», «Крошечка–Хаврошечка», «Сказка об Иване – царевиче, Жар-птице и сером волке» и другие.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький: "Герой фольклора – "дурак", презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод".

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке "Три царства" герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: "Ни в сказке сказать, ни пером описать". Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами.

Природа в сказке обнаруживает органическую связь с героем – и это единство носит фантастический характер. Так, если герою плохо, то и в природе происходят изменения, указывающие на это; если герой справился со всеми невзгодами, то и природа торжествует с ним вместе: «Вот пока его не было в царстве, в саду все деревья стояли с сухими верхушками; а как он явился, тотчас ожили и начали цвести».

Характер природы связан не только с особенностями сказочного времени, но и сказочного пространства. Как и все компоненты сказки, пространство ее тоже необычно. В волшебной сказке герой без всяких намеков на неудобство, неприспособленность может находиться и в воде, и в воздухе, и даже в гостях у «Солнца».

Природа может быть на первый взгляд вполне «реалистична», ее фантастическая суть открывается не сразу. Например, «… видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит». Фантастичность этого «земного» пейзажа обнаруживается в момент, когда «слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем». «Шел, шел и очутился возле большого озера. Вдруг озеро разделилось на две стороны – промеж вод открылась сухая дорога». Реальное озеро вдруг претерпевает изменение совершенно фантастическое

Атмосфере чудесности способствует также фактор неожиданности. Природа может возникнуть внезапно, как результат волшебного умения: «После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались» .Природа волшебна по самому своему происхождению. «Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало» .

Сказка «Гуси – лебеди»

В сказке отчётливо просматривается идея: человек и природа могут понимать друг друга, человек помогает природе, и она в свою очередь ему платит добром, выручает в трудных ситуациях.

Речка прячет девочку с братцем под своим бережком, яблонька укрывает ветками и листочками, почка тоже прячет детей.

Почему они так добры?

Потому что девочка откликнулась на их просьбы: загрузила печку дровами; вытащила камень из речки, который мешал её течению; потрясла яблоню, которой было тяжело держать урожай яблок.

В сказке показано, что есть тёмные силы(Баба-Яга) и некоторые представители природы(Гуси-лебеди) прислуживают им.

Что случилось с братцем Ванечкой?

Какие трудности возникли на пути у Машеньки, когда она побежала искать и спасать Ванечку?

Кому и как она помогла?

Почему Машеньке удалось вернуться с братцем домой?- Кто и как ей помогал?

Как мы должны относиться к природе?

Что хорошее и полезное мы получаем от природы?

Сказка «Нюрочка – девчурочка»

Вопросы, которые можно задать детям:

Какое время года показано в сказке? (Осень)

Зачем они пошли в лес? (Собирать грибы и ягоды)

Какие грибы съедобные дети должны будут собрать? (Маслята, красноголовики, рыжики и. д.)

Какие ягоды? (Черника, голубика, брусника)

Почему девочка заблудилась в лесу? (Из – за опавших листьев не смогла найти тропинку)

К кому она попала?

Какие животные пришли на помощь девочке? (Овцы, бараны, коровы, телёнок)

Вывод: в русских народных сказках на помощь могут прийти и животные. Детям опасно ходить одним в лес, можно заблудиться. Животные и девочка могут разговаривать между собой.

Сказка «Иванушка – Глинушка»

В русских народных сказках есть сюжеты, в которых бездетные люди делают фигурки девочек, мальчиков из подручного природного материала (снег, глина, дерева и т.д.). Желание иметь детей настолько велико, что его энергия помогает неживой фигурке ожить и превратиться в дитя. Сказки, в которых действует герой, рождённый таким образом, вызывает особый интерес. Такие сказки помогают осмыслить главную особенность зелёной природы – способность к самовоспроизводству. Все категории живой природы (растения, животные, бактерии, грибы) размножаются, дают потомство.

Человек не составляет исключение, поэтому бездетных людей гнетёт тоска.

Для экологического воспитания эти сказки важны, т.к. подтверждают идею: на Земле для сохранения жизни (биосферы) всё живое должно оставлять после себя потомство. Если какой-то вид растений, животных дает мало потомства, он может вымереть – исчезнуть с лица Земли. Одна из сказок «Иванушка – Глинушка».

Таким образом, природа сказки, как и все ее компоненты, служит одним из действенных средств создания фантастичности, «волшебности» как важнейшего жанрового признака. Хотя сказки и являются поэтическим вымыслом, в них с исключительной глубиной и силой проявляется национальный дух. Можно смело утверждать, что сказки - это подлинная энциклопедия жизни каждого народа. Они несут в себе вековые идеалы, отражают народный образ жизни во всем его многообразии многогранности. В то же время сказки воплощают в себе многие, общие черты, которые присущи человечеству и человеку. Сказка остается сказкой, она не обманывает, она очаровывает, увлекает.

Используемы ресурсы:

  1. alenkiicvetohek11.narod.ru/altynbaeva_z.sh..docx
  2. http://detsad107.ru/page/88

Светлана Заболотняя
Любовь к природе - вход через сказку

Любовь к природе - вход через сказку .

Сказки – самая древняя воспитательная система. В современной психологии появилось новое направление сказкотерпия (лечение сказками ) . Кларисса Пинкола Эстес в своей книги «Бегущая с волками» пишет : «Сказки – это лекарство . Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать – достаточно просто слушать их. В сказках содержатся средства , позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину…В сказках есть наставления , помогающие нам пробиваться через жизненные тернии1 »…

Психотерапевтический эффект сказок заключается в том , что она помогает человеку открыть свой внутренний источник силы, осознать свой потенциал. Ведь в каждой сказке вместе с проблемой уже заложены и способы ее решения. Наша задача подвести детей к сказочным урокам , научить задумываться, отвечая на вопрос, чему нас учит сказка . Присутствие волшебства в сказке

дает нам возможность сделать ее эффективным средством воздействием на детей.

Т. Д Зинкевич – Евстигнеева дает такое определение волшебству : «Волшебство (доброе волшебство) - это способность человека созидательно изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, формировать позитивные мыслеобразы. Важное условие для доброго волшебства – созидательная система ценностей и нравственный иммунитет. Волшебство часто не видно глазу, но ощутимо сердцем. Колдовство (злое волшебство) - это деструктивное изменения себя, другого, объектов окружающего мира; проявление несформированных нравственного иммунитета и системы ценностей2».

В легендах, преданиях и сказаниях древних славян так же много говорится о волшебных народах и существах : «Когда-то люди заселяли землю вместе с иными народами…» В горах и пещерах живут гномы, ведающие тайны гор. В лесу тоже свои порядки : за плодами в лесу следит Плодич, за цветами – Цветич, за грибами – Грибыч, за пчелами – Пчелич, за ягодами – Ягодинич. У каждого дерева, куста, растения есть свой дух – русалка или друд. Водяной – хозяин вод, а женские духи вод – водяницы, русалки, мавки. Всю природу наши предки наделяли душой, даже сами стихии олицетворяли живых существ. Земля представлялась как живая женщина, которая стонет от боли во время бури; гневается, учиняя землетрясения; рождает земных существ. Сказки о молодильных яблоках показывают нам с каким почтением относились наши предки к деревьям, веря в их сверхъестественные способности. Продолжение темы о волшебных созданиях можно найти как в сказках так и в современной литературе. В сказках Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» , «Маленькие человечки» , Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» , Д. Свифт «Путешествие Гулливера» , Софья Прокофьева «Белоснежка и маленький эльф» , Астрид Линдгрен «Эльфа и носовой платочек» ,Кристал Вогл «Цветочные сказки эльфов и фей » , в сказках П . П. Бажова.

Чтобы сформировать бережное отношение к окружающему миру нам необходимо подвести ребенка к пониманию, что волшебный мир открывается перед человеком с чутким и добрым сердцем, чистой душой на примере множества сказок . Ребенку уже не захочется загрязнить воду, в которой живут русалки, нимфы, ундины. Не захочется загрязнять воздух, так как там живут сильфы, которые приносят добрые сны. Не захочется играть с огнем, зная, что в каждом огоньке живет саламандра. Не захочется срывать цветы и ломать деревья, потому что в них живут духи природы . Многие духи, будучи когда-то добрыми,из- за варварского отношения к природе стали злыми и уже не помогают человеку как в былые времена. Одним словом, идея «живой природы » дает нам колоссальные возможности для развития личности.

Живое понимание мощи природы – есть основополагающий фактор формирования экологического сознания.

Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Вскрывая экологические противоречия, оно направляет мысль на поиск оптимальных способов взаимодействия с природой .

В свою очередь , экологическое сознание способствует овладению экологической культурой. Осознанные действия, нацеленные на рациональное природопользование , улучшение и сохранение окружающей среды – это и есть показатель сформированности экологической культуры. Фундамент формирования экологического сознания закладывается в дошкольном детстве. Поэтому необходимо, начиная с раннего возраста, учить детей осмысленному восприятию объектов природы , развивать детскую наблюдательность. Наблюдение – это ведущий метод экологического воспитания и основа чувственного познания природы .

Можно многому научиться на полете журавлей…

Кларисса Пинкола Эстесс пишет : «…Вспышки молний поведали мне о внезапной смерти и мимолетности жизни…Волчица-мать убила своего смертельно раненого детеныша, это научило меня жестокому состраданию и неизбежности прихода смерти к умирающему. Пушистые гусеницы срывались с ветвей и возвращались наверх, преподавая мне уроки целеустремленности…»

Наблюдая за объектами растительного и животного царства, дети должны открыть для себя идею о том, какие же сокровища заложены в самом человеке.

Чтобы изобразить яркий мир природы для самых маленьких читателей, многие писатели обращались к такому жанру литературы, как сказка. Даже во многих народных сказках главными действующими лицами выступают явления природы, лес, мороз, снег, вода, растения. Эти русские сказки о природе очень увлекательные и познавательные, в них говорится о смене времён года, о солнце, месяце, различных животных. Стоит вспомнить самые известные из них: "Зимовье зверей", "Лисичка-сестричка и Серый волк", "Рукавичка", "Теремок", "Колобок". Сказки о природе сочиняли также многие русские и Стоит отметить таких авторов, как К. Паустовский, К. Ушинский, В. Бианки, Д. Мамин-Сибиряк, М. Пришвин, Н. Сладков, И. Соколов-Микитов, Е. Пермяк. Сказки про природу учат детей любить окружающий их мир, быть внимательными и наблюдательными.

Волшебство окружающего мира в сказках Д. Ушинского

Русский писатель Д. Ушинский, словно талантливый художник, писал сказки про явления природы, разные времена года. Дети из этих небольших произведений узнают о том, как шумит ручей, плывут облака и поют птицы. Самые известные сказки писателя: "Ворон и сорока", "Дятел", "Гусь и журавль", "Лошадка", "Бишка", "Ветер и солнце", а также огромное множество рассказов. Ушинский умело использует животных и природу, чтобы раскрыть юным читателям такие понятия, как жадность, благородство, предательство, упрямство, хитрость. Эти сказки очень добрые, их рекомендуется читать ребятишкам перед сном. Книги Ушинского очень хорошо иллюстрированы.

Творения Д. Мамина-Сибиряка для детей

Человек и природа - очень актуальная проблема для современного мира. Мамин-Сибиряк посвятил много произведений этой тематике, но особенно нужно выделить сборник "Алёнушкины сказки". Писатель сам воспитывал и ухаживал за больной дочкой, ей и был предназначен этот интересный сборник. В этих сказках дети познакомятся с Комаром Комаровичем, Ершом Ершовичем, Мохнатым Мишей, Храбрым Зайцем. Из этих занимательных произведений дети узнают о жизни зверей, насекомых, птиц, рыб, растений. Почти всем с детства знаком очень трогательный мультфильм, снятый по одноимённой сказке Мамина-Сибиряка "Серая шейка".

М. Пришвин и природа

Коротенькие сказки о природе Пришвина очень добрые и увлекательные, повествуют о повадках лесных обитателей, о величии и красоте родных мест. Маленькие читатели узнают о шелесте листьев, лесных запахах, журчании ручья. Все эти рассказы хорошо заканчиваются, вызывают у читателей чувство сопереживания к братьям меньшим и желание им помочь. Самые известные рассказы: "Кладовая солнца", "Хромка", "Ёж".

Сказки В. Бианки

Русские сказки и рассказы о растениях и животных представлены ещё одним замечательным писателем - Виталием Бианки. Его сказки учат детей разгадывать тайны из жизни птиц и зверей. Многие из них предназначены для самых маленьких читателей: "Лис и мышонок", "Кукушонок", "Золотое сердечко", "Оранжевое горлышко", "Первая охота" и много других. Бианки умел наблюдать за жизнью природы глазами детей. Некоторые его сказки о природе наделены трагизмом или юмором, в них присутствует лирическое раздумье и поэзия.

Лесные сказки Николая Сладкова

Николаем Ивановичем Сладковым было написано более 60 также он был автором радиопередачи "Вести из леса". Герои его книжек - добрые, смешные зверушки. Каждая история очень милая и добрая, рассказывает о повадках забавных и Маленькие читатели узнают из них о том, что животные также могут переживать и горевать, как они запасают на зиму пропитание. Самые любимые сказки Сладкова: "Лесные шорохи", "Барсук и медведь", " Вежливая галка", "Заячий хоровод", "Отчаянный заяц".

Кладовая сказок Е. Пермяка

Сказки про природу сочинял известный драматург и писатель Евгений Андреевич Пермяк. Они являются представителями золотого фонда Эти маленькие произведения учат детей быть трудолюбивыми, честными, ответственными, верить в себя и свои силы. Нужно выделить самые известные сказки Евгения Андреевича: "Берёзовая роща", "Смородинка", "Как огонь воду замуж взял", "Первая рыбка", "Про торопливую синицу и терпеливую синицу", "Некрасивая Ёлка". Книги Пермяка очень красочно иллюстрировали самые известные российские художники.