Эдвард Мунк – биография и картины художника в жанре Символизм, Экспрессионизм – Art Challenge. Таинственный мир образов, чувств и переживаний эдварда мунка

  • 16.04.2019

«Такое мог написать только сумасшедший» - эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».

С этим утверждением сложно поспорить, особенно учитывая тот факт, что живописец и в самом деле около года провел в лечебнице для душевнобольных. Но хотелось бы немного дополнить слова экспрессивного критика: такое, действительно, мог нарисовать только сумасшедший, вот только псих этот явно был гением.

Еще никому и никогда не удавалось выразить в незамысловатом образе столько эмоций, вложить в него столько смысла. Перед нами настоящая икона, вот только говорит она не о рае, не о спасении, а об отчаянии, безграничном одиночестве и полной безнадежности. Но для того чтобы понять, как Эдвард Мунк пришел к своей картине, нам нужно немного углубиться в историю его жизни.

Пожалуй, очень символично, что художник, оказавший огромное влияние на живопись ХХ века, родился в стране, которая была настолько далека от искусства, всегда считалась провинцией Европы, где само слово «живопись» вызывало больше вопросов, чем ассоциаций.

Детство Эдварда явно нельзя назвать счастливым. Его отец, Кристиан Мунк, был военным врачом, всегда зарабатывал немного. Семья жила в бедности и регулярно переезжала, меняя один дом в трущобах Христиании (тогда провинциальном городе в Норвегии, а ныне - столице государства Осло) на другой. Быть бедняком всегда плохо, но быть бедняком в XIX веке было намного хуже, чем сейчас. После романов Ф. М. Достоевского (к слову, любимого писателя Эдварда Мунка) сомнений в этом не остается.

Болезнь и смерть - вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать, и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.

«Болезнь, безумие и смерть - три ангела, преследовавшие меня с самого детства» , - писал живописец позднее в своем личном дневнике.

Согласитесь, что это было своеобразное видение божественной троицы.

Единственным человеком, который пытался успокоить несчастного запуганного мальчика и дарил ему столь нужную материнскую заботу, была его сестра Софи. Но, похоже, Мунку на роду было написано терять все, что дорого. Когда художнику было пятнадцать, ровно через десять лет после смерти матери, сестра умерла. Тогда, наверное, и началась его борьба, которую он вел со смертью с помощью искусства. Потеря любимой сестры была положена им в основу первого шедевра, картины «Больная девочка».

Стоит ли говорить, что провинциальные «ценители искусства» из Норвегии в пух и прах раскритиковали это полотно. Его называли незаконченным этюдом, упрекали автора в небрежности… За всеми этими словами критики упустили главное: перед ними была одна из самых чувственных картин своего времени.

Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. Именно это мы и видим на данном полотне.



Выделяется только лицо девочки, а точнее - ее глаза. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство - это всегда взгляд за спину смерти.

И хотя норвежский художник стремился смотреть дальше смерти, она упорно стояла перед его глазами, стремилась обратить внимание на себя. Смерть старшей сестры послужила толчком для рождения его таланта, но расцвел он на фоне еще одной семейной трагедии. Именно тогда Мунк, до этого момента увлекавшийся импрессионизмом, пришел к абсолютно новому стилю и стал создавать картины, принесшие ему бессмертную славу.

Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. С того момента он был абсолютно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.

Уже получивший признание во Франции и внешне красивый живописец пользовался огромным успехом у женщин. Вот только сам он избегал любых долгих романов, думая, что такие отношения лишь приближают смерть. Доходило до того, что во время свидания он, не объясняя причин, мог встать и уйти, а потом больше никогда не встречаться с покинутой им женщиной.

Достаточно вспомнить картину «Созревание», известную еще под названием «Переходный возраст».



В восприятии Мунка сексуальность - это могучая, но темная и опасная для человека сила. Неслучайно тень, которую фигура девушки отбрасывает на стену, выглядит так неестественно. Она, скорее, напоминает призрак, злой дух. Любовь - это одержимость демонами, а больше всего демоны мечтают принести вред своей телесной оболочке. Так о любви не говорил еще никто! Цикл картин «Фриз жизни» посвящен именно этому чувству. Кстати, именно в нем был представлен «Крик». Эта картина - завершающая стадия любви.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу» , - так в своем дневнике Мунк описывал чувство, которое вдохновило его на создание картины.

Но это произведение не было создано в едином порыве вдохновения, как думают многие. Художник работал над ним очень долго, постоянно меняя замысел, добавляя те или иные детали. Причем работал всю оставшуюся жизнь: существует около ста вариантов «Крика».

Та известная фигура кричащего существа возникла у Мунка под впечатлением от выставки в этнографическом музее, где его больше всего поразила перуанская мумия в позе эмбриона. Ее образ появляется на одном из вариантов картины «Мадонна».

Вся выставка «Фриз жизни» состояла из четырех частей: «Рождение любви» (его завершает «Мадонна»); «Расцвет и закат любви»; «Страх жизни» (эту серию картин завершает «Крик»); «Смерть».

Место, которое описывает Мунк в своем «Крике», вполне реально. Это известная смотровая площадка за городом с видом на фьорд. Вот только мало кто знает о том, что осталось за пределами картины. Внизу под смотровой площадкой справа находился сумасшедший дом, куда была помещена сестра художника Лаура, а слева - скотобойня. Предсмертные крики животных и вопли душевнобольных часто были спутниками великолепного, но пугающего вида северной природы.



В этой картине все страдания Мунка, все его страхи получают максимальное воплощение. Перед нами не фигура мужчины или женщины, перед нами последствие любви - душа, выброшенная в мир. И, оказавшись в нем, столкнувшись с его силой и жестокостью, душа способна только кричать, даже не кричать, а вопить от ужаса. Ведь выходов в жизни немного, всего три: горящие небеса или обрыв, а на дне обрыва - скотобойня и психушка.

Казалось, что при таком видении мира жизнь Эдварда Мунка просто не могла быть долгой. Но все случилось иначе - он дожил до 80-ти лет. После лечения в психиатрической клинике «завязал» с алкоголем и уже намного меньше занимался искусством, живя в абсолютном уединении в собственном доме в пригороде Осло.

А вот «Крик» ждала очень печальная судьба. Действительно, сейчас это одна из самых дорогих и известных картин в мире. Но массовая культура всегда насилует истинные шедевры, вымывая из них то значение и ту силу, которые вкладывали в них мастера. Яркий пример - «Мона Лиза» .

С «Криком» произошло то же самое. Он стал предметом шуток и пародий, и это вполне объяснимо: человек всегда пытается смеяться над тем, чего больше всего боится. Только вот страх никуда не уйдет - он просто притаится и обязательно настигнет шутника в тот момент, когда весь его запас острот иссякнет.

Приветствую новых и постоянных читателей! В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника»- кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Мунк — один из первых представителей экспрессионизма. Годы жизни 1863-1944.

Эдвард Мунк: биография

Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. Его произведения, глубоко эмоциональные, пропитанные отчаянием и страданием, увидев однажды, их забыть невозможно.

Художник воспринимал жизнь, как череду уходящих от человека любимых вещей. Она как река, которая уносит все самое дорогое, но не пополняется новыми водами, и в конечном итоге, она высыхает, заканчивается. И ужас перед этой неумолимостью и быстротечностью, необычайно тонко передавал в своих произведениях Мунк.

Эдвард родился в норвежской губернии Хедмарк 12 декабря 1863 года. Когда ему было пять лет, от туберкулеза умерла его мать. В 1877 от этой же болезни умерла сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

Шестнадцатилетний Эдвард поступает в Высшую техническую школу в Осло. Но вскоре переходит в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Мунк страдал психическим расстройством, что отразилось в его манере рисования.

В 1885 он совершил поездку в Париж, где посетил выставку импрессионистов. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 г. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил и Берлине. Писать начал в возрасте 20 лет, но признаны были его картины только в последние годы его жизни.

У Эдварда было несколько неудачных романов. В личной жизни художник был одинок. В возрасте 60-ти лет у Мунка случилось кровоизлияние в правом глазу. Это негативно сказалось на его работах. Эдвард Мунк умер в 1944 году, спустя месяц после своего восьмидесятилетия.

Картины Эдварда Мунка

«Больная девочка»

Одна из картин периода его становления – «Больная девочка», написанная в 1885 году. Однако художник до конца жизни считал ее одной из главных в своем творчестве. На полотне изображена рыжеволосая девушка, которая полусидит в своей постели, опершись на большую белую подушку.

Лицо девушки обращено к женщине, которая плачет, опустив голову на ту же подушку. Девушка с добротой смотрит на женщину и кажется, утешает ее. Они держатся за руки и явно ведут беседу, которая прерывается рыданиями родственницы, убитой горем.

Вся картина в мрачных, зеленоватых тонах, единственное светлое пятно здесь, фигура умирающей. Эта картина, как и все последующие в творчестве художника, глубоко автобиографична. Он сам признавался, что прообразом главной героини послужила его сестра, Софи Мунк. Она умерла от туберкулеза в 15 лет.

От той же болезни умерла их мать за девять лет до этого. Отец художника, был глубоко религиозным человеком, его сын говорил, что тот подарил ему «ростки сумасшествия».

Скорбь по любимым женщинам еще больше усугубила религиозность этого человека. Он превратил жизнь Эдварда в череду мрачных, наполненных горем дней. Все эти мотивы смерти любимого человека, скорбь и утраты чего-то очень родного, легко читаются в картине.

Эта работа не была признана во время первого явления в свет. Сейчас она, безусловно, одна из самых узнаваемых в галерее живописца.

«Крик»

Самое знаменитое полотно Эдварда Мунка – «Крик». Эту картину знают все, даже те, кто не увлекается изучением искусств. На холсте мы видим человека, лицо которого исказилось в безмолвном крике отчаяния и ужаса. Он стоит на мосту. За ним – алое небо и темно синяя река, сливающиеся воедино на горизонте.

Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Изначально, живописец назвал картину «Крик природы».

В одном из своих дневников он писал, что идея картины пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. И он остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него.

Некоторые критики приписывали картине даже пророческие мотивы, относящиеся ко всем тем бедам, которые сокрушатся на плечи Мунка в будущем. Одна из самых эмоциональных картин в истории стала эмблемой экспрессионизма.

Впоследствии, этот образ оттуда, не раз использовался даже в популярной культуре. Например, тот же самый крик читается в знаменитой маске маньяка в фильме ужасов «Крик».

«Расставание»

Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Художник видел любовь неотделимой от страданий и смерти. Поэтому на этом его полотне, главный герой безутешно страдает, вспоминая свою возлюбленную.


Он изображён на первом плане. Очертания его четки, глаза закрыты. Рука жирно обведенная красным контуром, приложена к тому месту, где находится сердце человека. Однако очевидно, что от сердца героя мало что осталось. Человек изображен мрачным и страдающим.

Возможно именно так страдал художник в реальности и поэтому картина так отчаянно печальна. На заднем фоне светлое пятно. Это силуэт девушки, которая удаляется, унося за собой весь видимый радостный мир. Мужчина вспоминает ее и с болью чувствует, как она безвозвратно для него потеряна.

Печальный образ девушки в белом, которая радостно и надменно удаляется, воплощает то, как мастер видел любовь и жизнь в целом.

Видео

В этом видео дополнительная информация по теме «Эдвард Мунк: краткая биография и картины»

Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.

«Крик» Эдварда Мунка (1863-1944 гг.) знают все. Слишком значительно его влияние на современное массовое искусство. И в частности на кинематограф.

Достаточно вспомнить обложку видео-кассеты «Один дома» или убийцу в маске из одноименного фильма ужасов «Крик». Образ напуганного до смерти существа очень узнаваем.

С чем же связана такая популярность картины? Как образу из 19 века удалось «пробраться» в век 20 и даже 21? Попробуем разобраться.

Чем так поражает картина «Крик»

Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было зрителю 19 века. Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивая красное небо картины с интерьером скотобойни.

Ничего удивительно. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждая страх одиночества и смерти.

И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро. Который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.

Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. , Париж

В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Оно тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.

А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда в 19 веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму – плавится, как свеча.

Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.

Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла.


Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло

И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.

Только перила кажутся из реального мира. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.

Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.

История создания «Крика»

О том, как возникла идея создать «Крик», Мунк поведал сам. Создав копию своего шедевра через год после оригинала.

На этот раз он поместил работу в простую рамку. А на ней прибил табличку, на которой и написал, при каких обстоятельствах возникла потребность в создании «Крика».


Эдвард Мунк. Крик. 1894 г. Пастель. Частная коллекция

Оказывается, однажды он шёл с друзьями по мосту вблизи от одного фьорда. И вдруг небо покраснело. Художник онемел от страха. А его друзья пошли дальше по мосту. Он же почувствовал невыносимое отчаяние от увиденного. Ему захотелось кричать…

Вот это своё внезапное состояние на фоне покрасневшего неба он и решил изобразить. Правда сначала у него вышла вот такая работа.


Эдвард Мунк. Отчаяние. 1892 г. Музей Мунка, г. Осло

На картине «Отчаяние» Мунк изобразил самого себя на мосту в момент нахлынувшихся неприятных эмоций.

И лишь через несколько месяцев он сменил персонажа. Вот один из эскизов к картине.


Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. 30х22 см. Пастель. Музей Мунка, Осло

Но образ явно оказался навязчивым. Впрочем, Мунк был склонен одни и те же сюжеты повторять неоднократно. И почти 20 лет спустя он создал ещё один «Крик».


Эдвард Мунк. Крик. 1910 г. Музей Мунка в г. Осло

На мой взгляд, она более декоративная. В ней уже нет того щемящего ужаса. Демонстративно зеленое лицо подчёркивает, что с главным героем происходит что-то недоброе. А небо больше похоже на радугу с более позитивными цветами.

Так что же за явление наблюдал Мунк? Или красное небо было плодом его воображения?

Я больше склоняюсь к версии, что художник наблюдал редкое явление перламутровых облаков. Они возникают при низких температурах недалеко от гор. Тогда кристаллы льда на большой высоте начинают преломлять свет зашедшего за горизонт солнца.

Так облака окрашиваются в розовые, красные, жёлтые оттенки. В Норвегии неплохие условия для появления такого явления. Вполне возможно, что именно его Мунк и увидел.

Типичен ли «Крик» для Мунка?

«Крик» – не единственная пугающая зрителя картина. Все-таки Мунк был человеком, склонным к меланхолии и даже депрессии. Так что в его репертуаре немало вампиров и убийц.



Слева: Вампир. 1893 г. Музей Мунка в Осло. Справа: Убийца. 1910 г. Там же.

Изображение персонажа со скелетоподобной головой тоже было Мунку не в новинку. Такие же лица с упрощенными чертами лица он уже рисовал. За год до этого они появляются на картине «Вечер на улице Карла Иоанна».


Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген

Вообще Мунк сознательно не прорисовывал лица и руки. Он считал, что любую работу нужно смотреть на расстоянии, чтобы воспринять её целиком. А в таком случае не важно, прорисованы ли ногти на руках.


Эдвард Мунк. Встреча. 1921 г. Музей Мунка, Осло

А ещё тема моста была очень близка Мунку. Он создал бесчисленное количество работ с девушками на мосту. Одна из них хранится в Москве,

Больная девочка

Крик Отчаяние

Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года - живописец Кристиан Крог. Дебют молодого художника состоялся в 1883 году: на второй Осенней художественной выставке в Осло была представлена его картина Девушка, подкладывающая в печь дрова , выполненная в реалистическом духе, под явным влиянием Крога.

В 1886 году Мунк получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, Больная девочка . Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти.

Самая известная работа Мунка - картина Крик . Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась Отчаяние . Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве.

Родился (1863-1944 гг.) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Вскоре семья переселилась в столицу. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Но, осознав свое художественное призвание, он бросил школу и начал изучать основы художественной грамоты у известного скульптора Юлиуса Миддельтуна. Но уже через год он покинул школу Миддельтуна и в 1882 г. начал посещать в числе других молодых художников ателье Кристиана Крога. Крог был главой группы , позже стал директором Академии художеств в Осло и председателем Союза норвежских художников. Мунк упорно учился. В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова — пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. И Крог, и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Именно здесь началось увлечение пейзажем — наиболее распространенным жанром национальной живописи. Среди крупных норвежских художников — старших современников Мунка — были Эрик Вереншёлль, Герхард Мунте, Ханс Хейердал. С их именами, к которым следует причислить и учителей Мунка, связан подъем норвежского изобразительного искусства последней трети ХIХ в. Будучи представителями нового поколения, они стремились преодолеть те влияния, которые ранее были привнесены на национальную почву из художественных центров Германии — Дюссельдорфа и Мюнхена. В 80-е гг. ориентация норвежского искусства меняется. Теперь центром притяжения становится Париж, творчество норвежских мастеров развивается под воздействием иных импульсов, освобождаясь от сковывающих его условностей и канонов. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка, исповедовавшего крайний индивидуализм. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.

Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Ранние работы мастера были написаны главным образом в русле творческих интересов национального искусства, они близки живописи его учителей и других норвежских пейзажистов и портретистов. Это были первые опыты художника. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Уже в середине 80-х гг. XIX в. Мунк совершил первую поездку во Францию, а с 1889 по 1892 год он жил преимущественно в этой стране. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. В сущности его картины 80-х гг. носят пейзажный характер. В них уже намечается стремление художника к обобщению, разумеется, еще не доведенному до уровня символа: запечатленный им конкретный мотив приобретает значительность, напряженный лиризм. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Природа для Мунка — особый мир, живущий по своим законам, та одухотворенная среда, в которой протекает жизнь человека. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.

В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В центре композиции в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка, немощная, с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Рядом с ней — мать. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица. Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте двух интонаций — оптимистической и трагической, художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы.

Весна (1889 г.)

Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Постепенное развитие темы, поиски ее различных решений, вариации одного и того же мотива являются неотъемлемой частью творческого метода художника. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.

Больная девочка (1896 г.)

Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Именно в это десятилетие он создает произведения, в которых тема страдания, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Большое значение художник придает ритмической структуре гравюры или картины: резкому звучанию линий, силуэтов, пятен. Формальные приемы, которые использует Мунк, вытекают из особенностей его мировосприятия, подчеркнуто трагического и эмоционально обнаженного. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Скорбь, которая ощущается в фигурах и лицах, становится здесь символом безысходной трагедии. Помимо этой литографии существует ряд других работ — живописных и графических вариантов той же темы, в которых прослеживаются изменения художественных приемов.

Смерть в комнате больного (1896 г.)

Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов, извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. От картины к картине он усиливает экспрессию живописи, где главным средством драматизации образа становится цвет. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Трудно различить их фигуры, сомкнутые в единую массу-толпу, трудно различить лица, превратившиеся в застывшие маски, прячущие страх. Лишенные индивидуальности, безликие образы людей - своеобразный гротеск, к которому прибегает художник. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого, ирреального, наделяя их мрачной символикой. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.

Страх (1894 г.)

В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма. Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна. В творчестве Мунка можно найти многие характерные темы и сюжеты модерна, которые приобретают у него яркое своеобразие. Следует подчеркнуть в то же время, что они были обусловлены как реальными обстоятельствами жизни, так и мироощущением художника. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание; терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность»; жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».

Одинокие (Двое) (1899 г.)

Ревность (1896 г.)

Поцелуй (1897-1898 гг.)

Особенно яркое выражение образная система символизма нашла в цикле произведений под общим названием «Фриз жизни» — своеобразная поэма о жизни, любви и смерти. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Пластический язык обретает исключительную силу. Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия.

Пепел (Прах) (1894 г.)

Женщина и мужчина (1896 г.)

Мужчина и женщина (1905 г.)

Мужчина и женщина (1912-1915 гг.)

В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике, и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Лицо человека — застывшая безликая маска. Он издает вопль. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Живопись Мунка достигает здесь исключительной энергии и напряженности, а эмоции — остроты и обнаженности. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве той поры. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, — все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет, и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты.

Крик (1893 г.)

Крик (1895 г.)

Меланхолия (Желтая лодка) (1891-1892 гг.)

На мосту (1893 г.)

Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине. До 1907 г. Мунк бывал и в других немецких городах — Варнемюнде и Гамбурге, Любеке и Веймаре. Не случайно их облик художник запечатлел в своих произведениях, создав сюиту городских видов. Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. В Германии у Мунка было много друзей. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Среди них были шведский писатель и художник Август Стриндберг, польский поэт Станислав Пшибышевский, немецкий историк искусства Юлиус Мейер-Грефе, сыгравшие определенную роль в творческом развитии Мунка.

Мадонна (1894-1895 гг.)

Вампир (1895-1902 гг.)

Особенно важным в биографии Мунка является 1892 г. Осенью этого года в Берлине была открыта персональная выставка норвежского мастера. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Тогда Мунк еще не занимался гравюрой, и на выставке было представлено свыше пятидесяти его живописных работ. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Смелая независимость Мунка, перешагнувшего узкие рамки натурализма, вызвала бурю негодования. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Все эти обстоятельства способствовали широкой известности Мунка сначала в Германии, а потом и за ее пределами.

В 1900-х гг. в творчестве Мунка намечается сдвиг, приведший в дальнейшем к принципиально новым акцентам в его искусстве. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Живое побеждает смерть. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты, исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. На смену приходит пафос утверждения жизни. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.

Метаболизм (1896-1898 гг.)

В 1909 г. Мунк после пребывания в клинике, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. В поисках тишины и покоя он стремится к уединению - некоторое время живет в Осгорстранне, Крагерё, Витстене, на небольшом острове Йелэйя, а затем в 1916 г. приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Портреты художника — исследование человеческой души. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже — в деловых отношениях. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Они свободны от излишней повествовательности. Художник избегал подробного описания, второстепенных деталей, разработанного сложного фона. Его внимание всегда сосредоточено на лице модели, психологической характеристике человека, как правило, наделенного напряженной внутренней жизнью и духовной энергией. Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона — врача, лечившего художника. Портрет обращает внимание остротой характеристики образа и новыми особенностями живописной манеры, которая складывается к концу первого десятилетия ХХ в. Фигура Якобсона изображена на фоне напряженной симфонии желтых и красных тонов. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Живопись сохраняет экспрессию, приобретая вместе с тем признаки нового: портрет написан темпераментной, широкой и свободной кистью. Буйство красок, динамичная фактура — приемы, в которых отчасти возрождаются импрессионистические принципы, но на иной основе. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита.

Портрет консула Кристена Сандберга (1901 г.)

Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христиании (1902 г.)

Портрет Фридриха Ницше (1906 г.)

Профессор Даниэль Якобсон (1909 г.)

В работах Мунка второго десятилетия ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления. Живописная манера Мунка, отражающая его субъективное эмоциональное состояние, отличается широким мазком, энергичной фактурой, а также сохраняет драматизм цвета, динамичное построение пространства. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Но основная линия творчества меняет свой характер и развивается теперь с небольшими отклонениями. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Даже тогда, когда он стал художником с мировым именем, покупались в основном его ранние произведения. Поэтому случалось, что в период 1930-1940-х гг. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Все чаще Мунк обращается к теме труда, в его живописи и графике появляются образы рабочих, рыбаков, крестьян.

Изобилие (1899-1900 гг.)

Весенние работы (Крагерё) (1910 г.)

Лесоруб (1913 г.)

Весенняя пахота (Экелю) (1916 г.)

Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. В течение 1909-1916 гг. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра»‚ находится на центральной стене актового зала. Золотой нимб гигантского раскаленного солнца, посылающего свои лучи на землю, художник изображает на фоне спокойного фьорда и могучих вздымающихся скал. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Мунк не случайно обращается к этому образу, источнику силы, утверждающему жизнь. Теперь мрачные, трагические видения, господствовавшие в работах рубежа веков, вытесняются образами света и солнца. В них утверждаются картины мира, исполненного ясности и гармонии.

Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, не менее важный для определения позиции художника, его взгляда на общественное, воспитательное значение искусства. В 1921-1922 гг. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Проект остался нереализованным. Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в.

Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. В них запечатлен духовный путь мастера. Некоторые из них — своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие — сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину. Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом. В «Автопортрете» 1905 г., исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Струящийся дым, расходящийся в концентрических кольцах фона, создающих ритмическую основу композиции, и неровный, меняющийся свет вызывают ощущение преодоления материальности, превращают изображение в видение, почти мираж. В автопортретах Мунка, романтических по духу в ранний период, полных тревоги, горечи и боли или мужественного смирения и усталости в зрелый, предстает путь его духовных странствий. В них - судьба Мунка, человека и художника, прошедшего через закат одного века и потрясения другого.

Автопортрет — На операционном столе (1902-1903 гг.)

Автопортрет (1905 г.)

Автопортрет с сигаретой (1908-1909 гг.)

У окна. Автопортрет (1942 г.)

Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Мунк наделяет природу значительностью, в ней появляется что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Таким постоянным мотивом в живописи и графике Мунка был лунный свет, преображающий все земное, доводящий изображение до ирреального. Он часто писал ночные пейзажи, их загадочный сумрак, северные белые ночи, превращающиеся в его полотнах в некое видение, подобное сну. Мастер подчеркивает суровое величие и монументальность норвежского ландшафта, передавая его характерные особенности: небо, низко нависшее над холодным морем, безлюдные, отполированные водой и временем скалы, одинокий домик на берегу. Скупое, достоверное описание, напряженный язык черно-белой гравюры помогают художнику создать некий универсальный, вневременной образ природы. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.

Дым поезда (1900 г.)

Белая ночь (1901 г.)

Летняя ночь (На берегу) (1902 г.)

Солнце (1909-1911 гг.)

Пейзаж. Этюд (1912 г.)

Прибрежный зимний пейзаж (1915 г.)

Весенний пейзаж с красным домом (Экелю) (1935-1940 гг.)

Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Стремительные линии мостов, застылые, завороженные фигуры девушек, зеркало озера и мощные силуэты деревьев с пышными кронами переходят из одной композиции в другую. Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое, их извечная гармония. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Условная цветовая и живописно-пластическая характеристика изображенного ландшафта рождает обобщенный образ норвежской природы, исполненный напряженного лиризма и углубленного созерцания. В этом позднем и, пожалуй, самом мажорном произведении Мунка, наполненном солнцем и светом, художник воплотил свою любовь к жизни, восхищение красотой и гармонией природы.

Девушки на мосту (Летняя ночь) (1903 г.)

Женщины на мосту (Осгорсранн) (1935 г.)

В искусство ХХ в. Мунк вошел как выдающийся мастер графики с индивидуальным творческим почерком. Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую — офорт, в основном занимавший его вначале. Первые гравюры Мунка появились в 1894 г. и быстро завоевали успех у коллекционеров и публики. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». В 1904 г. немецкие меценаты Арнольд Литауэр и Пауль Кассирер начали продавать гравюры Мунка. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В него вошло около трехсот листов. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Как правило, большинство сюжетов, мотивов, композиций разрабатывалось параллельно в живописи и гравюре. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.

Дуб (1903 г.)

Мадонна с брошью (1903 г.)

Кошка (1913-1914 гг.)

Графика Мунка поражает разнообразием техники. За небольшой промежуток времени он овладел всеми ее видами: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной ксилографией. Многие листы выполнены в смешанных техниках, позволяющих добиться наибольшей выразительности и остроты образа. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Мунк подчеркивает в своих ксилографиях фактуру дерева, используя ее как художественный прием. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре, используя при этом смешанные техники. В основе языка этих работ — лаконичная композиция, лишенная многословности, локальный цвет, решенный нередко на столкновении тонов. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Сдержанно сопоставлены холодный свет луны и четкие плоскости зеленых и теплых коричневых тонов. Лунный свет мягко отделяет легкую тень от женской фигуры и рельефно выявляет фактуру стены дома, совмещенную с материалом и линейным рисунком гравировальной доски. Преобразующая сила света, наделяющего окружающий мир таинственностью и призрачностью, его способность воздействовать на состояние души человека определяют содержание этого листа.

Лунный свет (1901 г.)

Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В его судьбу вторглась война. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В этот период Мунк вел затворнический образ жизни, почти не покидал Экелю, продолжая интенсивно работать. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.

Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Они запечатлены и в письмах художника, книгах современников, его высказываниях, насыщенных острыми, подчас парадоксальными мыслями. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Человек трудный, неуравновешенный, даже странный, Мунк был личностью, далекой от обыденных обстоятельств бытия, но в то же время ставшей зеркалом духовных коллизий и потрясений рубежа веков. Молчаливый, нелюдимый, ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой — свидетельство его поисков и блужданий. Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них.

В 1963 г. к 100-летию со дня рождения художника на его родине в Осло был открыт Музей Мунка. Его творчество — это диалог художника с жизнью. Искусство Мунка неоднозначно. Как большой художник, Мунк выразил в своем творчестве острейшие духовные коллизии рубежа веков, эпохи социального смятения, когда художник не мог не ощутить неизбежность крушения старого. Новое представлялось еще тревожным, неясным. Поэтому искусство Мунка так напряженно и трагично.

Танец жизни (1900 г.)

Семья на дороге (1903 г.)

Четыре девочки (Осгорстранн) (1905 г.)

Обнаженная (1913 г.)

Сломался ваш любимый мобильный телефон Samsung и теперь вы не знаете куда обратиться со своей проблемой? В этом вам поможет ремонт samsung galaxy на Teh-Profi. Быстро и качественно от профессионалов своего дела.