Конспект урока изо русский народный костюм. Открытый урок изобразительного искусства

  • 06.07.2019

МОУ Хайтинская ООШ

Открытый урок

изобразительного искусства

Тема: Народный праздничный костюм.

Учитель ИЗО:

Тема: «Народный праздничный костюм».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Образовательная :

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Цель которой, создание русского праздничного костюма.

Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

Этапы работы:

Выбрать вариант костюма;

Построить общую форму костюма;

Наметить места украшений и орнамента;

Определить колорит (цвет) костюма;

Выполнить в цвете работу.

И так ребята, приступаем к работе.

Во время работы, вы услышите записи фольклорного коллектива

«Ладушка», которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).

IV . Итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Какие элементы костюма отнесём к северному рус. нар. костюму?

(Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

Перечислите элементы южного костюма? (Рубаха, понёва, передник)

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.

V . Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

VI . Домашнее здание: Закончить работы в цвете.

5 класс 1четверть Урок № 8

Тема: «Русский народный женский костюм»

Учитель изобразительного искусства:

Дьяконова Людмила Николаевна

МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д.

с углубленным изучением

русского языка, обществознания и права»

г.Оренбург

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Предполагаемый результат:

Художественно-творческий:

    мини-проект- создание альбома « Народный праздничный костюм»,

    создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;

Метапредметный: (УУД)

    познавательные действия – умение строить художественный образ;

    регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;

    коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.

Личностный:

    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

    понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

    сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;

    умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Цели и задачи:

1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.

3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Музыкальный ряд : русская народная музыка.

Материалы для учащихся : цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски.

Материалы и оборудование для учителя : видеоряд - презентация «Народная праздничная одежда», раздаточный материал- выкройки для бумагопластики, опорные карточки «Последовательность выполнения национального праздничного костюма»

Ход урока:

    Организационный этап. Подведение к цели урока.

    Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

    Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.

    Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

V . Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Конспект урока

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

Раньше о женщине говорили:

Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.

Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?

Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".

О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?

Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо”

И еще

А сама-то величава,
Выступает слово пава.

О каком образе говорится в этой песне?

Дети: В этой песне говорится о русской девушке.

Научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?

Составим схему нашего урока.

Познакомиться с историей костюма

Изучить правила украшения

Выполнить творческую работу

Оценить свою работу

Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.

Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Осознание новой темы

Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный праздничный костюм ”

Осознание темы предполагает совместно с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, выбор средств выразительности и материалов и способов работы.

Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного(суконные

Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.

Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.

Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.

III. Этап «Актуализация знаний».

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Что такое орнамент?

Для чего вышивали орнамент?

Какие символы применяли в орнаментах?

Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Так одевались в центральных районах и на севере России.

Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.

Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?

И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.

Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".

Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.

Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.

IV. Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.

V . Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.

VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Самостоятельная работа . В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.

Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье, с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».

Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде?
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.

Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.

Учащиеся работают по трем заданиям: дифференциация в обучении:

1группа выполняет эскизы в цвете (слабые уч-ся);

2 группа выполняет эскиз сарафана в технике – аппликация;

3группа работает индивидуально и в паре - выполняют объемную фигуру. Техника - бумагопластика. Используется видео-наглядность.

Конечный результат: 1 и 2 группы оформляют альбом (мини - проект) –« Русский женский костюм» и защищают.

3 группа составляет коллективную композицию «Веселый хоровод»-Звучат русские напевы, частушки.

VII . Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.

VIII . Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Рефлексия:

мне было интересно…

меня удивило…

мне было трудно…

мне захотелось…

Итог урока

Ученики выходят к доске со своими работами.

Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

Литература:

1.Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.

2.Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства рекомендациями / - М.: Мозаика-Синтез, 1997.

http ://www .google .ru

http ://www .museum .ru

Новые слова:

1.Рубаха -основа женского народного костюма. Шилась из белого льняного или конопляного полотна

2.Рарафан - одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами

3. Сарафанный комплект обычно включал в себя рубаху, собственно сарафан, и передник

4. Понева – юбка сшитая из нескольких полос, украшенная тесьмой

5. Навершник – одевался поверх одежды

6. Венец и повязка –девичьи головные уборы.

7. Косники вплетали в косу – украшения (с бантом)

8. Женские головные уборы - Кокошники имели разную форму и в разных местах назывались по-разному: кика рогатая, ряска, каблучок, сорока, повойник .

Конспект урока ИЗО для младших школьников по теме «Красота народного костюма»


Разработка предназначена для учителей изобразительного искусства и учителей начальных классов, возраст детей от 7 до 17 лет.
Цель: Вооружение знаниями о народных костюмах.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны;
- закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, техникой аппликации; укреплять межпредметные связи (литература, история, география);
- развитие национального самосознания, повышение самооценки.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Здравствуйте, ребята. (Приложение 6)
Девиз урока «Береги одежку снову, а честь - смолоду».
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Размышляют, выражают свое мнение. Осознают важность избегания поступков оскорбляющих, прежде всего, собственное достоинство. Наличие чести- залог высокой нравственности и целостности личности.)
2. Самоопределение к деятельности. (4 мин)
К стене прикреплены две таблички (Приложение 3). На первой написано, что у меня есть мой народный костюм. На второй написано, что у меня нет народного костюма.
- Встаньте, пожалуйста, задвиньте стулья, подойдите к той надписи, которая Вам подходит в данный момент.
- Поднимите руку вверх, найдите себе пару из другого угла.
Первым говорит тот, у кого темнее волосы.
Задавайте напарнику наводящие вопросы, не забирайте его время.
Время первого участника (30сек). Время второго участника (30 сек).
Время вышло. Поблагодарите напарника. Садитесь, пожалуйста.
Глеб, что сказал твой напарник? Алия, что сказала твоя напарница?
(Выполняют упражнения «Конерс», «Микс-пеа-шеа». Делятся информацией.
Учащиеся способны к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Осознают, что у каждого человека должен быть свой национальный праздничный костюм, для того, чтобы одеть его на праздник, на сцену. Умеют друг друга слушать, задавать наводящие вопросы, благодарить. Бережно и вежливо относятся к партнеру.)
3. Этап актуализации и пробного учебного действия (1 мин)
- Как вы думаете, как звучит тема урока? Какова моя цель на уроке? Какова ваша цель?
(Выражают свое мнение.
Формулируют тему урока, цель (учебную задачу) с помощью учителя(Регулятивные УУД)
Приводят доказательство, моделируют. (Познавательные УУД)
Формулируют познавательную цель с помощью учителя (Познавательные УУД)
Обладают навыками критического мышления, задумываются о наличии скрытых целях собеседника.)
4. Открытие нового знания.(20 мин) (Приложения 1, 4, 5, 7).
Учитель дает информацию о народных костюмах, учитывая национальную принадлежность детей.
Учащийся способен применять полученные знания при создании костюмов.
Ученик имеет развитое национальное самосознание, толерантен.

5. Построение выхода из затруднения. (3 мин)
- В целом, традиционные народные костюмы отличались многослойностью, имели нарядные головные уборы. Как вы думаете, как люди могли в праздничных костюмах трудиться? Удобно ли это?
Учащиеся догадываются или подводятся к мысли, что имели место быть костюмы будничные, праздничные, свадебные.
Приводят доказательство. (Познавательные УУД)
6. Самостоятельная работа по теме урока. Применение нового знания. (12 мин)
Выполнить эскиз русского народного костюма, желательно парный – мужской и женский. При рисовании фигуры человека можно использовать бумажных кукол, шаблоны-силуэты, изготовленные учителем.
Фигуры должны быть крупными, почти во весь лист (А4, А3), располагаться по центру листа, вертикально положенного.
На этом уроке определяется цветовое решение костюма. (Приложение 2)
Развиваются индивидуальные творческие способности обучающихся, формируется устойчивый интерес к творческой деятельности.
Осуществляют контроль и коррекцию результатов деятельности.
7. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.
Экспресс-просмотр завершенных работ.
- Вам хотелось бы поносить костюм в национальных традициях? Куда можно было бы прийти в таком костюме?
Оценивание. Самооценивание
Домашнее задание.

Завершить работу над эскизом народного костюма. Приложение 1. Народная музыка (русская, татарская, чувашская, таджикская, башкирская) представляющая все национальности учащихся класса.
Приложение 2. Бумажные куклы, шаблоны-силуэты.


Приложение 3 .
Надписи прикрепленные к стене
1. Я имею народный костюм.
2. У меня нет народного костюма.

Приложение 4. Слайды и репродукции картин: В. Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри», М. Врубель «Царевна-Лебедь, И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде».
Приложение 5.
Фотогалерея с нарядами разных народов мира.
Таджикский национальный костюм.


Татарский национальный костюм.


Башкирский национальный костюм.


Чувашский национальный костюм.


Русская повседневная одежда.


Грузинская национальная одежда.


Национальная одежда народов Индии.


Национальный китайский костюм.


Приложение 6.
Надпись «Береги одежку снову, а честь - смолоду».
Приложение 7
Народный костюм – это отражение культуры, истории, традиций, и даже быта народа. Предлагаю совершить небольшое путешествие и узнать больше о народных костюмах народов мира. Наш мир населяет огромное количество народов, у которых есть свои традиционные костюмы. О многих из них мы знаем, о других же, к примеру, племенах, никогда не слышали. Но, именно по их наряду можно определить, к какому народу относятся те или иные люди.
Вот взять, к примеру, Грузию – там традиционным костюмом является чоха, в Индии это сари, в Китае – ципао. По костюму можно многое узнать о человеке, его отношение к религии, финансовое состояние и статус.
Все народные костюмы мира имеют свои особенности. В народе издавна к праздникам готовились заранее. Особенно тщательно подбирали наряды, которые в старину делали вручную и передавали из поколения в поколение. У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
– Какими символами древние крестьяне изображали плодородие земли?
Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню (треугольники, ромбы, прямоугольники с точками). Концы плетеных поясов украшались головками ящеров (символ подземно-подводного мира).
Головной убор – очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух, кика или кичка, сорока).
Головной убор, как мы уже отмечали, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Одежда женская средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.
– Слышали ли вы эти названия?
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил.
Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи-«сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
Сарафан надевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), – берегиня. Он оберегал живот.
Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода.
По праздникам поверх надевали навершник из нарядной ткани с вышивкой.
Голову девушек в будни украшала лента-подвязка, а в праздники – коруна. На конце длинной косы – косник из бисера. На шее – бусы, гайтаны из бисера.
Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой.
Порты (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти.
Поверх рубахи надевали зипун, а на голову – шапку из сукна или войлока.
Татарский национальный костюм является ярким выражением народного творчества.Ярче всего национальные особенности татарского костюма прослеживаются в женском наряде. Для традиционного костюма татарок характерен трапециевидный силуэт, сочные цвета, обилие вышивки и украшений. Одежда в большинстве случаев состояла из длинной туникообразной рубашки и распашного верхнего платья с длинными рукавами и приталенной спинкой. Обязательной частью женского наряда был нагрудник, который надевался под рубаху с глубоким вырезом на груди. Под рубашкой носили широкие штаны. Верхнюю одежду богато украшали вышивкой, отделывали ценным мехом, декорировали бусинами и мелкими монетами.
Одежда мужчин также состояла из рубахи, которая была значительно короче женской, и широких штанов, шившихся, как правило, из полосатой ткани. Верхняя мужская одежда была распашной и повторяла силуэт женской, но полы камзола доходили колен, и он часто шился с короткими рукавами или вовсе без рукавов. Бишмет, зимний татарский кафтан, утеплялся ватой или овечьей шерстью. Обязательным атрибутом мужского костюма татар был пояс. Он мог быть домотканым или сшитым из фабричной ткани, реже использовали вязаные пояса.
Женские головные уборы сильно различались в зависимости от возраста их владелиц. Девушки носили калфак – богато украшенный вышивкой и бисером колпак с кисточкой на заостренном конце. Головные уборы замужних татарок закрывали не только волосы, но и шею, плечи и верхнюю часть спины. Пожилые женщины часто носили на голове покрывала, спускавшиеся до поясницы и ниже. Поверх покрывала надевали верхние головные уборы: платки или шапки.
Национальной обувью татар были высокие сапоги из мягкой кожи. Ювелирные украшения использовали и женщины, и мужчины. Мужчины носили печатки, перстни, пряжки для поясов. Традиционными женскими украшениями были закрывающий конец косы накосник, серьги с подвесками, реже – носовые кольца, разнообразные шейные украшения, браслеты и кольца.
Праздничный чувашский женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским и татарским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.
Женский таджикский костюм состоит из платья-рубахи, камзола, штанов и тюбетейки. Платье-рубаха (койлек) шьется из фуляра, жоржета, шелка-туаля нежных тонов (бледно-зеленого, голубого, розового). Головной убор - тюбетейка, богато расшитая блестками и монетками, с газовым шарфом сзади. Обувь - туфли золотистого цвета на среднем каблуке с загнутыми острыми носами. Мужской костюм состоит из рубашки, халата, штанов и чалмы.
Как видите, у каждого народа есть свои традиции, которые касаются и одежды. В представленной галерее вы ознакомились с нарядами разных народов мира.

Тема урока : «Русский народный костюм».
Тип урока: комбинированный
Вид деятельности : индивидуальная, парная, групповая
Предполагаемый результат:
- художественно-творческий:
мини-проект- создание альбома «Народный праздничный костюм»,
создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;
- метапредметный: (УУД)
познавательные действия – умение строить художественный образ;
регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;
коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.
- личностный:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;
умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Цели и задачи:
1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.
3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Материалы для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски.
Материалы и оборудование для учителя: видеоряд - презентация «Народная праздничная одежда», раздаточный материал- выкройки для бумагопластики, опорные карточки «Последовательность выполнения национального праздничного костюма»

Ход урока:

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.

II. Этап “Постановка цели и задач урока» . Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Ответы на вопросы.

IV. Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений» . Постановка художественной задачи.

VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Конспект урока

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

Раньше о женщине говорили:
Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.
- Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?
Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".
О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?
Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:
“Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо”
И еще
А сама-то величава,
Выступает слово пава.
- О каком образе говорится в этой песне?
Дети: В этой песне говорится о русской девушке.
Научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?
Составим схему нашего урока.
- познакомиться с историей костюма
- изучить правила украшения
- выполнить творческую работу
- оценить свою работу

Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?
Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.
Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.
Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Осознание новой темы
Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный праздничный костюм ”
Осознание темы предполагает совместно с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, выбор средств выразительности и материалов и способов работы.
Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного(суконные
Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.
Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.
Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.
III. Этап «Актуализация знаний».
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Что такое орнамент?
Для чего вышивали орнамент?
-Какие символы применяли в орнаментах?
Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Так одевались в центральных районах и на севере России.
Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.
- Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?
И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.
Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".
Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.
Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.
Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.
IV. Физминутка.
Задача: проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.
VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Самостоятельная работа. В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.
Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье, с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».
-Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде?
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.

Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.
Учащиеся работают по трем заданиям: дифференциация в обучении:
1 группа выполняет эскизы в цвете (слабые уч-ся);
2 группа выполняет эскиз сарафана в технике – аппликация;
3группа работает индивидуально и в паре - выполняют объемную фигуру. Техника - бумагопластика. Используется видео-наглядность.
Конечный результат: 1 и 2 группы оформляют альбом (мини - проект) –« Русский женский костюм» и защищают.
3 группа составляет коллективную композицию «Веселый хоровод»-Звучат русские напевы, частушки.
VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.
VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Рефлексия:
мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…
мне захотелось…
Итог урока
Ученики выходят к доске со своими работами.
-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".
Приложение

ОГБОУ «Шацкая кадетская школа – интернат»

по изобразительному искусству в 5 классе


Подготовила и провела

Маркушова Т.Е.

Учитель ИЗО

Цель : Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Задачи:

Обучающая: Формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности. Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по созданию эскизов графическими материалами.

Развивающая: Закрепление знаний об условно-символическом языке народного искусства: знаки и символы, как мифопоэтическое представление человека о мире. Развитие творческого мышления у детей.

Воспитательная: Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству.

Тип урока : комбинированный- урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков.

Оборудование:

Для учащихся: альбом для рисования, карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры.

Для учителя : куклы в костюмах, презентация, карточки с названиями элементов костюма, русская народная музыка.

План урока :

    Организационная часть.

    Вводная беседа по теме.

    Постановка художественной задачи.

    Практическое выполнение задания.

    Подведение итогов.

Ход уроков.

1 урок.

    Организационный момент.

Добрый день ребята!

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

Сегодня мы отправимся на урок-экскурсию в музей.

А вот ответ на вопрос, чему была посвящена экспозиция нашего виртуального музея, вы скажите мне в конце урока, договорились?

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Прослушайте эти строчки:

Рубаха, красный сарафан

и яркий праздничный кафтан.

Всё это - часть нашей страны,

которой так гордимся мы!

Как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворение?(народный костюм)

Куда и для чего люди одевали одежду?

3.Определение темы и целей урока.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о русском костюме?

Итак, кто попробует сформулировать тему урока?

Исходя из темы, сформулируем цели урока:

Познакомимся с …

Научимся отличать…

Научимся использовать…

4.Постановка учебной проблемы.

- Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?

Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Знаете ли вы, из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? А что надо сделать, чтобы узнать об этом?

5.Изучение нового материала.

Нам, россиянам, русского костюма

историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

о быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

(Показывается 2 фото русского женского костюма)

« По одежке встречают…»

Эта известная поговорка пришла из глубины столетий. Тогда нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д.

Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, о них мы сегодня и поговорим.

Основой женского народного костюма была рубаха. « Рубаха» - от древнеславянского «руб»- кусок ткани.

-Рассмотрим орнамент на рубахе, где-то мы его уже встречали?

-Какую роль играла вышивка на рубахе?

-Какие цвета преобладали в народном орнаменте?

- Каково их значение?

Собственную рубаху не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье. На Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс.

Мягкие плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Не случайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шелка, блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, узорными пуговицами, вышивкой.

На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

Сарафан обязательно подпоясывался пояском, и девушки носили на нем съёмные карманы - «лакомники»

-Как вы думаете, что там находилось?

На юге России вместо сарафана поверх рубахи носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу тоже обшивали лентами, тесьмой. Поверх рубахи, поневы надевали передник, который получил название «завеска», «занавеска», «запон». По праздникам поверх понёвы надевали богато украшенную одежду – навершник или шушпан из нарядной ткани, украшенный вышивкой.

Завершал праздничный костюм головной убор.

-Какие русские головные уборы вы уже знаете?

-Есть ли отличие между женским головным убором и девичьим?

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы.

Девушки носили повязки, венцы, коруны, которые скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми.

Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

Самым распространенным видом праздничного головного убора для женщин был кокошник - плотная твердая шапочка, украшенная речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями

В южных районах кокошник называли по-разному: кика, ряска, каблучок. Форма кокошника также была разнообразная.

Мужской костюм был менее затейлив. Он представлял собой сочетание рубахи и портов.

Его основой была рубашка-косоворотка. Шили её из белой, синей или красной ткани. Украшали её вышивкой.

Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного(суконные).

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

6.Творческая практическая деятельность учащихся.

Я предлагаю вам сегодня выступить в роли модельеров и создать эскиз русского костюма для кукол. Но для начала нам нужно нарисовать модель куклы: женскую или мужскую фигуру.

(Ученики работают индивидуально. Индивидуально выбирают материалы для работы.)

7.Итог урока, рефлексия.

Так в какой музей мы совершили путешествие?(в этнографический) а наш выставочный зал посвящён теме(народный праздничный костюм)

Рефлексия:

мне было интересно…

меня удивило…

мне было трудно…

мне захотелось…

2 урок.

    Организационный момент.

А)Проверка готовности учащихся к уроку.

Б) Мобилизующее начало урока.

На доске: 1 2 3 4 5

На доске я написала цифры от 1 до 5. Разве у нас урок математики? Для чего же я их написала цифры?

Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к -5.

Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

2.Актуализация опорных знаний и умений.

Вы любите отгадывать загадки?

Тогда давайте поиграем и заодно вспомним, из каких элементов состоял русский народный праздничный костюм.

1.Меня на тело одевают,

На Руси меня все знают.

Я не топик не папаха

Догадались –

я (рубаха)

2.Очень любят здесь и там

Яркий красный (сарафан)

3.Юбку в клетку я надену.

Очень я люблю ( поневу )

4.На голове я восседаю и о тебе я всё уж знаю.

С тобой не начинаю спор..

Так думал (головной убор)

5.У ребят есть не одни свои удобные (любимые)(штаны)

Скажите, для чего мы изучаем народный костюм? (Для того, чтобы знать традиции своего народа ) .

А в современной жизни нам могут пригодиться эти знания и где? (На основе народного костюма построен современный костюм, в фольклорных ансамблях артисты одеты в народную одежду).

Национальный костюм-это визитная карточка любого народа, именно в народном костюме всегда и везде встречают дорогих гостей других стран и народов.

    Изучение нового материала.

Женщина в русском народном костюме - цветок. Русский женский костюм многослойный, с множеством деталей.

Рязанский костюм был, пожалуй, самым ярким в южных губерниях. В Рязанской губернии так уж повелось издавна: что ни деревня - то новый костюм! Костюм, созданный рязанскими мастерицами, многослоен и красочен. Обилие красного цвета смягчается желтым, облагораживается горизонтально расположенной вышивкой, а ярко-зеленые ленты и великолепное михайловское кружево придают костюму нарядность.

Он состоял из рубахи, понёвы, передника-запона и кички. Женская рубаха была длиннее мужской, ее подол опускался почти до ступней. Чтобы рубаха не мешала при ходьбе, ее подбирали в талии поясом, так что верхняя часть одежды свисала поверх нее. Ворот, рукава и подол отделывались богатой вышивкой.

Поверх рубахи носили понёвы - самые древние юбки из домотканой шерстяной материи. Ткань для понёв могла быть полосатой или клетчатой, разных расцветок.

Важной частью женского костюма был головной убор - сорока, кичка, рога.

Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, - «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» - разновидность этой одежды.

В Шацком уезде Рязанской области костюм состоял из рубахи, сарафана, поневы, навершника и шушпана.

До середины 19 века в Шацком уезде бытовал распашной косоклинный сарафан. В народе такой сарафан называли - « клиник», « сукман»,

« китайка». Шили сарафан из 3-х прямых полотнищ и косых клиньев между ними.

Во второй половине 19 века на смену косоклинному сарафану пришел «прямой сарафан» (прямой, московский)- сшитый из 4-6 полотнищ, собранный в верхней части на обшивку, с лямками. Одевался сарафан поверх рубахи. Рубаха была с поликами – с прямоугольными или трапецевидными вставками.

Понева состояла из четырех полотнищ: три из шерстяной или полушерстяной ткани) сшивались вместе, верхний край собирался на гашнике, а четвертое полотнище (легкая нешерстяная ткань) - «прошва» - соединяла три основных. Такая понева называлась «глухая».

Навершник- глухая наплечная одежда был сшит из белого холста, либо из домотканого сукна. В Шацком районе он назывался – «насовчик», «нагрудник».

Еще раз полюбуйтесь народными костюмами. Как вы думаете, что придает ему необыкновенную красоту? (Одежда украшена вышивкой )

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение.

Какой орнамент и какие цвета применялись в вышивке? Какую функцию несла вышивка?(Ответы учащихся)

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Представьте, что вы на подиуме и демонстрируете новые народные костюмы современных дизайнеров.

Распрямили плечи, утянули живот и плавно двинулись вперед, а затем назад, повернулись, улыбнулись, поклонились, сели. Молодцы!

4. Творческая практическая деятельность учащихся.

Ребята, вот вы и узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. Вам предстоит выполнить эскизы костюмов на ваш выбор. Это могут быть и современные стилизованные ансамбли с элементами народного костюма, и русский народный праздничный костюм со своим авторским орнаментом-оберегом. Работать мы сегодня будем по группам.. Каждая группа будет выполнять свое задание: первая группа - южный комплект одежды, вторая –северный, третья группа выполняет декор мужского костюма.

При выполнении работы используйте шаблоны фигуры человека, выполненные вами на прошлом уроке.

В какой последовательности будем работать?

Этапы работы:

    нарисовать модель куклы (на 1 уроке)

    выбрать вариант костюма

    построить общую форму костюма;

    наметить места украшений и орнамента;

    определить колорит (цвет) костюма;

    выполнить в цвете работу.

Так же как мастерицы на Руси ткали, пряли, вышивали под мелодичные звуки русских народных песен, так и мы попробуем работать под музыку. (Работа выполняется под народную музыку с элементами современной обработки.Группа «Иван Купала» композиция «Кострома», «Коляда», «Пчелы»)

5.Итог урока. Рефлексия.

Ребята, а вы знаете что творение всех людей на свете гениально. Никто и ни когда не сможет понять и отобразить в своей работе содержание нашего урока так же, как вы. И поэтому все ваши работы достойны восхищения. Несите их к доске. Сейчас мы устроим экспозицию. Ещё раз полюбуемся на разнообразие моделей русских костюмных ансамблей. Посмотрите сколько будущих конкурентов Юдашкина и Зайцева находятся в нашем коллективе.

Предлагает оценить свою работу на уроке по 5-балльной системе и отметить это цифрой на нерабочей стороне альбома.