Оноре де бальзак направление в литературе. Жизненный и творческий путь оноре де бальзака, биография

  • 15.06.2019

ЛЕКЦИЯ 12-13

ТВОРЧЕСТВО ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

1. Жизненный путь писателя.

2. Универсальность замысла, тематико - жанровый состав, основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» О. де Бальзака.

3. Идейно-художественный анализ произведений «Эжени Гоанде», «Шагреневая кожа».

1. Жизненный путь писателя

Первая половина XIX века не знала более яркой фигуры, чем ОНОРЕ БАЛЬЗАК (1799-1850) , которого справедливо назвали «отцом современного реализма и натурализма». Его жизнь - живое воплощение тех условий, в которых находился европейский, а особенно, французский писатель XIX века. Бальзак прожил всего 51 год, оставив читателю 96 произведений. Он планировал написать их около 150, но не успел завершить свой грандиозный замысел. Все его произведения связаны между собой сквозными персонажами, которые в одних романах выступали главными, а в других - второстепенными героями.

У Бальзака каждый находит свое. Одним импонировала полнота и слаженность картину мира, которую он обрисовал. Других волновали готические тайны, вписаны в эту объективную картину. Третьи восхищались колоритными характерами, которые создало воображение писателя, поднятыми над действительностью своим величием и своей низостью.

Оноре Бальзак (частицу «де» он присоединил к своей фамилии позже и вполне произвольно) родился 20 мая 1799 года в городе Туре. Его отец Бернар Франсуа - крестьянский сын, который тяжело и долго выбивался в люди, - женился лишь в пятьдесят лет, взяв молодую девушку из богатой семьи (она была моложе его на 32 года). Мать поторопилась сбыть первенца из рук. Малыша отдали в деревню кормилице, в которой он провел 3 года. Мать не часто наведывалась. Светская жизнь и любовная связь с одним из местных аристократов полностью поглотили ее. Даже после возвращения в родительский дом, мать виделась с сыном только по воскресеньям. Детство Оноре было тяжелым и безрадостным. Семья почти не занималась его воспитанием.

Родители считали себя людьми образованными, поэтому не жалели денег для образования своих детей. В 8 лет Оноре отдали на обучение в Вандомський колледж, который стал для него «духовной тюрьмой», потому что здесь царил строгий надзор за воспитанниками, их даже не отпускали домой на каникулы. Все письма перечитывались цензором, прибегали даже до телесных наказаний. Юный Бальзак чувствовал себя в колледже заброшенным и угнетенным, очевидно, потому что учился посредственно и среди воспитателей имел репутацию несобранного и малообдарованого ученика. Здесь он впервые начал писать стихи и увлекся литературой.

Получив среднее образование, с большими трудностями Бальзак записался вольным студентом Парижской школы права. В ноябре 1816 г. он поступил на факультет права Сорбонны, серьеВНО заинтересовался философией и художественной литературой. И вместе с тем ему приходилось работать писарем в конторе нотариуса. Опыт, приобретенный во время службы, стал источником многих сюжетных коллизий в произведениях «Человеческой комедии».

В 1819 г. Бальзак окончил курс юридического факультета и получил степень бакалавра права. Однако Оноре не имел желания прозябать в нотариальной конторе, он захотел стать писателем (это произошло в 1819 году, когда наполеоновские эскапады безвозвратно завершились и страной уже правили реставрированные Бурбоны). Мать и слышать не хотела о такую сомнительную карьеру, но старый Бернар Франсуа неожиданно согласился предоставить сыну что-то вроде двухлетнего испытательного срока. Даже заключил с ним по этому своеобразную сделку, которая предусматривала мизерную денежную помощь; ведь, как писал А.Моруа, «Бальзак родился в семействе, где деньги боготворили».

Когда военного интенданта Бернара-Франсуа Бальзака отправили в отставку, семья поселилась в Вільпарізі, а Оноре остался в Париже, где испытал творческих мук, сидя у себя на чердаке перед чистым листом бумаги. Он хотел стать писателем, не имея малейшего представления, о чем же он будет писать; и взялся за героическую трагедию - жанр его дарованию больше всего противопоказан. Окрыленный надеждами, юноша работал над трагедией «Кромвель», но произведение вышел слабым, второстепенным, сориентированным не на жизнь, а на каноны искусства XVII в. Трагедия не получила признания даже в семейном кругу.

В 1820 - 1821 гг. Бальзак начал работу над романом в письмах «Стени, или философские блуждания», ориентируясь на творчество Ж.-Ж. Руссо и и. В. Гете, а также на опыт личных переживаний и впечатлений. Однако этот труд остался неоконченным: писателю не хватило мастерства и зрелости.

Весна 1822 года принесла ему встречу с женщиной, которая сыграла важную роль в его дальнейшей судьбе. Лара де Берни, крестница Людовика XVI, была замужем и старше Бальзака на 22 года. Это тот ангел дружбы, который сопровождал Оноре в течение 15 лет. Она помогала ему деньгами и советами, была его критиком. Она стала для него тем материнским началом, которое он все детство искал у матери. Бальзак благодарил ей любовью, но это не означало, что хранил верность. Его пассиями редко становились молодые девушки. Не случайно в своем творчестве, исследуя эволюцию женской души с юных лет и до глубокой старости, писатель обратил внимание именно на 30 - летний, «бальзаковский» возраст. Ведь именно в это время женщина, по его мнению, достигает расцвета физических и духовных возможностей, освобождается от иллюзий молодости.

Оноре Бальзак был репетитором детей мадам Берни. «Вскоре Бальзаки начинают кое-что подмечать. Во-первых, Оноре, даже когда он не дает уроков, отправляется в дом Берни и проводит там дни и вечера. Во-вторых, он начал тщательно одеваться, стал дружелюбней, доступней и гораздо приветливей». Когда мать узнала об отношениях мадам Берни с сыном, у нее пробудилось чувство ревности, к тому же скоро в городе начали ходить слухи о частых визитах Оноре. Чтобы оградить сына от этой женщины, мать отправила его к своей сестре.

С 1821 по 1825 г. Оноре де Бальзак сначала в соавторстве с другими, а потом самостоятельно начал писать и выпускать романы, полные тайн, ужасов и преступлений. Он пристроился на чердаке по улице Ледіг"єр и, подбадривая себя кофе, один за одним строчил романы: «Бірагська наследница» (1822), «Последняя фея, или Новая волшебная лампа» (1822) и др. Молодой прозаик подписывал различными псевдонимами и в дальнейшем отказывался включить в собрание своих трудов. Однако ни славы, ни гонораров для безбедной жизни работа не приносила.

В 1836 году, уже будучи известным, он переиздал некоторые из них, но под псевдонимом Орас де Сент-Обен. Хотя псевдоним был не более чем секретом, Бальзак так и не решился издать эти книги за свои. Он писал в 1842 году в «Предисловии к «Человеческой комедии»»: «.. .я должен обратить внимание читателей на то, что признаю своими только те произведения, которые вышли под моей фамилией. Кроме «Человеческой комедии», мне принадлежат только «Сто игривых рассказов», две пьесы и несколько статей - а впрочем, они все подписаны».

У исследователей не раз возникал соблазн совсем не брать во внимание ранние произведения писателя. И вряд ли стоит этому искушению поддаваться. Без них образ писателя не стал бы полным. Кроме того, они стали для него своеобразным испытательным полем.

На какое-то время Оноре Бальзак вообще превратился в литературного поденщика, не гнушался никаким заказом, которое приносило деньги. А те деньги были на то время немалые (тем более для начинающего литератора, никому не известного, анонимного), и семья перестала считать, что Оноре тратил время на глупости. Сам он, однако, был недоволен, потому что надеялся, что литературный труд сразу принесет ему грошістатки, славу и власть. И молодой Бальзак, подталкиваемый пылким нетерпением, прибег к коммерческих спекуляций: начал издавать классиков, купил типографию, а затем и словолитню. Этой деятельности он посвятил почти три года - с 1825 по 1828-й, а в результате - банкротство и огромный долг, который частично покрыла иметь, а частично уже немолодая любовница госпожа де Берни. Но полностью своего долга Оноре так и не избавился до конца дней, ибо с течением времени только увеличивал его.

«Для Бальзака, - писал еще один его биограф, Стефан Цвейг, - Мидаса наоборот (ибо все, к чему он прикасался превращалось не на золото, а на долги) - все и всегда заканчивалось финансовым крахом...». Он еще неоднократно пускался в авантюры (издавал газеты и журналы, покупал акции заброшенных серебряных рудников, с целью заработка работал для театра), и все с одинаковым результатом: вместо золота - долги, которые постепенно выросли до цифр действительно астрономических.

Во второй иол. 20-х гг. XIX в. в парижской прессе появились статьи и очерки Бальзака, которые представляли собой талантливые зарисовки типичных характеров и сценки из жизни разных слоев французского общества. Многие из них стали основой для образов и ситуаций в произведениях «Человеческой комедии».

«Последний шуан, или Бретань в 1800 году» (1829) - первое произведение Бальзака, подписанный его фамилией (он вообще называл этот роман своим первым произведением), - вышел в свет за год до «Красного и черного» Стендаля. Но «Красное и черное» - шедевр, большой памятник нового реализма, а «Последний шуан» - нечто среднее, незрелое.

Бесспорно, Стендаль и Бальзак - очень разные художественные индивидуальности. Творчество первого - это прежде всего две вершины: «Красное и черное» и «Пармский монастырь». Если бы он даже ничего больше не писал, то все равно остался бы Стендалем. У Бальзака были вещи, которые удались ему лучше, а некоторые хуже. И все же прежде всего он - автор «Человеческой комедии» как целого. Он знал и сам об этом говорил: «Произведение, над которым работает автор, получит в будущем признание, прежде всего благодаря широте своего замысла, а не ценности отдельных деталей».

Настоящая бальзаківська творчество началась на пороге революции 1830 года, которую писатель принял, однако очень быстро понял, что народ обманут. И все же значительная часть его произведений раскрыла тему Реставрации («Гобсек», «Шагреневая кожа», «Полковник Шабер», «Отец Горио», «Музей древностей», «Блеск и нищета куртизанок»).

В 1833 г. увидел свет роман «Евгения Гранде», который определил новую эпоху в творческом развитии О. де Бальзака. Предметом изображения в новом произведении стала буржуазная повседневность с ее внешним и реальным течением. Сразу же после публикации книги в Бальзака возник замысел об объединении всех своих произведений в эпопею.

В 1834 г. в квартире Бальзака нашел временный приют Жюль Сандо, отторгнут спутник Авроры Дюпен. Писатель предложил ему должность секретаря. Сандо стал свидетелем званых обедов. Но через полтора года он сбежал от Бальзака, потому что считал, что лучше умереть с голоду, чем так работать.

После 30-ти лет Бальзак начал мечтать о браке с знатной, красивой, молодой и богатой женщиной, что помогло бы ему наладить свои финансовые и личные проблемы.

В 1832 г. он получил письмо с одесским штампом, который был подписан «Чужестранка». Тайным корреспондентом оказалась графиня Эвелина Ганская (от рождения Ржевусская), которая принадлежала к известной польской семьи и была моложе Оноре всего на год. Она была замужем за Венуеславом Ганским, состоятельным помещиком в Волыни. Переписка скоро переросло в любовь, которому суждено было продолжаться вплоть до смерти писателя. На первый взгляд, Ганская не занимала в жизни Бальзака особого места. В промежутках между встречами с любимой, которые происходили то в Швейцарии, то в Германии, то в Италии, Бальзак ухаживал за женщин, писал романы... Однако все изменилось, когда в 1841 г. Эвелина стала вдовой. Все больше времени они проводили вместе. Бальзак часто ездил в Россию, Украину, в имение Эвелины. В 1845 г. он был очень потрясен известием о ее беременности. В мечтах писатель видел себя отцом, ничуть не сомневаясь, что у него будет сын. Художник даже назвал его Виктор-Оноре и начал строить планы на будущее. Но мечтам не суждено было осуществиться, потому что ребенок родился 6-месячным и умерла. 14 марта 1850 г. Бальзак и Ганская обвенчались в Бердичеве. Она прекрасно знала, что ее ждал уход за больным мужем и положение вдовы писателя, и все же дала согласие на брак.

В 1835 г. после публикации романа «Батюшка Горио» к писателю пришла настоящая слава и признание. Появлялись одна за другой новеллы и романы. Начало 30-х гг. ознаменован не только интенсивной литературной деятельностью Бальзака. Его успехи открыли перед ним двери аристократических салонов, что тешило его самолюбие. Стабилизировались материальные дела, сбылись давние мечты о дом, карету, сапожника. Художник жил широко и свободно.

Когда пришла слава, когда он стал властителем дум, его огромные гонорары уже не могли ничего изменить. Деньги исчезали, еще не появившись в кошельке; сожрать долгами, они сыпались, словно в пропасть, не удовлетворяя и малой части кредиторов. Великий Бальзак убегал от них, словно легкомысленный повеса, а однажды (хоть и ненадолго) даже попал в долговую тюрьму.

Все это кардинально изменило его жизнь. Чтобы погасить долги, ему приходилось работать с лихорадочной скоростью (примерно за два десятка лет он написал 74 романов, множество рассказов, очерков, пьес, статей), а чтобы поддерживать славу избалованного успехом платежеспособного денди - залезать в долги снова и снова.

Однако Оноре и не искал выхода из этого замкнутого круга. Видимо, вечная спешка, атмосфера все большего числа падений и авантюр были непременными условиями его существования, и только при таких обстоятельствах, наверное, и мог проявиться бальзаковский гений. Итак, сначала Бальзак вполне трезво поставил себе цель стать писателем и лишь потом, «после десятилетних поисков наугад.. открыл свое истинное призвание». Он писал по 12 - 14 часов в день без перерыва в состоянии почти сомнамбулическом, превращая ночь в день и борясь со сном и усталостью с помощью гигантских порций черного кофе; кофе в конце концов и свела его в могилу.

40-е годы XIX в. - последний период творчества Бальзака и не менее значительный и плодотворный. Вышло 28 новых романов прозаика. Однако с осени 1848 г. он работал мало и почти ничего не печатал, потому что состояние его здоровья резко ухудшилось: болезни сердца, печени, сильные головные боли. Могучий организм творца «Человеческой комедии» был сломлен непосильным трудом. Бальзак собственно сгорел в труде, дожив почти до 50-ти лет. Это произошло 18 августа 1850 г. Однако выводом его творческой деятельности и мастерства стала «Человеческая комедия», которая принесла ему настоящее признание и бессмертие в веках.

В надгробной речи В. Гюго сказал: «Этот могучий и неутомимый труженик, этот философ, этот мыслитель, этот гений прожил среди нас жизнь, полную грез, борьбы, сражений - жизнь, которой во все времена живут все великие люди».

2. Универсальность замысла, тематико - жанровый состав, основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» О. де Бальзака

Круг литературных интересов О. де Бальзака было свидетельством того, что он чувствовал потребность в выработке собственного аргументированного взгляда на мир. Результатом таких поисков стало формирования философского фундамента будущей грандиоВНОй эпопеи Бальзака: концепция мира и человека, реализованная в «Человеческой комедии» еще до того, как он подошел к ее созданию.

«Поздравьте меня. Ведь только испортилось, что я - гений», - так, по воспоминаниям сестры Бальзака Сюрвиль, сам писатель возвестил о появлении нового замысла, аналогов которому не было в мировой литературе. В 1833 г. он открыто заявил о желании объединить свои романы в одну эпопею. СвоеобраВНОй чертой, которая символизировала начало создания новой книга, стал роман «Отец Горио», который автор окончил в 1835 г. Начиная с этого произведения, Бальзак стал систематически брать имена и характеры героев из своих предыдущих произведений.

Власть золота стала одной из сквозных тем мировой литературы. Почти все выдающиеся писатели XIX-XX вв. обращались к ней. Не стал исключением и выдающийся французский прозаик Оноре де Бальзак, автор цикла романов под общим названием «Человеческая комедия», который он писал более 20 лет. В этих произведениях писатель стремился воплотить художественное обобщение жизни французского общества периода 1816-1848 гг.

Связь прозы художника с реальной жизнью Франции эпохи Реставрации сложный и многочисленный. Он умело переплітав упоминания о исторические детали и реальные события с фамилиями героев «Человеческой комедии» и описанными в ней событиями. Но Бальзак не имел целью воссоздать точную копию действительности. Он не скрывал, что на том, какой предстала в «Человеческой комедии» Франция, лежал отпечаток его представлений о смысле и содержании человеческой жизни и истории цивилизации в целом. Но можно точно сказать, что он последовательно реализовал в своем творчестве гуманистический взгляд на историю цивилизации. История морали, которую написал Бальзак, - это история, увиденная через людей со всеми их мечтами, страстями, горем и радостями.

Писатель решил в своих произведениях показать как можно более широкую панораму жизни Франции своей эпохи, но впоследствии убедился, что это невозможно осуществить в рамках одного романа. Так начал складываться цикл, который в 1842 г. получил название «Человеческая комедия».

«Божественная комедия» Данте

«Человеческая комедия» Бальзака

По форме это произведение - своеобраВНОе путешествие в потусторонний мир, осуществлена поэтом в художественном воображении, видении

По форме - изображение жизни Франции во всех его проявлениях

Цель произведения - указать средневековой человеку и всему человечеству путь к спасению

Цель комедии - стремление объяснить закономерности человеческой действительности

Назван комедией, потому что начинался печально, но имел счастливый конец

Назван комедией, потому что показал концепцию человеческого мира с самых разных сторон

Жанр - поэма

Проблематично определить жанр. Чаще всего встречается два определения: цикл романов и эпопея

Разделена на три части («Ад», «Чистилище», «Рай») - это три мира, где время жил Данте: реальная жизнь, чистилище внутренней борьбы и рай веры

Разделена на три части, каждая из которых включала определенные произведения

Поскольку план бальзаківської эпопеи вызревал постепенно, то и принципы классификации произведений, которые вошли в нее, многократно менялись. Изначально художник планировал назвать главную работу своей жизни «Социальные этюды», но впоследствии «Божественная комедия» Дайте навела его на другую мысль относительно названия произведения. ГрандиоВНОе произведение требовал величественной названия. Она пришла к писателю не сразу, а гораздо позже (по аналогии с «Божественной комедии» Данте). Трагедия XVIII в. сменилась комедией середины XIX в. Сам писатель так объяснял выбранную название: «Огромный размах плана, одновременно охватывает историю и критику общества, анализ его недостатков и обсуждение его основ позволяет, я думаю, дать ему тот заголовок, под которым он появится, - «Человеческая комедия». Или претенциозный он, только правильный? Это решат сами читатели, когда работа будет закончена».

Первым шагом на пути к «Человеческой комедии» стало обращение Бальзака к жанру «физиологического очерка», который не имел ничего общего с физиологией в медицинском понимании этого слова. То было своеобраВНОе исследование определенных социальных явлений. «Физиологический очерк» - художественная публицистика, затрагивающая современные темы и разрабатывала богатый материал социально-бытовых и психологических наблюдений.

Первые наброски грандиоВНОго труда появились с 1833 года («Шагреневая кожа»), работа над последними страницами закончилась незадолго до смерти автора («изнанка современной истории», 1848). В 1845 г. писатель составил список всех произведений «Человеческой комедии», который насчитывал 144 названия. Но реализовать свой замысел в полном объеме он не успел.

В письме к госпоже Карро он писал: «Мое произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные состояния, он должен воплотить все социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни один образ жизни, ни одна профессия, ни чьи-либо взгляды, ни одна французская провинция, ни хотя бы что-нибудь из детства, старости, зрелого возраста, с политики, права или военных дел не оказались забытыми».

Явлениям обыденным - и тайным, и явным, - а также событиям личной жизни, их причинам и першоосновам Бальзак предоставил не меньшего веса, чем историки придавали событиям общественной жизни народов. «Это нелегкий труд - описать 2 - 3 тысячи людей, которые чем-то выделяются на фоне своей эпохи, ибо примерно столько наберется в конечном итоге типов, которые представляют каждое поколение, и «Л. к.» вместит в себе их всех. Такое количество лиц, характеров, такое множество судеб нуждалась в определенных рамок и - да простят меня за это высказывание - галерей».

Общество, которое стало плодом творческой энергии писателя, обладало всеми признаками реальности. Из одного произведения в другое переходили «общие персонажи», которые, наряду с всеобщностью творческого метода и авторской концепции, укрепляли замысел писателя, придавая ему масштабности архитектурного сооружения. Постепенно у Бальзака появились свои врачи (Б"яншон, Деплен), сыщик (Корантен, Перад), адвокаты (Дервіль, Дерош), финансисты (Нусінген, братья Келлеры, дю Тийе), ростовщики (Гобсек, Пальме, Бидо), знать (Лістомери, Кергаруети, Монфріньєзи, Гранльє, Ронкеролі, Рогани) и т.д.

Постичь грандиоВНОсть общего замысла Бальзака позволила «Предисловие к «Человеческой комедии». «Первоначальная идея «Человеческой комедии» предстала передо мной как мечта, как один из тех туманных замыслов, их растишь, но отчетливо представить себе не можешь...».

Основные положения «Предисловия...»

Идея этого произведения родилась в результате сравнения человечества с животным миром.

Стремление найти в обществе единый механизм, поскольку оно, по его мнению, похоже на Природу.

Писатель выделял три формы бытия человека: «мужчины, женщины и вещи».

Главная идея замысла - дать огромную панораму общества на основе закона эгоизма.

Бальзак не исповедовал руссоїстських идей о «природную доброту человека».

«Человеческая комедия» разделена на три части, каждую из которых Бальзак назвал этюдами (вивченнями): «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». Центральное место в ней заняли «Этюды об обычаях», которые писатель разделил на разные сцены жизни. Эта схема носила условный характер, некоторые произведения переходили из одного раздела в другой. Согласно схеме автор расположил свои романы таким образом (важнейшие произведения):

1. «Этюды о нравах».

А) Сцены частной жизни. «Дом кошки, играющей в мяч», «Бал в Со», «Супружеская согласие», «Побочная семья», «Гобсек», «Силуэт женщины», «30-летняя женщина», «Полковник Шабер», «Покинутая женщина», «Отец Горио», «Брачный контракт», «Обедня безбожника», «Дочь Евы», «Беатриса», «Первые шаги в науку».

Б) Сцены провинциальной жизни. «Евгения Гранде», «Прославленный Годиссар», «Провинциальная муза», «Старая дева», «Пьєретта», «Жизнь холостяка», «Утраченные иллюзии».

В) Сцены парижской жизни. «История тринадцати», «Блеск и нищета куртизанок», «Фачино Кане», «Деловой человек», «Принц богемы», «Кузина Бетта».

Г) Сцены политической жизни. «Изнанка современной истории», «Темное дело», «Эпизоды эпохи террора».

Д) Сцены военной жизни. «Шуани», «Страсть в пустыне».

Е) Сцены сельской жизни. «Сельский врач», «Сельский священник», «Крестьяне».

2. «Философские этюды».

«Шагреневая кожа», «Прощенный Мельмот», «Неведомый шедевр», «Проклятое дитя», «Поиски Абсолюта», «Прощай», «Палач», «Эликсир долголетия».

3. «Аналитические этюды».

«Философия брака», «Мелкие невзгоды супружеской жизни».

«Этюды о нравах» составляли общую историю общества, где собрано все события и деяния. Каждый из шести разделов соответствовал одной из главных мыслей. Каждый имел свой смысл, свое значение и охватил определенный период человеческой жизни:

«Сцены частной жизни изображают детство, юность и свойственные этому возрасту ошибки.

Сцены провинциальной жизни подают страсти в их зрелом возрасте, описывая расчеты, интересы и амбиции.

Сцены парижской жизни рисуют картину вкусов, пороков и неуемных проявлений жизни, связанные с обычаями, которые процветают в столице, где одновременно можно встретить и неповторимое добро, и неповторимое зло.

Сцены политической жизни отражают интересы многих или всех - то есть речь идет о жизни, что течет будто не в общем русле.

Сцены военной жизни показывают грандиозную картину Общества в состоянии наивысшего напряжения, когда оно выходит за пределы своего существования - когда защищается от вражеского нашествия или отправляется в завоевательные походы.

Сцены деревенской жизни - это как вечер долгого дня. В этом разделе читатель впервые встретит самые чистые характеры и будет показано, как нужно воплощать в жизнь высокие принципы порядка, политики и морали».

Трудно назвать все темы произведений Оноре де Бальзака. К вниманию автор взял, казалось бы, антихудожні темы: обогащение и банкротство торговца, история имения сменил владельца, спекуляция земельными наделами, финансовые аферы, борьба вокруг завещания. В романах именно эти главные события и определили отношения родителей - детей, женщин - мужчин, любовников - любовниц.

Главная тема, объединившая произведения Бальзака в одно целое, - стремление объяснить закономерности действительности. Автора интересовали не только конкретные темы и проблемы, но и взаимосвязь этих проблем; не только отдельные страсти, но и формирование человека под влиянием среды.

Эти методы позволили писателю сделать в книге определенные выводы о деградации человека в буржуаВНОм обществе. Однако он не абсолютизировал влияние среды, а подводил героя к самостоятельному выбору своего жизненного пути.

Объединило такое огромное количество произведений и действующих лиц следующее: Бальзак разработал важный мотив человеческих поступков - стремление к обогащению.

Внутренняя построение «Человеческой комедии» такова, что большие романы и повести чередовались в ней с новеллами-«перекрестками» - «Принц богемы», «Деловой человек», «Комедианты неведомо для себя». Это, скорее, невольно написаны этюды, основная ценность которых - встреча с хорошо известными писателю персонажами, которых на короткое время вновь объединила интрига.

«Человеческую комедию» писатель строил по принципу цикличности: большинство персонажей переходили из произведения в произведение, выступая главными действующими лицами в одних и эпизодическими - в других. Бальзак смело отказался от сюжета, где биография того или иного героя давалась полностью.

Таким образом, важный композиционный принцип «Человеческой комедии» - взаимодействие и взаимосвязь различных частей цикла (например, действия «Гобсека» и «Отец Горио» происходили почти одновременно, был у них и общий персонаж - Анастази де Ресто - дочь отца Горио и жена графа де Ресто).

Очень проблематично точно и однозначно определить жанр этого произведения. Чаще всего дано два определения: цикл романов и эпопея. Вряд ли их можно отнести к «Человеческой комедии». Формально - это цикл романов, точнее - произведений. Но у многих из них отсутствуют средства связи между собой - например, ни сюжеты, ни проблематика, ни общие герои не связали между собой романы «Шуани», «Крестьяне», «Блеск и нищета куртизанок» и повесть «Шагреневая кожа». И таких примеров немало. Определение «эпопея» тоже лишь частично касается «Человеческой комедии». Для эпопеи, в современном ее виде, характерно наличие стержневых героев и общего сюжета, чего не было у Бальзака.

Наиболее сложный вариант циклического единства - это объединение в рамках одного замысла произведений разных жанров (романов, рассказов, новелл, очерков, повестей). В этом случае огромный жизненный материал, огромное количество персонажей, масштабность обобщений писателя также позволили говорить о эпопею. Как правило, в таком контексте в первую очередь вспоминают о «Человеческую комедию» Бальзака и о «Ругон-Маккари» Е. Золя, созданных под влиянием бальзаковского шедевра.

3. Идейно-художественный анализ произведений «Эжени Гранде», «Шагреневая кожа»

В 1831 г. Бальзак опубликовал роман «Шагреневая кожа», который «должен был сформулировать современность, наша жизнь, наш эгоизм». Главная тема произведения - тема талантливого, но бедного молодого человека, которая потеряла мечты юности в столкновении с эгоистичным и бездуховным буржуазным обществом. Уже в этой книге была очерчена главная черта творчества писателя - фантастические образы не противоречили реалистичному отображению действительности, а, наоборот, придавали особой интриги и философских обобщений рассказы.

Философские формулы раскрыты в романе на примере судьбы главного героя Рафаэля де Валантена, поставленного перед дилеммой века: «желать» и «мочь». Заражен болезнью времени, Рафаэль, который изначально выбрал путь ученого, откажись от него ради блеска и наслаждений светской жизни. Пережив полный крах в своих честолюбивых намерениях, отторгнут женщиной, которой так увлекался, оставшись без минимальных средств к существованию, герой уже был готов покончить жизнь самоубийством. Именно в это время судьба свела его с удивительным стариком, антикваром, который вручил ему всесильный талисман - шагреневую кожу, для владельца которой желание и возможности становились реальностью. Однако расплатой за все желания жизнь Рафаэля, которое очень быстро стало всплывать вместе с уменьшением размера шагреневой кожи. Выход из данной ситуации для героя был только один - утолить все желания.

Так в романе раскрыты две системы бытия: жизнь, полная наслаждений и страстей, которое привело к уничтожению человека, и жизнь аскетическую, единственным удовольствием которого были знания и потенциальная мощь. Бальзак изобразил как сильные, так и слабые стороны обеих этих систем на примере образа Рафаэля, который сначала почти не погубил себя в русле страстей, а затем медленно умирал в «растительном» существовании без желаний и эмоций.

«Рафаэль мог все, но не совершил ничего». Причина тому - эгоизм героя. Желая иметь миллионы и получив их, Рафаэль, ранее переполнен желаний и грез, сразу же переродился: «глубоко эгоистическая мысль вошла в самую его суть и поглотила для него вселенная».

Все события в романе строго мотивированы естественным стечением обстоятельств: Рафаэль, получив шагреневую кожу, сразу пожелал развлечений и оргий, и в тот же миг наткнулся на своего давнего приятеля, который пригласил его на «роскошную вечеринку в дом Тайфера; там герой случайно встретился с нотариусом, который уже две недели разыскал наследника умершего миллионера, им и оказался Рафаэль, и т.д. Итак, фантастический образ шагреневой кожи выступил «средством сугубо реалистического отражения переживаний, настроений и событий» (Гете).

В 1833 г. увидел свет роман «Эжени Гранде». Предметом изображения в новом произведении выступила буржуазная обыденность с ее привычным ходом событий. Место действия - типичное для французской провинции городок Сомюр, которое раскрыто на фоне соперничества двух родовитых семейств города - Крюшон и Грассенів, что спорили за руку героини романа Эжени, наследницы многомиллионного имущества «батюшки Гранде».

Главный герой романа - отец Эжени. Феликс Гранде - образ провинциального богача, личность исключительная. Жажда денег заполонила его душу, уничтожил в нем все человеческие чувства. Известие о самоубийстве брата оставила его совершенно равнодушным. В судьбе осиротевшего племянника он не принимал никакой семейной участия, быстро отправив его в Индию. Жену и дочь скряга оставил без самого необходимого, економивши даже на визитах врача. Своей привычной безразличия к умирающей жены Гранде изменил лишь после того, как узнал, что ее смерть грозила распределением имущества, поскольку именно Эжени была законной наследницей матери. Единственная, к кому он по-своему был не безразличен, - дочь. И то только потому, что видел в ней будущую берегиню накопленных богатств. «Береги злато, береги! Ты дашь мне ответ на том свете,» - таковы последние слова отца, обращенные к ребенку.

Страсть к накоплению не только дегуманізувала Феликса Гранде, в ней причины преждевременной смерти жены и потерянного жизни Эжени, которому отец отказал в естественном праве любить и быть любимой. Страстью объяснялась и печальная эволюция Шарля Гранде, который пришел в дом дяди неиспорченным юношей, а вернулся из Индии жестоким и жадным, потеряв лучшие черты своего «я».

Выстраивая биографию Гранде, Бальзак в широкой экспозиции аналитически разоблачил «корни» деградации героя, тем самым проведя параллель с буржуазным обществом, которое утверждала с помощью золота свое величие. Этот образ нередко сравнивали с образом Гобсека. Но жажда наживы у Гобсека и Гранде носила различный характер: если у Гобсека культ золота вкладывался в философское осмысление величия богатства, то Гранде просто любил деньги ради денег. Реалистичный образ Феликса Гранде не наделен и романтическими чертами, которые одиночно пробивались в Гобсекові. Если сложность натуры Гобсека в чем-то импонировала Бальзаку, то батюшка Гранде в своей примитивности никаких симпатий у писателя не пробудил.

Сомюрському миллионеру противопоставлена его дочь. Именно Эжени с ее равнодушием к золоту, высокой духовностью и стремлением к счастью решила вступить в конфликт с отцом. Истоки драматической коллизии - в любви героини к ее юного кузена Шарля. В борьбе за Шарля - любимого и влюбленного - она проявила редкую настойчивость и дерзость. Но Гранде пошел хитрым путем, отправив племянника за золотом в далекую Индию. Если счастье Эжени так и не пришло, то причиной тому стал сам Шарль, предав юношеской любви ради денег и социального положения. Потеряв с любовью смысл жизни, внутренне опустошенная Эжени в конце романа продолжала существовать, будто выполняя завет отца: «Не смотря на 800 тыс. ливров дохода, она живет так же, как жила раньше бедная Эжени Гранде, топит печь в своей комнате только в те дни, когда позволял ей отец... Всегда одета, как одевалась ее мать. Сомюрський дом, без солнца, без тепла, постоянно наполнен меланхолии - отражение ее жизни».

Вот такой грустной предстала история Эжени - женщины, созданной природой для счастья быть женой и матерью. Но через свою духовность и непохожесть на других, за деспота-отца она «...не получила ни мужа, ни детей, ни семьи».

Творческий метод писателя

Введены бальзаковские герои: яркие, талантливые, неординарные личности;

Склонность к контрастам и преувеличений;

Бальзак над персонажем работал в три этапа:

Набросал образ человека, отталкиваясь от кого-то из своих знакомых или из литературы,

Собирал весь материал в единое целое;

Персонаж стал воплощением какой-то определенной страсти, идеи, которая и придавала ему определенной формы;

Все, что происходило в его произведениях - это результат многочисленных причин и последствий;

Значительное место в произведениях отводилось описаниям.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему Оноре де Бальзака называют «отцом современного реализма и натурализма»?

2. Раскройте основной замысел писателем «Человеческой комедии».

3. Что объединяет такую массу произведений Бальзака в одно целое?

4. Какие основные принципы построения эпопеи «Человеческая комедия» ?

). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778-1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукнами.

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В -1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже , в - - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвёртого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо , Монтескье , Гольбаха , Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер », «Лилия в долине » и в других.

Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг - результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал вести усердную трудовую жизнь, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.

В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы , аристократия , духовенство ; различные социальные институты: семья , государство , армия .

Награждён орденом Почетного легиона (1845).

Умер от гангрены, развившейся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, - предположительно, артериита .

Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез . «Хоронить его вышли все писатели Франции ». От часовни, где с ним прощались, до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб были Александр Дюма и Виктор Гюго .

Состав «Человеческой комедии»

Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии .

«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив - победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.

Оноре де Бальзак в Российской империи

Творчество Бальзака нашло своё признание в России ещё при жизни писателя. Многое печаталось отдельными изданиями, а также в московских и петербургских журналах, почти сразу после парижских публикаций - в течение 1830-х годов . Однако, некоторые произведения были под запретом.

Первое собрание сочинений Бальзака на русском языке, в двадцати томах, вышло в 1896-1899 годы .

Оноре де Бальзак и Эвелина Ганская

В 1832 году Бальзак заочно познакомился с Эвелиной Ганской , которая вступила с писателем в переписку, не открывая своего имени. Бальзак встретился с Эвелиной в Невшателе, куда она приехала со своим мужем, владельцем обширных поместий на Украине, Венцеславом Ганским. В 1842 году Венцеслав Ганский умер, однако его вдова, несмотря на многолетний роман с Бальзаком, не выходила за него замуж, так как хотела передать наследство мужа своей единственной дочери (вступив в брак с иностранцем, Ганская лишилась бы своего состояния). В 1847-1850 годах Бальзак гостил в поместье Ганской Верховня (ныне - село в Ружинском районе Житомирской области , Украина). Бальзак обвенчался с Эвелиной Ганской 2 марта 1850 года в городе Бердичеве , в костёле Святой Варвары, после свадьбы супруги уехали в Париж. Сразу же по приезде домой Бальзак заболел, и Эвелина ухаживала за мужем до последних дней.

В неоконченном «Письме о Киеве», частных письмах оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды , Радзивилов , Дубно , Вишневец и др. Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.

Память

Кинематограф

О жизни и творчестве Бальзака сняты художественные кинофильмы и телесериалы, в том числе:

  • - «Ошибка Оноре де Бальзака», СССР, режиссёр Тимофей Левчук .
  • - «Большая любовь Бальзака», Польша-Франция, режиссёр Войцех Соляж.
  • - «Бальзак» , Франция-Италия-Германия, режиссёр Жозе Дайан.

Музеи

Существует несколько музеев, посвященных творчеству писателя, в том числе и в России. Во Франции работает дом-музей в Париже и музей Бальзака в замке Саше долины Луары .

Филателия и нумизматика

  • В честь Бальзака были выпущены почтовые марки многих стран мира.

Собрания сочинений

  • Oeuvres complètes, 24 vv., P., - , Correspondence, 2 vv., P.,
  • Lettres à l’Étrangère, 2 vv.; P., -
  • Собр. соч., т. 1-24. - М., ;

Произведения

Романы

  • Беатриса (1839)
  • Баламутка (1842) / La Rabouilleuse (фр.) / Black sheep (en) / альтернативные названия: «Паршивая овца» / «Жизнь холостяка»
  • Утраченные иллюзии (I, 1837; II, 1839; III, 1843)
  • Крестьяне (1844)

Повести и рассказы

  • Брачный контракт (1830)
  • Прощай! (1830)
  • Загородный бал (1830)
  • Супружеское согласие (1830)
  • Сарразин (1830)
  • Красная гостиница (1831)
  • Покинутая женщина (1832)
  • Красавица Империи (1834)
  • Невольный грех (1834)
  • Наследник дьявола (1834)
  • Жена коннетабля (1834)
  • Спасительный возглас (1834)
  • Ведьма (1834)
  • Настойчивость любви (1834)
  • Раскаяние Берты (1834)
  • Наивность (1834)
  • Замужество красавицы Империи (1834)
  • Прощённый мельмот (1835)
  • Обедня безбожника (1836)
  • Пьер Грассу (1840)
  • Мнимая любовница (1841)

Экранизации

  • Полковник Шабер (Le Colonel Chabert, 1994, Франция)
  • Ошибка Оноре де Бальзака (СССР, 1968)
  • Большая любовь Бальзака - польско-французский телесериал, 1973 г.
  • Не стоит трогать топор (Франция-Италия, ), по мотивам повести «Герцогиня де Ланже»

См. также

  • Бернар, Шарль де - друг и ученик Бальзака.

Напишите отзыв о статье "Бальзак, Оноре де"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Энциклопедический лексикон : В 17 тт. - СПб. : Тип. А. Плюшара, 1835. - Т. IV: Б-БАР. - С. 177.
  • Дежуров А. С. Художественный мир О. де Бальзака (на материале романа «Отец Горио») // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. - М., . - С. 278-303.
  • Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. - М., 1967.
  • Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. - М., 1957.
  • Реизов Б. Г. Бальзак. - Л., 1960;
  • Сиприо П. Бальзак без маски. - М.: Молодая гвардия. (Серия «ЖЗЛ»). - 2003. - ISBN 5-235-02516-4 .
  • Сухотин П. С. Бальзак - 1934 год. - 368 с. (Серия «ЖЗЛ»).
  • Чернышевский Н. Г. // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: в 15 т. - М ., 1947. - Т. 3 . - С. 369–386 .
  • Цвейг С., Бальзак, 2 изд. - М ., 1962;

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 . В статье использован текст Исаака Нусинова , перешедший в общественное достояние .

Отрывок, характеризующий Бальзак, Оноре де

– Где он? – спросила она еще раз, обращаясь ко всем.
– Он внизу, Наташа с ним, – отвечала Соня, краснея. – Пошли узнать. Вы, я думаю, устали, княжна?
У княжны выступили на глаза слезы досады. Она отвернулась и хотела опять спросить у графини, где пройти к нему, как в дверях послышались легкие, стремительные, как будто веселые шаги. Княжна оглянулась и увидела почти вбегающую Наташу, ту Наташу, которая в то давнишнее свидание в Москве так не понравилась ей.
Но не успела княжна взглянуть на лицо этой Наташи, как она поняла, что это был ее искренний товарищ по горю, и потому ее друг. Она бросилась ей навстречу и, обняв ее, заплакала на ее плече.
Как только Наташа, сидевшая у изголовья князя Андрея, узнала о приезде княжны Марьи, она тихо вышла из его комнаты теми быстрыми, как показалось княжне Марье, как будто веселыми шагами и побежала к ней.
На взволнованном лице ее, когда она вбежала в комнату, было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желанья отдать себя всю для того, чтобы помочь им. Видно было, что в эту минуту ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему не было в душе Наташи.
Чуткая княжна Марья с первого взгляда на лицо Наташи поняла все это и с горестным наслаждением плакала на ее плече.
– Пойдемте, пойдемте к нему, Мари, – проговорила Наташа, отводя ее в другую комнату.
Княжна Марья подняла лицо, отерла глаза и обратилась к Наташе. Она чувствовала, что от нее она все поймет и узнает.
– Что… – начала она вопрос, но вдруг остановилась. Она почувствовала, что словами нельзя ни спросить, ни ответить. Лицо и глаза Наташи должны были сказать все яснее и глубже.
Наташа смотрела на нее, но, казалось, была в страхе и сомнении – сказать или не сказать все то, что она знала; она как будто почувствовала, что перед этими лучистыми глазами, проникавшими в самую глубь ее сердца, нельзя не сказать всю, всю истину, какою она ее видела. Губа Наташи вдруг дрогнула, уродливые морщины образовались вокруг ее рта, и она, зарыдав, закрыла лицо руками.
Княжна Марья поняла все.
Но она все таки надеялась и спросила словами, в которые она не верила:
– Но как его рана? Вообще в каком он положении?
– Вы, вы… увидите, – только могла сказать Наташа.
Они посидели несколько времени внизу подле его комнаты, с тем чтобы перестать плакать и войти к нему с спокойными лицами.
– Как шла вся болезнь? Давно ли ему стало хуже? Когда это случилось? – спрашивала княжна Марья.
Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.
– Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал.
– Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна.
– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что…

Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его.
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.
– Да, вот как странно судьба свела нас! – сказал он, прерывая молчание и указывая на Наташу. – Она все ходит за мной.
Княжна Марья слушала и не понимала того, что он говорил. Он, чуткий, нежный князь Андрей, как мог он говорить это при той, которую он любил и которая его любила! Ежели бы он думал жить, то не таким холодно оскорбительным тоном он сказал бы это. Ежели бы он не знал, что умрет, то как же ему не жалко было ее, как он мог при ней говорить это! Одно объяснение только могло быть этому, это то, что ему было все равно, и все равно оттого, что что то другое, важнейшее, было открыто ему.
Разговор был холодный, несвязный и прерывался беспрестанно.
– Мари проехала через Рязань, – сказала Наташа. Князь Андрей не заметил, что она называла его сестру Мари. А Наташа, при нем назвав ее так, в первый раз сама это заметила.
– Ну что же? – сказал он.
– Ей рассказывали, что Москва вся сгорела, совершенно, что будто бы…
Наташа остановилась: нельзя было говорить. Он, очевидно, делал усилия, чтобы слушать, и все таки не мог.
– Да, сгорела, говорят, – сказал он. – Это очень жалко, – и он стал смотреть вперед, пальцами рассеянно расправляя усы.
– А ты встретилась с графом Николаем, Мари? – сказал вдруг князь Андрей, видимо желая сделать им приятное. – Он писал сюда, что ты ему очень полюбилась, – продолжал он просто, спокойно, видимо не в силах понимать всего того сложного значения, которое имели его слова для живых людей. – Ежели бы ты его полюбила тоже, то было бы очень хорошо… чтобы вы женились, – прибавил он несколько скорее, как бы обрадованный словами, которые он долго искал и нашел наконец. Княжна Марья слышала его слова, но они не имели для нее никакого другого значения, кроме того, что они доказывали то, как страшно далек он был теперь от всего живого.
– Что обо мне говорить! – сказала она спокойно и взглянула на Наташу. Наташа, чувствуя на себе ее взгляд, не смотрела на нее. Опять все молчали.
– Andre, ты хоч… – вдруг сказала княжна Марья содрогнувшимся голосом, – ты хочешь видеть Николушку? Он все время вспоминал о тебе.
Князь Андрей чуть заметно улыбнулся в первый раз, но княжна Марья, так знавшая его лицо, с ужасом поняла, что это была улыбка не радости, не нежности к сыну, но тихой, кроткой насмешки над тем, что княжна Марья употребляла, по ее мнению, последнее средство для приведения его в чувства.
– Да, я очень рад Николушке. Он здоров?

Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца, но не плакавшего, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что говорить с ним.
Когда Николушку уводили, княжна Марья подошла еще раз к брату, поцеловала его и, не в силах удерживаться более, заплакала.
Он пристально посмотрел на нее.
– Ты об Николушке? – сказал он.
Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.
– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.

Оноре де Бальзак (20.05.1799 – 18.08.1850) – французский писатель, выдающийся прозаик XIX века, считается основоположником реалистического направления в литературе.

Детство

Бальзак родился во французском городе Туре в крестьянской семье. Его отец смог разбогатеть в революционные годы, а позднее стал правой рукой местного мэра. Первоначально их фамилия была Бальса. Отец видел в сыне будущего адвоката. Бальзак обучался в колледже вдали от семьи, отличался плохим поведением, за что постоянно подвергался наказанию в карцере. Родители забрали его домой из-за тяжелой болезни, которая длилась пять лет. После того, как 2016 году его семья перебралась в столицу, юноша выздоровел.

Затем Бальзак учился в Парижской правовой школе. Начинал трудиться в должности писца при нотариусе, но вскоре отдал предпочтение литературной деятельности. Читать любил с раннего детства, любимыми авторами были Монтескье, Руссо и другие. Мальчиком он сочинял пьесы, но они не сохранились. В школьные годы его «Трактат о воле» не понравился учителю, и тот сжег сочинение на глазах автора.

Литературная деятельность

Дебютным в литературе считается произведение «Кромвель» (1820). Оно вместе с другими ранними творениями автора было опубликовано, но не оказалось успешным. Впоследствии сам Бальзак отказался от них. Видя неудачи начинающего писателя, родители лишили его материального содержания, так Бальзак вступил в самостоятельную жизнь.

Молодой Бальзак

В 1825 году Оноре решил открыть издательское дело, которым безуспешно занимался три года, пока окончательно не разорился. Ранее его произведения выходили под псевдонимами, в 1829 году впервые он подписывает своим настоящим именем роман «Шуаны». Сам Бальзак считал отправной точкой своей литературной деятельности роман 1831 года «Шагреневая кожа». Далее последовали «Элексир долголетия», «Гобсек», «Тридцатилетняя женщина». Так в карьере писателя начался период признания и успеха. Наибольшее влияние на его творчество оказал писатель В. Скотт.

В 1831 году Оноре задумывает написать многотомную книгу, где хочет отразить в художественном стиле французскую историю и философию. Этой работе он посвящает большую часть своей жизни и называет ее «Человеческой комедией». В эпопею, состоящую из трех частей и 90 произведений, вошли как ранее написанные, так и новые творения.

Стиль писателя считался оригинальным при всеобщем распространении романизма в те времена. В любом романе главной темой была трагедия личности в буржуазном обществе, описываемая новым художественным методом. Произведения отличались глубоким реализмом, они весьма точно отражали действительность, чем вызывали восхищение у читателей.

Бальзак работал в жестком темпе, практически не отрываясь от пера. Писал в основном по ночам, очень быстро, никогда не пользовался черновиками. В год публиковалось по несколько произведений. За первые годы активного написания книг ему удалось затронуть самые различные сферы жизни французского общества. Также Бальзак писал драматические произведения, которые не были так популярны, как его романы.

Признание и последние годы

Бальзак был признан выдающимся литературным деятелем еще при жизни. Несмотря на свою популярность, он не смог разбогатеть, так как имел много долгов. Его творчество отразилось на произведениях Диккенса, Золя, Достоевского и других известных писателей. В России его романы публиковались практически сразу же после парижских изданий. Писатель посещал империю несколько раз, в 1843 году три месяца жил в Петербурге. Федор Достоевский, увлекавшийся чтением Бальзака, перевел на русский язык роман «Евгения Гранде».


Жена Бальзака Э. Ганская

У Бальзака был многолетний роман с польской помещицей Эвелиной Ганской. Познакомившись в 1832 году, они долго переписывались, затем встречались. Ганская была замужем, овдовела, а затем планировала передать наследство мужа дочери. Пожениться они смогли лишь в 1850 году. После венчания пара уехала в Париж, где Оноре подготовил для новой семьи квартиру, но там писателя настигла тяжелая болезнь. Супруга была с ним рядом до последнего дня.

Творчество писателя изучается по сей день. Первую биографию выпустила сестра Бальзака. Позже о нем писали Цвейг, Моруа, Вюрмсер и другие. О его жизни также снимали фильмы, экранизировали произведения. Существует не один музей, посвященный его творчеству, в том числе в России. Во многих странах в разное время изображение Бальзака помещали на почтовые марки. Всего за свою жизнь он написал 137 произведений, познакомил мир с более чем 4 тысячами персонажей. В России первое опубликованное собрание его сочинений насчитывало 20 томов.

Сложно найти человека настолько разностороннего, каковым был этот писатель. Он сочетал в себе талант, неудержимый темперамент и любовь к жизни. В его жизни великие идеи и свершения сочетались с мелким честолюбием. Великолепные знания узкоспециальных областей позволяли ему смело и обоснованно рассуждать о многих проблемах психологии, медицины и антропологии.

Жизнь любого человека является сложением множества закономерностей. Не будет исключением и жизнь Оноре де Бальзака.

Краткая биография Оноре де Бальзака

Отцом писателя был Бернар Франсуа Бальсса, рожденный в бедной семье крестьян. Он появился на свет 22 июня 1746 в деревне Нугейре в департаменте Тарн. В его семье было 11 детей, из которых он являлся самым старшим. Семья Бернара Бальсса прочила ему духовную карьеру. Однако юноша, обладающий незаурядным умом, жизнелюбием и активностью, не желал расставаться с соблазнами бытия, и ношение сутаны совсем не входило в его планы. Жизненное кредо этого человека – здоровье. Бернар Бальсса не сомневался, что будет жить до ста лет, он наслаждался деревенским воздухом и до самой старости увеселял себя любовными интригами. Этому человеку была присуща эксцентричность. Он разбогател благодаря Великой французской революции, продавая и скупая конфискованные земли дворян. Позднее он стал помощником мэра французского города Тур. Бернар Бальсса изменил свою фамилию, думая, что она плебейская. В 1830-х годах его сын Оноре также поменяет свою фамилию путем добавления к ней дворянской частички «де» этот поступок он будет оправдывать версией своего дворянского происхождения из рода Бальзак д`Антрег.

В пятьдесят лет отец Бальзака женился на девушке из семьи Саламбье, получив вместе с ней и приличное приданое. Она была моложе своего жениха на целых 32 года и имела склонность к романтике и истеричности. Даже после женитьбы отец писателя вел весьма свободный образ жизни. Мать Оноре была чувствительной и неглупой женщиной. Несмотря на свою склонность к мистицизму и обиду на весь белый свет, она, как и муж, не гнушалась романов на стороне. Больше она любила своих внебрачных детей, нежели своего первенца Оноре. Она постоянно требовала послушания, жаловалась на несуществующие болезни и брюзжала. Это отравляло детство Оноре и отразилось на его поведении, привязанностях и творчестве. Но большим ударом для него была также казнь дяди, брата его отца, за то что тот убил беременную крестьянку. Именно после этого потрясения писатель и изменил свою фамилию в надежде уйти от такого родства. Но его принадлежность к роду дворян до сих пор не является доказанной.

Детские годы писателя. Образование

Детские годы писателя проходили вне родительского дома. До трехлетнего возраста его опекала кормилица, а после он жил в пансионе. После он попал в Вандомский колледж отцов-ораторианцев (он пробыл там в период с 1807 по 1813 годы). Время, которое он провел в стенах колледжа, в памяти писателя окрашены горечью. Сильная душевная травма писателя возникла у Оноре благодаря тотальному отсутствию какой-либо свободы, муштре и телесным видам наказания.

Единственная отрада в это время для Оноре – это книги. Библиотекарь Высшей политехнической школы, который учил его математике, разрешал ему пользоваться ими неограниченно. Для Бальзака чтение вытеснило реальную жизнь. Из-за погруженности в мечты он часто не слышал, что происходит на занятиях, за что его наказывали.

Однажды Оноре был подвергнут такому наказанию как «деревянные штаны». На него надели колодки, из-за чего он приобрел нервное расстройство. После этого родители вернули сына домой. Он стал бродить как сомнамбула, медленно отвечал на какие-то вопросы, для него сложно было вернуться в реальную жизнь.

До сих пор не ясно лечили ли Бальзака в это время, но Жан-Батист Наккар наблюдал всю его семью, и в том числе Оноре. Позже он стал не просто другом семьи, но и особенно другом писателя.

С 1816 по 1819 года Оноре проходил обучение в Парижской Школе права. Отец прочил ему будущее адвоката, но юноша учился без энтузиазма. Окончив учебное заведение без явных успехов, Бальзак начал работать клерком в конторе у одного парижского стряпчего, но это не увлекало его.

Дальнейшая жизнь Бальзака

Оноре принял решение стать писателем. Он попросил у родителей материальной помощи для своей мечты. Семейный совет принял решение помогать сыну на протяжении 2х лет. мать Оноре первоначально противилась этому, но вскоре первой поняла безнадежность попыток противоречить сыну. В итоге Оноре начал свою работу. Он написал драму «Кромвель». Прочтенное на семейном совете произведение было провозглашено никудышным. Оноре было отказано в дальнейшей материальной поддержке.

После этой неудачи у Бальзака начался сложный период. Им выполнялась «поденная работа», он писал за других романы. Неизвестно до сих пор, сколько таких произведений и под чьим именем он создал.

Писательская карьера Бальзака начинается с 1820 года. Тогда он под псевдонимом выпускает остросюжетные романы и занимается сочинительством «кодексов» светского поведения. Один из его псевдонимов – Орас де Сент-Обен.

Анонимность писателя была окончена в 1829 году. Именно тогда он опубликовал роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году». Произведения стали публиковаться под собственным именем.

Бальзак имел свой достаточно жесткий и весьма своеобразный распорядок дня. Писатель ложился спать не позже 6-7 часов вечера и вставал для работы в час ночи. Работа длилась до 8 утра. После этого Оноре снова ложился спать на полтора часа, затем следовал завтрак и кофе. После за письменным столом он находился до четырех часов дня. Потом писатель принимал ванну и опять садился работать.

Отличием писателя от своего отца было то, что он не думал жить долго. Оноре с большим легкомыслием относился к состоянию собственного здоровья. У него имелись проблемы с зубами, но к врачам он не ходил.

Критическим для Бальзака стал 1832 год. Он уже был знаменитым. Были созданы романы, которые принесли ему популярность. Издатели отличаются щедростью и оплачивают авансы за еще не законченные произведения. Тем неожиданней было возникшее у писателя заболевание, истоки которого возможно идут из детства. У Оноре появляются словесные нарушения, стали возникать слуховые и даже зрительные галлюцинации. У писателя определяется симптом парафазии (неверное произнесение звуков либо замена слов на близкие по звучание и значению).

Париж стал полниться слухами о странностях в поведении писателя, о бессвязности его речи и непонятной задумчивости. В попытке пресечь это Бальзак отправляется в Саше, где живет у давних знакомых.

Несмотря на болезнь у Бальзака было сохранен интеллект, мысль и сознание. Его заболевание не затронуло саму личность.

Вскоре писателя стал чувствовать себя лучше, к нему вернулась уверенность. Бальзак возвратился в Париж. Писатель снова стал пить огромное количество кофе, используя его как допинг. Четыре года у Бальзака наблюдалось физическое и душевное здоровье.

Во время прогулки 26 июня 1836 года писатель почувствовал головокружение, неустойчивость и шаткость в походке, кровь прилила к голове. Бальзак упал, потеряв сознание. Обморок не был долгим, уже на следующий день писатель ощущал лишь некоторую слабость. После этого происшествия Бальзак часто жаловаться на боли в голове.

Этот обморок был подтверждением гипертонической болезни. Весь следующий год Бальза работал с опущенными в миску с горчичной водой ногами. Доктор Наккар давал писателю рекомендации, которые тот не выполнял.

Окончив очередное произведение писатель вернулся в общество. Он пытался вернуть утраченные знакомства и связи. Биографы говорят о том, что он производил странное впечатление, будучи одетым не по моде и мерке с немытыми волосами. Но как только он присоединялся к беседе, как окружающие обращали к нему се свои взоры, переставая замечать странности внешнего вида. Никто не был равнодушным к его знаниям, интеллекту и талантливости.

Следующие годы писатель жаловался на одышку и беспокойство. У Бальзака в легких прослушивались хрипы. В 40-х годах писатель болел желтухой. После этого у него стали наблюдаться подергивания век и желудочные колики. В 1846 году произошел рецидив этой болезни. У Бальзака произошло нарушение памяти, появились осложнения в общении. Стало частым забывание существительных и наименований предметов. С конца 40-х годов Бальзак страдал от болезней внутренних органов. Писатель перенес молдавскую лихорадку. Он болел примерно 2 месяца, а поправившись, вернулся в Париж.

В 1849 стала возрастать сердечная слабость, появилась одышка. Он стал болеть бронхитом. Из-за гипертонической болезни началась отслойка сетчатки. Произошло кратковременное улучшение, которое снова сменилось ухудшением состояния. Стала развиваться гипертрофия сердца и отеки, в брюшной полости появилась жидкость. Вскоре ко всему присоединилась гангрена и периодический бред. Его навещали друзья, в том числе и Виктор Гюго, оставивший весьма трагические записки.

Писатель умирал в муках на руках своей матери. Смерть Бальзака произошла в ночь с 18 на 19 августа 1850.

Личная жизнь писателя

Бальзак был весьма робким и неуклюжим от природы. И он испытывал робость и тогда, когда к нему приближалась миленькая барышня. По соседству с ним проживала семья де Берни, занимавшая более высокой положение. Писатель испытывал страсть к Лоре де Берни. Ей было 42 года и она имела 9 детей, в то время как Бальзак только перешел рубеж 20 лет. дама не сразу сдалась Оноре, но была одной из его первых женщин. Она открыла ему тайны сердца женщины и все прелести любви.

Другой его Лорой была герцогиня д`Абрантес. Она появилась в судьбе писателя через год после мадам де Берни. Это была недосягаемая для Бальзака аристократка, но и она пала пред ним через 8 месяцев.

Мало дам было способно устоять перед Оноре. Но и такая высокоморальная женщина нашлась. Ее имя было Зюльма Карро. Это была версальская подруга его сестры Лоры де Сюрвиль. Оноре испытывал к ней страсть, а вот она к нему лишь материнскую нежность. Женщина твердо сказала, что они могут быть лишь друзьями.

В 1831 году он получил анонимное письмо, которое оказалось от маркизы де Кастри 35 лет. писатель был очарован ее титулом. Она отказалась стать любовницей писателя, но была очаровательной кокеткой.

28 февраля 1832 года он получит письмо таинственно подписанное «Чужестранка». Оно оказалось отправленным Эвелиной Ганской, урожденной Ржевусской. Она была молода, красива, богата и замужем за стариком. В своей любви Оноре признался ей в 3ем письме. Первая их встреча была в октябре 1833. После этого они расстались на 7 лет. после смерит мужа Эвелины Бальзак задумался жениться на ней.

Но их женитьба состоялась лишь в 1850 году, когда писатель уже был смертельно боле. Приглашенных не было. После новобрачные прибыли в Париж, а 19 августа Оноре не стало. Смерть писателя сопровождалась непристойностью его супруги. Есть версия, что в его последние часы она была в объятиях Жана Жигу, художника. Но не все биографы доверяют этому. Позже Эвелина стала женой этого художника.

Творчество Оноре де Бальзака и самые известные произведения (список)

Первым самостоятельным романом был «Шуаны», выпущенный в 1829 году. Известность ему также принес вышедшая следом «Физиология брака». Далее были созданы:

· 1830 – «Гобсек»;

· 1833 – «Евгения Гранде»;

· 1834 – «Годис-сар»;

· 1835 – «Прощенный Мельмот»;

· 1836 – «Обедня безбожника»;

· 1837 – «Музей древностей»;

· 1839 – «Пьер Грассу» и многие другие.

Сюда же относятся «Озорные рассказы». Настоящую известность писателю принесла «Шагреневая кожа».

В течение всей жизни Бальзак писал свой главный труд, «картину нравов» , именуемый «Человеческая комедия». Ее состав:

· «Этюды о нравах» (посвящены социальным явлениям);

· «Философские этюды» (игра чувств, их движение и жизнь);

· «Аналитические этюды» (о нравах).

Новаторство писателя

Бальзак отошел от романа личности исторического романа. Его желание в том, чтобы обозначить «индивидуализированный тип». Центральной фигурой его произведений является буржуазное общество, а не личность. Он обрисовывает жизнь сословий, общественные явления, социум. Линия произведений в победе буржуазии над аристократией и ослаблении нравственности.

Цитаты Оноре де Бальзака

· «Шагреневая кожа»: «Он понял, какое тайное и непростительное преступление совершил по отношению к ним: он ускользал от власти посредственности».

· «Евгения Гранде»: «Истиннаялюбовьодарена предвидением и знает, что любовь вызывает любовь».

· «Шуаны»: «Чтобы прощать обиды, нужно их помнить».

· «Лилия долины»: «Людискорее прощают полученный втайне удар, чем обиду, нанесённую публично».

Жизнь Бальзака не была заурядной, как и его ум. Произведения этого писателя завоевали весь мир. А его биография так же интересна, как и его романы.