Синкретизм в искусстве. Синкретизм – это соединение разнородных элементов в рамках одной понятийной системы

  • 12.06.2019

Объяснения загадочных памятников первобытной культуры почти всегда опираются на данные этнографии. Но насколько глубоко мы понимаем духовную жизнь отсталых современных народов и место искусства в ней? Первобытное искусство может быть правильно понято лишь в социальном контексте, в связи с другими сторонами жизни общества, его структурой, мировоззрением. Одна из особенностей первобытного общества в том, что индивидуальная специализация в нем только намечается. В первобытном обществе каждый человек одновременно и художник, и зритель. Раннее развитие специализации связано с жизненно важной с точки зрения первобытного общества функцией, которую оно выполняет.

ТОТЕМИЗМ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ раннеродового общества есть отражение социально-экономических основ этого общества, но в нем же выкристаллизовывается понятие о сакральном, священном.

В представлении и практике первобытного человека труд и магия одинаково необходимы, и успех первого часто не мыслится без второй. Первобытная магия тесно связана с тем, что можно назвать первобытной наукой. Олицетворением слияния этих двух начал в сознании и практике является характерная фигура колдуна-знахаря. Обобщены эти начала и в деятельности культурных героев-демиургов. Ярким примером синкретичности мышления, свойственного этой стадии культурного развития, являются слова Прометея в трагедии Эсхила. Прометей говорит об искусствах, которым он научил людей:

"...Я восходы и закаты звезд

Им первый показал. Для них я выдумал

Науку чисел, из наук важнейшую...

Я открыл им способы

Смешенья зелий болеутоляющих,

Чтоб люди все болезни отразить могли.

Установил я разные гаданья

И объяснил, какие сны сбываются,

Какие нет, и вещих слов значение

Раскрыл я людям, и примет дорожных смысл,

Птиц хищных и когтистых разъяснил полет,

Каких - благими..."

(Эсхил, "Прометей прикованный")

Первобытная мифология - сложное явление, религия переплетена в ней с донаучными представлениями о происхождении мира и человеческого общества. В мифах отражена, нередко в высокохудожественной форме, творческая деятельность человеческого общества, и если магия - это практика синкретического сознания, то миф - его теория. Синкретическое мышление, утрачиваемое человечеством в целом, сохраняется детской психологией. Здесь, в мире детских представлений и игр, еще можно обнаружить следы давно минувших эпох. Не случайно и художественное творчество ребенка, оно имеет особенности, сближающие его с первобытным искусством. Однако то, что у ребенка стало игрой, в первобытности было обрядом, социально детерминированным и мифологически интерпретируемым. "В Деянии начало Бытия", - говорит Фауст.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ к современным культурно отсталым народам, ибо только здесь можно увидеть, как функционирует искусство в жизни и обществе. Важнейший источник - этнографические материалы, относящиеся к аборигенам Австралии, которые донесли до наших дней архаичные формы культуры и быта. Унаследовав антропологический тип своих древних верхнепалеолитических предков и сохранив в изоляции некоторые особенности их культуры, аборигены Австралии унаследовали и ряд достижений этой великой эпохи в развитии изобразительного искусства. Очень интересным в этом смысле является мотив лабиринта в его различных вариантах, порой сильно стилизованных, в том числе в одном из наиболее характерных и древних - в виде меандра. Подобные формы орнамента широко распространены на территории трех великих культурно-исторических миров древности - в Средиземноморье и на Кавказе, в Восточной Азии и в Перу.

Лабиринтом античные авторы называли сооружения со сложным и запутанным планом или орнамент, узор (меандр) - символическое изображение таинственности, загадочности, имеющее множество толкований. Древние усыпальницы царственных особ, египетские, критские, италийские, самосские, устраивались в лабиринтообразных сооружениях с целью защиты праха предков. Тот же защитный символизм несли украшения - в их сложных узорах должны были запутаться и потерять свою силу духи зла. Этот символ ассоциируется также с психологическим значением прохода через лабиринт в основных религиях: инициация (просветление), символическое возвращение в материнское лоно, переход через смерть к возрождению, процесс самопознания. Один из вариантов мотива лабиринта, получивший у монголов название "нить счастья", стал элементом буддийской символики. То же сакральное значение имеет орнамент (одна из разновидностей античного меандра), широко распространенный в Восточной Азии, - "линейная попытка породить вечное движение, вечную жизнь".

Сакральное значение этих стилизованных форм лабиринта связано с тем, что в глубокой древности с ними ассоциировались магические представления, которые можно расширить, опираясь на современные австралийские параллели. В восточных провинциях Австралии изображения в виде лабиринта вырезались на стволах деревьев, окружающих могилы предков или запретные для непосвященных места, где совершались обряды инициации. Аналогичные символы изображались и на земле. Изображения эти играли важную роль в обрядовой жизни коренного населения, значение их было эзотерическим - их нельзя было видеть непосвященным. Посвящаемых подростков с закрытыми глазами ведут вдоль тропы, на которой начертаны символические изображения лабиринта. Таким представляется аборигенам путь великих культурных героев и тотемических предков по земле и по "стране сновидений". Иногда рядом с изображением лабиринта прорисовывали контур животного, которое аборигены во время обрядов поражали копьями. Такие изображения были неотъемлемой принадлежностью сложного религиозно-магического обряда.


ДО СИХ ПОР ПЛЕМЕНА, ОБИТАЮЩИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АВСТРАЛИИ, НАНОСЯТ НА ЗЕМЛЕ
кровью животных обрядовые рисунки, изображающие "страну сновидений", - священную страну предков, где развертывались события мифологии, откуда некогда явились и куда вновь ушли, завершив свой земной путь, предки нынешних поколений. Известны и наскальные изображения лабиринта, например, в юго-восточной провинции - Новый Южный Уэльс. Здесь лабиринт сочетается с изображениями следов животных, сцен охоты, людей, исполняющих обрядовый танец. На другом конце континента в обрядах посвящения применялись перламутровые раковины, орнаментированные изображением лабиринта. Путем межплеменного обмена раковины эти распространялись за тысячу километров чуть ли не по всей Австралии, и везде к ним относились как и чему-то священному. Их разрешалось вешать на себя только мужчинам, прошедшим обряд посвящения. С их помощью вызывали дождь, их применяли в любовной магии и т.д. Сакральный смысл изображения лабиринта на раковинах подтверждается и тем, что изготовление этих изображений сопровождалось исполнением особой песни-заклинания мифологического содержания и превращалось в обряд. Здесь еще один яркий пример первобытного синкретизма - синтеза изобразительного искусства, песни-заклинания, священного обряда и связанной с ним эзотерической философии.

Связь изображения лабиринта с обрядом посвящения и в то же время с погребальным ритуалом не случайна - ведь сам обряд посвящения трактуется как смерть посвящаемого и его возвращение к новой жизни. Аналогичную символику лабиринта дают этнографические материалы по некоторым другим народам. Чукчи изображали в виде лабиринта обитель мертвых. Религиозно-культовое значение имели сооружения в виде лабиринта (иногда подземные) в Древнем Египте, в античной Греции и Италии. Связь лабиринта с представлениями о мире мертвых и обрядами инициации проливает свет на происхождение загадочных каменных сооружений в виде лабиринта, распространенных на севере Европы, - от Англии до Беломорья. Мотив лабиринта сохранился в палеолитической живописи на скалах Норвегии, в пещерах Испании, Франции. Изображения лабиринта в виде сложного переплетения линий или спирали, изображение животных с их внутренними органами (так называемый рентгеновский стиль), изображения охотников, вооруженных бумерангами или палицами, - все это мы и сегодня видим в искусстве аборигенов Австралии.

ЧЕМ ЖЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ УСТОЙЧИВОСТЬ МОТИВА ЛАБИРИНТА НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ? Тем, что изначально в этот орнамент вкладывалось религиозно-магическое содержание. Вот почему изображение лабиринта могло быть унаследовано народами Средиземноморья, Восточной Азии и Австралии, а через Восточную Азию - и народами Америки, для которых оно было священным символом, в основе которого лежат сходные представления и идеи. Часто в сложном переплетении линий лабиринта встречаются изображения человека, животных или промысловых рыб. Возможно, лабиринты служили моделями "нижнего мира", где совершались магические обряды продуцирования, возвращения к жизни убитых животных, умножения промысловых рыб и перехода охотников, вооруженных бумерангами и палицами, из "нижнего мира" к новой жизни. Этнографии известны примеры, когда обряды плодородия, умножения животных или растений совершаются одновременно с обрядами посвящения, как бы переплетаясь с ними. В представлении первобытных людей продуцирующие обряды возвращения к новой жизни животных и растений и обряды посвящения, посредством которых возрождаются после временной "смерти" инициируемые, связаны глубоким внутренним смыслом. О роли, которую играли эти изображения в религиозно-обрядовой жизни аборигенов, свидетельствует то, что еще и сегодня в Западной пустыне, в одном из самых изолированных и трудно доступных мест Австралии, сохранилось все еще почитаемое тотемическое святилище, посвященное птице эму в незапамятные времена - "времена сновидений".

Пещеры-галереи с изображением мифологических героев, большей частью тотемных предков, в Центральной Австралии и на полуострове Арнхемленд все еще священны и полны смысла для местных племен. Антропоморфные существа изображены с сиянием вокруг головы, с лицами, лишенными ртов; они связаны с обрядом плодородия, поэтому рядом с ними изображается "змея-радуга", также символизирующая производящие силы природы. Перед сезоном дождей аборигены обновляют свежими красками эти древние изображения, что само по себе является магическим актом. Любопытно, что на дольменах Испании встречаются изображения лиц, лишенных клюва. Пещеры Европы изобилуют отпечатками рук, рука прижималась к стене - и окружающее пространство покрывалось краской. Точно такие же отпечатки рук запечатлены на стенах многих пещер Австралии как своеобразная подпись человека, пришедшего для совершения обряда. Известны в Австралии и изображения человеческих стоп. Для австралийцев, охотников и следопытов, способных по отпечатку ноги узнать любого человека, эти изображения связаны с его личностью.

Символизм - характерная черта австралийского искусства. Его традиционные формы, особенно часто встречающиеся геометрические мотивы, спирали, окружности, волнистые линии, меандры, наполнены содержанием, известным только людям, посвященным в мифологию племени, историю предков, полулюдей-полуживотных. Австралийское искусство, как и первобытное искусство вообще, развивается по особым законам. Но оно тяготеет к целостному изображению окружающего мира, к выявлению его главных существенных особенностей, стремится выразить то, что соответствует уровню знаний аборигена о Вселенной.

Синкретизм первобытного искусства: единство по всем статьям

Когда говорят о синкретизме в искусстве, то подразумевают слитность и взаимопроникновение различных свойств, качеств и объектов, которые зачастую обладают разными, а то и противоположными характеристиками. И в этом плане первобытное искусство является не просто примером синкретизма в искусстве, оно представляет собой эталон – потому что искусство никогда не было более синкретичным, нежели в эпоху «юности человечества».

Единство образа и предмета

Синкретизм первобытного искусства представляет собой феномен, который очень трудно разделить на составляющие и такое деление будет весьма условным – так как в этом искусстве единство охватывает все составляющие, все факторы, все средства и все образы. Но если попытаться обозначить основные векторы, то следует назвать, конечно, единство художественного образа и изображаемого предмета, существа. Любое изображение для первобытного человека не являлось произведением искусства – оно было живым. Это проявляется, прежде всего, в технических особенностях создания того или иного произведения. Если берётся кость или камень для создания миниатюрной скульптуры, то исходный материал подбирается такой формы, которая максимально соответствует конечному образу. Кость или камень по своей форме должны напоминать изображаемое существо, оно как будто «спит» внутри материала, а человек должен лишь немного помочь ему своей художественной обработкой, чтобы этот образ стал нагляднее. Если на стенах пещеры изображается животное, то рельеф поверхности повторяет природные изгибы этого существа.

Но на этом единство образа и предмета не заканчивается, но переходит на более глубокий и сложный уровень. Это единство означает неразрывную связь в сознании первобытного человека между изображением, к примеру, мамонта, и самим мамонтом . Именно благодаря этой стороне синкретизма и развились первоначальные религиозные представления человечества, согласно которым воздействия на образ животного, на его изображение оказывает точно такое же или весьма сходное воздействие и на реального быка, оленя или кабана. Существуют находки, которые свидетельствуют, что к нарисованным туловищам медведей прикрепляли головы настоящих медведей – тем самым люди словно бы дополняли единую картину, и в их сознании не возникало противоречия между тем, что голова настоящая, а тело нарисовано.

Единство образа и мира

Другой аспект первобытного искусства заключается в единстве художественного образа и окружающего мира. И дело не только в том, что, раз человек считал изображённых животных почти что живыми, то и населённый ими мир отождествлял с искусственным. Синкретизм первобытного искусства ещё и в том, что для человека оно было точно таким же инструментом познания мира, как и практическая деятельность. Практика и искусство были неразделимы: точно так же, как при помощи охоты, наблюдения за животными, за природными явлениями, за небесными светилами, постройки жилищ, изготовления одежды и орудий человек познавал материальную часть мира, так при помощи искусства он старался сформулировать представление о мире в целом.

В это представление входили и понимание тех или иных закономерностей во взаимоотношениях природы и человека, человека и животных, одних природных явлений с другими. Кроме того, именно в искусстве, которое было неразличимо объединено с религией, первобытный человек старался сформировать представление о строении мироздания, о законах, по которым оно существует, о тех опасностях, которые могут грозить в нём человеку и о его месте в общей системе. Искусство было единственным способом выражения этих представлений, а благодаря своей неотделимости от религии оно становилось ещё и способом взаимодействия человека с миром. Первобытное искусство одновременно содержало в себе и способ познания мира, и сам мир, и способы выражения своих представлений о нём.

Единство образа и человека

Один из наиболее популярных вопросов, касающихся первобытного искусства, звучит примерно так: «Почему первобытные люди редко изображали самих себя, а когда изображали, не создавали портретов, хотя с художественной точки зрения были на это способны?». Проблема эта действительно одна из самых интересных в изучении первобытного искусства и является предметом спора учёных до сих пор. Первоначально предполагалось, что первобытные художники просто не могли нарисовать портрет, не владея перспективой, правильным соотнесением масштабов и так далее. Однако многочисленные примеры удивительных по красоте и точности изображений животных заставили задуматься: если художники могли выполнить такой тонкий рисунок быка, то могли и создать точный человеческий портрет, но не делали этого – почему?

Однозначного ответа нет. С точки зрения рассмотрения синкретизма первобытного искусства наиболее вероятным ответом представляется тот, согласно которому человеку не нужно было портретное сходство на изображениях. Он и так чувствовал собственное единство с образом человека на рисунке или в скульптуре, а функции таких изображений были чисто утилитарными – изобразить ту или иную сцену, которая должна или повториться в жизни, или быть напоминанием об определённых событиях. Возможно так же, что человек просто опасался придавать изображению индивидуальные черты – потому что он верил, что его образ и он сам это единое целое, а значит, если кто-то получит контроль над его образом, он сможет управлять и человеком. Эта черта первобытного сознания сохранялась вплоть до вполне цивилизованных времён: так, в Древнем Египте свято верили в то, что имя человека напрямую связано с ним и если совершить над именем определённые действия, можно навредить человеку или его душе. Так что первобытный человек не испытывал проблем с тем, чтобы ассоциировать себя с теми изображениями, на которых люди изображены подчас в виде почти что геометрических фигур.

Александр Бабицкий


Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм. С самого зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем, вплоть до жизни. Община рассматривалась как некое единое существо, для которого человек – не более чем составной элемент, которым при необходимости можно и должно жертвовать во имя спасения всего организма.

Первобытная община строилась на принципах кровного родства. Считается, что первой формой фиксации родственных связей было родство по материнской линии. Соответственно женщина играла ведущую роль в обществе, была его главой. Такой общественный строй называется, как известно, матриархатом. Обычаи матриархата оказали влияние на особенности искусства, породив стиль искусства, призванный воспевать женское начало в природе (его выражением, в частности, являются многочисленные скульптуры т.наз. палеолитических Венер – женских статуэток с выраженными признаками пола).

Одним из важнейших принципов организации рода, который сохранялся во все последующие эпохи, была экзогамия – запрет на половые отношения с представителями своего рода. Этот обычай предписывал выбирать брачного партнера непременно вне рода. Таким образом удавалось избежать губительных для общины последствий кровосмешения, хотя реальная причина, по которой древние люди пришли к выводу о недопущении кровосмешения, неясна, поскольку современные исследования показывают, что существующие сейчас примитивные общества строго соблюдают принцип экзогамии, но нередко даже не осознают связи между половым актом и рождением ребенка [Полищук В.И.].

Еще одной особенностью первобытной культуры является практический характер всего, что было создано первобытным человеком как в материальной, так и в духовной сфере. Не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. И эти принципы также возникали не на пустом месте, они формировались многовековым практическим опытом как непременные условия нормального существования человеческой общины. «Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек – их создатель» [Полищук В.И.]. В связи с этим можно выделить такую важную особенность первобытной культуры, как антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы, что в свою очередь порождало веру в одухотворенность природы, лежавшую в основе всех древних религиозных культов.

На ранних этапах культуры мышление было вплетено в деятельность, оно само было деятельностью. Поэтому и культура носила слитный, нерасчлененный характер. Такую культуру называют синкретичной. «Эмоциональность и уподобление вещи себе, слитность образа вещи с самой вещью, или синкретичность – это черты первобытного мышления»

Мифология, религия, искусство, наука и философия. В первобытной культуре все эти составляющие духовной культуры существовали неразрывно, образуя так называемое синкретическое единство

Первобытная культура на фоне всей деятельности человека характеризуется нерасчлененностью и синкретизмом, обусловившим создание некоего образа окружающей природы. Данное направление деятельности подразумевает наличие в тот период полного единения человека и сферы обитания, которую только начали осваивать.

Огромное влияние оказало отсутствие развитых форм самосознания на социальном уровне из-за недоразвитости организации, которая базировалась исключительно на чувствах и подсознательном восприятии.

Основными чертами первобытной культуры считается ее неотделимость от человека, который имел непосредственные возможности наблюдать и чувствовать окружающую его природу. Круг простых вещей служил продолжением его собственного сознания, созданными им копиями окружающего мира. Синкретизм первобытного искусства обозначает нерасчлененность и неделимость данной эпохи в области культуры.

На данном этапе своего развития человек олицетворял себя с природой, чувствуя родственную связь со всеми живыми организмами, что выразилось в первобытном тотемизме. Предметы быта воспринимались, как составные части магических ритуалов, связанных с добыванием пищи и охраны своей территории.

Синкретизм на данной стадии культурного состояния первобытного человека является проявлением закономерности и естественного существования, которое облачено в форму нерасчлененности и аморфности. Это своеобразный переход от определения животного биологического образа к образу присутствия человека разумного.

Синкретизм представляет собой своеобразное предзнаменование распада на части чего-то целого. На данном этапе культуру первобытного человека можно охарактеризовать новообразованиями, направленными одновременно по нескольким сторонам:

  • охота;
  • собирательство;
  • производство примитивных орудий.

Первобытная культура — самый длительный этап развития

Свидетельствами возникновения на нашей планете человека как такового могут считаться примитивные орудия, история создания которых насчитывает несколько млн лет. Именно на этом этапе начинается становление человеческого общества. Синкретизм можно назвать отличительной вехой первобытной культуры, ее неразрывное восприятие человеком характеристик окружающей среды на фоне человеческих свойств.

Первобытный человек стремился определять свое «я» неотделимым от живых существ, которые его окружали. Он считал себя составляющей частью природной среды, общины. Человеческая индивидуальность на данном этапе проявлялась исключительно на уровне инстинктов.

Первобытное мышление и искусство не могли похвастаться контрастным противостоянием объективного и субъективного, материального и духовного. На данном периоде для человека было нормой синкретично воспринимать соотношение неких символов с окружающей реальностью, словами и предметами. Именно поэтому характерной особенностью того этапа развития является причинение зла рисунку или предмету в реальности. Далее такое отношение к окружающей среде стало причиной развития фетишизма — обладания предметами нереальной силой.

http://amnyam.ru/

В первобытном обществе не было политики

Самыми важными характеристиками первобытной культуры можно считать полное отсутствие каких-либо проявлений индивидуальной собственности и неравенства в имущественном плане. В данном обществе наблюдалось полное отсутствие политических группировок, а социальные отношения базировались на общественном традиционализме. Нехватка письма требовала тесного контакта между членами общества. Более взрослые члены племени являлись носителями культурных ценностей.

Синкретический характер первобытного искусства нашел свое проявление в неразделимости художественной, материальной и духовной частей культуры того периода. Духовное или идеальное понятие в первобытной культуре проявляется на двух стадиях развития сознания первобытного человека: мифологии и реальности.

Мифологический уровень развития нашел свое выражение в бессознательном и художественном способе отображения окружающего пространства. Тогда как реалистическое начало позволило первобытному человеку видеть природные свойства и различия окружающей природы: камни, деревья, опасные растения и прочее.

Синкретизм - это соединение (synkretismos - смешение, слияние) разнородных элементов. Понятие из области психологии, культуры и искусства. Чаще всего можно слышать о синкретичности детского, религиозного (и религиозного культа) и первобытного мышления (и

Детский синкретизм

В психологии детей дошкольного возраста синкретизм - это способность к интегрированному восприятию различных понятий и категорий, между собой никак не связанных. За недостатком информации об окружающем мире ребенок строит свои модели. В этих построениях объективные связи замещены субъективными, вместо знания используется впечатление. В первые годы жизни ребенок еще не привык к логическим построениям, поэтому его рассуждения иной раз алогичны даже для его собственной понятийной системы.

Религиозный синкретизм

Применительно к религиозному синкретизм - это совмещение в одном сознании догм (зачастую взаимоисключающих) из разных религиозных школ, а также объективных представлений о реальности с мифологическим описанием мира. В меньшей мере синкретичны учения, существующие на протяжении веков без посторонних влияний. Синкретично христианство, в котором на равных началах канонизированы Ветхий и В еще большей мере синкретично русское православие, где христианство тесно срослось с языческими представлениями. Смешение народов и как следствие культурных традиций в современном мире делает религиозные представления все более синкретичными. Появление в последние сто лет огромного количества всевозможных сект, школ, оккультных течений отчасти объясняется желанием религиозных людей, склонных к рефлексии, создать непротиворечивое логичное описание мира и разрешить внутренний конфликт.

Художественный синкретизм

Слияние культур и традиций порождает также синкретизм в искусстве, которое в течение многих веков продвигалось в сторону все более узкой специализации. Современному художнику/писателю/музыканту тесны рамки одной формы, одного жанра. Новые произведения рождаются на стыке различных культур, разных жанров и видов искусства.

Первобытный синкретизм

Не совсем правильно уподоблять детскому мышлению первобытное. За неимением объективных знаний свойственно мифологизировать реальность, но в остальном его мышление гораздо рациональнее, чем у многих наших современников. Иначе он просто не выживет. В первобытном мышлении синкретизм - это цельное восприятие мира, при котором индивид не выделяет себя ни из собственной общины, ни из природы вообще. Отсюда и самые древние прообразы религий - анимизм, тотемизм. Внутри общины практически нет разделения функций, нет профессиональной специализации. Каждый многофункционален. Иллюстрацией к такой многофункциональности является синкретизм танец, пение, игра на музыкальном инструменте, культовые рисунки совмещены в едином ритуальном действе, которое исполняет все племя, неотделимы от мифологии и от решения практических задач (исцеление больного, удача на охоте и др.).