Чем поил сару джессику паркер знаменитый советский невозвращенец. Михаил Барышников: молчаливый любовник Misha

  • 13.04.2019

27 января великий танцовщик Михаил Барышников отмечает свой 69-й день рождения. В это сложно поверить: Барышников и выглядит минимум на 20 лет моложе, и полон энергии. ELLE собрал факты биографии человека, которого в США называют единственным стопроцентно узнаваемым русским эмигрантом.

Барышников Родился в Риге в семье офицера. Отец был равнодушен к искусству - в отличие от мамы: именно она привила сыну интерес к музыке и отдала в балетную студию. Когда мальчику было 12, мать отвезла его на лето к своей матери, вернулась домой и покончила с собой. Причины, толкнувшие ее на это, неизвестны. Вскоре отец Миши женился вновь, но отношения с ним и приемной матерью у будущей звезды не складывались. Вскоре, в пятнадцатилетнем возрасте, он перебрался в Ленинград, поступил в Вагановку и перестал общаться с отцом.

Артист остался на Западе в 1974 году, когда труппа Большого находилась на гастролях в Канаде. Его старый приятель Александр Минц предложил ему войти в состав знаменитого American Ballet Theatre (его Барышников возглавит спустя шесть лет). Отказаться было невозможно, и было ясно, что официально его работать туда никто не отпустит. Надо было бежать. После заключительного выступления Барышников вышел на улицу, и тут же был окружен толпой желающих получить автографы. Тем временем Минц ждал его в машине, припаркованной за несколько кварталов от здания театра. «Желающих получить автограф было довольно много, и я сказал: «Извините, я должен на минуту уйти, но я вернусь». И побежал. Но они побежали за мной. Я начал смеяться, остановился, еще несколько раз подписался», - вспоминал он потом. Через месяц Барышников дебютировал на сцене «Метрополитен-опера» в «Жизели».

В 1978 году Михаил возглавил легендарный New York City Ballet, затем девять лет, с 1980-го по 1989 год, руководил не менее знаменитым American Ballet Theatre. Последние десять лет Барышников управляет арт-центром, носящим его имя. Задача этой организации - дать возможность артистам попробовать нечто новое. В Центре три этажа и шесть залов, и цены на аренду минимальные, чтобы начинающие труппы и постановщики могли себе это позволить. Часто там выступают российские артисты, например, Театр Фоменко. Ради запуска Центра Барышников продал одну из картин своей обширной коллекции - «Вид на Санкт-Петербург» Петра Верещагина. Картина ушла с молотка за 740 000 долларов.

Несколько лет назад Барышников устроил в Нью-Йорке выставку своей коллекции - картины и рисунки Бенуа, Кокто, Бакста. Ее также можно было увидеть в Москве осенью 2013 года в Музее изобразительных искусств.

Он увлекается фотографией и занимается ею последние тридцать лет. У Барышникова-фотографа регулярно случаются выставки. На это занятие его вдохновил Леонид Лубяницкий, снимавший для известных глянцевых изданий.

Барышников, а также Лубяницкий, Минц и другие персонажи русской богемы Нью-Йорка 70-х выведены в романе Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Барышников там фигурирует под фамилией Ладыжников.

Был другом Барышникова и Иосиф Бродский. Ему посвящены несколько стихотворений Бродского, таких как «Раньше мы поливали газон из лейки…» и «Классический балет есть замок красоты…». В последнем есть такие строки:

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,

Барышникова зреть. Талант его не стерся!

Усилие ноги и судорога торса

с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа

как в девках заждалась, готовая озлиться!

Говорят, что их отношения не были традиционными рабочими отношениями двух творческих людей, а основывались на человеческом взаимном интересе.

Вот что говорил Бродский о Барышникове: «Мы с ним видимся довольно часто - просто потому, что он совершенно потрясающий человек. Человек потрясающего ума и интуиции... Он на меня произвел - и производит - колоссальное впечатление. Причем вовсе не своими качествами танцовщика, тем более что в этой области я специалистом ни в коем роде не являюсь. А прежде всего своим совершенно невероятным природным интеллектом. Я вообще отношусь к людям, которые меня моложе, с некоторым - как бы это сказать? Ну, как старшеклассники относятся к приготовишкам? Такой взгляд сквозь пальцы, да? А Барышников моложе меня почти на десять лет. Но Барышников - это существо абсолютно уникальное. Он родился день в день с Вольфгангом Амадеем Моцартом. И у них, я думаю, масса общего».

Сергей Довлатов приводит в «Записных книжках» четверостишие, которым Бродский подписал свою книгу, подаренную Барышникову: «Пусть я - Аид, а он - всего лишь - гой, и профиль у него совсем другой, и все же я не сделаю рукой того, что может сделать он ногой!»

Как и в свое время Иосиф Бродский, Михаил Барышников не стремится в Россию - он ни разу не был здесь за все время, проведенное в эмиграции. Поступающие предложения приехать с гастролями он также отвергает: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него [Бродского]. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии - точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

Фильмография Барышникова весьма разнообразна. Несколько картин с его участием вышли еще в Советском Союзе, но это были либо документальные ленты, посвященные балету, либо постановки, в которых Барышников играл практически себя. Зарубежный дебют состоялся в 1977 году - это был фильм «Поворотный пункт», также посвященный миру балета. Картина, в которой снималась еще и Ширли Маклейн, пользовалась большим успехом и получила массу номинаций на «Оскар». Номинирован - как лучший актер второго плана - был и Барышников. Правда, не выиграл.

После трех киноверсий классических балетов - «Щелкунчик», «Кармен» и «Дон Кихот» Барышников появился в триллере «Белые ночи», где сыграл беглого советского танцовщика, случайно оказавшегося на родине. Вышедшие в разгар холодной войны «Белые ночи» были типичным продуктом этой поры, при этом вполне удачным. Номер Барышникова под песню Высоцкого «Кони привередливые» - настоящий шедевр: это стоит посмотреть.

Затем был фильм «Танцоры» (названный знаменитым кинокритиком Роджером Эбертом одним из худших фильмов года), крайне странная лента «Кабинет доктора Рамиреса» и конечно, сериал «Секс в большом городе» , благодаря которому многие впервые услышали и узнали, что есть такой человек - Барышников. Некоторые, впрочем, до сих пор так реагируют на великого танцовщика: «А, этот, из «Секса».

Cара Джессика Паркер отзывается о Барышникове как о единственном из мира балета, чье имя вызывает у нее трепет. «Для нас была большая честь - что он согласился сняться в нашем проекте», - говорила позже актриса, считающая русского танцовщика tough boy, «крутым парнем».

Личная жизнь Михаила Барышникова складывалась непросто - в детстве его воспитанием, в основном, занималась мама, но, когда Мише исполнилось двенадцать лет, она умерла, и он остался с отцом, отношения с которым у него не складывались. После того, как отец женился, Михаил отправился в свободное плавание. Его мама, влюбленная в театр, успела приучить к нему и сына — Михаил принял решение поступить в Рижское хореографическое училище.

На фото — Михаил Барышников и Джессика с дочерью Александрой

Танец стал для Барышникова смыслом жизни - он постоянно тренировался, делал растяжки, занимался акробатикой, выполнял самые сложные задания в училище. Вместе с другими учениками Михаил танцевал в спектаклях Латвийской национальной оперы, с которой в 1964 году приехал на гастроли в Ленинград. Там на него обратил внимание один из артистов театра им. Кирова и привел к преподавателю Ленинградского хореографического училища Александру Пушкину. С этого и началась карьера будущего солиста театра им. Кирова.

На фото — Михаил и Лиза Райнхарт

Личная жизнь Михаила Барышникова была полностью посвящена балету и творческим амбициям, заставившим его в 1974 году во время гастролей театра в Канаде принять сложное решение не возвращаться на родину, где ему было тесно в рамках репертуара российского академического театра. Позже из Канады Михаил Барышников перебрался в США и поступил в труппу «Америкен Балле Тиэтр», а через какое-то время стал ее руководителем. На Западе его карьера развивалась не только в балете - он снимался в кино, выступал на телевидении, принимал участие в драматической постановке и даже вместе с Бродским основал ресторан «Русский самовар».

На фото — Барышниклв с дочерью Софией

Личная жизнь Михаила Барышникова всегда была очень насыщенной. Перед тем, как он остался в Канаде, Михаил жил в гражданском браке с балериной Татьяной Кольцовой. На новом месте он создал новую семью - с актрисой Джессикой Лэнг. Они нашли общий язык, несмотря на то, что тогда Барышников совсем не знал английского, и со своей возлюбленной первое время он общался на французском. У них родилась дочь Александра, но они не смогли сберечь своих отношений, и семья распалась. Говорят, что причиной развода стали измены Джессики, к тому же, они были слишком заняты карьерой, не оставлявшей времени на личную жизнь. Следующей избранницей выдающегося артиста стала балерина Лиза Райнхарт, родившая ему троих детей - Петра, Анну и Софию.


27.01.2011 09:56

Михаил Барыников - величайший танцовщик нашего времени, добившийся мирового признания.

27 января 1948 года в Риге, в семье военного Николая Барышникова родился сын Михаил. Жизнь у мальчика была непростой - он рос в большой коммунальной квартире. С отцом у него отношения не очень ладились. А когда парню было 12 лет, на семью обрушилась трагедия: мать Александра Васильевна покончила жизнь самоубийством. Однако несмотря на то, что она так рано ушла из жизни, она успела многое сделать для сына: именно мама приучила маленького Мишу к театру, поддержала его решение пойти в Рижское хореографическое училище.

Несколько лет Барышников провел с отцом, но потом у того появилась новая семья, и Миша начал целиком самостоятельную жизнь. Он переехал в Ленинград. Случилось это так: в 1964 году Латвийская национальная опера гастролировала в Ленинграде, и Михаил тоже был занят в спектаклях. Обратив внимание на талантливого юношу, один из артистов театра Кирова (ныне - Мариинского) отвел его в Ленинградское хореографическое училище к преподавателю Александру Пушкину (у него же учился Рудольф Нуриев). Пушкин принял у Барышникова экзамен и пригласил в училище. Так, собственно, и решилась судьба будущего солиста театра им. Кирова.

В 1967-м году Барышников окончил учебу и начал выступать на сцене кировского театра. Он мгновенно стал любимцем зрителей - причем, не только благодаря своему танцевальному мастерству. Барышников - не только великолепный танцовщик, но и отличный актер. И именно это покоряло тех, кто сидел в зале.

Он танцевал в "Жизели", "Вестрисе", "Сотворении мира"... В 1973-м Михаил Николаевич был удостоен права устроить собственный творческий вечер, для которого специально "под него" была создана целая серия одноактных балетов.

В том же году Барышников удостоился звания заслуженного артиста РСФСР. Однако, несмотря на признание, столь свободолюбивому юноше, как он, непросто приходилось стране с ее режимом. У Михаила не складывались отношения не только с руководством, но и с другими артистами. Иосиф Бродский, близкий друг Барышникова, как-то обмолвился, что останься Михаил Николаевич в СССР, он бы спился. Но знаменитому артисту была уготована совершенно иная судьба.

Михаил Барышников и Алла Сизова

Летом 1974 года Михаил Николаевич в составе советской труппы был на гастролях в Канаде. 29 июня 1974 года Барышников сбежал от остальных артистов и руководства. Он принял решение не возвращаться в Россию. Друг Михаила, танцовщик Александр Минц, помогал ему в организации побега (тогда он уже жил в США). Он признал, что Барышникову непросто далось это решение - ведь оно полностью разрывало все связи с прошлой жизнью, с любимыми людьми. Но артист был готов этим пожертвовать в пользу творческой свободы. Так же в свое время, 13 лет назад, поступил другой танцовщик, Рудольф Нуриев. Он сбежал прямо из парижского аэропорта.

Михаил Барышников и Рудольф Нуриев - легендарные танцовщики глазами Энни Лейбовиц

Разумеется, помимо Нуриева было множество других "невозвращенцев" от искусства. Так, уже в конце июля 1974-го года Баршников вышел на американскую сцену вместе с балериной Натальей Макаровой, которая осталась на Западе в 1970 году. Они, кстати, танцевали "Жизель" на сцене "Метрополитен опера".

Михаил Барышников с Натальей Макаровой

И с британской балериной Мерле Парк

Вскоре Михаил Николаевич был уже премьером Американской балетной труппы, он выступал во множестве спектаклей - как в классических постановках, так и в постановках современных хореографов. В 1978-м Барышников перешел в New York City Ballet, труппу легендарного Джорджа Баланчина, который просто обожал Барышникова.

Михаил и Патрисия МакБрайд

В 1988 Барышников возглавил Американскую балетную труппу. За время работы на посту худрука он успел многое - создал постоянную труппу (раньше в АБТ чаще солировали приглашенные звезды), поставил балет "Золушку", а также немного "поправил" "Лебединое озеро". Однако вскоре он решил уйти из труппы - ему не нравилось постоянно согласовывать планы работы с советом директоров. А в 1990-м Барышников создал собственную труппу (вместе с Марком Моррисом) White Oak Dance Project.

Кстати, уйдя из Американской балетной труппы, Михаил ушел и из классического балета - дело в том, что Барышников столкнулся со знакомой каждому артисту проблемой - с возрастом. Он понял, что физические силы начинают оставлять его, а планку в выступлениях в классических постановках он не собирался понижать. Но сцену он, разумеется, не оставил. С начала 1990-х Барышников стал исполнителем танца-модерн.

Среди модернистских постановок, в которых принимал участие Михаил Николаевич, особое место занимают сольные балеты, в которых он, кажется, наконец-то сумел обрести полную творческую свободу, к которой всегда стремился.

Барышников и его постановки в White Oak Dance Project очень повлияли на западную танцевальную культуру - с момента начала существования труппы как зрители, так и профессионалы стали воспринимать танец-модерн иначе, Михаил Николаевич сумел наглядно продемонстрировать, что даже в балете есть место эклектике. И это очень большое достижение.

Сегодняшний именинник многое успел на своем профессиональном поприще. При этом, он сумел покорить еще и любителей кино. На его счету несколько экранных работ, за одну из которых - фильм 1977-го года "Поворотный пункт" - Барышников получил номинацию на премии "Золотой глобус" и "Оскар" как лучший актер второго плана. Ну а многим современным дамам Михаил запомнился как последний бойфренд Кэрри Брэдшоу перед тем, как она решила выйти замуж. Художник Александр Петровский в исполнении Барышникова очаровал всех любительниц "Секса в большом городе".

Барышников и Сара Джессика Паркер на съемках

Еще одно легендарное достижение Михаила Николаевича связано с ресторанным бизнесом. Речь идет о нью-йоркском заведении "Русский самовар", которое он открыл вместе с Иосифом Бродским. Говорят, Михаил вложил в него сбережения, накопленные от выступлений, а Бродский - Нобелевскую премию.

Личная жизнь у Михаила тоже всегда была более чем насыщенной. Покинув Советский Союз, он покинул и свою гражданскую жену балерину Татьяну Кольцову. Позднее у него начался бурный роман с актрисой Джессикой Ланж. Причем, тогда Михаил еще не знал как следует английского, так что ему приходилось общаться с Джессикой на французском. В 1981-м у пары родилась дочь Александра, но это не уберегло Барышникова и Ланж от разрыва.

Сейчас же Михаил Николаевич живет с балериной Лизой Райнхарт, у них трое детей.

Михаил и его главные женщины - Джессика Ланж, ...

Лиза Райнхарт...

И старшая дочь Александра

Он не стремится к тому, чтобы танцевать лучше остальных, но он хочет танцевать так, чтобы превзойти самого себя - в этом и заключается вся суть Михаила Барышникова. Этого человека когда-то называли величайшим артистом в балете XX века. Михаил Барышников - это один из избранных русских людей, который внес вклад в судьбу всего мирового балета. В данной статье речь пойдет о биографии этого великого танцора. Кроме этого, ниже можно будет ознакомиться с фото Михаила Барышникова в молодости.

Биография: семья, детство

Михаил родился в 1948 году, 27 января, в городе Риге. Семья Михаила Барышникова переехала в Латвию, причиной этого стала служба отца Михаила. Отец был человеком довольно жестким, обладал крутым нравом. Отношения со своей женой и с Михаилом Барышниковым были довольно сложными.

Что касается матери Михаила, то она, напротив, прививала своему сыну с детских лет любовь к искусству, ходила с ним в филармонию и театр. Именно поэтому Михаил Барышников (фото в молодости можно будет увидеть в этой статье) был так сильно привязан к своей матери. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже определил свою судьбу: Миша заявил, что хочет посвятить себя балету, и уже в этом возрасте записался на экзамен в балетную школу.

После этого началась учеба в хореографическом училище в Риге. Миша всегда мечтал сольно выступать на сцене, но проблема его заключалась в маленьком росте. Однажды педагог Елена Тангиева своему ученику сказала, что он должен дорасти. Поэтому каждый день Миша выполнял сложные упражнения, несмотря на боль в суставах, в результате чего он смог вырасти практически на 4 см. Рост Михаила Барышникова в настоящее время составляет 168 см.

Юношество

Когда Мише исполнилось двенадцать лет, мать его перевезла к бабушке на Волгу, после чего вернулась обратно в Ригу. После этого она вскоре покончила с собой. Причина данного самоубийства так и осталась для многих загадкой. Некоторое время Михаил жил с отцом, но тот, спустя какой-то период, женился во второй раз. Михаилу при этом не нашлось места в новой семье своего отца.

Начало карьеры

Спустя еще некоторое время Барышников переезжает в Ленинград, и с тех времен он больше никогда не общается с отцом. В 1964 году национальная Латвийская опера выехала на гастроли в Ленинград. И в некоторых ее спектаклях был задействован танцор Михаил Барышников. После этого один из артистов его привел в хореографическое Ленинградское училище. Таким образом, он стал учеником одной из знаменитых школ русского балета. Спустя некоторое время Михаил становится солистом прославленной на весь мир Мариинки.

Балет

В Мариинку Михаил поступил буквально сразу после вышеупомянутого училища. Это произошло 1967 году. Там он проработал на протяжении семи лет. За короткий промежуток времени Барышников завоевал большую популярность и стал знаменитым. Артисты и хореографы заметили его невероятный и уникальный талант, идеальную координацию и безупречное исполнение. Правда, стоит отметить, что внутри театра был застой. В те времена советские чиновники, которые курировали культуру, тормозили все развитие.

Михаил стремился выступать в балетных постановках, интересных ему, но подобных спектаклей в те времена существовало только лишь два: "Сотворение мира" и "Вестрис".

В 1973 году танцору разрешили организовать свой творческий вечер, а также самостоятельно подобрать репертуар. Михаил пригласил всех современных хореографов, чтобы поставить балетные танцы в одном акте. В этот вечер он исполнил "Дивертисмент", "Блудного сына", а также "Дафниса и Хлою". Этот вечер можно назвать вершиной творчества Михаила в России.

Переезд

В 1974 году Барышников отправляется на гастроли в Канаду, после чего не возвращается обратно в Россию. Там артист просит политического убежища, несмотря на то что решение остаться в Канаде далось ему весьма непросто. Вскоре Михаил получает приглашение вступить в труппу американского театра балета, в которой он стал коллективным премьером, а затем и ее руководителем.

27 июля этого же года Михаил впервые выступает перед американцами в городе Нью-Йорке. Это была партия в балете "Жизель", которая происходила на сцене Метрополитен-оперы. Все американские зрители буквально кричали от восторга. С тех времен Барышников завоевал большую популярность и в Америке.

Барышников принимал участие во многих современных и классических постановках, самостоятельно поставил версию "Щелкунчика", сотрудничал со многими хореографами в самых различных направлениях. В 1978 году Михаил переходит в балетную труппу NYCB, а спустя десять лет возвращается обратно в АБТ, откуда и начинался его путь в Соединенных Штатах как художественного руководителя и солиста.

Михаил смог создать довольно сильную труппу, а также поставить оригинальную версию "Лебединого озера" и "Золушки". Через год после этого танцор уходит из АБТ, так как он хочет согласовать свои творческие планы на будущее с дирекцией, а в 1990 году он вместе с хореографом Моррисом создает проект "Белый дуб" во Флориде.

Когда Михаил ушел из АБТ, он окончательно ушел и из классического балета. Следующий этап Барышникова - это модерн, который в США ценится так же, как и классический стиль балета. Но и здесь Михаил смог превзойти самого себя, показав совсем другой, новый уровень мужских танцев, наполнив их красотой и эстетикой. Большинство сложных балетов Барышникова представляют собой монологи-исповеди, в которых на первом плане присутствует тема неизбежности смерти, скоротечности жизни, а также размышления о творчестве.

Личная жизнь

Первое время после эмиграции жизнь давалась довольно тяжело Михаилу. До переезда в Америку он жил в гражданском браке с балериной Татьяной Кольцовой. На протяжении некоторого времени танцор не мог говорить по-английски, что также осложняло жизнь за границей. Но спустя некоторое время все стало налаживаться.

В 1976 году, весной, Михаил знакомится с актрисой по имени Джессика Лэнг. Вскоре у Михаила Барышникова с женой рождается дочь. Девочку назвали Александрой. Казалось бы, Михаил Барышников, Джессика Лэнг и их дочь являются идеальной семьей. Но это абсолютно не так. В союзе этих двух людей страсти бушевали изначально, поэтому брак можно было назвать обреченным. Можно увидеть на фото Джессику Лэнг и Михаила Барышникова. Журналисты говорили о том, что она часто изменяла своему мужу, а Джессика при этом оправдывалась тем, что Михаил буквально сводил с ума, постоянно заставляя готовить различные русские блюда, а также принимать гостей посреди ночи. В результате этого пара развелась.

Во второй раз хореограф и танцор женился на балерине Лизе Райнхарт. В этом союзе у Михаила рождается еще трое детей: две дочери, София и Анна, а также сын Петр. Фото Михаила Барышникова и детей можно увидеть в этой статье.

Вообще, жизнь Михаила в Соединенных Штатах не похожа на тяжелую жизнь эмигранта. Барышников лично был знаком с принцессой Дианой, Жаклин Кеннеди, а также дружил с самим Иосифом Бродским. Кроме этого, Михаил был владельцем популярного русского ресторана "Самовар", который находился в центре Нью-Йорка. У артиста также есть собственный завод по производству одежды и пуантов для балета, он выпустил собственные именные духи, которые продаются так же отлично, как и билеты на его выступления.

Балет является далеко не единственным творческим занятием Михаила. Танцор также увлекается в свободное время фотографией, работы его размещали когда-то в музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина.

Фильмы

В период с 1974 по 2002 год Михаил принял участие в качестве актера в шести художественных фильмах. Кроме этого, за работу в кинокартине "Поворотный момент", которая была снята в 1977 году, танцор был номинирован на премию "Оскар" за второстепенную роль. Кроме этого, он снялся в таких кинокартинах, как "Это танец", "Танцовщики", "Динозавры", "Кабинет доктора Рамиреса". Но больше всего зрители заполнили Барышникова по фильму "Белые ночи". Особую популярность завоевал тот фрагмент кинокартины, в котором Барышников танцует под композицию Высоцкого "Кони привередливые". Для танцора специально на протяжении пяти лет подряд снимали телевизионные программы, в которых он принимал участие.

Еще запоминающиеся роли

Еще одной запоминающейся работой стала роль в телесериале "Секс в большом городе". В этом проекте Михаил Барышников снимался в начале двухтысячных годов. Там он исполнил роль русского художника Александра Петровского, который был возлюбленным Кэрри Брэдшоу. На Барышникова в этой роли можно посмотреть в последних сериях 6 сезона "Секс в большом городе". После этого он снялся в киноленте "Джек Райан. Теория хаоса", а также "Мой папа Барышников".

"Белый дуб" закрылся в 2002 году, после чего артист сосредоточился на издании собственной площадки. После этого он в 2005 году открывает арт-центр Михаила Барышникова, который находится в Нью-Йорке. Данный центр можно назвать креативной лабораторией, образовательным учреждением, а также площадкой для экспериментальных постановок. Кроме этого, данное учреждение имеет собственный информационный сайт, а также аккаунт в Instagram, где можно найти как промо, так и атмосферные фото.

В 2016 году, в октябре, появился довольно скандальный слух о том, что танцор всей душой ненавидит Россию. Однако выяснилось, что этими громкими заголовками в газетах журналисты обозначили прошлый статус Михаила как "невозвращенца". Кроме этого, Михаил Барышников стал главным героем выставки одного знаменитого фотографа - Роберта Уилтмена. Его выставка называлась "Михаил Барышников. Метафизика тела".

В 2017 году, в августе, танцор попал в топ-100 самых влиятельных русских людей данного столетия, которые были названы журналом Forbes. В этом же году Михаил получил латвийское гражданство.

Партии танцора

Михаил Барышников исполнил следующие партии:

  • 1969 год - Л. В. Якобсона в «Вестрисе».
  • 1969 год - И. А. Чернышова в «Ромео и Юлии» на музыку Гектора Берлиоза.
  • 1970 год - К. М. Сергеева в «Гамлете» на музыку Н. П. Червинского.
  • 1971 год - Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева в «Сотворении мира» на музыку А. П. Петрова.
  • 1974 год - М. Мурдмаа в балете «Дафнис и Хлоя» на музыку Мориса Равеля.
  • 1976 год - Дж. Ноймайера в «Гамлете: сопутствующие» на музыку А. Копленда.
  • 1976 год - А. Эйли в «Па Дюка» на музыку Дюка Эллингтона.
  • 1976 год - Туайлы Тарп в «От пробы к делу» на музыку Йозефа Гайдна.
  • 1976 год - Дж. Баланчина, Дж. Роббинса в «Других танцах» на музыку Ф. Шопена.
  • 1979 год - Дж. Баланчина, Дж. Роббинса в «Опусе 19» на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева.
  • 1978 год - Р. Пети в «Пиковой даме» на музыку Петра Ильича Чайковского.
  • 1983 год - Туайлы Тарп в «Маленьком балете» на музыку Александра Константиновича Глазунова.
  • 1984 год - Туайлы Тарп в «Сюите Синатры» на музыку Ф. Синатры.
  • 1985 год - Ф. Аштона в «Месяце в деревне» на музыку Петра Ильича Чайковского.
  • 2015 год - Роберта Уилсона в «Письме человеку».

С 14 по 30 сентября 2018 года можно будет увидеть Михаила Барышникова в Тбилиси, где пройдет ежегодный Международный театральный фестиваль.

Заключение

В заключение стоит отметить, что Михаил Барышников - это весьма успешный и популярный хореограф и танцор классического балета. Он смог завоевать любовь зрителей не только в СССР, но и в Соединенных Штатах Америки. Несмотря на все трудности переезда и языковой барьер в США, Барышников смог многого добиться в своей жизни, построив невероятную карьеру. Он смог добиться успеха не только в балете, но и в кино, сыграв незабываемые роли.

28.04.2013 7802

Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. В 1974 году уехал на гастроли в Канаду и решил там остаться. Был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус».

Биография

Михаил Барышников родился в семье советского офицера. Семья Барышниковых переехала в Латвию, когда отца Михаила отправили на службу. Барышников-отец был человеком жестоким, отношения с женой и сыном не сложились. Мать Миши стремилась привить ему любовь к прекрасному: ходила с ним в театр, филармонию. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он заявил, что хочет учиться в балетном училище и планирует сдать экзамен. Михаил начал учиться в Рижском хореографическом училище. Он хотел солировать на сцене, но препятствием был небольшой рост. Однажды педагог Хелена Тангиева сказала ему, что нужно вырасти. Михаил Барышников ежедневно выполнял сложные упражнения, превозмогая боль. Так будущий артист вырос на 4 сантиметра.


Михаил Барышников, фото в молодости

В 12 лет мама отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась обратно в Ригу, где покончила с собой. Что послужило причиной этого поступка до сих пор неизвестно. Отец в скором времени женился во второй раз. Жизнь Михаила в новой семье отца была непростой. Михаил Барышников уже в молодости показал себя как сильная и целеустремленная личность. Он переезжает в Ленинград, и с того времени не общается с папой.

В 1964 году Латвийская национальная опера приезжает на гастроли в Ленинград. На афишах было имя и Михаила Барышникова. Один из артистов привел его в Ленинградское училище хореографии. Сначала Михаил стал учеником в знаменитой школе русского балета, а потом - солистом Мариинки. В Мариинский театр Михаил Барышников поступил в 1967 году и прослужил там 7 лет.

В 1973 году получает звание Народного артиста РСФСР.

В 1974 году в составе труппы Большого театра он едет на гастроли в Канаду. Он решает не возвращаться в СССР и просит политического убежища и становится «невозвращенцем». Решение остаться на Западе ему далось нелегко.

27 июля 197 4 года артист впервые вышел к американским зрителям. Он танцевал партию «Жизель» на сцене Метрополитен-опера.

С 1974-1978 он трудится в труппе «Американского театра балета».

С 1980-1989 годы работает там же, но уже в статусе директора, балетмейстера и солиста.

С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» во Флориде. Труппа была организована совместно с Марком Моррисом.

С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова».

Балет

Михаил Барышников - выдающийся танцовщик XX века. Виртуозная техника, чистый стиль и невероятная физическая сила - все это сделало его одним из самых знаменитых представителей мужского танца в XX веке. Михаил Барышников - мигрант, которым гордится Россия. Он отвоевал свое место на сцене благодаря тому, что мог прыгать выше и приземляться ниже, чем другие танцоры.

Балетная миниатюра «Вестрис»

Это номер, с которым Михаил Барышников выступал на Первом международном конкурсе артистов балета в Москве в 1969 году. Тогда он завоевал первое место и золотую медаль. Майя Плисецкая как член жюри поставила ему 13 баллов из 12 максимально возможных. Миниатюра была навеяна образом легендарного танцовщика XVIII века Гаэтано Вестриса, которого прозвали «богом танца».


Фурор в России

В 1973 году Михаилу Барышникову было разрешено организовать творческий вечер и самому выбрать репертуар в Мариинке. Он пригласил современных хореографов, чтобы поставить балетные танцы в одном акте. В тот вечер танцовщик исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Данфиса и Хлою». Это событие стало вершиной его творчества в России.

Балет А. Адана «Жизель»

В роли принца Альберта Барышников вышел на сцену Метрополитен-опера через месяц после своего «побега» на Запад в 1974 году. Его партнершей стала Наталья Макарова. Спектакль имел невероятный успех: на первом представлении занавес поднимали 24 раза. Прочтение образа принца у Михаила Барышникова отличалась от принятой в советском балете: он играл трагедию высокой романтической любви, а не социальную драму. Зрители были восхищены его безупречной техникой, одухотворенностью и харизмой, мощь которой влияла на остальных артистов.



Балет Л. Минкуса «Дон Кихот»

Во время работы в Американском театре балета сделал свою постановку классического произведения, которая была основана на хореографии XIX века. Сам танцовщик называет ее «хаотичной, но любимой».

В такой интерпретации «Дон Кихот» позже шел во многих театрах мира. Михаил Барышников выступил в этом спектакле в роли цирюльника Базиля. Его «Танец с кубками» признан одним из шедевров мирового балетного искусства.

Балет И. Стравинского «Аполлон»

Спектакль легендарного хореографа Джорджа Баланчина, который был впервые поставлен им во времена «Русских сезонов» Дягилева. Он был задуман как образец балетной неоклассики. В центре спектакля - образ Аполлона и его отношения с тремя нимфами: Терпсихорой, Каллиопой и Полигимнией. Михаил Барышников в роли Аполлона воплотил образ Бога-творца, который обретает свое величие с помощью искусства.


Нью-Йоркский городской балет

В 1978 году Михаил Барышников начал работу с Баланчиным в Нью-Йоркском городском балете. Тогда театр зависел от расположения приглашенных звезд. Но Михаил Барышников неожиданно заявил, что он не будет заключать контракты со знаменитостями. Его хореография «Щелкунчика» и «Дон Кихота» понравилась публике, но в 1984 году его «Золушка» попала под атаку критиков, несмотря на то, что была весьма популярна и подарила возможность освободиться от долгов. Критическими были отзывы и на «Лебединое озеро», что повергло Михаила Барышникова в депрессию. Неудачи были временны. Уже через год Михаил Барышников блистательно танцевал в кино.


Спектакль «Бродский / Барышников»

Театр - еще одна сфера интересов Михаила Барышникова. Он принимал участие в различных постановках, но особенного внимания заслуживает спектакль «Бродский / Барышников». Это моноспектакль в исполнении танцовщика и актера Михаила Барышникова, который специально под артиста создал художественный руководитель Нового Рижского театра Алвис Херманис. В основе постановки - стихотворения нобелевского лауреата Бродского.

Иосиф Бродский и Михаил Барышников познакомились в Нью-Йорке в 1974 году и дружили до самой смерти поэта. Он поздравил Михаила Барышникова с Днем рождения в 1996 накануне своей кончины. «Барышников / Бродский» - стихотворное путешествие сквозь жизнь поэта, рассказ о смерти, об аде одиночества и изгнания, о русском народе, о невозможности вернуться в Россию. А еще он о трогательной дружбе Михаила Барышникова и Бродского.

Проникновенная поэзия Бродского и потрясающая пластика Михаила Барышникова, который, по признаниям зрителей, «двигается как Бог», заставляют пережить настоящий катарсис. 23 июня 2017 года спектакль будут давать в Цюрихе. Клуб путешествий Михаила Кожухова организует на это поистине удивительное событие в сопровождении известных людей. Прогулка по городу, знакомство с культурой Германии и посещение спектакля в приятной компании - мечта, которая может стать реальностью.


Фильмы

Фильмография Михаила Барышникова весьма разнообразна. Свой путь в кино он начал с советских фильмов, документальных и тех, где он играл практически себя.

· В 1968 году дебютировал в фильме-концерте «Город и песня», сыграв роль танцора.

· 1969 год запомнился ролью Никишки в фильме-балете «Сказ о холопе Никишке».

· В 1970 году артист украсил документальный фильм «Молодой балет мира».

· В 1971 году Михаил Барышников сыграл матадора Педро Ромеро в телеспектакле по роману Э.Хемингуэя «Фиеста».

· 1977 год стал значимым благодаря роли танцора Юрия Копейкина в фильме «Поворотный пункт». Михаил Барышников был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. В этой картине артист доказал, что может играть драматические роли так же талантливо, как и танцевать. За что и получил номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». В одном из эпизодов киноленты Михаил Барышников играет на гитаре и исполняет песню своего близкого друга Владимира Высоцкого «Дом хрустальный».


· В 1977 году Михаил Барышников сыграл Принца в «Щелкунчике».

· 1980-й запомнился ролью Хосе в «Кармен».

· 1984-й подарил возможность сыграть Базиля в «Дон Кихоте».

· В 1985 году Михаил Барышников сыграл в танцора Колю Родченко в фильме «Белые ночи», который во многом автобиографичен: герой Михаила так же, как когда-то он сам, бежит на Запад в поисках свободы. В картине есть кадры, снятые на улицах Ленинграда, - их специально для картины тайно снимали финские операторы. Самые известный эпизод киноленты - невероятный танец Михаила Барышникова под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».


· 1987-й год подарил роль Тони в картине «Танцоры».

· В 1991 году Михаил Барышников перевоплотился в Сезара для фильма Питера Селларса «Кабинет доктора Рамиреса» (ремейк фильма «Кабинет доктора Калигарри»).

· В том же году Михаил Барышников сыграл Петра Ивановича Грущенко в фильме «Дело фирмы».

· В 2004 году Михаил Барышников украсил финал 6-го сезона сериала «Секс в большом городе», сыграв русского художника Александра Петровского. Александр - возлюбленный героини Сары Джессики Паркер - Кэрри Брэдшоу.

Как потом призналась Паркер, команда переживала, гадая, согласиться ли «крутой парень» на съемки. Одна из сцен «Секса в большом городе» была снята в ресторане артиста «Русский самовар». За девять часов работы в помещении продюсеры заплатили $10 000. Герой Михаила Барышникова, художник Александр Петровский предложил своей возлюбленной национальный напиток - чай с вишней.

· В 2011году вышел фильм о мальчике, который мечтал танцевать - «Мой папа Барышников».

· В 2014 году Михаил перевоплотился в министра внутренних дел России Сергея Сорокина для фильма «Джек Райан: Теория хаоса».


Книги

В интернете вы найдете множество статей и разрозненных фактов о танцовщике, однако наиболее полное представление о его личной и профессиональной жизни можно получить из книг.

· Аловерт Н. Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. - 344 с.

Эта первая российская книга о прославленном русском артисте балета, который с середины 70-х прошлого века стал кумиром Америки. Автор книги - балетный фотограф и критик Нина Аловерт. Она - свидетельница творческого пути Михаила Барышникова, который начался в Ленинграде, продолжился в Кировском театре, а затем - на Западе.

Книга увлекательно рассказывает о любви, быте, друзьях и коллегах артиста, о непростых взаимоотношениях в труппе, о причине, заставившей остаться на Западе и многом другом.

Нине Аловерт удалось создать удивительную фотолетопись - от момента окончания Ленинградского хореографического училища до драматического спектакля «Доктор и Пациент», которым Михаил Барышников отметил 30-летие своей творческой жизни на Западе.

· Красовская В. Михаил Барышников //Профили танца. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. - С. 331-352. - 400 с.

Сборник крупнейшего балетоведа Веры Красовской объединяет статьи разных лет о судьбах выдающихся артистов, окончивших Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. Эта книга создает история Школы и Театра в лицах. Михаилу Барышникову отводится целая глава. В ней можно найти интересные факты о творческой жизни артиста.


Личная жизнь Михаила Барышникова

Актриса Джессика Лэнг была одной из главных женщин в жизни Михаила Барышникова. Они познакомились в ресторане. Когда Михаил Барышников узнал, что Джессика - «девушка Кинг Конга», решил добиться ее расположения. В этом союзе появилась дочь Александра. Михаил Барышников и Лэнг прожили вместе достаточно долго, но в итоге расстались. В 1982 году она покинула Мишу ради актёра Сэма Шепарда и забрала с собой дочь.


Джессика Лэнг и Михаил Барышников

Позднее Михаил говорил о расставании с сожалением: «Она - одна из очень немногих женщин, которых я любил».

Еще одна значимая женщина - Лайза Минелли. После каждого спектакля, который проходил в Нью-Йорке, она летела на самолете к гению (как она его называла) в Вашингтон. После расставания бывшим влюбленным удалось сохранить дружеские отношения.

Уже более 20 лет артист балета живет в браке с бывшей балериной Лизой Рейнхарт, внучкой выдающегося театрального режиссера Макса Рейнхарта. Плодами этой любви стали дети Михаила Барышникова: Питер, Анна и София. Анна Барышникова - актриса. На премьерах фильмов ее нередко сопровождает знаменитый отец.

Интересные факты

    Имя Михаила Барышникова упоминается в молодежной комедии «Американский пирог». На банкете по случаю свадьбы один герой говорит другому: «Я научу тебя танцевать как Барышников».

    Имя артиста балета неоднократно называли в американском мультсериале «Симпсоны».

    Сергей Довлатов часто упоминал Михаила Барышникова в своем дневнике.

    Михаил Барышников появляется в произведении Э.Лимонова «История его слуги» как Лодыжников.

    Об артисте писал Стивен Кинг в романе «Нужные вещи».

    Иосиф Бродский посвятил своему другу несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» (сборник «Часть речи») и «Раньше мы поливали газон из лейки…» (книга «Пейзаж с наводнением»).

    Танцора «вспоминают» в песне Guacala Que Rico, которую исполняет мексиканская группа Molotov.

    Михаил Барышников дружил с Владимиром Высоцким.



Михаил Барышников и Владимир Высоцкий

    Вместе с близким другом, поэтом Иосифом Бродским и литературоведом Романом Капланом в конце 80-х Михаил Барышников открыл ресторан «Русский самовар». Михаил вложил все свои накопленные деньги, а Бродский - Нобелевскую премию по литературе.

    Михаил Барышников был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм не получил ни одной из 11 номинаций, в которых был представлен.

    Будущая принцесса Уэльская Диана не пропускала ни одного выступления артиста. Однажды стояла в очереди, чтобы получить автограф танцора.

    Михаил Барышников пробовал заниматься и другим, не ресторанным бизнесом: выпускал парфюм Misha, марку одежды для танцовщиков Baryshnikov.

    Для того чтобы открыть свой центр, Михаил Барышников продал картину из своей обширной коллекции - «Вид на Санкт-Петербург» кисти Петра Верещагина. Картина была продана за 740 000 долларов.

    В апреле 2017 Михаил Барышников получил латвийское гражданство.

    19 апреля 2017 года пуанты Михаила Барышникова c его автографом были выставлены на аукционном вечере «Искусство ради жизни», организованном благотворительным фондом «Обретая Возможность» в московском ресторане La Prima. Целью организаторов стал сбор средств для строительства жилого корпуса реабилитационного центра «Чайка», который помогает людям с ограниченными возможностями и ДЦП.

    Балетные туфли Михаила Барышникова ушли с молотка за 1 000 000 рублей.

Стих Иосифа Бродского - Михаилу Барышникову

Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты.

В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад,
и, крылышкуя скорописью ляжек,
красавица, с которою не ляжешь,
одним прыжком выпархивает в сад.

Мы видим силы зла в коричневом трико,
и ангела добра в невыразимой пачке.
И в силах пробудить от элизийской спячки
овация Чайковского и Ко.

Классический балет! Искусство лучших дней!
Когда шипел ваш грог, и целовали в обе,
и мчались лихачи, и пелось бобэоби,
и ежели был враг, то он был -- маршал Ней.

В зрачках городовых желтели купола.
В каких рождались, в тех и умирали гнездах.
И если что-нибудь взлетало в воздух,
то был не мост, а Павлова была.

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, --
земля везде тверда; рекомендую США.