Урок роман герой нашего времени обзор содержания. Уроки по "Герою нашего времени"

  • 06.07.2019

М.Ю.Лермонтов

“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе. Печорин как представитель “портрета поколения”.

Домашнее задание к уроку.

  1. Чтение романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
  2. Анализ композиции произведения.

а) Кто рассказывает историю Печорина?

  • Степень знакомства рассказчика с героем.
  • Его социальный статус.
  • Интеллектуально-культурный уровень.
  • Нравственные качества.

б) Проанализируйте сюжет романа.

в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).

3. Индивидуальное задание лингвистам.

а) Рефлексия – лексическое значение слова.

б) А.И.Герцен, В. Г. Белинский – историко-биографический комментарий.

Индивидуальное задание: рассказ о фабуле романа по В. Набокову.

Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.

М.Ю.Лермонтов.

Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале “Отечественные записки”. В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.

Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.

Ответы учащихся.

Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

  • Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
  • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
  • Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
  • А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Говорит доктор филологических наук, профессор Панченко (Приложение 2).

Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо владеть определенной лексикой. Следите за моей мыслью, опираясь на слова, записанные на доске справа.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.

Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

Обратимся к композиции сочинения.

I. – Кто рассказывает историю Печорина?

Ответы учащихся.

  • Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.
  • Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.
  • И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.

II. – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Ответы учащихся (запись на доске сюжета и фабулы произведения делается перед уроком двумя учащимися).

Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина “Повести Белкина”? Почему у Гоголя сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом , обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.

III. – Восстановите хронологический порядок событий.

Ответы учащихся. Коррекция записи фабулы романа, сделанной перед уроком.

Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову.

“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

- Почему Лермонтов нарушает хронологию событий?

Вот три вопроса, требующие немедленного разрешения.

Ответы учащихся.

Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).

Все это правда, но не вся правда. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

  • Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
  • Офицер-повествователь.
  • “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова


И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М. Ю. Лермонтов. Дума

I. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Век Лермонтова в романе. Сложность композиции

Перед изучением романа «Герой нашего времени» следует повторить факты биографии Лермонтова, связанные с историей его двух ссылок на Кавказ, прояснить, какие факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. Эмоциональным началом урока может
быть чтение одной из кульминационных сцен романа, например «Ранение Бэлы», «Объяснение с Мери», «Захват пьяного казака» или др.

Лекция
Основная форма работы на уроке — лекция, в ходе которой будут развиваться следующие тезисы:
1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 1830 х годов, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональная характеристика этой эпохи дается в стихотворении «Дума». Черты современников, запечатленные в «Думе», являются характерными и для Печорина. Поэтому «герой нашего времени» — это человек 1830 х годов.
2. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
3. Противостояние Печорина и общества выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, изображения состояний его души, хотя события основаны на реально историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается первым русским социально психологическим романом.
4. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого соединились незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе. Смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
5. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по своему оттеняет различные грани характера героя. Методической основой работы станет проблемный анализ. Для этого роман должен быть прочитан предварительно.
На следующем этапе урока может быть прочитано предисловие к роману и определены его ключевые моменты.

Вопросы для обсуждения предисловия

Абзац1. Каково мнение автора о читателях и публике? Почему автор обвиняет читателя, только открывшего книгу, «в дурном воспитании»?
Абзац2. Как автор относится к читательским оценкам «героя нашего времени»? Каков пафос авторского рассуждения?
Абзац3. Как Лермонтов объясняет особенности портрета «героя нашего времени»? Какого героя он хотел показать читателю?
Абзац4. Какую цель написания романа автор считает главной? Как он намерен создавать портрет своего героя?

Интересно сопоставить впечатления от предисловия, высказанные учениками, с мнением Н. Г. Долининой (Долинина Н. Г. Печорин и наше время / Н. Г. Долинина. —Л., 1975. — С. 14—16), но дать для чтения и обсуждения отдельным учащимся или группам небольшие фрагменты из ее комментариев к предисловию (по абзацам).


II. Обзор содержания

После краткого пересказа сюжета каждой из новелл и наиболее запомнившихся фрагментов романа возможно обсуждение особенностей жанра каждой новеллы:
«Бэла» — романтическая новелла о любви европейца к дикарке. (Ср. с поэмой Пушкина «Цыганы».)
«Максим Максимыч» — реалистическое повествование странствующего офицера о герое, о котором он раньше узнал из рассказов Максима Максимыча.
«Тамань» — романтическая повесть о мимолетном увлечении героя девушкой, которая готовит ему гибель.
«Княжна Мери» — светская повесть с «любовным треугольником», которая заканчивается поединком соперников.
«Фаталист» — фантастическая проза, которой присуща загадочность и вмешательство высших сил.

Фабула

Сюжет

Тамань

Бэла

Княжна Мери

Максим Максимыч

Бэла

Фаталист

Тамань

Максим Максимыч

Княжна Мери

Предисловие к дневнику Печорина

Фаталист



Самостоятельная работа
В финале урока уместна небольшая письменная работа на знание текста романа:
1. Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте свое мнение.

а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею».
(«Бэла», так как речь идет о Койшаурской долине.)

б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке».
(«Максим Максимыч», так как «множество низеньких домиков», Терек и Казбек указывают, что действие происходит во Владикавказе.)

в) «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».
(«Тамань», так как во фрагменте упоминаются море и корабли.)

г) «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как „последняя туча рассеянной бури“; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона...»
(«Княжна Мери», так как Бешту и Машук находятся вблизи Пятигорска и Кисловодска, где происходит действие.)

д) «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли
на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..»
(«Фаталист», так как действие происходит в станице и в отрывке явно заметны философские рассуждения автора об отношениях человека и «небесных светил».)

2. Кто и где поет эти песни?
а) Как по вольной волюшке —
По зелену морю
Ходят все кораблики-
Белопарусники.
(Девушка-ундина на крыше хаты.)

б) Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
(Казбич в разговоре с Азаматом у плетня рядом с его домом.)

в) «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду».
(Бэла на свадьбе сестры.)

3. Соотнесите героев и предметы их одежды:
а) «офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка»
(Максим Максимыч);
б) «бешмет... изорванный... а оружие в серебре»
(Казбич);
в) «полосатое платье»
(девушка-ундина);
г) «черный шелковый бешмет»
(Бэла);
д) «пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки»
(Печорин);
е) «закрытое платье gris de perles», «ботинки couleur puce»
(княжна Мери);
ж) «сюртук, галстук и жилет черного цвета»
(Вернер);
з) «соломенная шляпка», «черная шаль»
(Вера);
и) «серая солдатская шинель», «эполеты неимоверной величины»
(Грушницкий).

Где начинается и где заканчивается в романе рас сказ о Печорине?
(B крепости за Тереком.)
Сколько в романе рассказчиков?
(Три. Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин.)
Каково хронологическое расположение новелл?
(«Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к „Журналу Печорина“».)

Итог урока

  • Роман «Герой нашего времени» — уникальное явление в русской литературе.
  • Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения.
  • Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман.
  • Автор показывает и социальные отношения русских и горцев, рисуя разные типы офицеров русской армии, сражавшихся на Кавказе.
  • В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.

Домашнее задание
Прочитать внимательно главы «Бэла» и «Максим Максимыч». Повторить алгоритм анализа эпизода. Письменно ответить на вопросы по двум первым повестям (главам).

Говорить мы будем о великом романе Лермонтова «Герой нашего времени». Кто такой герой в русской литературе? Это не положительный персонаж, а связанный со сложностью жизни. Русская классическая литература учит не правильным ответам на простые вопросы, а трудности бытия.

Лермонтов начал работать с прозаическими замыслами, связанными с «Героем нашего времени», в 1838 году. Он набрасывает незавершенный роман «Княгиня Лиговская», где уже появляется Григорий Александрович Печорин. К концу жизни писатель завершает произведение. В 1839 г. в журнале появляются две повести из этого романа «Бэла» и «Фаталист».

Бывают произведения, которые затягивают благодаря хорошо построенному сюжету. Множество событий и персонажей объединяются одной сюжетной линией. В романе Лермонтова все иначе. Нет единой сюжетной линии. Роман состоит из разрозненных повестей и соединяется образом главного героя Григория Печорина (см. рис. 1).

Рис. 1. М.А. Врубель. Портрет военного (Печорин на диване)

Вспомним два литературоведческих понятия: сюжет и фабула.

Фабула - хронологическая последовательность событий в литературном произведении.

Но практически не бывает рассказов с прямой, простой хронологией. Авторы перескакивают с событий настоящего времени на события из прошлого, заглядывают в будущее, потому что строят сюжет.

Сюжет - ряд событий, выстроенных в соответствии с замыслом автора.

Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, читатель сначала узнал бы о Вере, потому что с ней герой познакомился давно, задолго до того, как он узнал всех остальных персонажей.

Фабульная последовательность эпизодов романа

  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Фаталист»
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»

Если бы так был построен роман Лермонтова он, возможно, был увлекательнее. В повести «Княжна Мери» происходит дуэль между Печориным и Грушницким (см. рис. 2).

Рис. 2. М.А. Врубель. «Дуэль Печорина с Грушницким»

Волнение читатель не испытывает, заведомо известно, что Печорин останется в живых. Сюжетное напряжение погашено. Погибнет герой на возвратном пути из Персии.

Значит, Лермонтову увлекательность не так важна.

Сюжетная последовательность эпизодов романа

  • Предисловие. Знакомимся с автором и персонажами.
  • «Бэла».
  • «Максим Максимыч».
  • Журнал Печорина. Записки, рассказывающие о событиях, происходивших до «Бэлы»: предисловие, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Роман «Герой нашего времени» вышел двумя небольшими книгами, которые попали к Николаю I. Император Лермонтова не жаловал, но прочитал произведение внимательно. Первая книга ему понравилась, и он ее одобрил. Когда прочитал вторую, где изложены записки Печорина, Николай I разочаровался в произведении. Он неправильно понял название, решив, что «Герой нашего времени» – это Максим Максимыч. Простой верноподданный, хороший русский офицер, верный присяге, не имеющий душевных противоречий, внутренние переживания Печорина объясняет тем, что «маменька его избаловала». Это обманный ход Лермонтова. Он построил произведение с другим замыслом. Читатель погружается не вглубь событий, а проникает в душу самого героя. Этому сюжетному правилу подчинена композиция романа. Читатель движется кругами, знакомится с Максимом Максимычем и его глазами смотрит на Печорина в истории Бэлы. Затем предстает сам Печорин, холодный, презрительный человек, не похожий на романтического героя, каким его описывал Максим Максимыч. Затем записки самого Печорина, читатель погружается в его внутренний мир и смотрит на происходящее уже его глазами. Это важная особенность романа.

«Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман. Важны не события, а история души. Это противоречивый портрет целого поколения. Автор не стремится помочь читателю. Каким должен быть Печорин? Должны ли его любить или ненавидеть, быть равнодушными или принимать его образ? Автор показывает три любовных сюжета, связанных с героем. Во всех Печорин выглядит как чудовище. Но женщины в него влюбляются, потому что ощущают силу, которую утратили современники. Для героя любовные события заканчиваются разочарованием, для девушек катастрофой. Но все равно читатель находит в них особый смысл. Лермонтов учит сложностям жизни, а не расшифровке простых формул.

Последняя из повестей романа «Фаталист», в ней говорится об основной проблеме: несет ли ответственность за свою судьбу главный герой или все фатально и предустановлено, и ничего изменить нельзя. Окончательного ответа нет. Серб Вулич, предчувствовавший смерть, играет с судьбой, и судьба оставляет его в живых: пистолет не стреляет. Чудом уцелев, Вулич погибает «от случайной шашки пьяного казака». Печорин бросается на казака, и у героя больше шансов погибнуть, но фатум присутствует в нашей жизни и Печорин остается в живых.

О том, в какой мере фатум определяет судьбу человека, автор постоянно размышляет. Читатель входит в мир души не только героя, но и рассказчика. Это двойной психологический роман. Два образа в центре внимания: герой и рассказчик. Отношения друг с другом такие же сложные, как и замысел романа. Печорин безысходен. Читатель встречается и прощается с ним в крепости. Герой не может выйти за пределы круга, очерченного вокруг его личности. Из этого противоречия не находит выхода и автор.

Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» .

Виктор Золотусский в передаче «М.Ю Лермонтов. Таинственная повесть» рассказывает о влиянии природы Кавказа на восприятие и творчество поэта; рассуждает о сходстве и различии образов Печорина и Демона.

О трагической судьбе Печорина рассуждают участники программы

Система уроков по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Система уроков, предложенная для текстуального изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», не нарушает авторскую последовательность частей романа, это связано с тем, что именно такая «разорванная» композиция подчеркнуто значима, смена рассказчиков не только постепенно открывает Печорина читателю, но и все больше оправдывает героя. От внешнего, осуждающего и непроницательного взгляда Максима Максимыча через объективный, хоть и внимательно-сочувственный взгляд странствующего офицера к трагической исповеди героя – такова последовательность развития авторской оценки в романе. Игнорировать ее невозможно, ибо это ведет к смещениям смысла произведения в читательском сознании.

Уроки, посвященные последовательному рассмотрению частей романа, организованы так, чтобы учащиеся могли вслед за автором рассмотреть особенности характера главного героя, постараться понять мотив и причины его поступков, что в конечном итоге приведет к ответу на вопрос: в чем заключается особенность психологического романа.

Урок 1. Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе.

Урок 2.

Урок 3. Журнал Печорина как средство самораскрытия характера главного героя.

Урок 4 . Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Урок 5 . Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Наметив общий план изучения романа, рассмотрим на примерах конкретных уроков особенности изучения психологического романа. Данная система уроков выстроена на основании учебной программы под редакцией В. Я. Коровиной.

Урок 1. Тема урока: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции романа. Век Лермонтова в романе.

Цель урока: - пробудить интерес к роману М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

  • напомнить учащимся об основных характерных особенностях жизни русского общества в 30-е годы XIX века, о судьбе молодого поколения этого времени;
  • познакомить с идейным замыслом романа «Герой нашего времени» и о последовавших литературно-критических отзывах на выход произведения;
  • прокомментировать важнейшие особенности произведения: психологизм романа и его композиция (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).

Тип урока – урок усвоение новых знаний.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание

нескольких повестей и рассказов – это роман,

В котором один герой и одна основная идея,

Художнически развитая.

В. Г. Белинский

I. Вступительное слово учителя.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был задуман автором в конце 1837 года. Основная работа проходила в 1838 году, и роман был полностью завершен в 1839 году. Вскоре в журнале «Отечественные записки» появилась его первые главы: повесть «Бэла» была напечатана 1838 году с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 года увидела свет следующая повесть – «Фаталист», а затем была опубликована и повесть «Тамань».

Своему новому роману М.Ю. Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Однако в 1940 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени».

1830 –1840-е годы в истории России, когда разворачивается действие произведения, – это мрачные годы, отметившиеся в истории как годы николаевской реакции, годы жесточайшего полицейского режима. Невыносимым было, прежде всего, положение народа, особенно трагичной была судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у молодого Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет никакого будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – это главные черты молодых современников писателя.

Лермонтову в своем произведении хотелось показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» является свидетельством его важности.

Оценивая роман М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцен писал: «В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».

Печорин – это богато одаренная натура. Герой совершенно не переоценивает себя, когда откровенно о себе говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов дает ответ на вопрос: почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и тем самым «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? Самое пристальное внимание автора обращено на главного героя, на раскрытие его сложного и противоречивого характера.

В своем предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Тем самым автор объясняет особенность своего произведения: «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.

  1. Словарная работа

В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение психологического романа: психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях.

- назовите определяющие характеристики психологического романа.

Приемами создания психологизма могут быть саморефлексия (самоанализ) героя, оценка действий героя с позиций других персонажей, авторский анализ характера. В своем произведении Лермонтов пользуется всеми этими приемами, что делает произведение более глубоким.

II. Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о романе «Герой нашего времени».

  • Беседа с классом
  1. Какая из прочитанных повестей, составляющих произведение, произвела на вас наибольшее впечатление?
  2. Расскажите о своем отношении к главному герою.
  3. О каких событиях из жизни Григория Печорина мы узнали, прочитав главу «Бэла»?
  4. От чьего имени ведется повествование в этой главе? Какую это играет роль в самом повествовании?
  5. Кто такой Максим Максимыч, от имени которого ведется повествование в главе «Бэла»? Что вы о нем можете рассказать?
  6. Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Григория Печорина?

III. Особенности композиции романа

Вопросы:

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны?

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить уже известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции романа – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но именно образ главного героя становится объединяющим: он связывает все эти части в единый роман.)

5. Рассмотрим разницу между хронологическим и композиционным порядком, который наблюдается в романе.

Хронологический порядок такой: Печорин едет к месту своей службы, однако по дороге он останавливается в Тамани, затем по дороге к месту службы посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким был сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, которые описаны в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.

Хронологически повести должны быть расположены следующим образом:

1. «Тамань».

2. «Княжна Мэри».

3. «Бэла».

4. «Фаталист».

5. «Максим Максимыч».

Однако М.Ю. Лермонтов в своем произведении нарушает порядок расположения повестей. В романе они следуют таким образом:

1. «Бэла».

2. «Максим Максимыч».

3. «Тамань».

4. «Княжна Мэри».

5. «Фаталист».

Последние три повести представляют собой дневник главного героя, в котором показана история его жизни, написанная им самим.

Вопросы:

1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?

2) О чем заставляет задуматься читателя такая композиция произведения?

3) В какой форме написаны первые две повести? Что особенного в последующих трех повестях?

Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».

Таким образом, выбранная композиция романа предоставляет автору следующие возможности:

Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

Проследит историю его внутренней жизни;

Образ Печорина в романе раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане его внутреннего раскрытия.

IV. Литературно-критические отзывы на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. С. Бурачек : Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев : «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский : «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен : «Печорин – «младший брат Онегина».

Вопросы:

1) Кто из литературных критиков, по вашему мнению, более объективен в оценке Григория Печорина?

Чтение предисловия.

(«…Герой нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)

Домашнее задание

1 . Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить все ее части.

Урок 2. Тема урока: Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина.

Цель урока: знакомство с Григорием Печориным как главным героем произведения.

Задачи урока:

  • формировать у учащихся умения характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, по отношению к окружающим, по авторской оценке;
  • помочь учащимся в ходе анализа произведения увидеть незаурядность характера главного героя;
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: умение ориентироваться в содержании текста, отбирать необходимый текстовый материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к духовному миру героев художественной литературы, способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Ход урока

  1. Слово учителя:

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Почему герой романа так говорит о себе? Что дало основание сделать такой вывод? Кто же он - герой Лермонтова?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к тексту, потому что именно сам автор может дать самый точный ответ на эти вопросы. Обратимся к тексту повести «Бэла». Дома вы составляли план первой главы. Теперь отберем только те эпизоды, которые являются наиболее важными для понимания характера Григория Печорина.

  1. Рассказ Максима Максимыча о Печорине.
  2. Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).
  3. Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини.
  4. Печорин на фоне других героев повести.
  5. Исповедь Печорина.
  6. Пейзажные зарисовки.
  1. Анализ художественного текста повестей «Бэла» и «Максим Максимыч»

Класс делится на несколько групп в соответствии с заданием, каждая группа получает задание для текстового исследования определенного эпизода. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся должны показать хорошее знание текста, привести необходимые цитаты и сделать соответствующий вывод.

  1. группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

1.Что является связующим звеном между героем и рассказчиком и что разъединяет Печорина и рассказчика?

2. В каких эпизодах черта характера русского человека проявляется у Печорина?

3. Каково отношение Печорина к Бэле?

4. Каким видит Печорина именно Максим Максимыч?

5. Что в первую очередь удивляет и что все-таки непонятно Максиму Максимычу в самом Печорине?

6. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о главных чертах характера героя.

2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений двух героев до похищения).

  1. Где и при каких обстоятельствах Печорин впервые увидел Бэлу?
  2. Какое впечатление произвели они друг на друга в момент первой встречи?
  3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?
  4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.
  5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
  1. группа - Печорин и Бэла. Любовь в жизни Печорина.
  1. Как Бэла оказалась в крепости, в которой служил Печорин?
  2. Каким было поведение Бэлы в первые дни после своего похищения?
  3. Каким образом Печорин добивался любви Бэлы?
  4. Почему Бэла все-таки ответила Печорину взаимностью? (обязательно обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).
  5. Каким предстает перед читателем Печорин в этих главах? Сделайте вывод о характере героя.
  6. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?
  1. группа - Печорин и Бэла. Смерть героини. 1. Почему Печорин так быстро охладел к Бэле? Как это проявлялось в его отношениях к девушке? (Процитируйте слова героя)

2.Как Бэла погибла?

3. Чем можно объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? С какой стороны это его характеризует?

4. Каким показывает Лермонтов своего героя? Сделайте вывод о характере героя.

5 группа – Григорий Печорин в кругу других других героев повести.

  1. Какими предстают перед читателем Казбич и Азамат? Что можно сказать об особенностях их характера?
  2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем? Как это его характеризует?
  3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?
  4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.
  5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

6 группа - Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»

1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

2.В чем, по мнению самого Печорина, причина его скуки и разочарования?

3. Что роднит Печорина с главным героем романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

(В своем монологе Печорин словно открывает свой внутренне Я: удовольствия жизни, любовь, чтение – ничто никогда не приносило ему удовлетворения. Однако ему присуща неуемная и ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в свое дальнее путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».)

7 группа - Роль пейзажных зарисовок в повести.

  1. Выберите наиболее яркие на ваш взгляд пейзажные зарисовки.
  2. Обратите внимание на то, какие картины природы выбирает М.Ю. Лермонтов для своего описания?
  3. Какова связь созданных автором пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой самого произведения?

(Величавые картины горной природы наполнены лиризмом, ощущением необыкновенной красоты и поэтичности окружающего мира. На фоне полной гармонии, присутствующей в природе, ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство самого Печорина. Кроме того, величественность и мятежность красивых кавказских пейзажей ярко и значимо не только подчеркивают, но и усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)

8 группа – Образ Григория Печорина в повести «Максим Максимыч»

  1. Перескажите сцену встречи Печорина и Максима Макимыча.
  2. От имени кого ведется повествование в этой части романа?
  3. Каким видит рассказчик Григория Печорина в момент встречи с Максимом Максимычем?
  4. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
  5. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
  6. Какое впечатление производит Печорин на читателя?
  1. Обобщение учителя

В первой и второй повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. В первой повести герой описан через восприятие рассказчика – немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Во второй повести мы видим Печорина глазами совершенно постороннего человека. И у него возникает много вопросов при попытке объяснить некоторые поступки героя.

Мы также сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя.

  1. Рефлексия

Давайте попробуем выразить свое видение героя в синквейне.

заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Домашнее задание .
  1. Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»
  2. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - читать

Урок 3 . Тема урока : Журнал Печорина как средство самораскрытия характера героя.

Цель урока: определить значимость «Журнала Печорина» для раскрытия внутреннего мира главного героя.

Задачи:

  • Обучать критическому осмыслению (анализ, сопоставление) литературного произведения.
  • Формировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся.
  • Воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе, культуру общения.

Оборудование: мультимедиа: презентация, отрывки из фильма

Ход урока

I. Организационный момент

Слово учителя:

В первых главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин показан очень противоречивой личностью, человеком, который не умеет сострадать, он привык исполнять только свои желания. Те черты характера, которые мы открыли для себя у Печорина в первых повестях, душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью, делают этот образ малопривлекательным. Однако такая отрицательная оценка этого образа была бы совсем неглубокой и несколько однозначной, если при пристальном внимании не заметить в его образе штрихи грусти, ноты какой-то безысходности. Для того чтобы более полно разобраться в образе Печорина, нужно прежде всего понять его душу, весь его внутренний мир, многие мотивы его поведения и поступков. Разгадать именно эту загадку поможет «Журнал Печорина».

II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала

  1. Беседа с классом

Прежде чем мы перейдем к анализу следующих повестей произведения давайте еще раз вспомним особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова.

Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке.

Случайно ли отказался М.Ю. Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

Объясняя такую особенность авторского повествования, известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя».

Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя? (в романе представлены три повествователя: Максим Максимыч в главе «Бэла», странствующий офицер в главе «Максим Максимыч» и сам Печорин.)

Каким предстает Печорин в оценке Максима Максимыча? Приведите примеры из текста.

- Каким мы видим главного героя в оценке второго рассказчика - странствующего офицера? Приведите примеры из текста.

Таким мы видим главного героя глазами Максима Максимыча и странствующего офицера.

Понятен ли до конца нам герой после того, как мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

III. Работа с текстом

  1. Слово учителя

Первые две повести, как отмечает сам повествователь, – это путевые записки, не случайно он по этому поводу пишет: «Я пишу не повесть, а путевые записки». Поэтому главный герой предстает перед читателем со стороны: его представляют нам Максим Максимыч и странствующий офицер. Но следующие повести - это дневник Печорина - «Журнал Печорина», как названы эти главы в романе. Именно они дают возможность объяснить многие загадки в характере Печорина.

  1. Словарная работа (работа с термином)

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души.

Печорин был совершенно уверен в том, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому он столь открыт в их описаниях.

- Из каких частей состоит «Журнал Печорина»? («Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»)

3 . Составление характеристики Печорина

Анализируя повести, составляющие «Журнал Печорина», необходимо рассмотреть, как раскрывается внутренний мир героя.

  • Анализ повести «Тамань»

Каково содержание этой повести? (краткий пересказ сюжета)

Каким предстает перед читателем Григорий Печорин в этой части?

Почему активность героя приносит окружающим его людям несчастье? С каким чувством лермонтовский герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?»

Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»?

(учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Тамань», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)

  • Анализ повести «Княжна Мэри»

- Многие литературные критики считают, что именно в этой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина. Каково ваше мнение по этому поводу?

Какое общество на этот раз окружает главного героя? Чем оно отличается от горцев и контрабандистов?

В чем причина того конфликта, который произошел между светским обществом, представленным в повести, и Печориным?

Для чего Печорину было необходимо добиться любви княжны Мери, если он никогда не собирался на ней жениться?

Как это характеризует Печорина?

Можно ли утверждать, что Печорин все-таки способен на любовь? Докажите свою точку зрения, подтверждая текстом.

Особенно ярко это качество проявляется в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. (чтение отрывка)

Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как характеризуют Печорина его отношения с Вернером и Грушницким?

Какую особенность характера Печорина мы можем выделить в этой повести?

(учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Княжна Мери», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)

  • Обсуждение повести «Фаталист»

Что такое фатализм и кто такой фаталист?

Словарная работа

Фатализм - вера в предопределенную, неотвратимую судьбу. Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова. Печорина также волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека?

Какие события, связанные с Печориным, происходят в этой повести?

Каково отношение к предопределенности в судьбе у Печорина?

Каким предстает главный герой в этой повести?

Какие черты характера особенно ярко подчеркивает Лермонтов в своем герое?

Какие поступки героя подтверждают ваши предположения?

(учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Фаталист», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)

IV. Обобщающая беседа

  1. Работа с составленной таблицей

Проанализируйте свои наблюдения, сопоставьте с результатами, записанными в таблице, и сделайте вывод: каким предстает перед нами Григорий Печорин в «Журнале»?

2. Анализ художественного текста

Выразительное чтение отрывка («… зачем я жил? Для какой цели я родился? …»)

- Обратите внимание на то, когда и почему герой произносит эти слова, какую особенность характера героя они подчеркивают?

- Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
(Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом и заключается его личная трагедия.)

V. Домашнее задание

1. Составить сообщение по темам:

Максим Максимыч и Печорин

Печорин и Грушницкий

Печорин и Вернер

Вулич и Печорин

Урок 4. Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Цель урока: раскрыть сложность и противоречивость образа Григория Печорина в системе мужских образов произведения.

Задачи урока:

Ход урока

…Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признается.
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»


I. Вступительное слово учителя

Сохранилось около пятнадцати прижизненных изображений М.Ю. Лермонтова, но ни одно из них в отдельности не дает возможность полностью представить личность поэта. «Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта», - комментировал такое понимание личности Лермонтова исследователь его творчества И. Андроников.

Посмотрите внимательно на два портрета М.Ю. Лермонтова. Авторами этих работ являются художники К. Горбунов и П. Заболотский. Всмотритесь внимательно в каждый портрет. Говорят, что «глаза – это зеркало души человека».

1. Беседа с учащимися

О чем говорят глаза Лермонтова?

А как вы думаете, могут ли у такого человека быть друзья? Легко ли с ним общаться?

С таким человеком общаться не всегда легко. Не поэтому ли сам Лермонтов устами своего героя Печорина говорит: « Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого …». Именно о том, имела ли место дружба в жизни Печорина, мы и поговорим сегодня на уроке.

  1. Работа по теме урока
  1. Работа в группах
  • 1 группа - Печорин и Максим Максимыч
  1. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и подтвердите каждое цитатой.
  2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

(перечитайте внимательно сцену встречи Печорина и Максим Максимыча из главы «Максим Максимыч».)

  1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча?
  2. Сделайте выводы об отношениях, которые сложились между Печориным и Максимом Максимычем.
  • 2 группа – Печорин и Грушницкий
  1. Внимательно перечитайте запись, сделанную в журнале Печорина от 5 июня. Что стало основной причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину, и почему это отношение не замечали окружающие?
  2. Прокомментируйте поведение Григория Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать об их характерах: благородство и низость их поступков?
  3. Каков композиционный смысл образа Грушницкого в романе?
  • 3 группа – Печорин и Вернер
  1. Перечитайте отрывок разговора Печорина и Вернера в Дневнике от 13 мая. Что общего в интеллектуальном развитии и в отношении к жизни у обоих героев?
  2. Как дуэль Печорина с Грушницким повлияла на отношения между героями?
  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
  • 4 группа – Печорин и Вулич
  1. Какова роль образа Вулича в романе?
  2. Сравните поведение Печорина и Вулича в разных ситуациях и сделайте вывод: что объединяет героев?
  3. Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой необычной авторской позиции?
  1. Обобщающая беседа
  1. Слово учителя

Мужские образы романа, которые появляются в ходе повествования рядом с Печориным, – это его двойники и антиподы. Но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу, что всегда было свойственно Печорину.

Проанализировав отношения, которые складываются у главного героя с мужскими образами романа, возникает вопрос: «Почему ни с кем из них у Печорина не сложились дружеские отношения?» Откуда мог сложиться у Печорина жизненный принцип «В дружбе один раб другого».

  1. Чтение и обсуждение отрывка из повести «Княжна Мери»

«Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали – и они родились: никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. Я сделался завистлив…».

Что пытается объяснить Печорин своими словами?

В какой момент он произносит эти слова?

Можно ли быть уверенными, что в этот момент Печорин откровенен?

  1. Итоги урока
  2. Домашнее задание
  1. Подготовить материал к теме «Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина».

1-я группа. Печорин и Бэла

2-я группа. Печорин и девушка-ундина

3-я группа. Печорин и Мери

4-я группа. Печорин и Вера


Урок 5. Тема урока: Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Цель урока: раскрыть сложность и противоречивость образа Григория Печорина в системе женских образов произведения.

Задачи урока:

  • обобщить полученные знания учащихся об образе главного героя произведения М.Ю. Лермонтова и раскрыть ее главные черты характера;
  • привлечь учащихся к активной познавательной деятельности;
  • развитие логического мышления учащихся через организацию самостоятельной работы на уроке.

Я ни разу не делался рабом любимой женщины.

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»


Ход урока

  1. Актуализация знаний
  1. Беседа с учащимися

Сегодня на уроке мы продолжим изучение необыкновенно уникального романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»

В чем заключается уникальность этого произведения? (это первый психологический роман в русской литературе)

Что является основным объектом изучения в психологическом романе?

Психологический роман – это разновидность романа, в котором главная цель – изображение и исследование «внутреннего мира человека», в данном произведении объектом изучения является Печорин, потому что именно он представляет собой, как сказал сам автор, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».

  1. Определение темы урока и постановка целей
  1. Слово учителя

Печорин – это сложный психологический образ. Автор раскрывает этот образ по-разному: одним из приемов раскрытия образа является анализ отношений героя к окружающим людям. На прошлом уроке мы анализировали взаимоотношения Печорина с Максим Максимычем, с Вернером, с Грушницким и пришли к выводу, что Печорин не умеет ценить дружбу. Возможно не случайно в своем Дневнике он пишет: «...Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти».

Лермонтов также проводит своего героя через испытание любовью, так как, по мнению самого писателя, это высшая человеческая ценность.

Что помогают понять в Печорине женские образы? Именно этот вопрос и будет главным на сегодняшнем уроке.

«Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу», – так охарактеризовал эту особенность лермонтовского романа знаменитый литературный критик того времени В.Г. Белинский.

Действительно в этом произведении представлено несколько центральных женских образов. Это, прежде всего, Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Григорием Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это также и княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится во время своего пребывания в Кисловодске и из-за охватившей его скуки влюбляет девушку в себя.

Это и дочь черкесского князя Бэла, которая была похищена родным братом и отдана Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам герой назвал Ундиной, то есть «русалкой» – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа, появившаяся в повести «Тамань».

И каждый из этих женских образов оттеняет конкретную черту в характере героя и выполняет свою композиционную функцию.

  1. Работа по теме урока
  1. Работа в группах
  • 1 группа – Печорин и Бэла
  1. Вспомните историю знакомства Печорина с Бэлой.
  2. Почему девушка сначала отвергает любовь Печорина?
  3. Какими методами Печорин добивался любви Бэлы? Почему однако он вскоре охладел к ней? Обожал ли он ее на самом деле?
  4. Какова роль вида Бэлы в понимании характера Печорина?
  • 2 группа – Печорин и ундина
  1. Вспомните по содержанию повести, как Печорин познакомился с этой девушкой? Какое впечатление она произвела на него?
  2. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Докажите свои мысли цитатами из текста.
  3. Какова композиционная роль этого образа в романе? Какие черты характера Печорина она помогает понять?
  • 3 группа – Печорин и княжна Мери
  1. Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как он меняется в отношениях с Мэри?
  2. Что говорит о себе честно Печорин в последнем разговоре с Мэри?
  3. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите свое мнение цитатами из записей, сделанных в дневнике Печорина от 3, 12 июня.
  • 4 группа – Печорин и Вера
  1. Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь. Охарактеризуйте ее.
  2. Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры друг к другу. Подтвердите свои мысли цитатами из записей, сделанных в Дневнике от 16 и 23 мая, а также из письма Веры к Печорину после дуэли и эпизода погони героя за Верой.
  3. Чем жертвовала Вера ради Печорина?
  4. Можете ли вы сказать, что Вера любила Печорина?
  5. Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным?
  6. Какой эпизод в тексте говорит о том, что он боится ее потерять.
  7. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
  1. Обобщающая беседа
  1. Беседа с классом

Судьбы всех женских образов, в конце концов, исковерканы: гибнет Бэла, страдает Мэри, бежит от любви Вера …

Почему столь трагично складываются отношения Печорина с людьми, которых он любил, с которыми был близок? Докажите свое мнение текстом произведения.

Как сам герой пытается объяснить такое положение?

  1. Слово учителя

Итак, все женские образы в романе играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.


V1. Итог урока

1. Слова учителя

Женские образы в романе, непременно, выше, чище самого Печорина. Все героини в романе – это женщины «с сильным характером», поэтому они натуры больше цельные, искренние, решительные, они, в отличие от Печорина, умеют любить и глубоко чувствовать.

Кроме этого мы видим, что жизнь сталкивает Печорина с самыми разными людьми. Никому он не желает зла, но все-таки причиняет его. Окружающие люди для героя – это только средство удовлетворить любопытство, разогнать скуку или испытать новые приключения. Он эгоист. «На первом месте у него, – пишет В.Г. Белинский, – всегда он сам, его желания».

VI1. Домашнее задание

  1. Познакомиться со статьей В.Г. Белинского о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  2. Выписать цитаты, которые характеризуют Печорина.

Программа по литературе для 5-11 классов / авт.-сост. В.Я. Коровина. - Москва: Просвещение, 2013. - 43 с.