Романы 20 века. Русская литература XX века

  • 29.06.2019

33 лучшие книги по версии пользователей Goodreads - самого авторитетного интернет-портала любителей книг. Вчера во всем мире отмечали День Книги. Поэтому предлагаем вам обратить внимание на список, в который вошли лучшие произведения, опубликованные в двадцатом столетии. Некоторые из представленных книг мы помним еще со школьной скамьи, другие же не так хорошо известны в России, однако несомненно доставят массу эстетического удовольствия. Общий рейтинг пользователей портала Goodreads включает в себя 4560 книг и учитывает голоса более 30000 пользователей и постоянных читателей сайта. Среди них именитые критики, публицисты и современные писатели, заслужившие право на публикацию. В честь этой символической даты мы предлагаем ознакомиться со списком читательских предпочтений за рубежом и вспомнить лучшие цитаты из любимых книг.

Убить пересмешника

Автор книги: Харпер Ли "Мужество - это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь"

1984

Автор книги: Джордж Оруэлл "Если ты в меньшинстве - и даже в единственном числе, - это не значит, что ты безумен"

Властелин Колец

Автор книги: Джон Рональд Руэл Толкин "Многие из живущих заслуживают смерти. А другие погибают, хотя заслуживают долгой жизни. Можешь ли ты наградить их? Так не торопись же раздавать смертные приговоры. Даже мудрейшие не могут предвидеть всего"

Над пропастью во ржи

Автор книги: Джером Дэвид Сэлинджер "Если девушка приходит на свидание красивая - кто будет расстраиваться, что она опоздала? Никто!"

Великий Гэтсби

Автор книги: Фрэнсис Скотт Фицджеральд "Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты"

Гарри Поттер и философский камень

Автор книги: Джоан Роулинг "Правда - это прекраснейшая, но одновременно и опаснейшая вещь. А потому к ней надо подходить с превеликой осторожностью"

Дневник Анны Франк

Автор книги: Анна Франк "Человека узнаешь только после настоящей ссоры. Лишь тогда он показывает свой истинный характер"

Маленький принц

Автор книги: Антуан де Сент-Экзюпери "Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр"

Гроздья гнева

Автор книги: Джон Стейнбек "Отчаяться каждый может. А вот чтобы совладать с собой, нужно быть человеком"

451 градус по Фаренгейту

Автор книги: Рэй Брэдбери "Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их"

Сто лет одиночества

Автор книги: Габриель Гарсиа Маркес "Благополучная старость - это умение договориться со своим одиночеством"

О дивный новый мир

Автор книги: Олдос Хаксли "В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И, разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворенность совершенно лишена романтики сражений со злым роком, нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов"

Унесённые ветром

Автор книги: Маргарет Митчелл "Человек не может двигаться вперед, если душу его разъедает боль воспоминаний"

Повелитель мух

Автор книги: Уильям Голдинг "Если лицо совершенно меняется от того, сверху ли или снизу его осветить, – чего же стоит лицо? И чего все вообще тогда стоит?"

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей

Автор книги: Курта Воннегута "Одно из самых главных последствий войны состоит в том, что люди в конце концов разочаровываются в героизме"

Лолита

Автор книги: Владимир Набоков "Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, что бы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та"

Над кукушкиным гнездом

Автор книги: Кен Кизи "По-настоящему сильным до тех пор не будешь, пока не научишься видеть во всем смешную сторону"

Автостопом по галактике

Автор книги: Дуглас Адамс "У этой планеты есть - вернее, была - одна проблема: большинство живущих на ней людей только и делали, что страдали, так как не находили в жизни счастья. Рождалось множество решений, но почти все они сводились к перераспределению маленьких зеленых клочков бумаги - что само по себе весьма странно, так как кто-кто, а маленькие зеленые клочки бумаги никаких страданий не испытывали, ибо счастья не искали"

Трещина во времени

Автор книги: Мадлен Лэнгл "Я твердо знаю одно: не обязательно понимать, что к чему, чтобы уяснить, что происходит"

Рассказ Служанки

Автор книги: Маргарет Этвуд "От недостатка секса никто не умирает. Умирают от недостатка любви"

Мемуары Гейши

Автор книги: Артур Голден "Иногда мы сталкиваемся с неприятностями только потому, что представляем мир,таким,каким рисуем его в нашем воображении, а не таким, какой он есть на самом деле"

Посторонний

Автор книги: Альбер Камю "И тут я увидел вереницу лиц напротив. Все они смотрели на меня, и я понял - это присяжные. Но я их не различал, они были какие-то одинаковые. Мне казалось, я вошел в трамвай, передо мною сидят в ряд пассажиры - безликие незнакомцы - и все уставились на меня и стараются подметить, над чем бы посмеяться"

Хроники Нарнии

Автор книги: Клайв Стэйплз Льюис "От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь и услышишь!"

Паутинка Шарлотты

Автор книги: Элвин Брукс Уайт "Если это то, что называется свободой, то лучше бы я оставался в сарае!"

Дерево растет в Бруклине

Автор книги: Бетти Смит "Умение прощать - великий дар. Тем более что это ничего не стоит."

Игра Эндера

Автор книги: Орсон Скотт Кард "Вместе с настоящим пониманием, позволяющим победить врага, приходит любовь к нему. Видимо, невозможно узнать кого-то, вникнуть в его желания и веру, не полюбив, как он любит себя. И в этот самый миг любви… – Ты побеждаешь"

Ночь

Автор книги: Эли Визель "Я благословил Бога за то, что он создал грязь в Своём бесконечном и чудесном мире"

Старик и море

Автор книги: Эрнест Хэмингуэй "Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить"

Атлант расправил плечи

Автор книги: Айн Рэнд "На мой взгляд, существует единственная форма человеческого падения - потеря цели"

Щедрое дерево

Автор книги: Шел Сильверстейн "И яблоня была счастлива"

Корабельный холм

Автор книги: Ричард Адамс "Животные не ведут себя так, как люди. Они дерутся, когда надо драться, и убивают, когда надо убить. Но они никогда не обернут всю свою природную находчивость и сметливость лишь на то, чтобы изобрести новый способ искалечить жизнь другого живого существа. Они никогда не теряют чувства собственного достоинства и животности"

Под стеклянным колпаком

Автор книги: Сильвия Плат "Откуда-нибудь издалека я увижу человека, который покажется мне безупречным, но, как только он подойдет поближе, я начну открывать в нем один недостаток за другим и в конце концов решу, что он вообще никуда не годится"

Молитва об Оуэне Мини

Автор книги: Джон Ирвинг "Когда неожиданно умирает любимый человек, ты теряешь его не сразу. Это происходит постепенно, шаг за шагом, на протяжении долгого времени, - так перестают приходить письма, - вот улетучился знакомый запах из подушек, а потом из одежного шкафа и ящиков. Постепенно ты накапливаешь в сознании какие-то исчезающие частички этого человека; а потом наступает день, когда замечаешь: исчезло что-то особое, и охватывает щемящее чувство, что этого человека больше нет и никогда не будет; а потом приходит еще день, и оказывается, что исчезло что-то еще..." Сайт Goodreads основан в 2006 году. Цель создания сайта - дать возможность людям находить и пользоваться книгами, которые им необходимы и интересны. За время существования портала в его каталогах было размещено 395 миллионов книг и создано более 20 000 книжных клубов.

Русская литература XX века (первая половина)

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Аверченко А.Т . Рассказы из сборников «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Сорные травы».

Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Петька на даче. Жили-были. Кусака. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных. К звездам. Жизнь человека. Анатэма.

Анненский И.Ф . Кипарисовый ларец. Книга отражений.

Арбузов А.Н. Таня.

Ахматова А.А . Стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая». Лирика 20-60-х гг. Реквием. Поэма без героя.

Бабель И.Э . Конармия. Одесские рассказы.

Бальмонт К.Д . Стихотворения.

Багрицкий Э.Г . Дума про Опанаса. Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым. Последняя ночь. Человек предместья. Смерть пионерки.

Бажов П.П . Малахитовая шкатулка.

Бедный Демьян . Стихотворения. Басни.

Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. Петербург. Серебряный голубь. Между двух революций.

Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.

Беляев А.Р. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля.

Блок А.А . Стихи о Прекрасной даме. Балаганчик. Король на площади. Незнакомка. Песня Судьбы. Роза и крест. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Скифы. Интеллигенция и Революция. Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.

Брюсов В.Я. Стихотворения. Огненный ангел.

Булгаков М.А . Белая гвардия. Дни Турбиных. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Бег. Кабала святош (Мольер). Театральный роман. Мастер и Маргарита.

Бунин И.А . Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Братья. Цикл «Темные аллеи». Окаянные дни.

Вагинов К.К. Козлиная песнь.

Васильев П.Н . Лирика. Стихи в честь Натальи. Песня о гибели казачьего войска.

Вересаев В.В. Без дороги. Записки врача.

Веселый Артем . Россия, кровью умытая.

Вишневский Вс.В . Оптимистическая трагедия.

Волошин М.А . Демоны глухонемые. Стихотворения 1919-1929 гг. Владимирская Богоматерь.

Гиппиус 3.Н . Стихотворения, литературно-критические статьи.

Горький М . Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Супруги Орловы. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Трое. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Дети солнца. Враги. Исповедь. Городок Окуров. Детство. В людях. Мои университеты. Рассказы из сборника «По Руси» Последние. О том, как я учился писать. Беседы о ремесле. Несвоевременные мысли. Лев Толстой. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина. Егор Булычев и другие.

Грин А.С. Алые паруса. Крысолов. Бегущая по волнам.

Гумилев Н.С . Стихотворения.

Есенин С.А . Лирика 1915-1925 гг. Певущий зов. Товарищ. Иорданская голубица. Инония. Небесный барабанщик. Пантократор. Кобыльи корабли. Сорокоуст. Пугачев. Страна негодяев. Персидские мотивы. Анна Снегина. Черный человек.

Заболоцкий Н.А. Торжество земледелия. Стихотворения 20-30-х гг.

Зазубрин В.Я. Щепка.

Замятин Е.И . Островитяне. Мы. Я боюсь.

Зощенко М.М . Рассказы. Сентиментальные повести. Возвращенная молодость. Голубая книга. Перед восходом солнца.

Иванов Вс.Вяч . Бронепоезд 14 – 69.

Иванов Вяч.И . Стихотворения и поэмы.

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

Исаковский М.В . Лирика 30-х гг. и военных лет.

Каверин В.А . Скандалист, или Вечера на Васильевском острове.

Кедрин Д.Б. Стихотворения. Зодчие. Приданое.

Кириллов В.Т . Мы. Матросы. Железный Мессия.

Клычков С.А . Лирика. Чертухинский балакирь.

Клюев Н.А . Стихотворения 10 – 30-х гг. Погорельщина.

Кузмин М.А . Лирика. Александрийские песни. Форель разбивает лед.

Куприн А.И . Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Изумруд. Суламифь. Гранатовый браслет.

Лавренев Б.А. Сорок первый.

Леонов Л.М. Вор. Половчанские сады.

Луговской В.А. Стихотворения 30-х гг.

Макаренко А.С . Педагогическая поэма. Флаги на башнях.

Мандельштам О.Э . Лирика 10 – 30-х гг. Воронежские тетради.

Маяковский В.В . Я сам (автобиография). Стихотворения. Мистерия-буфф. Владимир Маяковский. Облако в штанах. Война и мир. Человек. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

Мережковский Д.С . Христос и Антихрист.

Неверов А. Ташкент – город хлебный.

Новиков-Прибой А.С. Цусима.

Олеша Ю.К . Зависть.

Островский Н.А . Как закалялась сталь.

Пастернак Б.Л. Лирика разных лет. Девятьсот пятый год. Высокая болезнь. Лейтенант Шмидт. Спекторский. Детство Люверс. Доктор Живаго.

Паустовский К.Г. Кара-Бугаз. Колхида.

Пильняк Б.А . Голый год. Повесть непогашенной луны.

Платонов А.П . Епифанские шлюзы. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан.

Погодин Н.Ф . Человек с ружьем.

Пришвин М.М. Жень-шень. Журавлиная роща. Календарь природы.

Ремизов А.М . Крестовые сестры. Пруд. Подстриженными глазами. Огонь вещей.

Светлов М.А . Гренада.

Северянин Игорь . Стихотворения.

Серафимович А.С . Железный поток.

Смеляков Я.В. Стихотворения из сборника «Работа и любовь».

Соловьев Вл.С . Стихотворения.

Сологуб Ф.К . Стихотворения. Мелкий бес. Творимая легенда.

Тихонов Н.С . Стихотворения из сборников «Орда», «Брага».

Толстой А.Н . Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин. Детство Никиты. Хождение по мукам. Петр Первый. Рассказы Ивана Сударева.

Тренев К.А. Любовь Яровая.

Тынянов Ю.Н . Смерть Вазир-Мухтара. Кюхля. Подпоручик Киже. Пушкин.

Тэффи. Рассказы из сборников «Юмористические рассказы», «Неживой зверь».

Фадеев А.А . Разгром. Молодая гвардия.

Федин К.А . Города и годы.

Форш О.Д. Сумасшедший корабль.

Фурманов Д.А . Чапаев.

Хармс Даниил . Стихотворения.

Хлебников Велимир . Стихотворения и поэмы 1917-1922 гг.

Цветаева М.И . Лирика 20 – 30-х гг. Лебединый стан. Поэма горы. Поэма конца.

Черный Саша. Стихотворения из сборников «Сатиры» и «Сатиры и лирика».

Шварц Е.Л. Тень.

Шолохов М.А. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

Эрдман Н.Р. Мандат. Самоубийца.

Минералова И.Г. Русская литература XX века. Поэтика символизма. М., 2004.

Русская литература рубежа веков (1890 - начало 20-х гг.): В 2 кн. / Под ред. В.А. Келдыша. Кн.1. М., 2000. Кн. 2. М., 2001.

Русская литература XX в.: В 2 тт. / Под ред. Л.П. Керменцова. Т. 1. 1920-1930-е гг. Т.2. 1940-1990-е гг. М., 2002.

Литература русского зарубежья

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Господин из Сан-Франциско.

Куприн А.И. Купол Св. Исаакия Далматского. Юнкера.

Шмелев И.С. Солнце мертвых. Богомолье. Лето Господне. Няня из Москвы.

Ремизов А.М. Взвихренная Русь. В розовом блеске. Подстриженными глазами.

Зайцев Б.К. Авдотья-смерть. Преподобный Сергий Радонежский. Путешествие Глеба. Голубая звезда.

Гиппиус 3.Н. Сияния.

Бальмонт К.Д. Дар земли. Мое – ей. Стихи о России.

Иванов В.И. Римские сонеты.

Адамович Г.В. На западе.

Оцуп Н.А. Град.

Ходасевич В.Ф. Путем зерна. Тяжелая лира. Критические статьи.

Берберова Н.Я . Биянкурские праздники.

Иванов Г.В. Розы. Отплытие на остров Цитеру. Распад атома.

Цветаева М.И . Стихи из книг «Лебединый стан», «Ремесло», «После России». Крысолов. Поэма горы. Поэма конца.

Осоргин М.А. Сивцев Вражек. Свидетель истории. Времена.

Газданов Г . Вечер у Клэр. Призрак Александра Вольфа. Ночные дороги. Эвелина и ее друзья.

Алданов М.Л. Св. Елена – маленький остров. Бельведерский торс.

Набоков В.В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дар. Лолита. Весна в Фиальте. Пнин.

Поплавский Б.Ю. Домой с небес. Флаги. Снежный час. Дирижабль неизвестного направления.

Аверченко А. Дюжина ножей в спину революции. Рассказы.

Черный С. Стихи. Кому в эмиграции жить хорошо. Солдатские сказки.

Тэффи Н. Рассказы.

Несмелов А. Стихи о Харбине. Пять рукопожатий. Потомку.

Перелешин В. Заблудившийся аргонавт. Три родины.

Присманова А. Стихи.

Головина А. Стихи.

Дон Аминадо. Стихи.

Ачаир А. Стихи.

Божнев Б. Борьба за несуществование. Фонтан.

Кленовский Д. Стихи.

Моршен Н. Стихи.

Синкевич В. Стихи.

Анстей О. Стихи.

Елагин И. По дороге оттуда.

Нароков Н. Мнимые величины.

Гингер А. Сердце. Стихи.

Довлатов С. Наши. Чемодан. Заповедник. Иностранка.

Соколов С. Школа для дураков. Между собакой и волком. Эссе.

Бродский И. Нобелевская лекция. Письма римскому другу. Двадцать сонетов Марии Стюарт. Конец прекрасной эпохи. Меньше единицы.

Бобышев Д.В. Стихи.

Кублановский Ю. Стихи из книг «С последним солнцем», «Избранное».

МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Адамович Г.В. Одиночество и свобода.

Анненков Ю.П. Дневник моих встреч.

Берберова Н.Я . Курсив мой.

Бунин И.А. Окаянные дни.

Гиппиус 3.Н. Живые лица.

Гуль Р.В. Я унес Россию: Апология русской эмиграции.

Дон Аминадо. Поезд на третьем пути.

Иванов Г.В. Петербургские зимы.

Зайцев Б.К. Молодость – Россия.

Набоков В.В. Другие берега.

Одоевцева И.В. На берегах Невы. На берегах Сены.

Седых А. Далекие, близкие.

Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.

Терапиано Ю. Встречи: 1926–1971.

Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения.

Ходасевич В.Ф. Некрополь.

Яновский B . C . Поля Елисейские: книга памяти.

СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Цветаева М. Рас-стояние: версты, мили…Чердачный дворец мой, дворцовый чердак! Тебе через сто лет.

Ходасевич В. Жив Бог! Умен, а не заумен… Перед зеркалом. « Баллада (1921).

Черный С. Весна в Шарлоттенбурге. На миг забыть – и вновь ты дома… Ночные ламентации.

Божнев Б. Над городом несется смерч… Неблагодарность – самый черный грех… В четвертом этаже играют Баха.

Присманова А. С ночных высот они не сводят глаз… Сияние (памяти Раисы Блох). Облако.

Поплавский Б. Черная мадонна. Восхитительный вечер был полон улыбок и звуков… Детство Гамлета.

Несмелов А. В. Сочельник. Тихвин. Нищие духом.

Набоков В. Расстрел. К России (Отвяжись, я тебя умоляю…) Люби лишь то, что редкостно и мнимо… (из романа «Дар»).

Бродский И. Рождественский романс. Письма римскому другу. Я входил вместо дикого зверя в клетку…

Кублановский Ю. Ангел. Возвращение. Вчера мы встретились с тобой…

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ

Адамович Г. Одиночество и свобода. – М.: Республика, 1996.

Агеносов В.В. Литература russkogo зарубежья. 1918–1996: Учебн. пособие. – М.: Терра: Спорт, 1998.

Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 2003.

Глэд Д. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. – М.: Кн. палата, 1991.

Журналистика русского зарубежья XIX–XX веков: Учебн. пособие / Под ред. Г.В. Жиркова. – СПб., 2003.

Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. – М.: Скифы, 1991.

История русской литературы XX века: Учебн. пособие: в 4-х кн. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высш. шк., 2005. – Кн. 2: 1910–1930 годы. Русское зарубежье.

Критика русского зарубежья: в 2 ч. / Сост., предисл., преамбулы, примеч. О.А. Коростелёва, Н.Г. Мельникова. – М.: Олимп: АСТ, 2002. – (Б-ка русской критики).

Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940: В 2-х кн. – М.: Наследие, 1994.

Ланин Б.А. Проза русской эмиграции: Третья волна: Пособие для преподавателей литературы. – М.: Новая школа, 1997.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебн. пособие: в 3-х кн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Литература русского зарубежья: 1920–1940. – Вып. 2. – М.: ИМЛИ –Наследие, 1999.

Литература русского зарубежья (1920–1990): Учебн. пособие / Под. ред. А.И. Смирновой. – М.: Флинта; Наука, 2006.

Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. – М., 2001.

Поэты русской эмиграции: Учебн. пособие. – Псков, 1993. – Вып. 1.

Плетнев Р. История русской литературы XX века. – Нью-Йорк, 1987.

Раев М.И. Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции, 1918–1939. – М., 1994.

Русская литература в эмиграции / Под ред. Н.П. Полторацкого. – Питсбург, 1972.

Русский Париж. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

Современное русское зарубежье. – М., 1998.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х–40-х гг. – М., 1991.

Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. – М., 1999.

Струве Г.П. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы. – Париж, М., 1996.

Струве Г.П. Семьдесят лет русской эмиграции. 1919–1989. – Париж, Файар, 1996.

Толстой И.Н. Книжный угол // Толстой И.Н. Курсив эпохи. – СПб., 1993.

Юдин В.А. Исторический роман русского зарубежья: Учебн. пособие. – Тверь, 1995.

«Вернуться в Россию стихами…». 200 поэтов эмиграции: Антология / Сост., автор предисл., коммент. и биогр. сведений В. Крейд. – М. Республика, 1995.

Литература русского зарубежья: Антология: В 6 томах. – М.: Книга, 1990– 1993.

«Мы жили тогда на планете другой…». Антология поэзии русского зарубежья. 1920–1990. Кн. 1–4 / Сост. Е.В. Витковский. – М., 1995–1997.

Третья волна. Антология русского зарубежья. – М., 1991.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917–1940. Материалы к библиографии /Отв. Ред. К.Д. Муратова. – СПб., 1993.

Изучение литературы русского эмиграции за рубежом (1920–1990 гг.). Аннотированная библиография. – М., 2002.

Изучение литературы русского эмиграции за рубежом в 1980-е годы. Аннотированный библиографический указатель (учебники, монографии, сборники). – М., 1995.

Казак В. Лексикон русской литературы XX века. – М, 1996.

Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918–1940 / ИНИОН РАН; Под. ред. А.Н. Николюкина. Т. 1–3. – М., 1994–1997.

Писатели русского зарубежья (1918-1940): Справочник: В 3-х частях. – М., 1993–1995.

Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997.

Русское зарубежье. Хроника научной, культурной, общественной жизни. Франция. 1920–1940: В 4 т. / Под. ред. Л.А. Мнухина. – М., 1995–1997.

Русские писатели XX века: Словарь: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Грознова. – М., 1998.

Словарь поэтов русского зарубежья / Под ред. В. Крейда. – СПб., 1999.

Словарь русских зарубежных писателей / Сост. В.Ф. Булгаков; Ред. Г. Ванечкова. – Нью-Йорк, 1993.

Фостер Л. Библиография русской зарубежной литературы (1918–1968). Т. 1-2. – Бостон, 1970.

НАУЧНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Азадовский К.М., Лавров В.В. 3.Г. Гиппиус. Сочинения. – СПб.: Худ. лит., 1991.

Александров В.Е. Набоков и потусторонность. – СПб., 1999.

Алексей Ремизов: Исследования и материалы. – СПб., 1994.

Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М., 1992.

Ариель (Е. Витковский) «В день кончины моей»: Памяти Валерия Перелешина // Новый журнал. – 1993. – № 190-191.

Белкина М. Скрещение судеб [О творчестве М. Цветаевой]. – М.: Книга, 1988.

Битов А. Грусть всего человека [О творчестве С. Соколова] // Октябрь. – 1989. – № 3.

Богомолов Н. Жизнь и поэзия В. Ходасевича. – Вопр. лит. – 1988. – № 3. – С. 23-61.

Борисов Л. За круглым столом прошлого [О творчестве А. Аверченко]. – Л., 1971. – С. 123-129.

Бочаров С. «Но все ж я прочное звено...» [О творчестве В. Ходасевича] // Новый мир. – 1990. – № 3. – С. 160-167.

Бродский И. Послесловие // Кублановский Ю. С последним солнцем. – Paris, 1983.

В.В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Набокова в оценке русских и зарубежных исследователей и мыслителей. – СПб., 1997.

Возвращение Гайто Газданова: Материалы и исследования / Сост. М.Д. Васильева. – М., 2000.

В поисках гармонии: О творчестве Б.К. Зайцева: Межвузовский сборник научных трудов. – Орел, 1998.

Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского. – Лит. обозрение. – 1990. – № 8. – С. 23-29.

Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков// Лит. обозрение. – 1993. – № 1/2. – С.13-16.

Василевский А. Разорение III [О творчестве И. Бунина]. – Новый мир. – 1990. № 2. – С. 264-267.

Васильев И. Борис Поплавский. Дальняя скрипка // Октябрь. – 1989. – № 9.

Винокурова И. Замечательный лирик "Н" [О творчестве И. Бродского]. – Октябрь. – 1988. – № 7.

Витковский Е. Еще одна страница [О творчестве А. Несмелова] // Рубеж. – Владивосток, 1992. – № 1.

Зорин А. Насылающий ветер [О творчестве С. Соколова] // Новый мир. – М., 1989. – № 12. – С. 250-253.

Кублановский Ю. Поэзия нового измерения [О творчестве И. Бродского]. – Новый мир. – 1991. – № 2. – С. 242-246.

Дарк О. Загадка Сирина : Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции // Вопросы литературы. – 1990. – № 3. – С. 243-257.

Дарк О. Миф о прозе [О творчестве Саши Соколова] // Дружба народов. – 1992. – № 5. – С. 219-234.

Диенеш Л. Гайто Газданов: Жизнь и творчество. – Владикавказ, 1995.

Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету Набокова. – Лит. обозрение. – 1988. – № 9. – С. 15-24.

Генис А. Довлатов и окрестности. – М., 1997.

Гинзбург Л. Литература в поисках реальности [О творчестве В. Ходасевича]. – Л., 1987. – С. 87-113.

Грачева A.M. A.M. Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

Грачева A.M. Жизнь и творчество A.M. Ремизова. – М., 2000.

Евстигнеева Л. Поэты-сатириконцы // Поэты «Сатирикона». – М.-Л., 1977. – С. 8-53.

Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т. – Т. 1. – М.: Правда, Огонек. – 1990. – С. 3-32.

Иванов Ю. Прошедший все ступени: «Идеологический сюжет» поэзии А. Несмелова // Литературное обозрение. – 1992. – № 5-6.

Кабалоти С. Поэтика прозы Гайто Газданова 20–30-х годов. – СПб., 1998.

Карпович М. М. Алданов в истории // Новый журнал. – 1956. – № 47.

Колодный Л. Писатель Борис Зайцев // Колодный Л. Хождение в Москву. – М., 1990. – С. 205-209.

Комолова Н.П. Италия в судьбе и творчестве Бориса Зайцева. – М., 1998.

Костырко С. Выжить, чтобы жить [О творчестве Н. Берберовой] // Новый мир. – 1991. – № 9.

Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. А.Т. Аверченко. – РЯЛ. – 1990. – № 4. – С. 52-57.

Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. К.Д. Бальмонт. – РЯЛ. – 1989. – Т. 11. – С. 42-45.

Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. – М., 2002.

Кузнецов П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика. – Новый мир. – 1992. – № 10. – С. 243-250.

Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М., 1979.

Кутырина Ю. Трагедия И. Шмелева // Слово. – 1991. – № 2.

Лавров В. Идти всему наперекор [О творчестве З. Гиппиус]. – Совет. Россия. – 1989. – 17 февраля. – С. 4.

Лавров В. Холодная осень: Бунин в эмиграции (1920–1953). – М.: Мол.гв. – 1989.

Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. – М.: Русский путь, 1999.

Липкин С. Судьба стиха – миродержавная. О поэзии Юрия Кублановского // Знамя. – 1991. – № 10. – С. 43-45.

Лосев Л. Поэзия как добродетель [О поэзии Ю. Кублановского ] // Континет. – Берлин, 1983. – № 37. – С. 415-420.

Лотман М. Русский поэт – лауреат Нобелевской премии по литературе [О И. Бродском]. – Дружба народов. – 1988. – № 8.

Марков В. Неизвестный писатель Ремизов // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Марков В. Русские цитатные поэты: Заметки о поэзии П. Вяземского и Г. Иванова // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Марченко Т.В. Традиции Гоголя в творчестве И.С. Шмелева // Российский литературоведческий журнал. – 1994. – № 4.

Материалы творческой биографии В. Ходасевича. – Вопросы лит. – 1987. – № 9. – С. 225-245.

Михаил Осоргин: Страницы жизни и творчества: Материалы научной конференции «Осоргинские чтения» (23-24 ноября 1993 г.). – Пермь: Пермский ун-т, 1994.

Михайлов О. Аркадий Аверченко // Аверченко А. Избранные рассказы. – М. 1985. – С. 5-18.

Михайлов А.И. Сказочная Русь A.M. Ремизова // Русская литература. – СПб., 1995. – № 4.

Михайлов О. Поэт «потерянного поколения» // Волга. – 1989. – № 7.

Михайлов О. Строгий талант [О творчестве И. Бунина]. – М.: Современник. – 1976.

Мулярчик А.С. Русские романы В. Набокова. – М., 1997.

Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. – М., 1995.

Орлов В. Перепутья [О творчестве К. Бальмонта]. – М., 1976. – С. 179-254.

Орлов В. М. Цветаева // Перепутья. – М.: Худ. лит., 1976. – С. 255-312.

Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. – Л., 1989.

Поплавский Б. Из дневников 1928–1935. Бердяев Н.А. По поводу «Дневников» Б. Поплавского / Публ., прим. С. Никоненко // Лит. учеба. – 1996. – № 3.

Перелешин В. Об Арсении Несмелове // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

Потапов В. Очарованный точильщик: Опыт прочтения // Волга. – Саратов, 1989. – № 9. – С. 103-107.

Приходько В. Что осчастливит паяца: О Саше Черном, известном и неизвестном // Литературное обозрение. – 1993. – № 5. – № 7/8.

Ратгуаз М.Г. О Борисе Поплавском // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

Рогов О. Ю. Кублановский: поэтика путешествий. Очерки неподцензурной поэзии второй половины ХХ века // Волга. – 1999. – № 7. – С. 144-153.

Саакянц А. Поэзия М. Цветаевой. – М.: Худ. лит., 1986.

Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М., 1994.

Сухих И. Писатель с «философского парохода» [О творчестве М.А. Осоргина] // Нева. – 1993. – № 2.С. 228- 246.

Сухих И. Сергей Довлатов. – СПб., 1996.

Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. – М.: Наследие, 1999.

Телешов Н. Записки писателя [О творчестве А. Куприна]. – М., 1980.

Топоров В. Набоков наоборот. – Лит. обозрение. – 1990. – № 4. – С. 71-75.

Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. – Калуга, 1995.

Чуковский К. Онегин на чужбине [О творчестве В. Набокова]. – Дружба народов. – 1988. – № 4. – С. 246-257.

Чуковский К. Саша Черный. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т.2. – С. 372-394.

Шайтанов И. Предисловие к знакомству [О творчестве И. Бродского]. – Лит. обозрение. – 1988. – № 8. – С. 55-62.

Шевелев Э. На перекрестках, или размышления у могилы Аркадия Аверченко, а также до и после ее посещения с напоминаниями о том, что писал он и что писали о нем. – Аврора. – 1987. – № 3. – С. 62-85.

... обязательны для ... изученных языковых художествен­ных ... культуры речи. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для ... произ­ведениях художественной литературы. . Список литературы Для ... -ирова -, ...

  • Русский язык и культура речи (5)

    Документ

    обязательность для произведения список ...

  • Русский язык и культура речи (22)

    Документ

    Устойчивость, 2) общеупотребительность, 3) обязательность для всех носителей языка, 4) ... произведения ; 3) выводы автора реферата; 4) библиографический аппарат. Библиографический аппарат составляют: а) библиографический указатель - список ...

  • Литневская язык краткий теоретический курс для школьников

    Документ

    ... обязательный учебный предмет. Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения ... - язык культуры и язык... художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для ... В лингвистике список разрядов сочинительных...

  • В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

    Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

    В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

    С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

    Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

    Русские писатели XX века

    М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

    Избранные произведения:

    Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

    Избранное произведение:

    А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

    Избранные произведения:

    К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

    Избранные произведения:

    М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

    Биография:

    Избранные произведения:

    А.Т. Твардовский ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

    Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

    Избранное произведение:

    Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

    Избранное произведение:

    М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

    Избранные произведения:

    В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

    Избранное произведение:

    — одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

    Избранное произведение:

    С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

    С помощью литературы человек попадает в совершенной иной, сказочный мир или в мир детективов и расследований либо фантастических приключений! Давайте же с вами, сегодня рассмотрим десять величайших писателей XX века, которые заполучили сердца миллионов читателей по всему миру.

    Камю нет равных в философской эстетике. Самыми популярными его книгами считаются: «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе», именно они принесли писателю всемирную славу. В его книгах герой размышляет о жизни, о её степенности и бунте, о поражении и победе, о приобретении и утрате. Читатель вместе с автором размышляет о тщетности бытия и о радости жизни.


    В своих книгах Фриш писал о людях, которые живут в собственном мире и стараются проложить мостик к реальности, делают попытки найти твёрдую опору и почву под ногами. Сочинения Фриша спокойны и размерены, как жизнь в Швейцарии. А главное действие происходит в головах персонажей писателя.


    Исаак творил на идише, языке который умирает. Несомненно, в этом есть какой-то писательский подход и рок. Башевис-Зингер является обладателем Нобелевской премии. Его книги были переведены на десятки языков. А его истории о любви и дружбе, о предательстве и верности во многом перекликаются с жизнью современных евреев, но отличаются от их истории.


    Борхес гений мистики, головоломки и детектива. Чудовищные лабиринты, огромнейшие библиотеки и герой, который-то и делает, что бродит по ним в поисках реальности…


    Великий американский гуманист в смысле литературы! «Человек выстоит, чтобы не случилось» – основное кредо Фолкнера, он постоянно его повторял и всегда придерживался. В его книгах это действительно так и есть, никто никогда не сдаётся, все идут до конца!


    Мастер небольших рассказов и афоризмов. Глубоко несчастная личность, покончившая жизнь самоубийством. Сам он не признавал себя великим писателем и не стремился быть знаменитым. Рюноскэ не раз говорил, что у него нет особых технологий и чего-то необыкновенного, он просто живёт и чувствует. Как бы там ни было, его признали читатели. Писатель стал основоположником современной японской литературы широко известным на западе.


    Кафка написал не так много, однако является одним из самых популярных писателей, наверняка, потому что его рассказы очень увлекательны и интересны. Его герои простые люди, которые живу обычной жизнью, но замечают что-то абсолютно необыкновенное и фантастическое. Они настолько этим увлекаются, что им уже сложно различить, где реальность, а где фантастика.


    Несомненно, книга «Улисс» – самая знаменитая книга XX столетия. Эта книга об обычном дублинце, которые за 24 часа прошёл, почти, что всего гомеровского Одиссея. Удивительно, но как Джойса только не называли, и маньяк, и отшельник, беглец, изгнанник и т. д. Одна только жизнь писателя – самая интересная книга, разве мог такой человек написать что-то посредственное.


    «Человек без свойств» – книга о каждом из нас, самая знаменитая книга Роберта Музиля. Согласитесь, у нас в жизни часто бывают периоды, когда мы просто наблюдаем, как кто-то делает революцию, совершает перевороты, творит историю своими руками. Но неужели наблюдение и бездействие должно быть добродетелью, а бунт и протест приведёт к катастрофе? Да, так бы ответил Музиль… Эта книга о трагедии бытия и ироничному к ней отношению.


    Этому немецкому писателю славу принесли книги «Будденброки», «Волшебная гора», «Иосиф и его братья» и «Доктор Фаустус». Манн писатель, влюбивший в себя читателя, которому по нраву сложная и запутанная литература. Неизведанными тропинками он ведёт нас то к одному ущелью, то к другой огромной пропасти. Человек, читающий его произведения, жаждет дойти до конца и обрести ясность, но в итоге приходит к очередному обрыву…

    Поделится в соц. сетях

    «To Kill a Mockingbird». Harper Lee

    Было, наверное, чрезвычайно легко написать роман о судебном процессе по изнасилованью белой женщины черным мужчиной, который разворачивается на глубоко расистском юге Соединенных Штатов Америки, с точки зрения маленькой девочки, полный слишком простых решений и киношных сантиментов. Но, к счастью, это не о романе Харпер Ли «Убить пересмешника ». Маленькая девочка – это любознательная и проницательная Скаут, а ее отец, который защищает обвиняемого – это бессмертный Аттикус Финч, который стал оплотом справедливости уставшего и изможденного городишки. За всем этим следуют, не простые и не сентиментальные, но ставшие классикой сложности моральных устоев, и нескончаемо возобновляемый источник мудрости в царстве природы человеческой благопристойности.

    «1984». Джордж Оруэлл, 1949

    «Nineteen Eighty-Four», George Orwell

    Время – 13:00, дата не имеет значения, год не упоминается. Уинстон Смит, чиновник в Министерстве Правды, тяжко трудится днями и ночами на службе у Большого Брата, удаленного, лже-милостивого правителя этой мрачно знакомой дистопии. Роман Оруэлла является очерком всех возможных способов унижения нации правительством: духовно, физически, интеллектуально, посредством окружения, пыток, наблюдений и цензуры, до той степени, когда государство может манипулировать реальностью по своему желанию. Когда красивая участница сопротивления склоняет Смита к восстанию, «1984 » становиться чем-то большим – странной, трагичной и глубоко печальной историей любви. То, что роман является таким же пророческим, как и пессимистичным, стало триумфом Оруэлла и несчастьем столетия.

    «Властелин Колец». Джон Рональд Руэл Толкин, 1954

    «The Lord of the Rings», John Ronald Reuel Tolkien Tolkien

    Когда домашний католик, курящий трубку профессор из Оксфорда по имени Джон Рональд Руэл Толкин сел за написание романа, никто и предположить не мог, что его бурная фантазия создаст целый континент, населенный эльфами, гномами, орками, волшебниками и ходячими деревьями. Толкин призвал свои глубокие познания древних языков и мифологии, а также свои мучительные воспоминания о битве на реке Сомма, чтобы создать сказку 20-го века о волшебстве и героизме, мглистых горах и мистических лесах, добродетели и соблазнах, где крохотный гномоподобный хоббит, Фродо, отправляется на поиски приключений с целью уничтожить Кольцо Всевластия – злобный артефакт, способный стать причиной гибели всего Средиземья. Являясь текстом-основателем современного стиля фэнтези, «Властелин колец » также несет в себе чрезвычайно мрачную тоску по пред-индустриальной Англии, навсегда потерянной в грязных окопах Первой мировой войны.

    Над пропастью во ржи». Джером Дэвид Сэлинджер, 1951

    «The Catcher in the Rye», J. D. Salinger

    Сколько бы школьных учителей зарубежной литературы не пыталось «одомашнить» роман Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи » на уроках, он никогда в жизни не утратит своей сатиричной остроты. Когда Холден Колфилд узнает, что его исключили из очередной частной школы, он сбегает посреди ночи и отправляется в Нью-Йорк на несколько дней, встречаясь с девочками, вспоминая своего покойного брата, размышляя о том, куда же улетают утки зимой, прежде, чем сообщить родителям печальную новость. Время проходит в муках полнейшего равнодушия к радостям жизни, меняя только что повзрослевшего паренька. Это постоянное напоминание о сладости детства, о лицемерии мира взрослых и о странном промежутке между ними.

    «Великий Гэтсби». Фрэнсис Скотт Фицджеральд, 1925

    «The Great Gatsby», F. Scott Fitzgerald

    Нет лучше вечеринок, чем у мультимиллионера Эпохи джаза, Джея Гэтсби. Ни у кого нет большего дома, или большего бассейна, и никто не ездит на более длинном, более сверкающем и более шикарном автомобиле. Одни его шелковые рубашки заставляют женщин плакать. Но, кто же он? От куда он? Как он заработал свое состояние? И почему каждую ночь он стоит на своем причале, протягивая руку навстречу зеленому фонарю, который светится на той стороне залива, напротив его великолепного особняка? «Великий Гэтсби » раскрывает пустое, трагичное сердце человека, добившегося всего своими собственными силами. Это не просто захватывающее чтиво о великом проигрыше. Это один из самых типичных американских романов когда-либо написанных.

    «Гарри Поттер и философский камень». Джоан Роулинг, 1997

    «Harry Potter and the Philosopher"s Stone», J. K. Rowling

    Приключения юного волшебника и его друзей и их взаимосвязь с силами взросления и зла, сумели продать более 350 миллионов книг на 65 языках. У феномена Гарри Поттера есть свои недоброжелатели, но успех книг в особых обложках «для взрослых», позволяющих не смущаясь читать роман в метро и электричках, говорит сам за себя…

    «Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери, 1943

    «Le Petit Prince», Antoine de Saint-Exupéry

    За 50 лет до появления «Гарри Поттера » и даже за 10 лет до написания «Над пропастью во ржи », был «Маленький принц », памфлет Антуана де Сент-Экзюпери , направленный против взрослых и их рационального мышления. Произведение пропитано чрезвычайной нежностью, поэзией и какой-то простой, но глубокой человеческой мудростью. Наивность, которую заметно на первый взгляд, на самом деле скрывает удивительный, тонкий юмор, а также грусть и трогательность.

    «Гроздья гнева». Джон Стейнбек, 1938

    «The Grapes of Wrath», John Steinbeck

    Не успели успокоиться ураганы «Пыльного котла», как Стейнбек опубликовал «Гроздья гнева », роман, повествующий о семье обедневших «оки», Джоудах, которые отправляются на запад в погоне за миражом хорошей жизни, со своей разоренной фермы на Среднем Западе в Калифорнию. Джоуды находят лишь горечь, нищету и угнетение мигрирующих сельскохозяйственных рабочих, живущих в «Поселках Гувера», но их неудержимая сила перед лицом бедствий целого континента, делает эпос Стейнбека на много большим, чем изложение истории несчастливых событий. Книга является письменным свидетельством того времени так же, как и неизменным памятником человеческой настойчивости.

    «451 градус по Фаренгейту». Рэй Брэдбери, 1953

    «Fahrenheit 451», Ray Bradbury

    Классика мировой научной фантастики – это роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту » (температура воспламенения бумаги), о пожарных, разжигающих пожары, вместо того, чтобы их тушить, о книгах, запрещенных к прочтению, и о людях, почти забывших, что значит быть человеком…

    «Сто лет одиночества». Габриель Гарсиа Маркес, 1967

    «Cien años de soledad», Gabriel García Márquez

    Роман Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества » - это величайшее произведение, наиболее характерное для направления магического реализма. Эта страстная юмористическая история Макондо и его рода, семейства Буэндиа, имеет некую притягательную силу мифа.

    «О дивный новый мир». Олдос Хаксли, 1932

    «Brave New World», Aldous Huxley

    Классический пример научной фантастики, который ставят наряду с «1984 » Джорджа Оруэлла . В далеком 1932 году Олдосу Хаксли удалось предугадать такие феномены современности, как клонирование, выращивание зародышей в пробирках, тоталитаризм, неофашизм и его искусственное обязательное счастье, материалистическую глобализацию и soft-идеологию.

    «Унесённые ветром». Маргарет Митчелл, 1936

    «Gone with the Wind», Margaret Mitchell

    Это одна из самых продаваемых книг всех времен и народов, но не это делает впечатляющий сахарный книжный коктейль Маргарет Митчелл таким великим. Мощный, оригинальный и всеохватывающий исторический роман о мужественной Скарлетт О’Харе, плутоватом Ретте Батлере и романтичном, безгранично красивом Эшли Улксе, в мире, уничтожаемом катаклизмом гражданской войны. Как квинтэссенцией английского романа является «Властелин колец » Толкина , так квинтэссенцией американского является роман «Унесенные ветром ». Книга колоссально удобочитаема, поскольку любовные истории еще никогда не были более треугольными. Но это также и отличительная трактовка одной из основных американских мифологий – исчезновения, в крови и прахе, великого старого Юга.

    «Повелитель мух». Уильям Голдинг, 1954

    «Lord of the Flies», William Golding

    Если бы роман был написан в 19-м веке, он был бы о радостной, причудливой и фантастической Нетландии, созданной мальчишками. Но в версии Голдинга , показная детская чистота быстро исчезает в отсутствии взрослых, сделав из мальчишек два враждующих племени, одно под предводительством праведника Ральфа и его астматического закадычного друга Пигги, второй – под руководством бывшего предводителя хора, Джека. Голдинг отслеживает падение этого нового Эдема с безжалостной, тщательной осторожностью и тотальной психологической ясностью. А в процессе этого он беспощадно разоблачает мифы и клише о детской невинности.

    «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». Курт Воннегут, 1969

    «Slaughterhouse-Five, or The Children"s Crusade: A Duty-Dance with Death», Kurt Vonnegut

    Воннегут , наверное, до сих пор культовый писатель, но он заслуживает полных канонических наград за свою калейдоскопическую головоломку о Билли Пилигриме, человеке, который «вылетел из времени». Пилигрим беспомощно скачет из десятилетия в десятилетие, проживая эпизоды своей жизни без какой-либо последовательности, не исключая его собственной смерти, его захват пришельцами с планеты Тральфамадор, и его травматической службы во времена Второй мировой войны, где он пережил бомбежку Дрездена. «Бойня номер пять » - это циничный роман, но под горечью черного юмора лежит отчаянная, мучительно честная попытка столкнуться лицом к лицу с чудовищными преступлениями 20-го века.

    «Лолита». Владимир Набоков, 1955

    «Lolita», Vladimir Nabokov

    Роман рождался в муках. Набоков практически сжег рукопись на полпути к завершению, а его первым издателем стало французское издательство, специализирующееся на порнографической литературе. Но «Лолита » превратился в величайший бестселлер, наиболее непохожий на американскую классику. Главный герой по имени Гумберт Гумберт – педофил. Это высококультурный и располагающе ироничный мужчина, который ненавидит себя так, как только способно ненавидеть человеческое существо, но он любит, и только может любить, хорошеньких маленьких девочек, которых он называет «нимфетками». «Лолита » - это история романа Гумберта с 12-летней девочкой по имени Долорес Гейз. Их история на столько отвратительна и недопустима, на сколько только можно себе представить, но голос Гумберта, бесконечно находчивый поток злых, понятных всем ругательств, поднимает ее до уровня трагического, запутанного эпоса.

    «Над кукушкиным гнездом». Кен Кизи, 1962

    «One Flew Over the Cuckoo"s Nest», Ken Kesey

    Когда Кизи решил взяться за описание лицемерия, жестокости и принудительного повиновения современной жизни, он раскопал свой личный опыт объекта исследований в больнице для душевнобольных. В «Гнезде кукушки » необузданный пациент Рэндл Патрик Макмёрфи борется с холодной и недружелюбной, помешанной на власти сестрой Милдред Рэтчед, в попытке освободить, или, по крайней мере, вдохнуть немного жизни в раздавленных и запуганных пациентов, перед которыми она важничает, за чем и наблюдает безмолвный, с каменным видом, рассказчик, Вождь Бромден. Вмещая в себе две эти аллегории индивидуализма и разрывающей сердце психологической драмы, роману «Над кукушкиным гнездом » удается поднять настроение, не дав ни малейшего шанса излишним сантиментам.

    «Автостопом по галактике». Дуглас Адамс, 1979

    «The Hitchhiker"s Guide to the Galaxy», Douglas Adams

    Изначально транслируемая на Radio 4, эта достойная цитирования комедия о злополучных приключениях простого англичанина и его друга-пришельца, является ярким примером того, что научная фантастика может быть умной и смешной одновременно.

    «Посторонний». Альбер Камю, 1942

    «L"Étranger», Albert Camus

    Все помнят, как в школе усердно заставляли прочесть и понять произведения Альбера Камю . Тогда это было сделать практически нереально, а принуждение могло вызвать отторжение французского писателя на всю жизнь. Но повесть «Посторонний » действительно стоит перечитать сейчас. Опаленное отчаяние интеллигентного гуманизма Камю и его чёткая манера изложения просто неподражаемы.

    «Американская трагедия». Теодор Драйзер, 1925

    «An American Tragedy», Theodore Dreiser

    Клайд Грифитс – амбициозный молодой человек. Он влюблен в богатую девушку, но забеременела от него бедная девушка, Роберта Олден, которая работает с ним на фабрике его дядюшки. Однажды он берет Роберту покататься на лодке по озеру с намерением убить ее. Отныне его судьба предрешена. Но к этому моменту Драйзер уже ясно дал понять, что судьба Клайда была предрешена еще до этого жестокостью и циничностью общества. Обычный критицизм Драйзера , строчка за строчкой, делают его самым слабым американским новеллистом. Он использует водопроводный подход в стиле написания, искусно соединяя каждое предложение. Но к концу произведения он выстроит их в мощный водопровод, пустив по нему какой-то очень существенный смысл.

    «Старик и море». Эрнест Хэмингуэй, 1952

    «The Old Man and the Sea», Ernest Hemingway

    Давно никому не стоит объяснять, что повесть «Старик и море » - это современная классика, принесшая Эрнесту Хэмингуэю Нобелевскую премию. А основная мысль в истории простого рыбака Сантьяго, воплощающей непростую историю человека, вынужденного каждый день вести борьбу за жизнь и в то же время пытающегося сосуществовать в согласии с миром, давно стала крылатой, выступая девизом многих почитателей литературы, и не только: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».