Символика цвета в романе ф. м

  • 18.04.2019

В романе Достоевского “Преступление и наказание” множество символических деталей. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры. Характерен и цветовой колорит романа, его цветовая гамма. Исследователи творчества Достоевского не раз отмечали преобладание в цветовой гамме романа одного цвета – желтого. Действительно, все действие в романе происходит практически на желтом фоне. Желтый тон в романе проникает не только в интерьер, но и в портрет. Алена Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате ее – желтые обои, мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках. У Раскольникова “исхудалое, бледно-желтое лицо”, в комнате его – “грязные, желтые обои”, когда Родиону становится плохо, ему подают “желтый стакан, наполненный желтою водою”. “Больное, темно-желтое лицо” у Порфирия Петровича, в кабинете его – казенная мебель, “из желтого, отполированного дерева”. У Катерины Ивановны – “бледно-желтое, иссохшееся лицо”, “отекшее от постоянного пьянства, желтое лицо” у Мармеладова, в комнате Сони – “желтоватые обшмыганные и истасканные обои”. В желтых тонах дан в “Преступлении и наказании” и образ Петербурга. Вот, стоя на мосту, Раскольников видит женщину “с желтым, продолговатым испитым лицом”. Неожиданно она бросается в воду. Раскольников узнает, что у нее уже не первая попытка самоубийства. Раньше она “удавиться хотела”, “с веревки сняли”. В этой сцене воплощается мотив безысходности, тупика, когда человеку “уже некуда идти”. Уныло и грязно смотрятся ярко-желтые домики на Большом проспекте, неподалеку от которого застрелился Свидригайлов. Каков же смысл этого желтого колорита в романе Достоевского? Известно, что желтый цвет – цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии, располагающий к общению и открытости. В романе же значение этого цвета как будто перевернуто: он зачастую обрамляет бедность, болезни и смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей “желтой каморе”, перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешевой гостинице, и в комнате его – все те же грязные, желтые обои. В постоянном, демонстративном использовании этого цвета – горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст. Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, – это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона. Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе – очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям. Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки – импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным. Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета. Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: “власть над всем муравейником”, над тварями дрожащими – именно этого жаждет герой в романе. Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С. М. Соловьев, например, считает, что желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности. Кроме того, не стоит забывать о том, что “Преступление и наказание” – петербургский роман. А Петербург второй половины XIX века – город “золотого мешка”. “Страсть к золоту сильнее любви, в царстве денежных отношений любовь, красота, женщина, ребенок…превращаются в товар, которым можно торговать…” – писал В. Я. Кирпотин. Поэтому желтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения. Кроме желтого цвета, в описаниях природы, в портретах в романе Достоевского часто встречается красный цвет, который связан в основном с образом Раскольникова. В своем первом сне он видит больших, пьяных мужиков в красных рубахах. У них красные лица. Рядом сидит “бабенка” в красном. На мосту Раскольников видит закат “яркого, красного солнца”. Процентщице он закладывает “маленькое золотое колечко с тремя красными камешками”. Под кроватью Алены Ивановны он находит укладку, “обитую красным сафьяном”. Под белой простыней у старухи лежит заячья шубка, “крытая красным гарнитуром”. Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, ярость, гнев. Крайнее воплощение его – кровь. Таким образом, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию. Все позитивное, радостное в жизни героев настолько затушевано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное, разрушительное начало, льется кровь. Так, цветовой фон сливается в романе с его философской направленностью, мыслями о мире и человеке.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Рас-кольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых Read More ......
  2. Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат – символе петровской эпохи – писали А. С. Пушкин (“Медный всадник”), Н. В. Гоголь (“Невский проспект”), Андрей Белый (“Петербург”), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем Read More ......
  3. В произведениях Достоевского цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Использование цветовых обозначений Достоевским послужило темой некоторых научных исследований. Анализируя использование цветовых определений в романе Преступление и наказание, один из исследователей творчества писателя, С. М. Read More ......
  4. Действие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки – “полнощных стран Read More ......
  5. Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, – описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так Read More ......
  6. Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от М. В. Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще А. С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н. В. Гоголя, А. Read More ......
  7. Городом разрушения и унижения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Петербург. Петербург в романе – это не только город, где живут герои, Петербург выступает своеобразным участником событий, действующим лицом. К теме Петербурга обращались многие писатели, мы можем Read More ......
  8. Портреты героев, пейзажи, интерьеры – все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе “Преступление и наказание” соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом Read More ......
Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”



Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес! А.Фадеев


Цель работы – выявить и описать функции желтого цвета в тексте романа. Задачи: выяснить, какая цветовая лексика используется в изучаемом произведении; выявить цели использования желтого цвета в романе; определить, какое настроение оно помогает передать; рассмотреть, каков подбор желтого цвета при описании интерьер, портрета и душевного состояния героя; изучить функционирование желтого цвета в романе; обнаружить и осмыслить нравстенно-философскую проблематику, экспонированной в колористическом строе произведения.






М. В. Ломоносов 4,6/13,5 В. К. Тредиаковский 1,8/23,6 А. П. Сумароков 4,8/26,3 Г. Р. Державин 2,5/17,5 В. В. Капнист 4,2/29,6 А. С. Пушкин 4,3/16,3 М. Ю. Лермонтов 3,5/10,1 Ф. И. Тютчев 2,4/22,5 Н. В. Гоголь 5,0/10,6 Л. Н. Толстой 7,9/1,7 Ф. М. Достоевский 10,6/2,5


«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями...» Позднее вновь говорится об этой клетушке, когда Раскольникову «стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук». И, уже лежа в постели, больной «Раскольников обо­ ротился к стене, где на грязных желтых обоях с бе­ лыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматри­вать...».








«Небольшая комната... с желтыми обоями... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянного спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенкам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках...» «В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто все вынесли; тихонько, на цыпочках, прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках».


« Пухлое, круглое и немного курносое лицо его (Порфирия Петровича) было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое». «Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице».(Раскольников)




Человек задыхается в Петербурге Достоевского, в городе, где желтый цвет очень ярко высвечивает болезненную атмосферу города. Не случайно автор обращает внимание именно на этот цвет – цвет сумасшествия, что еще раз говорит о неизлечимой болезни Петербурга. Так, образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом.


Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечность и жестокость современной ему жизни. Трагическому содержанию романа соответствуют образные средства, используемые писателем. Это портреты героев, их речевая характеристика, описание их комнат, городские пейзажи.
Важную роль в образном строе романа играет цвет. Особенно интересно то, что автор использует в произведении всего несколько цветов. Самый важный цвет в романе - желтый. Отчасти это произошло потому, что «Преступление и наказание» - петербургский роман, а в русской литературе образ Петербурга часто ассоциировался с желтым цветом. И это не только потому, что цвет многих официальных и парадных зданий Петербурга - желтый, но и потому, что желтый цвет - это цвет предательства, горя, болезни. Критик Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. Этот желтый фон - великолепное дополнение к драматическим переживаниям героев. «Желтый цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали», - делает вывод Соловьев.
Действительно, Петербург Достоевского болен, и больны, нравственно и физически, большинство персонажей его произведения. Важной чертой, по которой мы узнаем «больную» обстановку и больных людей, является неприятный, навязчивый, нездоровый желтый цвет, которым полны описания в романе. Это желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, «желтое от постоянного пьянства» лицо Мармеладова, встреченного Раскольниковым в распивочной, желтая, «похожая на шкаф или на сундук», производящая гнетущее впечатление каморка самого Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом. С развитием действия желтого цвета становится все больше. В комнате у Сони - «желтоватые обшмыганные и истасканные обои». В кабинете у Порфирия Петровича - «мебель из отполированного желтого дерева». В номере гостиницы, где остановился Свидригайлов, - желтый цвет обоев. И даже перстень на руке у Лужина украшен желтым камнем. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных героев и предвещают что-то недоброе. Наконец, принципиально важно то, что Сонечка Мармеладова живет по желтому билету, который олицетворяет все низкое, подлое, унизительное и грешное в жизни. (Содержание этого абзаца явно можно было бы развернуть и написать гораздо подробнее о значении желтого цвета в каждом из описанных контекстов.)
Следует обратить внимание также на сопоставление двух однокоренных слов - желтый и желчный, которые не раз встречаются в романе рядом. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам», «Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке». Писатель показывает взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и окружающего мира. В этом взаимодействии, видимо, и заключен тот сложный смысл, который приобретает в романе желтый цвет.
Однако в «Преступлении и наказании» мы иногда видим и зеленый цвет, цвет надежды. Это цвет зелени на Островах, где Раскольников видит хоть что-то живое и прекрасное. Символично, что это также цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу, приводящую к нравственному возрождению. Отправляясь за Раскольниковым, который идет признаваться в совершенном преступлении, Соня накидывает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину героя. В эпилоге, в сцене, предвещающей возрождение Раскольникова, Соня появляется в этом же платке. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения оказывается более значимым, чем желтый цвет страдания и безнадежности.
В этой победе зеленого над желтым - важный символический смысл. Достоевский надеется на лучшее будущее героев. В противоборстве добра и зла побеждает добро. Достоевский верит в человека… И в этой вере заключена художественная сила произведений писателя.

---
Тема сочинения раскрыта, все основные положения верны. Работа написана хорошим литературным языком. Однако краткость и даже некоторая конспективность изложения, а также чрезмерная ориентация на критическую литературу не дают возможности поставить «отлично». Оценка - «хорошо» .

Лекция, реферат. Роль цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.










Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.
Д. Мережковский

Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского.
Уже первое слово - “преступление” - символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно Петербург - фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя - с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою “не хватает воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников - раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” - дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова - и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет - желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв; для А. А. Блока - страх; для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота, “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада - наказание холодом - “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А. А. Ахматовой “восхождение” - счастье, а “нисхождение” - беда. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” - один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись, Свидригайлов (как и все герои) попадает на улицу.
Ни у одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут и которые они снимают; комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им “некуда пойти”. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят “толпами” (библейский мотив).
Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцать сребреников” превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову на выпивку; под камнем вместо могилы Лазаря оказываются спрятаны украденные после убийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыре дня едва ешь и пьешь”). Символика цифр (четыре - крест, страдание; три - Троица, абсолютное совершенство), основанная на христианстве, мифологии и фольклоре, переходит в символику созвучных слов, где “семь” значит “смерть”, “узость” порождает “ужас”, а “теснота” переходите “тоску”.
Живущие в таком мире, несомненно, грешники. Они привыкли врать, но “вранье” для них “дело милое, потому что к правде ведет”. Через вранье они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обречены. Дьявольский смех “нараспашку” (а смеется дьявол, но не Христос) сковывает их, и они “скривляют рот в улыбку”, что делает еще более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранение которой воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишь подчеркивают эту чистоту.
Но Катерина - “чистая” - умирает, ведь надо быть мудрой (Софья) и прощать и веровать (в Родиона веруют Дуня и Софья). Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М. Достоевский восклицает (как Василий Фивейский): “Верую!” Этот символ поистине безграничен, ведь “во что веришь, то и есть”. Весь роман становится как бы символом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души. Несмотря на то что “хрустальный дворец” - трактир, а не мечта Веры Павловны; а Христос не праведник, а убийца; на голове у него вместо тернового венца шляпа, а за полой рубища - топор, но в сердце его идея и святая вера в нее. А это дает право на воскрешение, ведь “истинно великие люди. должны ощущать на свете великую грусть”.

28410

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Символика цвета
в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя-психолога, как Достоевский, это не случайно. Давно известно, что цвета окружающего мира по-разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа.

Многими критиками отмечалось преимущество жёлтого цвета на протяжении всего романа: мебель “из жёлтого дерева”, “жёлтые рамки”, “пожелтелая кацавейка”, “жёлтый диван”, “жёлтое лицо”, “жёлтый билет”, “жёлтенькие обои”, “тёмно-жёлтое” лицо Порфирия Петровича, “два жёлтых кусочка сахару”. Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова. Психологи говорят, что жёлтый цвет – это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Такая яркая характеристика! Почему же при чтении романа нас так гнетёт цвет солнца? Когда слышишь продолжительный, однообразный звук, кажется, что он проникает в тебя, заполняя каждую клеточку. Так же убивающе действует и обилие какого-то одного цвета. Он как будто накапливается внутри и уже оттуда угнетающе действует на мозг. К тому же в романе в основном грязно-жёлтые тона, что тоже имеет своё значение.

Гнетущее звучание приобретает само слово “жёлтый”. В первой части романа его синоним – “жёлчный”. Стоит прочитать вслух следующие предложения: “Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал. Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке”. Какое назойливое жужжание слышится в этих фразах! Оно ассоциируется со зноем и сухой пылью Петербурга. Кажется, что перехватывает дыхание. Следующий отрывок: “Проснулся он жёлчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко”. Здесь слышится уже и злобное шипение. Тихий, но назойливый звук больше всего раздражает наши нервы. Как не сойти с ума в такой обстановке!

Вадим Кожинов заметил, что при жизни Достоевского слова “жёлтый” и “жёлчный” писались через “о”. Вот что отмечает по этому поводу критик: “. это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в эти слова Достоевский”.

Одним из самых повторяющихся является и красный цвет. В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Самым ярким примером является сцена убийства Раскольниковым старухи процентщицы. Кажется, что этот эпизод окрашен в кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “целая лужа крови”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание). Когда Катерина Ивановна волновалась, на щеках у неё выступали красные пятна. В том, что силы пришли к Раскольникову только после первого удара топором по голове Алёны Ивановны, чувствуется какая-то животная жажда крови. Не случайно и то, что парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные.

Ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент.

В романе есть оттенки красного, “скрывающиеся” в именах героев. Например, Порфирий по-гречески – багряный, пурпурный. Порфира – багряница. Т.А. Касаткина в своих комментариях к «Преступлению и наказанию» писала, что имя не случайно для человека, который будет “истязать” Раскольникова, “издеваться” над ним. Далее она предлагает сравнение: “и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!” (Евангелие от Матфея. 27, 28–29).

Цветовым является и имя Раскольникова. По-гречески Родион – розовый. Довольно странное определение для убийцы. В психологии розовый цвет означает нежность, порой желание уйти от действительности. И на самом деле, искренние, добрые поступки героя убеждают нас в чуткости и ранимости его богатой души, несмотря на совершённое им двойное убийство.

В романе встречается ещё и зелёный цвет. В этом произведении он всегда является резким контрастом по отношению к окружающей обстановке. Например, в своём первом сне Раскольников видел “серенькое время”, “удушливый день”, чернеющийся вдали лесок, чёрную дорожную пыль, пьяные и страшные рожи, а затем – яркое цветовое пятно – зелёный купол каменной церкви. Это сопоставление не случайно. Далее мы увидим, что зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Раскольникова: “Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам”.

После своего вынужденного грехопадения во имя близких Соня Мармеладова укуталась с головой в большой зелёный драдедамовый платок, словно желая найти покой и утешение под его покровом. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы.

Дочь пожилой купчихи, принявшей Раскольникова за нищего и давшей ему деньги, держала в руках зелёный зонтик. Возможно, зонт здесь сравнивается с куполом церкви из сна Раскольникова и платком Мармеладовах и является защитой и от палящего солнца, а зелёный цвет указывает на то, что эти жалостливые люди находятся под святым покровом.

Проснувшись после своего страшного сна, Раскольников садится под деревом, густая зелёная крона которого тоже своеобразный купол церкви, как будто перенесённой в реальность. Именно здесь герой вспоминает Бога: “Слава Богу, это только сон!” Именно здесь происходит осмысление Раскольниковым всей “безобразности” его мечты. Дерево – это храм, в котором происходит очищение души героя.

Возможно, голубой и синий цвета – символы Сони Мармеладовой. Стоит вспомнить описание этой девушки: “Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. В комнате Сони, кроме “желтоватых, обшмыганных и истасканных обоев”, есть ещё одно цветовое пятно – синенькая скатерть. Говорят, что человек, предпочитающий синий цвет, отличается рассудительностью, философским настроением. Софья – значит мудрая, а синий и голубой – цвета спокойного, чистого неба – подчёркивают эту особенность Сонечки Мармеладовой, истинную глубину и необъяснимость её души. Грезившиеся Раскольникову “чудесная голубая вода” и “замечательные голубые глаза” Сонечки взаимосвязаны. Перед убийством старухи Раскольникову казалось, что он находится в пустыне и с жадностью пьёт воду из журчащего ручья. Вода в Африке – спасение. Сонечка с её бездонными голубыми глазами – спасение для Раскольникова. Она так же необходима герою, как и чистая ключевая вода из грёз.

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но, по словам автора, “смотрели они холодно, пристально и вдумчиво”. Значит, Достоевский по-разному использовал всевозможные нюансы одного и того же цвета.

Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный цвет – загадка, неизвестность. Когда Раскольников поднимался по “чёрной” лестнице, “тёмной и узкой”, в тёмную квартиру Алёны Ивановны, он ещё не знал, решится ли в действительности на убийство. Когда герой приходит сюда во второй раз, “два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты”. Входя в эту страшную комнату, герой как будто шагнул с порога своего дома в тёмную, беспросветную ночь, когда совсем ничего не видно, в ночь, которая обрекает его на гибель. Интересно, что у самого Раскольникова были “прекрасные тёмные глаза”.

Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали. У кроткой Сонечки были белокурые волосы. Но у Свидригайлова волосы точно такие же, “чуть-чуть разве с проседью”. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что для Достоевского один и тот же цвет может означать и святость, и лишь оболочку, за которой скрывается грешная натура.

Безусловно, “белым” является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице: светлая, прохладная лестница, белые атласные пелены, белый гроденапль, белый рюш, белое тюлевое платье, мраморные руки и профиль, светлые волосы. Такого количества повторений не было даже в сцене убийства старухи процентщицы! Особо нужно сказать о “белых и нежных нарциссах”, склоняющихся на ярко-зелёных стеблях. Нарциссы – цветы скорби и печали. В некоторых странах их возлагали на усопших. Автор выпукло изобразил стебли этих цветов: “ярко-зелёные, тучные и длинные”. Ярко-зелёный – цвет свободолюбивого, независимого человека. Такой была девочка, погубленная Свидригайловым. Она не захотела жить с позором и предпочла умереть.

В романе встречается и серый цвет. Например, вся одежда, купленная Разумихиным для Раскольникова, была именно такого оттенка. Почему же Раскольников упорно отказывался примерять новые вещи? Этот цвет характерен для эмоционально скованного общества. “Серый” человек боится громко заявить о себе, не желает себя выдавать. А герой, конечно, не таков. Он не причисляет себя к “первой категории людей”, поэтому не хочет носить одежду их цвета. Его старая рыжая шляпа – яркий пример его индивидуальности. Да, герой хотел на время быть незаметным, но настоящая его цель – быть исключительным, уникальным. Может быть, уже одно нежелание надевать серую одежду раскрывает нам смысл теории Раскольникова.

Достоевский удивительно метко пользовался возможностями цвета как символа. Например, в эпилоге опять появляется старый зелёный платок Сони. Зелёный цвет возвращается в момент воскресения Раскольникова, как бы показывая нам, что герой вновь уверовал и нашёл покой в своей “детской церкви с зелёным куполом”.

Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на “символическую заостренность литературных характеров Достоевского”. Но совершенно особую роль в произведении играет цвет.
В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя использование цвета в романе “Преступление и наказание”, можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и белый, и красный, и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.
Вернемся к основному цвету произведения - желтому. Какова его символика? Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции. Однако в романе “Преступление и наказание” этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей - это болезненный цвет. Например: “Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару”; “Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою. ”
Здесь “желтый сахар” сочетается с надтреснутым сломанным чайником и “слитым чаем”, который также имеет желтый цвет. Во втором примере - “желтый стакан”, т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: “пожелтелая меховая кацавейка” Алены Ивановны, “совсем рыжая, вся в дырах и пятнах” шляпа Раскольникова и т.д.
Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями. “Мебель вся очень старая из желтого дерева. громовые картинки в желтых рамках. ” Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: “Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями. ” Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов - “с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками. ”; лицо Порфирия Петровича было “цвета больного, темно-желтого”.
Иногда в описании портретов героев определение “желтый” уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению “бледный”. Например: “бледное, с горящими глазами лицо” Сонечки, “. краска бросилась в бледное лицо Дуни” и т.д. Желтизна и бледность - неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: “широкоскулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. ”
Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор наблюдает за своими героями через “желтые очки”. Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то время видит все в желтом цвете. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире “стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром. Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки”.
Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова. Так же резко на фоне болезненно-желтого цвета выделяются и другие краски, и прежде всего цвет глаз у героев. Это “замечательные голубые глаза Сонечки” и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с “холодным, тяжелым взглядом”; это “прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом” на первых страницах романа и эти же глаза “с воспаленным”, а затем и “помертвевшим взглядом” после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к “воспаленному”, т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.
На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой. Зеленый - цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, “африканском” сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется. Сонечка - идеал христианской кротости и смирения появляется в конце произведения в зеленом платке. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это случается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз приходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом. Идя утром на “работы”, он видит дальний берег, где “была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его”. Именно в это утро Раскольников понимает, что бесконечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то “наступила жизнь”.
Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, сиреневый, голубой, синий, коричневый, розовый и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только желтой палитрой.

50339 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Символика цвета, имени, чисел. в романе «преступление и наказание»

Основной цвет романа – жёлтый.
Раскольников (жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; « тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам »).
Соня (комната с « желтоватыми обоями »).
Порфирий Петрович (мебель из « жёлтого отполированного дерева »).
Свидригайлов (жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой) .
Старуха – процентщица (одета в истрёпанную и пожелтелую кацавейку, мебель из жёлтого дерева) .

Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

Число «три» в романе
— Раскольников (трижды позвонил в колокольчик старухи; трижды встречается с Порфирием Петровичем; думает, что у Сони 3 дороги, когда она стоит в 3-х шагах от стола)
— Соня (в её комнате 3 больших окна; отдала Мармеладову 30 копеек; Катерине Ивановне « выложила 30 целковых»)
— Свидригайлов (хотел предложить Дуне до 30 тысяч; вручает Соне 3 билета)
Число « семь » в романе
— роман состоит из 6 частей и эпилога
— 1-я и 2-я части романа состоят из 7гл.
— 7 часов вечера – роковое время для Раскольникова (назначает убийство)
— 7 лет прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной)
— 7детей у портного Капернаумова

Значение мудрости не исчерпывает потенциал этого имени, в философской системе соответствий эмблематическое схождение сон - Соня видится наиболее верным для понимания символики произведения. Соня, этически бодрствующая героиня, постигает истину собственным бытием и уподобляется реальному сну бунтующего духа.
про Раскольникова — у него в душе произошёл раскол
Разумихин — человек, который думает, у него есть холодный расчёт. в общем об этом можно много писать

Символика цвета и цифр в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

В произведениях Ф.М. Достоевского всевозможные образы-символы обретают особое значение, помогая в выражении позиции писателя. Не стал исключением в этом смысле и роман «Преступление и наказание».

Развивая психологическую драму Родиона Раскольникова, автор показывает цветовую гамму и цифровой ряд глазами героя. Совершив свое злодеяние, Раскольников постоянно выхватывает из окружающей его палитры жизни лишь доминирующие цвета: красный и желтый. Красный – кровь, желтый – золото, косвенная причина убийства.

«Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала».

«Когда он очнулся, то увидал, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек с желтым стаканом, наполненный желтой водою, и что Никодим Фомич стоит перед ним и пристально глядит на него; он встал со стула».

Эпизоды, где Раскольникову бросаются в глаза зловещие цвета, связаны с преступлением. Символика же цифр направлена на наказание, как бы подтверждая мысль Сонечки Мармеладовой о том, что единственный путь – вера и покаяние.

Чаще других в романе встречается цифра четыре, подразумевающая четыре стороны креста, святого раскаяния. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» - здесь как будто звучит мысль о том, насколько отчаянным, страшным путем хозяйка комнаты несет свой крест в помощь близким.

Комната Раскольникова также имеет четырехугольную форму, но это трудно назвать уникальным явлением, акцента здесь нет. Но относительно скоро появляется в романе еще один эпизод, подтверждающий присутствие символики: звучит повествование из Евангелия, описывающее чудесное воскрешение некоего Лазаря из Вифании. Казалось бы, история просто по случаю, но (!) Лазарь был воскрешен Христом через четыре дня после погребения. И сам Родион Раскольников приходит к Соне через четыре дня после совершения преступления…

Роман «Преступление и наказание» - история души, а не жизни. А так как автор, по-моему, достаточно доходчиво излагает нам эту историю, то, поставив себя на место главного виновника событий, мы можем ощутить давление цветов, неразрывно связанное с запятнанной совестью и ужаснувшимся воображением.

Наш слух, как и слух Раскольникова, станет «вылавливать» лишь слова, имеющие непосредственное отношение к совершенному нами преступлению; характер станет мнительным и беспокойным, всюду будет мерещиться близкое разоблачение…

В произведениях Ф.М. Достоевского всевозможные образы-символы обретают особое значение, помогая в выражении позиции писателя. Не стал исключением в этом смысле и роман «Преступление и наказание».

Развивая психологическую драму Родиона Раскольникова, автор показывает цветовую гамму и цифровой ряд глазами героя. Совершив свое злодеяние, Раскольников постоянно выхватывает из окружающей его палитры жизни лишь доминирующие цвета: красный и желтый. Красный – кровь, желтый – золото, косвенная причина убийства.

«Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала».

«Когда он очнулся, то увидал, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек с желтым стаканом, наполненный желтой водою, и что Никодим Фомич стоит перед ним и пристально глядит на него; он встал со стула».

Эпизоды, где Раскольникову бросаются в глаза зловещие цвета, связаны с преступлением. Символика же цифр направлена на наказание, как бы подтверждая мысль Сонечки Мармеладовой о том, что единственный путь – вера и покаяние.

Чаще других в романе встречается цифра четыре, подразумевающая четыре стороны креста, святого раскаяния. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» — здесь как будто звучит мысль о том, насколько отчаянным, страшным путем хозяйка комнаты несет свой крест в помощь близким.

Комната Раскольникова также имеет четырехугольную форму, но это трудно назвать уникальным явлением, акцента здесь нет. Но относительно скоро появляется в романе еще один эпизод, подтверждающий присутствие символики: звучит повествование из Евангелия, описывающее чудесное воскрешение некоего Лазаря из Вифании. Казалось бы, история просто по случаю, но (!) Лазарь был воскрешен Христом через четыре дня после погребения. И сам Родион Раскольников приходит к Соне через четыре дня после совершения преступления…

Роман «Преступление и наказание» — история души, а не жизни. А так как автор, по-моему, достаточно доходчиво излагает нам эту историю, то, поставив себя на место главного виновника событий, мы можем ощутить давление цветов, неразрывно связанное с запятнанной совестью и ужаснувшимся воображением.

Наш слух, как и слух Раскольникова, станет «вылавливать» лишь слова, имеющие непосредственное отношение к совершенному нами преступлению; характер станет мнительным и беспокойным, всюду будет мерещиться близкое разоблачение…

Но – что любопытно! – символика цветов мы ощущаем как бы через Раскольникова, а символику цифр – через автора. Ведь, если можно так выразиться, на преступление Родион Романович решился будто бы «без участия» Ф.М.Достоевского, а к перемене мировоззрения и к началу новой жизни был, по-моему, приведен именно им.

Итак, Ф.М. Достоевский нашел очень интересный психологический подход к читателю с помощью знаков и символов. Это вносит в сюжет некоторую загадку, которую после прочтения романа и осознания сути происходящего с некой ноткой здравого рассуждения можно разгадать.