Дом айседоры дункан на пречистенке. Улица Пречистенка

  • 29.06.2019

Пречистенку ждут большие перемены: здесь началось благоустройство по программе «Моя улица». Тротуары станут просторнее, в сквере около памятника В.И. Сурикову посадят больше деревьев, во дворе эндокринологического диспансера создадут сад, а возле художественной школы имени В.А. Серова разобьют цветник. В полотно мостовой вмонтируют навигационные таблички с информацией о старинных усадьбах.

Дорога к монастырю и престижный район

В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская - от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части - Пречистенку и Ленивку (Волхонку).

Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская - неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.

Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке.

Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».

В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую - в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название - Пречистенка - вернули в 1994 году.

Жемчужины Пречистенки

Белые палаты

В начале улицы расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом. В XVIII веке палаты дважды перестраивали. В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем - под жилой дом. В 1972 году в Москву должен был приехать президент США Ричард Никсон. К этому визиту готовились основательно: в центре Москвы сносили многие обветшавшие строения. Белые палаты тоже чуть не сровняли с землей, но вовремя вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Вскоре началась реконструкция памятника архитектуры, которая продлилась до 1995 года.

Усадьба XVIII века

Дом 8, расположенный напротив Белых палат, - городская усадьба XVIII века. Но в основе здания - палаты более раннего периода. В середине XVIII века владельцем участка стал генерал-поручик участник Семилетней войны Яков Протасов. Он и достроил палаты, придав зданию П-образную форму. В 1794 году усадьба перешла к княгине Волконской. Затем дом сменил еще несколько владельцев, последними из которых стали Истомины. Они переделали главный фасад по проекту архитектора Константина Буссе.

Доходный дом Костяковой

Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка было построено в 1910 году. Оно выполнено в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшено скульптурными панно на античные темы. Владелица дома, известная благотворительница купчиха Евдокия Костякова, использовала его как доходный. Здесь жил пианист и композитор Александр Гольденвейзер, у которого бывали композиторы Сергей Танеев и Сергей Рахманинов. А частым гостем другого жильца - художника Бориса Шапошникова был Михаил Булгаков.

Кстати, именно около дома 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика. Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса. Сейчас в доме 9 располагается Центральная энергетическая таможня.

Дом генерала Орлова

В основе дома 10 - сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли.

В 1834–1842 годах владельцем усадьбы был декабрист Михаил Орлов. После его смерти часть комнат стали сдаваться в аренду. Одним из постояльцев был художник Исаак Левитан. Комнату он использовал и как жилье, и как мастерскую. Частым гостем Левитана был Антон Павлович Чехов. В начале XX века владельцем дома стал крупный коллекционер живописи и фарфора купец-галантерейщик Мориц Филипп. Гувернером его сына Вальтера был Борис Пастернак. Писатель перебрался в дом 10 в 1915 году, но прожил здесь совсем недолго. 28 мая 1915 года начались погромы магазинов и домов, принадлежавших немцам. Видимо, Филиппа тоже приняли за подданного Германии: его дом серьезно пострадал. Пастернак писал, что потерял во время погрома книги и рукописи. После этих событий Мориц Филипп с семьей снял квартиру в Шереметьевском (ныне Романовом) переулке, Борис Пастернак переехал вместе с ними. После 1917 года особняк занимали различные общественные организации.

Усадьба Хрущевых-Селезневых

Под номером 12 на Пречистенке расположен один из красивейших домов Москвы - усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль, построенный по проекту архитектора Афанасия Григорьева, является прекрасным образцом ампирной жилой застройки. Основой для усадьбы стали подклет, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII века, уцелевшие после пожара 1812 года. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы приобрел гвардии прапорщик в отставке Александр Хрущев и начал отстраивать здание заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома красовался особняк, окруженный многочисленными служебными постройками и небольшим садом.

В середине 1840-х годов усадьбу купили торговцы чаем Рудаковы, а в 1860 году она перешла к отставному штабс-капитану Дмитрию Селезневу. В начале XX века его дочь передала дом московскому дворянству для устройства детской школы-приюта. С 1961 года в усадьбе располагается Музей А.С. Пушкина.

Доходный дом Рекка

Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Автором проекта стал архитектор Густав Гельрих. Угол здания акцентировали полукруглым эркером. Над ним возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало над окружающей двух- и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. В 1911 году аренда квартиры здесь обходилась в 1200 - 3000 рублей в год.

Две квартиры на верхнем этаже занимал Александр Фаберже, родственник знаменитого ювелира. Он был юрисконсультом в фирме Фаберже. Во время революции Александр спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры переделали в коммуналки. В них разместились московские художники, в частности члены группы «Бубновый валет». Новые жильцы были уверены, что в квартире могут быть спрятаны драгоценности, оставленные предыдущим владельцем. По некоторым данным, один из тайников с серебром действительно был обнаружен при перестройке дома в 1980-х годах. Тогда у здания появился седьмой технический этаж, а угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. В 2011 году дом подвергся масштабной реконструкции.

Дом Ермолова

В основе дома под номером 20 по Пречистенке - особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри».

Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.

В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года - предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру.

В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин.

Дом князя Долгорукова

Владение на углу Пречистенки и Сеченовского переулка имеет сложную форму, так как его образование происходило на протяжении долгого времени, оно объединило более мелкие участки. Дом князя Андрея Долгорукова под номером 19 построен в 1780-е годы. Первоначально центральная часть здания, увенчанная бельведером с куполом (сгорел в 1812 году), соединялась с боковыми флигелями колонными галереями на аркадах. Это было уникальным для Москвы архитектурным решением. Впоследствии сквозные арки были заложены. В 1860-е годы дом заняло Александро-Мариинское женское училище, основанное генеральшей Чертовой. В 1921 году в здание переехала часть Военной академии РККА. Сейчас в особняке располагается Галерея искусств Зураба Церетели.

Гимназия Поливанова

Усадьбу по адресу Пречистенка, дом 32/1 возводили заново после пожара 1812 года. Получилось очень внушительное сооружение, почти дворец. Уличный фасад главного дома украсили восьмиколонным портиком. Во двор вели арочные проезды. На территории расположились флигели, конюшни, каретный сарай и домовая церковь. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», интерьеры этой усадьбы были взяты за образец при создании декораций. Владел домом гвардии корнет Павел Охотников.

В 1879 году дом перешел к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они оставались собственниками до 1915 года. В 1882 году здание арендовали для гимназии Поливанова.

«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени - Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым были учреждены в Москве, в районе Пречистенки, две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга, и, начиная с шестого класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой)

Поливановскую гимназию окончили многие известные люди, среди них Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Александр Головин и Александр Алехин. Здесь учились сыновья Льва Толстого. Современники говорили, что он приходил в гимназию и спорил с преподавателями о русской словесности.

В 1915 году дом переходит богатой предпринимательнице Вере Фирсановой. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная академия художественных наук. Сейчас здание занимают детская художественная школа № 1 и детская музыкальная школа № 11 имени В. И. Мурадели. Здесь проводят Поливановские вечера на Пречистенке.

С момента своего возникновения, считалась аристократической улицей столицы. Возникла она на дороге, которая тянулась от Кремля к Ново-Девичьему монастырю . Произошло это в начале XVI века.

Улица Пречистенка - происхождение названия

Название улицы связывают с чудотворной иконой Пречистой Девы, которая находилась в храме монастыря.

В 1658 году царь Алексей Михайлович, отец Великого Петра I, велел переименовать Большую Чертольскую улицу в Пречистенку. Негоже было царю ездить по улице с таким названием.

История Пречистенки

Уже к концу XVII века дорога была застроена с двух сторон палатами из камня, что могли себе позволить по тем временам только очень богатые люди.

История улицы Пречистенка связана со многими именитыми людьми России.

В XVIII веке на Пречистенке стали селиться титулованные особы: Лопухины, Орловы, Долгоруковы, Голицыны, Потемкины. Лучшие зодчие той поры трудились над возведением богатых особняков, которые находились, преимущественно в глубине дворов.

В те времена, улица предназначалась только для проживания и на ней не было ни магазинов, ни лавок.

В конце XIX века некоторые усадьбы начали перестраивать в доходные дома, квартиры в которых обставлялись богато и с роскошью.

Много известных людей проживало или побывало на Пречистенке.

Дом под номер 17 принадлежал великому сыщику, обер-полицмейстеру города Москвы Николаю Архарову.

Анастасия Офросимова стала прообразом Марии Дмитриевны Ахросимовой из «Войны и мира» Льва Толстого. Хозяйка дома в Чистом переулке, 5 была женщиной решительной. В молодости она сама устроила свою судьбу, выкрав своего будущего мужа у его родителей.

Герой войны 1812 года с Наполеоном, генерал Алексей Ермолов проживал с семьей в доме №20.

Уже в начале двадцатого века дом был продан чаеторговцу Алексею Ушкову, который обустроил в усадьбе специальную танцевальную комнату с зеркальными стенами для своей любимой жены - балерины Большого театра. Звали ее Александра Балашова. В 1921, после бегства хозяев за границу, в доме поселилась балерина Айседора Дункан, которая в этом же году стала возлюбленной Сергея Есенина.

На Пречистенке проживал и тайный советник Нарышкин. Рядом с его домом располагался салон княгини Голицыной, который посещали такие знаменитости, как Н. Карамзин и А. Пушкин.

История улицы Пречистенки тесно связана с историей Государства Российского благодаря своим великим жителям.

Дома и достопримечательности на улице Пречистенке:

Четная сторона:

Особняк Волконских и булочная Филиппова

Бывшая аптека Форбрихера и магазин "Софрино"

Главный дом усадьбы Истоминых

Усадьба Ржевских-Орловых-Филиппа

Усадьба Хрущевых-Селезневых

Образовательное учреждения 1935 года постройки

Дом-усадьба Матвеевой

Дом ученых РАН

Дом генерала Ермолова

Пречистенская пожарная часть

"Колабуховский" дом

Доходный дом Исакова

Гимназия Поливанова и усадьба Охотниковых

Нечетная сторона:

Белые палаты

Красные палаты

Бывшая усадьба Суровщикова

Усадьба Всеволожского и Степанова

Центральная энергетическая таможня

Усадьба Лопухиных-Станицкой

– на этой улице сосредоточено огромное количество объектов, имеющих непосредственное отношение как к русской литературе в частности, так и к искусству вообще. Начнем знакомство с этой улицей со стороны Садового кольца.

Пречистенка, № 39 – доходный дом Лихутина (архитектор А.А. Остроградский, 1892).

В этом доме в 1899–1900 гг. снимал квартиру М.А. Врубель, написавший здесь картины «Пан» и «Царевна Лебедь».

Художника навещал приезжавший из Петербурга композитор Н.А. Римский-Корсаков.

В.А. Серов. Портрет Н.А. Римского-Корсакова.

Здесь же в 1881–1897 гг. останавливался философ В.С. Соловьев.

Иван Крамской. Портрет философа Владимира Сергеевича Соловьёва.

Декор дома № 39.

Арка дома № 38.

В несохранившемся доме на месте № 38 с 1898 по 1900 годы жил художник В.А. Серов.

Пречистенка, № 32 – городская усадьба Охотниковых, крупных пензенских помещиков.
Сейчас в здании размещаются музыкальная и художественная школы.

Дом был построен вскоре после пожара 1812 года и много раз перестраивался впоследствии. В 1868–1917 его занимала частная мужская гимназия Льва Поливанова, видного педагога и общественного деятеля. Здесь учились дети Льва Толстого и Александра Островского, будущий философ Владимир Соловьев, поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Вадим Шершеневич, Сергей Шервинский, Сергей Эфрон, Николай Позняков, шахматист Александр Алехин.

Чемпион мира по шахматам Александр Алехин (1892–1946).
Его также называют первым чемпионом РСФСР, но свои победы он одержал уже после того, как покинул Советскую Россию в 1920.

Позади школы находится парадный двор городской усадьбы Степановых «с циркумференцией», XIX век.

Во флигелях, поставленных полукругом, находятся мастерские художников.

Живность.

Где-то здесь, в несохранившемся доме № 1 по Малому Лёвшинскому переулку, прожил последние годы литературовед Леонид Гроссман, автор биографий Пушкина и Достоевского из серии «Жизнь замечательных людей».

Памятник Василию Ивановичу Сурикову.

Памятник художнику установлен с намеком на то, он был выпускником Академии художеств, расположенной напротив, как-то упуская из виду, что закончил он Императорскую Академию в Санкт-Петербурге. Впрочем, его дом когда-то стоял в самом начале Пречистенки, на "стрелке" с Остоженкой, у Пречистенских ворот. На месте же безликого многоэтажного дома за памятником художнику когда-то находился дом № 2 по Малому Лёвшинскому, где в 1926–1927 гг. жил Михаил Булгаков. Впрочем, иные источники уверяют, что жил он в доме № 4, на месте которого сейчас разбит сквер с побеленными деревьями. Но – "чего не знаем, того не знаем"...

Пречистенка, № 24 – доходный дом (архитектор С.Ф. Кулагин, 1904).

Этот дом послужил прототипом для «калабуховского дома», в котором разворачивается действие повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». До революции здесь жил родной дядя Булгакова Николай Михайлович Покровский, известный в Москве врач-гинеколог (один из прототипов профессора Преображенского). Его квартира оказалась первым московским пристанищем молодого Булгакова: в 1916 он приезжал сюда с женой погостить на неделю.

Врач Н.М. Покровский, дядя М.А. Булгакова.
Фото из архива Е.А. Земской

Профессор Ф.Ф. Преображенский в исполнении Е.А. Евстигнеева.
Кадр из к/Ф "Собачье сердце"

Впрочем, несмотря на довольно точное указание местоположения "Калабуховского дома", в повести дано описание интерьеров другого пречистенского особняка (до которого мы доберемся чуть позже).

Чистый переулок, № 5 – усадьба Офросимовых.

Городская усадьба ХVIII века, отстроенная после пожара 1812 года по проекту Ф. К. Соколова: деревянные главный дом и флигель, большой сад. Это владение, самое крупное в переулке, принадлежало полковнику А.А. Обухову, а к концу ХVIII века перешло к супруге обер-кригскомиссара Анастасии Дмитриевне Офросимовой, известной в Москве благодаря своему решительному, властному, прямому характеру.

О ней много писали в мемуарах и даже сатирических куплетах начала прошлого века. Обессмертили же ее два гения нашей литературы. Грибоедов в списке действующих лиц «Горя от ума» обозначил ее так: «Старуха Хлестова, свояченица Фамусова». Толстой в «Войне и мире» вывел ее под именем Марьи Дмитриевны Ахросимовой.

До июня 1941 года усадьба служила резиденцией германского посла Вернера фон Шуленбурга. Здесь в ночь на 22 июня 1941 года Шуленбург получил из Берлина телеграмму с текстом ноты об объявлении войны Советскому Союзу. В половине шестого утра, через два часа после начала военных действий, он был принят в Народном комиссариате иностранных дел и вручил её Вячеславу Молотову. Советник германского посольства Хильгер потом записал: «Мы распрощались с Молотовым молча, но с обычным рукопожатием». Переводчик советской стороны Павлов записал, что Шуленбург от себя лично добавил, что считает решение Гитлера безумием.

В 1943 году по решению Сталина особняк был передан Московской Патриархии, которая располагается здесь и поныне. Об этом, впрочем, несложно догадаться по зеленому знамени, развевающемуся у входа.

Чистый переулок, № 7 – детская музыкальная школа им. С.И. Танеева.

До революции этот дом принадлежал адвокату В.И. Танееву; здесь в 1866–1889 годах проживал и его младший брат композитор С.И. Танеев.

С.И. Танеев в Ясной Поляне в 1906 г.

Во дворе деревянного дома под № 9 когда-то находился ветхий флигель, прозванный «голубятней». На его втором этаже в 1924–26 годах жили М.А. Булгаков и Л.Е. Белозерская, его вторая жена. Здесь была написана пьеса «Дни Турбиных». Отсюда Булгаковы переехали по соседству в Малый Левшинский.

В этом доме жил до своего ареста в 1937 г. писатель Варлам Шаламов.

Чистый переулок, № 4 – усадьба бригадирши Софьи Волконской (1821).

В 1896 г. особняк приобрел Александр фон Мекк, потомок "железнодорожного короля" Карла фон Мекка. Многие представители этой предпринимательской династии оставили свой след в культурной жизни России. Сам Александр был известен современникам как библиофил, меценат и коллекционер. Будучи председателем Русского горного общества, он стал одним из основоположников альпинизма в России.

Его мать, Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская), любительница музыки, была другом Чайковского и оказывала ему в течение многих лет материальную поддержку. Именно ей Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту, а также подарил рукопись «Евгения Онегина» (наверное, все-таки нотную, а не пушкинскую).

Пречистенка, № 21.

Главный дом усадьбы, построенный в 1770-х гг., был восстановлен после пожара 1812 г. В 1871 г. особняк радикально перестроен по проекту московского архитектора Петра Кампиони.

Известный пушкинский адрес Москвы. Сюда Александр Сергеевич любил захаживать в гости. Хозяина дома – Сергея Павловича Потемкина называли «московским Лукуллом» за хлебосольство и радушие. Член общества любителей русской словесности обожал искусства, особенно, театр, сам писал пьесы.

Его супруге Елизавете Петровне (сестре декабриста С.П. Трубецкого) Пушкин посвятил шутливый экспромт “Когда Потемкину в потемках я на Пречистенке найду...” Хозяйка была не только дружна с Пушкиным, но и стала посаженной матерью на его свадьбе.

На рубеже XIX–XX веков усадьбу купил меценат и собиратель И.А. Морозов и оборудовал его для своей картинной галереи. В доме бывали Верхарн, Матисс, Маринетти – их работы были в числе шедевров собрания Морозова.

В.А. Серов написал его портрет на фоне натюрморта Матисса.

В 1919 г. в доме открылся “2-й музей новой западной живописи”, заместителем директора которого был пожизненно назначен его бывший владелец. Однако Морозов в том же году уехал за границу и умер в 1921 г. в Карлсбаде.

Музей просуществовал здесь до 1948 года, после чего его фонды были разделены между ГМИИ на Волхонке и Эрмитажем.

С 1948 года главный дом усадьбы занимает Академия Художеств.

Прилагательное "Императорская" соседствует с гербом Р.С.Ф.С.Р. "Все смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой."

Пречистенка, № 19 – дом А.Н. Долгорукова.

Особняк построен в 1780-х годах, предположительно, М. Ф. Казаковым. В 1812 г. дом сгорел и отстраивался до 1847 г.

Сын первого хозяина дома офицер Илья Андреевич Долгоруков (1798–1848) был членом Союза благоденствия, играл там весьма заметную роль. Впоследствии он отошел от движения, став адъютантом великого князя Михаила Павловича. Благодаря заступничеству последнего роль Долгорукова в обществе удалось затушевать. Пушкин в Х главе «Онегина» называет его «осторожным Ильей».

В 1880-х годах в доме открылось Александро-Мариинское женское училище, основанное «кавалерственной дамой» генеральшей Чертовой. Москвичи тут же шутя прозвали его «чертовским училищем». В советское время бывший институт был занят учреждениями военного ведомства.

В 2000 г. в нем открыт новый выставочный комплекс – Галерея искусств Зураба Церетели.

Пречистенка, № 17 – городская усадьба Бибиковых – Давыдова.

В 1770-х годах усадьба принадлежала московскому обер-полицмейстеру Николаю Петровичу Архарову (1740–1814 гг.), брату И.П. Архарова, владельца дома № 16 (Дома учёных). В подчинении Н.П. Архарова был полицейский полк, который держал в страхе весь город. Видимо, отсюда пошло слово «архаровец» в его негативной каннотации. Сам же Николай Архаров снискал себе славу легендарного сыщика.

В начале ХIХ века усадьба принадлежала генералу Бибикову. Он был большим любителем музыки, в доме устраивали концерты и балы.

Карикатура на Дениса Давыдова с выставки "Пречистенка и ее обитатели".

В 1835 году особняк купил знаменитый поэт и гусар генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов (1784–1839). Здесь его посещали Е.А. Баратынский, Н.М. Языков, И.И. Дмитриев. Частым гостем Давыдова был и А.С. Пушкин. Однако такой дом содержать было трудно, и уже в следующем году Давыдов пишет директору Комиссии для строения Москвы А.А. Башилову шуточную «Челобитную»:

Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой пречистенский дворец.

В 1861 г. в правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий – «художника императорской Академии фотографа И. Я. Красницкого». Позднее в усадебный дом вселилась женская гимназия. В советское время здесь размещались партийные структуры, сейчас – коммерческие организации.

Пречистенка, № 22 – Пречистенская полицейская и пожарная часть.

Когда-то этот дом принадлежал семье генерала Ермолова (но о нем – чуть позже). В 1835 г. здание купила городская казна для размещения пожарного депо. Особняк был надстроен каланчой (разобранной в 1930-х). На кольцевом балконе день и ночь дежурили сигнальщики. Выезд пожарных расчетов в то время отличался своеобразной красотой: для тушения пожара в каждом квартале запрягали лошадей определенной масти, пожарные были облачены в белую форму (практично, да?), днем сверкали медные каски, ночью пылали факелы. Зрелище было фантастическое!

С тех пор и поныне в здании располагается противопожарная служба города Москвы.

Пречистенка, № 20 – жилой дом XIX века.

А.П. Ермолов Фрагмент портрета работы Дж. Доу.

Здесь жил и в 1861 умер герой Отечественной войны 1812 г., "усмиритель" Кавказа генерал А.П. Ермолов, человек, чьим именем кавказские женщины еще долго после его смерти пугали своих детей. В этом доме генерала Ермолова навестил плененный Шамиль, руководитель восстания на Кавказе. У них состоялась четырехчасовая беседа, содержание которой так и осталось тайной.

В 1873 г. здание приобрел чаеторговец А.К. Ушков. По желанию своей жены, балерины Большого театра Александры Балашовой он превратил скромный дом в роскошный особняк (архитектор А. Каминский, 1910). Для ее домашних репетиций был устроен зал с зеркалами во всю стену.

В 1921 г. в особняке открыла детскую хореографическую студию известная американская балерина Айседора Дункан. По иронии судьбы, бывшая хозяйка дома уехала вместе с мужем в Париж и поселилась там на рю де Помп в доме, где раньше жила Айседора. Когда та узнала об этом, она со смехом назвала этот обмен «кадрилью».

Осенью того же 1921 года балерина познакомилась с Сергеем Есениным. Их свадьба состоялась через полгода, и Есенин поселился в студии Айседоры. Они прожили здесь до 1924 года. Расставшись с балериной, поэт поселился рядом с Пречистенкой – в Померанцевом переулке, который стал его последним московским пристанищем...

Пречистенка, № 13 – доходный дом Я.А. Рекк (архитектор Г.А. Гельрих, 1911)

В верхнем этаже размещаются напротив друг друга квартиры: 11 и 12. До революции их занимал Александр Карлович Фаберже, сын основателя прославленной ювелирной фирмы, руководитель и художник ее московского отделения. После революции он покинул Россию. Его квартиры были преобразованы в коммуналки. В одной из них поселиласьгруппа московских художников "Бубновый валет". С некоторыми из них был дружен Михаил Булгаков.

Имя Фаберже то и дело всплывало в застольных беседах; осматривалась старинная мебель, говорилось о том, что в доме могут быть тайники с ценностями. В квартире Фаберже в огромной комнате с высоты 7,5 метров свисала на цепи большая люстра. Был и камин с прекрасной чугунной решеткой. На лестничных площадках стояли деревянные диванчики.

Все это нашло свое отражение в описании квартиры ювелирши Анны Францевны Фужере в романе «Мастер и Маргарита».

Более детально дом № 13 описан в «Собачьем сердце» – самом «пречистенском» произведении Булгакова: широкая стеклянная парадная дверь, около которой всегда дежурил швейцар, ступени серого мрамора в вестибюле, ковровая дорожка, дубовая вешалка, галошная стойка – всего этого не было в доме № 24, а было в доме № 13. Профессор живет в бельэтаже, который есть в доме 13 и которого нет в доме № 24. Он говорит: «Заметьте, здесь 12 квартир». В доме № 13 так и было, а в доме № 24 их было 8.

Пречистенка, № 11 – музей Л.Н. Толстого, усадьба А.В. Лопухина – Е.И. Станицкой (архитектор А. Григорьев, 1822).

Внутри хорошо сохранились парадные комнаты и антресоли (своего рода второй этаж), в которых протекала повседневная жизнь владельцев.

Во дворе находится памятник Л.Н. Толстому, перенесенный в 1972 году из сквера Девичьего поля.

Пречистенка, № 9 – доходный дом (архитектор Г.А. Гельрих, 1910).

В этом доме жил друг Булгакова, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников. Обе русские столицы были обязаны ему великолепными музеями: в Петербурге он устроил музей в последней квартире Пушкина на Мойке, а в Москве – интереснейший музей дворянского быта в доме А. С.Хомякова на Собачьей площадке (уничтожена при строительстве проспекта Калинина).

Булгаков описал этот дом в повести «Собачье сердце»: на первом этаже был магазин «Центрохоза», в котором профессор Преображенский купил краковской колбасы «с райским запахом чеснока и рубленой конины». “Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула и из нее показался гражданин... Какого же лешего, спрашивается, носило его в кооператив Центрохоза?.. Что это он мог покупать в дрянном магазинишке, разве ему мало Охотного ряда? Что такое?! Кол-ба-су...”

Сам же Шарик, судя по описанию, сидел у ворот напротив, то есть, у Дома ученых.

Сейчас в здании располагается Центральная энергетическая таможня ФТС России.

Пречистенка, № 16 – дом Коншиной (архитектор А.О. Гунст, 1910-е).

В начале XIX века дом был знаменит своим гостеприимством. До 1815 года здесь жила семья Ивана Петровича Архарова, генерала от инфантерии, военного губернатора Москвы. Хозяйка – Екатерина Александровна (урожденная Римская-Корсакова), знатная и весьма уважаемая в свете кавалерственная дама, до конца жизни придерживалась старомодных и строгих правил. И, конечно же, любила вкусно поесть, поиграть в карты и посплетничать – как и многие московские статс-дамы елизаветинской поры, она знала «все и про всех». Родственные связи признавала до едва заметных степеней и всегда покровительствовала тем, кто умел счесться с ней родством или свойством. Была дружна с матерью Пушкина…

С конца 1820-х дом принадлежал И.А. Нарышкину, дяде Натальи Николаевны Гончаровой и ее посаженному отцу на свадьбе с А.С. Пушкиным.

В 1865 году усадьбу приобрели серпуховские фабриканты Коншины, при них она дважды перестраивалась. После революции в ее роскошных интерьерах обосновался Дом ученых.

О нем мы уже подробно говорили в нашей экскурсии по булгаковской Москве.

Пречистенка, № 12 – усадьба Хрущевых – Селезневых, литературный музей А.С. Пушкина.

Городская усадьба Хрущевых – Селезневых выстроена в 1814–16 гг. в стиле «русский ампир» на месте пожарища 1812 года. В 20-е годы XIX века дом славился гостеприимством на всю Москву – отобедать и потанцевать у «новых богачей Хрущевых» съезжались многие московские старожилы. Со второй половины XIX века усадьба сменила несколько хозяев, пока в 1957 году здесь не получил окончательную прописку Государственный музей А.С. Пушкина.

Пречистенка, № 10/2.

Этот особняк конца XVIII века имеет интересную историю. В середине XVIII века усадьба принадлежала князю И. М. Одоевскому. В 1839 г. дом был куплен генералом М.Ф. Орловым, одним из героев Отечественной войны 1812 года. Орлов был в числе основателей Союза благоденствия и активным участником движения декабристов. Он был под следствием по этому делу, но, поскольку следствие вел его брат Алексей Федорович, М.Ф. Орлову с 1831 года было разрешено жить в Москве под надзором полиции.

Он и его жена Екатерина Николаевна, старшая дочь генерала Н.Н. Раевского, были друзьями Пушкина. Е.Н. Орловой посвящено стихотворение “Увы! зачем она блистает минутной, нежной красотой?”. В 1825 году Пушкин писал П. А. Вяземскому о “Борисе Годунове”: “Сегодня кончил я 2-ую часть моей трагедии – всех, думаю, будет четыре. Моя Марина славная баба: настоящая Катерина Орлова! знаешь ее? Не говори однако ж этого никому”.

В середине 1880-х годов в доме были меблированные комнаты, где одно время жил художник И.И. Левитан.

Перед революцией домом владел француз, купец-галантерейщик М. Филипп, крупный коллекционер живописи и фарфора. Домашним учителем его сына был студент Борис Пастернак, живший в доме.

Пречистенка, № 7 – городская усадьба Всеволожских.

Усадьба принадлежала богачу и меломану В. А. Всеволожскому. У него был один из лучших крепостных оркестров, часто устраивались концерты и балы. Сыну хозяина – Никите – посвящено стихотворение А.С Пушкина "Прости, счастливый сын пиров...”.

В 1812 г. усадьба Всеволожских сгорела. Восстановить дом хозяева оказались не в состоянии, и в 1867 г. усадьба перешла в руки купца М.В. Степанова, который перестроил дом в формах псевдоклассицизма. В 1872 – 1877 годах во дворце помещался Политехнический музей. Когда он переехал в новое здание на Новой площади, дом был приобретен военным ведомством, и в нем поместился штаб Московского военного округа.

В l917 г. дом был оплотом белых, и за овладение им шел жестокий бой. Во всяком случае, об этом информирует мемориальная табличка на стене здания. При попытке ее сфотографировать на меня накинулся молодой солдатик с синими погонами и требованием удалить отснятое. Пришлось подчиниться грубой силе и стереть столь таинственную мемориальную доску. Эти неумные игры в секретность несколько испортили впечатление от прогулки и вызвали желание выяснить, что скрывается за этим классическим фасадом. Впрочем, чего тут выяснять? Известно, какое ведомство нынче в фаворе и упивается властью и безнаказанностью...

Старинную московскую улицу имени Кропоткина с дворянскими особняками, где когда-то жили герои Отечественной войны 1812 года, декабристы и сам Александр Сергеевич Пушкин бывал на балах, я помню с детства.

Но родители частенько называли ее Пречистенкой, когда я вместе с ними отправлялся в булочную с ароматами свежеиспеченного хлеба, саек и пирожков, печенья и сухариков, только что поданных на прилавок.

Располагалась она в самом начале четной стороны улицы в большом полукруглом доме, выходящем на Бульварное кольцо. В годы хрущевской оттепели и дефицита продуктов забегал в булочную в надежде купить коробку зефира в шоколаде и шоколадно-вафельный тортик “Сюрприз”, а если повезет, конфеты “Ассорти” фабрики “Красный Октябрь”. Но не всегда это удавалось... Давно нет того магазина, а его место в здании заняли какие-то фирмы.

Из особняков, увиденных тогда, в начале 1950-х годов, особенно впечатлял большой двухэтажный дом с колоннами и широкими длинными ступенями. К его подъезду подъезжали знаменитые по тем временам легковушки “Победа” и “Москвич”, рядом с которыми стояли автобусы. Оказывается, этот дом в 1835 году купил поэт (после победы над Наполеоном - генерал-лейтенант) Денис Давыдов, но поселился в нем только год спустя, уже после отъезда своего друга и соратника Пушкина из Москвы. А расположенный неподалеку соседний дом принадлежал отцу героя - полковнику Василию Давыдову.

Впоследствии мне не раз приходилось бывать по общественным делам в особняке храброго командира, основоположника теории русского войскового партизанства. В нем кроме музея находился райком партии Ленинского района...

Замечу, начало улицы у широкой площадки перед станцией (павильоном) метро “Кропоткинская” (на этом месте с 1493 по 1933 год находился храм Сошествия Святого Духа) москвичи-старожилы и поныне порой зовут Пречистенскими воротами. Основания тому достойные и связаны с именем благочестивого царя Алексея Михайловича. На исходе ХVII века тут тек проворный и своенравный ручей, подмывая, “роя”, свои берега, за что и был окрещен Черторыем. Вдоль него по окраине тогдашней Москвы тянулась крепостная стена Белого города с башнями-воротами. Их по названию ручья окрестили Черторьскими или Чертольскими, а дорогу, проложенную от Боровицких ворот Кремля к одной из крепостей, составлявших оборонительный пост столицы, Новодевичьему монастырю, - Черторьем. Алексею Михайловичу такие названия показались неподобающими, и он повелел указом от 16 апреля 1658 года именовать и то и другое по церкви Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре, куда ездил на богомолье.

Эти названия продержались без малого три столетия: в 1921 году Пречистенку переименовали в честь ученого-географа, революционера-анархиста Петра Кропоткина, родившегося и проживавшего в одном из прилегающих к ней переулков. Только спустя 70 с небольшим лет улице вновь вернули учрежденное государем имя.

Пречистенка с ответвляющимися от нее переулками была одним из самых аристократических районов Москвы. В конце ХVIII - начале ХIХ века ее застроили крупными городскими усадьбами и особняками. Ни одна улица столицы не располагает таким количеством памятников эпохи классицизма.

Уцелели и некоторые дома допетровской эпохи. В предназначенных к сносу в середине 1970-х годов зданиях архитекторы-реставраторы обнаружили боярские палаты конца ХVII века. Сейчас в них, именуемых Белыми палатами, устраивают выставки.

Длина маршрута: 2 км.
Тип: Пеший
Начало: м. Кропоткинская
Конец: м. Парк культуры

* Комментариев: 1
Написалa: Наташа
Спасибо. Обязательно там побываю.

P.S. Не знаю, побывала ли там Наташа, да и с Наташей, собственно говоря, не знакома, но в Доме ученых - на Пречистенке, 16 - я бывала довольно часто. На кинопоказах и выставках, на дневных музыкальных абонементах, да и в буфете за чашечкой кофе с коньяком и приятными собеседниками засиживались порой до вечерних концертов. Удивительно уютная там, камерная атмосфера и неизменно приятная, через некоторое время уже узнаваемая, публика...

История Дома ученых

Летний сад перед особняком А.И.Коншиной. Фотография начала XX века
Среди дворянских гнезд

Дом ученых Москвы . К 80-летию основания

Я помню с детства это странное, состоящее как бы из двух сросшихся, здание, напоминающее архитектурных сиамских близнецов, на тогдашней Кропоткинской улице за зеленым каменным забором и ажурными металлическими воротами, украшенными типичными московскими львами. Там, из вполне банального гардероба можно было, свернув налево, пройти через обычную дверь, и, вдруг, советский аскетизм скучного присутственного места резко сменялся непривычной роскошью барского особняка. Беломраморная лестница, изгибаясь, вела на второй этаж к анфиладе прелестных залов - Белому, Голубому, затем, кажется, к гостиной и т.д. Старинная живопись на стенах, фарфоровые вазы и бронзовые лампы под уютными, теплыми абажурами, ампирная мебель, - и все это в суровой послевоенной Москве поражало нас, детей приарбатских коммуналок.

Парадная лестница. Фотография начала XX века
Среди дворянских гнезд

Особняк А.И.Коншиной. Зал на втором этаже. Фотография начала XX века

Особняк А.И.Коншиной. Интерьер Зимнего сада. Фотография начала XX века

Особняк А.И.Коншиной. Столовая. Фотография начала XX века
А напротив упомянутой анфилады располагался, да и сейчас располагается, самый удивительный зал этого особняка. На дверях было лаконично написано - «столовая», а за ними открывалось пространство самого зала, как и полагалось для всякой советской общепитовской точки, уставленное обычными столами, покрытыми часто несвежими скатертями со всякого рода солонками, перечницами и т.д. Но вы входили туда и уже через минуту не замечали ни жующих ученых (а речь мы ведем о московском Доме ученых и потому столоваться здесь имели право лишь те, кто был причислен к этому неопределенному сословию), ни советской столовской обстановки. Беломраморные колонны, прелестный портик с эркером, к которому надо было подняться по нескольким мраморным ступеням, и, конечно, огромная стеклянная чудо-стена, разделяющая роскошный зал на две неравные части - бывшую барскую столовую и зимний сад. Чудесные пропорции этого зала как бы подчеркивались хрустальной преградой, никаким естественным способом, по нашему детскому разумению, не могущей оказаться там, где она находилась, - ибо стекло такого размера никак не могло пройти ни в окна, ни в двери. И лишь много позже я узнал, что строивший особняк в 1910 году архитектор А.О.Гунст заказал это огромное стекло в Италии и установил его здесь во время строительства. Но как сумели доставить в начале прошлого века его из Италии целым и невредимым? До сих пор понять не могу. Таковы были первые, внешние, конечно, впечатления от Дома ученых.

(с) В.Енишерлов

Ресторан "Золотой" Дома Ученых

Внутренние интерьеры

Бывший зимний сад - ныне столовая ученых

Зимний сад - столовая для ученых, общий вид

фрагмент потолка Зимнего сада

кабинет последнего хозяина особняка фабриканта Алексея Путилова

фрагмент потолка Дома ученых

лепнина на стенах

парадная лестница на второй этаж

фрагмент потолка

Холл второго этажа

Спальня княгини Гагариной
Тайны Дома ученых . 22-10-2006

Дом ученых стоит ровно посередине Пречистенки.
Он был построен в 1807 году и до 1917 года сменил семь хозяев.
Один был знатнее другого.

Каждый новый хозяин обновлял апартаменты согласно своему вкусу и образу жизни.
Менялись не только интерьеры, но и круг посетителей.
В итоге, практически все значимые фигуры российской истории с начала 19 века побывали в этом доме.
Первым хозяином особняка стал московский военный губернатор Иван Архаров.
В 1818 году дом переходит к родственникам царя Нарышкиным.
Наталья Гончарова после венчания с Александром Пушкиным 18 февраля 1831 года отправились в гости к своему дяде Ивану Нарышкину на Пречистенку.
Следующим хозяином особняка стал Мусин-Пушкин.
Его племянник Михаил в каминном зале не раз засиживался с Николаем Гоголем.
От Мусиных-Пушкиных дом переходит к княгине Гагариной, затем - к князьям Трубецким.
В 1865 году особняк Трубецкого приобретают фабриканты Коншины, которые затевают его перепланировку.
В доме появляется зимний сад, ныне - столовая для ученых.
В 1916 году особняк покупает действительный статский советник Алексей Путилов.

В 1922 году Горький предложил Ленину создать здесь клуб ученых
Первым его директором стал нарком здравоохранения РСФСР Николая Семашко.
На Пречистенке у Семашко побывали Бернар Шоу, Лион Фейхтвангер, Ромен Ролан, Джон Пристли, Рабиндранат Тагор.
Здесь же находилась балетная студия Айседоры Дункан.
Вторым директором Дома стала жена Горького, актриса МХАТа и революционерка Мария Андреева, которую Ленин звал «товарищ Феномен».
К началу 90-х Дом Ученых пришел в полный упадок.
В 1992 году его директором становится полковник в отставке Виктор Шкаровский, который спас здание, собственными руками восстановив лепнину, по старым фотографиям восстановил – нарисовал картины, отреставрировал и спас от уничтожения здание.

* На фотографии - Виктор Шкаровский у собственной картины

Особняк А.И.Коншиной (ныне Дом ученых). Фотография начала XX века

Изящная усадьба Д.В.Давыдова воплотила в себе основные черты московского дворянского дома XVIII-XIX вв. Расположена в традиционно аристократическом районе Москвы в окружении особняков, принадлежавшим семействам Лопухиных, Долгоруких, Тучковых, Всеволожских. Во второй половине XVIII в. усадьба охватывала целый квартал, включая сад, главный дом и флигеля. Построена, как и большинство московских усадебных домов, на основе более древних палат, датируемых первой половиной XVIII в. В 1770-х гг., когда усадьба принадлежала московскому полицмейстеру Н.П. Архарову, главное здание было перестроено в формах раннего классицизма. После пожара 1812 г. дом был восстановлен с добавлением мезонина. Впоследствии неоднократно достраивался, но центральная часть сохранила основные черты московского ампира. В 1835-37 гг. усадьба принадлежала герою Отечественной войны 1812 г. поэту Денису Давыдову, имя которого и определило ее название. В этом доме в гостях у Давыдова бывал А.С. Пушкин. Позднее в усадьбе располагалась женская гимназия. В советские время дом занимал райком партии. В настоящее время усадьба принадлежит Центру эстрадного искусства И.Кобзона.


« »


« »

======================================== ====

Под заклинания про террористическую угрозу Москва на глазах превращается в скопление обнесенных оградами закрытых территорий. Если так пойдет и дальше, то скоро мы начнем передвигаться по городу только по межквартальным “ходам сообщения”. А все остальное жизненное пространство превратится в “режимные зоны”. Первой, как водится, озаботилась своей безопасностью власть. “Москвичи лезут в наши переулки”
Года полтора назад общественному градостроительному совету при мэре Москвы предложили утвердить... новый забор. Без шуток. Проектные предложения были подписаны руководителем “Моспроекта-2” Михаилом Посохиным. Забор, выполненный по мотивам ограды Летнего сада, на планшетах тянулся вокруг Старой площади, от Варварки вверх по Ильинке, огибая гребень средневекового Китайгородского холма с древними церквями.
- Вы не представляете, до чего обнаглели эти москвичи, - прокомментировал идею майор ФСО. - Они лезут в наши переулки, гадят и мусорят. А нам там работать. Мы попросили “Моспроект-2” защитить места, где мы трудимся, художественными оградами.
Судя по этим словам, где-то “наверху” имелись планы оформить заборами и другие места, а общественности показали лишь часть большой программы.
Но лоббист проекта неверно расставил акценты. Одно дело - когда при Брежневе в самом центре Москвы выгораживали комплекс ЦК КПСС, и совсем другое - уже в наше время добавить к этому еще и всю Старую площадь.
- Товарищ майор ошибся. Это не ваши, а наши переулки, - парирует искусствовед Алексей Клименко. - А вы - обслуживающий персонал, вроде официантов.
В итоге тогда от глобальной идеи озаборивания отказались. Но обольщаться не стоило.

Китай-город: шаг влево, шаг вправо - побег
- Попробуйте сегодня пройтись по переулкам между старым Гостиным Двором и Старой площадью (между Ильинкой и Варваркой). Раньше хозяином здесь был ЦК КПСС, теперь - администрация Президента, губернатор Громов и его област­ное правительство, но ничего не изменилось. Куда ни сунься - везде будки с охраной, везде - вход запрещен. Шаг влево, шаг вправо расценивается как побег. Идешь и ждешь, когда “возьмут за шиворот”, - возмущается Алексей Клименко. - Желаешь осмотреть старый Монетный двор - знаменитый памятник культуры прямо у Красной площади, напротив главного входа в Исторический музей? Но осмотреть можно только глухие ворота с кодовым замком. Печатный двор на Никольской, 15 - первое здание, построенное в Москве после наполеоновского нашествия, дом Московской синодальной типографии со знаменитым теремком во дворе - вещь в себе, увидеть его невозможно. Или взять древний Заиконоспасский монастырь, где располагалась Славяно-греко-латинская академия. При входе на территорию повесили ворота. На ночь их запирают, а днем за порядком следит охранник у будки. Стоит сделать несколько шагов - и увидишь забор и еще одну будку с охранником. Кого они охраняют?

Зеленые “зоны”
В историческом центре активно проходит относительно новый этап всеобщей “заборизации”: от “чужих” отрезают зеленые территории - дворы и садики, прежде общедоступные.
- Первое, что сделал новый арендатор дворца Долгоруких-Чертковых на Мясницкой, 7, - огородил заглубленный двор перед фасадом кованой металлической решеткой, - рассказывает архитектор-реставратор, знаток старой Москвы Геннадий Холманских. - Раньше дворик был излюбленным местом отдыха. На этом участке Мясницкой идет блокированная, дом к дому, застройка, податься больше некуда.

В сквере дома-дворца героя Отечественной войны Дениса Давыдова на Пречистенке, 17 , в те времена, когда там размещался райком партии, дозволялось гулять с колясками и отдыхать на скамейках. Теперь в здании прописался крупный холдинг, сквер прочно заблокирован от “чужих” оградой, у ворот ходит топтун с рацией.


Мир русской интеллигенции. Пречистенка и Остоженка

В усадьбе Дурасовых “Люблино” за решеткой оказался сам исторический дворец. Его отреставрировали на деньги налого­плательщиков, а затем - изолировали от общества (видимо, по желанию будущих арендаторов). Заодно оказалась огороженной и изрядная часть парка.
Примеры уничтожения городского пространства можно продолжать бесконечно.
- Все идет к тому, что у каждого столичного “сверчка” будет допуск в свою зону, а в чужую никто из нас не пройдет, - резюмирует Геннадий Холманских. - А Москва превратится в закрытое административно-территориальное образование (сокращенно - ЗАТО). Так называли наши секретные города, не обозначенные на картах.

======================================== ====

«Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?»

М. А. Булгаков, «Собачье сердце»

Красивый особняк с табличкой «Пречистенка, 20» возведен, возможно, по проекту архитектора М. Казакова в конце XVIII века как главный дом дворянской городской усадьбы. Особняк имеет богатую историю. По преданию, до пожара на этом месте был деревянный дом доктора Христиана Лодера, автора проекта Первой градской больницы. Профессор открыл «Московское заведение искусственных минеральных вод», прославившись таким образом своим методом лечения великосветских недугов прогулками на свежем воздухе. Лечебница находилась недалеко от дома, на берегу Москвы реки. Для простого народа данное явление казалось бездельем, поэтому людей, прогуливающихся в садах лечебниц, стали называть «лодырями», из-за фамилии Христиана Ивановича. Изначально слово было составляющей частью выражения «лодыря гонять» (т.е. слоняться без дела).

В 1812 г Лодеру было поручено устроить военный госпиталь на 6 000 офицеров и 30 000 нижних чинов.Позднее Лодер ревизовал госпитали, казармы и тюрьмы. В 1818 г. государь купил у Лодера богатое собрание анатомических препаратов и подарил его Московскому университету. В следующие годы Лодер занялся постройкой анатомического театра в Москве по собственному плану. Затем Лодер стал безвозмездно читать лекции по анатомии в этом же театре для студентов Московского университета, иллюстрируя их операциями над трупами.
После пожара 1812 года в 1816 году на этом месте был возведен каменный особняк с переработкой фасадов в характере московского ампира. Возведенный на одной из самых аристократических улиц Москвы, особняк сменил немало именитых владельцев: Хованских, Орловых, Ермоловых. Графиня Е.Ф. Орлова, прославилась чудачествами - ее домашняя шутиха "дура Матрешка" была известна всему городу.


В теплое время года эта самая "дура Матрешка" сидела, нарумяненная, у решетки сада, облаченная в старые бальные платья графини с огромным вырезом и чудовищные головные уборы из перьев, и разговаривала с прохожими, посылая им воздушные поцелуи. Однажды она вступила в беседу с самим Александром I, проезжавшим с адъютантом по улице. Ее задорный возглас: «Bonjohr, mon cher» - привлек внимание, и адъютант был послан узнать, что это за чудище выглядывает из-за решетки. - Я - орловская дура Матрешка,- рекомендовалась та на всю улицу. Дура получила в подарок сто рублей на румяна.


Затем дом был приобретен для героя Отечественной войны и покорителя Кавказа Алексея Ермолова (1777-1861), проявивший великое мужество при участии в Бородинском сражении, отбив у французов батарею генерала Н. Н. Раевского.


Генерал Ермолов провел в особняке последние 10 лет своей жизни. По причине преклонного возраста он отошел от военных дел, но принимал участие в общественной московской жизни и даже был избран начальником городского ополчения во время Крымской войны. Дом на время стал чем-то вроде штаба ополчения. Генерал собрал богатую библиотеку, предсказывал судьбу знакомым, написал подробное руководство по переплетному делу.


Позднее здесь жил В.Д. Коншин - потомственный дворянин, коммерции-советник, учредитель и председатель правления Товарищества Костромской Большой льняной мануфактуры, преемник торгового дома "П.и С. братья Третьяковы и В.Коншин", член Попечительского совета Комиссаровского технического училища.

За пристрастие к примулам его называли московский "лорд Биконсфильд" (британский премьер-министр того времени). В отличие от Ермолова новый хозяин прославился полным отсутствием книг в своем доме, у него была всего одна книга - официальное описание коронации Александра II. Коншин был родственником и деловым партнёром Павла Третьякова (женат на его сестре, Елизавете), другая сестра мецената, София, вышла замуж за архитектора Александра Каминского. Поэтому неудивительно, что для реконструкции своего дома Коншин пригласил в 1873 году именно его. .


В 1900 году (есть предположение, что в 1890году) в особняк заселился миллионер-промышленник А. К. Ушков, владелец чайной фирмы «Губкин и Кузнецов», имевший плантации даже на Цейлоне. Ушков стал немедленно перестраивать особняк - и снаружи, и внутри. Новый фасад в точности повторил все декоративные особенности фасада ушковского дома в Казани, построенного архитектором Мюфке. Есть мнение, что Мюфке были заказаны оба проекта одновременно, дом в Казани и реконструкция на Пречистенке, но точных сведений нет. Предположительно, что Ушков заказал работу какому-то московскому архитектору, по проекту Мюфке. В перестроенный особняк Алексей Ушков въехал вместе с первой женой, дочерью профессора Казанского Императорского университета Зинаидой Высоцкой.


Забавная деталь: русский купец, человек консервативных взглядов был ярым... бонапартистом. Все бонапартистские эмблемы и атрибуты - орлы, оружие, военное снаряжение и т.д. - украсили снаружи особняк на Пречистенке. Изысканы кованая решетка фигурного балкона второго этажа в центре фасада и литая ограда слева от дома. А в интерьере, как и в казанском особняке, ампирную утонченность сменила эклектика конца века. Здесь были залы помпейский, римский, два наполеоновских, севрский и, конечно же, мавританский - так требовала мода.

После развода хозяйкой особняка стала вторая жена, балерина Александра Балашова, блиставшая на сцене Большого театра. В 1910 году произошла еще одна перестройка.

Для домашних репетиций в особняке была оборудована специальная комната со стенами, сплошь покрытыми зеркалами. После революции семье Ушкова пришлось покинуть Россию, однако особняк с зеркальной комнатой пустовал недолго. В национализированном особняке в 1921 году поселилась другая известная балерина Айседора Дункан и открыла здесь детскую хореографическую студию. Произошла забавная ситуация: балерины как будто поменялись местами — Александра Балашова поселилась в Париже на Rue de la Pompe в доме Айседоры Дункан, а американская балерина приехала в России и обосновалась в особняке, ранее принадлежавшем Балашовой. Узнав о таком «обмене», Айседора рассмеялась и назвала его «кадрилью». В 1922 году после свадьбы Есенин переехал в Пречистинский особняк к Айседоре. Здесь он с увлечением работал и написал свою «Волчью гибель». Айседора Дункан и Сергей Есенин прожили в этом особняке 2 года.

Вскоре жизнь в доме была потревожена загадочным событием: ночами по комнатам стали бродить таинственные люди с фонарями. Поймать их было невозможно — при малейшем шорохе они сразу же исчезали. Однажды незваные гости с отмычками проникли в спальню детей, угрожая им ножами. Есенин услышал детские крики и с поленом в руках бросился обыскивать дом, но нашел только спящего мирного швейцара. Потом оказалось, что жильцов подстерегала самая настоящая опасность: по ночам в большом особняке разгуливала целая шайка воров. Они пробирались сюда в надежде отыскать сокровища — в ту пору по городу ходили слухи о тайнике с несметными богатствами Ушкова, будто бы оставленном им в стенах своего Пречистинского дома. В 1926 году в особняке жили работники Мельстроя, Большого Театра, консерватории, таинственного Губотд. Деревообдел. и Руссобуха, врачи.


В 1930-х годах в доме помещалась Выставка охраны материнства и детства, а затем здание было передано Наркомату иностранных дел. ГлавУпДК бережно относится к доверенному его попечению историческому и культурному наследию. Проведенная Главным Управлением в 1999 году реставрация особняка признана победителем конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры Москвы. В процессе реставрации был открыт "мавританский зал" - по одной версии - одно из ранних творений архитектора Федора Шехтеля, казалось, навсегда утраченное в 20 - 30-е годы. По второй версии - этот зал был скопирован с такого же из казанского особняка.

Восстановительная бригада работала в очередном зале - скучном, плоском, беленом. Посреди одной из стен торчал неработающий камин. Когда приступили к потолку, обнаружилось, что он дощатый, подшивной. Убрали доски - и открылись остатки купола и следы сбитой лепнины. Часть ее нашли позже, сняв пол, - кто-то заботливо сложил куски в две коробки из-под обуви как послание потомкам, которые будут не ломать, а строить.

Открытия продолжались. Под многими слоями белой краски, покрывавшей двери, обнаружилась сложная вязь резного орнамента, когда-то покрытого сусальным золотом. Камин оказался мраморным, украшенным резьбой по камню и тоже позолоченным. Среди витиеватых орнаментов виднелись арабские надписи. Впрочем, изощренные глаза искусствоведов и реставраторов, подключившихся к исследованиям, быстро увидели в них совсем неарабское слово "Ушковъ", повторенное четырежды: имя последнего владельца особняка перед революцией.