Произведения о революции 1917 года. Презентация по литературе "1917 год в русской литературе"

  • 04.09.2019

Русские писатели как зеркало революции 1917 года. (А. Фадеев роман «Разгром», Б. Пастернак роман «Доктор Живаго», А. Толстой рассказ «Гадюка»)

Образ революции в литературе

2017 год, год 100-летия русской революции. Это столетие насыщенно важнейшими, судьбоносными событиями для нашей страны. Анализируя сейчас эти события, можно отметить их положительные и отрицательные стороны. Несомненно, отрицательное - это тоже бесценный опыт. Страна должна признавать и не повторять ошибки, извлекать уроки прошлого.

Важнейшими событиями данного периода времени, которые являются главными и значимыми уроками для нашей страны на сегодняшний день, я хочу отметить: Февральскую и Октябрьскую революции, правления В.И. Ленина и В. Сталина.

Революция, как правило, для любой страны, для ее народа – период страшных метелей и красных закатов. Писателям, рожденным суровым временем революции и гражданской войны, «нужно» правдиво и понятно объяснить «время перемен». «Нужно» для потомков, «нужно» для истории и сознания людей. С этой сложной задачей справились не все писатели. Многим из них так и не удалось показать жизнь простых людей в вулкане революции и огне гражданской войны. Но имена тех, которые смогли показать – остались навеки в истории Руси. Такие авторы как Шолохов, Блок, Фадеев, Бабель, Пастернак стали певцами революционной страны и сумели точно и правдоподобно показать судьбы, мысли, призвание людей этой страны.
Революция 1917 года и гражданская война стали очень значимыми событиями в истории России и судьбе русских людей. Жизнь поменялась кардинальным образом, и перемены сопровождались кровью, смертью, тысячами сломанных жизней, душевными трагедиями огромного количества людей.

Этот страшный период в своих произведениях запечатлели многие писатели – современники тех событий.

Так, А. Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».

Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом». Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы.

В «Разгроме» это отчетливо показано. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину. С большими трудностями (преследование противников, нехватка пропитания и т.д.) отряд пытается ее выполнить. Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда.

Левинсон, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…». Человеческий материал истреблен, но главное – поставленная задача – была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».

Но несправедливо было бы представлять всех революционных деятелей, партийцев циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций. В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней.

В своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней. Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски.

Б. Пастернак освещает революционные события несколько с другой стороны. В своем романе «Доктор Живаго» писатель с философских, общечеловеческих событий подходит к осмыслению революции и гражданской войны. Первая мировая война, революции, гражданская война – это эксперименты, которые затевались во имя самых чистых, благородных идеалов. Но по отношению к обычной человеческой жизни они искусственны и надуманы. У автора они ассоциируются с играми – повзрослевшие мальчики продолжают играть.

Но игры взрослых людей имеют серьезные последствия. Это доказывает судьба Стрельникова – вестника и активного участника революции. Его идеи и действия губительны. В них отражаются настроения эпохи: пренебрежение к личности человека, потеря значения духовных идеалов во имя мнимого равенства, искусственного единства. Эти игры несут кровь и смерть людям, на какой бы стороне они ни сражались. Проекты переделки мира превратились в жестокие эксперименты. В результате образовалась жуткая реальность, которая враждебна не только духовной жизни, но и самому человеческому существованию. Таковы результаты игры с историей.

«Игра в людей» противоестественна, - утверждает Борис Пастернак. Она не может заменить нормальную, обычную жизнь. Отдушину доктор Живаго обретает лишь в любви к Ларе.

А.Н. Толстой в своем рассказе «Гадюка» показывает, как страшное время войны, «революционная» психология калечит людей, уродует их сознание, делает неприспособленными к нормальной жизни.

Главная героиня рассказа – Ольга Зотова – молодая девушка. Ей всего двадцать два года, но она совершенно не умеет жить в мирной ситуации, когда не нужно убивать, бороться, стрелять. И это неудивительно: в ее годы ей приходится начинать уже третью жизнь! А это под силу далеко не каждому.

Раньше все было понятно: была цель – уничтожить врага, были известны средства – абсолютно любые. Теперь же, когда нет необходимости идти на баррикады, героиня чувствует себя в растерянности. Мы видим, что эту девушку боятся и презирают соседи, потому что она ведет себя так, как будто еще сражается за советскую власть, а в мирной жизни это выглядит нелепо. Такая «дезориентация» Ольги приводит ее к трагедии – она стреляет в свою соперницу, не зная, как еще может она справиться со своей болью, разочарованием, отчаянием.

Таким образом, и Фадеев, и Пастернак, и Толстой характеризуют революцию и гражданскую войну как тяжелое, смутное, трагическое время, ломающее судьбы людей. Людям приходится делать страшный выбор, независимо от того, по какую сторону баррикад они оказались. И за свой выбор им, в любом случае, приходится платить огромную цену.

28 сентября в 11.00 в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН (ул. Поварская, д. 25а) откроется международная научная конференция «Русская литература ХХ века и революция 1917 года. К 120-летию со дня рождения Вс.В. Иванова». Она продлится до 30 сентября и будет проходить также в Московском педагогическом государственном университете. Представительный научный форум соберется в преддверии 100-летней годовщины русской революции и станет одной из попыток современного осмысления этого события отечественной истории.

В конференции примут участие филологи, историки, культурологи, лингвисты, краеведы из разных городов России: Воронежа, Москвы, Новосибирска, Омска, Перми, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Смоленска, Старого Оскола, Тюмени, Челябинска, а также из Индии, Казахстана и Литвы. Рассматривая творчество крупнейших русских поэтов и писателей ХХ века: А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Горького, А. Платонова, М. Шолохова, М. Булгакова, К. Федина, Вс. Иванова, А. Белого, Е. Замятина, Б. Пастернака, опираясь на новые архивные материалы, они будут стремиться хоть на несколько шагов приблизиться к пониманию того поистине тектонического сдвига, которым стала революция для судьбы России. Среди вопросов, вынесенных на обсуждение: революция 1917 г.: современные концепции; видение будущего (идеальное общественное устройство) в русской прозе и поэзии 1910 - 1920-х гг.; философское осмысление революции в русском романе ХХ в.; революция 1917 г. в русской философской мысли; крестьянский вопрос в революции и литературе; литература и революция в русской провинции: региональный аспект; динамика языковых процессов революционного периода; революция в эго-документах (дневники, воспоминания, письма) и публицистике.

Конференция пройдет в год 120-летия со дня рождения одного из первых писателей революционной эпохи Всеволода Вячеславовича Иванова. Доклады, включенные в пленарное заседание «Всеволод Иванов: взгляд из ХХI века», представят новые материалы биографии и творчества писателя, по-прежнему остающегося во многом еще не открытым для читателей, позволят лучше понять место Вс. Иванова в литературе ХХ века, раскроют разные грани его творчества и оригинальность писательского дара.

Почетным членом Оргкомитета конференции и ее участником является выдающийся ученый-филолог, переводчик, академик РАН Вячеслав Всеволодович Иванов - сын Вс. Иванова. Первый день работы конференции - 28 сентября - завершится встречей с этим уникальным человеком и ученым. Встреча состоится в 18:30 в Конференц-зале ИМЛИ РАН по адресу: Москва, ул. Поварская, д. 25а.

Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук
Институт мировой культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Русская литература ХХ века и революция 1917 года: К 120-летию со дня рождения Всеволода Иванова

Регламент работы конференции

10.30 - 11.00 - Регистрация участников конференции
11.00 - 14.00 - Первое пленарное заседание
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 18.00 - Второе пленарное заседание «Всеволод Иванов: взгляд из ХХI века».
18.00 - 18.30 - Кофе-брейк
18.30 - Встреча с сыном Всеволода Иванова академиком РАН Вячеславом Всеволодовичем Ивановым. Демонстрация фильма и презентация изданий, посвященных жизни и творчеству Всеволода Иванова

10.30 - 14.00 - Заседания по секциям
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 19.00 - Третье пленарное заседание
19.00 - Фуршет

10.00 Посещение Новодевичьего кладбища. Возложение цветов к могиле Всеволода Иванова.
11.00 - 14.00 - Четвертое пленарное заседание
14.00 - 15.00 - Перерыв
15.00 - 18.30 - Пятое пленарное заседание.
Подведение итогов конференции

Выступление на пленарном заседании - до 15 минут
Выступление в прениях - до 5 минут

Институт мировой литературы имени А.М.Горького РАН
Адрес: улица Поварская, дом 25а
Конференц-зал

Регистрация участников конференции
10.30 - 11.00

ПЕРВОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
11.00 - 14.00

Заседание ведут Наталья Васильевна Корниенко, Евгений Александрович Костин.


Директор Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН академик Александр Борисович Куделин,
Директор Института мировой культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академик РАН, сын Всеволода Иванова Вячеслав Всеволодович Иванов,
Зав. Городским Центром истории Новосибирской книги Наталья Ивановна Левченко,
Зав. Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, чл.-корр. РАН Наталья Васильевна Корниенко.

Проблема отношения к партиям и другим объединениям в биографиях начинающих писателей революционного времени (пример Всеволода Иванова)
Иванов Вячеслав Всеволодович (Москва - Лос-Анджелес, Институт мировой культуры МГУ им. М.В.Ломоносова)

Изгнанники революции о событиях в России 1917 г. (по материалам ЦА ФСБ России)
Христофоров Василий Степанович (Москва, Центр публикации источников по истории России ХХ века Института российской истории РАН)

«Анна Снегина» С. Есенина - литературный памятник революционной эпохи
Шубникова-Гусева Наталья Игоревна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Новая» гуманизация культуры после революции 1917 г.: процессы и итоги
Костин Евгений Александрович (Вильнюс)

«Жизнь Клима Самгина» А.М. Горького как художественная версия революции 1917 года
Матевосян Елена Рафаэловна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Россия и революция в романе В. Горянского «Парфандр и Глафира»
Спиридонова Лидия Алексеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Семнадцатый год» в публицистике С.А. Ауслендера (очерки «Генерал Алексеев», «Черная годовщина»)
Перхин Владимир Васильевич (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)

«Как десятилетить». Юбилеи Октября и литература
Корниенко Наталья Васильевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Перерыв: 14.00 - 15.00

ВТОРОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
«ВСЕВОЛОД ИВАНОВ: ВЗГЛЯД ИЗ ХХI ВЕКА»
15.00 - 18.00

Заседание ведут Елена Алексеевна Папкова, Олег Юрьевич Алейников.

«Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова: источники и тексты
Папкова Елена Алексеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Скрытая нарративная техника рассказов Всеволода Иванова
Николаева Татьяна Михайловна (Москва, Институт славяноведения РАН)

Утопическое начало в романах Всеволода Иванова «Кремль» и «У»
Полтавцева Наталья Георгиевна (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)

Всеволод Иванов в зарубежной критике
Московская Дарья Сергеевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Новый Восток» в пропагандистском дискурсе большевистской печати и художественном творчестве Вс. Иванова и А. Платонова
Алейников Олег Юрьевич (Воронеж, Воронежский государственный университет)

Участие Всеволода Иванова в горьковском проекте «История гражданской войны» (по материалам РГАСПИ)
Быстрова Ольга Васильевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Мир воображения героя в романе Всеволода Иванова «Похождения факира»
Банерджи Ранджана (Дели, Центр русских исследований, Университет имени Джавахарлала Неру)

Жанр художественной миниатюры в творчестве Всеволода Иванова
Орлицкий Юрий Борисович (Москва, Российский государственный гуманитарный университет)

Фантастика и гротеск в произведениях Всеволода Иванова на исторические темы
Суматохина Любовь Валерьевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Миф. Фольклор. Реальность (по рассказу Всеволода Иванова «Агасфер»)
Стеркина Наталья Иосифовна (Москва, Всероссийский государственный институт кино)

Всеволод Иванов и современная библиотека
Цветкова Светлана Игоревна (Москва, Библиотека № 60 имени Всеволода Иванова)

Стендовые доклады:

Повести Вс. Иванова «Возвращение Будды» и Л. Леонова «Конец мелкого человека» в аспекте сопоставления
Якимова Людмила Павловна (Новосибирск, Институт филологии Сибирского отделения РАН)

Из омских лет Всеволода Иванова: к вопросу об авторстве статьи «Под чужим флагом»
Штырбул Анатолий Алексеевич (Омск, Омский государственный педагогический университет)

Литературные группы и печатные издания Омска в 1917 - 1922 годах
Зародова Юлия Прокопиевна (Омск, Омский государственный музей имени Ф.М. Достоевского)

Краеведение в творчестве Всеволода Иванова
Махнанова Ирина Алексеевна (Омск, Омский государственный музей имени Ф.М. Достоевского)

Кофе-брейк: 18.00 - 18.30

18.30
 Встреча с сыном Всеволода Иванова Вячеславом Всеволодовичем Ивановым.
 Демонстрация документального фильма о Всеволоде Иванове.
 Презентация изданий, посвященных жизни и творчеству Всеволода Иванова.

ЗАСЕДАНИЯ ПО СЕКЦИЯМ
10.30 - 14.00

Секция 1
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Каминный зал ИМЛИ РАН

Заседание ведут Алла Витальевна Громова, Олег Андершанович Лекманов.

Революция и русский мир» в прозе Вс.В. Иванова и Л.Ф. Зурова («Цветные ветра» - «Поле»)
Громова Алла Витальевна (Москва, Московский городской педагогический университет)

Революция 1917 года в художественных и публицистических произведениях Е.Н. Чирикова
Назарова Анастасия Викторовна (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова)

Ситуация бунта в творчестве Л. Лунца - драма «Вне закона» и рассказ «Бунт»
Купченко Татьяна Александровна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Блоковский слой» в поэтических книгах, вышедших в Советской России в 1922 году
Лекманов Олег Андершанович (Москва, Высшая школа экономики)

Образ революции в творчестве В.А. Сумбатова: диалог с В.А.Шуфом и А.А. Блоком
Титова Наталья Станиславовна (Одинцово, Одинцовский гуманитарный университет)

Эсхатологические мотивы в «Конармии» И.Бабеля
Володина Анна Николаевна (Симферопольский р-н Московской области, с. Перово, Общеобразовательная школа I - III ступеней - гимназия)

Тема революции в творчестве Ивана Катаева и Николая Никитина
Саватеев Вячеслав Яковлевич (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«И увидел я новое небо и новую землю…» Опыт откровения в литературе первых лет Октября
Бурова Серафима Николаевна (Тюмень, Тюменский государственный университет)

Между вечностью и бренностью: тема материнства в рассказах о революции
Анпилова Лариса Николаевна (Старый Оскол, Старооскольский технологический институт (филиал) НИТУ МИСиС)

«Эй, жги, здесь Русь, да будет стерта!» (Крестьянский мир в русской прозе 1930-х годов)
Цветова Наталья Сергеевна (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет)

Секция 2
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА В ПУБЛИЦИСТИКЕ, ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ, ДОКУМЕНТАХ
Конференц-зал ИМЛИ РАН
Заседание ведут Екатерина Львовна Киселева, Александр Валерьевич Резник.

Н.И. Бухарин о творчестве С. Есенина. «Злые заметки» как отражение культурной политики и взглядов на российское послереволюционное общество
Коваленко Надежда Вячеславовна (Москва, Государственный академический университет гуманитарных наук)

Персональные архивы писателей как источник по истории литературы первого пореволюционного десятилетия
Левченко Наталья Ивановна (Новосибирск, Городской Центр истории Новосибирской книги)

Роль революции в жизни одной семьи (по страницам воспоминаний Ольги Бессарабовой)
Ратникова Екатерина Николаевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Тема революции в воспоминаниях совслужащих (по материалам чистки госаппарата 1929 - 1932 годов)
Киселева Екатерина Львовна (Москва, Государственный архив Российской федерации)

Революция и Гражданская война на Дону в воспоминаниях Е.А. Щаденко: стенограмма беседы с А.Н. Толстым
Кирьянов Юрий Николаевич (Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Динамика процессов номинации революционного периода
Соколова Татьяна Петровна (Москва, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина)

Революционные «реформы» еврейских языков (по материалам ЦА ФСБ России)
Бережанская Ирина Юрьевна (Москва, Центр публикации источников по истории России ХХ века Института российской истории РАН)

«Парус» - антивоенный и, по сути, антиреволюционный издательский проект Горького
Никитин Евгений Николаевич (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Консервативный либерализм о роли революционного опыта в российской истории
Попова Татьяна Владимировна (Москва, Нициональный исследовательский университет «МИЭТ»)

Проблема революционной драматургии в дискуссиях 1930-х годов (на материалах фонда «Всероскомдрам» ОР ИМЛИ)
Плотников Константин Иванович (Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН).

Перерыв: 14.00 - 15.00

ТРЕТЬЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
15.00 - 19.00
Конференц-зал ИМЛИ РАН
Заседание ведут Елена Аркадьевна Тахо-Годи, Владимир Васильевич Перхин.

Ф.М. Достоевский и русская революция в осмыслении авторов сборника «Из глубины» (1918)
Богданова Ольга Алимовна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Крестьянский вопрос как основная проблема революции в восприятии М. Горького
Примочкина Наталья Николаевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Революционный дискурс в поэтике экспрессионизма и эстетическая программа группы «Перевал»
Завельская Дарья Александровна (Москва, Православный институт Св. Иоанна Богослова)

«Синтезировать историческое с революционным»: русская революция и евразийство
Гачева Анастасия Георгиевна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Воспроизвести кусок бытия, пропустив его через человеческое самосознание…» (от эпопеи «Я» Андрея Белого к роману «Мы» Евгения Замятина)
Любимова Марина Юрьевна (Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека)

Революция и контрреволюция в пьесах А.М. Ренникова «Галлиполи» и М. Булгакова «Дни Турбиных»
Николаев Дмитрий Дмитриевич (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН)

Кофе-брейк: 17.00 - 17.15

Революция 1917 года в автографах Личной библиотеки А.М. Горького
Дёмкина Светлана Михайловна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Роман К.А. Федина «Города и годы» в критике русского зарубежья
Кабанова Ирина Эриковна (Саратов, Государственный музей К.А. Федина)

1917 год в дневнике и письмах А.Н. Толстого
Воронцова Галина Николаевна (Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН)

Революционная Россия глазами Фомы Пухова («Сокровенный человек» А. Платонова)
Антонова Елена Викторовна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Образ революции в произведениях Б. Пильняка
Андроникашвили-Пильняк Кира Борисовна (Москва)

Революционизация классики: наследие Л.Н. Толстого в революционную эпоху
Тахо-Годи Елена Аркадьевна (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Библиотека «Дом А.Ф. Лосева»)

19.00 - Фуршет

10.00 Посещение Новодевичьего монастыря. Возложение цветов к могиле Всеволода Иванова (встреча в 9.30 на улице, у выхода из станции метро Спортивная, выход из метро в сторону улицы 10-летия Октября)
Московский педагогический государственный университет
Адрес: Малая Пироговская ул., д.1, стр. 1
Аудитория № 209

ЧЕТВЕРТОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
11.00 - 14.00
Заседание ведут Ирина Николаевна Арзамасцева, Игорь Николаевич Голованов.

Приветственное слово участникам и гостям конференции:
Директора Института филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета, д.ф.н. Людмилы Александровны Трубиной.
Заместителя директора Института филологии и иностранных языков по научной работе к.п.н. Ольги Евгеньевны Дроздовой

Идея революции как «жест трагического преображения» мира в отечественной литературе 1-й трети ХХ в.
Трубина Людмила Александровна (Москва, Институт филологии и иностранных языков Московского педагогического государственного университета)

Революция как спектакль в повести М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
Маркова Елена Ивановна (Петрозаводск, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН)

«Беспрекословная рука» будущего в осуществленных (пост)революционных утопиях: от Н.Г. Чернышевского к А.П. Платонову
Чернышева Елена Геннадиевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Л.А. Словохотов и литературная жизнь Саратова в 1920-е годы
Хрусталева Анна Владимировна (Саратов, Государственный технический университет)

Еженедельник «Русская будущность» в революционную эпоху
Силашина Мария Александровна (Саратов, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского)

Национализация памятников литературного значения и их использование в Смоленском крае
Филиппова Альбина Александровна, Антонова Татьяна Александровна (Смоленск, Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»)

Октябрьская революция и гражданская война в литературе Южного Урала
Голованов Игорь Анатольевич (Челябинск, Челябинский государственный педагогический университет)

Трансформация мотива блудного сына в прозе о революции писателей-карелов (Н. Яккола «Водораздел» и А. Тимонен «Мы карелы»
Колоколова Ольга Алексеевна (Петрозаводск, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН)

«Когда Русская Земля загорелась со всех концов» (движение жанра в сочинениях-воспоминаниях детей-беженцев)
Арзамасцева Ирина Николаевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Активные процессы в языке революционной эпохи (на материале русской прозы 1917 - 1922 годов)
Николина Наталья Анатольевна (Москва, Московский педагогический государственный университет)

Перерыв: 14.00 - 15.00

ПЯТОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
15.00 - 18.30
Заседание ведут Елена Геннадиевна Чернышева, Лидия Ивановна Шишкина.

Революция 1917 г. в публицистике, художественной прозе и мемуарах М.А. Осоргина
Поликовская Людмила Владимировна (Москва, Союз писателей Москвы, Секция критики и литературоведения)

Революция 1917 года в дневнике реэмигранта Юрия Софиева
Поляк Зинаида Наумовна (Алматы, Казахский национальный педагогический университет имени Абая)

Перед уроками времени: публицистика Леонида Андреева (1917 - 1919)
Шишкина Лидия Ивановна (Санкт-Петербург, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ)

Историк, художественная литература и революция 1917 года (по материалам дневников С.Б. Веселовского, Ю.В. Готье, М.В. Нечкиной)
Сидорова Любовь Алексеевна (Москва, Институт российской истории РАН)

Изображение революции Борисом Пастернаком в оценке современной итальянской критики
Акимова Анна Сергеевна(Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

«Кровавый крест мира со смеющейся, прекрасной жертвой»: место лирических образов и мотивов В. Маяковского в полемике молодого А. Платонова с историческим нигилизмом революционных идеологов
Горская Анна Олеговна (Москва, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН)

Революция 1917года в судьбах литераторов России
Пархоменко Татьяна Александровна (Москва, Научно-исследовательский Институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева)

Подведение итогов работы конференции

Адрес Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Москва, ул. Поварская, д. 25 а.
Ближайшие станции метро: «Баррикадная», «Арбатская»

Адрес Московского педагогического государственного университета
Москва, ул. Малая Пироговская, д.1, стр. 1.
Ближайшая станция метро: «Фрунзенская»

Организационный комитет конференции:
член-корр. РАН Н.В. Корниенко - Председатель Оргкомитета,
академик РАН Вяч. Вс. Иванов - Почетный член Оргкомитета,
д.ф.н. И.Н. Арзамасцева,
д.ф.н. Л.А. Трубина,
д.ф.н. М.А. Черняк,
к.ф.н. А. С. Акимова,
к.ф.н. Г.Н. Воронцова,
М.А. Салямова,
к.ф.н. Е.А. Папкова - секретарь Оргкомитета.

В этот периодпроблемой всей старой писательской интеллигенции была необходимость политически самоопределиться, занять определённую позицию по отношению к советской власти.

Из-за грандиозного Октябрьской революции 1917 года - единая национальная литература была разделена на три ветви: литературу, именовавшуюся советской, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья. У них достаточно различные художественные принципы, темы, состав авторов, периодизация. Революция определила чрезвычайно многое во всех трех ветвях литературы.

Большая часть буржуазно-дворянских писателей эмигрировали ;

Дворянские потомки и буржуазные демократы объединились на почве лютой ненависти к пролетарской революции.

Оставшаяся в пределах СССР, однако, чуждая пролетарской революции значительная часть буржуазно-дворянской писательской интеллигенции образовала открыто выраженную оппозицию советской власти :

· одни (напр. М. Кузмин, Ф. Сологуб, Гумилев и др.) устраивали антисовеский саботаж в виде «эстетического бойкота»

· другие, изображая в своём творчестве революционную современность, на первый план выдвигали мотивы хаоса, смерти, гибели и опустошения;

Поскольку советская власть попутно разрешала и задачи буржуазно-демократической революции, то проявлялись попытки приспособить отдельные стороны революции к своим буржуазным идеалам и тенденциям.

Под флагом революции пытаются выступать и различные представители богемы - разложившейся и деклассировавшейся буржуазной интеллигенции:

Но решающим моментом литературной жизни первых лет революций был приход в ряды советской литературы лучших представителей старой интеллигенции - Брюсов, Блок, Андрей Белый , возглавлявшие самые основные тенденции русского символизма, сумели порвать со старым миром и приветствовали пролетарскую революцию:

В. Брюсов вступил в коммунистическую партию, стал инициатором и руководителем большой культурной работы, принимал большое участие в литературном воспитании молодого поколения начинающих пролетарских поэтов. Неразрешенное противоречие между революционным политическим сознанием и эстетикой и поэтикой символизма составляет подлинную трагедию последних лет творчества Брюсова .

Другой характер был присущ приходу к революции А. Блока . Ненависть к мещанскому застою буржуазного общества, одушевлявшая его творчество в предреволюционную эпоху, помогла приходу поэта к Великой социалистической революции. Но вскоре наступает разочарование Блока в революции . Суровое лицо гражданской войны и голода, реальные условия, в которых совершалась революция, его пугали, вызывали в нем настроения тоски и безнадежности.


Во многом аналогичен и путь А. Белого .

Гораздо решительнее и органичнее вошла в революцию группа футуристов во главе с Владимиром Маяковским . Непосредственно после победы Октября футуристы начинают безоговорочно сотрудничать с советской властью , в частности организуя газету «Искусство коммуны»

Первенствующая роль в советской литературе этих лет принадлежит естественно основоположникам и зачинателям пролетарской литературы - Горькому, Серафимовичу, Демьяну Бедному .

Лейтмотивом творчества Горького была борьба за освобожденное прекрасное человечество против капитализма, уничтожающего человеческую личность.

В теснейшей связи с конкретными задачами революционной борьбы пролетариата развивается в этот период литературная деятельность А. Серафимовича . Работая в качестве корреспондента «Правды», Серафимович создает целый ряд статей, очерков, фельетонов, корреспонденции с фронтов гражданской войны, собранных впоследствии в книге «Революция, фронт и тыл».

Особо значительное место в литературе первых лет революции принадлежит Демьяну Бедному. , который видит назначение своей поэзии в агитации и пропаганде идей пролетариата, обращая их и к его ближайшему союзнику, к массам многомиллионного русского крестьянства.

Таким образом, литература с конца 1917 г. до начала 20-х годов представляет собой небольшой, но очень важный переходный период.

Октябрьская революция по-разному была воспринята деятеля­ми культуры и искусства. Для многих она была величайшим событи­ем века. Для других - и среди них оказалась значительная часть ста­рой интеллигенции - большевистский переворот был трагедией, ведущей к гибели России.

Первыми откликнулись поэты. Пролетарские поэты выступили с гимнами в честь революции, оценивая её как праздник раскрепощения (В. Кириллов). Концепция переустройства мира оправдывала жестокость. Пафос переделки мира был внутренне близок футуристам, но само содержание переделки воспринималось мим по-разному (от мечты о гармонии и всеобщем братстве до стремления уничтожить порядок в жизни и грамматике). Крестьянские поэты первыми высказали тревогу по поводу отношения революции к человеку (Н. Клюев). Клычков предсказал перспективы озверения. Маяковский пытался удержаться на патетической волне. В стихах Ахматовой и Гиппиус звучала тема грабежа, разбоя. Гибель свободы. Блок увидел в революции то высокое, жертвенное и чистое, что было ему близко. Он не идеализировал народную стихию, видел её разрушающую силу, но пока принимал. Волошин видел трагедию кровавой революции, противостояние внутри нации, отказывался выбирать между белыми и красными.

Добровольные и вынужденные эмигранты обвиняли большевиков в гибели России. Разрыв с Родиной осознавался как личная трагедия (А. Ремизов)

В публицистике часто звучала непримиримость с жестокостью, с репрессиями, бессудными расстрелами. «Несвоевременные мысли» Горького, письма Короленко Луначарскому. Несовмещение политики и нравственности, кровавые пути борьбы с инакомыслием.

Попытки сатирического изображения достижений революционного порядка (Замятин, Эренбург, Аверченко).

Особенности концепции личности, представление о героях времени. Увеличение изображения масс, утверждение коллективизма. Отказ от я в пользу мы. Герой был не сам по себе, а представитель. Нежизненность персонажей дала толчок к выдвижению лозунга «За живого человека!» В героях ранней советской прозы подчёркивалась жертвенность, способность отказаться от личного Ю. Либединский «Неделя». Д. Фурманов «Чапаев» (стихийное, необузданное в Чапаеве всё больше подчиняется сознанию, идее). Эталонное произведение о рабочем классе Ф. Гладков «Цемент». Чрезмерная идеологизация, хоть и привлекательный герой.

Герой-интеллигент. Либо принимал революцию, либо оказывался человеком несостоявшейся судьбы. В «Городах и годах» Федин рукой Курта Вана убивает Андрея Старцова, т. к. тот способен на предательство. В «Братьях» композитор Никита Карев в конце пишет революционную музыку.

А. Фадеев выполнил заказ времени. Преодолев физическую слабость Левинсон обретает силу для служения идее. В противостоянии Морозки и Мечика показано превосходство рабочего человека над интеллигентом.

Интеллигенты – чаще всего враги новой жизни. Тревога по пводу мироощущения нового человека.

Среди прозы 20-х выделяются герои Зощенко и Романова. Множество мелких людей, малообразованных, бескультурных. Именно маленькие люди с энтузиазмом отнеслись к разрушению плохого старого и построению хорошего нового. Они погружены в быт.

Платонов увидел задумавшегося сокровенного человека, пытающегося понять смысл жизни, труда, смерти. Всеволод Иванов изображал человека массы.

Характер конфликтов. Борьба старого и нового миров. К НЭПу – период осмысления противоречий между идеалом и реальной жизнью. Багрицкий, Асеев, Маяковский. Им казалось, что обыватели становятся хозяевами жизни. Заболоцкий (жрущий обыватель). Бабель «Конармия». «Железный поток» Серафимовича – преодоление стихийности в пользу сознательного участия в революции.

(Сочинение. 7 класс).
Всего сто лет назад, в октябре 1917 года, в России произошла революция, которая изменила ход истории на всей планете. Как же случилось, что нищие, полуграмотные люди сумели взять власть и удержать ее, в одной из самых мощных держав Европы? Как случилось, что мужики-лапотники и голодные мастеровые, с одной винтовкой на троих человек, смогли разгромить профессиональную Белую Армию, и отлично обученные и вооруженные войска 14 стран-интервентов? Я нахожу ответы на эти вопросы в книгах и фильмах, посвященных событиям Октябрьской революции, но только в тех, которые написаны и созданы участниками или очевидцами тех событий…
Замечательный фильм-трилогия о простом рабочем парне Максиме – «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». Фильм рассказывает не только о превращении полуграмотного рабочего в сознательного революционера-подпольщика, но подробно показывает всю историю революционного движения в царской России – от баррикад на улицах Петрограда до взятия Зимнего дворца в октябре 1917 года. Осознание своего полного бесправия и нищеты на фоне баснословного обогащения капиталистов и помещиков царской России, презрительное отношение к нуждам рабочих и крестьян в Государственной думе и среди чиновников всех мастей, доводили простой народ до отчаяния. В этих условиях появляются люди, которые точно знают, что нужно делать, чтобы избавить трудящихся от нужды и установить в стране равные права для всех, а не только для избранной кучки богатеев и аристократов. Фильм о Максиме начинается с его встречи с простой девушкой Наташей, которая оказывается убежденной и грамотной революционеркой. Постепенно и настойчиво Максима вовлекают в революционную деятельность, превращая его стихийную ненависть к угнетателям в планомерную и сознательную борьбу. Партия большевиков, которую в начале трилогии мы видим, как переживающую аресты и провалы небольшую группу, за счет обрастания именно такими борцами, как Максим, к 1917 году становится грозной организацией, способной не только осуществить революцию, но и создать мощное, совершенно новое по своей сути государство. В 21 веке мы часто слышим, что большевики обманывали народ, душили террором и репрессиями. Но разве смог бы обманутый и запуганный народ одолеть в Гражданскую войну Белую гвардию и профессиональные войска стран-интервентов, построить супердержаву – Советский Союз, и разгромить гитлеровские орды, легко покорившие все страны Европы? Несмотря на то, что трилогия о Максиме – это художественный фильм, все его кадры воспринимаются как документальное изложение событий истории, до того правдиво и достоверно построен сюжет.
Но встает второй вопрос – если понятно, почему к большевикам приходили люди, познавшие на себе «тяжкое лихо и безрадостный труд», как в лагере ленинцев оказывались люди интеллигентные, из сравнительно обеспеченных семей, даже подростки, почти дети? Ответ на этот вопрос дает повесть Аркадия Гайдара «Школа», Борис Гориков не голодал, учился в довольно престижном реальном училище, несмотря на то, что его отец был профессиональным революционером, сам он о революции имел очень смутное представление. Но на своем пути он встретил большевика – учителя Галку, который не отмахнулся от парнишки, а внимательно и заботливо занялся им, помог освободить голову от ненужного мусора и направил его на путь борьбы с несправедливостью и угнетением. В дальнейшем эту работу продолжил и завершил красноармеец Чубук. Значит, сила большевиков заключалась в том, что они внимательно относились к каждому сомневающемуся человеку, убеждали его в правоте своей позиции не фанатическими лозунгами и пустыми обещаниями, а математической логикой, основанной на науке. До большевиков в России было довольно много людей, искренне боровшихся за благо всего народа – Степан Разин, Емельян Пугачев, декабристы, но их попытки были безуспешны и заканчивались гибелью героев потому, что они были стихийны, не организованы и не скреплены научными знаниями.
Большевики затеяли огромное дело, начали строительство великого и светлого здания. Правда, граждане Советского Союза в конце 20 века это здание разрушили, потому что решили, что стремление к личному обогащению важнее, чем забота о благе поколений, которые придут потом…