Скрытые символы и загадки триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений. Картина Босха «Сад земных наслаждений»: история шедевра

  • 08.05.2019

Триптих "Сад земных наслаждений" - самое известное и загадочное из произведений Босха. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. С 1868 г. триптих находится в коллекции Музея Прадо в Мадриде.
Сад земных наслаждений Около 1500 музей Прадо, Мадрид, Испания

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.

С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.

В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:
на первом плане показаны «различные радости». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.




Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах - не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений.


Третий (самый дальний) - венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.
Все эти персонажи и сцены, происходящие среди замысловатых комбинаций растений, скал, фруктов, стеклянных сфер и кристаллов, объединены между собой не столько внутренней логикой повествования, сколько символическими связями, смысл которых каждое новое поколение понимало по-разному.
вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви

птицы становятся олицетворением похоти и разврата, Любовная пара уединилась в прозрачном пузыре. Чуть выше молодой человек обнимает огромную сову, правее пузыря посередине бассейна, в воде, другой мужчина стоит на голове, широко расставив ноги, между которыми птицы свили гнездо.
Неподалеку от него юноша, высунувшийся со своей возлюбленной из розового полого яблока, кормит чудовищной виноградной гроздью людей, стоящих по шею в воде.

рыба - символ беспокойного вожделения,
раковина является женским началом.

В нижней части картины молодой человек обнял огромную земляничину. В западноевропейском искусстве земляничина служила символом чистоты и девственности


Сцена с виноградной гроздью в бассейне - это причастие, а гигантский пеликан, подцепивший на длинный клюв вишню (символ чувственности) дразнит ею людей, сидящих в бутоне фантастического цветка. Сам пеликан символизирует любовь к ближнему.
Символам христианского искусства художник часто придает конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-телесный план


В башне Прелюбодеяния, которая поднимается из озера Похоти и желто-оранжевые стены которой сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера стального цвета, в которой предаются ласкам любовники, увенчана короной из полумесяца и розовым мрамором рогов. Сфера и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу:«Счастье и стекло - как они недолговечны!». А еще они являются символами еретической природы греха и тех опасностей, которые он несет в мир


Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам Рай блестит и переливается яркими, сверкающими красками


Разные животные пасутся среди зелёных холмов, на фоне фантастического пейзажа Рая, вокруг водоёма с причудливым сооружением.
Это - Фонтан жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа


На переднем плане, около Дерева познания, мастер показывает пробуждающегося Адама. Только что проснувшийся Адам приподнимается с земли и в изумлении смотрит на Еву, которую ему показывает Бог.
Известный искусствовед Ш. де Тольнай отмечает, что удивленный взгляд, который Адам бросает на первую женщину, - это уже шаг на пути к греху. А Ева, извлеченная из ребра Адама, - это не просто женщина, а еще и орудие совращения.
Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот - жестокость, дьявол)

Несколько происшествий отбрасывают мрачную тень и на мирную жизнь животных: лев пожирает оленя, дикий вепрь преследует загадочного зверя.
И над всем этим возвышается источник Жизни - гибрид растения и мраморной скалы, парящая готическая конструкция, установленная на темно-синих камнях небольшого острова. На самом верху ее - пока еще едва заметный полумесяц, но уже изнутри ее выглядывает, подобно червяку, совa - вестник несчастья.

Сказочный рай центральной панели уступает кошмару Ада, в который волнение страсти преобразовано в безумие страдания. Правая створка триптиха - Ад - темная, мрачная, тревожная, с отдельными вспышками света, пронзающими ночную мглу, и с грешниками, которых мучают какими-то гигантскими музыкальными инструментами.

Как всегда у Босха при изображении Ада, горящий город служит фоном но здесь здания не просто не горят, скорее они взрываются, выбрасывая струи огня. Основная тема - хаос, в котором нормальные отношения перевернуты вверх дном, и обычные предметы.


В центре Ада находится огромная фигура монстра, это своего рода «гид» по Аду - главный «рассказчик». Его ноги - это полые стволы деревьев, и опираются они на два судна.
Тело сатаны - это вскрытая яичная скорлупа, на полях его шляпы демоны и ведьмы то ли гуляют, то ли танцуют с грешными душами... Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе.


Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы; рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам, написанным на ягодицах другого грешника. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки.

В высоком кресле сидит птицеголовый монстр, карающий обжор и чревоугодников. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. И наказывает он грешников, пожирая их и затем они погружаются в яму, обжору заставляют беспрерывно рвать в яму, тщеславную женщину ласкают монстры.

Створка Ада представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля превратилась в ад. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания. Эти химеры нечистой совести обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений.
Безобидный кролик (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души и изобилия. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер.

Ниже, на ледяном озере, человек балансирует на большом коньке, который несёт его к проруби.Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом, выдает стремление последнего к браку, запрещенному для представителей духовенства.
Беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.


"В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах " - говорит пессимистически Босх.
На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира…

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
Ветхий Завет Бытие 1
По формату триптих традиционен для нидерландских алтарей, но содержание показывает, что Босх не предназначал его для церкви.

Говорят, что в его картинах зашифрованы секреты алхимиков, колдунов и астрологов. Его работам приписывают славу величайших ребусов в истории, а также религиозных проповедей. А его самого называют Почётным профессором кошмаров. Конечно же, речь идёт о Иеро́ниме Босхе (Jheronimus Bosch) .

Жизнь и смерть художника укутаны в пуховое одеяло из тайн и загадок. Исследователи до сих пор пытаются приподнять хотя бы его краешек, чтобы узнать, как же всё было на самом деле, но попытки тщетны.

Художник, покинувший свет 500 лет назад, по сей день находит способы напоминать о себе! Совсем недавно, например, шум поднялся вокруг …попы грешника! Да-да, это не опечатка. Американская студентка Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick) приковала внимание всего земного шара к своему открытию. Она нашла применение нотам, которые Босх нарисовал на пятой точке одного из героев своей картины «Сад земных наслаждений». Девушка в шутку переложила эти символы в мелодию для фортепиано и выложила в своём арт-блоге. 25-секундная песня набрала рекордное количество лайков и закрепила имя студентки в запросах всех поисковиков. Мало того, её открытием заинтересовались лучшие профессора Оклахомского Христианского Университета! Амелия находит очень забавным тот факт, что учёные с серьёзным видом обсуждают голый зад какого-то древнего мужчины.


Давайте разберёмся в этой истории с самого начала. А началась она примерно в 1510 году, когда Иероним Босх нарисовал картину, истинное название которого до нас не дошло. Люди вольно окрестили триптих «Сад земных наслаждений». Произведение состоит из трех створок и символизирует весь путь человечества: на первой изображены Адам и Ева, на второй – порочный и греховных мир людей, а на третьей – картины Страшного суда, которым позавидовал бы сам Данте Алигьери. Нас интересует как раз эта створка.

Если вы присмотритесь внимательнее, то среди пестроты различных образов и сцен увидите «музыкальный ад». Если в детстве вас пугали тем, что черти будут жарить грешников на раскалённой сковородке, то у Босха было своё представление о пытках. Кто-то распят на арфе, а кого-то мучают на лютне, предусмотрительно вытатуировав на его ягодицах ноты. Наверное, чтобы петь было комфортнее. А руководит хором монстр с рыбьей головой. Трогательная картина, не правда ли?

Все СМИ удивляются: целых 500 лет никто не додумался сыграть эту самую мелодию! На самом деле, это не совсем так, но мы ещё вернёмся к этому вопросу чуть позже. А пока расскажем вам вторую часть истории, произошедшую в наши дни.

Представьте себе конференц-зал университетского общежития после полуночи. В помещении среди прочих находятся два человека: Амелия и её друг. Молодые люди увлечённо рассматривают картину Почётного профессора кошмаров (что же ещё делать в час ночи в общежитии?). И вдруг… замечают ноты! По счастливому стечению обстоятельств фрагмент триптиха попался на глаза нужному человеку: отец девушки имеет докторскую степень в музыковедении. И главное: его специальность – это 1500─1600 годов!

Что это значит? То, что Амелия Хэмрик смогла правильно расшифровать нотный стан, в котором всего четыре строчки. Дело в том, что в средневековье была принята такая нотная грамота. Студентка предположила, что тональность нижнего голоса До-мажор, как это было принято в средневековых хоралах. «Я сказала: «Я собираюсь записать это, ребята. Сделала это в шутку и разместила в своем блоге. Видимо, это было историческим моментом» ,─ прокомментировала Амелия. «Я потратила на всё около часа времени. На самом деле в моей транскрипции могут быть неточности» ,─ продолжила она.

На этом история даже не подумала закончиться! Удивительным открытием заинтересовались ученые, журналисты, преподаватели и просто зеваки. Профессор университета, в котором учится 20-летняя девушка, заявил: «Транскрипция застала нас врасплох в самый разгар семестра. У нас не было времени, чтобы исследовать это» . Но он очень надеется, что это открытие выльется в диссертацию или докторскую работу! Самой же Амелии просто интересно, имеют ли ноты какое-то отношение к картине. Может быть, её нужно смотреть именно под звуковое сопровождение с филейной части героя? А может, автор просто написал ноты для красоты и симметрии?

Другой пользователь сервиса tumblr.com, Уильям Эсензо (William Ascenzo), в ответ на пост Амелии Хэмрик выложил модернизированную версию мелодии. Он написал для неё аранжировку и сочинил текст! Слова звучат так: «Наши попы поют, пока мы горим в чистилище»

butt song from hell
this is the butt song from hell
we sing from our asses while burning in purgatory
the butt song from hell
the butt song from hell
butts

Раз уж речь зашла о людях, причастных к этой мелодии, мы расскажем ещё об одном неизвестном факте. В начале этой статьи мы упомянули о том, что до этого момента никто не решался осквернять «партитуру» Босха. Это неверно. Ещё в 2003 году шведская группа под названием Vox vulgaris создала композицию на основе нот с ягодиц грешника! Только, почему-то, это не было предано такой огласке.

Песня называется De jordiska fröjdernas paradis, вышла она на диске The shape of medieval music to come. Ребята постарались подобрать музыку наиболее близко к оригиналу. Получилось у них это или нет – вы можете понять сами, прослушав композицию.

Интересно, как бы отреагировал великий художник на такое вольное переложение своих нот и всю шумиху вокруг картины? Говорят, он был страшно религиозным человеком, состоял в Братстве Девы Марии. Его работы безоговорочно принимались и поощрялись церковью, а современники воспринимали сюрреалистичные полотна, как религиозные наставления. «Не греши, в ад попадёшь!», ─ словно бы говорят все его мрачные картины. Наверное, художник назвал бы нас всех грешниками и нарисовал бы новое «предостережение».

На самом деле, личность Босха соткана из догадок, абсурда и предположений. Кто-то рисует его мистиком, кто-то ─ фанатиком, а кто-то шутником. Дело в том, что до наших дней не дошло почти ничего о жизни художника: ни писем, ни воспоминаний, ни записей. Только сухие факты из городского архива. Что мы знаем о нём наверняка? Давайте перечислим.

  • Настоящее имя художника Еру́н Анто́нисон ван А́кен (Jeroen Anthoniszoon van Aken)
  • Точный год рождения неизвестен. Дата вычислена приблизительно историками.
  • Босх – это псевдоним, который произошел от названия родного города живописца Хертогенбос (Hertogenbosch).
  • Он был членом Братства Девы Марии.
  • Еру́н ван Акен был одним из богатейших людей своего города, так как удачно женился на Алейт Гойартс ван дер Меервенне.
  • Дожил Босх предположительно до 65 лет.
  • Количество полотен, написанных художником, неизвестно. До нас дошло всего 25 картин и 8 рисунков. Ни на одном из произведений нет даты и подписи.

Слухов же сейчас намного больше, чем правдивых фактов о жизни художника. Самым популярным является миф о смерти Босха (а может, и не миф совсем?). Говорят, что когда вскрыли могилу живописца, она оказалась пуста. Кроме того, обломок надгробия стал светиться и нагреваться, когда его изучали под микроскопом…

Так как в нашей истории два главных героя, то хотелось бы вернуться ко второму из них. Об Амелии Хэмрик сведений тоже немного. Но нам повезло, что девушка ─ наша современница и активный пользователь интернета. Поэтому редакции Artifex удалось раздобыть некоторые сведения о ней. Мы уже упоминали о том, что родители студентки связаны с музыкой. Кроме того, они оба работают в научных библиотеках. Амелия мечтает пойти по их стопам. Интересно, что она не только интересовалась исследованиями своего отца в сфере музыки, но и сама постигала эту область. Девушка даже умеет играть на нескольких музыкальных инструментах.

Есть и ещё одна необычная деталь: у Хэмрик специфические проблемы со слухом. Она может слышать высокочастотные звуки обычно или даже лучше, чем другие люди, а низкие – гораздо хуже. «Иногда я удивляюсь, что музыка звучит иначе для меня, чем для всех остальных, но я всё равно люблю её» , ─ призналась она.

Сейчас Амелия Хэмрик работает с профессором истории музыки, чтобы повысить точность мелодии. Также она намекнула на то, что не остановится на достигнутом, ведь у Босха ещё так много картин, на которых изображены ноты…

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты, исповедовавшей "свободную любовь". Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображен Бог, представляющий Еву ошеломленному Адаму в безмятежном и мирном Раю.

В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порожденные его фантазией. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Федерико Дзери:"Сад земных наслаждений – это изображение Рая, где упразднен естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей".

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и – прежде всего – окрыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.

Может показаться, что на картине изображено "детство человечества", "золотой век", когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем – как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.

Иероним Босх – один из самых великих и загадочных художников Северного Возрождения. И речь идет не только о жизни мастера, ведь о ней известно очень мало. Его картины неоднозначны и изобилуют скрытыми посланиями. Искусствоведы не устают изучать их и открывать в творчестве художника новые грани.

Биография Иеронима Босха

История жизнеописания мастера лаконична, поскольку до наших дней дошло совсем немного документально подтвержденных фактов. Иероним Босх – псевдоним живописца. Его настоящее имя – Иерон ван Акен. В переводе с голландского на русский слово «босх» означает «лес». Почему был выбран этот псевдоним? Вряд ли мы получим ответ на этот вопрос. Но эта деталь характеризует личность художника очень ярко.

Точная дата рождения Иерона ван Акена неизвестна. Историки склонны считать, что это произошло около 1460 года в небольшом голландском городке Хертогенбос. Здесь живописец провел почти всю жизнь. Семья Иерона происходила из немецкого города Аахен. Его дед и отец были художниками. Именно они передали Босху азы мастерства. Но юноша несколько лет путешествовал по Голландии и оттачивал свой стиль под руководством известнейших живописцев того времени.

В 1480 году Иерон возвращается в Хертогенбос. Уже в тот период он признан очень перспективным мастером и пользуется популярностью. В 1481 году Иерон женился на Алейд ван де Мервенне – девушке из аристократической и очень богатой семьи. Это обстоятельство имело огромное значение для его творчества. Художнику не нужно было хвататься за любые заказы, чтобы прокормить семью. Он получил возможность развивать свое творчество.

Довольно быстро слава Иеронима Босха распространилась далеко за пределы Голландии. Ему поступает очень много заказов от знати и богатейших людей Европы, в том числе, королевских домов Испании и Франции. Картины мастера не имеют дат. Поэтому историки искусства ориентируются лишь на приблизительные периоды жизни живописца.

Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Среди современников художник слыл респектабельным и очень религиозным человеком, он состоял в братстве Богоматери при кафедральном соборе Святого Иоанна. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди.
Умер художник в 1516 году. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.

Альтернативная версия жизнеописания Босха

Речь идет о версиях, которые не имеют 100% подтверждения в документальных источниках. Но историки искусства не склонны отбрасывать их. Эти сведения о художнике многое объясняют в его творчестве и достойны тщательного изучения.

Существует теория, что Босх страдал от шизофрении. Эта болезнь проявилась не сразу. Некоторые учены считают, что именно она привела художника к ранней смерти. Но мы уже не сможем узнать, соответствует ли эта версия действительности. Большего доверия заслуживает история о тайных убеждениях Босха.


Несмотря на благочестие и участие в религиозном обществе, художник принадлежал к секте адамитов, считавшейся в те времена еретической. Если бы современники Босха узнали об этом, его бы сожгли на костре. Впервые эта гипотеза прозвучала на рубеже XVI–XVII веков. С ней согласен известный искусствовед Вильгельм Френгер. Современная исследовательница творчества художника Линда Харрис уверена, что Босх был приверженцем «катарской ереси».

О принципах этого течения необходимо рассказать подробнее, поскольку символы, зашифрованные в картинах мастера, подтверждают версию Линды Харрис. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Они считали все материальное проявлением зла. Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства. Часть из них стала демонами. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.

«Катарская ересь» отвергала основные постулаты католической веры. Церковь жестоко преследовала сторонников этого учения, и к началу XVІ века течение исчезло.

Триптих «Сад земных наслаждений»

Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Она является любимым произведением Леонардо Ди Каприо, и упоминается в его документальном фильме .

Линда Харрис уверена, что Босх намеренно исказил канонический сюжет. Художник написал триптих по заказу короля Испании и оставил будущим поколениям тайное послание, в котором рассказал о своих истинных убеждениях.

Символы, зашифрованные в триптихе «Сад земных наслаждений»

Левая створка – Эдем в период создания первых людей

Именно тогда ангелы пали, а их души попали в ловушку материальной плоти. На левой створке зашифровано несколько важных символов, повествующих о верованиях катаров.

1. Источник жизни. Сооружение, украшенное затейливой резьбой, расположено в центре композиции. Его окружают фантастические животные. Этот элемент соответствует представлению того времени об Индии, в которой, согласно верованиям катаров, спрятан источник жизни.

2. Сова, которая выглядывает из сферы в источнике. Хищная птица стала воплощением Князя Тьмы. Он внимательно наблюдает за происходящим и за тем, как ангелы снова и снова попадают в ловушку земных соблазнов.

3. Иисус. Его сторонники течения считали противопоставлением Князя Тьмы. Иисус стал спасителем ангелов. Он напоминает бессмертным душам о духовном и помогает им выбраться из плена материального мира. На картине Иисус предостерегает Адама от соблазнов, символом которых является Ева.

4. Кошка и мышь. Символ души, которая оказалась в тисках материального мира.

Центральная часть – современный Эдем

Линда Харрис считает, что Босх изобразил место, в которое души ангелов перерождаются и готовятся к реинкарнации. Ее оппоненты склонны полагать, что на центральной части художник показал Золотой век – утраченный мир всеобщей чистоты и духовности, в котором человек является гармоничной частичкой природы.

1. Люди. Этот фрагмент воспринимается по-разному. Согласно традиционному представлению плотские утехи беспечных грешников отображают традиционные для того периода истории представления о популярном сюжете «сад любви». Если рассматривать этот элемент под углом восприятия катаров, возникает символ низменных удовольствий в мире, который для грешных душ стал иллюзией рая.

2. Кавалькада всадников. Некоторые эксперты уверены – эта сюжетная линия является отображением круговорота страстей, которые снова и снова проходят через лабиринт земных наслаждений. Линда Харрис считает, что здесь изображен круг перевоплощений душ.

3. Рыба. Символ беспокойства и вожделения.

4. Клубника. В средние века эта ягода была отображением иллюзорных удовольствий.

5. Жемчуг. Согласно учению катаров он символизирует душу. Босх изобразил жемчужины в грязи.


Правая створка – музыкальный Ад

Это одно из самых жутких изображений Ада. Аллегоричность картины и характерная манера Босха усиливают эффект. На правой створке изображена кошмарная действительность, последствия, которые ожидают ангелов, не сумевших разорвать круговорот перерождений и погрязших в материальном мире.

1. Древо смерти. Растение монстр вырастет из замерзшего озера. Это человек-дерево, который безучастно наблюдает за распадом собственной телесной оболочки.

2. Почему на левой створке изображены музыкальные инструменты? Эксперты пришли к выводу, что Босх считал светскую музыку греховной, созданием Князя Тьмы. В Аду они превратятся в орудия пытки.

3. Пожар. Фрагмент в верхней части левой створки отображает бренность материальных благ. Дома не просто горят – они взрываются и превращаются в черный пепел.

4. Мифическое существо на престоле. Искусствоведы склонны считать, что эта чудовищная птица является еще одним изображением Князя Тьмы. Он пожирает души грешников и низвергает безжизненные тела в Преисподнюю. Человек, предававшийся чревоугодию, осужден вечно изрыгать все съеденное, скупец до окончания времен будет испражняться золотыми монетами.

Исследователи творчества Босха до сих пор продолжают изучать и анализировать символы, зашифрованные в триптихе, и на других картинах художника. Споры о смысле его посланий не прекращаются, ведь вся жизнь великого мастера окутана тайной. Смогут ли искусствоведы разгадать эту загадку? Или наследие великого мастера так и останется непонятым?

Самый загадочный художник Северного Возрождения, возможно, всю жизнь держал фигу в кармане: в картинах благоверного католика зашифрованы убеждения тайного еретика. Догадайся об этом современники, Босха наверняка отправили бы на костер

Картина «Сад земных наслаждений»
Дерево, масло. 220 х 389 см
Годы создания: 1490–1500 или 1500–1510
Хранится в музее Прадо в Мадриде

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, - на самом деле Князь Тьмы, а материя - зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, - тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка - это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.


1 Христос . Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых - первая женщина.


2 Кошка с мышью . Зверек, попавший в зубы к хищнику, - намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.


3 Сова . Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, - это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

4 Фонтан духовной смерти . Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера - символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.


5 Люди . Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, - отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.


6 Жемчужина . В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.


7 Музыкальные инструменты . Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди - пленники материального мира.


8 Клубника . Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов - все они означают земные соблазны.


9 Хоровод всадников . Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.


10 Древо смерти . Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, - высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Художник
Иеронимус Босх

Между 1450 и 1460 - родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около 1494 или 1495* - написал триптих «Поклонение волхвов».
До 1482 - женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 - вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501–1510 - создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служившую столешницей.
1516 - умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника.