Поддержка малого бизнеса в японии. Налогообложение в Японии

  • 21.09.2019

Малый бизнес по-японски

Япония – это страна сакуры и чайных церемоний, тысячи островов и сакэ. Страна, где самобытная культура самураев и гейш гармонично сочетается с высочайшими технологиями и мировыми достижениями науки. О жизни малых предпринимателей и развитии всемирно известной модели отношений малого и крупного бизнеса в этой стране мы попросили рассказать нашей газете главного научного сотрудника Института мировой экономики и мировых отношений РАН Елену Леонтьеву – человека, который изучает экономику Японии с 1960 года.

– Елена Львовна, расскажите, в чем характерная особенность японской экономики?

Население Японии – 127 млн человек, но только 13% всей площади – это ровная поверхность, остальное – горы. На этих тринадцати процентах проживает 2/3 всего населения. Это страна городских агломераций, деревни здесь – вкрапления между городами. Только в горных долинах сохранились обособленные поселки. Люди в основном живут маятниковой миграцией, они работают на городских предприятиях, и только 4% сельских жителей занимается сельским хозяйством. В недрах этой страны нет полезных ископаемых, а то, что было, уже исчерпано. И единственный ресурс, которым Япония может по праву гордиться, – это труд ее населения. Здесь очень высокий уровень образования, обязательное среднее, которое дети начинают получать с пяти лет.

Япония – это страна частного предпринимательства. В промышленности государству принадлежит только монетный двор. После войны американские оккупационные власти провели в стране экономические реформы. Тогда, в условиях разрухи, были национализированы магистральные железные дороги, телефон и телеграф, но в 80-х годах они снова перешли в частные руки. В этой стране к малому бизнесу относятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий – 99% их общего числа. На них работает 88% всех занятых.

– Япония страна очень специфичная и закрытая, каковы особенности ведения малого бизнеса в этой стране, какова специализация?

– Вопреки сложившемуся мнению, это страна довольно открытая, и миф о ее замкнутости в основном основан на том, что иероглифическая письменность является барьером к получению информации о ней. На самом деле огромное количество материалов – газеты, журналы, статистические справочники – публикуется в обычной печати и выходит в интернет-изданиях в переводе на английский язык. Все это доступно иностранцам.

Предприятий малого бизнеса больше всего в трудоемких отраслях: в розничной торговле, общественном питании, сфере услуг, строительстве и машиностроении.

По формам собственности половина малых предприятий – индивидуальные, то есть фактически семейные. Но сейчас семьи в Японии маленькие, как во всех урбанизированных странах, население начало сокращаться, и сокращается число этих предприятий. Коллективные партнерства и акционерные общества составляют остальную часть.

– Что представляет собой так называемая “японская модель” взаимодействия между малым и крупным бизнесом, которую взяли на вооружение многие развитые страны мира?

– Все в Японии устроено мозаично: почти во всех сферах малый и крупный бизнес сосуществуют. Строительством массового жилья (японцы до сих пор предпочитают жить в двухэтажных коттеджах на одну-две семьи) занимается малый бизнес, а строительством дорог, заводов, многоэтажных жилых и офисных зданий и торговых комплексов – крупный. На транспорте то же самое: есть малые предприятия, занимающиеся перевозками, и крупные таксомоторные парки, автобусные корпорации. То есть крупный бизнес предоставляет работу мелкому – аутсорсинг. Что касается машиностроения, то везде, где есть трудоемкие процессы, крупные компании определяют, что им выгоднее – создавать свои производственные мощности или загружать заказами сеть из мелких субподрядчиков. Около 55% малых предприятий в промышленности работает таким образом. Как участники технологических цепочек крупного бизнеса они могут делать мелкие детали, штамповку, агрегаты и т.д.

Для того чтобы подобная система работала, необходимо, чтобы малые предприятия располагались поблизости от крупного концерна. К примеру, в концерне “Тойота” лет двадцать назад часть субподрядчиков располагалась довольно далеко от головного сборочного завода и транспортное сообщение между ними было налажено через тоннель. Но случилась авария в тоннеле, и завод “Тойоты” встал!

Но и здесь есть свои перемены: практически все крупные концерны построили и ведут сейчас производство и сбыт за рубежом. И множество малых предприятий остается без работы. Они или меняют свой профиль, или уходят с рынка.

– Престижно ли быть малым предпринимателем в этой стране?

– Престижной работой считается труд в крупных компаниях, но число рабочих мест в таких корпорациях ограниченно. Что касается престижа работы в самом малом бизнесе, то тут наиболее привлекательным для японцев кажется ресторанный бизнес. Целые семейные династии передают из поколения в поколение эти рабочие места. Есть традиционные промыслы, к примеру, изготовление тканей для кимоно. Это дорогая выходная одежда, и работать с ней тоже считается престижным. В Киото есть целый район, занимающийся изготовлением шелковой парчи для кимоно на старинных деревянных станках. Изготовление и обслуживание циновок и напольных покрытий, обеспечение и обслуживание быта – вот самые наиболее уважаемые направления среди малого бизнеса.

– Какие препятствия и трудности испытывает японский предприниматель?

– Крупный заказчик отбирает себе лучших исполнителей и устраивает между ними конкуренцию. И малые – вынуждены защищать свое право работать на него. Часто меняются условия работы, меняются требования. Но главный риск, который испытывает субподрядчик, – это перевод за границу основного заказчика и потенциальная потеря рабочего места. Кстати, средняя продолжительность жизни крупного предприятия около 30 лет, а малого – 10 лет. Хотя есть и долгожители, и передающийся из поколения в поколение семейный бизнес.

– По каким каналам контролируется японский частный бизнес? Можно ли уклониться от налогов и как это карается?

– Что касается контроля, то, конечно, по лицензии контролируется качество продукции, как везде. Если предприятие уклоняется от налогов, то виновным полагается лишение свободы на срок до 5 лет или штраф в 5 млн йен. Фальсификация сведений в налоговой декларации также карается лишением свободы сроком не более 1 года или штрафом до 200 тыс. йен. Контроль над сбором налогов осуществляет районное налоговое управление, но, конечно, при таких драконовских мерах наказания очень немногие из японских бизнесменов захотят рисковать. К тому же сам менталитет японцев не позволяет им идти на подобный обман.

Современная налоговая система Японии создавалась американской оккупационной администрацией, ее организовал в 1949–50 годах профессор Карл Шоуп. Он объездил тогда всю послевоенную Японию, спрашивал, как жители относятся к налогам, и понял, что японцы как люди, уважающие порядок, налоги платить желают и будут. Тогда, чтобы дополнительно стимулировать законопослушное население, он ввел систему двух налоговых бланков: белый и голубой. Заполнение белого бланка означало расчет налогов по упрощенной системе, следуя которой предприниматели не несут особых обязательств. Но и льготами не пользуются. Если заполняются голубые бланки, то предприятия обязаны вести бухгалтерские книги с записями всех финансовых и торговых операций, баланс, счет прибылей и убытков. За это им дается право пользоваться налоговыми льготами.

– Кем и как осуществляется поддержка малого предпринимательства в Японии? Существует ли стимулирование его развития?

– Существует закон о предотвращении нарушений субподрядных отношений. К примеру, задержки по оплате, неоплата, необоснованное возвращение партии товара. Головное предприятие – монополист для своих мелких исполнителей, но при этом оно не имеет права злоупотреблять своим монопольным положением. Установлено, что, для того чтобы получить защиту у государства, все договора субподрядчиков с головным предприятием должны заключаться в письменной форме и копии должны подаваться в Управление по делам малого бизнеса и в Антимонопольную комиссию. Если спор доходит до суда, эти ведомства выступают защитниками малого предприятия.

Также для малого бизнеса предусмотрена ускоренная льготная амортизация оборудования, зданий и сооружений. Льготы даются малым предприятиям, чтобы им было выгодно покупать новое оборудование, обновлять свой парк.

– Какими государственными льготами и субсидиями пользуются японские бизнесмены?

– Япония переживает очень тяжелый бюджетный кризис. Государство сейчас приватизирует остатки своего сектора – 8 финансовых учреждений, в числе которых корпорация для финансирования малого бизнеса, выдававшая ссуды под льготный процент. Система государственных субсидий практически свернута. Впрочем, сейчас в Японии настолько низкие ставки процента по банковским ссудам, что эта льгота фактически потеряла смысл.

Японское правительство заботится об обновлении предпринимательского сектора и облегчает создание нового бизнеса. В 2003 году принят закон, по которому можно открывать малое предприятие без начального капитала – только с одной йеной! И 32 000 предприятий уже создано таким путем. Также в 2000 году был принят закон, максимально упрощающий процедуру банкротства именно в сфере малых предприятий. По этому закону разрешается обращаться в суд для защиты от кредиторов еще до того, как обязательства превысили активы, чтобы предотвратить их распыление. Таким образом, государство финансовой помощи предпринимателям не оказывает, но дает юридическую и информационную поддержку.

В основном малые и мельчайшие предприятия предпочитают финансирование при помощи друзей, родственников, знакомых, клиентов, поставщиков – как и у нас. Сейчас льготами для малых предприятий занялись крупные частные банки. Ими разрабатывается система беззалогового кредита. Они также выдают кредиты на сравнительно короткие сроки под залог оборудования.

– Есть ли в Японии организация, представляющая интересы мелких предпринимателей?

– Существуют ассоциации малого бизнеса на местном уровне. Они поддерживаются местными торгово-промышленными палатами, а центральная торгово-промышленная палата Японии (частная) является их координирующим центром.

Ассоциация торговцев на определенной улице имеет выборные органы, которые поддерживают порядок в своих рядах, представляют свои интересы перед муниципалитетом. Например, есть в Токио небольшой торговый ряд возле вокзала Уэно, и это тоже ассоциация! И ее защищает местная торгово-промышленная палата.

Японские власти всегда относятся к малому бизнесу покровительственно, поскольку для них это элемент социальной поддержки, и они стараются не давать ему разоряться.

Беседовала Дария Харитонова

Деловая Москва

Введение

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства.

Основной целью данной работы является изучение как особенностей развития и государственной поддержки малого бизнеса Японии, так и поддержки малого предпринимательства России и США.

Основными задачами работы являются:

Рассмотреть структуру и особенности развития малого предпринимательства Японии;

Определить какую роль играет малый бизнес в экономике Японии;

Проанализировать систему государственной поддержки малого предпринимательства в Японии, России и США.


«Малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины Уставного капитала и численности работающих. В Японии малыми предприятиями считаются компании, в которых работают не более 300 человек, с оборотом не более 100 млн. иен.

Критерии отнесения предприятий Японии к малым

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие предприятия играют важнейшую роль, на их долю приходится 90% общего числа компаний, около 55 % реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности.

Система государственной поддержки малого бизнеса в Японии чрезвычайно развита и очень хорошо отложена. В Японии на поддержку малого и среднего бизнеса ежегодно выделяется около 180 млрд. иен в год.

В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий:

Центральное правительство;

Местные органы власти;

Крупный бизнес;

Самостоятельные объединения мелких предприятий.

Центральные и местные органы власти поощряют становление и развитие компаний малого бизнеса при помощи кредитных гарантий, налоговых льгот, предоставления субсидий и займов.

Местные органы власти, крупный бизнес оказывают техническую и консультационную помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовку кадров.

Займы на льготных условиях выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции, разработка новых видов производства и техники. Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот, позволяющих малым предприятиям резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28 % по сравнению с 38% для крупных фирм.

Основу механизмов финансовой поддержки малого бизнеса в Японии составляют:

мягкие займы (если обычный займ в современной Японии можно получить под 4-8%, то "мягкий займ" для МСП означает половину этой процентной ставки за использование кредита);

стимулирование кооперативной деятельности МСП, когда приветствуется объединение малых предприятий в кооперативы.

В Японии также существуют банки, специализирующиеся непосредственно на работе с малыми и средними предприятиями.

Характерные для Японии меры финансово-кредитной поддержки малого бизнеса

Таким образом, почти половина всех кредитов (47%) выделяется малым предприятиям - Местными коммерческими банками; а банки взаимопомощи и кооперативные - 100% кредитов предоставляют малым предприятиям.

Правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту - 3-5 %.

Также малое предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства, но и со стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат. Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения. Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета.

Таким образом, сложилась следующая структура малого бизнеса Японии. К малым предприятиям в Японии относятся: юридические лица их доля в малом бизнесе составляет 20%, на них работают 1,7 млн. чел., индивидуальные частные предприятия - 48% -4,1 млн. чел. и семейные хозяйства – 32% - 2,7 млн. чел.

Структура малого бизнеса представлена на диаграмме.

В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - около 55% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15%.

Японцы исходят из того, что малые предприятия - это очень мощный регулятор экономики. Так как малые предприятия потребляют малый капитал и при этом абсорбируют очень большую часть рабочей силы.

На долю малого предпринимательства приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота.

Очень важную роль играет малый бизнес в экономике Японии. Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад в развитие национальной экономики Японии, повышая ее гибкость, обеспечивают социальную стабильность и благосостояние широких слоев населения. Дело в том, что малый японский бизнес не только демонстрирует высокую деловую активность и производительность, но и играет важную роль в поддержании самих основ жизнеспособной экономики, обеспечивая конкурентную рыночную среду.

Малые предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик.

Таким образом, доля работников занятых в малом бизнесе, по отношению к общей численности занятых в странах с развитой экономикой (США, Германия, Япония) находится в пределах от 52 до 78 %, в то время как в России она составляет 13 % (отставания в 4-6 раз). Доля малого бизнеса в ВВП стран с развитой экономикой (США, Япония, Германия) составляет от 50 до 57 % , а в России всего 10-11 %. Таким образом, высокий уровень показателей свидетельствует о том, что малый бизнес этих стран достаточно хорошо поддерживается как со стороны государства, так и со стороны администрации префектур, торгово-промышленных палат. Правительство заинтересовано в развитии малого бизнеса этих стран. В России же эти показатели отстают в 4-6 раз, что говорит о недостаточной поддержке со стороны государства.

Таким образом, следует отметить, что в Японии сформировалась развитая система государственной поддержки, которая постоянно совершенствуется. Огромную роль в расширении финансовых возможностей малого бизнеса Японии играет система государственных гарантий по кредитам, предоставляемым малым предприятиям частными банками. В целом японская модель функционирования и развития мелкого бизнеса может считаться почти образцовой, а японская система поддержки предпринимательства уже признана одной из самых всеобъемлющих и зрелых в мире.

Во многих странах существуют свои традиционные (или же новаторские) способы заработка, придуманные местными бизнесменами. Иногда к нам приходят бизнес-идеи из Японии, но получится ли использовать их в нашей стране?

Оригинальных идей, которыми пользуются в Стране Восходящего Солнца, много. К примеру:

  • проведение церемонии развода. Хотя в Японии большая часть супругов торжественно празднует только свадьбу, есть и такие, которые заказывают торжественный развод. Сюда входит церемония снимания колец, издание небольшого тиража газеты с указанием причин разрушения семьи, банкет с присутствием особо близких приглашённых - и совсем небольшая цена за всё это, около $700;
  • изготовление специальных охладителей. Производимое в виде геля или дезодоранта и наносимое на кожу вещество позволяет уменьшить температуру человеческого тела в жаркий день. Цена баллончика - в пределах $60;
  • специальный гостиничный бизнес. Например, создание гостиницы для умерших, которым где-то нужно находиться до церемонии похорон или кремации, а разместить их дома по какой-то причине не получается. Также существуют в Японии и гостиницы для незамужних девушек, которые хотят почувствовать себя самостоятельными до вступления в брак (при этом живя в одиночестве, за чем пристально наблюдает персонал гостиницы);
  • бесплатное ксерокопирование. Основа такого бизнеса заключается в том, что копии делаются бесплатно - но при условии, что с обратной стороны листа размещается реклама. Таким образом, работу копировального аппарата оплачивают рекламодатели, а студенты и учащиеся (основная категория пользователей копировальных центров) с радостью пользуются бесплатными услугами;
  • изготовление 3D-масок. Такие изделия обходятся примерно в $4000 - дороговизна оправдывается высоким качеством (маску при надевании не отличить от настоящего лица) и необходимостью пользоваться сначала 3D-сканером, затем - 3D-принтером;
  • рестораны в тюремном стиле. Заведения общепита, меню в которых взято из японских тюрем, начинают в последнее время пользоваться определённой популярностью. Тем более что обед в таком ресторане стоит недорого, а еда предлагается сытная и вкусная. Ну а подходящий антураж создать совсем несложно.

Насколько применимы бизнес-идеи из Японии в России

Серьёзно отнестись к разводу и устроить по этому поводу торжество, в принципе, можно и в России - главное при этом, чтобы бывшие супруги остались друг с другом в хороших отношениях. Такое бывает не то чтобы часто, однако идея всё равно осуществимая.

Специальные охладители тоже пригодятся - жаркое лето характерно для большей части страны. Хотя их стоимость позволит пользоваться такой инновацией далеко не каждому, определённая клиентура всё равно найдётся. Тем более что производство в отечественных условиях может снизить цену. Но нужно принимать во внимание, что все, что уже кем-то выпускается, может быть запатентовано.

Гостиницы для умерших в России приживутся вряд ли - особенно с учётом традиции прощания с усопшим. То же касается и отелей для незамужних девушек - большим спросом пользовалось бы, скорее, недорогое жильё для пар, желающих опробовать семейную жизнь до брака.

3D-маски уже реализованы в России как бизнес идея. Правда, отечественные изделия имеют качество похуже импортных, зато и стоят дёшево. Так что бизнесменам есть к чему стремиться.

И, наконец, что касается «тюремного ресторана» - при качестве еды в российских исправительных учреждениях открывать подобные заведения не стоит. Да и особым спросом они пользоваться не будут ввиду российского менталитета.

В целом, использовать в качестве основы для собственной бизнес идеи можно любой вариант иностранного бизнеса. Главное - оценить актуальность такой услуги и применимость ее в российских условиях.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Факультет управления, финансов и права

Развитие малого бизнеса Японии.

Практическая часть по бухгалтерскому учету внешнеэкономической деятельности предприятия

Челябинск


Введение

1. Развитие малого бизнеса в Японии

1.3. Проблемы развития малого бизнеса в Японии

2. Система государственной поддержки малого бизнеса Японии

2.1. Политика стимулирования малого бизнеса Японии

2.2. Основные формы государственной поддержки малого бизнеса в Японии

2.3. Характеристика государственной поддержки малого бизнеса Японии, США и России

3. Практическая часть по бухгалтерскому учету внешнеэкономической деятельности предприятия

3.1.Организация бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности

3.2. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

3.3. Аудит внешнеэкономической деятельности

Заключение

Список литературы

1.Развитие малого бизнеса в Японии

1.1. Структура и особенности развития малого бизнеса Японии

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса.

«Малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.

Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «малые предприятия».

Япония по своему экономическому уровню стала первой страной капиталистического мира во многом благодаря развитию малых предприятий.

В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - около 55% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15% (сразу после войны эта цифра была существенно выше).

В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины Уставного капитала и численности работающих.

Таблица 1

Критерии отнесения предприятий Японии к малым

После второй мировой войны Япония была лишена всех своих колоний и захваченных территорий, а миллионы японцев должны были покинуть их и переселиться в собственно Японию. Был создан новый социальный слой реальных мелких земельных собственников, ставший опорой правящих кругов на период создания новых отраслей промышленности. Правительство принимало меры к тому, чтобы этот слой укреплялся. Были установлены жесткие ограничения на продажу и покупку земли, чтобы не допустить концентрации земельной собственности и сохранить мелкокрестьянское хозяйство. Именно мелкое крестьянское хозяйство, наряду с той важной ролью, которую играет в экономике Японии малый бизнес, предотвратило возникновение массовой безработицы в стране. А ведь как раз массовая безработица была одной из наиболее острых социальных проблем в других регионах мира.

Японцы в значительной степени благодарны малым предприятиям, они осуществляют свою дальнейшую государственную политику по их поддержке в связи с тем, что сразу после Второй мировой войны их рост, экспорт их продукции помогли восстановлению экономики страны в целом: существенные долларовые "инъекции", заработанные малыми предприятиями, шли не столько на их дальнейшее развитие, сколько на восстановление крупных промышленных предприятий Японии.

Показатели, характеризующие состояние малых предприятий в Японии: было создано 360 тыс. малых предприятий, а исчезло 240 тысяч таких же предприятий. Другими словами, сотни тысяч в год создаются, сотни тысяч исчезают. К малым предприятиям в Японии относятся: юридические лица их доля в малом бизнесе составляет 20%, индивидуальные частные предприятия - 48% и семейные хозяйства - 32%.

Если говорить о структуре малого бизнеса Японии, то:

1.7 млн. чел. - это юридические лица;

4.1 млн. чел. - индивидуальные частные предприятия (ИЧП);

2.7 млн. чел. - семейные хозяйства.

Рисунок 1.Структура малого бизнеса Японии

Данные о структуре малых предприятий в Японии выглядят следующим образом:

Число предприятий с численностью 1-4 чел. - это 49% всех малых предприятий, и на них занято 7% рабочей силы страны;

В обрабатывающей промышленности цифра занятых на малых предприятиях достигает 72%;

В сфере услуг - примерно 50%;

В торговле, где доля крупных предприятий тоже невелика - 10% занятой рабочей силы.

В Японии достаточно легко можно начать собственный бизнес. Чтобы работать как индивидуальный предприниматель, нужно только бесплатно зарегистрироваться. Регистрация юридического лица стоит чуть больше $1. На старт предприятия принято брать кредиты в банках либо в торгово-промышленных палатах. Правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту - 3-5 %.

Японцы исходят из того, что малые предприятия - это очень мощный регулятор экономики. Потому что крупные предприятия, как правило, ориентируются на большие капитальные вложения и испытывают очень малую потребность в рабочей силе. И поэтому, когда экономика испытывает недостаток основного капитала, то нужно уходить oт крупных предприятий в малый бизнес. Крупные предприятия сосредотачивают этот недостаточный крупный капитал на очень небольшом количестве крупных предприятий (заводов, фабрик, объединений), и в результате резко растет безработица. Малые же предприятия, наоборот, потребляют малый капитал и при этом абсорбируют очень большую часть рабочей силы

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

В Японии, несмотря на большое количество малых предприятий, настоящего малого бизнеса не очень много, потому что японский малый бизнес включен, как правило, в действующий ритм крупного предприятия и преимущественно в виде субпоставщиков. Такая функция малым предприятиям тоже предписана, причем она очень выгодна и надежна.

Также особенностью японского бизнеса является то, что там все делается через посредников. «Сам производитель никогда не будет продавать свою продукцию, он сотрудничает с несколькими дистрибьюторами, каждый из которых силен в определенной сфере: у одного есть связи на телевидении, и продажи идут через телевидение, у другого лучше получается работать через Интернет, третий поставляет в розничную сеть. Японские компании не работают напрямую», - рассказал господин Кодзи Хаттори, президент компании Masahiro.

Развитие малого бизнеса в Японии несет в себе множество преимуществ:

Увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

Рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии социальных групп;

Создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами;

Подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают квалификацию на месте работы;

Разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

Ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.

Следует отметить, что становление и развитие малого предпринимательства в Японии способствует развитию экономики, увеличению числа собственников, росту доли экономически активного населения.

1.2. Роль малого бизнеса в экономике Японии

Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад в развитие национальной экономики Японии, повышая ее гибкость, обеспечивают социальную стабильность и благосостояние широких слоев населения. Формирование большого числа новых малых предприятий способствовало сглаживанию последствий проводимых рыночных реформ и значительному росту уровня доходов населения. Основной посылкой к возникновению успешной модели малого бизнеса в Японии стала необходимость создания раздробленного базиса экономики, который смог бы успешно функционировать, будучи относительно независимым, от отдельных контрагентов. Дело в том, что малый японский бизнес не только демонстрирует высокую деловую активность и производительность, но и играет важную роль в поддержании самих основ жизнеспособной экономики, обеспечивая конкурентную рыночную среду.

Япония - высокоразвитая страна. Располагая 2,5% населения земли и 0,3% площади, она к настоящему времени по своему экономическому потенциалу закрепилась на 1-м месте, благодаря развитию малых предприятий.

По статистике малый бизнес составляет в Японии более 40 % всего промышленного производства. Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно-технического прогресса, Япония при этом демонстрирует чрезвычайно высокую степень адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти перемены происходят не просто на базе технологических инноваций, но в непрерывном и весьма сложном взаимодействии техники, технологии и экономических и социально-политических факторов.

На долю малого предпринимательства приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота.

Существование такого широкого слоя небольших предприятий имеет определенные исторические корни. В первые послевоенные годы оккупационная администрация США распустила военно-промышленные концерны (дзайбацу), во многом повинные в милитаристских амбициях Японской империи. Свою роль здесь сыграло и нежелание крупного американского бизнеса ощущать в дальнейшем дыхание в затылок мощных японских конкурентов. В стране, таким образом, сохранились лишь мелкие и некоторые средние по размерам предприятия, избежавшие безжалостного грабежа основных фондов, проходившего под прикрытием лозунга о демонополизации.

В Японии мгновенно возник острый товарный голод, утолить который могли лишь предприятия, не требующие наличия крупного первоначального капитала и длительных сроков строительства. Поэтому восстановление экономики сопровождалось быстрым ростом мелких и средних фирм. К началу 50-х гг. их насчитывалось в Японии уже более трех миллионов. Мелкий бизнес сыграл в то время и еще одну немаловажную роль, поглотив большое количество рабочей силы и тем самым, смягчив остроту послевоенной безработицы.

Затем, когда ускоренный экономический галоп не раз чередовался с томительным топтанием на месте в годы кризисов и депрессий, малый и средний бизнес сохранил свое особое место в хозяйстве страны. Во многом этому способствовало разделение труда между крупными и мелкими предприятиями. В стране была воздвигнута экономическая пирамида, в рамках которой немногочисленные промышленные гиганты утвердились как бы на плечах огромного количества мелких фирм. От вершины пирамиды к подножию протянулись многочисленные цепочки подрядных и субподрядных взаимоотношений (яп. «ситаукэ»). Система «ситаукэ» была выгодна и гигантам, избавленным от необходимости заниматься технологической мелочью, и малому бизнесу, получавшему стабильный поток «крошек» со стола крупных фирм. Огромное число мелких предприятий порождало острейшую конкуренцию за места в цепочках «ситаукэ» и тем самым давало заказчикам гарантию высокого качества, оперативности и дешевизны поставок по подрядам. И сейчас около 56% всех мелких и средних предприятий Японии в той или иной мере завязано в паутине цепочек субподрядов.

Впрочем, система «ситаукэ» при всей ее важности для японской экономики отнюдь не исчерпывает предназначения малого бизнеса. Куда важнее то, что благодаря своей гибкости, пластичности он является как бы авангардом крупных сил наступающего японского предпринимательства. Изучение спроса товаров и услуг и молниеносное реагирование на любые изменения на рынке позволяют малым специализированным фирмам держаться на самом острие коммерческой атаки. Связанный с большим риском венчурный бизнес (пробное внедрение в производство новых научно-технических разработок) также представлен почти исключительно мелкими и средними фирмами.

Малые предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития.

Таблица 2


Таким образом, доля работников занятых в малом бизнесе, по отношению к общей численности занятых в странах с развитой экономикой (США, Германия, Япония) находится в пределах от 52 до 78 %, в то время как в России она составляет 13 % (отставания в 4-6 раз). Доля малого бизнеса в ВВП стран с развитой экономикой (США, Япония, Германия) составляет от 50 до 57 % , а в России всего 10-11 %.

Сектор малого предпринимательства отличается повышенной динамичностью, гибкостью инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест.

Стремительный рост японской экономики - заслуга, прежде всего, малого и среднего бизнеса, давшего тогда стране более половины всех рабочих мест. Хорошо известно “японское чудо” и роль малого бизнеса в экономике Японии. Только в обрабатывающей промышленности страны функционирует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, что составляет 99% от их общего числа. На них занято около 54 млн. человек (80% всех работающих).

Сектор малого и среднего бизнеса в Японии и сегодня остается чрезвычайно активным и подвижным. По сути, этот сегмент стал своего рода лакмусовой бумажкой всей японской экономики, первым сигнализируя о тенденциях, проблемах и структурных изменениях в хозяйстве страны. Так, по словам Хатио Ивасаки, главы японского Научно-исследовательского института малого бизнеса, «мелкому бизнесу уготована роль проведения "гладких" структурных изменений в японской экономике и содействия дальнейшему стабильному экономическому развитию».

Какую же роль в национальной экономике Японии играет малый бизнес?¶ 85% населения Японии заняты в малом бизнесе. Всего в стране насчитывается более 6 млн. малых предприятий, при этом крупных всего 2,5 тыс. В Японии малыми предприятиями считаются компании, в которых работают не более 300 человек, с оборотом не более $1 млн.

По статистике у нас каждый год закрывается больше предприятий малого бизнеса, чем рождается. Правительство заинтересовано в помощи предпринимателям, потому что ощущает опасность для национальной экономики. В Японии 47 префектур. Если в одной из префектур местное управление чувствует, что в регионе не хватает каких-то товаров или услуг, то оно инициирует создание соответствующего направления на базе существующей компании и финансирует его из бюджета.

На мелких предприятиях производятся около 55% ВВП и работает более 80% всех занятых в хозяйстве страны. Даже в такой передовой отрасли, как обрабатывающая промышленность, доля мелких и средних предприятий в общем объеме производства составляет около половины, а в численности занятых - порядка 3/4.В других отраслях роль малого бизнеса еще значительнее. Так, например, в строительстве на мелких и средних предприятиях занято более 95% всех работающих в отрасли, на транспорте и связи - более 85%, в оптовой и розничной торговле - около 90%. Помимо производства значительной доли товаров и услуг малый бизнес выполняет ряд функций, чрезвычайно важных для поддержания динамизма японской экономики:

- «ежедневно и ежечасно рождается капитализм», то есть происходит приток свежих сил в предпринимательскую среду;

Сохраняется высоко конкурентная рыночная среда - основа жизнеспособности экономики, которая противостоит тенденции к монополизации, свойственной крупным компаниям;

В силу своей гибкости и подвижности малые предприятия способны быстрее, чем крупные, перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми потребностями экономики и общества.

Мелкие и средние предприниматели Японии – основа среднего класса страны, которому свойственно консервативное сознание, отторжение радикальных перемен. Так что уже одним своим существованием мелкие и средние предприниматели (а их в Японии насчитывается более 7 млн. человек) способствуют поддержанию социально-политической стабильности. Кроме того, малые предприятия способствуют сглаживанию диспропорций на рынке труда и тем самым способствуют снятию социальной напряженности.

Одним из главных направлений развития мировой экономики является, как известно, глобализация. Япония - один из наиболее активных участников процессов глобализации, и малый бизнес страны не остается в стороне от этих процессов. При этом в последние годы мелкие и средние предприятия не только расширяют объемы своих внешнеторговых операций, но и все активнее занимаются созданием предприятий за рубежом на основе прямых инвестиций (в первую очередь в Китае и странах АСЕАН). Большую помощь в этом оказывает государство. Например, полуправительственная организация Джетро (Японская организация внешней торговли) не только предоставляет мелким и средним фирмам всю необходимую информацию о состоянии мировых рынков, законодательной базе различных стран, их инвестиционном климате, но и организует выставки в Японии и за рубежом, проводит специальные лекции и семинары, организует поездки японских предпринимателей в разные страны мира.

Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть

8-09-2015, 13:25

Другие новости

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Московский Государственный Строительный Университет

Институт экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости

Кафедра менеджмента и инноваций

На тему: Роль и развитие малого бизнеса в Японии

Выполнил:

Студент ЭУМС-I-17

Рымар А.С

Проверил: Айгумова З.А.

Москва 2011

Введение

В современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства.

* Для реализации государственной политики в отношении малых и средних предприятий создана сеть специализированных органов

* Используется система разнообразных экономических рычагов с опорой на законодательство

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие и средние предприятия (МСП) играют важнейшую роль: на их долю приходится 99,6% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности.

Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет исторические причины. Поскольку малый бизнес - сфера подвижная, способная к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения (дзайбацу), сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы.

Сегодня малый бизнес, действующий в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента и повышении качества товаров и услуг. Изучение спроса и быстрый учет его изменений позволяют небольшим специализированным фирмам держаться на острие коммерческой активности. Связанный с большим риском венчурный бизнес также представлен почти исключительно МСП. В условиях падения спроса на массовую продукцию многие отрасли переходят к мелкосерийному производству, что отвечает интересам небольших, но хорошо

Понимая, что малый бизнес - это важнейший фактор жизнеспособности экономики, японское правительство оказывает ему всестороннюю помощь. Создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении МСП.

Цель реферата

Основной целью данной работы является изучение особенностей развития и государственной поддержки малого бизнеса Японии. Рассмотреть структуру и особенности развития малого предпринимательства Японии;

Определить какую роль играет малый бизнес в экономике Японии;

Проанализировать систему государственной поддержки малого предпринимательства в Японии

1. Малый бизнес

«Малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины Уставного капитала и численности работающих. В Японии малыми предприятиями считаются компании, в которых работают не более 300 человек, с оборотом не более 100 млн. иен.

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие предприятия играют важнейшую роль, на их долю приходится 90% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности.

1.1 Правовое обеспечение

В послевоенные годы в Японии сформировалась развитая правовая система, направленная на поощрение малого предпринимательства, которая постоянно совершенствуется.

В 1948 г. специальным законом при Министерстве внешней торговли и промышленности учреждено правление по МСП с целью содействия их развитию. В последующие годы при государственном участии сформированы Народная корпорация по финансированию (1949 г.) и Государственная корпорация по финансированию МСП (1953 г.), приняты два закона (1950 и 1953 гг.), которые закрепили юридическую основу деятельности акционерных обществ, создававшихся для инвестирования и развития МСП.

Закон об организации кооперативов МСП (1949 г.) ускорил процесс их кооперирования, а закон о структуре организаций МСП (1957 г.) определил виды объединений (кооперативы деловые, малые деловые, взаимопомощи при стихийный бедствиях, трастовые, промышленные, сотрудничества, торгово-промышленные, федерации торгово-промышленных кооперативов).

Были расширены возможности торгово-промышленных палат по содействию развитию МСП (закон 1953 г.). В целях модернизации и рационализации управления деятельностью МСП с 1948 г. проводятся их систематические обследования, создаются консультационные пункты.

Обобщив первоначальный опыт, правительство добилось принятия Основного закона о МСП (1963 г.), направленного на осуществление комплексной государственной политики по всем касающимся их вопросам. В законе утверждается, что малый и средний бизнес является важнейшим компонентом рыночной экономики, поскольку, во-первых, сосуществование крупных, средних и малых фирм способствует активизации деятельности всех субъектов на рынке, во-вторых, МСП, располагающие современной техникой и технологией, образуют широкую основу передовой национальной индустрии. Государство должно обеспечивать условия, при которых МСП имели бы возможность развернуть свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной конкуренции, устранить недостатки в области конкурентоспособности, обусловленные малыми организационными формами хозяйствования.

Закон обязывает государство разрабатывать и осуществлять меры, способствующие достижению следующих целей:

* модернизации оборудования (правительственными органами прорабатываются конкретные мероприятия для каждой отрасли);

* повышению технического и технологического уровня (помощь в НИОКР, внедрении новой технологии, подготовке инженерно-технического персонала);

* рационализации управления (обучение современным методам);

* оптимизации размеров предприятий (объединение небольших предприятий в кооперативы и другие коллективные организации, кооперирование в производстве, торговле, модернизация форм розничной торговли и т.д.);

* защите от жесткой конкуренции и упорядочению субподрядных отношений;

* увеличению экспорта продукции, расширению спроса на другие производимые товары и услуги;

* обеспечению гарантий возможности ведения дел путем регулирования предпринимательской деятельности;

* установлению нормальных трудовых отношений, повышению благосостояния занятых, обеспечению предприятий необходимой рабочей силой.

По этим же направлениям согласно закону должны вести регулярную работу местные органы исполнительной власти.

Проведению комплексной политики государственного стимулирования МСП способствует установленный законом порядок ежегодной отчетности правительства перед парламентом о состоянии и тенденциях развития малого бизнеса, а также о проделанной им работе в этой области. С 1964 г. власти регулярно публикуют "Белую книгу по МСП".

В целях ускорения адаптации малого бизнеса к научно-техническому прогрессу в 1963 г. на основе Закона о содействии модернизации МСП правительство разработало для отраслей с преобладанием небольших фирм план модернизации и комплекс мер для улучшения их структур. Предприятиям, которые действовали согласно принятому плану, предоставлялись льготы по финансированию и налогообложению.

К началу 70-х годов 58% МСП обрабатывающей промышленности были связаны разными формами субподряда с крупными компаниями, а в производстве наиболее сложной продукции эта доля достигала 80%. В рамках расширявшихся производственных связей возникали острые проблемы так называемых несправедливых сделок, включая задержки с оплатой выполненных субподрядных работ и поставок, а также необоснованное занижение цен со стороны заказчика. В этой связи в дополнение к мерам, предусмотренным антимонопольным законодательством, в 1956 г. принят закон о предотвращении задержек в оплате субподрядных работ, регулирующий субподрядные отношения.

Даже в тех случаях, когда МСП формально теряют самостоятельность, превращаясь в филиалы крупных фирм, закон защищает право филиалов иметь внешние источники финансирования и формирования производственных программ. Головная компания не может заставить филиал иметь дело только с ней или заниматься деятельностью, не предусмотренной его уставом. Если она не стопроцентный собственник, а лишь совладелец филиала, то может потребовать ревизии его деятельности только по суду. Расчеты по субподрядам ведутся по рыночным ценам.

Давление заказчика на исполнителя (требование необоснованных скидок с договорной цены, навязывание сопутствующих условий и т.д.) пресекается государственной защитой интересов субподрядчика. Этим занимаются Управление МСП и Комиссия по справедливым сделкам - правительственные органы, имеющие право проводить расследования и возбуждать судебные дела.

В случае необходимости правительство на законодательной основе принимает чрезвычайные меры по поддержке небольших предприятий.

Такие меры, например, были разработаны в 1966 г. с целью преодоления кризиса в текстильной промышленности, где преобладали малые и средние фирмы, испытывавшие значительные трудности и не выдерживавшие конкуренции на внешних рынках. Широкое содействие оказывалось также целевому развитию малого бизнеса в отдельных районах в соответствии с законами о подъеме традиционной промышленности (1974 г.) и о временных мерах по поддержке МПС в кризисных районах (1978 г.).

Для предупреждения банкротств правительство с 1977 г. поощряло создание МСП фондов взаимопомощи, члены которых в случае значительных финансовых затруднений могут получить кредит в размере десятикратного баланса их взносов. Государство предоставляет также определенные финансовые и налоговые льготы малому бизнесу в целях преодоления трудностей, связанных с ростом цен на энергоресурсы.

В последующие годы наряду с продолжением политики модернизации МСП усиливается внимание правительства к повышению квалификационного уровня их работников, внедрению компьютерной техники. Это нашло отражение в Законе о временных мерах по техническому совершенствованию МСП (1985 г.) и ряде других правительственных постановлений.

Начиная с 1986 г., когда иена стала резко дорожать, возникла необходимость поощрения фирм, работающих на внутреннее потребление. Производственная переориентация ряда МСП, в том числе в определенных районах, была закреплена законами о соответствующих временных мерах.

О внимании правительства к проблемам малого бизнеса свидетельствуют и другие законы:

О временных мерах по содействию развитию новых сфер предпринимательства путем объединения усилий МСП разных отраслей (1988 г.);

О мерах по улучшению контроля над занятостью в небольших компаниях (1991 г.);

О временных мерах по наращиванию накоплений малых компаний (1992 г.);

О содействии повышению эффективности денежного оборота МСП (1992 г.).

1.2 Формы государственной поддержки

япония малый бизнес кредитование

Государственное стимулирование МСП проводится на всех этапах - регистрации, становления, роста. С этой целью используется система разнообразных экономических рычагов : льготные займы и кредиты (общие и целевые), налоговые льготы, техническая и консультативная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и т.д. Такая помощь, опираясь на законодательство, реализуется через систему государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, включая специальные центры по "выращиванию" новых компаний.

Наиболее важный вопрос для малого бизнеса - источники финансирования . Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, его осуществляют специализированные организации, которые могут быть как правительственными, так и частными.

Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности является правительственным органом, однако более 90% его ссудного капитала обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий и их членов и выпуска облигаций). Функция банка состоит в том, чтобы ссужать кооперативам, их членам, а также созданным кооперативами организациям средства, необходимые для таких коллективных действий, как закупки, сбыт, складирование, осуществление мер по повышению благосостояния.

Государственная корпорация по финансированию МСП предназначена для предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала тем предприятиям, которые действуют в особо рискованных, но приоритетных отраслях, и, не обладая достаточной кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями, нуждаются в дополнительном источнике займов.

Народная корпорация по финансированию с помощью государственных капиталовложений решает проблему предоставления кредитов мельчайшим предприятиям. Эти кредиты характеризуются малыми суммами, удлиненным сроком погашения и выдаются без обеспечения залогами. Частные финансовые органы обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров и высокого риска.

Функционируют и специальные структуры по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию - ассоциации, учрежденные органами местного самоуправления на основе префектур. Они предоставляют гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых органов, на случай невозможности их уплаты малым бизнесом. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов и финансирования малого бизнеса (со 100%-ным государственным уставным капиталом), которая покрывает часть их возможного ущерба.

Безвозвратная финансовая помощь предоставляется только на научно-технические программы: разработка совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).

Займы на льготных условиях (на уровне учетной ставки процента и ниже) выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции (местные органы власти), разработка новых видов производства и техники, возрождение МСП в общем контексте развития экономики отдельных регионов, содействие технической и производственной кооперации малого бизнеса (правительство).

Доля таких расходов на поддержку МСП в общем счете государственного бюджета, составлявшая в начале 80-х годов 0,5%, к 1995 г. снизилась до 0,26% (около 185,7 млрд. иен). Эти относительно небольшие бюджетные ассигнования направлялись на конкретные, дающие наибольшую отдачу проекты, что обеспечивало их эффективность.

Более крупные суммы государство вкладывает в упомянутые выше финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на кредитовании малого бизнеса. В 1993 г. на эти цели было выделено 5,3 трлн. иен, в 1994 г. (поддержка структурной перестройки малого бизнеса) - 5,8 трлн. иен (12% всех выделенных на кредитование денежных средств). Большие суммы адресовались лишь на жилищное строительство.

Особые финансовые и налоговые льготы предоставляются предприятиям, работающим в сферах, влияющих на стабилизацию жизни и благосостояние населения. В декабре 1991 г. правительством определены 52 отрасли, где проведение модернизации объявлено наиболее желательным, причем в 43 из них требуется срочное совершенствование структуры.

Государство оказывает содействие МСП в подготовке кадров , отвечающих современным требованиям. Отставание от ведущих компаний по обеспеченности квалифицированными работниками тормозило развитие малого бизнеса, вело к сокращению заказов на его продукцию со стороны крупных предприятий, которые все активнее переходили на более дешевые поставки необходимых им деталей из зарубежных стран.

С учетом этого при финансовой поддержке государства создаются условия для подготовки персонала МСП. В шести государственных региональных институтах малого предпринимательства при Государственной корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и инструкторы для организации обучения непосредственно на фирмах, осуществляется переподготовка специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за консультационную и методическую работу на небольших фирмах. Институтами организуются заочные курсы для тех, кто не имеет возможности проходить обучение с отрывом от производства.

Значительна роль государства в создании информационных сетей , предназначенных для обслуживания малого и среднего бизнеса. Учрежден Центр региональной информатизации МСП с отделениями во всех префектурах, который содействует внедрению информационного сетевого оборудования, разработке коммуникационных технологий, организует консультации и методическую помощь, частично финансируя такую работу. Здесь же занимаются разработкой единых норм и стандартов программного обеспечения, внедрением достижений в этой области.

В информационном центре, действующем при Государственной корпорации по развитию МСП, накапливается и обрабатывается база данных. Через префектурные информационные центры ею могут пользоваться местные торгово-промышленные палаты и различные ассоциации малых и средних фирм. Созданный при этой же корпорации Центр по автоматизации управленческой деятельности проводит консультации и руководит внедрением компьютерной техники.

Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения , организованные в более 3300 городах и поселках на общественных началах . Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. В 1990 г. было зарегистрировано 5,7 млн. консультаций (650 консультаций на одного специалиста в год), касающихся в основном финансов, налоговых платежей и ведения бухгалтерии, а также организации труда и торговых операций. В торгово-промышленных палатах работают инструкторы-бухгалтеры, которые обучают ведению текущих счетов и составлению балансов с использованием компьютерной техники.

2. Кредитование малого бизнеса

Мощный технико-экономический прорыв в послевоенные годы вывел Японию в тройку самых развитых стран мира. Это было достигнуто благодаря развитию малого бизнеса при мощной государственной поддержке. Несмотря на то, что многие всемирно известные компании и концерны по наукоемкому производству автомобилей, техники, инновационной продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый бизнес вЯпонии в большей степени представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в основном лишь крупными компаниями. Это и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в малом бизнесе.

Принимаемые правовые акты в отношении предприятий малого бизнеса в Японии определяют статус малых предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают специальное налогообложение в зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.

Японское законодательство довольно жестко регулирует и ограничивает уровень повышения/понижения рыночной стоимости на продукцию. За необоснованные скидки, или наоборот спекулятивные цены, предприятия и предприниматели могут лишиться права осуществления своей деятельности. Причем эти условия действительны для всех без исключения компаний. Благодаря развитым рыночным механизмам японским властям довольно удачно удается сдерживать необоснованные изменения цен и инфляцию. Таким образом, ввиду равенства начальных условий и возможностей, в Японии созданы хорошие предпосылки для развития малого бизнеса.

Государственным органам по регулированию осуществления деятельности предприятий малого бизнеса Японии является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней торговли и промышленности. Данное управление контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную защиту интересов малого бизнеса Японии, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения.

Для обеспечения механизмов кредитования малого бизнеса и предоставления займов государство предусмотрело создание Корпорации страхования малого и среднего бизнеса, а также ассоциаций гарантирования кредита (аналогично созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого бизнеса в Китае, США и др. странах).

Стимулирование предприятий малого бизнеса в Японии ведется на всех уровнях, начиная от властей центрального правительства и заканчивая самостоятельными союзами и объединениями малых предприятий. Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка.

Субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели:

· совершенствование, модернизация, переоснащение производственно-материальной базы наукоемких предприятий;

· разработка совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новинок, изобретений;

· развитие легкой и пищевой промышленности;

· разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции;

· создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах Японии.

Заключение

Японцы исходят из того, что малые предприятия - это очень мощный регулятор экономики. Так как малые предприятия потребляют малый капитал и при этом абсорбируют очень большую часть рабочей силы.

На долю малого предпринимательства приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота.

Очень важную роль играет малый бизнес в экономике Японии. Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад в развитие национальной экономики Японии, повышая ее гибкость, обеспечивают социальную стабильность и благосостояние широких слоев населения. Дело в том, что малый японский бизнес не только демонстрирует высокую деловую активность и производительность, но и играет важную роль в поддержании самих основ жизнеспособной экономики, обеспечивая конкурентную рыночную среду.

Таким образом, следует отметить, что в Японии сформировалась развитая система государственной поддержки, которая постоянно совершенствуется. Огромную роль в расширении финансовых возможностей малого бизнеса Японии играет система государственных гарантий по кредитам, предоставляемым малым предприятиям частными банками. В целом японская модель функционирования и развития мелкого бизнеса может считаться почти образцовой, а японская система поддержки предпринимательства уже признана одной из самых всеобъемлющих и зрелых в мире.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура, особенности развития и государственная поддержка малого бизнеса Японии, его роль в экономике страны. Критерии отнесения предприятий Японии к малым. Сравнение систем государственной поддержки малого предпринимательства в Японии, России и США.

    реферат , добавлен 25.02.2009

    Государственная поддержка малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого бизнеса во Франции, характеристика ее сильных сторон. Объединение французских предприятий в организации. Роль в поддержке малых предприятий государственных организаций.

    реферат , добавлен 11.10.2014

    Анализ этапов развития российского предпринимательства. Взаимодействие малого и крупного бизнеса в мировой экономике. Поддержка малого бизнеса в зарубежных странах. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в современной России.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Особенности внешнеэкономической деятельности малого бизнеса. Факторы и направления стимулирования экспортной деятельности субъектов предпринимательства. Анализ и тенденции внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Рассмотрение теоретических аспектов системы малого бизнеса. Перспективы развития и проблемы становления предпринимательства в России. Национальные экономики развития малого бизнеса на примере США, Японии и Германии. Применение опыта зарубежных стран.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2014

    Правительственная поддержка малого инновационного предпринимательства США. Структура малого бизнеса Японии. Локальная политика инноваций в Германии. Организация и управление наукой в мире, лучшие инновации. Состояние инновационного развития в Казахстане.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2011

    Изучение высокоразвитого, широкомасштабного сектора малого и среднего предпринимательства и разветвленной, филигранной системы его государственной поддержки, а также его влияния на развитие экономики Японии, пребывающей в состоянии длительной стагнации.

    статья , добавлен 07.08.2017

    Япония как центр экономического роста: причины, успехи и факторы роста. Развитие экономики Японии по периодам. Показатели динамики экономического роста страны. Роль Японии в мировой экономике. Современный уровень экономического развития государства.

    реферат , добавлен 05.12.2010

    Этапы и основные показатели экономического развития Японии, модель хозяйственного механизма. Участие страны в международном товарном обмене, миграции рабочей силы и движении капитала. Тенденции и проблемы экономики Японии, российско-японские отношения.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2011

    Развитие малого предпринимательства в условиях глобализации мировой экономики и роста конкурентоспособности. Основы ведения внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, система их государственной поддержки в зарубежных странах.