Картины Франсиско Гойя. Биография, творчество художника

  • 14.04.2019

Франсиско Гойя (1746-1828) - испанский художник, вошедший в историю своей страны как великий живописец, отрицавший классические устои и изображавший человеческую сущность в ее реальном, болезненно оголенном свете, со всеми недостатками и пороками.

Франсиско Гойя: портрет художника

Мрачное, слегка одутловатое лицо, вдумчиво-настороженный и полный сарказма тяжелый взгляд, грозно взирающий из-под бровей, большая голова - таким на автопортрете зритель видит художника.

Такой он был и в жизни - мастер кисти, уставший человек, передумавший многое и в корне осмысливший реалии существования простого люда. Трезво и внимательно вглядевшись в окружающий мир, Гойя увидел господствующие в нем ложь, тупость, ханжество, суеверие, которые, негодуя, запечатлел в своих произведениях. Картины Франсиско Гойя - это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.

При жизни талантливый испанец не был известен за пределами своей страны. Для остальной его открыли в середине XIX столетия французские романтики, которых заинтересовала фантастика его творений. Оценки творчества Гойя неоднократно менялись. Для современных ценителей прекрасного он не только творец образов, впечатляющих своей фантастичностью, но и великий мастер реального искусства. Картины Франсиско Гойя или принимаешь, или не принимаешь; в любом случае равнодушным зритель не останется.

Раннее творчество художника

В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля - стиля Франсиско Гойя. Картины, созданные им, в полной мере передают магию кисти, осознавшей свое могущество и наслаждающейся ним. Произведение «Зонтик» - пример раннего творчества художника - привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.

Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был. В Сарагосе за молодым инквизиция по причине драки в которую он устроил. В Мадриде Франсиско нашли истекающим кровью с ножом в спине, просторы Испании он бороздил вместе с бродячими тореадорами, в Италии - стране, где живописец на протяжении нескольких лет оттачивал умение рисовать, - он взобрался на купол собора Св. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.

Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества

Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир - это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Никто себя не знает». Франсиско Хосе де Гойя, картины которого заставляют задуматься о давно минувшем времени, - человек, умевший видеть глубже повседневности, несущий через свои произведения человечность, первый услышавший нарастающий шум нового времени, боровшийся против всякой лжи и ищущий основу, на которой должно быть выстроено лучшее будущее собственного народа.

Франсиско Гойя покровительствовали самые родовитые испанские аристократы. Он стал членом художеств, затем ее вице-директором, а позже и директором отделения живописи. В 1786 году Франсиско Гойя был назначен придворным живописцем.

Франсиско Гойя: известные картины

Яркий мастер-портретист, снискавший официальную славу в этом жанре в 80-е годы XVIII столетия, в 1792 году Франсиско Гойя серьезно заболел, что привело к полной глухоте. Именно в этот тяжелый период единственным прибежищем для него явилось искусство. Художник стал избегать людей, полностью ушел в себя, продолжая писать портреты.

Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам.

Франсиско Гойя пережил страшные годы оккупации Испании наполеоновскими войсками, став свидетелем зверских расправ захватчиков над мирным населением. Именно эти события послужили основой для создания таких работ, как «Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года», «Восстание 2 мая на Пуэрта дель Соль».

Гойя работал до самого последнего дня. Одной из его завершающих работ был старик на костылях, под которым стояла подпись: «Я все еще учусь». Умер художник от паралича, в период зарождения нового Имея на рубеже двух столетий совершенно новый взгляд на окружающий мир, отвергавший старые запреты и иллюзии, Гойя с большой достоверностью смог передать в своем творчестве всю сложность и противоречивость своего времени.

Введение

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes ; 30 марта 1746(17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

1. Биография и творчество

В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.

В 1771 году, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-1772).

Около 1773 года Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу, и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей, из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер - Франсиско Хавьер Педро - который стал художником. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Гойя написал только один ее портрет.

По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-1780 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Эти работы принесли Гойе известность. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795 - директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем; после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем.

В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он начинает ухаживать за ней. Но в 1792-93 гг. его настигает болезнь, в результате которой теряет слух. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над своей первой большой серией офортов Капричос (закончена к 1799) - сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В 1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.

В 1796 году муж герцогини скончался, она едет оплакивать эту потерю в свое поместье в Андалусию, и берёт Гойю с собой. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них - «Маха обнажённая» (ок. 1797) и «Маха одетая» (ок. 1802, Прадо). После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника.

В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).

Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно. Гойя остался совсем один. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого» ), стены которого расписал маслом (1820-1823, росписи находятся сейчас в Прадо).

Он знакомится с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки» , 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827-1828). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.

В честь Гойи назван кратер на Меркурии.

2. Произведения

Насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений (все - в Прадо, Мадрид):

    «Зонтик» , 1777;

    «Продавец посуды» и «Мадридский рынок» , 1778;

    «Игра в пелоту» , 1779;

    «Молодой бык» , 1780;

    «Раненый каменщик» , 1786;

    «Игра в жмурки» , 1791.

С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист:

    Портрет графа Флоридабланка ,1782-83 (банк Уркихо, Мадрид)

    «Семья герцога Осуна» , 1787, (Прадо);

    Портрет маркизы А. Понтехос , около 1787 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);

    Сеньора Бермудес (Музей изобразительных искусств, Будапешт);

    Ф. Байеу (Прадо), Доктор Пераль (Национальная галерея, Лондон) оба 1796 г. ;

    Ф. Гиймарде , 1798 (Лувр, Париж),

    «Ла Тирана» , 1799 (АХ, Мадрид);

    «Семья короля Карла IV» 1800 (Прадо);

    Ф. Саваса Гарсп , около 1805 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);

    И. Ковос де Порсель , около 1806 (Национальная галерея, Лондон);

    портрет Т. Переса , (1820 (Метрополитен-музей);

    П. де Молина , 1828 (собрание О. Рейнхарта, Винтертур).

Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков - резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо - освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта.

В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени - Сон разума рождает чудовищ.

Картины, посвященные освобождению Испании

Автопортрет (1815, Прадо) - см. вверху.

2.1. Серии офортов

    «Капричос» ,1797-1798 - творение на 80 листax с комментариями, которое раскрывает уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка»;

    «Тавромахия» , 1815 - изданы в 1816 в Мадриде;

    «Бедствия войны» , 1810-1820 - 82 листа, изданы в 1863 в Мадриде), исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808-1814);

    «Диспаратес» («Причуды» ), 1820-1823 - 22 листа, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Los Proverbios» («Притчи» , «Пословицы» ) .

Основная масса уникальных медных пластин, выгравированных Гойей, сохраняется в Королевской Академии Изобразительных Искусств Сан-Фернандо (укр.) в Мадриде. При жизни художника его офорты не были широко известны. «Бедствия войны» и «Пословицы» были впервые изданы Академией Сан-Фернандо лишь в 1863 году, спустя 35 лет после его смерти.

3. Фильмы о Гойе

    «Обнажённая Маха» (The Naked Maja ), 1958 год, производство США - Италия - Франция. Режиссёр Генри Костер; в роли Гойи - Энтони Франчоза.

    «Гойя, или Тяжкий путь познания», 1971 год, производство СССР - ГДР - Болгария - Югославия. По одноимённому роману Лиона Фейхтвангера. Режиссёр Конрад Вольф; в роли Гойи - Донатас Банионис.

    «Гойя в Бордо» (Goya en Burdeos ), 1999 год, производство Италия - Испания. Режиссёр Карлос Саура; в роли Гойи - Франсиско Рабаль.

    «Обнажённая Маха» (Volaverunt ), 1999 год, производство Франция - Испания. Режиссёр Бигас Луна; в роли Гойи - Хорхе Перугоррия.

    «Призраки Гойи», 2006 год, производство Испания - США. Режиссёр Милош Форман; в роли Гойи - Стеллан Скарсгорд.

Список литературы:

    «Диспаратес»

    Королевская Академия Изобразительных Искусств Сан Фернандо; Королевская Академия Изящных Искусств Сан Фернандо

Гойя Франсиско (полные имя и фамилия Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) (1746-1828), испанский живописец.

Родился 30 марта 1746 г. в селении Фуэн-детодос близ Сарагосы в семье мастера-позолотчика. Учился в Сарагосе у X. Лусан-и-Мартинеса, потом (1769 г.) отправился в Италию.

В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на античную тему, вернулся в Сарагосу, где писал фрески. Около 1773 г. Гойя обосновался в Мадриде. В 1776-1780 и 1786-1791 гг. художник выполнил свыше 60 панно для королевской шпалерной мануфактуры - они служили образцами (картонами) для ковров. На панно он изображал яркие сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 г.; «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», оба 1778 г.; «Игра в пело-ту», 1779 г.; «Молодой бык», 1780 г. «Раненый каменщик», 1786 г.; «Игра в жмурки», 1791 г.).

С начала 80-х гг. XVIII в. Гойя получил известность как портретист. Первые его работы в этом жанре отличались парадностью (портрет графа Флоридабланка, 1782-1783 гг.). Однако со временем всё больше начинают ощущаться интимность и лёгкая ирония по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787 г.; портрет маркизы Анны Понтехос, около 1787 г.).

В 1780 г. Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, в 1786 г. назначен придворным живописцем. В этот период художник сблизился с испанскими просветителями Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом и М. X. Кинтаной.

Осенью 1792 г. Гойя тяжело заболел и оглох, однако не оставил работу. Конец 90-х гг. XVIII в. - начало 10-х гг. XIX в. - пора расцвета портретного творчества художника. В его работах звучит целая гамма переживаний: от одиночества и незащищённости человека (портреты сеньоры Бермудес, Ф. Байеу, оба 1796 г.; портрет Ф. Савасы Гарспы, около 1805 г.) до стойкого сопротивления невзгодам («Ла Тирана», 1799 г.; портреты доктора Пераля, 1796 г., Ф. Гий-марде, 1798 г., Исабель Ковос де Порсель, около 1806 г.).

Картина «Семья короля Карла IV» (1800 г.) прекрасно передаёт глубокую неприязнь Гойи к испанским монархам. Он даже не пытается приукрасить чопорные, властолюбивые и в целом невыразительные лица моделей. Совсем иначе художник передаёт таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе 1802 г.).

Одним из самых ярких произведений Гойи по праву считается первая большая серия сатирических офортов «Капричос» (исп. «фантазия», «игра», «воображение»; 80 листов с комментариями художника, 1797-1798 гг.).

В годы оккупации Испании войсками Наполеона I Гойя пишет глубоко патриотические картины, проникнутые любовью к родному народу («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», обе около 1814 г.; серию офортов «Бедствия войны», 82 листа, 1810-1820 гг.). Работу над офортами он заканчивал уже в обстановке реставрации в Испании монархии Фердинанда VII и жестокой реакции.

Франсиско-Хосе де-Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 года в Фуэнте-де-тодос (в переводе: «источник для всех»), маленькой арагонской деревушке близ Сарагоссы. Родители его были простые земледельцы, владевшие небольшой землицей с домиком. Они нежно любили своего сына, бойкого мальчика. Уже с малолетства он выказывал большую склонность к живописи и расписал, между прочим, самоучкой церковь своего прихода, так что родители не воспротивились его желанию попытать счастья на артистическом поприще. На 13-м году от роду, Франсиско Гойя поступил в мастерскую знаменитого тогда в арагонской провинции живописца Хосе де Лухан-Мартинес в Сарагосе. «Ревизора инквизиции» по части картин и статуй, у которого он и прожил целых шесть лет.

Предприимчивый, пылкий и страстный характер Гойи поставил его вскоре среди товарищей во главе всяких шалостей, предприятий, драк и увеселений. Гойя всегда отличался таким же рвением к работе, как и увлечением всякого рода удовольствиями.

В то время в Испании чуть ли не ежедневно можно было видеть на улицах самые разнообразные процессии всевозможных братств. Город Сарагоса, где прошло озорное детство Гойи, славился пышными крестными ходами по любому случаю. Процессии брели по древнему городу, распевая молитвы. Статуи святых из раскрашенного дерева качались над толпой. Иногда на какой-нибудь узкой улочке два шествия натыкались друг на друга. Невнятные латинские молитвы сменялись отчетливой испанской бранью. Веселое чутье гнало мальчишек туда, где вспыхивал скандал. Франсиско и его приятели раздували перебранку. Они путались под ногами у монахов, потешаясь и дурачась. Деревянные святые изумленно качались из стороны в сторону. Потом их прислоняли к стене. Все тут же забывали о них. Святые отцы сопели, засучивали рукава и принимались лупить друг друга.

Кто-то донес инквизиторам, что Франсиско Гойя (год рождения 1746, сын деревенского ремесленника, учится на живописца) и есть главный зачинщик этих потасовок, оскорбительных для христианской веры. Гойя бежал из Сарагосы, предупрежденный монахом Сальвадором, не захватив даже кистей и красок. Таким образом Гойя прибыл в Мадрид в 1765 году. Ему было тогда 19 лет.

Несмотря на скромность своих средств, родные Гойи не жалели ничего для сына и сумели дать ему возможность существовать в Мадриде, как в центре, наиболее благоприятном для развития его способностей. Однако об успехах его в живописи и о первых его попытках на художественном поприще очень мало известно.

В первой своей молодости Гойя отличался более всего разными любовными приключениями и находившимися с ними в связи частыми дуэлями, чем и приобрел себе большую известность в кругу испанской молодежи. Владея необыкновенной силою, ловкостью, замечательною способностью к музыке и приятным голосом, он проводил целые ночи на улицах Мадрида, переходя, с гитарой в руках и закутавшись в плащ, от одного балкона к другому и распевая под ними хорошенькие «copias».

Но одна из дуэлей молодого человека сделалась очень известной, и инквизиция вмешалась в это дело. Гойе грозила явная опасность, вот ему и посоветовали спастись бегством. Он решился отправиться в Италию. Не имея на это средств, Гойя поступил в труппу бойцов с быками и, участвуя в их представлениях, переходил вместе с ними из города в город. Таким образом, он совершил путешествие по всей южной Испании.

Гойя прибыл в Рим истомленным, больным, исхудалым, почти без денег. Судьба привела его в дом одной доброй старушки, отнесшейся к нему с большим участием, а товарищи, с которыми он здесь познакомился, отвели его в мастерскую испанского художника Байё (Bayeu). Байё был товарищем Франсиско в мастерской у Лухана в Испании, теперь стал важной особой в Италии. Вскоре, получив денежную помощь от родителей и поддерживаемый друзьями, он мог, не заботясь о завтрашнем дне, приняться за работу.

Пребывание в Италии и итальянская школа живописи нисколько, не повлияла на молодого испанского художника: он остался вполне оригинальным и самостоятельным. Классический, тогда всеобщий, стиль ничуть не привился к нему. Ни греческих, ни римских, ни мифологических картин он не научился писать, и, можно сказать, даже почти вовсе никогда до них не дотрагивался. Он не копировал со знаменитых картин в музеях, как все это делают, но лишь долго рассматривал их. Всего более его привлекал знаменитый портрет папы Иннокентия XII Веласкеса, во дворце Дориа. Он не хотел подражать ничьему стилю. Гойя очень мало писал в Риме. Те немногие картины, которые он писал здесь, отличались, какая дерзость для того времени, национальным содержанием. И, что удивительнее всего, эти «странные» картины привлекли к себе общее внимание.

В то время сама Испания, ее нравы и даже народные костюмы были еще очень мало известны, а художественные любители всех стран и народностей, стекавшиеся отовсюду в Рим и посещавшие здесь все мастерские, спешили приобрести произведения этого начинающего художника, еще птенца, но уже многообещающего и выказывавшего оригинальный талант. Гойя начал пользоваться некоторою известностью.

Он выхлопотал себе аудиенцию у папы Бенедикта IV, и в два-три часа написал его портрет, которым святой отец остался очень доволен. Портрет до сих пор хранится в Ватикане. Мало-помалу стала распространяться слава молодого художника. Один из биографов Гойи, Ириарте, рассказывает, что тогдашний русский посланник при папском дворе, по желанию императрицы Екатерины II приглашавший разных артистов и художников в Петербург, сделал также и Гойе, как знаменитости, блестящие предложения. Этот посланник был, вероятно, маркиз Маруцци, который в «Месяцеслове с росписью» на 1772 год показан «русским поверенным в делах в Венеции и в других местах в Италии». Но Гойя отказался и, наверное, к лучшему для себя. Ни одному иностранному художнику не повезло в России.

Французский художественный критик Поль Манц (Paul Mantz), перелистывая «Французский Меркурий» за 1772 год, несколько лет тому назад нашел здесь заметку, свидетельствующую, что Гойя участвовал в конкурсе, устроенном Академией художеств в Парме. Заданная тема была: «Победоносный Аннибал бросает с вершины Альп первый взгляд на равнины Италии». Гойя получил за свою картину вторую премию. Факт - очень курьезный: художник совершенно антиакадемический, не признававший никаких правил и традиций, принимает академическую программу и отдает себя на суд итальянской, то есть самой классической из классических академий. Заметка Академии, сопровождавшая признание за Гойей второй премии, очень ценна для нас: она несколько уясняет нам довольно важный пробел в деятельности арагонского художника в этот римский период его жизни. «Академия, - говорится в этой заметке, - заметила с удовольствием во второй картине прекрасное умение владеть кистью, некоторую горячность выражения во взгляде Аннибала и много величия в его позе. Если бы г. Гойя, при писании картины, держался ближе программы и вложил больше правды в колорит, вероятно, многие стояли бы за то, чтоб ему дать первую премию".

Эти упреки Пармской Академии Гойе за то, что он удаляется от программы и что у него мало правды в колорите, ясно доказывают, что и тогда, при первых своих шагах на художественном поприще, он уже отличался смелостью и самостоятельностью, то есть именно теми качествами, которые так широко развились у него впоследствии.

Что касается частной жизни Гойи в Риме, то и здесь он скоро приобрел себе репутацию веселого товарища, человека с отважным и необузданным характером, идущего навстречу всяким столкновениям и галантерейным приключениям. Около 1774 года он, между прочим, завязал романическую интригу с одной молодой девушкой из Трастевере (народного римского квартала за Тибром), которую строгие родители засадили в монастырь. Гойя возымел намерение похитить молодую затворницу. Он прокрался ночью в ее убежище, но был накрыт монахами, которые и передали его тотчас же в полицию. Но Гойя не был уже в то время первым встречным, имя его уже пользовалось достаточною известностью. Благодаря тому, что испанский посланник при папском дворе заступился за него, его выпустили из тюрьмы. Франсиско Гойя покинул Рим, оставив здесь по себе память смелого сорвиголовы, не отступающего ни перед чем.

Он вернулся в Мадрид, готовый бороться со всякими предрассудками, злоупотреблениями и всякого рода насилием. Но надо заметить, независимо от личного настроения Гойи, тогдашнее время вообще как нельзя более благоприятствовало эмансипации мысли и духа. Знаменитый министр Карла III, граф Флорида-Бланка, старался мало-помалу сломить всемогущество инквизиции, а граф д"Аранда, президент кастильского совета, сумел вырвать у короля декрет, ограничивающий круг действий инквизиции лишь одними преступлениями ереси и вероотступничества.

Вернувшись в Испанию, Гойя поехал тотчас же на некоторое время в Фуэнте-де-тодос к своим «старикам», как он их называл. Тут Гойя жил в самом центре Арагонии, среди поселян, вполне можно сказать, «на лоне природы». Гойя страстно любил народ и проводил большую часть времени среди него, участвуя во всех его удовольствиях, забавах и сборищах. Тут-то он и подготовился к последующей своей деятельности национального живописца, художника, которому было суждено передать на полотне отживавшие характерные нравы и обычаи своей родины. Из работ его во время пребывания в Арагонии известны только две картины, размеров очень маленьких, но отличающиеся тонкостью колорита. Они находятся в настоящее время в Мадридской Академии художеств. Одна из этих картин изображает «Сумасшедший дом» и написана по наброску с натуры в сумасшедшем доме в Сарагоссе. Сюжет второй «Заседание суда инквизиции». Обе картинки довольно незначительны и мало художественны, но показывают, к чему в живописи и к каким сюжетам начинал стремиться художник.

Гойя женился в 1775 году, вскоре по возвращении из Рима, по словам одних его биографов, на сестре, по словам других, - на дочери придворного живописца и бывшего своего учителя в Риме Байё. Жена его, Хозефа, тихая и кроткая женщина, была от души предана непостоянному, хотя и доброму своему мужу, этому герою нескончаемых любовных интриг и любимцу разных высокопоставленных и придворных дам. Всячески старалась она привязать его к дому, но этого ей, однако, не суждено было увидеть. Через год у них родился сын, которому впоследствии, по смерти Гойи, был за заслуги отца пожалован королем титул маркиза дель Эспинар. Кроме того, семейная жизнь была омрачена ранней смертью почти всех детей пары (от 5 до 8, точное число не известно). Выжил только один Хавьер, который впоследствии также стал художником.

В 1774 г. Гойя был назначен ответственным за разработку эскизов для шпалер королевской ковроткацкой мануфактуры. Гойя вдруг явился здесь новатором. С необычайною смелостью отказавшись от традиций того времени, он заменил мифологию изображения разных героев и богов, которыми до той поры украшались дворцовые стены в Испании, как и во всей Европе, сюжетами, взятыми из непосредственно окружавшей его народной жизни. Он написал тут сцены народных увеселений и забав, разные игры, пляски, уличные сцены, приключения, праздники, охоты, рыбные ловли.

Спустя несколько лет испанский король Карл III заметил талантливого живописца и назначил Гойе аудиенцию, после чего его карьера пошла в гору. В 1779 г. он добился места придворного художника, а позже стал членом королевской академии Сан-Фернандо. В 1786 г. Гойя удостоился чести быть названным личным художником испанского короля Карла III. В эти годы, помимо портретов королевской семьи, большую часть работы составляли заказы знатных горожан, а также купольные и настенные росписи соборов. Стала заметна особая техника рисования Гойи - он наносил краски очень быстро, работы отличала сильная пастозность. Пастозность, от итальянского pastoso - тестообразный, в живописи техника работы плотными, непросвечивающими слоями, мазками краски. Среди цветовых предпочтений было сочетание белого, синего, черного цветов, а также охры. Нововведение Гойи имело большой успех и положило первое основание его славе, как национального бытового живописца. Имя его тогда же стало пользоваться популярностью в Испании и сделалось особенно известно по серии больших картонов.

В 1780 году Гойя был избран членом Академии художеств святого Фернанда. Той самой Академии, в которую его дважды не принимали учиться. Ему было тогда всего 34 года. Художественные произведения, доставившие ему кресло академика, были следующие:

  • - «Христос на кресте» в церкви св. Франциска;
  • - «Проповедь св. Франциска на горе» в той же церкви;
  • - серия картонов для ковровой фабрики св. Варвары;
  • - значительное число разных бытовых картин;
  • - несколько исторических портретов очень крупных размеров.

Первая большая работа Гойи, после назначения его академиком, была - расписание фресками одного из куполов соборного храма Божией Матери дель Пилар в Сарагоссе. Церковь эта отделывалась тогда заново, и вся работа по части живописи была поручена соборным капитулом живописцу Байё, который призвал к участию в работах своего родственника Гойю и еще других художников. Здесь Гойя принужден был испытать много неприятностей, так как его эскизы не понравились церковному начальству, и ему пришлось изменять их и подвергать одобрению Байё, а это сильно кололо его самолюбие.

До тех пор Гойя вращался в совершенно иной среде. Он увлекался народными нравами и обычаями, часто смешивался с толпой, участвовал во всех ее празднествах и забавах, сам танцевал и управлял танцами простолюдинов на берегу Мансанареса. Распевал песни с погонщиками мулов, наблюдая то тут, то там живописную позу, жест, движение и вникая во внутренний смысл народных обычаев. Его беспрестанно видели на базарах, на площадях, среди народных празднеств и сборищ толпы, и вскоре живописца Гойю стал знать всякий последний рабочий и обитатель мадридских предместий.

В 1788 году, по смерти Карла III, вступил на испанский престол сын его, Карл IV. С новым царствованием жизнь при дворе совершенно изменилась. Суровый ханжа Карл III налагал на всех окружающих узы лицемерия и воздержания, притворной чистоты нравов и наружной скромности. Когда же вступил в управление государством король-добряк, до бесконечности слабый и беспечный, и королева, известная своею распущенностью и циническою безнравственностью, двор принял совершенно другой облик. В высшем обществе прорвались наружу бешеная страсть к удовольствиям, полная распущенность нравов и необузданная роскошь.

Месяца через три после вступления на престол, Карл IV возвел Гойю в должность «придворного живописца». Это назначение очень удивило самого Гойю. Года за два перед тем, в 1786 году, когда его назначили «королевским живописцем», он писал другу своему Сапатеру: «Я устроил себе завидный образ жизни: ни в ком я не заискиваю, не жду ни в чьей передней, беру работу с большим разбором, и именно от того-то, кажется, меня не оставляли и не оставляют в покое. Я так завален разными заказами, что не знаю, как мне со всем этим справиться!» Попав в большую милость к королю, став любимцем королевы и ее знаменитого фаворита герцога Мануэля Годоя, «князя Мира» (прозвище, полученное за один удачно улаженный им мир), Гойя, по характеру своему беспощадный сатирик, жестокий бич всякой нравственной распущенности, всякого насилия и гнета, почувствовал себя очень привольно и свободно в удушливой и испорченной атмосфере тогдашнего испанского двора. Если судить по одной внешности, можно было бы даже подумать, что это назначение на должность приходится ему по вкусу. Гойя сразу стал душою придворного общества и центром разных галантных приключений. Но на самом деле это было не так. Крутясь в мутном водовороте блестящей и праздной жизни, участвуя в разных слабостях, беспутствах и интригах своего антуража, Гойя не только никогда не отказывался от своих коренных вкусов и прав неумолимого критика, но еще закалялся в них более, чем когда-нибудь прежде. Не обращая никакого внимания на то, что такой-то сегодня осыпал его благоволениями и милостями, он всегда готов был завтра же язвить его насмешкой и сатирой, когда чувствовал к тому в душе своей повод. Его нельзя было подкупить ни лаской, ни дружбой, ни каким бы то ни было расположением. Его нельзя было удержать также и никаким страхом.

Королева Мария-Луиза, родом итальянка, относилась с величайшею благосклонностью к остроумному и блестящему Гойе. Его сатирическое направление, его едкость и остроумие забавляли ее. Высоко ценя его как необыкновенно приятного, живого и оригинального собеседника, она дозволяла ему всевозможные смелые и колкие выходки и рассуждения. Ведь это был только «артист» и ничего более, человек без всякого официального характера и значения! Следовательно, ему можно было позволить безнаказанно и невинно во все вмешиваться. И Гойя умел отлично пользоваться такою исключительностью своего положения.

В мадридском высшем обществе, соперничая друг с другом, первенствовали в то время по знатности происхождения, богатству и уму две дамы: герцогиня д"Альба и графиня Бенавенте. С обеими ими Гойя вел долголетнюю дружбу, писал для них картины, рисовал карикатуры и всяческие рисунки. Прекрасными фресками (бытовыми сценами из современной испанской жизни) были им украшены залы загородного дворца в окрестностях Мадрида графини Бенавенте. Но когда впоследствии эти две дамы, герцогиня д"Альба и графиня Бенавенте, перессорились, то Гойя занял сторону герцогини д"Альба. Молодой и красивой, тогда как соперница её во франтовстве, роскоши и приключениях была стара и неприятна. Множество рисунков Гойи наполнены портретами в разных видах боготворимой им красавицы, в то же время множество рисунков посвящено карикатурам на комически молодившуюся и давно отцветшую старуху графиню Бенавенте.

В то же время он стал рисовать едкие карикатуры и на королеву Марию-Луизу. Потому что был душой и телом на стороне герцогини д"Альба, когда она стала в оппозицию к Марии-Луизе и изо всех сил всячески старалась выказать ей свою антипатию и независимость. Выведенная из терпения королева велела, в 1793 году, герцогине д"Альба удалиться от двора и отправиться в ее имение в Андалузии, Сан-Лукар. С нею вместе отправился туда и Гойя, которому велено было «уехать из Мадрида на два месяца для поправления здоровья». Только он прожил у герцогини в гостях гораздо дольше предписания. Он остался у нее в имении целый год, еще в Мадриде он успел сделаться самым интимным другом герцогини.

Эта ссылка, кроме величайших блаженств, ознаменовалась для Гойи и великим несчастием. У путешественников в дороге сломался экипаж. До ближайшей деревни было еще далеко. Гойя, обладавший значительной силой, принялся поднимать свалившийся экипаж, а потом, подняв его, вздумал развести большой огонь, перед которым он долго возился, чтобы спаять что-то нужное в экипаже. После сильного напряжения и возни он схватил такую простуду и такое общее расстройство, что тотчас же стал терять слух и вскоре потом навсегда оглох. Со времени этого несчастного случая начинаются его постоянное дурное расположение духа и те бурные вспышки, которые иногда впоследствии отдаляли от него даже ближайших его друзей. Впрочем, Гойя был так наблюдателен и получил такую привычку следить за своим собеседником, смотря на движение его губ, что мог (особенно в первые годы) отгадывать все, что ему говорили.

Благодаря влиянию герцога Годоя (фаворита королевы Марии-Луизы и первого министра, покровительствовавшего Гойе, не взирая на все самые злые его карикатуры на себя) Гойя был в 1795 году избран председателем Мадридской Академии художеств. В это время известность и слава его в Испании достигли своего апогея. Королевская фамилия уже давно более на него не сердилась. Всю аристократию, весь двор обуяла неудержимая потребность иметь собственные портреты работы Гойи. Это сделалось в Мадриде привычкой высшего общества. Королевская фамилия подавала даже пример всем остальным. Гойя вдруг стал модным портретистом. Факт очень странный, кисть у Гойи ничуть не мягкая и не нежащая, она иногда даже груба. Он никогда не делал уступок вкусам публики, а сверх того был самого неуживчивого, неукротимого и вспыльчивого нрава. Он выходил из себя при малейшем замечании или противоречии того человека, с кого писал портрет. В английской биографии Гойи, помещенной в «Encyclopaedia Britannica» (Британская энциклопедия 1880, том XI), рассказывается, что когда знаменитый герцог Веллингтон сделал Гойе какие-то замечания насчет своего портрета, который тот в ту минуту писал. Гойя, придя в ярость, схватил гипсовую фигуру, лежавшую или стоявшую поблизости тут же в комнате и пустил ее в голову Веллингтону. Но, не взирая ни на что подобное, Гойе было дано еще при жизни отведать от полной чаши славы и присутствовать при своем триумфе.

Гойя принимал у себя весь двор и всю аристократию, давал праздники, куда приглашал грандов и королевских инфантов. Карл IV очень любил Гойю, и тот совершенно забывал с ним строгий испанский этикет. Много времени проводили они вместе на охоте, и оба были в совершенном восхищении друг от друга.

Гойя был в то время, в самой силе своего таланта. Король поручил ему расписать фресками построенную им в 1792 году маленькую церковь св. Антония де ла Флорида, в ближайших окрестностях Мадрида, подле охотничьего королевского домика «Casa del campo» (Закрытый манеж). Гойя сделал тут свой chef d"oeuvre (шедевр). Нигде он так не выказал своего блестящего чувства колорита и вместе своего стремления живописать повсюду и где бы то ни было Испанию. Одну только Испанию и современных себе испанцев, по преимуществу современный себе испанский простой народ. Гойя исполнил эту огромную и сложную работу с невероятной быстротой, в течение трех месяцев 1798 года. Этими фресками он достиг высшей точки своей славы при дворе и у знати, а вместе с тем и высшей точки популярности у остального испанского народа.

К этой же эпохе относится еще очень знаменитая у испанцев картина Гойи масляными красками, находящаяся в Толедском соборе и изображающая «Целование Иуды». Эта картина отличается горячим колоритом и эффектным освещением, отчасти напоминающим манеру Рембрандта. Но в эту пору совершается крупный переворот в направлении деятельности Гойи. Из живописца он становится почти исключительно рисовальщиком - гравером. Однако, променяв кисть на карандаш и гравировальную иглу, он ничего не теряет. Напротив, он становится на настоящую свою дорогу и именно в этих новых произведениях своих создает то, что должно было на веки веков упрочить его славу не для одной Испании, но и для всей Европы. гойя гравировка офорт композиция

Еще в 30-х годах своей жизни Гойя занимался гравюрой. Он всегда страстно любил великого испанского живописца Веласкеса. Его правдивость, его реальность, его удаление от всего условного и академичного сильно действовали на душу Гойи. Потому что вполне соответствовали его собственному настроению. И вот Гойя задумывает воспроизвести посредством гравюры лучшие и замечательнейшие создания своего великого учителя. Но воспроизведения эти он делает не посредством гравюры - резцом, способа классического, тяжелого, медленного и часто слишком механически правильного. Но посредством гравировальной иглы и травления крепкой водкой. Способа быстрого, свободного, капризного и неправильного, а главное, в высшей степени художественного и живописного. Здесь у него перед глазами были великие, несравненные образцы Рембрандта, то есть того художника, которого Гойя, вместе с Веласкесом, любил выше всех остальных художников в мире. И вот, начиная с 1778 года, Гойя делает целый ряд превосходных офортов, колоритных и мастерских. Сначала он воспроизводил многие из лучших портретов Веласкеса огромных размеров, находившихся тогда в мадридском королевском дворце: портреты Филиппа III и Филиппа IV, королев Маргариты Австрийской, Изабеллы Бурбонской, дон Бальтазара Карлоса, сына Филиппа IV, министра Оливареса. Но потом он переходит и к целым картинам. Он награвировал знаменитую картину Веласкеса, носящую название «Las Meninas», где представлена целая сцена из домашней жизни королевского семейства. Вслед за этой картиной Гойя награвировал многие из других капитальнейших произведений Веласкеса, его «Питухов, увенчиваемых Бахусом», «Мениппа», «Эзопа», «Водоноса» и многих из числа знаменитых его «Карл» и «Шутов».

В 1812 году у него умерла жена. В стране был страшный голод. Гойя по приглашению командующего войсками Арагона Палафокса дважды побывал в Сарагосе. Написал портрет командующего. Но в основном делал небольшие зарисовки и маленькие картины. Из них потом выросла серия гравюр «Ужасы войны». Последние годы своего пребывания в Мадриде Гойя жил в своем домике на берегу Мансанареса, среди наводящих страх и ужас фантастических фресок, которыми он собственноручно расписал его стены. Глубоко чувствуя скуку одиночества, всеми забытый Гойя отпросился у короля в отпуск за границу «для поправления здоровья". Он поехал в 1822 году в Париж, а затем поселился в Бордо, где и оставался до 1827 года. Приезжая каждый год в Мадрид лишь на несколько дней, чтобы присутствовать при бое быков, своей вечной страсти. После того он еще раз приехал в Мадрид в 1827 году, чтоб выпросить себе у короля «бессрочный отпуск». Несмотря на всю свою нелюбовь к художнику - сатирику, политику независимому и свободно мыслящему, король отнесся к нему с наружным почтением, как к художественной славе Испании. Он дал ему просимый бессрочный отпуск, но потребовал, чтобы Гойя позволил новому придворному живописцу Лопесу написать с себя портрет. Работа была выпорлнена, и портрет Гойи, очень характерный, благодаря вмешательству самого Гойи, находится теперь в Мадридской Академии художеств. Тогда Гойя в последний раз и уже навсегда вернулся в Бордо. Последние месяцы его жизни были полны раздражения, озлобленности и бурных порывов. Никто на него не мог угодить, он на всех окружающих постоянно нападал и злился и все-таки не переставал работать карандашом. Число его рисунков этого времени громадно. Наконец 15 марта 1828 года он умер 82 лет от роду. После торжественных похорон бренные останки великого художника были погребены на кладбище в Бордо. Затем его прах был перевезен на родину и захоронен в той церкви, стены и потолок которой он когда-то расписал.

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (исп. Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746(17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы - 16 апреля 1828, Бордо) - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма .

Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. Его отец - Хосе Гойя. Мать - Грасиа Лусьентес - дочь бедного арагонского идальго. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40 км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям - до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником, средний, Томас пошёл по стопам отца. Хосе Гойя был известным мастером по золочению, которому даже каноники собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар поручают проверку качества позолоты всех изваяний, над которыми тогда трудились арагонские мастера, реконструировавшие собор. Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена, но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо . Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Ко всему прочему, Франсиско Байеу , другой молодой живописец из Сарагосы и член жюри конкурса, является сторонником взвешенных форм и академической живописи, не признающим фантазии молодого Гойи. Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон… В Мадриде Гойя знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство.

Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Весной 1771 года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Правящим принцем Пармы в то время являлся Филипп Бурбон-Парм, брат испанского короля Карла III. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр.)русск. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.

Капитул церкви дель-Пилар обращает внимание на молодого художника, возможно из-за его пребывания в Риме, и Гойя возвращается в Сарагосу. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп.)русск. на тему «Поклонение имени Бога». В начале ноября 1771 года капитул одобряет предложенную Гойей пробную фреску и поручает ему заказ. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15 000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп.)русск. запрашивает 25 000 реалов за ту же работу. 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп.)русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772-1774 годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии. Из которых сохранились только семь, и те испорчены реставрационными работами.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →