Уроке литературного чтения Тема урока: В. Ю

  • 06.07.2019

Марина Менщикова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Тема: «Знакомство с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным».

Цель: познакомить детей с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи:

Формирование умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр и части.

Совершенствование умения понимать мораль и идею произведения, видеть связь названия текста с его содержанием.

Развитие умения анализировать поступки героев, расширять словарный запас детей.

Упражнение в умении составлять короткие рассказы и сказки по пословицам, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Воспитание положительных черт характера: нравственности и честности.

Настрой на работу.

Доброе утро, ребята. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, узнать что-то новое, интересное.

Чтение и анализ стихотворения.

– Послушайте короткое стихотворение.

Петя вазочку разбил,

А что сделал – утаил.

Папа это все узнал,

Поступок Пети явным стал.

– Что сделал Петя?

– Зачем Петя хотел скрыть это от родителей?

– Правильно ли поступил мальчик?

– Кто узнал о поступке Мальчика?

– Ребята, наверное, с каждым из вас когда-нибудь, произошел такой случай, когда вы что – то хотели скрыть от родителей, но они об этом потом все равно узнали. Вспомните и расскажите о таком случае.

– С героем произведения Виктора Драгунского тоже произошла подобная история.

Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского.

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, он с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями.

(Показ портрета писателя).

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения.

– Послушайте произведение В. Драгунского и приготовьтесь отвечать на мои вопросы после чтения.

– Вам понравилось это произведение?

– Чем понравилось?

– Что это рассказ, сказка или стихотворение?

– Почему вы считаете, что это рассказ?

– Ребята, что такое тайна?

(Это то, что скрывают от других, нечто неразгаданное, неясное, скрытая причина или поступок).

– Что обозначает слово явное?

– Как вы понимаете выражение «тайное становится явным»?

– Как Денис убедился в справедливости этой пословицы?

– Что можно сказать о Денискином поступке?

– Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно.

– Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?

– Как сказать коротко, о чем этот рассказ?

– Как бы вы его назвали?

Писатель Виктор Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным».

Вы заметили, что в рассказе говорится о том же, что и в самом названии?

– Что же означает выражение «Тайное становится явным». В каких случаях так можно сказать?

Динамическая пауза.

Дети выполняют танцевальные упражнения под песню М. Танича, В. Шаинского «По секрету всему свету».

Составление плана рассказа.

– Из скольких частей состоит каждый рассказ?

– Какие это части?

– В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

– Вспомните, как начинается рассказ «Тайное становится явным», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?

– О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует ей?

– Чем закончилась история про мальчика и его тайну? Какое название можно дать третьей части рассказа?

– Как вы думаете, чем мог бы закончиться рассказ, если бы тайна мальчика не раскрылась?

– Какой похожий рассказ Николая Носова мы с вами читали? (Леденец)

– Есть похожая пословица «Шила в мешке не утаишь»

– Как вы понимаете эту пословицу?

Повторите обе пословицы, с которыми мы сегодня познакомились. Придумайте с этими пословицами свой рассказ или сказку, свою небольшую историю.

Воспитатель выслушивает истории детей.

Игра «Сверток».

– Сегодня я приготовила для вас сюрприз, маленькую тайну. Чтобы узнать, что же в этом свертке, вы должны его раскрыть.

Воспитатель достает сверток, сделанный из нескольких слоев бумаги. Внутри этого свертка сюрприз – маленькие картинки. Под музыку дети передают сверток друг другу по кругу. Когда музыка выключается, сверток останавливается. Тот игрок, у которого он оказался в руках, его разворачивает. Как только музыка заиграет, ребенок передает сверток с сюрпризом дальше по кругу.

– Этот маленький подарок вам за ваше старание, инициативу, активность.

Рефлексия:

– Что мы сегодня делали?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с составом числа 6». Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с составом числа 6». Образовательная область: познавательное развитие. Цель.

Цель: ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДНЕЙ НЕДЕЛИ Программное содержание: Образовательные задачи 1. Познакомить.

Конспект НОД по обучению грамоте «Знакомство со звуком [М] и буквой «М» (подготовительная к школе группа) МКДОУ Чухломский детский сад "Родничок" КОНСПЕКТ НООД по Обучению грамоте Дата проведения Педагог (ФИО): Возрастная группа детей:подготовительная.

Тема: Новогодний символ 2017 года Задачи: продолжать учить детей рисовать ватными палочками, развивать чувство ритма и цвета, продолжать.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Городецкие мастера» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Городецкие мастера» Подготовила Ерошенко Наталия Владиславовна -воспитатель МБДОУ «Детский.

3 класс

Тема урока: рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное становится явным»

Тип урока : изучение нового материала

Форма организации обучения: работа в группах

Цель: воспринять и осмыслить рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Способствовать развитию представлений о способах изображения персонажей, о роле изобразительных средств; формирование читательских и речевых умений.

Название произведения Виктора Юзефовича Драгунского а именно «Тайное становится явным»

Понимать:

Почему рассказ назван «Тайное становится явным»

Основную идею рассказа

Применять :

Уметь передавать основную идею рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Уметь выстраивать композицию собственного высказывания

Уметь целостно воспринимать образ персонажа

Уметь устанавливать причинно следственные связи

Уметь соблюдать основную мысль высказывания

Анализ :

Художественного средства, такого как сравнение

Анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Анализ пословиц

Синтез :

Написание синквейна со словами: ложь, тайна, правда

Составление мини сочинения в письменном круглом столе

Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Оценка:

Поступка главного героя и идеи произведения для воспитания нравственных качеств личности: честность, справедливость

Аффективная область

Внимательно слушать членов группы, комментарии учителя;

Выполнять самостоятельно, предложенные учителем, задания;

Принимать активное участие в обсуждении вопросов, возникающих в группе, классе;

Анализировать различные точки зрения;

Выполнять правила поведения и работы в группе;

Проявлять добросовестность, интерес;

Нести ответственность за своё поведение.

План урока :

I Фаза вызова

2. Чтение составленных рассказов с использованием слов: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя.

II Фаза реализации смысла

1. Знакомство с оригиналом – первичное чтение учителем

3. Вторичное чтение и анализ произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» (учащиеся самостоятельно читают рассказ)

4. Перекрестная дискуссия по вопросам учителя

5. Работа с пословицами

III Фаза рефлексии

1. Письменный круглый стол

2. Объяснение и запись домашнего задания (составление синквейна со словами: ложь, правда, тайна)

Ход урока

I Фаза вызова

1. Вступительное слово учителя

Мотивация к учебной деятельности

Создание «ситуации успеха».

Начинается урок с притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Вспомните, какой раздел мы изучаем?

А какие произведения мы уже читали?

А хотели бы вы познакомиться еще с новым произведением из этого раздела?

Ребята, в детстве я прочла один очень интересный рассказ, и настолько он был поучительным, что я помню его до сих пор. Сегодня мы вместе с вами его прочитаем.

В этом рассказе нам встретятся слова: тайна, мама, Кремль, явное, нечестно, милиционер, окно, становится, каша на шляпе, дядя. Сейчас вам необходимо проявить свою фантазию и составить небольшие рассказы, используя данные слова. Попробуйте предположить, что произошло в рассказе. (Работа в группах)

2. Чтение составленных рассказов

Знакомство с оригиналом

Ребята, а сейчас следующее задание. Вам надо найти неповторяющиеся буквы и сложить из них фамилию и вы узнаете, кто написал это произведение.(слайд)

Какая фамилия у вас получилась?

Совершенно верно.

Поднимите руки, кто уже слышал фамилию этого писателя?

Скажите, что пишет Виктор Драгунский стихи, сказки или рассказы?

Верно рассказы.

А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?

Чему учат рассказы Виктора Драгунского? (доброте, вежливости, дружбе)

Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?

Первичное чтение учителем.

Проверка читательского восприятия

Понравился ли рассказ?

Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Сравним составленные вами рассказы с оригиналом. Чем они похожи, чем различаются?

Понравился ли вам главный герой? Почему?

Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?

Как вы понимаете эту фразу?

2. Постановка учебной задачи анализа

Мнения разделились. Прочтем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».

Словарная работа.

Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

Прочитайте первое выражение “Грановитая палата”

Кто знает, что такое Грановитая палата – давайте прочитаем:

Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы

Следующее выражение …..

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

Следующее слово клевета – что оно обозначает?

Посмотрим значение этого слова из толкового словаря.

Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Подберите синонимы к этому слову.

Какие слова мы называем синонимами? ложь, враньё, выдумка, наговор

И последнее слово Язвительный – что это значит?

злобно-насмешливый, стремящийся досадить

Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.

Физминутка

2. Работа с текстом.

Деление детей на 3 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:

Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)

Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

Денис задумался над словами «Тайное становится явным».

Предложение мамы.

Мучения с кашей и избавление от неё.

Возмущённый милиционер.

Пострадавший дяденька.

Рассерженная мама.

Урок на всю жизнь.

Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.

Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания:

Тайна Плохой поступок Наказание Нечестно Каша Кощей Кремль Царь-пушка Баночка с хреном Сахар соль Кипяток Обидно Стыдно Мусоропровод Гадость Пострадавший

Шляпа Каша на шляпе Рассердилась Почистить Правильно Запомним

Третья группа - придумывает вопросы к рассказу.

Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

Что однажды услышал Денис от мамы?

Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

Почему Дениска не хотел есть кашу?

Как мама уговорила сына?

Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?

Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

Как выглядел пострадавший дяденька?

Рассердилась мама на Дениса?

Какой урок получил Денис?

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто о чём будет говорить.

У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:

первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;

вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;

третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.

Работа с пословицами

Учащимся предлагаются пословицы для обсуждения в группах:

Шило в мешке не утаишь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Обсудите пословицы и решите, какая из них больше всего подходит к данному рассказу.

После обсуждения, группы презентуют свой вариант.

Рефлексия :

Анализ полученной информации.

Сегодня я узнал (а)…

Было интересно…

Было трудно….

Теперь я могу…

Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» - поучительный рассказ? Почему?

Домашнее задание :

Пересказ текста от имени главного героя – Дениски.

Перекрестная дискуссия по вопросам учителя

Для 3 групп учащихся предлагаются 3 вопроса, по одному для каждой.

Почему рассказ назван именно так? Как бы вы по-другому назвали его? Почему?

Как вы думаете, Дениска действительно старается выполнить условие: съесть кашу или же просто шалит?

Как вы думаете, действительно ли Дениска запомнил слова мамы на всю жизнь? Почему вы так думаете?

Урок внеклассного чтения В. Драгунский «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным»
Цель: познакомить с биографией В. Драгунского, его некоторыми произведениями из книги «Денискины рассказы», развивать память, мышление, логику, речь учащихся, умение работать с текстом; воспитывать нравственные качества.
Ход урока:
I. Организационное начало урока.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.

II Из биографии писателя (слайды 2-10)

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972 гг.)(слайд 2)


Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину в Белоруссию и обосновались в г. Гомеле.(слайд 3)


Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - Театр имени Н.В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера. (слайд 4)


А в 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. (слайд 5)


Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией.
Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. (слайд 6)


Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын. (слайды 7-8)



С его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.



Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь.
Его нет с нами уже много лет, но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые… (слайд 11)


III. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ» (слайд 12)


Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров под¬ряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
РАЗГАДАЙ КРОССВОРД (В ПАРАХ) (слайд 13)


Разгадай кроссворд по рассказу


IV. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»
1. «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». Мигель Сервантес (слайд 14)


Прочитайте глазами;
Прочитайте медленно вслух;
Прочитайте с утвердительной интонацией;
Прочитайте выразительно;
Как вы понимаете смысл данного высказывания?
2. Словарная работа (слайд 15)


Тайна?
Нечто скрываемое от других, известное не всем;
Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
Скрытая причина чего-нибудь.
Назовите синоним к слову тайна.
Секрет
Тайное?
Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
Явное?
Открытое, откровенное.

Грановитая палата (слайд 16)


памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом.
В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
Интеллигентный (слайд 17)


Человек, обладающий большой внутренней культурой.
Клевета
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Синонимы:
Ложь, враньё, выдумка, наговор.
Язвительный?
Стремящийся досадить, злобно-насмешливый.
3. Работа с текстом (слайд 18)


Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?
(«Тайное становится явным»)
Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Сходить в Кремль)
Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады)
Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
РАЗВЕДКА (слайд 19)


Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?
пошлёпал ложкой;
посолил;
посыпал сахару;
долил кипятку;
вылил в кашу всю баночку хрена.
Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (слайды 20-24)

Урок литературного чтения с использованием технологии развития критического мышления 2 кл

Тема урока: В. Драгунский. Тайное становится явным.

Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.

Задачи:

    познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»;

    развивать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста;

    формировать коммуникативные навыки работы в группе;

    воспитывать честность, правдивость.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Ребята, дома вы приготовили выразительное чтение отрывков из произведений В. Драгунского. Смогли ли вы определить по содержанию названия рассказов?

1) «А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая, лохматая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
– Смотрите, а на ёлке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.
Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
– Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
– Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!» (Заколдованная буква)

2) «И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на шаг не расставался, повсюду таскал его за собой. И нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…» (Друг детства)

3) «И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете. Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой». (Он живой и светится)

– Как вы думаете, что объединяет все прочитанные вами отрывки?

III. Изучение нового материала

1. Вызов

– Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется не совсем обычно (запись темы на доске) «Все тайное становится явным». Как вы понимаете смысл этой фразы?
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?
– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?
– Интересно познакомиться еще с одним рассказом Виктора Драгунского?

2. Осмысление (чтение текста с остановками)

«Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
– А это значит, что если кто-то поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать!
Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным?
И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать».

– Совпало ли ваше мнение о фразе «Тайное становится явным» с объяснением мамы?
– Как вы считаете, почему мальчику показались интересными эти слова?
– Что, по вашему мнению, может произойти в рассказе дальше?

«Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
– Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров!
Я сказал:
– Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала: посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Я сказал:
– Я ею давлюсь!..
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
– Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы… Я не знаю ничего на свете красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
– Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
– Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню».

– Вам знакома такая ситуация?
– Почему мама заставляла сына есть кашу?
– Как вы думаете, что произойдет дальше?

«А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли, и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол».

– Дениска выплеснул кашу в окно. Почему он так поступил?
– Чем, по-вашему, может закончится рассказ?

«В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась
– Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала.
В ту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
– Здравствуйте! – и подошел к окну, поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек.
– Что вам нужно? – спросила мама.
– Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость в окно!
– Не клевещите. Ничего я не выливаю!
– Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший!
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду».

– Что же могло произойти? Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?
– Что значит слово «пострадавший»?

«На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться.
– Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм…манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
– Извините, пожалуйста, сказала она тихо, – разрешите я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор».

– Какие, по вашему мнению, чувства Дениска испытывал в это время? А мама?

«А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.
Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
– Да, мама ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
– Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да».

– Почему мальчику было страшно взглянуть на маму?
– Можно ли было избежать такой нелепой ситуации? Как?
– Как вы думаете, что же запомнит на всю жизнь Дениска? Почему?
– Теперь, когда вы прослушали весь рассказ, вы сможете ответить на вопрос: совпало ли ваше мнение о том, что может произойти с реальным содержанием произведения? Правильно ли вы определили тему рассказа по его названию?
– Хочется ли вам самим прочитать рассказ?

3. Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами)

Ста-но-вит-ся – становится, рас-кром-сал – раскромсал, по-пра-вить-ся – поправиться, сжи-ма-ет-ся – сжимается, об-ра-до-ва-лась – обрадовалась, ми-ли-ци-о-нер – милиционер, пре-дос-тав-ля-ет – предоставляет, ин-тел-ли-гент-ный – интеллигентный, му-со-ро-про-во-дом – мусоропроводом, пост-ра-дав-ший – пострадавший, фо-то-гра-фи-ро-вать-ся – фотографироваться.

– Есть ли среди данных слов такие, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение.

4. Рефлексия

– А теперь подумайте над следующими вопросами: какие выводы вы сделаете для себя, чему научил вас этот рассказ? Но не торопитесь на них отвечать, прочитайте текст сами, поразмышляйте, обсудите ответ с друзьями, затем выскажите свое мнение.

Самостоятельное чтение рассказа про себя.

5. Ответы на поставленные перед чтением вопросы

IV. Работа с текстом

– Дома вы подготовите пересказ. Что нужно для того чтобы справиться с этим заданием?
– Конечно, нам нужно будет составить план.

1. Составление плана рассказа (работа в группах)

– Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.

План

    Денис раздумывает над словами мамы.

  1. Предложение мамы.

    Мучения с кашей и избавление от неё.

    Возмущённый милиционер.

    Пострадавший дяденька.

    Рассерженная мама.

    Урок на всю жизнь.

2. Выборочное чтение по пунктам плана

V. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся

– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового интересного узнали?
– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями В. Драгунского?
– Вы можете взять сборник его рассказов в нашей школьной библиотеке и почитать. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.
– Спасибо всем за урок.

Урок литературного чтения во 2а классе 11.04.17г. учитель Тыхешкина С.А

Тема урока : Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Нравственный смысл произведения.

Цели урока :

Познакомить детей с содержанием рассказа;

Формировать навык литературного осознанного чтения;

Развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;

Воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Планируемый результат:

    Личностные УУД

Воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям

2.Познавательные УУД

Способствовать удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения

Формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.

3. Коммуникативные УУД

Формировать умение объяснять свой выбор,понимать другого.

4. Регулятивные УУД

Формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность; - умения дать оценку своей работы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Ресурсы: портрет писателя, мультимедийный проектор, ПК.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности : (слайд)

Мы начать урок готовы?

2. Актуализация знаний.

- Вспомните название раздела, который мы изучаем? (на слайде) «И в шутку и всерьёз»). Вот сейчас и проверим ваши познания Произведения каких авторов мы читали?

Что пишет Драгунский? (стихи, сказки, рассказы.) - Какие рассказы вы уже знаете? (дети называют)

3. Подготовка к изучению нового материала (слайд ), (ПОРТРЕТ!)

А вы бы хотели познакомиться с новым произведением автора?

- Каким представляете себе Виктора Юзефовича? Что вы о нём знаете? Заинтересовало вас, что?

Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном ,: токарем, затем шорником- мастер по изготовлению упряжи для лошадей, даже был лодочником, во время войны… Сын Дениска и дочь Алёнка. весёлым, добрым, любил детей.

4. Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

Тайное становится явным (слайд)

Как вы понимаете смысл этих слов? слова «явным стал»? (узнали все)

А какое произведение мы сегодня будем читать? Догадались? Кому знакомо это произведение, -хорошо. Будете нам помогать, но и иметь терпение. Дать высказать своё мнение тем, кто познокомиться с ним впервые.

Что бы вы хотели узнать? Хотим узнатьи получить от урока » (слайд)

- О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию?

Повествование, описание, рассуждение?

- Произведения В.Драгунского для вас тайна? Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?

5. Первичное ознакомление с текстом.

..Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

- Как бы вы ответили на этот вопрос? - Ребята, что такое тайна? (дети высказывают мнения) .Нечто скрываемое от других, известное не всем;

- Назовите синоним к слову тайна (секрет).

-Что значит «тайное»? Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.

Подберите синоним к слову «ЯВНОЕ» (очевидное, открытое, откровенное.)

.-Вторая остановка . После слов «Конечно хочу в Кремль»

«Грановитая палата». (слайд)

Третья остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

Четвёртая остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер». Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным?

В толковом словаре. (Это человек, обладающий большой внутренней культурой).

До слов: Не клевещите. - Клевета – ? распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица. Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка).

Дочитывание рассказа до конца.

6. Проверка первичного восприятия. Что скажите? - Понравился вам рассказ?

Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?

В каких словах выражена главная мысль рассказа?

Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?

Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?

7. Анализ литературного произведения. Выборочное чтение.

Подтвердите словами из текста:

- Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)

- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль). Правильно мама поступает, когда просит взамен каши Кремль?

- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)Представьте себя на его месте..

Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?

(высказывания детей)

«После всего случившегося мама посмотрела Денису в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да.»

    Ребята, как бы вы поступили на месте мамы Дениски?

    Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения? ДА

( Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.)

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Как вы понимаете смысл данной пословицы: «Шила в мешке не утаишь»?

Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Вывод: случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.

7. Самостоятельная работа в группах: (слайд)

1-3 группа: Расставить цитаты по порядку происходящих в тексте действий.

4-6 группа: - Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее ?

Проверяем работу в группах!

8. Составить СИНКВЕЙН по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»

Дениска

Добрый, …

Рассуждает, фантазирует…

Тайное становиться явным

Фантазёр

- С какой целью В.Ю. Драгунский написал рассказ «Тайное становится явным»

- о каких качествах личности идет речь в этом произведении?

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: (СЛАЙД)

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»

- читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.

9.Д/ з: Пересказ рассказа от лица Дениски

Нарисовать иллюстрацию на обложку.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я сделал(а) вывод, что…

- На этом уроке я похвалил бы себя за……..

Мне было сложно…………- После урока мне захотелось……