Выразительные средства музыки: Диалог метра и ритма. Организационный момент

  • 13.06.2019


Тема урока: Диалог метра и ритма
Цель: Показать взаимосвязи метра и ритма.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Научить определять ритм в прослушанном произведении;
2. Учить анализировать услышанную музыку.
Метапредметные:
1. Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
2. Применение знаний для решения поставленных задач.
Личностные:
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке, потребность в музыкальных переживаниях;
2. Воспитывать культуру слушания музыки.
Методы: рассказ, диалог, наглядно-слуховой, сравнения.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: фортепиано, ПК, колонки, проектор, экран.
Структура:
1. Орг. момент, распевание
2. Новый материал
3. Слушание «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна
4. Слушание Л. Бетховен Симфония №5
5. Пение «Непогода» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!»
6. Итог

Этапы Хрон-жСодержание урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Орг. момент, распевание
2. Новый материал
3. Слушание
4. Слушание
5. Пение
6. Итог
2 мин

7 мин
6 мин
6 мин
10 мин
4 мин У.: Здравствуйте ребята.
Д.: Здравствуйте.
У.: На предыдущих уроках вы узнали, что такое ритм. Ответьте, что это?
Д.: Ритм – это равномерное чередование звуков; важное средство музыкальной выразительности.
У.: Правильно. А что означает метр в музыке?
Д.: Ответы
У.: Метр – это чередование сильных и слабых долей. Посмотрите на картинку и скажите где ритм, а где метр?
Д.: Вверху метр, внизу ритм.
У.: Верно. Метр всегда одинаковый, а ритм изменяется на протяжении произведения. Ритм намного богаче и разнообразней, чем простая метрическая пульсация. В сочетании равномерности метра и постоянной изменчивости ритма заключается секрет завораживающей власти музыки над человеком.
Во всем многообразии музыки практически не найти произведения, в котором метр и ритм полностью совпадают. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых они вступают в диалог, а иногда и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. В этих случаях ритм становится необыкновенно изобретательным. Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, перенося их с сильной доли на слабую или прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна.
Слушание «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна
У.: Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в живое и яркое эмоциональное сопереживание. А что вы почувствовали, услышав музыку?
Д.: Ответы
У.: Бывает, что ритму удается - пусть на короткое время - вырваться из метрических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе, вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании слушателей, а порой и в памяти нескольких поколений какой-нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом всего последующего образного развития. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением
Слушание Л. Бетховен Симфония №5
У.: Как вы думаете, что изображают эти звуки? (Играю мотив на фортепиано)
Д.: Ответы
У.: Как сказал сам композитор: «Так судьба стучится в дверь». Что это значит?
Д.: Ответы
У.: В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией. Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, которая заключена всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала.
Стремление музыкального ритма к преодолению метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм спокойный и неторопливый, где-то наоборот, быстрый и подвижный, где-то замедляется и даже как будто замирает. Проследите за изменением ритма в песне «Непогода», затем мы её разучим.
Пение «Непогода» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!»
ВХР:
Задача Методы, приемы
Верный ритмический рисунок Прохлапывание ритма
Дикция:
Изменения в природеПроисходят год от года.Непогода нынче в моде,Непогода, непогода. Проговаривание текста без музыки (вне ритма, с ритмом)
Дыхание Словесное указание не разрывать фразу. Дирижерский жест.
Интонационный скачки Графический показ
У.: Что такое ритм?
Д.: Ритм – это равномерное чередование звуков; важное средство музыкальной выразительности
У.: Что такое метр?
Д.: Метр – это чередование сильных и слабых долей
У.: Как они взаимосвязаны?
Д.: Метр вносит порядок в ритм, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком
У.: Как вы думаете, может музыка существовать без метра или ритма?
Д.: Нет
У.: Почему?
Д.: Ответы
Спасибо за урок. До свидания. Входят в класс
Распеваются
Слушают новую тему

Слушают и анализируют произведение
Разучивают произведение
Отвечают на итоговые вопросы Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
Регулятивные
Регулятивные
Коммуникативные

В музыке звуки организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же большое различие. Это ритм и метр, с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай:


Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов (ударений).
То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени.
Сравним это с понятием "метра". Метр означает пульсацию, которая всегда есть в музыке.
Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка.
Ритм записывается нотами, а метр считается на "раз-два" или "раз-два-три" и т.д.
Метр - система организации музыкального ритма.
Для измерения метра есть специальный прибор в виде четырехгранной пирамиды с маятником – он называется метроном Метцеля (его изобрёл немецкий музыкант Метцель)
Щелчки метронома называются долями.

Из долей складывается каждый такт произведения.

Количество долей в такте может быть разным, а первая доля такта называется сильной долей , т.к. она самая сильная по ударению.

Т.е. такт – это промежуток между двумя соседними сильными долями .
А то ударение, которое мы делаем на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом .
Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется и метром - тот же смысл, но другими словами.
Доля метра может быть выражена различной длительностью: целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями.
Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.
Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.

Самые частые метры: 2/4, 3/4 , 4/4, 6/8

ТЕМП
От лат. Tempus - время
Музыкальный темп - скорость музыкального процесса; скорость смены долей
Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения.
Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
- ларго (очень медленно и широко);

Адажио (медленно, спокойно);

Анданте (в темпе спокойного шага);

Модерато (умеренно, сдержанно);

Аллегретто (довольно оживленно);

Аллегро (быстро);

Виваче (быстро, живо);

Престо (очень быстро).

Темп в музыке является одним из средств выразительности.

От того, какой темп в данном музыкальном произведении, зависит его характер: весёлые, радостные произведения обычно имеют быстрый темп, а грустные, печальные – наоборот, медленный.


Но так бывает не всегда – иногда медленный темп означает торжественность момента, в том числе и радостного, таковы бывают марши, они изображают движение большой массы людей, охваченных общим чувством, чаще всего бодрым. Например, Триумфальный марш из оперы "Аида" Дж.Верди.

И наоборот – быстрый темп не всегда означает веселье, иногда композитор использует его, чтобы выразить бурные чувства, которыми могут быть и не радостными: отчаяние, ужас, страдание и т.п.

Каждое музыкальное произведение обязательно написано в каком-нибудь определённом размере: 2/4, 3/4, 4/4 и т. д. Однако размер редко совпадает с ритмическим рисунком музыки. Ритм обычно намного богаче и разнообразнее простой метрической пульсации.

Давайте вспомним, что такое ритм? (чередование длительностей). А что мы называем метром? (чередование сильных и слабых долей).

Доля метра может быть выражена различной длительностью.

Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева (I –II- I- II- II-II- I )

А теперь простучите только метр (I – I – I –I – I – I )

Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

Молодцы.

В сочетании равномерной пульсации метра и постоянной изменчивости ритма, возможно, и заключён секрет завораживающей власти ритма над человеческим сердцем.

Во всём многообразии музыки практически не найдёшь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых они вступают в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным. Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».

Своей яркой выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму. Его зажигательность, изменчивость, непредсказуемость сразу же вовлекают слушателя, в живое и яркое эмоциональное действие.

Балет «Гаянэ» написан Хачатуряном в 1942 г. В сложное и трагичное время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, великом подъёме духа советских людей. Мы сегодня можем по-разному относиться к этой эпохе, но то, что миллионы людей в то время жили единым порывом, с энтузиазмом строили свою жизнь.

Музыка балета глубоко связана с музыкальной культурой народов Закавказья. Мелодии его близки народным интонациям, в них проявляются ладовые, ритмические особенности армянской музыки. Тембры инструментов оркестра как бы подражают звучанию народных инструментов. Народные сцены, в которых особенно ярко проявляется эта близость с народным искусством, занимают в балете большое место. Причём жизнь народа Хачатурян показывает с разных сторон - и в будни - в работе, и в бедствии, и в день праздничного веселья.

Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

- Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок? (Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена(Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист и дирижер, представитель музыкального направления «венский классицизм».), которая является очень известным и значительным сочинением. При этом вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из нескольких нот.

Именно об этом мотиве композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь» - слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. «Мотив судьбы» - с таким названием эти четыре ноты навсегда вошли в историю музыки.

Послушайте фрагмент из 1-ой части Симфонии № 5 Л. Бетховена.

Первые такты симфонии образуют главную ритмическую интонацию. Удивительная сила мощной музыкальной энергии, заключённая всего в четырёх нотах, пронизывает всё развитие произведения – от первых звуков до финала.

Анализ произведения. Простукивания ритма и метра.

Музыка 6 класс

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» - «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

Образовательная:

Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления). Развивать вокально - хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная:

Музыкальный материал урока:

  • Слушание и анализ - А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

Тип урока - комбинированный

Вид урока - урок концерт

Просмотр содержимого документа
«Диалог ритма и метра»

Музыка 6 класс

Тема урока: Диалог метра и ритма.

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.

Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

    Работа с музыкальным ритмом на примере детской пени «Елочка» М. Карасева

    Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

    Исполнение песни «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

Техническое оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, компьютер, диск «Искусство. Музыка 6 класс», электронная презентация.

Тип урока – комбинированный

Вид урока – урок концерт

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

2. Подготовка к восприятию темы

Учитель включает запись метронома, а затем начинает выстукивать ритм песенки «Елочка» М. Карасева.

Как, вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня на уроке речь?

Сформулируйте тему урока?

Сегодня мы продолжаем своё знакомство со средствами музыкальной выразительности, а именно с понятиями ритм и метр, рассмотрим их отличительные особенности и постараемся проследить их неразрывную связь, а также познакомимся с разновидностями размеров.

3. Работа по теме

Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так. Давайте вспомним, что такое ритм? (это соотношение длительностей звуков в их последовательности.). А что мы называем метром? (Чередование сильных и слабых долей).

Доля метра может быть выражена различной длительностью.

Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева

А теперь простучите только метр

Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.

Расстояние от одной сильной доли до другой будет называться тактом. Значит получается, что в песне «Ёлочка» в одном такте 2 доли или 2 четверти.

Теперь мы с вами создадим оркестр ударных инструментов. Мы разделимся на 3 группы и под музыку песни «Елочка» будем играть на ударных инструментах. Каждый инструмент будет играть свой ритм. Итак начнем.

Есть музыкальные произведения, которые написаны в двухдольном (привести пример), а также в трёхдольном, четырёхдольном и других размерах.

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, и наиболее очевидный - биение нашего сердца.

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями», который написан в четырехдольном размере.

(Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

Давайте охарактеризуем произведение при помощи «Таблицы эмоциональных состояний».

Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра (1 мин).

Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.

Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

- Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

(Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

4. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения)

5. Распевание. (Звук «м», «а», «о»).

6. Работа над песней «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова).

«Любимая школа»

Школа смотрит добрыми глазами,

И сияет взгляд от чистоты,

Украшает красками холсты.

С самого начала объяснила нам,

Что душа дороже серебра,

Наша школа самая любимая -

Колыбель искусства и добра.

Припев: Ты даришь звуки

Ты даришь краски,

И оживают детские сказки.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

Высоки и помыслы, и чувства

И бегут твои ученики

В храм благословенного искусства

Быстрой стайкой наперегонки.

Это дверь, открытая для каждого,

И, покуда вертится земля,

Самое заветное и важное

Открывают нам учителя.

По огромным просторам России

Разлетаются выпускники

И несут широко и красиво

Свет небесный во все уголки.

От души пожелать тебе хочется,

Чтобы ныне и через века

Пробивалось в сердцах твоё творчество

Серебристой водой родника.

7.Подведение итогов
Замечательно! Пришло время подвести итоги.

    Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

    Каковы их отличительные особенности?

    С какими размерами мы сегодня познакомились?

    Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.

8. Рефлексия

    Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

    На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания?

9.Домашнее задание

Выучить текст песни «Любимая школа» наизусть, подготовить доклады о жизни и творчестве композиторов Л. Бетховена и А.Хачатуряна(по вариантам).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями “метр” – “ ритм” в музыке и жизни человека в целом.

  • развивать чувство ритма у учеников и представление о нём;
  • продолжить знакомить с понятиями диалога “метра” и “ритма” в музыке и жизни;
  • развивать творческую активность на уроке и умение обобщать полученную информацию, работая в инициативных группах и самостоятельно;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

  • слушание и анализ – А.И. Хачатурян “Танец с саблями” из балета “Гаяне”;
  • исполнение – ритмические “кричалки” “Джумба” и “Баня”; шотландская песня “My Bonnie”.

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, синтезатор, электронное пианино, DVD– проигрыватель, диски с музыкальными произведениями, электронная презентация.

Оформление доски: три раздела – “Тема”; “Слушаем”; “Поем”.

Тип урока – комбинированный

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока “Диалог метра и ритма”. На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста! (Демонстрирую звучание ритма – отбиваю ритм).

Ученики: Конечно, это ритм. (Слайд2 ) Дают определение ритма: чередование долгих и коротких звуков. Исполняют практическое задание: “Повторить ритмический рисунок”, даёт задание учитель, ученики и по очереди желающие повторяют ритмический рисунок.

Учитель: Молодцы! С заданием справились отлично! Найдите, пожалуйста, алгоритм данного явления в природе, жизни.

Ученики: приводят примеры: ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи; ритмичны человеческое дыхание и биение сердца; ритмичны архитектурные сооружения с их симметрично расположенными окнами, колоннами, лепными украшениями, и наконец господство ритма во всех сферах жизни позволило во времена античности поставить музыку на первый план устройства Вселенной.

Учитель: Действительно так! И сразу же привожу пример метра– путём отстукивании.

Ученики: Дают определение метра. Метр – это пульс музыки, ритм – равномерное чередование сильных и слабых долей.(Слайд 3)

Учитель: И так две стороны одной “ медали”! Как же они сосуществуют метр и ритм!

Ученики: Безусловно, между ними взаимная беседа и в названии темы урока раскрывается смысл данного понятия – диалог: две стороны, два собеседника.

Учитель: В какой связи находятся метр и ритм? Как осуществляется этот бесконечный диалог?

Ученики: Метр вносит порядок, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

Учитель: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

Ученики: Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог.

Учитель: Да, совершенно верно, действительно во всем многообразии музыки практически не найдется произведения, в котором бы метр полностью совпадал с ритмом. Как правило, в музыкальных произведениях метр и ритм вступают в диалог, а иногда даже в откровенный спор: ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. И как вам кажется, какой же должен быть характер у данного произведения?

Ученики: Зажигательный, динамичный,

Учитель: Совершенно верно! Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, пытаясь их разрушить, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А.И. Хачатуряна “Гаяне”, получившим название “Танец с саблями”. (Слайд 4 А.И. Хачатурян)

Слушаем фрагмент из балета “Гаяне” “Танец с саблями” (Анализируем произведение)

Ученики: Исполняет произведение симфонический оркестр (четыре группы инструментов), ведущая группа – медно-духовые инструменты, характер динамичный, зажигательный, ритм – изменчивый и непредсказуемый. Метр пытается обуздать эту стихию, вступая в неравный диалог.

Учитель: Молодцы, умницы! И так А.И. Хачатурян – яркая, одаренная личность. Дети, как вы думаете в каком возрасте целесообразнее начать занятия музыкой?

Ученики: Наверное, в семь лет.

Учитель: Безусловно, но есть исключения из правил. Хачатурян стал заниматься музыкой профессионально почти в 19 лет, родился и вырос в Тбилиси, по национальности армянин. Баловень судьбы, все мыслимые награды и признания получил при жизни. Одно из самых ярких и удивительных событий было связано с прозвучавшим произведением.

Однажды, Хачатурян в составе Советской делегации прибыл в Испанию. Любимым и самым почитаемым художником был Сальвадор Дали (Слайд5 С.Дали ) художник-сюрреалист(сверх реальный, другая реальность, совместить несовместимое, пишу “как брежу”, отражаю свои сны(Слайд6,7,8 – картины С.Дали). Мечта о встречи с ним не давала покоя. И вот этот радостный, поистине счастливый день наступил. Хачатурян переступил порог дома: прекрасная зала для гостей, где он в ожидании приема, испытывая чувство глубокой тревоги и волнения, томился почти два часа, порываясь выйти, но, увы, все двери были заперты. Вдруг вспыхнул яркий свет, распахнулись центральные двери: под оглушительные звуки “Танца с саблями”, С.Дали верхом на метле с саблей в руке, проскакал по периметру зала. Мажор дома громко и торжественно объявил: “Прием окончен”. Погас свет. История этого события была рассказана известным писателем-историком М. Веллером в сборнике “Легенды Невского Проспекта” 1993г (Слайд10)

Вот так состоялся диалог между двумя выдающимися талантами! (Слайд11)

Повторное прослушивание произведения, после которого переходим к практическому заданию. (Слайд12) Перед нами метроритмическая кричалка

“Джумба”. Класс делится творческие группы:

I группа скандирует “Джумба” – четыре раза до вступления следующей группы, являясь метрической основой кричалки и на протяжении исполнения кричалки продолжает скандировать “Джумба”

II группа вступает на пятой доле со словами “Джумба, квелико, питолико, микадзе” и скандирует эту фразу дважды и продолжает скандировать её на протяжении исполнения кричалки.

III группа вступает на начало третьего скандирования II группы со словами “Пля, пля, пля синкопа! Ква, ква, ква – кварелли”. Дважды произносит свою фразу и все три группы заканчивают одновременно скандированием “Джумба”.

Учитель: Замечательно! Скажите, пожалуйста, что в данном диалоге выполняет функции метра.

Ученики: Первая фраза “Джумба” – метр! А остальные две выполняют ритмический рисунок!

Учитель: Молодцы! Умницы! Теперь попробуем исполнить “Джумбу” соло. И так, нужны трое отважных исполнителей. (В зависимости от подготовленности детей “Джумбу” можно на опорных звуках трезвучия и т.д. и т.п.)

Учитель: Попробуем исполнить русский вариант кричалки. Можно поменяться группами. Группа, исполняющая ритмический рисунок будет метрической основой и наоборот. Кричалка “Баня”. (Слайд 13)

I группа – “С Волги бревна прикатили”.

II группа – “Кидай веники на баню”.

III группа – “Пей чай с сухарями”. Исполняем эту кричалку по принципу исполнения “Джумбы”. Заканчиваем эту кричалку скандированием “Баня”

Учитель: Молодцы!!! Скажите пожалуйста, а как называется принцип исполнения, когда голоса вступают по очереди, друг за другом: в определенной последовательности?

Ученики: Каноном.

Учитель: Совершенно верно! Мы продолжаем работу над исполнительским мастерством, завершая работу над народной шотландской песней “My Bonnie”. Как в оригинале должна быть исполнена песня?

Ученики: А капелла, т.е. без сопровождения, одноголосно.

Учитель: Вспоминаем мелодию. Песня написана в куплетной форме. Что это значит?

Ученики: состоит из запева и припева.

Учитель: Сейчас мы пропоем все запевы. Вспомним слова и мелодию. (Работа над унисоном, слаженным звучанием.)

После работы над исполнением песни звучит контрольный вариант “My Bonnie” с солистами.

Учитель: А как мы можем исполнить эту песню, правильно с музыкальным сопровождением.

Звучит исполнение песни с автоаккомпаниментом (Идеальный вариант: аккомпанируют учащиеся на синтезаторе)

Учитель: Замечательно!!! Пришло время подвести итоги. Работа в группах. Класс разделяется на небольшие группы по 4 -5 учеников. Группа берет задание-вопрос. Каждой группе необходимо сформулировать ответ и решить, кто будет его озвучивать.

  • Как ты понимаешь выражение “ диалог метра и ритма”? Приведи примеры диалогов, которые были на уроке.
  • Возможно – ли полное совпадение ритма и метра? Аргументируй свою позицию: если да, то, что может произойти?
  • Найти алгоритм понятиям метра и ритма в жизни.
  • Какие жанры отличаются наиболее разнообразной ритмической характеристикой?
  • Назвать произведение, прозвучавшее на уроке, автора и охарактеризовать его сточки зрения темы урока.
  • Как ты думаешь, могла бы музыка существовать без ритма? Аргументируй свой ответ.
  • Согласен ли ты, что в музыке А.И.Хачатуряна “Танец с саблями” главнейшим средством выразительности является ритм? В чём заключаются его особенности?
  • Как, по-твоему, в музыке Хачатуряна взаимодействуют метр и ритм – совпадают, дополняют друг друга или “спорят и борются”?

Учитель: подводит окончательный итог урока. Ответы детей являются ярким подтверждением усвоением данной темы на отлично. А урок мы закончим так, как предположительно его мог бы завершить сам Сальвадор Дали.

Звучит “Танец с саблями” (Слайд14). В класс врывается театральный персонаж со шпагой, проносится ураганом по кабинету, останавливается в центре и произносит сакраментальную фразу “Урок окончен, господа! Спасибо всем за внимание!!!”