Абстракционизм: определение, типы и художники. Школьная энциклопедия Основатель абстракционизма

  • 24.07.2019

Абстракционизм абстракциони́зм

(от лат. abstractio – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки. Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич , П. Мондриан , отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов). Программным произведением Малевича стал его знаменитый «Чёрный квадрат» (1915). Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. supremus – наивысший). Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним из авторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»). Свои абстрактные композиции художник называл «планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма».


В нач. 20 в. абстракционизм распространился во многих странах Запада. В 1912 г. в Голландии рождается неопластицизм. Создатель неопластицизма П. Мондриан вместе с Т. ван Дусбургом основал группу «Де Стейл» (1917) и журнал под тем же названием (выходил до 1922 г.). «Человеческое начало» из их искусства было пол ностью изгнано. Участники группы «Де Стейл» создавали полотна, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, заполнявшиеся чистыми однородными цветами, что, по мнению Мондриана, выражало идею чистой пластической красоты. Он хотел создать живопись, «лишённую индивидуальности» и, в силу этого, обладающую «мировым значением».
В 1918-20 гг. в России возник основанный на идеях супрематизма конструктивизм , объединивший архитекторов (К. С. Мельников , А. А. Веснин и др.), скульпторов (В. Е. Татлин , Н. Габо, А. Певзнер), графиков (Эль Лисицкий , А. М. Родченко ). Суть направления изложил Веснин: «Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». Важную роль в развитии конструктивизма сыграл «Баухауз» – художественное объединение, основанное в 1919 г. в Германии архитектором В. Гропиусом (П. Клее; В. В. Кандинский, Эль Лисицкий и др.). В 1930 г. французский критик М. Сейфор создал в Париже группу «Круг и квадрат». В 1931 г. в Париже возникло объединение «Абстракция – творчество», основанное эмигрантами из России Н. Габо и А. Певзнером. Особенно радикальным направлением был ташизм (от франц. tache – пятно). Ташисты (П. Сулаж, Х. Хартунг, Ж. Матье и др.) обходились без кистей. Они выплёскивали, разбрызгивали краски на холст, затем размазывая или растаптывая их. К краскам они примешивали сажу, дёготь, уголь, песок, битое стекло, полагая, что цвет грязи не менее прекрасен, чем цвет неба. С началом Второй мировой войны центр абстракционизма переместился в США (Дж. Поллок, А. Горки, В. Кунинг, Фр. Клейн, М. Тоби, М. Ротко). В 1960-е гг. начался новый подъём абстракционизма. Это направление в искусстве и сегодня остаётся актуальным, однако уже не занимает главенствующих позиций, как в нач. 20 в.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "абстракционизм" в других словарях:

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Абстрактное искусство Словарь русских синонимов. абстракционизм сущ., кол во синонимов: 2 абстрактное искусство (1) … Словарь синонимов

    абстракционизм - а, м. abstractionnisme m., англ. abstracitonism.1926. Рей 1998. Крайне формалистическое направление в живописи, скульптуре и графике. СИС 1985. В отличие от абстракционизма реализм всегда конкретен. Залыгин Черты документальности. Лекс. СИС 1964 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АБСТРАКЦИОНИЗМ, а, муж. В изобразительном искусстве 20 в.: направление, последователи к рого изображают реальный мир как сочетание отвлечённых форм или цветовых пятен. | прил. абстракционистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова

    - (лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве ХХ в., прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма было изложено В. Кандинским. Абстрактное искусство –… … Энциклопедия культурологии

    - (лат. abstractio удаление, отвлечение) направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма достижение… … Википедия

    Абстракционизм - (от лат. abstractus отвлеченный) абстрактное, беспредметное, нефигуративное иск во; течение в иск ве 20 в., выдвинувшее идею отказа от изображения форм реальной действительности. Ставит целью создание композиций с различным эмоц. содержанием с… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    абстракционизм - а, только ед., м. Направление в живописи, скульптуре, графике ХХ в., последователи которого воспроизводят реальный мир в виде отвлеченных форм, цветовых пятен, линий и т. п. Со времен Аполлинера вошла в привычку параллель между музыкой и так… … Популярный словарь русского языка

    абстракционизм - (от лат. abstractio удаление, отвлечение) направление в искусстве XX в., приверженцы которого принципиально отказываются от изображения реальных предметов и явлений (главным образом в живописи, скульптуре и графике); крайнее проявление модернизма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Абстракционизм - (лат. abstrahere) – 1. формалистическое направление в живописи, основанное В.Кандинским (1910 1914), воплотившееся позднее в основную тенденцию развития других течений изобразительного искусства преимущественно в западной культуре (кубизма,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Мадрид. Музей Тиссен-Борнемиса , Александр , Бабин , Особое внимание уделено живописи сюрреалистов, кубистов, а также русскому авангарду. Не обойден вниманием американский абстракционизм и поп-арт. Как всегда, авторский рассказ поможет читателю… Категория: VIP-издания Серия:

Так уж сложилось, что зачастую зритель, видя на холсте что-то непонятное, необъяснимое и неподвластное логике, смело заявляет: “Абстракция. Определенно”. В чем-то конечно он прав. Дело в том, что это направление в искусстве отошло от существующей действительности изображения форм и в приоритете ставит гармонизацию цвета, формы и композиции в целом. Основы мироздания за гранью привычного восприятия, нечто более глубокое и философское. Что примечательно, число любителей абстрактной живописи растёт с каждым годом, а картины, написанные в этом стиле, занимают топовые позиции в ведущих аукционных домах мира.

Первое абстрактное произведение искусства находится в Национальном музее Грузии и принадлежит кисти Василия Кандинского. Именно этого художника считают основателем абстракционизма в живописи.

Василий Кандинский “Картина с кругом”, холст, масло, 100.0 × 150.0 см,

Тбилиси. Грузинский национальный музей

Самые известные и успешные абстракционисты – это Василий Кандинский, Казимир Малевич и Пит Мондриан. Каждый – легендарная личность в искусстве XX века.

Василий Кандинский – русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма

Казимир Малевич – российский и советский художник-авангардист, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства.

Пит Мондриан – нидерландский художник, один из основоположников абстрактной живописи

Именно абстракционизм дал старт для развития таких направлений в искусстве как кубизм, экспрессионизм, оп-арт и другие.
Кстати, самая дорогая картина в мире написана в стиле абстрактного экспрессионизма. Масштабное полотно американского художника Джексона Поллока “Номер 5” было продано на закрытых торгах аукциона Сотбис за 140 млн $.

Джексон Поллкок, №5, 1948 г., древесноволокнистая плита, масло, 243,8 × 121,9 см, частная коллекция, Нью-Йорк

Интересно звучание абстрактной картины в интерьере. В офис она привносит строгость и лаконичность, а дома добавит энергию и яркость красок. Подобная живопись отлично впишется в любой дизайн помещения, достаточно грамотно подобрать цветовое решение, подчеркнув общий стиль. Пожалуй, один нюанс все же есть – размещать картину лучше на однотонной стене пастельных цветов.

Среди молодых современных авторов, работающих в этом направлении, обязательно стоит отметить , и . В картинах художников мы видим ноты лирического абстракционизма, где так органична связь эмоциональных переживаний, плавных течений и цветовых фантазий творца.

Владимир Эхин “Летние воспоминания”, оргалит, акрил, масло, 60 см х 80 см

Полина Орлова, “Утро”, холст, масло, акрил, 60 см х 50 см, 2014 г.

Данила Березовский “2”, холст,масло, 55 см х 45 см, 2015 г.

Илья Петрусенко, “Закат”, холст,масло, 40 см х 50 см, 2015 г.

Мы предлагаем прогуляться по нашей и насладится . Купить понравившуюся картину крымских художников можно смело нажав на кнопку “Купить в один клик» и наши менеджеры свяжутся с вами в течение суток для .

Любите искусство и пусть в вашем доме всегда будет уют и благополучие!

Направление абстракционизма в живописи возникло в самом начале 20 века, на пороге Первой Мировой Войны, как одно из многих течений модернизма. Для нового времени, нового видения абстракционизм стал точкой освобождения живописи от оков фигурально искусства. Для художников не стало ограничений, и они смогли в своем творчестве перешагнуть черту объективной реальности. До этого момента искусство было привязано к предмету. Да, художники передавали реальность через призму своего видения и понимания; экспрессионисты через эмоции, импрессионисты через впечатления, но все же они опирались на реальность и потому были ограничены ею.

Но как передать посредством рисунка звон? Или свист? Боль? Бесконечность Вселенной? Сами понятия дружбы и любви? Не друзей или влюбленных, но те великие силы, меняющие ход истории. Веками эти материи были недоступны живописи, но появление абстракционизма стало точкой освобождения.

Новое время позволило живописи шагнуть дальше, в мир философии, стать свободной как музыка. И если вы знакомы с работами "первооткрывателей" абстракционизма - В.В. Кандинского, П.К. Мондриана, К.С. Малевича, - то наверняка согласитесь, что абстракционизм в живописи - это прежде всего свобода создания новой реальности, неограниченная свобода высказывания. Во многом именно поэтому в более поздние годы советской власти абстракционизм попал под запрет. Ибо этап разлома в политике миновал, и общество перешло от одной монолитной фигуры сознания к другой. От монархии к власти компартии. Расцвет абстракционизма же пришелся на момент разлома. Когда люди и их умы были свободны, когда общество было наполнено бунтарским духом…

"Первая Мировая Война" В.В. Кандинский


"Серое дерево" П.К. Модриан


"Точильщик" К.С. Малевич


Эти времена ушли безвозвратно. Но кроме эпох великих переломов, необратимо меняющих судьбы целых народов, каждый день происходят разломы меньших масштабов. И абстракционизм просачивается в сквозь косность любого общественного устройства и завалы обыденного.

Синкретический абстракционизм в живописи Шарлин фон Хейл

Со 2 го мая по 7 июня 2014 года в Чикагском музее Corbett vs. Dempsey прошла выставка Шарлин фон Хейл (Charline von Heil) - американской художницы немецкого происхождения, работающей в жанре синкретического абстракционизма. Почему синкретического? Синкретизм означает слияние, смешение, слитность, нерасчлененность.


Именно таков стиль Шарлин фон Хейл. Без преувеличения можно сказать, что она одна из самых неопределимых и неуловимых художников сегодня. Ее подход к живописи и к жанру всегда бесконечно изменчив, она не придерживается ни какого определённого стиля или течения. Используя форму как герменевтический лом, она старается разорвать связи между Видением и Интерпретацией. Галактикой творчества Шарлин фон Хейл движет стремление преодолевать препятствия и бросать вызов, выявлять и ликвидировать дихотомию благодати и неловкости, агрессии и красоты, конфигурации и абстракции. "Я натыкаюсь на что-то, а затем исследую это", - говорит фон Хейл.


Для своего дебюта в Corbett vs Dempsey художница создала огромный флагманский холст и целый сонм безупречных маленьких картин. Большая работа, шириной около 50 метров стала неожиданностью и шоком даже для самой художницы. Это полотно начиналось как некая текстовая живопись, состоящая из лоскутков фраз, вроде автомобильных наклеек на бампер. Но эти текстовые знамена несколько скрыты, шрифт косой и не разборчивый, это добавляет ему таинственности, словно он решил спрятаться от самого себя. Сорок малых работ служат контрапунктом этого заявления. Быстрые, блестящие, окрашенные в черно-белый
Одноствольный узор, Вильям Моррис

«Абстракционизм», называемый также «беспредметным искусством», «нефигуративным», «нерепрезентативным», «геометрической абстракцией» или «конкретным искусством», является довольно расплывчатым зонтичным термином для любого объекта живописи или скульптуры, который не отображает узнаваемые объекты или сцены. Однако, как мы видим, не существует четкого консенсуса в отношении определения, типов или эстетического значения абстрактного искусства. Пикассо думал, что такого понятия вообще не существует, в то время как некоторые искусствоведы считают, что все искусство абстрактно — потому что, например, никакая живопись не может рассчитывать на то, чтобы быть чем-то большим, нежели грубым резюме того, что видит художник. Кроме того, существует скользящая шкала абстракции: от полу-абстрактного до полностью абстрактного. Поэтому, хотя теория относительно ясна — абстрактное искусство отстранено от реальности — практическая задача отделения абстрактных от не абстрактных произведений может быть гораздо более проблематичной.

В чем идея абстрактного искусства?

Начнем с очень простого примера. Возьмем плохой (ненатуралистичный) рисунок чего-либо. Исполнение изображение оставляет желать лучшего, однако если его цвета красивы, рисунок может поразить нас. Это показывает, как формальное качество (цвет) может переопределить репрезентативное (рисунок).
С другой стороны, фотореалистичная картина, скажем, дома может демонстрировать превосходную графику, но сам предмет, цветовая схема и общий состав могут быть абсолютно скучными.
Философское обоснование оценки ценности художественных формальных качеств проистекает из утверждения Платона о том, что: «Прямые линии и круги… не только красивые… но вечные и абсолютно красивые».

Конвергенция, Джексон Поллок, 1952 г.

По сути, изречение Платона означает, что нон-натуралистичные образы (круги, квадраты, треугольники и т. д.) обладают абсолютной, неизменной красотой. Таким образом, живопись может быть оценена только за ее линию и цвет, ей не нужно изображать естественный объект или сцену. Французский художник, литограф и теоретик искусства Морис Денис (1870-1943) имел в виду то же самое, когда писал: «Помните, что картина — до того, как стать военным конем или обнаженной женщиной … по существу плоская поверхность, покрытая цветом, собранным в определенном порядке».

Френк Стелла

Типы абстракционизма

Чтобы все было просто, мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов:

  • Криволинейный
  • Основанный на цвете или свете
  • Геометрический
  • Эмоциональный или интуитивный
  • Жестикуляционный
  • Минималистский

Некоторые из этих типов менее абстрактны, чем другие, но все они связаны с отделением искусства от реальности.

Криволинейный абстракционизм

Жимолость, Вильям Моррис, 1876 г.

Этот тип сильно связан с кельтским искусством, в котором используется ряд абстрактных мотивов, включая узлы (восемь основных типов), чересстрочные шаблоны и спирали (включая трискеле или трискелион). Эти мотивы не были изобретены кельтами, многие другие ранние культуры использовали эти кельтские орнаменты на протяжении веков. Тем не менее, справедливо сказать, что кельтские дизайнеры вдохнули новую жизнь в эти узоры, сделав их более замысловатыми и сложными. Позже они вернулись в течение 19-го века и особенно проявились в книжных обложках, тканях, обоях и ситцевых рисунках, подобных работам Уильяма Морриса (1834-96 гг.) и Артура Макзмурдо (1851-1942 гг.) . Криволинейная абстракция также характеризуется таким понятием, как «бесконечная картина» — широко распространенной особенностью исламского искусства.

Абстракционизм, основанный на цвете или свете

Водяная лилия, Клод Моне

Этот тип проиллюстрирован в работах Тернера и Моне, которые используют цвет (или свет) таким образом, чтобы отделить произведение искусства от реальности, поскольку объект растворяется в вихре пигмента. Примерами могут служить картины Водяная лилия Клода Моне (1840-1926), Талисман (1888, Musee d’Orsay, Париж), Пола Серузье (1864-1927). Несколько из экспрессионистских картин Кандинского, написанных в свое время с Der Blaue Reiter, очень близки к абстракции. Цветная абстракция вновь появилась в конце 1940-х и 50-х годов в виде цветной живописи, разработанной Марком Ротко (1903-70) и Барнеттом Ньюманом (1905-70). В 1950-х годах во Франции возникла параллельная разновидность абстрактной живописи, относящейся к цвету, известная как лирическая абстракция.

Талисман, Пол Серузье

Геометрическая абстракция

Буги-Вуги на Бродвее, Пит Мондриана, 1942 г.

Этот тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно с 1908 года. Ранней рудиментарной формой был кубизм, в частности аналитический кубизм, который отклонил линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, чтобы сосредоточиться на ее двумерных аспектах. Геометрическая абстракция также известна как конкретное искусство и безобъектное искусство. Как и следовало ожидать, он характеризуется не натуралистскими образами, как правило, геометрическими формами, такими как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и т. д. В некотором смысле, не содержа абсолютно никакой отсылки к естественному миру и не будучи связанным с ним, геометрический абстракционизм – это самая чистая форма абстракции. Можно сказать, что конкретное искусство для абстрактного искусства – это то же, что веганство для вегетарианства. Геометрическая абстракция представлена Черным кругом (1913, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), написанным Казимиром Малевичем (1878-1935) (основателем супрематизма); Буги-Вуги на Бродвее (1942, MoMA, Нью-Йорк) Пит Мондриана (1872-1944) (основатель неопластицизма); и Композиция VIII (The Cow) (1918, MoMA, Нью-Йорк) Тео Ван Досбурга (1883-1931) (основатель Де Стиля и Элементаризма). Другие примеры включают произведения Обращение к площади Йозефа Альберса (1888-1976) и Op-Art, созданные Виктором Вазарели (1906-1997).

Черный круг, Казимир Малевич, 1920 г.


Композиция VIII, Тео Ван Досбург

Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство

Этот тип искусства охватывает сочетание стилей, общая тема которых — натуралистическая тенденция. Этот натурализм проявляется в виде используемых форм и цветов. В отличие от геометрической абстракции, которая почти анти-природа, интуитивная абстракция часто изображает природу, но менее репрезентативно. Двумя важными источниками для этого типа абстрактного искусства являются: органическая абстракция (также называемая биоморфной абстракцией) и сюрреализм. Пожалуй, самым знаменитым художником, специализирующимся на этом виде искусства, был рожденный в России Марк Ротко (1938-70). Другие примеры включают полотна Кандинского, такие как Композиция № 4 (1911, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) и Композиция VII (1913, Третьяковская галерея); Женщина (1934, Частная коллекция) Джоан Миро (1893-1983) и Неопределенная делимость (1942, Художественная галерея Allbright-Knox, Буффало) Ив Танги (1900-55).

Неопределенная делимость, Ив Танги

Жестикуляционное (жестовое) абстрактное искусство

Без названия, Д. Поллок, 1949 г.

Это форма абстрактного экспрессионизма, когда процесс создания картины становится более важным, чем обычно. Например, краска наносится необычным способом, мазки часто очень рыхлые и быстрые. Известные американские экспоненты жестовой живописи включают Джексона Поллока (1912-56), изобретателя Action-Painting и его жену Ли Краснера (1908-84), которая вдохновила его на изобретение собственной техники, так называемой «капельной живописи»; Виллем де Кунинг (1904-97), известный своей работой в серии Женщина; и Роберт Мазервелл (1912-56). В Европе эта форма представлена группой Cobra, в частности Карел Аппель (1921-2006).

Минималистическое абстрактное искусство

Обучение рисованию, Эд Рейнхардта, 1939 г.

Этот тип абстракции был своеобразным авангардным искусством, лишенным всех внешних ссылок и ассоциаций. Это то, что вы видите – и больше ничего. Оно часто принимает геометрическую форму. В этом направлении доминируют скульпторы, хотя в него также входят некоторые великие художники, такие как Эд Рейнхардта (1913-67), Фрэнк Стелла (1936 г.р.), чьи картины большого масштаба и включают в себя скопления формы и цвета; Шон Скалли (1945 г.р.) ирландско-американский художник, чьи прямоугольные формы цвета, похоже, имитируют монументальные формы доисторических структур. А также Джо Бэр (1929 г. р.), Эльсуорт Келли (1923-2015), Роберт Мангольд (1937 г.р.), Брайс Марден (1938 г.р.), Агнес Мартин (1912-2004) и Роберт Райман (1930 г.р.).

Эльсуорт Келли


Фрэнк Стелла


Для меня стиль абстракционизм это прежде всего противостояние логике цивилизации. Вся история цивилизации последнего века построена на формулах, алгоритмах, принципах, уравнениях и правилах. Однако, человеку свойственно стремление к равновесию и гармонии. В связи с чем на заре века научно-технической революции появляется такое вот арт течение, которое не подчиняется классическим канонам рисования, а наоборот, служит своей целью дать свободу неосознанному и хаотичному, на первый взгляд лишенному смысла, но тем самым давая человеку возможность освободиться от влияния норм и догматов и сохранить внутреннюю гармонию.

Абстракционизм (от латинского abstractus — удаленный, отвлеченный) весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы. Для абстракционизма характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности, где имитация или точное отображение действительности не было самоцелью.

Основоположники абстракционизма - русские художники и , голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

Кубизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто условных форм геометричной формы, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Районизм (Лучизм) - направление в абстрактном искусстве 1910-х г.г., основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Характерна идея возникновения форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета».

Неопластицизм — обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917-1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Орфизм — направление во французской живописи 1910-х годов. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Супрематизм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. Малевичем. Выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Ташизм — течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Абстрактный экспрессионизм — движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.