Чем знаменит александр македонский. Последние годы Александра

  • 23.09.2019

Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ" ὁ Μέγας, лат. Alexander III Magnus, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн, предположительно 20 июля 356 - 10 июня 323 гг. до н. э.) - македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Александр Великий. Ещё в Античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, македонского царя Филиппа II, Александр обезопасил северные рубежи Македонии и завершил подчинение Греции разгромом мятежного города Фивы. Весной 334 года до н. э. Александр начал легендарный поход на Восток и за семь лет полностью завоевал Персидскую империю. Затем он начал покорение Индии, но по настоянию солдат, утомлённых долгим походом, отступил.

Основанные Александром города, которые и в наше время являются крупнейшими в нескольких странах, и колонизация греками новых территорий в Азии содействовали распространению греческой культуры на Востоке. Почти достигнув возраста 33 лет, Александр скончался в Вавилоне от тяжёлой болезни. Немедленно его империя была разделена его полководцами (диадохами) между собой, и на несколько десятилетий воцарилась череда войн диадохов.

Александр родился в июле, 356 года, Пелла (Македония). Сын македонского царя Филиппа II и царицы Олимпиады, будущий царь получил прекрасное для своего времени образование, его воспитателем с 13 лет был Аристотель. Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера. Военную подготовку он прошел под руководством отца.

Уже в юные годы Македонский продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству. В 338 году личное участие Александра в битве при Херонее во многом решило исход битвы в пользу македонян.

Юность наследника македонского престола была омрачена разводом родителей. Вторичная женитьба Филиппа на другой женщине (Клеопатре) стала причиной ссоры Александра с отцом. После загадочного убийства царя Филиппа в июне 336 до н. э. 20-летний Александр был возведен на престол.

Главной задачей молодого царя стала подготовка к военному походу в Персию. В наследство от Филиппа Александр получил сильнейшую армию Древней Греции, но он понимал, что для победы над огромной державой Ахеменидов понадобятся усилия всей Эллады. Ему удалось создать панэллинский (общегреческий) союз и сформировать объединенное греко-македонское войско.


Элиту армии составляли телохранители царя (гипасписты) и македонская царская гвардия. Основой конницы были всадники из Фессалии. Пешие воины носили тяжелые бронзовые доспехи, главным оружием их было македонское копье - сарисса. Александр усовершенствовал боевую тактику своего отца. Македонскую фалангу он стал строить углом, такое построение позволяло концентрировать силы для атаки правого фланга противника, традиционно слабого в армиях древнего мира. Помимо тяжелой пехоты в войске имелось немалое число легковооруженных вспомогательных отрядов из разных городов Греции. Общая численность пехоты составляла 30 тысяч человек, конницы - 5 тысяч. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено.

В 334 году армия македонского царя переправились через Геллеспонт (современные Дарданеллы), началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии. На первом этапе военных действий Александру Македонскому противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 году в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены. Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами. Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии (район современного Искандеруна, Турция) его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством.

Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 года греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном).

Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя. Наиболее известный из них - Александрия (Египетская).

После проведения финансовой реформы в Египте Македонский продолжил поход на Восток. Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно; 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах (близ современного Ирбиля, Ирак). Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану. Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе. Держава Ахеменидов перестала существовать.

Александр был провозглашен «царем Азии». После занятия Экбатаны он отправил на родину всех желавших этого союзников-греков. В своем государстве он замыслил создать новый правящий класс из македонян и персов, стремился привлечь на свою сторону местную знать, что вызывало недовольство его соратников. В 330 году были казнены старейший военачальник Парменион и его сын, начальник кавалерии Филота, обвиненные в причастности к заговору против Александра.

Перейдя через восточно-иранские области, войско Александра Македонского вторглось в Среднюю Азию (Бактрию и Согдиану), местное население которой во главе со Спитаменом оказало ожесточенное сопротивление; его удалось подавить лишь после гибели Спитамена в 328 году. Александр старался соблюдать местные обычаи, носил персидскую царскую одежду, женился на бактрийке Роксане. Однако его попытка ввести персидский придворный церемониал (в частности, падание ниц перед царем) натолкнулась на неприятие греков. Александр безжалостно расправлялся с недовольными. Его молочный брат Клит, посмевший его ослушаться, был немедленно убит.

После того как греко-македонские войска вышли в долину Инда, между ними и воинами индийского царя Пора произошла битва у Гидаспа (326). Индийцы были повержены. Преследуя их, войско Македонского спустилось вниз по Инду к Индийскому океану (325). Долина Инда была присоединена к державе Александра. Истощение войск и вспыхивающие в них мятежи вынудили Александра повернуть на запад.

Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией, Александр продолжил политику объединения разноязычного населения своей державы, сближения с персидской знатью, которую привлекал к управлению государством. Он устраивал массовые свадьбы македонян с персиянками, сам женился (помимо Роксаны) одновременно на двух персиянках - Статире (дочери Дария) и Парисатиде.

Александр готовился к покорению Аравии и Северной Африки, но этому помешала его внезапная смерть от малярии 13 июня 323 до н. э., в Вавилоне. Его тело, доставленное в Александрию Египетскую Птолемеем (одним из сподвижников великого полководца), было помещено в золотой гроб. Новыми царями огромной державы были провозглашены новорожденный сын Александра и его сводный брат Арридей. Фактически империей стали управлять военачальники Александра - диадохи, вскоре начавшие войну за раздел государства между собой. Политическое и экономическое единство, которое стремился создать Александр Македонский на захваченных землях, было непрочным, но греческое влияние на Востоке оказалось весьма плодотворным и привело к формированию культуры эллинизма.

Личность Александра Македонского была чрезвычайно популярна как среди европейских народов, так и на Востоке, где он известен под именем Искандер Зулькарнейн (или Искандар Зулькарнайн, что в переводе означает Александр Двурогий).



Рождение Александра Македонского

Согласно записям греческих и персидских историков Александр Македонский родился 29-30 июля 356 года до н. э. в столице Македонии Пелле.

В эту же ночь Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе (Малая Азия).

Александр родился в канун лунного затмения, которое произошло в дневное время 30 июля, поэтому не было видно в европейской части Земли и о нем не было записей. Это в наше время, с помощью компьютера можно точно сказать, когда произошло затмение.

Затмение 30 июля 356 года до н. э. выделялось тем, что во время затмения Луна находилась в Водолее, в напряженном аспекте (90 град.) с Черной Луной, которая находилась в Скорпионе.

Такое положение опасно всегда для плода, так как стимулирует преждевременные роды. Уберечь плод может только энергетика матери.

Но в данном случае мать Александра Олимпиада как ревностная вакханка часто находилась в окружении змей, на которых затмение могло произвести сильное воздействие. Поэтому во время затмения ее биоэнергетическое поле могло снизиться, что не позволило защитить от его воздействия ребенка. Скорее всего, это вызвало преждевременные роды, и ребенок родился семимесячным, что по тем временам означало - не имеющий шансов выжить.

Почему семимесячным? Да потому, что зимние вакханалии проводились на новолуние, расположенное близко возле зимнего солнцестояния.

Зачатие ребенка Олимпиадой могло произойти в завершающей стадии вакханалий через 3-4 дня, примерно 23-25 декабря. Значит, Александр родился после 31 недели беременности. Я думаю, что он родился под утро (около 4 утра по местному времени) 30 июля, когда возникло противостояние между Солнцем и Луной, и должно было уже вскоре начаться затмение, что создало в гороскопе рождения напряжение, расположенное параллельно горизонту.

Сверхъестественные способности Александра Македонского

Часто дети с таким напряжением в гороскопе рождения имеют врожденные патологии или вообще не могут выжить. Александр не имел явных телесных патологий, но у него были разные глаза. Один глаз был подобен кошачьему - мог светиться.

Об этой патологии знали, так как боялись взгляда людей с разными глазами и, в особенности с подобным кошачьим.

Но то, что эта наследственная болезнь опасная для жизни ребенка, очевидно, не знали. Так как на Александра возлагали большие планы, для осуществления которых человек должен был прожить долгую жизнь. А при этом заболевании жизнь человека могла остановиться в любую минуту.

Вместе с тем, такая физическая патология глаза, наделяла ее владельца сверхъестественными способностями. Он мог энергетически влиять на окружающих людей, вызывать у них страх, подавленность.

С годами с помощью искусных учителей Александр научился читать и влиять на мысли людей. С такой энергетикой он мог подпускать к себе на близкое расстояние нечистую силу, чтобы получать от нее нужную информацию. Да и сам он мог мысленно перемещаться на большое расстояние и видеть будущие события в своем воображении.

Когда Александр подрос, то для всех стало очевидным, что Филипп не приходится ему отцом. Александр был огненно-рыжим, с белоснежной кожей, очень чувствительной к солнечным лучам, с разными по окраске глазами - один глаз был как у кошки, другой - как у льва.

Эти особенности Александра объясняли его якобы божественным происхождением, что он - сын Диониса. Но Дионис не был рыжим, а эта характерная окраска передается только от родителей, причем является доминирующей. Об этом, очевидно, знали в то время.

Хотя в детстве Александру внушали, что отцом ему приходится Дионис, но когда он подрос и мог самостоятельно делать выводы, то понял, что с Дионисом не все так гладко и достоверно. К тому же при необычных обстоятельствах погиб его официальный отец, Филипп.

Почему убили Филиппа

Филипп обладал незаурядным умом, хитростью и коварством. Добывая власть, он проявил не только прекрасные воинские способности, но дипломатический дар и дальновидность.

Юстиан отмечал ораторское искусство Филиппа: "В беседах был и льстив, и коварен, на словах обещал больше, чем выполнял… Как оратор он был красноречиво изобретателен и остроумен; изощренность его речи сочеталась с легкостью и сама эта легкость была изощренной".

Он умело прибегал к подкупу, чем щадил своих воинов. В истории осталось известным его выражение: "Осел, нагруженный золотом, возьмёт любую крепость".

К тому же Филипп, несмотря на то, что он свою молодость провел в Фивах, никак не походил на просвещенного государя, а нравами и образом жизни был похож на варварских царей Фракии.

Феопомп, живший при дворе Филиппа, оставил такой убийственный отзыв (Полибий, 8.11): "Если и был кто-нибудь во всей Греции или среди варваров, чей характер отличался бесстыдством, он неизбежно был привлечен ко двору царя Филиппа в Македонии и получил титул "товарища царя”. Ибо в обычае Филиппа было славить и продвигать тех, кто прожигал свою жизнь в пьянстве и азартных играх… Некоторые из них, будучи мужчинами, даже чисто брили свои тела; и даже бородатые мужи не уклонялись от взаимной скверны. Они брали с собой по два или три раба для похоти, в то же время предавая себя для той же постыдной службы, так что справедливо бы их называть не солдатами, а проститутками".

Пьянство при дворе Филиппа поражало греков, которые сурово порицали пьянство и разврат, гомосексуализм.

Афиней добавляет, что хотя число "сотоварищей" не превышало 800, но владели они большей землей, чем любые 10 тысяч богатых греков.
Образ жизни Филиппа показывает, что в те далекие времена по соседству проживали народы с разными культурами принципами и духовными ценностями.

В силу своих противоположных взглядов эти культуры не могли жить в мире. Поэтому между культурными центрами периодично велись войны. Культуру Эллады представляли культурные центры - Афины и Фивы, а противоположную ей культуру - Дельфы, Спарта, Македония и др.

Филиппа в молодости вместе с его будущей женой Олимпиадой посвятили в культ Диониса на острове Самофракия.

Но он был не так молод, как Олимпиада и имел жизненный опыт. Поэтому это посвящение и сам культ Диониса воспринимал скорее как часть политической культуры того времени. Когда он женился на Олимпиаде, то стал к культу Диониса относиться более серьезно и осторожно.

Сохранился рассказ и о том, как, зайдя однажды в опочивальню к жене, Филипп увидел на её ложе огромного, вытянувшегося вдоль тела царицы змея. Он якобы подумал, что это не простое пресмыкающееся, а некто, перевоплощённый в змея.

Хотя на самом деле Филипп не был столь наивным, чтобы поверить в то, что змей - это Дионис. С тех пор он больше не разделял с Олимпиадой ложе. Филипп знал, что к рождению Александра он не причастен.

Вместе с тем, Филиппа постоянно мучил вопрос, кто отец Александра. Очевидно, он присматривался ко всем мужчинам, которые окружали его, но прошло уже 20 лет, а никого похожего на Александра так и не нашлось.

И вот Филипп женился на молодой македонке Клеопатре, что вынудило Олимпиаду вместе с Александром покинуть Македонию и отправиться на родину в Эпир.

Чтобы сгладить конфликтную ситуацию с царем Эпира, Филипп через год после собственной свадьбы устроил свадьбу своей дочери с эпирским царевичем.

И вдруг во время пира Филиппа убивает собственный телохранитель. Александр возвращается в Македонию и проводит расследование, но никакого заговора не находит.

Казалось, никто на то время не был заинтересован в смерти Филиппа. Филипп играл ключевую роль в подготовке военных действий против персов, поэтому в геополитике у него не было врагов.

Недовольство бывшей жены Олимпиады снималось тем, что Филипп выдавал свою дочь за эпирского царя, что удовлетворяло амбиции царей Эпира, в том числе и Олимпиады, дочери эпирского царя.

Александр тоже не был заинтересован в смерти Филиппа, так как тот его обучал военному делу, брал с собой на самые ответственные битвы и доверял защищать ответственные позиции. Например, он доверил Александру защищать левый фланг в Херонейской битве, где решалась судьба двух культур - Эллады (Афины и Фивы) и Македонии со Спартой.

Так что же произошло во время пира? Я думаю, что дело было в том, что Филипп среди званных гостей увидел, наконец, человека, который был похож на Александра.

И так как Филипп был очень искусным дипломатом, хорошо разбирался в политике и активно принимал в ней участие, то, увидев человека похожего на его так называемого сына, он в миг сообразил весь тайный замысел.

Незнакомец, поняв взгляд Филиппа, в мгновенье осознал опасность такого открытия для определенного круга тайных управителей мировой политики. Ставки в этой политической игре были слишком высоки, чтобы не обращать на это внимание. Это касалось глобальной политики не только в самой Греции, но во всем Средиземноморье и Египте.

Незнакомец, скорее всего, обладал магическими способностями и мог загипнотизировать телохранителя Филиппа. И уже в таком состоянии внушить ему мысль об убийстве Филиппа.

Отец Александра Македонского

Судя по тому, как Александра принимали в Египте - его называли сыном фараона Нектанеба II, так он был на него похож, то, очевидно, Александр имел с ним родственные корни. Но этот фараон был ровесником Александра, старше его на 13 лет. Чтобы понять всю суть интриги, рассмотрим, кто же мог быть отцом Александра Македонского.

Ко времени Александра Македонского Египет был разделен на два государства - Египет, которым правили персы - Верхний Египет и Восточная Дельта Нила, и Египет, которым правила ливийская династия - Западная дельта Нила, оазис Сива, Эфиопия и ливийское побережье.

Эти два государства находились в постоянной войне. Фараоны ливийской династии приглашали к себе на военную службу (с обязательной оплатой) воинов Спарты, а персидские цари - воинов Афин.

Фараоны с именем Нектанеб вели свою родословную от фараонов ливийской династии, которая ранее уже правила частью Египта. При этом главный жрец, охраняющий власть фараонов так же был из этого рода. Поэтому в оставленных исторических хрониках часто путают главного жреца с именем Нектанеб с фараоном Нектанеб.

К тому же характерной особенностью ливийской культуры является то, что главный жрец имел гораздо больше влияния на управление государством, чем династический фараон.

События развивались таким образом. Вначале западной культурой, оазисом Сива (храм Амона) и Эфиопией правил Нектанеб I, затем его сын Тахос, которому из-за неудачного военного сражения и для сохранения жизни пришлось перейти на сторону персов и покинуть Египет.

После него фараоном стал его двоюродный брат Нектанеб II, который правил Египтом в течение 18 лет, 360-343 годах до н. э.

Очевидно, этот фараон приходился сыном главному жрецу Амона и после своего отца должен был занять эту наследственную должность. Но обстоятельства вынудили его стать фараоном. Поэтому он мог совмещать эти две ключевые должности.

На это указывает его магические способности, умение прорицать будущее и многое другое, чем занимались древнеегипетские жрецы. Кроме того, он выделил колоссальные средства храмам, чего бы он может не сделал, если бы пребывал только на должности фараона. Записи о деятельности этого фараона сделаны во всех храмах, которые подчинялись этой династии.

Может быть, совмещение двух ключевых ролей в государстве и магические способности Нектанеба II способствовали проведению успешной политики не только в самом Египте, но и на мировом уровне, что сделало его очень популярным.

Так, когда в 350 году до н. э. персы сделали попытку покорить Египет, то Нектанеб II, пригласив талантливых греческих полководцев, афинянина Диофанта и спартанца Ламия, которые вместе с наёмниками успешно отразили натиск врага.

Успехи Нектанеба II оказали своё действие в Финикии и на Кипре, где вспыхнули новые восстания против персов. Возглавили антиперсидскую коалицию Нектанеб II и сидонский (финикийский) царь Теннес, которому он в 346 году до н. э. послал в распоряжение 4000 греческих наёмников под руководством Ментора с Родоса.

Но в 345 - 344 гг. до н. э. Артаксерксу III Оху удалось подавить восстания в Финикии, Иудее и на Кипре. Ментор с наёмниками перешёл на сторону персов.

Затем последующие военные успехи персов в союзе с рядом греческих царств (Фивы, Аргос, греки М. Азии) вынудили Нектанеба II бежать в Мемфис.

В 342 году до н. э. персы захватили Мемфис и весь Египет, а Нектанеб II, собрав свои сокровища, бежал в Эфиопию, где оставался независимым правителем до 341 года до н. э., о чём свидетельствуют его надписи в храмах Эдфу.

Об этом историческом событии осталась память в народных сказаниях, где рассказывается, что царь при приближении врагов и для отражения опасности, прибегает к оружию жреца - магическим операциям.

"Пустив на поверхность воды восковые кораблики, и подняв рукой жезл, Нектанеб II воспользовался могущественным словом. Но когда он пристально вгляделся в блюдо, то увидел, что судами варваров управляют египетские боги. Поняв, что он как фараон Египта выдан предательством блаженных, Нектанеб II обрил голову и бороду, чтобы изменить свой облик, и, положив за пазуху столько золота, сколько смог унести, бежал из Египта через Пелусий".

Из написанного можно сделать вывод, что блаженные, то есть добрые египетские боги, не были близкими и родными богами главного жреца. И он ими пользовался как слугами, они были у него в услужении подобно золотой рыбке в сказке Александра Пушкина.

Например, у древних евреев существовало тайное магическое учение, согласно которому, чудеса можно было творить не только силой Иеговы, но и силой "элоим ашерим”, т.е. буквально "других богов".

О том, что вера главного жреца Амона в египетских богов была лишь театральным представлением, говорит тот факт, что фараон оазиса Сива, чтобы переехать неузнанным в Эфиопию, с легкостью сбрил все волосы, и переоделся в другую одежду.

Геродот писал в своих исторических хрониках, что в Древнем Египте жрецы постоянно сбривали все волосы на теле. Отращивали волосы только те, кто пребывал в трауре по умершему. И только ливийцы - жители оазиса Сива, где находился храм Амона, делали все наоборот - носили волосы, когда были счастливы, и сбривали волосы, когда горевали.

Поэтому Нектанеба II египтяне узнали бы не по лицу, а по его бороде и длинным волосам на голове. Так как траур у египтян длился недолго, и волосы не успевали значительно вырасти.

Значит, ливийские фараоны рода Нектанеб представляли совершено другой народ, у которого был свой бог, и которого они для удобства называли египетским именем Амон - невидимый. Так как это было удобно, чтобы скрывать своего настоящего бога и свою суть.

При этом необходимо учесть, что Нектанеб II в соответствии со своей верой бежал из Египта как фараон, но не как жрец. Хотя для египтян его внешний вид указывал на его принадлежность к жрецам, что весьма было удобно для маскировки.

Жрецов персы не трогали. Поэтому Нектанеб II перед тем как покинуть Египет передал должность главного жреца сыну своей сестры, а за собой оставил только царскую власть. Эта должность позволяла ему свободно себя вести, притворяться, перемещаться по миру и посещать правителей других стран и народов.

И так как Нектанеб II обладал дипломатическим и военным талантом, то он естественно хотел принимать активное участие в мировой политике, чтобы воплотить в жизнь разработанный его родом план.

Поэтому не удивительно, что он мог, после того, как покинул Египет, побывать у своих родственников и союзников в Греции и Македонии, которые захотели его познакомить с царем Македонии Филиппом - активным участником их политических планов. Свадьба дочери царя была прекрасным предлогом для встречи и политических бесед.

Филипп, конечно же, был наслышан о фараоне Египта Нектанебе II, его военных подвигах, магических способностях, поэтому был рад этому знакомству. Но когда он воочию увидел его, и особенно его большую схожесть с Александром, то сразу же понял, что род Нектанебов представляет царский род народа, который стремится установить гегемонию в мировом масштабе.

Для мирового господства лидеры этого народа придумывали различные культы, философские теории и другие средства, с помощью которых развращали нравы аристократии других народов, лишая ее возможности продолжить свой род.

Под видом вмешательства богов в продолжение рода, они зачинали собственных отпрысков. И таким образом в основании царских родов ставились представители их народа.

Нектанеб II прочитав мысли Филиппа, с помощью магии внушил его телохранителю убить царя Македонии. На то время мало кто мог догадаться об истинной причине смерти Филиппа.

Но после того как Александр Македонский побывал в Египте, где народ принимал его как возвратившегося из бегства фараона, до Греции дошел слух об этой схожести. И, очевидно, политические деятели греков догадались о причине убийства Филиппа.

Поэтому греки постепенно охладели к культу Диониса, открыто проводимые вакханалии ушли в прошлое. А почитатели культа Диониса, чтобы не привлекать к себе внимание, заменили его культом Аполлона и Асклепия.

Таким образом, отцом Александра Македонского был представитель царской ветки Нектанебов, а Нектанеб II был представителем жреческой ветки этого рода.

В ливийской культуре царская власть передавалась по мужской линии, а жреческая - по женской линии.

В египетской культуре все было наоборот - жреческая власть передавалась по мужской линии. Поэтому, возвратившись в Египет через 11 лет фараон Нектанеб II, и снова став фараоном, уступил царский трон прибывшему в Египет после смерти Александра Македонского Птолемею. А его (Нектанеба II) внук, согласно традиции, занял должность главного жреца Амона.

Становление мессии

После гибели Филиппа Александру открывают большую тайну, что он сын не какого-то Диониса, а самого Зевса-Амона, и что доказательства этому он сможет увидеть, когда посетит Египет, храм Амона и выслушает предсказание оракула.

Когда Александр пришел в Египет, то его посвятили в тайну Амона, что в проявленном виде Амон может принимать облик бога Сета, защитника власти фараонов, бога войны и пустыни.

К тому же бог Сет родился в неурочный час - все Боги Древнего Египта рождались во время зимнего солнцестояния, только Сет родился раньше, недоношенным, хромым и огненно-рыжим.

И еще одна немаловажная особенность бога Сета - он пропагандировал гомосексуальные отношения, мужеложство. Эти характеристики во многом подходили Александру и его окружению.

Александр и его соратники были людьми своего времени, представителями культуры, где идеалом был не праведник, берегущий свою душу от пороков, а герой, способный преодолеть любые преграды на пути к цели. Их девизом был лозунг: "Цель оправдывает средства!”

Естественно, Александр хотел стать великим героем, завоевателем целого мира. К захвату мира он призывал своих друзей и воинов. И если они добровольно последовали за ним, то значит, они верили ему, и, так же как и он жаждали славы, добычи, приключений и бессмертия. Никогда не последовали бы македонцы на целые десять лет в Персию за кем-то, кроме "героя", т. е. предводителя, наделенного необычайными способностями, мужеством, страстью к приключениям и ореолом непобедимости.

И чтобы ему поверили другие, нужно было, чтобы Александр еще больше верил в себя. Любой человек, стремящийся к высшим достижениям, знает, какую громадную роль играет собственный волевой настрой, сила воображения, собственные мысли и чувства. Они, в конечном счете, и определяют успех замысла, который окрыляет. Также настоящий лидер никогда не должен терять веру в себя, отступать со своего пути из-за неудач. Он должен уметь использовать опыт собственных ошибок в своих целях.

Из этого перечня качеств героя можно сделать вывод, что героя нужно воспитать, им нельзя родиться. Поэтому все рассказы о божественном рождении Александра не оказали бы на него нужного воздействия, не развили бы умение управлять собственными чувствами, мыслями, воображением и волей. А он был по описанию историков не таким уж примерным ребенком.

В детские годы Александр отличался от сверстников тем, что был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно, зато был слишком честолюбив. Поэтому с детства завидовал славе отца.

Плутарх записал о характере Александра: "Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать".

Основную роль в воспитании Александра сыграл Аристотель, который научил его управлять эмоциями, мыслями и воображением.

Аристотель был последователем Сократа, Пифагора и, конечно же, жрецов Амона из оазиса Сива. Поэтому он основной удар в воспитании Александра сделал на развитии его сверхъестественных способностей - ясновиденья, телепатии и телекинеза.

Аристотель научил Александра выделять некоторую часть сознания и с ней переноситься в задуманное место, где уже с помощью ясновиденья и яснослышанья искать необходимую информацию. Владея такими способностями, Александр в своих военных походах мог обходиться без географических карт и разведывательных отрядов.

В настоящее время подобная технология используется разведками развитых стран мира.

В свое время я проверила этот метод на своем сознании, и увидела его возможности. Когда часть сознания отделяется от тела и оказывается в задуманном месте, то восприятие этой части сознанием значительно усиливается.

Возможно, физическое тело своими полями несколько угнетает или снижает порог восприятия. Поэтому сознание, отделенное от тела, воспринимает природу гораздо чувствительней - чувствуется и даже видится вибрация воздуха, природа приобретает более яркую окраску, например, зелень листвы деревьев, травы становится ярче.

Кроме того, выделенное из тела человека сознание легко проникает в сознание растений, животных, людей. Все вокруг будто начинает с вами говорить. И это завораживает, что весьма опасно, так как из этого состояния трудно самостоятельно выйти.

Особенно это опасно для детского сознания, так как дети не способны управлять собственными мыслями. Дети могут пребывать в таком состоянии долги годы, а иногда всю жизнь. Современная медицина это состояние сознания классифицирует как заболевание - детский аутизм.

Таким образом, Александр как представитель царского рода развил еще и способности жреца. Возможно, сочетание крови и магических способностей и было признаком мессии. Поэтому жрецы храма Амона приняли Александра в тайный масонский орден, который возможно еще сохранился от фараонов Нового царства Египта.

Жрецы посвятили Александра в тайные знания, научили телепатической связи с ними, чтобы в дальних походах он смог получить их совет. Возможно, они вручили ему на время его миссии кольцо Соломона, с помощью которого можно управлять джинами.

В свое время джины помогали царю Соломону построить храм. Соломон и его отец царь Давид являлись членами и предводителями древних масонов.


Завоевания Александра Македонского

Вооруженный тайными знаниями и талисманами Александр Македонский вначале провел завоевательные походы в землях, завоеванных персами.

Затем он попытался завоевать Индию, но, встретив достойное сопротивление, отказался от дальнейших сражений с индусами. Он не захотел тратить силы своего войска на войну, так как завоевание территорий в восточном направлении не входило в его планы.

Поэтому, выполнив один из пунктов намеченного плана, он перешел к выполнению остальных пунктов. И этими пунктами были - переход и покорение Аравийской пустыни, военный поход на Карфаген.

Но почему нужно было воевать с Карфагеном, если в борьбе с персами финикийцы были союзниками и выступали единым фронтом. История молчит, а наука обходит этот факт, как будто это что-то незначительное, что не достойно внимания.

Но как может конечная цель похода Александра Македонского игнорироваться. Тем более такая цель, как уничтожение культуры Карфагена.

Судьба не позволила Александру достичь конечной цели. Походы Александра Македонского все же достигли значительного успеха и он совершил ряд подвигов а империя Александра Македонского имела громадную территорию. Именно по этим успешным действиям можно разгадать, какими тайнами владел Александр.

Хотя их довольно много, но для нашей темы представляет интерес встреча войска Александра Македонского с легендарным василиском. Этот монстр ливийской пустыни убивал взглядом. И Александр применил способ, которым была убита мифическая Медуза Горгона, - на пути василиска он выставил зеркало.

Александр Македонский – выдающаяся личность истории, полководец, царь, создатель мировой державы. Родился в 356 году до н.э в Македонской столице. Принадлежит к роду мифического героя Геракла. В то время как, отец участвовал в войнах, мать занималась воспитанием Александра. Это повлияло на отношения будущего полководца с отцом – несмотря на восхищение его победами и военными рассказами, испытывал отвращение из-за неприятных рассказов матери о нем.

C самого детства в Александре все видели талантливого ребёнка, поэтому старались всесторонне его развивать – обучали политике, дипломатии, военным искусствам. Обучался будущий полководец и лучших и умнейших людей того времени.

Уже в двадцатилетнем возрасте Александр занял должность правителя и предпринял первые решительные действия – отменил налоги, отомстил врагам отца и подтвердил союз с Грецией. Затем он решил воплотить в жизнь план отца – совершил Персидский поход, результатом которого стало признание Македонского великим правителем и полководцем.

Помимо этого он совершил северный поход и покорил Фивы, завоевал Сирию, Малую Азию и Египет и основал там Александрию – первую греко-македонскую колонию на Востоке. Покорил Вавилон, стал царем Азии, в результате чего неоднократно подвергался заговорам. После окончания военного периода провёл несколько реформ. Женился на княжне Роксане.

В феврале 323 года до н.э положил все силы на подготовку похода на Карфаген, но осуществить его ему помешала болезнь – в этот же год он скончался от лихорадки. Смерть полководца до сих пор вызывает споры, в этом вопросе историки делятся на три группы, каждая из которых отстаивает свою точку зрения.

Великая империя, созданная Александром Македонским, распалась после его смерти и положила начало войнам за власть.

Вариант 2

Родился в 356 году до н.э. в столице Македонии Пелла. Скончался в 323 году до н.э. Александра считают потомком богов, поскольку дед Аминта III был выходцем из младшей ветки династии, его мать – эпирская царица Олимпиада из династии Пирридов. Его отец царь Филипп II был из рода Аргеадов. В детские увлекался греческой литературой и культурой, музыкой, математикой. Обучение проходило в Миезе, преподавателями были Леонид и актер Лисимах, затем наставником стал сам философ Аристотель. Произведение «Илиада» стала настольной книгой. Уже в юном возрасте будущий царь проявлял свои качества правителя и стратега, отличался вспыльчивым нравом, целеустремленностью, но также любознательностью.

Впервые честь управлять царством представилась Александру в 16 лет. Он умело проявил себя в подавлении восстания фракийцев и мятежа жителей Фивы. На протяжении всей жизни стремился удержать власть, об этом говорят многие походы и завоевания. Ему удавалось чинить расправу над соперниками и врагами, а также известен казнью двоюродного брата Аминта и сына Филиппа и Клеопатры.

Еще будучи ребенком, мальчик испытывал чувства восхищения отцом, но в то же время некую неприязнь, поскольку видел отношения между родителями.

Какими подвигами прославился? Объединил Элладу, осуществил мечту отца – поход на Персию. Битва у реки Граник в 334 году до н.э. позволила захватить власть над всей Малой Азией. Завоевал Палестину, Сирию, многие страны Ближнего Востока. Город Александрия, один из крупных культурных, научных, торговых центров, основан в его честь.

329 год-убийство персидского царя Давида воинами Александра. При этом македонский царь убедил в падении Персидской империи убийц Давида, а себя назвал мстителем за честь.

Постепенно полководец захватывал территории известные ныне как Афганистан, Узбекистан, строил города. Один из примеров служит город Кандагар.

В 326 году состоялся поход на Индию. Однако ввиду истощения армии долгими битвами, пришлось отказаться от дальнейшего продвижения в сторону Азии. Жизнь была под угрозой из-за ранения в бою с местными племенами.

Александр Македонский отличался милосердием по отношению к местному населению, их традициям. Многие планы так и остались неосуществленными из-за смерти в 323 году до нашей эры. Существуют разные версии, одна из них – малярия, другая – отравление. После трагического ухода из жизни империя распалась.

Образ Александра Македонского является примером для многих военачальников, его размышления и стратегии используются в наши дни.

Македонский - биография

Александр Македонский – царь Македонии и великий завоеватель восточных земель от Фракии до Китая.

Александр Македонский родился в 356 г. до н.э. в семье македонского царя Филиппа 2 и царицы Олимпиады. По древним обычаям сын обучался не в домашних условиях, а отправлялся постигать знания к родственникам. Александр воспитывался одним из величайших философов того времени – Аристотелем, от которого он получил тягу к просвещению. Также большую роль в формировании его личности сыграл царь Леонид, увлёкший его мечтами о военном господстве над всем миром. В целом детство мальчика прошло спокойно, но ему не хватало внимания отца, который постоянно воевал. Александр думал, что ему не достанутся земли, на которых он будет совершать свои подвиги.

В 336 г. до н.э. умирает отец Александра, после чего сын занимает кресло царя. Первым делом он разбирается с междоусобными войнами и устраняет заговорщиков. После начинает полномасштабную войну с Грецией. После битвы при Херонее одерживает верх и покоряет Грецию. С этого момента начинаются великие походы в Персию. Александр собрал большое войско и направился на смертельный бой против персидского царя Дария 3. Но после кровопролитной битвы при Гранике правитель Персии бежал, а Александр брал город за городами практически без сопротивления местных жителей. Его встречали, как освободителя от персидской гегемонии. Александр поражался красотой и оснащённостью персидских поселений, он перенял многие технологии у персидских мастеров и военных. Роме того, он был великодушен и не настаивал на смене руководителей, культуре или религиозных верований. Именно поэтому против молодого завоевателя не затевали бунты и восстания. Также юный царь женился на двух дочерях Дария: Сатире и Парисатиде.

Покорив Персию от Малой Азии до Бактрии, Александр Македонский принялся идти дальше. Для него было настоящим удивлением осознать, что за Персией находятся ещё неизведанные земли. Он до конца жизни был уверен, что край земли находится где-то рядом, что ему нужно лишь немного потрудиться, чтобы достичь власти над всем светом. Но Александр остался предан своей мечте и пошёл на Индию, где впервые столкнулся со слонами, но успешно одолел их. Индийский царь открыл перед ним ворота, и Индия была покорена. Завоеватель основал свою империю и отправился в ставший для него любимым город Вавилон, где и провёл остаток своей жизни. Он планировал отправиться в Аравию и Китай, но так и не смог этого сделать. Его здоровье сильно подкосилось из-за заражения малярией, от которой он не оправиться. Он умер в 323 г. до н.э. оставив своим соратникам огромную империю.

Согласно античным документам, смерть Александра Македонского наступила 10 июня 323 г. до н. э. Величайшему полководцу было всего 32 года. До сих пор историки не могут выяснить причину его ухода из жизни. Скоропостижная смерть Александра Македонского, не определившего своего наследника, привела к развалу его империи и созданию нескольких государств, во главе которых встали военачальники и приближенные великого царя.

Возвращение в Вавилон

В 323 г. до н. э. эллинская армия возвращалась на запад. Александр Македонский закончил свой поход на восток, дойдя до Индии. Ему удалось создать огромнейшую империю, простиравшуюся от Балкан до Ирана и от Средней Азии до Египта. В истории человечества еще не существовало столь огромных государств, появившихся буквально в одночасье волей одного полководца.

Смерть Александра Македонского настигла в Вавилоне. Это был огромный оазис с множеством каналов, берущих воду из Евфрата. Город часто страдал от болезней и эпидемий. Возможно, именно здесь Царь Царей подхватил заразу.

Похороны Гефестиона

В последний год своей жизни Александр стал издерганным и подозрительным. Его траур был вызван смертью лучшего друга и приближенного военачальника Гефестиона. Весь май прошел в хлопотах, связанных с организацией похорон. Для Гефестиона был построен огромный зиккурат, который украсили многочисленными трофеями, полученными в ходе кампании на востоке.

Царь приказал разослать во все концы империи указ о том, что его друга нужно почитать как героя (фактически это был статус полубожества). Будучи крайне религиозным и суеверным человеком, Александр придавал большое значение подобным вещам. Помимо всего прочего, он окружил себя многочисленными пророками и оракулами.

Путешествие по Евфрату

Вавилон раздражал Александра. Он ненадолго покинул шумный город, чтобы обследовать берега Евфрата и соседние болота. Царь собирался организовать морскую экспедицию вокруг Он исследовал берега реки, пытаясь понять, как разместить поблизости от Вавилона 1200 кораблей, которые в скором времени должны были отправиться в путь.

Во время этого вояжа ветер сорвал с головы правителя его красную шляпу с позолоченной лентой, которую он носил в качестве диадемы. Пророки, к которым прислушивался монарх, решили, что этот случай - дурное предзнаменование, которое не сулит ничего хорошего. Когда смерть Александра Македонского стала свершившимся фактом, многие приближенные вспомнили тот случай на одном из каналов Евфрата.

Начало болезни

В конце мая царь вернулся в Вавилон. Он прекратил свой траур по случаю смерти друга и начал пировать со своими соратниками. Приносились праздничные жертвоприношения богам, а в армии стали раздавать долгожданные гостинцы - много вина и мяса. В Вавилоне отмечался успех экспедиции Неарха в Царю также не терпелось отправиться в очередной поход.

В первых числах июня у Александра появился сильный жар. Он пытался избавиться от недуга, принимая ванны и делая щедрые жертвоприношениями богам. Слухи о болезни царя просочились в город. Когда 8 июня толпа взволнованных македонян ворвалась в резиденцию своего правителя, царь приветствовал своих сторонников, однако весь его внешний вид говорил о том, что монарх держится на публике через силу.

Смерть Александра

На следующий день, 9 июня, Александр впал в кому, а 10 числа врачи констатировали его смерть. На протяжении многих столетий историки разных поколений предлагали самые разные теории о том, что послужило причиной ухода из жизни молодого полководца, всегда отличавшегося крепким здоровьем. В современной науке больше всего распространена точка зрения, которая гласит, что причина смерти Александра Македонского далека от мистики.

Скорее всего, царь подхватил малярию. Она заметно ослабила организм, и он не справился с воспалением легких (по иной версии - лейкемией). Дискуссия о втором фатальном заболевании продолжается до сих пор. Согласно менее распространенной теории, причина смерти Александра Македонского заключалась в лихорадке Западного Нила.

Версии об отравлении

Важным является тот факт, что ни один из сотрапезников царя не умер от инфекционного заболевания. Возможно, монарх испортил свое здоровье регулярными попойками. Во время последнего праздника он ни на один день не прекращал пиры, где в огромных количествах употреблялся алкоголь.

Современные исследователи обратили внимание на симптомы, сопровождавшие болезнь полководца. Он страдал от конвульсий, частой рвоты, мышечной слабости и сбивчивого пульса. Все это свидетельствует об отравлении. Поэтому версии смерти Александра Македонского включают в себя еще и теорию о неправильном лечении монарха.

Врачи могли дать ему белую чемерицу или морозник, чтобы облегчить его первый недуг, а в итоге только усугубили положение. Еще в Античности была популярна версия об отравлении Александра его полководцем Антипатром, которому грозило смещение с должности наместника в Македонии.

Гробница царя

323 г. до н. э. (год смерти Александра Македонского) стал траурным для всей огромной империи. Пока обычные жители горевали о безвременно скончавшемся монархе, его приближенные решали, что делать с телом покойного. Его было решено забальзамировать.

В конце концов телом завладел Птолемей, начавший править в Египте. Мумию перевезли в Мемфис, а потом в Александрию - город, основанный и названный в честь великого полководца. Много лет спустя Египет был завоеван римлянами. Императоры считали Александра величайшим примером для подражания. Правители Рима часто совершали паломничества к Последние достоверные сведения о ней относятся к началу III века, когда это место посетил император Каракалла, возложивший на усыпальницу свое кольцо и тунику. С тех пор след мумии теряется. Сегодня о ее дальнейшей судьбе ничего не известно.

Регентство Пердикки

Спорными остаются сведения о последних распоряжениях царя, сделанных перед тем как он окончательно впал в кому. Империя Александра Македонского после его смерти должна была получить наследника. Монарх понимал это и, чувствуя свой приближающийся конец, мог назначить преемника. В Античности была распространена легенда о том, что слабеющий правитель передал свое кольцо с печатью Пердикке - верному военачальнику, который должен был стать регентом при царице Роксане, находившейся на последнем месяце беременности.

Через несколько недель после смерти Александра она родила сына (также Александра). Регентство Пердикки с самого начала отличалось нестабильностью. После смерти Александра Македонского власть преемника стали оспаривать другие приближенные усопшего царя. В историографии они остались известны как диадохи. Почти все наместники в провинциях объявили о своей независимости и создали собственные сатрапии.

Диадохи

В 321 г. до н. э. Пердикка во время похода в Египте погиб от рук собственных военачальников, недовольных его деспотичностью. После смерти Александра Македонского его держава окончательно погрузилась в пучину гражданских войн, где каждый претендент на власть воевал со всеми. Кровопролитие продолжалось двадцать лет. Эти конфликты вошли в историю как войны диадохов.

Постепенно полководцы избавились от всех близких и родственников Александра. Были убиты брат царя Арридей, сестра Клеопатра, мать Олимпиада. Сын (формально нареченный Александром IV) лишился жизни в 14 лет, в 309 г. до н. э. У великого монарха был еще один ребенок. Внебрачный сын Геракл, рожденный от наложницы Барсины, был убит одновременно со своим сводным братом.

Раздел империи

Вавилон (место смерти Александра Македонского) быстро утратил свою власть над провинциями. После гибели Пердикки важную роль на обломках прежде единой империи стали играть диадохи Антигон и Селевк. Сначала они были союзниками. В 316 г. до н. э. Антигон приехал в Вавилон и потребовал у Селевка информацию о финансовых издержках на войну против соседей. Последний, боясь опалы, бежал в Египет, где нашел убежище у местного правителя Птолемея.

Смерть Александра Македонского, кратко говоря, уже давно была в прошлом, а его сторонники продолжали воевать друг против друга. К 311 г. до н. э. сложился следующий баланс сил. Антигон правил в Азии, Птолемей - в Египте, Кассандр - в Элладе, Селевк - в Персии.

Последняя война диадохов

Последняя, четвертая война диадохов (308-301 гг. до н. э.) началась из-за того, что Кассандр и Птолемей решили объединиться в союз против Антигона. К ним присоединились царь Македонии Лисимах и основатель империи Селевкидов Селевк.

Первым Антигона атаковал Птолемей. Он захватил Киклады, Сикион и Коринф. Для этого крупный египетский десант высадился на Пелопоннесе, где застал врасплох гарнизоны царя Фригии. Следующей целью Птолемея была Малая Азия. создал мощный плацдарм на Кипре. На этом острове базировались его армия и флот. Узнав о планах противника, Антигон перегруппировал свои войска. Его армия на время покинула Грецию. Это войско на 160 кораблях направилось к Кипру. Высадившись на острове, 15 тысяч человек под руководством Деметрия Полиоркета приступили к осаде Саламина.

Птолемей отправил на выручку крепости на Кипре почти весь свой флот. Деметрий решил дать морское сражение. В результате столкновения египтяне потеряли все свои корабли. Большая их часть была затоплена, а транспортные суда достались Антигону. В 306 г. до н. э. изолированный Саламин капитулировал. Антигон захватил Кипр и даже провозгласил себя царем.

Через несколько месяцев после этого успеха диадох решил нанести Птолемею сокрушительный удар на его же земле и снарядил экспедицию в Египет. Однако армия сатрапа не смогла переправиться через Нил. Кроме того, Птолемей отправил в стан врага агитаторов, которые фактически перекупили солдат оппонента. Обескураженному Антигону пришлось вернуться домой с пустыми руками.

Еще несколько лет противники по одиночке атаковали друг друга на море. Антигону удалось выгнать Лисимаха из Фригии. Одновременно с тем Деметрий наконец закончил кампанию в Греции и отправился в Малую Азию, дабы объединиться со своим союзником. Генерального сражения все не наступало. Оно произошло только спустя 8 лет с начала войны.

Битва при Ипсе

Летом 301 г. до н. э. произошла битва при Ипсе. Это сражение стало завершающим аккордом войн диадохов. Кавалерия Антигона, ведомая Деметрием Полиоркетом, атаковала тяжелую конницу союзников, которой руководил сын Селевка Антиох. Бой был ожесточенным. Наконец, конница Деметрия разбила неприятелей и бросилась за ними в погоню. Этот поступок оказался ошибкой.

Преследуя врага, конница оторвалась слишком далеко от основных сил Антигона. Селевк, поняв, что противник допустил просчет, ввел в сражение слонов. Они были не опасны для македонцев, научившихся использовать против огромных животных горючие средства и утыканные гвоздями доски. Однако слоны окончательно отрезали всадников от Антигона.

Тяжелая фаланга фригийского царя оказалась в окружении. Ее атаковала легкая пехота, а также конные лучники. Фаланга, неспособная прорвать блокаду, несколько часов стояла под обстрелом. Наконец, солдаты Антигона или сдались в плен, или бежали с поля боя. Деметрий решил уйти в Грецию. 80-летний Антигон сражался до последнего, пока не упал, сраженный вражеским дротиком.

Наследие Александра

После битвы на Ипсе союзники окончательно разделили бывшую империю Александра. Кассандр оставил за собой Фессалию, Македонию и Элладу. Лисимах получил Фракию, Фригию и Причерноморье. Селевку досталась Сирия. Их противник Деметрий сохранил несколько городов в Греции и Малой Азии.

Все царства, возникшие на обломках империи Александра Македонского, переняли от нее свою культурную основу. Даже Египет, где царствовал Птолемей, стал эллинистическим. У многочисленных стран Ближнего Востока появилось связующее звено в виде греческого языка. Этот мир просуществовал около двух столетий, пока не был завоеван римлянами. Новая империя также впитала в себя немало черт греческой культуры.

Сегодня место и год смерти Александра Македонского указаны в каждом учебнике античной истории. Преждевременный уход из жизни великого полководца стал одним из важнейших событий для всех современников.


Александра Македонский
Родился: 336 до н. э. года.
Умер: 10 июня 323 до н. э. года.

Биография

Александр Македонский родился предположительно 20 (21) июля 356 - 10 июня 323 гг. до н. э.) - македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Алекса́ндр Вели́кий. Ещё в Античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, македонского царя Филиппа II, Александр обезопасил северные рубежи Македонии и завершил подчинение Греции разгромом мятежного города Фивы. Весной 334 года до н. э. Александр начал легендарный поход на Восток и за семь лет полностью завоевал Персидскую империю. Затем он начал покорение Индии, но по настоянию солдат, утомлённых долгим походом, отступил.

Основанные Александром города, которые и в наше время являются крупнейшими в нескольких странах, и колонизация греками новых территорий в Азии содействовали распространению греческой культуры на Востоке. Почти достигнув возраста 33 лет, Александр скончался в Вавилоне от тяжёлой болезни. Немедленно его империя была разделена его полководцами (диадохами) между собой, и на несколько десятилетий воцарилась череда войн диадохов.

Рождение и детство

Александр родился в 356 году до н. э. в македонской столице Пелла. По преданию, Александр родился в ночь, когда Герострат поджёг Храм Артемиды Эфесской, одно из Семи чудес света. Уже во время походов Александра распространилась легенда, будто персидские маги интерпретировали этот пожар как знамение будущей катастрофы для их державы. Но поскольку всевозможные легенды и знамения всегда сопровождали рождение и жизнь великих людей античности, удачно совпавшую дату рождения Александра иногда считают искусственной.

Точный день рождения Александра неизвестен. Часто он принимается за 20 июля, поскольку по Плутарху Александр родился «в шестой день месяца гекатомбеона (др.-греч. ἑκατομβαιών), который у македонян называется лой (др.-греч. λῷος)»; существуют и датировки между 21 и 23 июля. Часто принимается 1 день гекатомбеона за 15 июля, но точное соответствие не доказано. Однако из свидетельства Аристобула, записанного Аррианом, можно вычислить, что Александр родился осенью. Кроме того, по свидетельству Демосфена, современника царя, македонский месяц лой на самом деле соответствовал аттическому боэдромиону (сентябрь и октябрь). Поэтому нередко в качестве даты рождения называется период с 6 по 10 октября.

Его родители - македонский царь Филипп II и дочь эпирского царя Олимпиада. Сам Александр по традиции вёл свой род от мифического Геракла через царей Аргоса, от которых будто бы ответвился первый македонский царь Каран. По легендарной версии, получившей распространение с подачи самого Александра, его настоящим отцом был фараон Нектанеб II. Ожидали, что ребёнка назовут Аминтой в честь отца Филиппа, но он назвал его Александром - вероятно, с политическим подтекстом в честь македонского царя Александра I, прозванного «Филэллин» (друг греков).

Наибольшее влияние на маленького Александра оказывала его мать. Отец занимался войнами с греческими полисами, и большую часть времени ребёнок проводил с Олимпиадой. Вероятно, она старалась настроить сына против Филиппа, и у Александра сформировалось двойственное отношение к отцу: восхищаясь его рассказами о войне, он в то же время испытывал неприязнь к нему из-за сплетен своей матери.

В Александре с раннего детства видели талантливого ребёнка. Благодаря этому он очень рано был признан наследником дела отца, а Олимпиада стала самой влиятельной из по меньшей мере шести жён Филиппа. Впрочем, Александр мог быть единственным сыном Филиппа, достойным принять его царство. Дело в том, что, по свидетельству античных авторов, его брат Филипп (впоследствии известный как Филипп III Арридей) был слабоумным. Других достоверно известных сыновей у Филиппа не было[сн 3] или, по крайней мере, ни один из них не был готов управлять царством отца к 336 году.

Александра с раннего детства готовили к дипломатии, политике, войне. Хотя родился Александр в Пелле, его вместе с другими знатными юношами обучали в Миезе неподалёку от города. Выбор удалённого от столицы места, вероятно, был связан с желанием удалить ребёнка от матери. Воспитателями и наставниками Александра были: родственник по линии матери Леонид, к которому он сохранил глубокую привязанность в зрелом возрасте, несмотря на строгое спартанское воспитание в детстве; шут и актёр Лисимах; а с 343 до н. э. - великий философ Аристотель. Выбор в качестве наставника именно его был не случаен - Аристотель был близок к македонскому царскому дому, а также хорошо знаком Гермию, тирану Атарнея, который поддерживал дружеские отношения с Филиппом. Под руководством Аристотеля, сделавшего акцент на изучении этики и политики, Александр получил классическое греческое образование, а также ему была привита любовь к медицине, философии и литературе. Хотя все греки читали классические произведения Гомера, Александр изучал Илиаду особенно усердно, поскольку его мать возводила своё происхождение к главному герою этого эпоса Ахиллу. Впоследствии он часто перечитывал это произведение. Также из источников известно о хорошем знании Александром «Анабасиса» Ксенофонта, Еврипида, а также поэтов Пиндара, Стесихора, Телеста, Филоксена и других.

Юность

Ещё в детские годы Александр отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично. Он не проявлял интереса к женщинам (см. статью о Калликсене), зато в 10-летнем возрасте укротил Буцефала, жеребца, из-за строптивости которого его отказался брать царь Филипп. Плутарх о характере Александра:

«Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать».

В 16-летнем возрасте Александр остался за царя в Македонии под надзором полководца Антипатра, когда Филипп осаждал Византий. Возглавив оставшиеся в Македонии войска, он подавил восстание фракийского племени медов и создал на месте фракийского поселения город Александрополь (по аналогии с Филиппополем, который его отец назвал в свою честь). А спустя 2 года в 338 до н. э. в битве при Херонее Александр показал личное мужество и навыки полководца, возглавляя под присмотром опытных военачальников левое крыло македонского войска.

Склонность к авантюрам Александр продемонстрировал в юности, когда без воли отца хотел жениться на дочери Пиксодара, правителя Карии (см. статью Филипп III Арридей). Позднее он всерьёз разругался с отцом из-за женитьбы последнего на юной знатной Клеопатре, в результате чего произошёл разрыв отношений между Филиппом и Олимпиадой, которую Александр искренне любил. Свадьбу Филиппа со знатной македонянкой, возможно, организовала часть местной аристократии. Многие знатные македоняне не желали мириться с тем, что наследником Филиппа станет сын чужеземки, который, к тому же, находился под её сильным влиянием. После этого Олимпиада попыталась свергнуть Филиппа с помощью своего брата Александра Молосского, правителя Эпира. Однако Филипп узнал о планах Олимпиады и предложил эпирскому царю жениться на Клеопатре, сестре своего наследника Александра, и он согласился. К свадьбе Клеопатры будущий завоеватель примирился с отцом и вернулся в Македонию.

Во время свадебных торжеств в 336 до н. э. Филипп был убит своим телохранителем Павсанием. Обстоятельства убийства не совсем ясны, и часто указывается на возможность участия в заговоре различных заинтересованных лиц, которые стали врагами Филиппа вследствие его агрессивной политики. Самого Павсания схватили и тут же убили люди из свиты Александра, что иногда трактуется как желание будущего царя скрыть истинного заказчика нападения. Хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях македонское войско провозгласило его царём (вероятно, по указке Антипатра). Впрочем, из всех детей Филиппа только Александр был достоин занятия трона (см. выше).

Восхождение на трон

При вступлении на трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с другими возможными соперниками. Как правило, они обвинялись в заговоре и действиях по заданию Персии - за это, например, казнили двух принцев из династии Линкестидов (Аррабая и Геромена), представлявшей Верхнюю Македонию и претендовавшей на македонский трон. Впрочем, третий из Линкестидов был зятем Антипатра, и потому Александр приблизил его к себе. В то же время, он казнил своего двоюродного брата Аминту и оставил свою единокровную сестру Кинану вдовой. Аминта представлял «старшую» линию Аргеадов (от Пердикки III) и некоторое время номинально правил Македонией в младенчестве, пока его не отстранил опекун Филипп II. Наконец, Александр решил ликвидировать и популярного полководца Аттала - его обвинили в измене и переговорах с афинскими политиками. Знать и македонский народ Александр привлек на свою сторону отменой налогов. При этом казна после правления Филиппа была практически пуста, а долги достигали 500 талантов.

При известии о смерти Филиппа многие его недруги попытались воспользоваться возникшей сложной ситуацией. Так, восстали фракийские и иллирийские племена, в Афинах активизировались противники македонского господства, а Фивы и некоторые другие греческие полисы попытались изгнать оставленные Филиппом гарнизоны и ослабить влияние Македонии. Однако Александр взял инициативу в свои руки. В качестве преемника Филиппа организовал конгресс в Коринфе, на котором был подтвержден ранее заключённый договор с греками. Договор декларировал полный суверенитет греческих полисов, самостоятельное решение ими внутренних дел, право выхода из соглашения. Для руководства внешней политикой греческих государств создавался общий совет и вводилась «должность» гегемона эллинов, обладающего военными полномочиями. Греки пошли на уступки, и многие полисы впустили к себе македонские гарнизоны (так, в частности, поступили Фивы).

В Коринфе Александр встретил философа-киника Диогена. По легенде, царь предложил Диогену просить у него, чего он захочет, а философ ответил «Не заслоняй мне солнца». Вскоре Александр посетил и Дельфы, однако там его отказались принять, ссылаясь на неприсутственные дни. Но царь нашёл пифию (прорицательницу) и потребовал, чтобы она предсказала его судьбу, и та в ответ воскликнула «Ты непобедим, сын мой!».

Поход на север и покорение Фив (335 г. до н. э.)

Имея за спиной пока ещё спокойную Грецию, присматривающуюся к новому царю, он весной 335 года до н. э. двинулся походом на восставших иллирийцев и фракийцев. По современным подсчётам, в северный поход отправилось не более 15 000 солдат, и практически все они были македонянами. Сперва Александр разбил фракийцев в битве у горы Эмон (Шипка): варвары установили на возвышенности лагерь из повозок и надеялись обратить македонян в бегство, пуская свои повозки под откос; Александр же приказал своим солдатам организованно избегать повозок. Во время битвы македонцы захватили многих женщин и детей, которых варвары оставили в лагере, и переправили их в Македонию. Вскоре царь нанёс поражение племени трибаллов, и их правитель Сирм вместе с большей частью соплеменников укрылся на острове Певка на Дунае[сн 4]. Александр, используя немногочисленные корабли, прибывшие из Виза́нтия, не сумел высадиться на острове. Приближалось время сбора урожая, и армия Александра могла уничтожить все посевы трибаллов и попытаться вынудить их сдаться до того, как закончатся их запасы. Однако вскоре царь обратил внимание, что на другом берегу Дуная собираются войска племени гетов. Геты надеялись, что Александр не станет высаживаться на берег, занятый солдатами, однако царь, наоборот, счёл появление гетов вызовом себе. Поэтому на самодельных плотах он переправился на другой берег Дуная, разбил гетов и тем самым лишил правителя трибаллов Сирма надежды на скорое окончание войны. Не исключено, что организацию переправы Александр позаимствовал у Ксенофонта, который описывал переправу через Евфрат на самодельных лодках в своём труде «Анабасис». Вскоре Александр заключил со всеми северными варварами союзные договоры. По преданию, во время заключения договоров царь спрашивал у варварских правителей, кого они боятся больше всего. Все вожди отвечали, что больше всего на свете боятся его, Александра, и только вождь небольшого кельтского племени, жившего в Греции[сн 5], сказал, что больше всего боится, если небо вдруг упадёт на землю.

Однако пока Александр улаживал дела на севере, на юге в конце лета под влиянием ложного слуха о смерти Александра вспыхнул мятеж в Фивах, самом пострадавшем от Филиппа греческом городе. Жители Фив призвали к восстанию всю Грецию, однако греки, на словах выражая солидарность с фивянами, на деле предпочли наблюдать за развитием событий.

Афинский оратор Демосфен называл Александра ребёнком, убеждая сограждан в том, что он не опасен. Царь, впрочем, прислал ответ, что вскоре появится у стен Афин и докажет, что он уже взрослый мужчина. В накалившейся ситуации Александр не терял времени. Стремительными маршами он перебросил армию из Иллирии к Фивам. Осада заняла несколько дней. Перед штурмом Фив Александр неоднократно предлагает мирные переговоры и получает отказ.

В конце сентября 335 года начался штурм города. Источники называют различные причины поражения фиванцев: Арриан считает, что фиванские войска пали духом и не смогли более сдерживать македонян, в то время как Диодор считает, что главной причиной стало обнаружение македонцами незащищённого участка стен города. В любом случае, македонские войска заняли стены города, а македонский гарнизон открыл ворота и помог окружить фиванцев. Штурмом город был захвачен, разграблен, а всё население обращено в рабство (см. статью Осада Фив). На вырученные деньги (примерно 440 талантов) Александр полностью или частично покрыл долги македонской казны. Вся Греция была поражена как судьбой древнего города, одного из крупнейших и сильнейших в Элладе, так и быстрой победой македонского оружия. Жители ряда городов сами предали суду политиков, призывавших к бунту против македонской гегемонии. Почти сразу же после захвата Фив Александр направился обратно в Македонию, где начал готовиться к походу в Азию.

На данном этапе военные экспедиции Александра облекались в форму усмирения противников Коринфского союза и панэллинской идеи отмщения варварам. Все свои завоевательные действия Александр в «македонский» период обосновывает неразрывной связью с целями всегреческого союза. Ведь формально именно Коринфским конгрессом был санкционирован главенствующий в Элладе статус Александра.

Царь Азии

Став властителем Азии, Александр перестал смотреть на персов как на покорённый народ, пытался уравнять победителей с побеждёнными и соединить их обычаи в единое целое. Принятые Александром меры вначале касались внешних форм вроде восточных одежд, гарема, персидских придворных церемоний. Впрочем, он не требовал их соблюдения от македонцев. Александр пытался править персами так, как их прежние цари. В историографии не существует единого мнения о титулатуре Александра - принятием титула «царь Азии» новый царь либо мог указывать на преемственность своего государства с империей Ахеменидов, либо же, наоборот, мог подчёркивать противоположность новой державы и Персии, поскольку не использовал такие титулы Ахеменидов, как «царь царей» и другие.

Первые жалобы на Александра появились к осени 330 до н. э. Боевые соратники, привыкшие к простоте нравов и дружеским отношениям между царём и подданными, глухо роптали, отказываясь принять восточные понятия, в частности проскинезу - простирание ниц с целованием ноги царя. Ближайшие друзья и придворные льстецы без колебаний последовали за Александром.

Македонская армия утомилась от длительного похода, солдаты хотели вернуться домой и не разделяли целей своего царя стать господином всего мира. В конце 330 до н. э. был раскрыт заговор против Александра нескольких простых солдат (известно лишь о 2 участниках). Однако последствия неудачного заговора оказались более чем серьёзны из-за межклановой борьбы внутри окружения Александра. Один из ведущих полководцев, командир гетайров Филота был обвинён в пассивном соучастии (знал, но не донёс). Даже под пытками Филота не признался в злом умысле, но был казнён солдатами на сходке. Отец Филоты, полководец Парменион, был убит без суда и какого-либо доказательства вины из-за возросшей подозрительности Александра. Менее значимых офицеров, на которых тоже падало подозрение, оправдали.

Летом 327 до н. э. был раскрыт «заговор пажей», знатных юношей при македонском царе. Кроме непосредственных виновников казнили и Каллисфена, историка и философа, который в одиночку осмеливался возражать царю и открыто критиковать новые придворные порядки. Смерть философа явилась логичным следствием развития деспотических наклонностей Александра. Эта тенденция особенно отчётливо проявилась в смерти Клита Чёрного, командира царских телохранителей, которого Александр убил лично в результате пьяной ссоры осенью 328 до н. э. Участившиеся сведения о заговорах связывают с обострившейся паранойей Александра.

Александр в современной культуре

В XX-XXI веках богатый и многогранный образ Александра интерпретировался в зависимости от потребностей общества. Однако новой в это время стала попытка полного пересмотра роли Александра в истории. Между первой и второй мировыми войнами активной критике подверглась сама идея завоеваний, сопровождающихся войнами. Наиболее ярко эта антимилитаристская тенденция проявилась в творчестве Бертольда Брехта. В частности, в 1920-30-е годы им было написано несколько стихотворений, где критиковались чрезмерные усилия полководца для завоевания Земли и указывалось на приписывание заслуг всей греческой армии одному-единственному полководцу. Наконец, в радиопьесе «Допрос Лукулла» (1940-41) Брехт отстаивает мнение, будто на небесах слава Александра ничего не значит.

В 1930-е годы советский писатель В. Г. Ян написал повесть «Огни на курганах». В характерном для своего времени духе он сделал из знатного согдийца Спитамена нищего погонщика караванов и нарисовал картину классовой борьбы и борьбы народов Средней Азии за национальное освобождение. Он также указывал на то, что Александра отнюдь не следует считать великим лидером: он совершал как «прогрессивные» действия, так и достойные порицания. Кроме того, Александр - центральный персонаж поэмы «Вода бессмертия» Л. И. Ошанина. Автор старается беспристрастно относиться к Александру, но указывает на положительные и отрицательные аспекты его завоеваний.

Александра нередко трактовали с современных позиций как предвестника глобализации и антиколониализма (ср. книгу нем. историка С. Фишера-Фабиана «Александр Великий. Мечта о братстве народов»); он включался в различные списки величайших полководцев на первых позициях. В беллетризованной биографии царя «Александр Македонский, или роман о Боге» Мориса Дрюона присутствуют элементы психоанализа и мистики, благодаря чему она выбивается среди других популярных биографий полководца. Профессиональный историк Арнольд Тойнби предпринял попытку описать гипотетическое будущее Македонской империи, если бы Александр прожил на 36 лет больше.

Также Александр является героем множества романов: И. А. Ефремова («Таис Афинская»), Мэри Рено («Божественное пламя», «Персидский мальчик», «Погребальные игры»), Дэвида Геммела («Македонский легион», «Темный принц»), Лев Ошанин «Вода бессмертия (роман в балладах)», Явдата Ильясова «Согдиана», Михаила Волохова («Диоген. Александр. Коринф.»), Валерио Массимо Манфреди («Александр Македонский. Сын сновидения», «Александр Македонский. Пески Амона», «Александр Македонский. Пределы мира»), Джеймс Роллинс («Кости волхвов») и др.

В детской литературе Александр, как правило, традиционно преподносится как величайший полководец всех времён и народов.

Несмотря на популярность Александра, в XX веке о нём было снято сравнительно небольшое количество фильмов. Две голливудских экранизации не имели большого успеха (1956 и 1968 годов). Некоторое значение для кинематографа представляет лишь греческий фильм 1980 года режиссера Теодороса Ангелопулоса, который, впрочем, также не является строгой биографией Александра. Наиболее известна, однако, экранизация 2004 года Оливера Стоуна. Фильм не является «биографическим» в полном смысле слова, поскольку нет ни связаного повествования о жизни полководца, ни многих важных моментов его биографии, из-за чего ряд поступков Александра кажутся зрителям иррациональными. По словам исполнителя роли Александра Колина Фаррела, это стало следствием позиции режиссёра: Оливер Стоун оставил только часть эпизодов первоначального сценария, «чтобы рассказать историю, как ему хотелось». В целом, фильм воспроизводит героический миф об Александре с особым вниманием на его походах и завоеваниях. Акцентирование внимания на эдиповом комплексе царя и его страхе перед женщинами, вероятно, было задумано ради желания сделать Александра более близким современному зрителю с помощью известных фрейдистских мотивов.

Александру Македонскому посвящены некоторые песни: группа Iron Maiden записала «Alexander the Great» (альбом Somewhere in Time), «2ва Самолёта» - «Александр Македонский» (альбом «Подруга подкинула проблем»), Сергей Бабкин - «Александр» в (альбом «Мотор»), группа Снега - «Александр».

Александр является персонажем в ряде компьютерных игр: Civilization IV: Warlords, Empire Earth, Rise of Nations: Thrones and Patriots, Rome: Total War - Alexander, Александр, Rise and Fall: Civilizations at War, Call to Power II.

В честь полководца назван кратер «Александр» на Луне.