Фредерик шопен - биография, фото, личная жизнь композитора. Фредерик Шопен

  • 29.04.2019

Имя великого композитора Фредерика Шопена знает каждый. Он является ярким представителем романтизма в музыке. Творческие произведения Шопена оказали влияние на последующее развитие музыки, а также на его последователей. Исторический вклад композитора в музыку является бесспорным.

Будущий великий композитор родился в 1810 году в небольшой деревне недалеко от Варшавы. Фредерик всегда испытывал любовь к музыке. Его мать была известной пианисткой и прививала любовь к музыке. Пианист В. Живный регулярно давал уроки юному Шопену. В 1818 годы вышла статья о том, что Шопен – гениальный ребенок, так как он не только повторял сложные композиции, но и сам сочинял. В лицее он познакомился с великими композиторами, известными художниками, писателями. Близкой подругой, а позже возлюбленной стала писательница Жорж Санд. Она отличалась острым умом, а так же стойкой жизненной позицией.

В 1837 году Шопен почувствовал болезнь легких, это был туберкулез. Вместе с женой Жорж Санд и двумя ее детьми отправились на Мальорку. Смена места жительства негативно повлияла на самочувствие композитора, но он продолжал писать. Отношения с возлюбленной значительно ухудшались, стресс негативно отразился на здоровье композитора. Умер Фредерик Шопен в 1849 году, тело похоронено в Париже.

Музыка Шопена вызывала восхищение, он давал концерты в Варшаве, Париже и в последние годы жизни – Лондоне. Очень часто давал концерты бесплатно, поэтому до конца своих дней занимался музыкой со своими учениками. Композитор абсолютно изменил понимание многих жанров: превратил скерцо в отдельный жанр, поэтизировал вальс, мазурку и другие танцы, классические жанры обогатил фантазией. Фредерик Шопен гордился своими вальсами, которые занимали весомое значение в его творчестве. Специалисты по музыковедению утверждают, что можно проследить взаимосвязь между личным трагизмом композитора и его вальсами. Фредерик Шопен является настоящим гением музыки и уже долгое время остается любимым композитором ценителей не только классической музыки.

Вариант №2

Фредерик Франсуа Шопен - всемирно знаменитый композитор, гениальный музыкант, посвятивший свое творчество родной Польше, бесподобный «поэт фортепиано».

Он родился в феврале 1810 года в Польше в небольшой деревне близ Варшавы. Мать будущего композитора прекрасно играла на фортепиано и пела. Отец владел скрипкой и флейтой. Родители воспитывали своего сына и троих дочерей в атмосфере нежности, гармонии и любви к поэзии, музыке, что не могло не отразиться на творчестве будущего гения.

Музыкальные задатки проявились у маленького Фредерика в раннем детстве. Первым наставником Шопена был чешский музыкант В. Живный. Уже в 9 лет мальчик сочинял вальсы, мазурки и полонезы. Благодаря виртуозной игре на пианино Фредерик прославился по всей Польше к 12 годам. Получая образование в Высшей музыкальной школе в Варшаве, музыкант брал уроки у известного композитора Ю. Эльснера.

После окончания обучения в 1827 году Шопен активно выступает с концертами не только в Польше, но и в Германии и Австрии, что приносит ему огромный успех. Великий музыкант в 1831 году переезжает в Париж. Слава его распространяется и появляются многочисленные поклонники.

Шопен не только сочиняет, но и начинает преподавать музыку. Он создает уникальную методику обучения пианистов.
Композитор любил много путешествовал. Он был знаком с Г. Берлиозом, Ф. Мендельсоном, Ф. Листом, О. Бальзаком, В. Гюго и другими выдающимися личностями того времени.

Не отличавшийся с детства крепким здоровьем, в 1848 году серьезно больной композитор дал последний концерт в Лондоне. 5 октября следующего года он умер.

Согласно завещанию, после смерти его сердце было доставлено на родину, где оно замуровано в варшавском костеле Святого Креста.

Талант Шопена можно сравнить с такими гениями как Моцарт и Чайковский. Блестящий представитель романтизма в музыке, основатель национальной польской композиторской школы, Шопен оставил своим потомкам огромное наследие музыкальных сочинений для фортепиано. Он написал два масштабных концерта, три сонаты, известные в многочисленных оркестровых исполнениях. Шопен впервые ввел жанр баллады, а его ноктюрны и этюды поражают своим изяществом и благородством любителей классической музыки.

Стилистику таких известных музыкальных сочинений, как «Осенний вальс», ноктюрнов «Ноктюрно до диез минор», «Весенняя рапсодия», этюдов «Революционный», «Сад Эдема» можно проследить в лирических произведениях современных исполнителей.
В честь Фредерика Шопена в Польше проводится Международный конкурс пианистов, называются многие учебные заведения и устанавливаются памятники.

В настоящее время быть загорелым очень модно. Многие девушки и даже мужчины желают иметь красивую смуглую кожу. Для этого некоторые загорают под солнцем, посещают солярий или же используют специальные крема.

Фредерик Шопен, является известнейшим музыкантом, композитором и пианистом, не только в Польше, но и во всех странах земного шара. Полное имя и фамилия, Фредерика Шопена звучит как Фридерик Францишек, а на французском Фредерик Франсуа. В основном Шопен творил свои музыкальные произведения в лирическом стиле. Фредерик очень тонко передавал любое настроение в музыке.

Биография Фредерика Шопена

Знаменитый музыкант появился на свет 1 марта в 1810 году. В небольшой деревне под названием Желязова Воля неподалеку от Сохачева. В семье у мальчика были польские и французские корни. Отец семейства, которого звали Миколай Шопен, по национальности был французом, но будучи шестнадцатилетним, он решил переехать и полностью связать свою жизнь с Польшей. А на свою родину Миколай так и не возвращался, мало того он даже не поддерживал связь со своей французской семьей. А всех своих деток он воспитывал как поляков. Мужчина работал в Усадьбе принадлежавшей графу Скарбек. Его работа заключалась в обучении и воспитании детей.

Образование Фредерика Шопена

Проявлять свой интерес к музыке Фредерик Шопен, начал еще в довольно таки раннем возрасте. Мальчика поначалу даже называли вторым Моцартом. Когда Фредерику было всего лишь на всего, около семи лет, он написал уже к тому времени целых два полонеза, один под названием g-moll, а второй B-dur. Первый полонез g-moll, был издан сразу же после написания. Статьи в варшавских газетах о появившемся новом таланте, стали разлетаться со скоростью света. «Mały Chopinek», что в переводе означает Маленький Шопинек становиться главной изюминкой в самых богатых салонах Варшавы. Фредерик Шопен в юном возрасте частенько выступает на всевозможных благотворительных концертах. В 1816 году впервые профессиональные уроки по фортепиано, в течении шести лет, Фредерик получает от Войцеха Живны. Войцех преподавал на основе музыки легендарного Себастьяна Баха, а также других венских классиков. Далее в 1822 году Фредерик Шопен берет частные уроки у очень известного на то время польского композитора Юзефа Эльснера. В 1823 году, парень поступает в Варшавский лицей. Обучаясь в лицее, он пишет свое первое творение, сонату под названием c-moll. Позже, через три года Фредерик Шопен продолжает свое обучение в главной школе музыки столицы. Он выбирает факультет, где преподают теорию музыки, гармонии и композиции. Учился Шопен в этой школе, тоже на протяжении трех лет. Во время учебы еще довольно таки юный композитор пишет Вариацию (для фортепиано и оркестра) по теме дуэта, из оперы самого Моцарта, под названием Дон Жуан. Также он пишет Фантазию ор.13 на тему Польши, и известную g-moll. Закончил, Шопен школу музыки на отлично, мало того его даже официально наградили характеристикой «музыкальный гений».

Жизненный путь Фредерика Шопена

В 1829 году, сразу после того как парень заканчивает обучение в школе музыки, в июле он отъезжает вместе с компанией своих друзей на экскурсию в Австрию, а точнее в город Вена. Вурфел приглашает Шопена в музыкальное общество. Благодаря этому Фредерик два раза дает концерты в Kartnerthortheate, вместе с оркестром он играет Вариации op.2 по Моцарту, а также Рондо а ля Краковяк ор.14. И вот Фредерик уже за границами своей страны приобретает признательность зрителей и творческий успех. Хоть Шопена и критиковали, но только за слабоватую подачу звука, а от его композиций самые серьезные критики были просто в восторге. После такого успеха, в 1830 году, известный критик Тобиас Хаслингер, решает опубликовать Вариации на тему Моцарта. Кстати говоря, это стало первой его заграничным изданием, ранее творения Фредерика издавали, только, в Варшаве. Публикации замечает известный немецкий композитор, а также по совместительству музыкальный критик, которого звали Роберт Шуман, о Шопене он отзывается с восторгом.

Затем Фредерик возвращается обратно в Варшаву, у него имеется, много свободного времени, которое ранее он тратил на учебу и композитор еще с большим рвением принимается за написание новых шедевров. Он пишет много произведений, среди них два Концерта для фортепиано вместе с оркестром e-moll, а также f-moll. Очень большим вдохновением для Фредерика Шопена, стало то, что парень влюбился в студентку консерватории, которая обучалась вокалу, эту девушку звали Констанция Гладковская. Испытывая сильные чувства к Констанции, композитор пишет Концерт f-moll. Также под вдохновением своих чувств, он пишет ноктюрн, различные этюды, вальсы, а также мазурки. Еще в этот период он пишет песни, слова для которых сочинял Стефан Витвицкий.

Осенью, в октябре в 1830 году, Фредерик Шопен выступает со своим концертом e-moll, на торжественно прощальном концерте, который проходил в Национальном Театре. Так же там выступала возлюбленная Фредерика Констанция Гладковска. Приблизительно через месяц, в ноябре Шопен вместе со своим товарищем, которого звали Тытусом Войчеховским, решает переехать в Австрию, с намерениями потом отправится в Италию. Фредерик находясь в Вене всего пару дней, узнает неприятное известие о том, что началось польское восстание (которое еще называют ноябрьским восстанием). Этот бунт был против того, чтобы польское королевство было зависимо от России, также народ не желал видеть царя на польском троне. Шопен принимает эти события близко к сердцу и свои эмоции он выливает в свою новую пьесу, которая всем известна под названием «Революционный этюд». У композитора не получается отправиться в Италию, как он планировал, так как там, на то время проходили боевые действия, против Австрии. А так как Фредерик сильно поддерживал польскую независимость, из-за происходящих в Польше событий, в Варшаву он тоже не спешил. Поэтому он принимает решение поехать во Францию, в город Париж.

И уже осенью в 1831 году, Фредерик постепенно обосновывается в Париже. Там о нем узнают, как о знаменитом пианисте и талантливом педагоге. Шопен попадает в высшие круги столичной аристократии. Он встречает там множество великих пианистов, среди них, Плейел и Калькбреннер, они помогают Шопену обосноваться в городе. Также он начинает тесно общаться с Франсуа Жозефом Фетисом, этот человек известный музыковед и композитор родом из Бельгии. Также в круг его общения входят такие знаменитые личности как: композитор Ференц Лист, живописец Эжен Делакруа, писатель Генрих Гейню. Еще польский композитор знакомиться и впоследствии тесно дружит с князем Адамом Чарторыским. Там же Фредерик вступает в Польское Литературное Товарищество.

В 1835 году, композитор отправляется в Германию, для встречи с Феликсом Мендельсоном, а также Шуманом. Позже, летом в 1837 году он отправляется в Англию, в город Лондон. Далее он находит свою спутницу жизни, этой девушкой становиться известнейшая французская писательница, которую звали Жорж Санд. Фредерик младше своей избранницы на шесть лет, Жорж была разведена и имела уже на то время двоих деток, она как автор писала прекрасные повести. Шопен нашел в этой женщине все то, чего ему так не хватало, Жорж была нежна, заботлива и верна. Зимой с 1837 года по 1838 год, влюбленные проживают в старинном монастыре прямо в горах, который находиться на острове называвшемся Майорка. Судьба преподносит композитору очень неприятную неожиданность. Фредерик сильно заболевает. Спустя время Шопен узнает, что болен серьезной болезнью, туберкулезом легких. С каждым днем болезнь прогрессировала, так что музыкант становился очень слабым и уже даже с трудом мог выходить из дома. Все это время рядом с ним находилась его любимая, Жорж. Но, даже не смотря на серьезную болезнь, на безумную слабость, он все равно усердно работает и творит свои замечательные произведения. Среди них цикл 24 Прилюдий, Баллада F-dur, Полонез c-moll, а также Scherzo cis-moll. После десяти лет проведенных вместе с Жорж, они решаются разойтись. После чего здоровье Фредерика Шопена резко ухудшается. В марте в 1839 году, композитор проходит лечение в Марселе.

Зимой в 1848 году Шопен выступает последний раз, со своим концертом в столице Франции. Затем ему приходиться отправиться в Великобританию. Он находиться там, около полу года. Чтобы занять себя как-то и отвлечься от тяжелой болезни он выступает в аристократических салонах, преподает там уроки. Он даже играет даже для самой королевы Виктории.

Затем он снова вернулся в Париж, так как силы начали его вовсе покидать, там он пишет свое самое последнее произведение под названием Мазурку f-moll соч. 68.4. Летом из Польши к Фредерику переезжает его сестра Луиза Енджеевич, для того чтобы помогать больному брату.

Но осенью 17 октября, в 1849 году, происходит непоправимое Фредерик Шопен уходит из жизни в своем жилище, которое находилось на Вандомской площади. Отпевали великого композитора в Париже, в церкви Марии Магдалины. На этом печальном событие было три тысячи человек. Его так и похоронили на кладбище Пер-Лашез в городе Париж. На похоронах звучали, его же прелюдии h-moll из соч. 28, а так же e-moll. Также оркестр естественно сыграл траурный марш великого Фредерика Шопена. Последним желанием композитора Фредерика Шопена было, чтобы его сердце захоронили в Польше. Это пожелание выполнила его родная сестра, она отвезла его сердце в Варшаву, где его замуровали в стенах костела Святого Креста.

Цитата сообщения Фредерик Шопен | Гений фортепианной музыки.("Шопен-Жажда любви" (2002г)Биографический фильм.)

Творчество Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Слушая его забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент - фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы, распахиваются окна в неведомые дали, полные тайн и приключений. И очень хочется, чтобы этот новый, вновь открывшийся мир, не покидал тебя уже никогда.

(Анна Герман - Письмо Шопену)

Фредерик Шопен (польск. Fryderyk Chopin, род. деревня Желязова-Воля, близ Варшавы) — польский композитор и пианист-виртуоз. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Фридерик Шопен родился недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля.

Юстина Шопен (1782 - 1861), мать композитора. Никола Шопен (1771 - 1844), отец композитора

Мать Шопена была полька, отец - француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем.

После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее (среднем учебном заведении), и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители полагали, что Фридерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный.

Войцех Живный (1782 - 1861), первый педагог, учивший Фридерика Шопена игре на фортепиано

Чуткий и опытный воспитатель, он привил своему ученику любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И.С. Баха. Клавирные прелюдии и фуги Баха впоследствии всегда лежали у композитора на рабочем столе. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Тринадцати лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора.

Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью. С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. По рассказам его родителей, во время загородных прогулок с отцом или товарищами мальчик мог подолгу простаивать под окном какой-нибудь хаты, откуда доносились народные напевы. Бывая летом на каникулах в имениях своих товарищей по лицею, Фридерик и сам принимал участие в исполнении народных песен и плясок.

Певица Анджелика Каталани (1780 - 1849) подарившая Ф. Шопену золотые часы с надписью «Госпожа Каталани (Фридерику Шопену десяти лет) в Варшаве. 3. 1. 1820»

С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом. После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Эльснер очень скоро понял, что его ученик не просто талантлив, а гениален. Среди его заметок сохранилась краткая характеристика, данная им юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829-1830 годах. Эти концерты неизменно звучат и в наше время и являются любимыми произведениями пианистов всех стран. Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме своему другу Войцеховскому он писал:
«...у меня, быть может, к несчастью, есть уже свой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним уже полгода, который мне снится, воспоминанием о котором стало адажио моего концерта, который вдохновил меня, чтобы написать сегодня утром этот вальсик, посылаемый тебе».

Констанция Гладковская (1810 - 1889) певица Национального театра в Варшаве. Миниатюра Анны Хамец, выполненная в 1969 году по рисунку Войцеха Герсона

Именно под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из лучших песен «Желание» или «Если б я солнышком на небе сияла». В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену. Его концерты прошли с огромным успехом. Шопен, его друзья и родные поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание кубок, наполненный польской землей. Трогательно простился с ним его учитель Эльснер.

Иосиф Эльснер (1769-1854), учитель Фридерика Шопена по теории музыки и композиции

В предместье Варшавы, где проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил специально для этого случая написанное им хоровое произведение. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда. Помня хороший приём, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать там свои концерты. Но, несмотря на усиленные хлопоты, ему так и не удалось дать самостоятельный концерт, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно. Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших - его друзья, может быть, и отец. Ведь в дни молодости Никола Шопен принимал участие в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Но родные и друзья настойчиво советуют ему в письмах не приезжать. Близкие Шопену люди боятся, что преследования могут коснуться и его. Пусть лучше он останется свободным и служит родине своим искусством. С горечью композитор покорился и направился в Париж. В дороге Шопена настигло потрясшее его известие: восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь. С мыслями о трагических судьбах родины непосредственно был связан созданный ещё до приезда в Париж самый знаменитый этюд Шопена, получивший название «Революционный». В нём воплотился дух ноябрьского восстания, а также гнев и скорбь. Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж. Здесь он прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком. И даже своё сердце после смерти он завещал отвезти на родину. Шопен «завоевал» Париж сначала как пианист. Он сразу же поразил слушателей своеобразным и необычным исполнением.

Фридрих Калькбреннер (1788 - 1849). С литографии Г. Рихарди. Немецкий пианист, композитор и педагог. С 1824 г. жил в Париже, где считался самым выдающимся преподавателем фортепианной игры.

В то время Париж был наводнен музыкантами из самых различных стран. Наибольшей популярностью пользовались пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Герц, Гиллер.

Фердинанд Гиллер (1811 - 1885) - немецкий пианист, композитор, дирижёр, муз. теоретик, историк музыки и критик; основатель Кёльнской консерватории. Был связан с Ф. Шопеном горячей дружбой (существует бронзовая медаль, на которой изображены Шопен и Гиллер)

Игра их отличалась техническим совершенством, блеском, ошеломлявшим публику. Вот почему первое же концертное выступление Шопена прозвучало таким резким контрастом. По воспоминаниям современников, исполнение его было удивительно одухотворённым и поэтичным. О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: «Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собою новую фазу в развитии поэтического чувства».

Ф. Лист (1811-1886)

Шопен покорил Париж, как когда-то покорили Вену Моцарт, Бетховен. Подобно Листу, он был признан лучшим пианистом мира. На концертах Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Именно об этих вариациях писал выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывала всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они публиковали произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки по пять - семь часов ежедневно. Эта работа обеспечивала его, но отнимала слишком много времени и сил. И даже впоследствии, будучи композитором, с мировым именем, Шопен не мог позволить себе прекратить эти так сильно изнурявшие его занятия с учениками. Вместе с ростом популярности Шопена как пианиста и композитора расширяется круг его знакомых.

Ф. Шопен среди известных пианистов его времени (1835). Слева направо: стоят - Т. Деллер, Я. Розенгейн, Ф. Шопен, А. Дрейшок, С. Тальберг; сидят - Э. Вольф, А. Гензельт, Ф. Лист.

В числе его друзей - Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне. Но как бы интересны ни были новые друзья, предпочтение он отдавал всегда своим соотечественникам. Ради гостя из Польши он изменял строгий порядок своего рабочего дня, показывая ему достопримечательности Парижа. Часами мог он слушать рассказы о родине, о жизни родных и друзей.

С юношеской ненасытностью наслаждался народными польскими песнями, а на понравившиеся стихи нередко писал музыку. Очень часто эти стихотворения, превращенные в песни, попадали обратно в Польшу, становились достоянием народа. Если же приходил близкий друг, польский поэт Адам Мицкевич, Шопен сразу садился за фортепиано и играл для него часами. Вынужденный, как и Шопен, жить вдали от родины, Мицкевич тоже тосковал по ней. И только музыка Шопена немного ослабляла боль этой разлуки, переносила его туда, далеко, в родную Польшу. Именно благодаря Мицкевичу, исступленному драматизму его «Конрада Валленрода», родилась Первая баллада. И Вторая баллада Шопена связана с образами поэзии Мицкевича. Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было.

Его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, хотя бы и всемирно известным, но добывающим средства для жизни трудом. На многие годы он связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд.

Судя по «музыкальным портретам» Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен превыше всего ценил в них созданное его воображением обаяние чистоты. В Жорж Санд можно было найти все что угодно, только не это. К тому времени она пользовалась скандальной репутацией. Шопен не мог не знать этого. Но Лист и его подруга Мари д"Агу высоко ценили литературное дарование Жорж Санд и именно об этом беседовали с Шопеном и Мицкевичем, подчёркивая, что они ценят её прежде всего как писательницу. Они же способствовали появлению Жорж Санд на музыкальных вечерах у Шопена.

Жорж Санд

Нужно сказать, что об истории отношений Шопена с Жорж Санд не так много достоверной информации. Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое «самопожертвование» и «материнские заботы» о композиторе. Лист в книге, изданной ещё при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил её в том, что именно она была причиной его безвременной смерти. Войцех Гжимала, один из ближайших друзей Шопена, также считал, что Жорж Санд, «которая отравила все его существование», была виновницей его гибели. «Ядовитым растением» называл её Вильгельм Ленц, ученик Шопена, до глубины души возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно обращалась Жорж Санд с Шопеном даже в присутствии посторонних. С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей.

Он отдался всецело творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма. Такова Вторая соната, с похоронным маршем, принадлежащая к числу высших достижений композитора, всей польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский, характеризуя первые две части сонаты, говорил: «После героической борьбы похоронный марш является уже, очевидно, последним актом драмы». Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональный итог, драматически завершающий развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой развертываются в сонате Шопена, национальной трагедией. Похоронный марш Шопена признан наиболее выдающимся произведением данного жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенного, более прекрасного и более трагического воплощения чувства скорби. Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины.

Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным. Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли. Чтобы поправить свое тяжёлое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание:
«Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось».

Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор, которую он уже не мог сыграть, записал лишь на бумаге. По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер.

Юстина Кжижановска (1782–1861),
мать польского композитора Фредерика Шопена

Юстина Кжижановска происходила из семьи обедневших шляхтичей. Она рано потеряла родителей. Семья графини Людвики Скарбек, находившаяся в родстве с Кжижановскими, взяла осиротевшую девочку к себе на воспитание. В доме Скарбеков Юстина получила прекрасное образование. По сохранившимся свидетельствам, мать Шопена владела французским и немецким языками, была чрезвычайно музыкальна, прекрасно играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Повзрослев, Юстина стала помогать графине вести большое хозяйство в поместье Жилеза–Воля.

Отцом Шопена был француз-эмигрант Николя Шопен, сын виноградаря. Сохранилось его письмо французской родне, из которого следует, что он эмигрировал в Польшу, чтобы уклониться от призыва в армию. В Польше Николя якобы оказался в повстанческом войске Тадеуша Костюшко. Однако известно, что в действительности он работал на табачной фабрике. За время проживания в Польше ему удалось освоить польский язык. Заметив, что французский язык у польской шляхты в большой моде, он занялся его преподаванием.

У графини Людвики Скарбек было пятеро детей. К этим детям и пригласили Николя Шопен в качестве учителя французского. Об отце Шопена биографы писали, что он был основательным и экономным, опрятным и исполнительным - «хороший учитель французского, но без особого блеска». «Его отношение к искусству было прозаичным. Позже он (Николя) сделает попытку освоить скрипку, но ни в коем случае его нельзя было назвать артистичной личностью».

Возвращаясь к знакомству Юстины с будущим отцом Фредерика Шопена, надо заметить, что их брак состоялся только через четыре года. Николя долго присматривался к «пани мажордом», как шутливо называли Юстину домашние. Она была скромной девушкой, но с изысканными манерами, некрасивой, но обаятельной и рассудительной. Их свадьба состоялась в 1806 году. Невесте было 24 года, жениху - 35.

Отношения Николя и Юстины строились не на страстной любви, а на глубоком уважении друг к другу. Графиня Скарбек выделила молодожёнам один из флигелей в своей усадьбе. В 1807 году у них родилась старшая дочь Людвика, а 22 февраля 1810 года появился мальчик - будущий великий композитор. Фредерик родился слабым и болезненным ребёнком. Своей беспомощностью он сразу приковал к себе всё внимание матери.

К этому времени сыновья Скарбеков подросли и пришло время отдавать их в учебное заведение. Графиня Людвика с помощью знакомых подыскала для Николя место преподавателя французского языка в Варшавском лицее. А Юстина на деньги графини открыла пансион для мальчиков из благородных семей. В числе первых шести пансионеров были двое сыновей Людвики Скарбек. Пансион Юстины славился в Варшаве как самый лучший. Плата за проживание в нём была очень высокой. Мать Шопена создала прекрасные условия не только для проживания юных аристократов, но и для их всестороннего развития. Юстина заботилась о досуге своих питомцев. Мальчики постоянно были заняты музыкой, живописью и домашним театром.

Юстина - сильная, умная, талантливая женщина была всецело предана мужу и детям. Особым вниманием и заботой она окружила маленького Фредерика. Из-за частых болезней мальчик был лишён подвижных игр и занятий, присущих его возрасту, и чтобы он не скучал, мама развлекала его при помощи музыки и чтения книг. Юстина подарила сыну счастливое детство, наполнила его чудесной польской музыкой и пением. Звуки полонеза и мазурки вызывали у Фредерика неописуемый восторг. Незнакомые чувства переполняли его душу, когда он слушал, как поёт мама. Его эмоции поочередно менялись от бурных проявлений радости до душераздирающего плача. Так, через безграничную любовь и музыку Юстина раскрыла душу своего маленького сына. В четыре года она начала обучать Фредерика игре на пианино.

Своей матери Шопен был обязан и первыми музыкальными впечатлениями, и привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям, и первыми уроками игры на фортепиано. К пяти годам маленький Шопен уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные с Юстиной, и с удовольствием разыгрывал дуэты со своей старшей сестрой Людвикой. Кроме Фредерика в семье было три дочери: Людвика, Эмилия и Изабелла.

Юстина - выдающаяся личность, неутомимая труженица и любящая мать, заботилась о материальном положении семьи и старательно раскрывала таланты детей. Все дочери в семье Шопенов, как и Фредерик, под руководством Юстины получили прекрасное домашнее образование, великолепно играли на пианино. Однако центральное место в жизни матери занимал сын. Только у сыновей могла быть карьера и признание в обществе; дочерей, даже очень талантливых и образованных, родители готовили к замужеству и успешному материнству.

В 1817 году, в возрасте семи лет состоялось первое выступление маленького пианиста. Биографы как бы ставят в упрёк матери Шопена, что она не присутствовала на этом концерте. Хотя известно, что в это время она тяжело болела. Мудрая мама вручила Фредерику талисман, чтобы он был спокоен и уверен в её любви. Юстина сшила своими руками для его дебютного костюма широкий кружевной воротничк. Белоснежная импозантная деталь эта выгодно выделяла его среди остальных юных дарований, одетых в стандартные чёрные костюмчики с короткими брючками и белыми носочками. Впечатлительный мальчик испытал настоящую эйфорию от своего наряда. Как об этом вспоминал сам Шопен, в этот день он наслаждался счастьем не из-за восхищения его игрой на пианино, а из-за комплиментов по поводу его прекрасного воротничка. Эти комплименты он с восторгом описывал часами. Так Юстина открыла Шопену ещё один чудесный мир - мир высокой моды, что в будущем сыграет немаловажную роль в его карьере.

К сожалению, как сказал Ярослав Ивашкевич, издавший одну из лучших биографий Ф. Шопена, «…меньше всего мы знаем о его матери, хотя должны были знать больше всего. Влияние матери на Фредерика, очевидно, было самым значительным». По воспоминаниям современников, «дом Шопенов был исключительно приятный, а его душой была мать Фредерика Шопена, женщина обаятельная и мягкая, что, впрочем, она передала своему единственному сыну. От неё он унаследовал и талант к музыке». (Е. Косцельская).

Как было принято во все времена, мало кто из исследователей уделял внимание биографиям матерей великих людей. По всеобщему убеждению, существовавшему вплоть до XXI века, причиной гениальности человека могла быть только его врожденная особенность или генетическая предрасположенность, унаследованная от отца, деда или прадеда, исключительно по отцовской линии. Мысль о том, что человеческий гений – это результат творчества матери гения, никогда не посещала ни историков, ни исследователей. По этой причине мы сегодня почти ничего не знаем ни о родословных матерей великих людей, ни о жизни самых влиятельных женщин мира – Гениальных Матерей.

Зато отцам великих людей часто приписывались несуществующие достоинства и заслуги. Так, например, отец Шопена, впервые взявший в руки скрипку в сорокалетнем возрасте, почувствовал себя новым Леопольдом Моцартом. Он стал водить Фредерика выступать на званых вечерах, светских салонах, а бывало, и во дворцах - желающих услышать игру «польского Моцарта» было более чем достаточно.

Это было время, когда в Европе и России после феномена Амадея Моцарта возникла «мода» на юные дарования. Правящая элита сделала заказ обществу на высокое искусство, и за него хорошо платили. Бедные родители выбивались из сил, собирая последние деньги, чтобы купить музыкальный инструмент и нанять учителя для своего чада. В то время, как отцы муштровали детей (Моцарт), а порой и били (Паганини, Бетховен), Гениальные Матери с любовью и нежностью раскрывали души гениев в своих детях, творили судьбы великих людей. Собственно, отцы начинали замечать одарённого ребенка среди своих порой многочисленных отпрысков, когда тому исполнялось уже 5–7 лет. Благодаря Гениальным Матерям, целое созвездие великих музыкантов, художников, поэтов и писателей осветило Европу и Россию в XIX веке. По этим причинам все самые великие деятели искусств рождались примерно в одно и то же время, в одних местах.

Совершенно очевидно, что все «чудо-дети» не родились гениальными музыкантами, художниками или поэтами. Просто им больше повезло: они стали любимцами своих матерей с первых минут своего рождения. Одни - потому что были рождены после смерти брата или даже двух (Шекспир, Моцарт, Бетховен, Гоголь, Глинка, Куприн), другие - потому что были первенцами или единственными сыновьями (Рафаэль, Шопен, Пастер, Пикассо), третьи - потому что родились недоношенными и нежизнеспособными (Кеплер, Ньютон, Вольтер), четвёртые - потому что были самыми младшими (Вагнер, Менделеев, Махатма Ганди).

И эта Материнская любовь оказалась той всемогущественной творческой силой, которая как бы распечатывала, раскрывала потенциал ребёнка. Чем сильнее любовь и мощнее личность матери, тем грандиознее её творение. Никто из гениев, попав младенцем в ситуацию «маугли», не смог бы даже заговорить. Раскрытые дети могут стать великими с одинаковым успехом в любой из наук и искусств, где бы смогла самовыражаться их душа. В случае с Фредериком Шопеном свою роль сыграла среда, в которую он был погружён с самого рождения, которую, опять же, создала для него мать.

Это детство гениев никто никогда не изучал, а сами они, как и обычные люди, ничего не помнят об этом периоде своей жизни и уверены, что уже родились такими.
Что касается Шопена, мы можем только догадываться, какая колоссальная работа была проделана Юстиной Кжижановской.

В 13 лет Фредерик поступил в лицей, который закончил через три года. Там он проявил все свои разносторонние способности. Он свободно говорил и читал на французском и немецком языках, прекрасно рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его артистический талант был настолько ярким, что он мог бы стать превосходным театральным актером.

После лицея Фредерик поступил в консерваторию, и с этого же времени началась его артистическая деятельность. Шопен стал выступать с концертами в Вене и в Кракове. 1 ноября 1830 года он уехал из Варшавы, и, как оказалось, навсегда. В начале Фредерик прибыл в Дрезден, затем немного пожил в Вене, и наконец, решил уехать в Англию, проездом через Париж. Впоследствии, когда Шопен окончательно поселился в Париже, он часто шутил: «Я здесь только проездом».

В 1832 году Фредерик Шопен был уже одним из самых популярных Парижских пианистов. «Я вращаюсь в самом высшем обществе - среди князей и министров. Каким образом я к ним попал, я и сам не знаю: это случилось как-то само собой» (Из письма Шопена другу).

В Париже Фредерик обрёл настоящую славу. Его виртуозная игра на пианино, изысканные манеры и чуть утомлённый голос произвели потрясающий эффект на избалованных французов. Его неподражаемый стиль в одежде: шёлковые плащи, перчатки из кожи ягнёнка светло-лавандового цвета, известного как цвет Шопена, – всё это создало не только неповторимый образ гениального композитора, но и породило целое направление в парижской моде. Судьба Шопена складывалась, казалось бы, на редкость счастливо: его, аристократа по материнской линии, великого музыканта, принимали и встречали как князя. Он давал многочисленные концерты, заключал выгодные контракты с издателями. Его уроки игры на фортепиано были самыми дорогими, люди к нему записывались в очередь. Фредерик Шопен быстро и с редкой для музыканта лёгкостью вошёл в избранный круг людей искусства.

В августе 1835 года произошло самое радостное для Шопена событие: в Карлсбаде (ныне Карловы Вары) состоялась его долгожданная встреча с родителями. «Наша радость неописуема. Мы обнимаемся - и что же можно ещё? Мы вместе ходим, ведём мамочку под руку... Ласкаемся и покрикиваем друг на друга... Вот оно осуществилось, это счастье, счастье и счастье». (Из письма мужу сестры). Это счастье продлилось почти месяц. Простившись с родителями, Шопен больше никогда их не увидел.

Всё в жизни Фредерика произошло так, как задумала его Гениальная Мать. Это она научила его любить музыку, раскрыла его творческие способности. Всё предусмотрела Юстина. Даже то, что Шопен воспитывался и дружил с мальчиками из благородных семей, живущих в её пансионате, даже кружевной воротничок, который стал началом его неповторимого образа - всё было её творением. И всё сбылось. Кроме счастья…

В феврале 1837 года Юстина Кжижановска написала из Варшавы в Париж своему сыну Фридерику: «Нет такого счастья на земле, которого я бы тебе не пожелала, дорогой Фрыцко. Сердце моё переполнено чувствами... Пани Водзыньска говорила мне, что ты обещал ей рано ложиться спать, чему я очень рада, так как это необходимо для твоего здоровья; однако ты не сдержал данного ей слова. Это особенно важно сейчас, когда свирепствует такой сильный грипп. Пиши нам часто, ибо, поверь мне, что как только проходит месяц, а от тебя нет письма, то каждый из нас начинает обманывать других, выискивая причины, объясняющие твое молчание, и успокаивая друг друга, а про себя думая иное. Не беспокойся о нас, береги своё здоровье - оно важнее всего для нашего счастья. От души обнимаю тебя, бесконечно привязанная Мать».

Разлука с матерью и с Родиной стала для композитора причиной постоянной скрытой тоски. По-настоящему Фредерик Шопен был спокоен и счастлив только рядом с мамой. К тоске по дому и семье прибавилась любовь к Жорж Санд, которая принесла больше горя, чем счастья, и подорвала и без того слабое здоровье Шопена. Он мечтал о своей семье и безупречной женщине, всецело преданной мужу и детям, которая была бы похожа на его мать. Как говорила Жорж Санд о Фредерике Шопене, «мать была его единственной страстью и единственной женщиной, которую он действительно любил».

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

По словам А. Рубинштейна, «Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» - и строгая логика развития, интимная доверительность лирики - и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом - первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена - опоэтизированные танцы польского быта (полонез , мазурка), вальсы , а также ноктюрны - миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов - концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «...Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минор , Скерцо си минор , до-минорный Этюд , часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «...Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо - жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) - теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще - стихийно-демонического содержания).

Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века - один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) - как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий , ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях - самых миниатюрных пьесах - достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

для фортепиано: