Комедия классицизма и ее особенности. Художественные особенности комедии

  • 29.08.2019

Мольер (1622-1673 гг.) — уникальный гений в истории культуры. Он был человеком театра в полном смысле слова. Сегодня он воспринимается прежде всего как драматург, потому что другие стороны его деятельности по самой их природе не столь отчетливо сохранило время: Мольер был создателем и директором лучшей актерской труппы своей эпохи, ее ведущим актером и одним из лучших комических актеров во всей истории театра, режиссером, новатором и реформатором театра. Мольер поднял во Франции престиж актерской профессии, организовал первое актерское братство.

Мольер — сценический псевдоним Жана Батиста Поклена, сына богатого парижского буржуа, получившего превосходное классическое образование. Им рано овладела страсть к театру, свою первую труппу он организовал в двадцать один год — это был четвертый театр в Париже, вскоре разорившийся. В 1645 году Мольер на долгих двенадцать лет покидает Париж ради жизни бродячего актера. Страну в эти годы потрясают события гражданской войны, Фронды, а труппа Мольера понемногу завоевывает прочную репутацию в провинции. Ради пополнения репертуара своей труппы Мольер и начинает писать пьесы, в которых синтезирует традиции грубых народных фарсов с влиянием итальянской комедии, и все это преломляется сквозь призму его французского ума и рационализма. Мольер — прирожденный комедиограф, все вышедшие из-под его пера пьесы относятся к жанру комедии: комедии развлекательные, комедии положений, комедии нравов, комедии-балеты, "высокие" — то есть классицистические — комедии. Представлением одной из его ранних комедий при дворе Людовика XIV он покорил одного из самых преданных своих поклонников — короля, и при покровительстве государя Мольер со своей высокопрофессиональной труппой открывает в Париже в 1658 году собственный театр. Пьесы "Смешные жеманницы" (1659 г.), "Урок женам" (1662 г.) принесли ему общенациональную известность и немало врагов, узнававших себя в сатирических образах его комедий. И даже влияние короля не спасло Мольера от запрещения его лучших пьес, создававшихся в шестидесятые годы: дважды запрещался для публичного театра "Тартюф", снимался с репертуара "Дон Жуан". Дело в том, что в творчестве Мольера комедия перестала быть жанром, призванным лишь насмешить публику; Мольер впервые принес в комедию идейное содержание, социальную заостренность.

Согласно классицистической иерархии жанров, комедия — жанр низкий, потому что изображает действительность в ее обыденном, реальном облике. У Мольера комедия целиком располагается в пределах реального, чаще всего буржуазного, мира. У его героев узнаваемые характеры и распространенные в жизни имена; сюжет вращается вокруг семейных, любовных проблем; в основе частной жизни у Мольера лежит собственность, и все-таки в своих лучших комедиях драматург отражает повседневную жизнь с позиций высокого гуманистического идеала, тем самым его комедия приобретает идеальное начало, иными словами, становится очищающей, воспитывающей, классицистической комедией. Друг Мольера Никола Буало, законодатель классицистической поэтики, в "Поэтическом искусстве" ставит его творчество на высшую ступень, рядом с античными авторами — Менандром и Плавтом — именно благодаря нравственному пафосу мольеровских творений.

Мольер и сам размышлял о своем новаторстве в жанре комедии в двух пьесах, написанных в защиту "Школы жен", — "Критика "Школы жен"" и "Версальский экспромт" (1663 г.). Устами героя первой пьесы, шевалье Дюранта, Мольер высказывает свое кредо комедиографа:

Я нахожу, что гораздо легче распространяться о высоких чувствах, воевать в стихах с фортуной, обвинять судьбу, проклинать богов, нежели приглядеться поближе к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно… Когда вы изображаете обыкновенных людей, тут уж надо писать с натуры. Портреты должны быть похожими, и если в них не узнают людей вашего времени, то цели вы не достигли… Заставить порядочных людей смеяться — дело нелегкое…

Мольер, таким образом, поднимает комедию до уровня трагедии, говорит, что задача комедиографа труднее, чем задача автора трагедий.

Герои комедии

Герои отрицательные

Госпожа Простакова
История воспитания и образования Выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.
Основные черты характера Грубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой.
Отношение к другим людям В отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее.
Отношение к просвещению Образование излишне: «Без наук люди живут и жили».
Простакова как помещица Убежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»
Деспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит.
Отношение к сыну, Митрофанушке Любит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего.
Особенности речи О Тришке: «Мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»; обращаясь к мужу: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши»; обращаясь к Митрофанушке: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок».
Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.
Митрофан (в переводе с греческого «являющий свою мать»)
О воспитаниии образовании Привык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне.
Основные чертыхарактера Избалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невеже­ственной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от при­роды хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный.
Отношениек другим людям Не уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разгова­ривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина).
Отношениек просвещению Умственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое от­вращение к труду и учению.
Отношение к родными близким людям Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким - к матери, отцу, нянюшке.
Особенности речи Выражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборо­тов, заимствованных у дворовых. Тон его речи - капризный, пренебре­жительный, порой грубый.
Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знаю­щих и ничего не желающих знать.
Скотинин- брат Простаковой
О воспитании и образовании Вырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».
Основные черты характера Невежественен, умственно не развит, жаден.
Отношение к дру­гим людям Это свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих кре­постных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий.
Главный интерес в жизни Скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем рас­положение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу.
Отношение к родным и близким людям Ради возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) го­тов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана.
Особенности речи Невыразительная речь необразованного человека, часто употребляет гру­бые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых.
Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.
Учителя
Учитель математики. Автор относится к нему с явным сочувствием. Наделяет его таким качеством, как трудолюбие: «праздно жить не люблю».
Учитель русского и церковнославянского языка. Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден.
Учитель истории. Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.
Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда.
Еремеевна - нянюшка Митрофана
Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличитель­ные черты В доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому.
Отношение к Митрофану Не щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».
Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службы У нее сильно развито чувство долга, но нет чувства челове­ческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бес­человечным угнетателям, но даже протеста. Живет в посто­янном страхе, трепещет перед своей госпожой.
За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность.

Герои положительные

Стародум
О значении имени Человек, думающий по-старому, отдающий предпочтение при­оритетам предыдущей (петровской) эпохи, сохраняющий тра­диции и мудрость, накопленный опыт.
Образование Стародума Просвещенный и передовой человек. Воспитан в духе петров­ского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и дея­тельность людей того времени.
Гражданская позиция героя Это патриот: для него честная и полезная служба Отечеству - первая и священная обязанность дворянина. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
Отношение к другим людям Человека расценивает по его службе Отечеству, по той пользе, которую человек на этой службе приносит: «Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества... без знатных дел знатное состояние ничто».
Какие качества почитает как человеческие достоинства Горячий защитник человечности и просвещения.
Размышления героя о воспитании Нравственному воспитанию придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».
Какие черты в людях вызывают справедливое негодование героя Косность, дикость, злонравие, бесчеловечность.
«Имея сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

Художественные особенности комедии

Особенности комедии классицизма

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма , т. е. автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни. Поэтому в комедии можно увидеть особенности реалистического направления в литературе, которые проявляются в следующем:

Сочетание картин бытовой жизни и раскрытие взглядов героев.

Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных героев.

Каждый образ - раскрывает определенную сторону действительности.

Автор не скрывает своего расположения и антипатии к героям (одних он беспощадно казнит гневным негодованием и язвительным убивающим смехом, к другим относится с ве­селой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией).

Умело раскрыта душевная жизнь героев, их отношение к жизни, к людям и действиям.

Каждый герой (особенно отрицательный) - типичный представитель своего класса.

Каждый герой - это живой человек, а не схема, не олицетворение какого-либо одного ка­чества, как это было раньше.

Кроме основного действия сюжет дополнен сценами, которые имеют лишь косвенное отношение.

Яркость и выразительность языка.

жанр драмы, в котором действия и характеры представлены в формах комического, смешного, по характеру различаются на юмористические, сатирические и трагикомедии. В широком значении - смешное, неудобное положение, рассказ, часто с ироническим оттенком.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМЕДИЯ

От?????? и????, первоначальная веселая песня, можно полагать, имела подобное же происхождение как и трагедия, хотя о начальных ступенях развития той и другой мы и не имеем определенных и точных сведений. В праздники Диониса, особенно при сборе винограда, соединялись виноградари и поселяне для чествования Диониса. Это собрание было добровольное (так сказать неофициальное) и стояло лишь в отдаленном отношении к самому культу. Может быть, очень рано из такого собрания выделялся хор в 24 человека; он действовал как бы от лица празднующей, одушевленной действием вина общины, которая в силу свободы, подобающей празднующим, пользуется правом на всякого рода шутки и насмешки. Веселые, вольные песни, исполненные острот и насмешек, составляли главную часть этого празднования; причем позволяли себе и другого рода забавы, и особенно дразнили мимо проходивших. Наградой за песни служил мех, наполненный вином. Из этих праздничных обычаев и этих шуток произошла, говорят, в Греции К. и развилась мало-помалу в особенный вид драматической поэзии. Основателем К. в Аттике называют некоего Сусариона, жившего будто бы ок. 580 г. до Р. X. Впрочем, говорят, К. раньше уже существовала у мегарян, славившихся своей необузданной веселостью и насмешливостью. Развитию К. в Мегарах могло способствовать и существовавшее там одно время очень свободное государственное устройство. Но если она и достигла у мегарян некоторой степени развития, по всей вероятности, не далеко ушла там от характера импровизированных шуток и фарсов. Впрочем, сведения о мегарской К. крайне скудны и темны. см. v. Wilamowitz в Hermes, т. 9, стр. 319 слл. Дорическая К. была разрабатываема также в Сицилии, особенно Эпихармом (см. Epicharmus, Эпихарм). Последний брал сюжеты для своих комедий из мифологии. Его хвалят за изобретательность в композиции и за умение придумать веселые мотивы и поразительные контрасты. ср. о К. дорян: Grysar, de Doriensium comoedia (1828). В Афинах К. начала развиваться из вышеупомянутых мегарских фарсов только со времен Персидских войн. Самые ранние попытки в этом роде приписываются Хиониду. В истории художественной К. обыкновенно различаются три периода:

1. древняя К. (? ??????? ???????) процветала до порабощения Афин властью тридцати (404 до Р. X.). Самыми выдающимися из поэтов этого периода, которых мы знаем приблизительно до сорока, были Кратин, Кратес, Евполид, Ферекрат, Фриних и особенно Аристофан. Только от последнего дошли до нас цельные драмы (11), по которым можно узнать сущность и особенности этого рода К. Всякая слабость, всякий нравственный порок, всякая политическая нелепость и всякая вредная черта в направлении даже самых почтеннейших и влиятельных лиц предавались в этой К. осмеянию. Она не щадила самих богов и героев, делая предметом карикатурного изображения и самого вольного осмеяния слабости и пороки, которыми наделило их народное верование. Честолюбивых, но неискусных полководцев, беспокойных и наглых демагогов, смешных философов и вредных софистов, поэтов и ораторов - всех она выводила под собственными их именами, воспроизводя даже наружность каждого с помощью масок, особо на каждый случай изготовляемых. Она не давала пощады никому, кто только казался заслуживающим бича насмешники. При этом, конечно, изображение имело характер карикатуры. Грязные образы и сравнения, сальные шутки и выражения не составляют в ней редкости. К. Аристофана имеет вполне общественный характер; она касается всех сторон как политической, так и частной жизни и выводит их беспощадно на сцену, на позор общественный. Таким образом, древняя К. исполняет роль как бы политической цензуры и выражает с неограниченной свободой общественное мнение. Всякая из пьес этой комедии представляет всю жизнь государства в совокупности в какой-нибудь отдельный, но важный момент ее, как бы отражающий в себе общее ее состояние. Но, конечно, не вдруг и только медленно сознала она весь объем этой своей критической задачи. Для своего развития К. должна иметь перед собой современность, исполненную движения и противоречий, т. к. К. живет современностью и на нее действует. А эти условия явились в Афинах в особенности со времен охлократии, которая и доставила комикам обильный неисчерпаемый материал для их изображений. Охлократия в немного лет совершенно потрясла прежние, преданием освященные основы жизни аттического общества. Делу разрушения способствовали не только демагоги, но также фанатические жрецы безверия и туземного или азиатского суеверия, люди науки и представители софистического образования. Это разложение государства и общества древняя К. сделала предметом своих изображений. Поэтому она неустанно бичует превратную политику и анархию в государстве, недальновидность государственных деятелей, несправедливость постановлений веча и судов, проявляющуюся в общественной и семейной жизни испорченность национального характера, разрушение связующих общество начал религии и воспитания, а также уничтожение сословных различий и легкость, с какою получали гражданские права и достигали влияния люди, которых аттическое происхождение было более или менее сомнительно. К. идеализирует людей и их дела в смысле противоположном трагедии, т. е. преувеличивает все дурное и низкое. Между тем как трагедия стремится к гармоническому единству, К. долго еще сохраняет следы своего происхождения из праздничного, никаким законам не подчиняющегося импровизированного разгульного фарса, допуская в своей композиции самые резкие противоречия, нисколько не опасаясь нарушений законов единства времени или места или последовательности в развитии действия и характеров, а, напротив, намеренно пользуясь этими нарушениями как особыми приемами шутки. Как в области характеристик древняя К. далека от рабски точного воспроизведения действительности и постоянно дает карикатуры, так в устройстве сюжета она нимало не заботится о правдоподобии: ее действие имеет чисто фантастический характер. Непристойность шуток и изображений, которая поражает нового читателя в произведениях древней К., объясняется не только отличием современных понятий о приличиях от понятий древних, но и тем еще, что древняя К. развилась из разгульно-веселых обрядов Дионисова праздника. Такой праздник был в своем роде карнавалом, на котором празднующие давали полную волю обнаружениям чувственной стороны человеческой природы. При том нужно заметить, что у древних комиков непристойные шутки и остроты очень часто являются не из пустого желания посмешить публику, а служат серьезной нравственной цели бичевания порока и глупости. Язык древней К. - чистейший аттицизм, как в диалоге так по большей части и в песнях хора, которые также свойственны этому периоду К., как и трагедии. Хор состоял из 24 лиц, которые часто разделялись на два полухора. Пляска комического хора называлась?????? (см. Кордакс); она состояла из очень резвых, иногда даже непристойных движений и прыжков. Особенность хоровой лирической части древней К. составляла так называемая?????????. Парабаза была нечто вроде интермеццо и, строго говоря, находилась в противоречии с требованиями драматического искусства, т. к. она уничтожала иллюзии и прерывала действие затем, чтобы дать возможность поэту объясниться с публикой. А именно, после того, как положение сюжета (экспозиция) закончилось и тема достаточно была выяснена, наступала пауза в диалоге. Тогда хор, который до того времени стоял лицом к сцене, принимая участие в совершающемся на ней действии, поворачивался в орхестре лицом к зрителям и в этом положении (????? ??? ??????? ??????????) высказывал желания и жалобы поэта, выставляя на вид его заслуги и т. п. и вместе с тем прославлял богов родной земли, осуждая недостатки общественной жизни и деятельность государственных лиц. В древнейший период К. таких парабаз было обыкновенно по две в каждой пьесе, вторая, как и первая, вставлялась после заключения какого-нибудь значительного отдела драматического действия; являясь отступлением от собственно поэтических целей пьесы в сторону интересов действительности, они служили чем-то вроде программы комика, от лица которого в этом случае обыкновенно говорил предводитель хора. ср. : Agthe, die Parabase und die Zwischenakte der att. Kom?die (1866). Прибавление к этому сочинению (1868) R. Arnoldt. Die Chorpartien bei Aristophanes (1873). Представления происходили в праздники Леней и городских Дионисий и имели форму состязаний, на которые допускалось ведущие времена по 3 поэта, позже по 5. О костюмах древней К. см. Ludi scaenici, Театральные представления;

3. новая К. (? ??? ???????), наконец, была еще умереннее, приличнее; ее композиция была еще выработаннее. Политическая и общественная жизнь совершенно исчезли со сцены; явилась К. характеров. Здесь действие подчинялось единству строго обдуманного плана, последовательно развиваясь от начала до конца. Переход от завязки к развязке делался так, что внимание зрителя оставалось постоянно в напряжении. Искусство состояло в том, чтобы изобразить характер верно, согласно с действительностью, строго провести его и притом соблюсти единство все действие связывающего плана. Главными поэтами в этом роде поэзии были Менандр, самый знаменитый из всех, затем Филиппид, Посидипп, Филимон, Дифил и Аполлодор. Характеры и типы, преимущественно выводимые этими поэтами, те же, какие находим мы у их подражателей - Плавта и Теренция: leno periurus, amator fervidus, servulus callidus, arnica illudens, sodalis opitulator, miles proeliator, parasitus edax, parentes tenaces, meretices procaces. Хор в таких К. являлся, вероятно, еще реже, чем в средней К. Превосходный сборник сохранившихся отрывков аттических комиков изд. Meineke, fragmenta comicorum Graecorum (4 т., 1839, сл. г.), к нему как 5 том: comicae dictionis index compos. H. Iacobi (1857). Более краткое издание того же сборника в 2 т. (1847). Собрание отрывков с латинским переводом Bothe (1855 и 1868). Новое собрание: Th. Kock, Comicorum Atticorum fragmenta (1 т., 1880). У римлян первые публичные сценические спектакли явились, по свидетельству Ливия (7, 2), в 363 г. до Р. Х., по поводу разразившейся в то время заразы, т. к. между другими средствами к умилостивлению гнева богов прибегли также к сценическим играм (ludi scaenici) и для этой цели призвали актеров из Этрурии. Эти актеры исполняли нечто вроде мимической пляски без слов; ее-то прежде всего римляне и ввели у себя. В 241 г. до Р. X. Ливий Андроник (см. Livii, Ливии, 11), вольноотпущенник из греков, сочинил, по греческим образцам, первую пьесу, имевшую определенный план, и исполнил ее под аккомпанемент флейтиста. При представлении подобных пьес в антрактах или в конце спектакля римская молодежь разыгрывала такие шутки и забавные сцены, какие издавна, конечно, служили увеселением и у римского, и у других италийских народов. Позже на место этих шуток, в качестве дивертисмента, стали ателланы. ср. Exodium, Эксод, и Fabula, Фабула. Древнейшая художественная К. римлян была подражанием новейшей греческой. Плавт и Теренций, по произведениям которых мы только и знаем римскую К., высказывают, впрочем, уже некоторую самостоятельность в отношениях к своим греческим образцам, но все же недалеко от них отступают. Невий (Naevius) попытался ввести приемы древней греческой К., смело нападая на могущественнейших между римлянами, своими современниками, но поплатился за эту попытку заключением в тюрьму, и не нашел себе подражателей. Сюжеты свои римская К. берет постоянно из области частных отношений между людьми и семейной жизни; общественного и политического характера она никогда не имела. Она слишком низко поставлена была в государстве и в общественной жизни и никогда не была государственным учреждением, как в Афинах. Интерес в зрителях она старалась поддерживать искусным устройством завязки; последней служили обыкновенно или свадьба, или прием узнавания (????????????), состоявший в том, напр., что лица, считавшие себя чуждыми друг другу, оказывались ближайшими родственниками, девушка, считавшаяся рабыней, оказывалась свободной гражданкой и т. п. Эта К. располагала небольшим сравнительно запасом типических характеров, повторяя их с небольшими изменениями в разных пьесах, повторяя и самые способы характеристики. Римская К. слагалась из следующих составных частей: пролога (prologus), нечто вроде предисловия, которое обыкновенно сообщало о содержании пьесы и рекомендовало ее вниманию публики, диалога (diverbium, т. е. duiverbium) и так называемого canticum, под которым прежде, наверное, разумели только монологи. Исследования Ричля и Бергка, основанные на том факте, что в рукописях комиков переписчики при отдельных сценах ставили знаки DV и С, как сокращения вместо diverbium и canticum, показали, что число кантик гораздо больше, чем прежде полагали, т. к. в числе их оказываются, кроме монодий (или соло) еще и перемежающиеся (т. е. двумя лицами попеременно исполняемые) песни, и даже часто партии, исполнявшиеся посредством пения и под аккомпанемент музыки, берут перевес над диалогом. В этом обнаруживается значительное отступление их от греческих комедий. Хора римская К. не имела. К., следовавшая греческим образцам и представлявшая греческую жизнь и греческие нравы, называлась fabulae palliata; К., в которых изображались римская жизнь и римские нравы и действовавшие лица являлись в римской одежде, назывались fabula togatae. Самые замечательные авторы К. первого рода (f. pall.) были: Невий, Плавт, Енний. Атилий, Стаций Цецилий и Теренций; К. второго рода (f. tog.): Титиний, Квинтий Атта и особенно Л. Афраний. О костюмах актеров см. Ludi scaenici, Театральные представления, 9 слл. Лучшее собрание отрывков римской К. изд. О. Ribbeck (Comicorum romanorum fragmenta, 2 т. книги Scaenicae romanorum poesis fragmenta, 2-е изд. вышло в 1873 г.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

С одной стороны, при работе над драмой используются средства, которые есть в арсенале писателя, но, с другой, произведение не должно быть литературным. Автор описывает события так, чтобы человек, который будет читать тест, смог увидеть все происходящее в своем воображении. Например, вместо «они просидели в баре очень долго» можно написать «они выпили по шесть кружек пива» и т.д.

В драме происходящее показывается не через внутренние размышления, а через внешнее действие. Причем все события происходят в настоящем времени.

Также определенные ограничения накладываются на объем произведения, т.к. оно должно быть представлено на сцене в рамках отведенного времени (максимум до 3-4 часов).

Требования драмы, как сценического искусства, накладывают свою печать на поведение, жесты, слова героев, которые часто гиперболизируются. То, что не может произойти в жизни за несколько часов, в драме очень даже может. При этом аудитория не удивится условности, неправдоподобию, т.к. этот жанр изначально в определенной степени допускает их.

Во времена дорогой и недоступной для многих книги, драма (как публичная постановка) была ведущей формой художественного воспроизведения жизни. Однако с развитием печатных технологий уступила первенство эпическим жанрам. Тем не менее и сегодня драматические произведения остаются востребованными у общества. Основная аудитория драмы, это, конечно же, театралы и кинозрители. Причем число последних превышает число читателей.

В зависимости от способа постановки, драматические произведения могут быть в форме пьесы и сценарии. Все драматические произведения, предназначенные для исполнения с театральной сцены, называют пьесами (франц. pi èce ). Драматические произведения, по которым снимают фильмы, – сценариями. И пьесы, и сценарии содержат авторские ремарки для обозначения время и места действия, указания на возраст, внешний вид героев и т.д.

Структура пьесы или сценария соответствует структуре истории. Обычно части пьесы обозначают как акт (действие), явление, эпизод, картина.

Основные жанры драматических произведений:

– драма,

– трагедия,

– комедия,

– трагикомедия,

– фарс,

– водевиль,

– скетч.

Драма

Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом. Отношения между героями (героями и обществом) сочинениями этого жанра всегда полны драматизма. По ходу развития сюжета идет напряженная борьба как внутри отдельных персонажей, так и между ними.

Хотя в драме конфликт весьма серьезен, он тем не менее может быть разрешен. Этим обстоятельством объясняется интрига, напряженное ожидание аудитории: удастся герою (героям) выпутаться из ситуации или нет.

Драме свойственно описание реальной повседневной жизни, постановка «бренных» вопросов человеческого бытия, глубокое раскрытие характеров, внутреннего мира персонажей.

Выделяют такие типы драмы, как историческая, социальная, философская. Разновидностью драмы является мелодрама. В ней действующие л ица четко делятся на положительных и отрицательных.

Широко известные драмы: «Отелло» В. Шекспира, «На дне» М. Горького, «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса.

Трагедия

Трагедия (от греч. tragos ode – «козлиная песня») – это литературное драматическое произведение, основанное на непримиримом жизненном конфликте. Трагедии свойственны напряженная борьба сильных характеров и страстей, которая заканчивается катастрофическим для персонажей исходом (как правило, смертью).

Конфликт трагедии обычно очень глубокий, имеющий общечеловеческое значение и может быть символичным. Главный герой, как правило, глубоко страдает (в том числе от безысходности), судьба его несчастна.

Текст трагедии нередко звучит патетично. Многие трагедии написаны стихами.

Широко известные трагедии: «Прикованный Прометей» Эсхила, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Гроза» А. Островского.

Комедия

Комедия (от греч. komos ode – «веселая песня») – это литературное драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры. При этом персонажи могут быть достаточно грустными или печальными.

Обычно комедия представляет все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает общественные или бытовые пороки.

Комедию подразделяют на комедию масок, положений, характеров. Также к этому жанру относят фарс, водевиль, интермедию, скетч.

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного являются события и обстоятельства.

Комедия характеров (комедия нравов) – это драматическое комедийное произведение, в котором источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток).
Фарс – это легкая комедия, использующая простые комические приемы и рассчитанная на грубый вкус. Обычно фарс используется в цирковой к лоунаде.

Водевиль – легкая комедия с занимательной интригой, в которой имеется большое количество танцевальных номеров и песен. В США водевиль называют мюзиклом. В современной России также обычно говорят «мюзикл», подразумевая водевиль.

Интермедия – это небольшая комическая сценка, которую разыгрывают между действиями основного спектакля или представления.

Скетч (англ. sketch – «эскиз, набросок, зарисовка») – это короткое комедийное произведение с двумя-тремя персонажами. Обычно к представлению скетчей прибегают на эстраде и телевидении.

Широко известные комедии: «Лягушки» Аристофана, «Ревизор» Н. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова.

Известные телевизионные скетч-шоу: «Наша Russia », «Городок», «Летающий цирк Монти Пайтона».

Трагикомедия

Трагикомедия – это литературное драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или представляет собой беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. В трагикомедии серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Основным приемом трагикомедии является гротеск.

Можно сказать, что «трагикомедия – это смешное в трагическом» или наоборот, «трагическое в смешном».

Широко известные трагикомедии: «Алкестида» Еврипида, «Буря» В. Шекспира, «Вишневый сад» А. Чехова, фильмы «Форрест Гамп», «Великий диктатор», «Тот самый Мюнхазен».

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Реферат на тему:

« Жанр комедии в русской классицистической литературе»

Комедия изображает повседневную жизнь. Её внимание во все времена было направлено на отрицательные явления действительности. Героями её были люди нравственно неполноценные. Ущербность их противоречия с «нормой», «идеалом» раскрывалось в комедии с помощью смеха. Смех мог быть веселым, но мог быть и беспощадным, в зависимости от того, на какие явления он был направлен. Ставя своих героев в определенные условия, изображая их смешными, комедия стремилась к нравственному воздействию на зрителя. История комедии дает примеры того, как менялось понимание смеха, как смешное в одну эпоху переставало быть смешным в другую, как смех вырастал в общественную силу. Основные признаки комедии уже были определены Аристотелем. Различие между комедией и трагедией он видел в том, что комедия «стремится изображать худших», а трагедия – «лучших людей, нежели существующие», но избрав героями «людей негодных», комедия не изображает их целиком порочными. Поэтому смешное хотя и является частью безобразного, представляет собой, по мнению Аристотеля, только «некоторую ошибку и безобразие, никому не причиняющее страдание и ни для кого не пагубное.» Классицизм сохранил разграничение трагического и комического свойственное эпохи античности. В понимании «смешного» классицизм остался на уровне античной теории. Он отверг язвительный, т.е. сатирический, смех комедий Аристофана. Цель комедий, по классицизму, «просвещать», осмеивая недостатки. Недостатки – психологические свойства человека в их бытовом проявлении: чудачество, мотовство, лень, глупость и др. Однако из этого не следует вывод о том, что комедия классицизма была лишена общественного содержания, что она направлялась против таких недостатков, которые имели частный характер. Классицизм характеризовался четкой идейной направленностью. Идеалом эпохи, её истинным «героем» был признан человек общественного склада, для которого интересы государства и нации были выше личных интересов. Такой герой изображался в поэме, оде, трагедии. Комедия была призвана утверждать тот же высокий идеал. Но делала это путём осмеяния психологических свойств, снижавших общественную значимость человеческой личности (щегольство, расточительность, глупость и др.)

Русская комедия классицизма на первых порах своего развития предметом смеха сделала невежество русского дворянства и вытекавшее из него преклонение перед всем иностранным, тяготение к роскоши, бездуховность свей жизни. В дальнейшем, когда классовый, антинародный характер дворянского государства проявился достаточно отчетливо, оказалось, что «первое сословие» не только невежественно; оно лишено гражданских добродетелей. Развитие комедии идет по пути укрепления её связи с жизнью эпохи. Комедия начинает высмеивать, наряду с невежеством, хищничество и взяточничество правящего сословия в его разных формах: в виде подарков, «благодарности» т.д.

В своих лучших образцах комедия 18 века поднимается до осуждения существующего правопорядка. Таким образом, русская комедия классицизма оформляется как комедия общественная по своему художественному смыслу и идейной направленности. Так как комедия осмеивает не частные недостатки, а те явления, что представляли общественную опасность, драматурги использовали средства не безобидного, «лёгкого» смеха, а сатиры, обличавшей эти явления беспощадно и зло. Это сообщало ей опасный в глазах правительства характер.

Назначение комедии в классицизме – смешить, «издевкой править нрав», т.е. смехом воспитывать отдельных представителей дворянского сословия. Первые русские комедии были написаны Сумароковым. Сюжет их носил ещё условный характер и строился на столкновении внутрисемейных интересов. В основе его обычно лежала схема: мать и отец или кто-то из них выбирает дочери жениха; дочь любит другого. Сватовство оканчивалось неудачно для женихов, выбранных родителями. Эта схема комедийного действия была характерна не только для Сумарокова. Она хранится в обеих комедиях Фонвизина, в комедиях Княжнина. В ранних комедиях Сумарокова действие, по существу, лишено движения. Борьбы за героиню нет. Наступающая в конце комедии развязка ходом событий не подготавливалась. Это объяснялось тем, что воспитательная сторона комедии меньше всего в этот период(50-60 года) была связана с любовной интригой. Сюжет был нужен лишь для того, чтобы оправдать, мотивировать появление на сцене комических персонажей, главным образом из числа многочисленных претендентов в женихи. В зрелых комедиях Сумарокова, а потом и Фонвизина характер комедийного действия изменяется. Сокращается число персонажей, усложняется любовная интрига, появляется несколько любовных пар. «Опекун» Сумарокова является одной из тех комедий, в которых изменения в жанре обозначились наиболее четко. Сюжетные положения комедий 70-х годов имели ещё весьма условный характер. Герои после многих лет неожиданно сходятся водном доме. Подброшенный некогда ребенок волей автора оказывается слугой в доме своего врага. Слуга, человек низкого звания, не может связать своей судьбы с девушкой дворянского происхождения. Но опять-таки неожиданно появившийся друг отца снимает это препятствие, восстанавливает прежнее, дворянское положение героя и соединяет влюблённых. Вместе с тем комедийное действие не лишено внешней занимательности. Мотивы незнания, появления старых друзей, узнавание по памятным предметам, всё это оживляет действие, происходящее на сцене. Нельзя не отметить также тенденции к более правдоподобному изображению жизни на сцене. Единство времени и места строго выдерживаются, но временные рамки событий раздвигаются. В своем естественном течении они уже не укладываются в отведенные поэтикой классицизма сутки.

При сопоставлении комедии 70-х годов с комедиями предшествующего периода заметно усиление общественного начала, укрепление связи с русской действительностью. Содержание комедии уже не сводится только к критике дворянина, занявшегося недостойным его звания делом, к примеру, ростовщичеством. В композиции комедий большое место начинают занимать диалоги на общие темы: персонажи рассуждают об истинном благородстве, о продажности подьячего племени, о назначении монарха, пагубности злоупотребления светской и духовной властью, положении честного человека в современном обществе. Самой значительной пьесой этого времени явилась пьеса Фонвизина «Бригадир».

Начало нового этапа связано со второй комедией Фонвизина. В отличии от «Бригадира», в «Недоросле» действие перенесено непосредственно на сцену. Оно даётся в движении, в изменяющихся отношениях, охватывает всех персонажей, приобретает самостоятельный интерес. Хотя комедия содержала необычайно острую оценку русской действительности в её важнейших сторонах, непосредственным предметом своих она избрала частную жизнь дворянского сословия. Семейные отношения и в конце века оставались той сферой, которая в наибольшей степени позволяла раскрыть поведение героев в частной жизни. Главным вопросом, занимавшим Фонвизина и в этой комедии, оставался вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин, и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Тема эта получила сатирическое освещение. Теперь действие в комедии объединяет всех персонажей и одновременно делит их на «злонравных» и «добродетельных». Различие героев не сводится лишь к их моральным качествам. Введение в комедию внесюжетных сцен расширило и углубило её содержание. В комедии отчетливо противопоставлены две «породы людей»: невежественные, непросвещенные дворяне, и дворяне образованные, «просвещенные».

Предметом комедии было «смешное». Комедийный характер основывался на изображении лишь смешного в человеке и исключал, конечно, сложность и полноту его психологической обрисовки. Однако в комедию классицизма, помимо отрицательных персонажей, вводились положительные. Их значение – прояснить лишь авторское отношение к происходящему. При этом они соотносились с отрицательными персонажами по своему основному нравственно-психологическому свойству. Прием прямого соотнесения характеров – положительных и отрицательных – составит одну из особенностей русской комедии классицизма. Первым русским комедиям, связанным главным образом с именем Сумарокова, свойствен был «внешний комизм». Он восходил к традициям народного театра и строился на потасовках между героями, сопровождавшихся ударами палок, бегством, падением и т.д. Движение русской комедии 18 века идет по пути вытеснения внешнего комизма, интерес постепенно будет перемешаться с внешней занимательности на изображение комического характера. Комедия после Фонвизина развивалась в русле его традиций.

Однако в мастерстве изображения жизни на сцене, в разработке комедийного действия и характеров она не поднялась до его уровня.

Особенностью языка комедии классицизма, в сравнении с трагедией, являлось то, что он был лишён внутреннего единства. В комедии язык был более разнообразен, поскольку его героями были люди разного общественного положения и разного культурного уровня. Обычно невежественным дворянам противопоставлялись дворяне образованные. Это определило сочетание в ней элемента «высокого», украшенного стиля со стилем «низким», простым. Они существовали параллельно, не создавая единого стиля.

Признано, что речь отрицательных персонажей в комедии отличалась во все времена большим правдоподобием и художественной выразительностью. Это было свойственно и комедии классицизма. Речь, как известно, связана с характером человека, обусловлена его индивидуальными особенностями. В силу того, что персонажи комедии классицизма являлись носителями совершенно определенных свойств, речь их была подчинена в каждом конкретном случае раскрытию того свойства, к которому сводился характер. Особенностью комедии классицизма явилась как раз установка на разговорный язык. Натурализм в языке присущ и Сумарокову и Фонвизину. У Сумарокова он в значительной степени ещё искусствен, имеет нарочитый характер. У Фонвизина на сцену перенесена речь, подслушанная непосредственно в жизни: на улице, в дворянских домах. Именно поэтому в языке его персонажей звучали интонации живого разговорного языка. Связь с народным языком становится более органичной.

Таким образом, если язык отрицательных героев, комических персонажей развивался в направлении преодоления натурализма живого разговорного языка, то язык положительных героев – по пути преодоления книжности литературного языка, способствовало формированию языка драмы на новой основе.

С классицизмом связано становление в России комедийной формы. Своими лучшими образцами комедия 18 века подготовила развитие реалистического театра. Традиции Фонвизина, Княжнина, Капниста наследованы и получили развитие в новую эпоху в комедии Грибоедова, Гоголя, Островского.

Литература:

  1. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.
  2. Федоров В.И. История русской литературы 18 века. – М., 1982