Аллегория как жанр в живописи. Школьная энциклопедия

  • 30.04.2019

Произведения живописи делятся по жанрам. Став формой отображения жизни, жанры не постоянны, они развиваются, меняются, рождаются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства.

Жанр отказавшийся от приближенного к действительности изображению форм. Достижение гармонизации с помощью изображения определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции.

- портрет самого себя. Выделяются два основных вида: профессиональный и личностный. Также предлагает более детальную классификацию: вставной автопортрет — художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета; представительский — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя; групповой портрет — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами; отдельный — художник изображен один.

- жанр в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. Ттрудно изобразимые добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д., показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл.

Анималистика - жанр основным объектом которого являются животные.

- жанр посвященный темам войны и военной жизни. Главное место занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. Сцены военного быта связывают его с бытовым жанром.

Бидзинга - жанр произведений живописи и графики, изображающих женскую красоту в традиционном искусстве Японии. Обозначение бидзинга может, таким образом, использоваться и для современных средств искусства, представляющих классический образ прекрасной японской женщины, как правило одетой в кимоно.

- жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора.

- жанр посвященный повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику.

Ванитас - жанр живописи эпохи барокко , аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Ведута - жанр особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Городской пейзаж - жанр в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания. Эквивалент городского ландшафта, разница определений состоит лишь в том, что первое касается крупных урбанизированных городов, а второе — маленьких.

Иллюстрация - рисунок, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, отображения пошаговых инструкций в технической документации.

Интерьер - жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

- жанр изображающий лошадь. Особого расцвета достиг в XVIII и в XIX веках, когда наряду с жанровыми и батальными произведениями, включающими обобщенные изображения лошадей, художники-анималисты стали создавать портреты знаменитых скакунов и рысаков, достигая документального сходства.

- берет начало в эпоху Возрождения и включает в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Один из основных жанров посвященный событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Каллиграфия - жанр часто называют искусством красивого письма, искусством оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере.

Капричио - жанр пейзажной живописи, популярный в XVII—XVIII веках. На картинах жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Каприччио тесно связан с жанром ведуты.

Карикатура - жанр являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей.

Марина (морской пейзаж) - жанр изображающий морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.

Миниатюра - жанр произведений малых форм, а также искусство их создания.

- жанр черпающий сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра - свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрож-дения достиг расцвета.

Мозаика - жанр произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Натюрморт - жанр изображающий неодушевленные предметы быта.

Нью - жанр изображающий красоту и эстетику обнажённого человеческого тела. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма.

Обманка - один из жанров изобразительного искусства, характерной чертой которого являются особые приемы перспективной живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением.

Парсуна - ранний примитивный жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.

Share

Жанры живописи

1.1 Натюрморт
1.2 Портрет
1.3 Анималистический жанр
1.4 Батальный жанр
1.5 Бытовой жанр
1.6 Исторический жанр

1.1 Натюрморт
Натюрморт — в переводе с французского на русский язык означает «мертвая натура», то есть что-то неодушевленное.

В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Это могут быть предметы быта, например, посуда, инструменты. Или то, что даёт нам природа — фрукты, овощи, цветы. Очень часто в натюрмортах мы видим и предметы быта, и дары природы.

В XVII веке натюрморт утвердился как самостоятельный жанр. В нем отразился интерес к материальному миру, зародившемуся еще в нидерландской «живописи вещей» начала XV века.

Процесс становления натюрморта как жанра живописи протекал во многих странах Западной Европы. И здесь нужно отметить фламандских и голландских художников, которые по-своему решили задачу передачи всей яркости своих натюрмортов.

Натюрморт не очень характерен для русского искусства XVIII и даже XIX века. Среди мастеров первой трети XIX века русскому живописцу Венецианову принадлежит особенно значительное место. Отдельно натюрморты Венецианов не пишет, но использует их как дополнение картины.

А.Г.Венецианов Портрет матери

Натюрморты составляют значительный раздел художественного наследия Ивана Хруцкого. Талант художника раскрылся с особой силой именно в этом жанре живописи, посвященном изображению цветов, фруктов, овощей и других предметов. Именно в нем Хруцкому удалось найти собственные пути творчества, выразить в ярких пластических образах свою страстную любовь к природе. На рубеже веков натюрморт развивается как самостоятельный жанр.


И.Хруцкий. Натюрморт

Уже к концу XIX столетия в русском искусстве повляется плеяда молодых художников, творчестве которых натюрморт занимает главенствующее положение. Из произведений этого периода можно выделить: натюрморт Харламова «Фрукты», Кончаловского «Хлебы на фоне подноса» и Жуковского «Подснежники».

1.2 Портрет
Портрет (французское слово portrait) — это изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности.

Первые портреты появились ещё несколько тысяч лет назад в древнем Египте. Это были огромные каменные изображения египетских фараонов. Для того чтобы сделать такую скульптуру, тысячи людей работали несколько лет.


Древнеегипетская скульптура фараона Рамзеса

C тех пор прошло много времени, но художники как писали портрет, так и продолжают писать.

Египет. Фаюмские портреты.

При создании портрета, главной задачей художника является правдивое изображение модели.

Это означает не только банальное копирование внешности портретируемого — одежда, прическа, украшения, но и передача его внутреннего мира, характера. Ведь если вы не будете пытаться передавать человека как личность, портрет тогда у вас будет поверхностным и ничего не говорящим.

Для того, чтобы создать портрет художнику необходимо:

  • изучить основные признаки портретируемого,
  • характерные черты его лица,
  • обратить внимание на его манеру поведения — спокойный ли он или наоборот энергичный.
  • если человек вам не знаком, надо получше его узнать(поможет обычный разговор, во время беседы)

Мотивом для создания портрета может стать все, что угодно — от обычного заказа, что бывает чаще всего, до желания запечатлеть на память любимого человека.

Чем же интересны портреты? Разглядывая изображения людей, которые жили несколько лет назад, а может даже и несколько веков, мы видим историю человечества. Ведь художники являются современниками тех, кого изображают, а значит, в точности передают ту эпоху, давая историкам много дополнительной информации. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Ведь, как говорилось ранее, мы можем узнать по ним не только внешний вид, но и заглянуть во внутренний мир человека.

1.3 Анималистический жанр
Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных.

Чарльз Бартон Барбер 1845-1894гг..

Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского «звериного стиля» (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма.

Собственно анималистический жанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.).

Кано Танэн. Карпы (1805-1853)

В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры.

Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический — морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт).

В дальнейшем в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных (К. Труайон во Франции, Б. Лильефорс в Швеции и др.) соседствуют с романтическим восхищением их силой и ловкостью (А.Л. Бари во Франции) или с декоративной стилизацией образов животного мира.

Художники, работающие в анималистическом жанре называются анималистами.

1.4 Батальный жанр
Батальный жанр (от франц. bataille – битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни.

Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов прошлого и современности. Такого рода изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др.), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы.

Как самостоятельный батальный жанр формируется в Италии эпохи Возрождения, в творчестве П. Уччелло, Пьеро делла Франческа; героическая обобщенность присуща батальным сценам Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто.

В 17 в. сближению батальной живописи с историческим жанром способствовали картины Д. Веласкеса, глубоко раскрывавшего исторический смысли этическую подоснову военных событий, и произведения П.П. Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом.

В батальном жанре формируются типы условно-аллегорической композиции с изображением полководца на фоне выигранной им битвы (Ш. Лебрен),небольшой картины с эффектными сценами кавалерийских стычек (Ф. Вауэрман), морских сражений (В. ван де Велде), видами армейских привалов и биваков, перекликающимися с произведениями бытового жанра (А. Ватто).


В.В.Верещагин. Конец Бородинской битвы

В 1-й половине 19 в. на развитие батального жанра наложили отпечаток историзм и эмоциональный пафос романтизма; события эпохи наполеоновских войн и национально-освободительных движений в Европе запечатлены в живописи А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Верне во Франции, Ф. Гойи в Испании, П. Михаловского в Польше и др.

Во 2-й половине 19 в. в военных сценах и батально-исторических полотнах А. фон Менцеля в Германии, А. Фаттори в Италии, У. Хомера в США и др. усиливаются пейзажные, жанровые, психологические начала, внимание к действиям и переживаниям рядовых участников военных действий.

Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами.

1.5 Бытовой жанр
Бытовой жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека.

Бытовые («жанровые») сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.

Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии); в конце 15 – начале 16 вв.

Бытовой жанр постепенно обособлялся у венецианцев В. Карпаччо, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена, а в творчестве П. Брейгеля Старшего картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей.

Ян Вермеер Делфтский.Молочница

В 17 в. окончательно сформировавшийся бытовой жанр, утверждал частный быт как значимое и самое ценное явление жизни.

Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П.П. Рубенса и Я. Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей– для «бодегонес» Д. Веласкеса. В Голландии, где окончательно сложились классические формы жанра, интимную атмосферу, мирный уют бюргерского и крестьянского быта воссоздавали А. ван Остаде, К. Фабрициус, П. де Хох, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх, Г. Метсю, глубинные противоречия жизни вскрывал в бытовых по форме сценах Рембрандт.

Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо(Ф. Буше), «галантными сценами», в которые А. Ватто и Ж.О. Фрагонар внесли эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений, сентиментально-дидактическими композициями Ж.Б. Греза, лирическими полотнами Ж.Б.С. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия.

Социально-критическому направлению в бытовом жанре положили начало картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы английского общества.

В 16–18 вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).

В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром, исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Курбе и Ж.Ф. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др.).

Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар) утвердили новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их среды; их творчество дало толчок к более свободному толкованию жанра, непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).

На рубеже 19 и 20 вв. в искусстве постимпрессионизма, символизма, стиля модерн начался новый этап в развитии бытового жанра: бытовые сцены трактуются как вневременные символы, жизненная конкретность изображения уступает место живописной экспрессии, монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др.).

Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.

1.6 Исторический жанр
Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), батальным жанром.

Эволюция Исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв.).

Его зачатки восходят к условно-символическим композициям Древнего Египта и Месопотамии, к мифологическим образам Древней Греции, к документально-повествовательным рельефам древнеримских триумфальных арок и колонн. Собственно исторический жанр начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения – в батально-исторических произведениях П. Уччелло, картонах и росписях А. Мантеньи на темы античной истории, трактованных в идеально-обобщенном, вневременном плане композициях Леонардо да Винчи, Тициана, Я. Тинторетто.

В 17–18 вв. в искусстве классицизма исторический жанр выдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты; в рамках этого стиля оформились как тип торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. Лебрен), так и полные этического пафоса и внутреннего благородства картины, изображающие подвиги героев античности (Н. Пуссен).

Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 в. произведениях Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность, П.П. Рубенса, свободно соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией, Рембрандта, опосредованно воплотившего воспоминания о событиях нидерландской революции в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях.

Во 2-й половине 18 в., в эпоху Просвещения, историческому жанру придается воспитательное и политическое значение: картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к революционной борьбе; в годы Французской революции 1789–1794 он изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым действительность и историческое прошлое.

Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), а также испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным восприятием драматичности исторических и современных общественных конфликтов.


В.И.Суриков. Утро стрелецкой казни

В 19 в, подъем национального самосознания, поиски исторических корней своих народов обусловили романтические настроения в исторической живописи Бельгии (Л. Галле), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польши (П. Михаловский).

Стремление к возрождению духовности средневековья и Раннего Возрождения определили ретроспективный характер творчества назарейцев в Германии и прерафаэлитов в Великобритании.

С 1830–1840-х гг. получили также распространение салонные исторические композиции, сочетавшие пышную репрезентативность с претенциозностью, и небольшие историко-бытовые картины, в точных деталях воссоздававшие «колорит эпохи» (П. Деларош и Э. Месонье во Франции, М. фон Швинд в Австрии и др.).

В середине – 2-й половины 19 в. со свежестью и непосредственностью этюда с натуры воскрешал характеры и нравы 18 в. А. фон Менцель в Германии, идеи национального возрождения питали историческую живопись Я. Матейко в Польше, М. Мункачи в Венгрии.

К конце 19 в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщенной трактовке реальных исторических образов (пластика О. Родена во Франции, Й.В. Мысльбека в Чехии), а в искусстве символизма и модерна – к ритмической стилизации монументальных исторических композиций (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии).

Еще при жизни Тициан Вечеллио да Кадоре был удостоен современниками звания "Короля живописцев и живописца королей". Его считали лучшим портретистом своего времени, а быть запечатленным на его холсте - означало обрести вечное бессмертие. Кого же увековечил великий Тициан на аллегорическом полотне позднего периода,- далее в обзоре.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0001.jpg" alt="«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».(1565-1570). 75,6 х 68,7 см. Автор: Тициано Вечелио.(Лондон, Национальная галерея)." title="«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».(1565-1570). 75,6 х 68,7 см.

В глубокой старости, доживая свои дни в одиночестве и переосмысливая пережитое, Тициану, по-видимому, вспомнилась его давняя картина-аллегория «Три возраста» (1512) и в ответ своим размышлениям художник написал необычное полотно «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие», в верхней части которого он начертал на латыни: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» , что в переводе гласит: «Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему» . Это послание, являющееся ключом к расшифровке аллегории этого полотна, и саму картину следует трактовать как завещание Тициана, обращенное к потомкам.

трехглавое животное с головами волка, пожирающего прошлое; льва, олицетворяющего силу настоящего; собаки, пробуждающей лаем будущее" .

До некоторого времени считалось, что на полотне были изображены: слева - Папа Юлий II или Павел III, в центре - герцог Альфонсо д"Эсте, справа - Карл V. Но исследователи творчества художника доказали, что работая над этой аллегорией, Тициан меньше всего думал об умерших когда-то правителях. И что не о смерти он размышлял, а о жизни, изображая себя и двух столь дорогих ему людей - любимого сына Орацио и юного племянника Марко Вечеллио.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0010.jpg" alt="Автопортрет. (около 1567 года). Автор: Тициано Вечелио. Прадо." title="Автопортрет. (около 1567 года).

Как видим, ястребиный профиль Тициана, олицетворяющий прошлое, это то же лицо, что и на знаменитом автопортрете в Прадо, датируемый тем же периодом, что и "Аллегория". Тициану в то время было уже под 80. Понимая, что прошлое, как и будущее менее «реальны», нежели настоящее, художник все же изобразил его сияющим от избытка света.

В центре полотна - преданный сын Орацио Вечеллио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни. Тогда ему исполнилось 45 лет.

Третье же молодое лицо в профиль, олицетворяющее будущее, принадлежит племяннику художника - Марко Вечеллио, которого тот взял в дом и окружил заботой. К тому времени, когда Тициан писал «Аллегорию», ему было чуть более 20 лет. И, следовательно, он как бы выступает заключающим звеном трех поколений семьи Вечеллио.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0003.jpg" alt="«Три возраста».(1512). Автор: Тициано Вечелио. Национальная галерея Шотландии (Эдинбург)." title="«Три возраста».(1512).

Вышеупомянутое полотно "Три возраста", написанное мастером почти за полвека до «Аллегории», заключает в своем содержании пасторальные элементы, раскрывающие идею трех возрастов в жизни человека - младенчество, молодость и старость. Исходя из этого видим, что все образы вместе взятые заключают в себе иносказательное значение и "читать" их следует справа налево. А еще «Три возраста» – это история отношений двоих: мужчины и женщины. И совсем неслучайность здесь: два младенца, двое взрослых, два черепа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0005.jpg" alt="«Три возраста». Фрагмент.

Уравновешивает левую часть полотна наполненная чувственным наслаждением влюбленная молодая пара в расцвете сил, расположившаяся под густой кроной деревьев. Они олицетворяют средину жизни, когда человек молод и полон сил, желаний, здоровья и энергии. Девушка как будто забирает у мужчины его флейту, его музыку, а вместе с флейтой символически забирает его душу и жизнь.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/Tizian-0015.jpg" alt="«Пьета – Оплакивание Христа». Автор: Тициано Вечелио." title="«Пьета – Оплакивание Христа».

Тициан до самой смерти не выпускал кисть из рук. Даже в последний день, завершая свой земной путь, он оканчивал свое последнее творенье – "Пьета. Оплакивание Христа". Он успел даже его подписать: "Тициан сделал". Тут же завещал установить это полотно в часовне над своим надгробием и отдал распоряжение накрыть большой стол на множество персон, чтобы отдать дань уважения своим друзьям, ушедшим из жизни ранее. Но к поминальному ужину, который художник планировал провести в одиночестве, Тициан Вечеллио выйти так и не успел.

Тема пьеты была затронута многими художниками и скульпторами в эпоху Возрождения. Венцом творения Микеланджело Буонаротти - гениального мастера великой эпохи была скульптура из розового мрамора потрясающая своей композицией и художественным исполнением.

Аллегорическое направление – разновидность изобразительного искусства, представленная практически всеми жанрами: натюрморт, портрет, пейзаж. Существует в качестве типа исторической живописи. По сути – это передача в иллюстративной форме тайного смысла, образом, которые можно трактовать неоднозначно, персонажей мифов или религиозных притч, символов.

Каждая аллегорическая картина несет в себе тайный смысл – послание художника, спрятанное в символизме изображения. Наиболее популярные значения символов – сила, смерть, любовь, свобода, добро, власть, справедливость, зло, вера. На полотне могут быть изображены люди, животные, предметы, которые несут скрытый смысл. Человеческие или анималистические образы могут быть переданы через атрибуты, которыми обладает центральный персонаж полотна.

Особенности

Аллегория в живописи – это иносказательный жанр, требующий от зрителя тонкого ощущения и глубокого восприятия. Наиболее популярным было это направление во времена маньеризма, барокко, классики, Ренессанса.

Тромплей или обманка

Считается, что жанр зародился во времена Древнего Рима, греки не были склонны к символичности, предпочитали прямое значение образов на картине. По мере развития религии, иносказание становилось популярнее и призывало к духовности и правильным жизненным ориентирам. Аллегорические полотна – способ напомнить о быстротечности жизни, призывают соблюдать нормы морали во избежание греха. Жнр можно назвать интеллектуальным.

Ванитас

В период барокко развился жанр «ванитас» — в переводе «тщеславие». Происхождения термина связывают с библейской цитатой из Екклесиаста. «Все – суета» — главный посыл направления ванитас.

Жанровая принадлежность – натюрморт. Главная особенность этого направления – наличие человеческого черепа, в качестве центрального образа на полотне. Череп мог сопровождаться цветами, фруктами, кухонной утварью и предметами быта, вещами религиозного назначения. Появление жанра – это ранний этап развития натюрморта. Значение ванитас простое – неизбежность смерти, быстротечность жизни, ее краткость и мимолетность, все удовольствия тщетны и низменны, а перед ликом смерти все равны. Этот смысл несет изображение черепа на картине.

Мифологическая живопись

Территориально наибольшее распространение жанр получил в странах Северной Европы – Голландия, Фландрия. Работы с характерной стилистикой встречаются во Франции, Испании.
Примеры картин – работы Францискуса Гейсбрехтса, Филиппа де Шампань, Питера Бойля, художников 17 века.

Атрибутика

Главный атрибут венитаса – череп, который служит напоминанием, что никто не вечен. Это отражение быстротечности жизни, бренности существования.

  • Увядшие цветы, окружающие череп. Наиболее популярно изображение роз – цветок любви, страсти, красоты. Увядшая роза означает старение, смертный грех, тщеславие. Часто использовалось изображение мака – символ лености, сна. Тюльпан – знак неразумного обращения с состоянием, необдуманных поступков. Изображение тюльпана характерно для Нидерландов.
  • Ростки зерна и ветви плюща – редкий, но встречающийся атрибут. Это символ возрождения, кругооборота жизни.
  • Фрукты – увядшие или гнилые – знак смерти, старения, бедности. Греховность символизируют сливы, инжир, яблоки, персики. Иными словами, свежий, спелый фрукт – знак достатка, жизни, здоровья, гнилые имеют обратный смысл. Для создания аллегории грехопадения художники изображали на полотне помидоры, виноград, груши, вишню.
  • Игральные кости, шахматы, карты – отсутствие цели или ее призрачность, ошибочность. Игральные принадлежности также означают греховность, гедонизм.
  • Улитки – символизируют похоть, как один из смертных грехов, леность, двуличность. Раковины морских моллюсков – знак смерти.
  • Мыльные пузыри – знак быстротечности жизни, внезапности смерти.
  • Угасающая свеча, огарок, гаснущий огонь – это смерть, окончание жизненного пути, переход души в иной мир.
  • Зеркало – интересный символ в живописи. Его используют для передачи призрачности всего живого, воплощения гордыни и тщеславия, ирреализма, поскольку изображение не есть само живое существо.
  • Маска для карнавала – призрачность реальной натуры, гедонизм, пустота натуры, безответственность.
  • Осколки посуды, зеркала, стекла – смерть, разрушение личности. Ступка символизирует сексуальность, пустой стакан – смерть, исчерпанность жизни человека.
  • Часы – механические или песочные – знак окончания жизненного пути.
  • Нож или кинжал – знак сексуальности, прежде всего – мужской. Другие значения – хрупкость жизни, быстротечность смерти.
  • Глобус, карты – знак науки.
  • Ноты и музыкальные инструменты – означают искусство или призрачность жизни.
  • Медицинские предметы, изображения анатомических фигур – знак человеческих отношений, болезней, смертности.
  • Оружие – знак власти, силы.
  • Корона – господство, в сочетании с черепом – быстротечность власти, ее хрупкость.
  • Монеты, кошелек – пустота души, тщеславие, самовлюбленность, мнимая, внешняя красота.
  • Руины – смерть, завершенность жизненного цикла.
  • Ключ – домашнее хозяйство.

Батальная живопись

Это неполный список возможных атрибутов, которые были использованы для создания картин.
Аллегорический жанр представлен также сценами «пляска смерти». Сюжет появился в Средние века. Используется для написания картин религиозного направления. Символ значит бренность жизни, скоротечность жизненного цикла.

Впервые символ зафиксирован в 14 веке – он означал равенство всех перед смертью: и купцов, и королей, и крестьян, и мещан.

Значение жанра

Символичность и скрытый смысл всегда популярен, а такие картины вызывают дебаты, которые длятся веками. В современном искусстве аллегоричность – главное направление творчества живописцев. Художники авангарда применяют аллегорию для картин, фотографий, скульптуры.

Живописные произведения искусства принято подразделять по жанрам. Они являются формой отображения жизни и помогают классифицировать и объединять живописные картины разных художников. Жанры живописи постоянно изменяются вместе с эпохами, некоторые их них исчезают или возрождаются в новой форме. Например, такие как ванитас (аллегорический натюрморт эпохи барокко) или каприччо (архитектурный пейзаж-фантазия).

Также возникают со временем новые жанры, которые являются подразделениями уже существующих. Например в пейзаже можно выделить городской пейзаж, интерьер. Характерно и объединение жанров в более общие названия. Можно привести пример: батальный, исторический, бытовой, аллегорический жанр часто называют фигуратив. Жанры живописи очень многочисленны, так как все время появляются новые мастера живописи с новыми талантами и идеями. И это замечательно, ведь все движется вперед. Давайте познакомимся с широко известными и наиболее часто используемыми жанрами.

Марина

Марина — жанр живописи, который изображает морской вид. Является разновидностью пейзажа. Обычно на таких картинах можно увидеть морскую стихию в разное время года и в разном состоянии. Также художники маринисты изображают борьбу человека и стихии, например часто рисуют корабли и парусники, попавшие в шторм.


Представляет собой жанр изобразительного искусства, к котором основной темой является природа. Она может быть изображена в первозданном или в преображенном человеком виде. Пейзаж в современном представлении — это то, что сформировалось за многие столетия по мере изменения и возникновения художественных приемов. Главное место в этом жанре отводится перспективе, композиции, изображению изменений воздушной и водной среды, а также свету.


— это изображение на картинах животных. В нем объединяются два начала: художественное и научное. Автор может акцентировать внимание в своих картинах как на точное изображение животных, так и на образные характеристики. Например, наделение животных человеческими чертами.


— это изображение архитектурных сооружений. Ее можно отнести к разновидности пейзажа, в которой изображается не природный ландшафт, а архитектурный. Кроме изображения разных сооружений, можно увидеть в этом жанре изображения интерьеров.


— это изображение художником сцен сражений. Это тема войны, которая отображает историю сухопутных, морских сражений и военных походов. Авторы этого жанра стремятся показать героев войны, запечатлеть важные моменты сражений, а также раскрыть их исторический смысл.


— отражение художником сцен повседневной жизни народа и окружающей его действительности. Это могут быть рыночные сцены, изображение праздников и уличных сцен, женщины и дети, рукодельницы за работой и многое другое. Художник может изображать реальные и вымышленные сюжеты.


— изображение художниками различных исторических событий и деятелей, а также главных общественных событий.


— жанр, в котором на картинах отображаются неодушевленные предметы. Ими могут быть различные предметы быта: кухонная утварь, посуда, фрукты и цветы, а также композиции из этих предметов. Наиболее известны художники натюрмортов фламандской и голландской школ, которые создают произведения в особенной технике.