Броневицкий муж. Александр броневицкий, его "дружба" и эдита пьеха

  • 05.07.2019
Natalia, 18 июня 2016 (обновлено: 10 ноября 2018) Александр Броневицкий - имя незаслуженно забытое.

Вряд ли можно вспомнить более популярную музыкальную группу в начале 70-х годов, чем ленинградский ансамбль "Дружба". Его создал Александр Броневицкий, замечательный музыкант, аранжировщик, композитор и продюсер.
Сначала он хотел, чтобы была просто группа музыкантов-исполнителей. Но потом решил, что солистка ансамблю не помеха, тем более, что он мучительно любил Пьеху, обожал ее и готов был не только ансамбль - оркестр создать для нее.
Ансамбль был создан весной 1955 года Броневицким (в то время - студентом Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова) и группой молодых музыкантов - студентов из стран Восточной Европы, в основном дирижёров.

Отец Александра Александровича (Сан Саныча) - Александр Семенович Броневицкий, капитан второго ранга, родом из-под Слуцка (Белоруссия). Белорус с польской кровью. Александр Семенович служил на флоте на Амуре. На каникулах в Харькове, где гостил у какого-то друга, он познакомился с Эрикой Карловной.
Потом служил в Севастополе (где родился Александр Александрович Броневицкий), а потом в Ленинграде.
Прочил сыновьям карьеру военных.
У Александра Семеновича Броневицкого было еще 5 братьев и одна сестра. Настоящая фамилия звучала как Бороневицкие. Три старших брата Александра Семеновича ушли в моряки и их фамилию переделали. Старший брат Петр Броневицкий служил еще на "Варяге", а в советское время был генерал-майором береговой службы. Многие Броневицкие служили в Северодвинске.

Эрика Карловна - латышка с немецкой кровью пела в Ленинградской капелле. Дружила с Клавдией Шульженко, с великим Мравинским. Была вся погружена в музыку. Во время войны в эвакуации А. Броневицкий находился с мамой.

Рассказывает А. П. Емелин: «Когда началась война, Хоровое училище увезли в Кировскую область, в Арбаж. Капелла тоже уехала в Кировскую область, но там у неё только база была, она ездила по гастролям.
В 1943 году Капеллу перевели из Кировской области в город Горький, вместе с иждивенцами. Затем Капелла поехала в Москву, и в Москве Капелле выделили пароход - целый пароход для гастролей. Гастроли были по Волге - от Москвы до Астрахани. И когда они из Москвы выехали - по каналам,- и пришли в Горький, они забрали всех иждивенцев с собой. В каждом городе останавливались, давали концерт.


Концерт Капеллы в Сталинграде

Мы были в Сталинграде, когда там не было ни одного дома. Капелла давала концерт прямо на площади, на открытом воздухе. А вся набережная была забита трофеями - машинами, техникой, орудиями. Для нас, мальчишек, это так интересно было!

В районе Жигулей есть местечко, которое называется Бычьи Хутора. Мы подъезжаем к этому месту, а там пирамиды - из арбузов и дынь. Капелла там давала концерт вот за эту продукцию. Пока они пели, иждивенцы перетаскивали это всё на пароход.
Доехали до Астрахани, и потом от Астрахани - обратно, против течения. И тоже давали концерты - в Саратове, в Ульяновске... Вернулись в Москву, а там посадили всех на поезд, и 24-го октября 1944 года мы вернулись в Ленинград - Капелла с иждивенцами.
В этой поездке познакомился со многими будущими известными музыкантами. Там был Левандо. Там и Броневицкий был. И Воробьёв, и Крупоедов - это всё дети артистов хора.»

Вернувшись в Ленинград Александр Броневицкий пошел в 7 класс Хорового училища, которое окончил 1949 году. Педагоги: по классу дирижирования - Г. А. Дмитревский, по классу фортепиано - М. В. Брусиловская.
Затем поступил на дирижерско-хоровой факультет Ленинградской государственной консерватории.


А. А. Броневицкий, П. П. Левандо, Г. А. Дмитревский - главный дирижёр Капеллы, В. В. Золотарёв, В. А. Васильев.


Эдита Станиславовна:

"Его на эстраде сравнивают с Товстоноговым в театре: оба создавали театр личностей, индивидуальностей. Александр Броневицкий создал новый жанр - театр песни, где каждый участник был солистом со своим амплуа. Сан Саныч открыл не только меня, благодаря ему на сцене появились многие таланты, их можно долго перечислять.

Артист - непростая профессия, основанная на культуре, воспитании, уважении публики и бесконечной работе над собой, своими ошибками. Он был строгим, но точно знал, чего хочет. Замечания делал всегда коротко: "Плохо" или "Хорошо". Ничего не проходило мимо него, - все видел и слышал. Я - детище Александра Александровича Броневицкого, он открыл меня, я всем обязана ему. Он, словно Пигмалион, вылепил меня, свою Галатею...

Мы познакомились в 1955 году. В первые же дни после поступления в университет я записалась в хор польского землячества при университете. А руководил этим хором студент Ленинградской консерватории Александр Броневицкий. Он сразу обратил на меня внимание, т.к. я опоздала на первую же репетицию - проспала. Накануне допоздна занималась в библиотеке. Влетела в зал вся заспанная, в деревенских войлочных тапках, волосы собраны в пучок, лицо даже не успела умыть, не то что накрасить. Первое, что подумал Броневицкий, как потом выяснилось, - девушка всю ночь с кем-то гуляла. Спустя какое-то время на одной из репетиций он попросил меня спеть что-нибудь соло. Я напела ему польские песни, которые знала, и его отношение ко мне изменилось.

Он пригласил меня в ансамбль при консерватории. Это был студенческий ансамбль "Липка", в котором пели дирижеры-хоровики. Так, в новогоднюю ночь с 1955-го на 1956 год я вышла на сцену консерватории и спела «Червонный автобус». И четыре раза бисировала в эту сказочную карнавальную ночь! Это был фурор, которого Броневицкий не ожидал. На другой день весь Ленинград говорил, что появилась какая-то Пьеха, которая поет басом. И пошло! Став солисткой ансамбля, я предложила дать ему название «Дружба». Нас показывали во всех кинохрониках. У нас было множество концертов на студенческих вечерах. Но я еще не понимала, что ждет меня впереди.

Броневицкий начал за мной ухаживать сразу же после знакомства. Он очень своеобразно ухаживал, никогда не назначал мне свиданий. Мы пересекались на репетициях хора, на выступлениях, а потом куда-то шли вместе - в театры, музеи, просто болтали, гуляя по городу. Сам он не пропускал концерта ни одного зарубежного гастролера, ни одной новой выставки, театральной премьеры и всюду водил меня с собой. В ту пору, например, большой редкостью были фестивали итальянских и французских фильмов. И он приезжал ко мне чуть ли не на рассвете, до начала занятий в университете, уже купив билеты: "Собирайся! Лекции сегодня пропускаем! Надо знать, что в мире происходит".

И как было не влюбиться?! Я всему училась у него. Подобного человека в жизни не встречала: композитор, дирижер, пианист, окончил два факультета консерватории . Да еще и балагур, озорник, весельчак, всегда острил... Был наделен множеством талантов, делал великолепные шаржи, видел в каждом человеке типаж. Он был очень красив, правда ниже меня ростом. Но это неважно, Наполеон тоже был невысоким.

В идно так звезды сошлись: Советский Союз Ленинград - Сан Саныч я .

Ансамбль «Дружба» сначала приняли с восторгом – все, что мы делали, было новым, неожиданным, это было как атака. Пока выступали как самодеятельные артисты - все шло гладко. Но стоило нам начать выступать от "Ленэстрады", как посыпалась критика. Слово "джаз" считалось тогда чуть ли не ругательным, и статьи о нас пестрели фразами такого рода: "Эту кабацкую певицу надо хорошенько выстирать по самое декольте", "Это - подражание буржуазному джазу", "Нам не нужны микрофонные шептуны". Тут и чиновники от культуры опомнились, начали нас ругать и в 59-м вовсе дисквалифицировали.

Только через два года появились первые выступления в прессе, где серьезные музыканты и музыковеды доказывали, что наше творчество - это новое молодежное направление в музыке. Но это было после. А тогда, в 1957 году, мы были первым вокально-инструментальным ансамблем. П осле "Дружбы" в р азных республиках стали появляться ансамбли, подобные детищу Броневицкого: "Червона рута" на Украине, "Ялла" в Узбекистане, "Орэра" в Грузии, "Песняры" в Белоруссии. Учиться нам было не у кого. Все находили и придумывали сами.

Много испытаний выпало на долю Александра Броневицкого как руководителя ансамбля. Он был уникальным музыкантом, не как все, он опередил время. То, что он прорубал окно в европейскую эстраду, этого никто не дооценивал. В Польше, когда у нас были первые гастроли, писали: «Это новая страница на советской эстраде после Леонида Утесова и Клавдии Шульженко». Со стороны виднее. А тут, в Советском Союзе, это считалось чуть ли не преступлением. Сейчас никому и в голову в не придет, что когда-то детище Броневицкого, "Дружбу", обвиняли в пропаганде буржуазной идеологии, а меня называли кабацкой, джазовой певицей, хотя я никогда не пела в ресторанах.

С Сан Санычем у нас был великолепный, крепкий, настоящий творческий союз, а мне хотелось большего. Это теперь я понимаю, что редко кто из артисток счастлив в личной жизни. Вся наша жизнь была – «Работа, песни, города, и только так, и не иначе…» Личные взаимоотношения с Сан Санычем, с которым мы прошли по жизни двадцать лет, дали трещину. Отношения переросли в желание расстаться.

Когда мы разошлись с Сан Санычем, я еще не так хорошо понимала, кем он был для дочки и для меня.

К сожалению, его кончина была очень печальной. Это случилось на гастролях в Нальчике. Он был один в гостиничном номере, лег спать. Видимо, ночью ему стало плохо, - были проблемы с сосудами, а утром его нашли мертвым у дверей, с телефонной трубкой в руке.

После его смерти наши с ним отношения показались мне слишком малозначительным фактом по сравнению с тем, как он был талантлив. Его всегда ругали за талант и творческий авангардизм. Только теперь я понимаю, почему ему приходилось надевать маску резкого, жесткого человека. В первую годовщину его смерти не без моей помощи состоялся вечер памяти композитора Александра Броневицкого. Мне звонили и говорили: «Ты что – с ума сошла? Он же не был членом Союза композиторов!» И я отвечала: «Это он для вас не был, а для меня и народа – был!» Зрители в зале плакали. Это было в Ленинграде, в «Октябрьском», 13 апреля 1989 года".

Александр Калле

Как его величали музыканты – «Эстрадный Моцарт»! На сцене и за сценой говорили уважительно - Сан Саныч.
Сан Саныч Броневицкий был гениальным музыкальным и художественным руководителем вокально - инструментального ансамбля «Дружба» и мужем Эдиты Станиславовны Пьехи.
У Эдиты Станиславовны позже были и другие браки, другие увлечения, но это была уже другая жизнь, другая история и другой жизненный этап, предъявляющий к человеку другие требования и ставящий перед ним другие задачи.
Тот, первый, этап становления Великой Артистки и подъём уникального художественного коллектива - ансамбля «Дружба» - на Олимп Почёта остаётся неповторимой историей зарождения большой любви двух творческих личностей и порождения необыкновенной по своей энергетической эмиссии деятельности на советской сцене.
В первую очередь, Александр Александрович Броневицкий прославился как выдающийся композитор.
Здесь короткий список его произведений, которые я знаю: "Великаны и гномы" (Л.Дербенёв), "Вероника" (И.Резник), "Воскресная прогулка" (С.Фогельсон), "До новых встреч" (И.Резник), "Дорога" (В.Сергеев), "Здравствуй, Рига" (С.Фогельсон), "Край березовый" (И.Резник), "Мама" (О.Милявский), "Мне казалось" (С.Фогельсон), "Невские моржи" (С.Фогельсон), "Облака" (Р.Рождественский), "Ой, не судите опрометчиво" (Р.Цомук), "Песня летчиков" (С.Фогельсон, Л.Шишко), "Про любовь" (Р.Цомук), "Прощай" (Л.Палей), "Туристы" (С.Фогельсон), "Это здорово" (И.Шаферан), "Это значит любовь" (Л.Ошанин).
А также "Башни Ленинграда" (Т.Калинина), "Без пяти пять", "Здравствуй, Югославия", "Ночной Белград", "Над Невой и Эльбой весна", "Песня лётчиков", "Седые капитаны", "Туристы" (С.Фогельсон), "Будут гореть закаты" (Л. Ошанин), "Земля на всех одна", "Откровение" ("Откровенные ребята") (Р. Рождественский), "Берегите нежность" ("Девчонки-девочки"), "Дымок над горизонтом" (И. Резник), "Сердце Шопена" (В. Беккер), "Блистающий мир", "Верю" ("Я верю"), "Солнце, босанова и весна" (А. Аникин), "В минуты музыки" ("На звуки музыки"), "Рожденная музыкой фея", "Весёлый зоосад", "Дамское танго", "Ищу тебя" (Н. Денисов)

С другой стороны, Александр Александрович был большим талантом в области аранжировки. Созданное им незабываемое эпическое полотно (совместно с Э.С. Пьехой) - «Огромное небо» (музыка Оскара Фельцмана, слова Роберта Рождественского) останется ярким примером слияния приёмов классической музыки и эстрадной динамики. Если кто не помнит этого произведения, рекомендую послушать. Эта вещь сравнима по значению и общественному резонансу с песней Майкла Джексона «Earth Song», - тот же накал, такая же энергия. Другое время, понятно, и другая страна, но передаваемый песней мэссидж (послание) и возбуждаемые ею чувства очень похожи. Это пример большой творческой удачи, прославивший, как аранжировщика и руководителя коллектива, Александра Александровича Броневицкого, так и катапультировавший ансамбль "Дружба" - на уровень Кремлёвского Дворца Съездов. Сан Саныч был признанный мастер, заслуживший все возможные похвалы. Если бы он не смог создать, кроме этой аранжировки, ничего сравнимого, и то бы он остался в памяти народной. Но Броневицкий является создателем и других выдающихся аранжировок.

Кстати об аранжировках и интерпретациях. Одним из шедевров, созданных Эдитой Пьехой совместно с Александром Броневицким, является баллада "Город детства" (муз. Терри Гилкисон и Изи Ридерс, вещь 1958 года, слова Роберта Рождественского). Здесь получилось самостоятельное произведение с новым звучанием и новым смыслом. Благодаря особенной интерпретации, достигнутой Эдитой Пьехой, которую можно было бы описать как Достоверность, Искренность, Правдивость, и деликатного взвешенного аккомпанимента музыкального ансамбля, создан подлинный шедевр. Здесь особенно хорошо улавливается тонкий музыкальный слух руководителя ансамбля и отличное поэтическое чутьё исполнительницы.

Говоря без прикрас, Россия потеряла в лице Александра Александровича Броневицкого одного из выдающихся своих сынов, композитора, волшебного соловья, способного дать миру революционные произведения, имеющих Моцартианское изящество и Бетховенскую страстность. Жизненная трагедия, достойная не моего пера, а поистине Шекспировского таланта, разрушила и убила этого замечательного человека. Любовь и Ревность – вот те два элемента, которые сыграли в его жизни решающую роль. Мне пришлось наблюдать со стороны происходящую трагедию.

А.А. Броневицкий впервые вышел на эстрадные подмостки в новогодний вечер 1955 года. Вместе с другими студентами Ленинградской консерватории он готовил студенческий капустник. Ему пришла идея сделать аранжировку детской песенки «В лесу родилась ёлочка» в оригинальной манере: ритм–блюз с разложением партий на 8 голосов. Работа его понравилась публике и вскоре возникла вокально-инструментальная группа «Липка». Сам А.А. Броневицкий играл на рояле и дирижировал ансамблем. Вскоре в группе появилась студентка Ленинградского университета, приехавшая на учёбу из Польши – это была будущая Народная артистка России Эдита Пьеха. Так родился ансамбль «Дружба».

На Международном фестивале молодёжи и студентов в Москве «Дружба» стала лауреатом. Быстрое развитие качества нового музыкального коллектива и вместе с ним развитие личной карьеры А.А. Броневицкого приняло стремительный темп. А.А. Броневицкий, однако, оставался всё таким же скромным и самодостаточным человеком. Внешние почести не играли, очевидно, для него никакой роли. Он знал себе цену, но был лишён тщеславия и суеты. До конца работы в ансамбле «Дружба» на афишах стояло мелкими буквами «руководитель ансамбля - Александр Броневицкий». В отличие от многих деятелей «Ленконцерта», стремившихся раздуть себе реноме, Сан Саныч был в постоянном поиске абсолюта. Я наблюдал его в действии и следил за ним с большим интересом. Для меня он был Алхимиком в поисках Философского Камня. Его стремление к совершенству было маниакальным. Искусство было для него абсолютной ценностью, и к работе на сцене он подходил, как к ответственной военной операции. Всё должно было быть – «без сучка и задоринки». Темп представления, характер и тональность номеров, чёткая работа артистов, качество звучания, безупречность костюмов - всё это должно было отвечать какому–то особому эталону, существовавшему в голове у Сан Саныча.

Что брал он за идеал? Для меня это и сегодня загадка. Когда сегодня я вижу ирландскую танцевальную группу «Риверданс» или представление цирка «Дю Солей», то непременно вспоминаю Сан Саныча. Он родился не в то время. Сейчас бы он создал супер-шоу международного класса и работал бы попеременно в Лас-Вегасе и Театре «Олимпия» в Париже. Я не сомневаюсь в этом.

Однако вернёмся к Шекспиру. Любовь и Ревность. Сжигающая Сан Саныча энергия, не находящая своего воплощения в рамках работы, в рамках выбранного жанра, требовала перемен. Философский Камень был всё ещё не найден. Хороших советчиков вокруг него не было. Два придворных: Вильдавский и Буданицкий, которых он очень любил и прислушивался, ничего путного Сан Санычу насоветовать не смогли. Первый, в конце концов, бросил барабаны и стал теперь успешным банкиром в Москве, второй эмигрировал в США и счастливо умер в Нью-Йорке. Одним словом, Сан Саныч стал где-то в году 1976-ом "психовать". Он чувствовал сильное желание сломать устоявшиеся рамки, но был «дитя своей страны, эпохи и Ленконцерта». Своё внутреннее жжение и недовольство он обратил на ближайшего ему человека – Эдиту Станиславовну Пьеху. С одной стороны, он стал беспредметно придираться к ней в творческом плане, с другой - как сумасшедший, ревновать. Слава Пожлаков был в представлениях Сан Саныча тем монстром, который коварно покушается на его собственность. Сцены ревности стали, в конце концов, невыносимы и брак распался. Эдита Станиславовна ушла, и совсем к другому. Я знал этого парня. Красивый, рослый, бывший офицер КГБ. Лучше бы был, по моему мнению, Пожлаков. Но не нам выбирать. Любовь зла...

Ещё до формального распада ансамбля «Дружба», Сан Саныч начал искать «альтернативу» и взял в коллектив Александра Троицкого. Этого симпатичного молодого парня Сан Саныч увидел в Ташкенте и привёз его в Ленинград. Вначале он возлагал на него большие надежды и готовил ему сольную карьеру. Хорошо эта затея не кончилась. В 1981 году Троицкий женился на певице-гречанке и эмигрировал в Грецию.

После ухода Эдиты Пьехи из ансамбля "Дружба" и потери важного ядра - ушла часть певцов и музыкантов, - А.А. Броневицкий попытался восстановить коллектив, набрав новых людей и подыскав себе новую певицу, артистку Ленинградского Театра музкомедии Ирину Романовскую. Привела её в ансамбль жена музыканта А.Чижевского. Обе они вначале пели в группе, так как нужны были сопрано. В дальнейшем А.А. Броневицкий и И.Б. Романовская поженились. Сан Саныч попробовал сделать из этой молодой певицы новую Пьеху и использовал для неё репертуар, который обычно исполняла Эдита Станиславовна. Из этой затеи не получилось ничего хорошего. В памяти публики прочно закрепился образ Эдиты Пьехи с теми песнями, которые она исполняла на эстраде. Кто-то другой с тем же репертуаром казался грубой подделкой. Кроме того, певица имела опереточный голос. Сан Саныч писал новые песни: "Тюльпаны байконурской стороны", "Корабли", "Танго о Сочи" и "А любовь остается жить". Однако, вдохновения не было. Не было того человека, ради которого стоило жить и творить. Муза ушла.

Как говорили знающие люди, новый брак Сан Саныча не был удачным. Разница в 20 лет - это серьёзное препятствие. Разное понимание и отношение к жизни. Но не нам об этом судить.

Во время гастролей в Нальчике Сан Санычу стало плохо – ночью произошёл инсульт. Помочь было некому, так как жена его ушла в гости в другой номер, заперла Сан Саныча при этом на ключ. Броневицкого нашли утром, на полу, с телефонной трубкой в руках.

Заключение:

Александр Александрович Броневицкий произвёл революционное изменение в советской эстраде, пробив брешь в стене запретов и ограничений, царивших в то время. Он создал первый вокально-инструментальный ансамбль в стране, и этот ансамбль работал по западному образцу. Ансамбль «Дружба» подвергался массированной травле, не раз его пытались закрыть. Благодаря менеджерским качествам Сан Саныча и его выдающемуся музыкальному таланту, ансамбль «Дружба» процветал. Самая большая заслуга Броневицкого перед зрителями и последующими поколениями слушателей - это то, что он открыл и сформировал Великую Певицу – Эдиту Станиславовну Пьеху.

В настоящее время существует некая группа бывших музыкантов, работавших с А.А. Броневицким. Эта группа называет себя ансамблем «Дружба» и заявляет, что они художественные наследники и продолжатели А.А. Броневицкого. Моё личное мнение: дело это, как таковое, безусловно, хорошее и служит популяризации наследия Сан Саныча, однако, название «Дружба» при этом, конечно же, неуместное, - корректно было бы «Дружба-Реконструкт» или «Новая Дружба».
«Дружба» Сан Саныча Броневицкого распалась с его смертью 13 апреля 1988 г.

Была в своё время группа «АББА», все её знали. Группа распалась. Теперь есть, по крайней мере, десяток групп в мире, исполняющих их репертуар, одевающихся и гримирующихся под Бьёрна, Фриду и Агнетту. Однако, все они называются «АББА теперь», или «АББА новая» и т.д. По-другому в цивилизованных странах просто не бывает. Есть, в конце концов, и фестивали Элвиса, где собираются сотни Элвисов Пресли из разных стран мира. Но никто не ожидает, что живой, всамделишний Элвис вдруг выбежит на эстраду.


Эдита Станиславовна:

"Его на эстраде сравнивают с Товстоноговым в театре: оба создавали театр личностей, индивидуальностей. Александр Броневицкий создал новый жанр - театр песни, где каждый участник был солистом со своим амплуа. Сан Саныч открыл не только меня, благодаря ему на сцене появились многие таланты, их можно долго перечислять.

Артист - непростая профессия, основанная на культуре, воспитании, уважении публики и бесконечной работе над собой, своими ошибками. Он был строгим, но точно знал, чего хочет. Замечания делал всегда коротко: "Плохо" или "Хорошо". Ничего не проходило мимо него, - все видел и слышал. Я - детище Александра Александровича Броневицкого, он открыл меня, я всем обязана ему. Он, словно Пигмалион, вылепил меня, свою Галатею...

Мы познакомились в 1955 году. В первые же дни после поступления в университет я записалась в хор польского землячества при университете. А руководил этим хором студент Ленинградской консерватории Александр Броневицкий. Он сразу обратил на меня внимание, т.к. я опоздала на первую же репетицию - проспала. Накануне допоздна занималась в библиотеке. Влетела в зал вся заспанная, в деревенских войлочных тапках, волосы собраны в пучок, лицо даже не успела умыть, не то что накрасить. Первое, что подумал Броневицкий, как потом выяснилось, - девушка всю ночь с кем-то гуляла. Спустя какое-то время на одной из репетиций он попросил меня спеть что-нибудь соло. Я напела ему польские песни, которые знала, и его отношение ко мне изменилось.

Он пригласил меня в ансамбль при консерватории. Это был студенческий ансамбль "Липка", в котором пели дирижеры-хоровики. Так, в новогоднюю ночь с 1955-го на 1956 год я вышла на сцену консерватории и спела «Червонный автобус». И четыре раза бисировала в эту сказочную карнавальную ночь! Это был фурор, которого Броневицкий не ожидал. На другой день весь Ленинград говорил, что появилась какая-то Пьеха, которая поет басом. И пошло! Став солисткой ансамбля, я предложила дать ему название «Дружба». Нас показывали во всех кинохрониках. У нас было множество концертов на студенческих вечерах. Но я еще не понимала, что ждет меня впереди.

Броневицкий начал за мной ухаживать сразу же после знакомства. Он очень своеобразно ухаживал, никогда не назначал мне свиданий. Мы пересекались на репетициях хора, на выступлениях, а потом куда-то шли вместе - в театры, музеи, просто болтали, гуляя по городу. Сам он не пропускал концерта ни одного зарубежного гастролера, ни одной новой выставки, театральной премьеры и всюду водил меня с собой. В ту пору, например, большой редкостью были фестивали итальянских и французских фильмов. И он приезжал ко мне чуть ли не на рассвете, до начала занятий в университете, уже купив билеты: "Собирайся! Лекции сегодня пропускаем! Надо знать, что в мире происходит".

И как было не влюбиться?! Я всему училась у него. Подобного человека в жизни не встречала: композитор, дирижер, пианист, окончил два факультета консерватории . Да еще и балагур, озорник, весельчак, всегда острил... Был наделен множеством талантов, делал великолепные шаржи, видел в каждом человеке типаж. Он был очень красив, правда ниже меня ростом. Но это неважно, Наполеон тоже был невысоким.

В идно так звезды сошлись: Советский Союз Ленинград - Сан Саныч я .

Ансамбль «Дружба» сначала приняли с восторгом – все, что мы делали, было новым, неожиданным, это было как атака. Пока выступали как самодеятельные артисты - все шло гладко. Но стоило нам начать выступать от "Ленэстрады", как посыпалась критика. Слово "джаз" считалось тогда чуть ли не ругательным, и статьи о нас пестрели фразами такого рода: "Эту кабацкую певицу надо хорошенько выстирать по самое декольте", "Это - подражание буржуазному джазу", "Нам не нужны микрофонные шептуны". Тут и чиновники от культуры опомнились, начали нас ругать и в 59-м вовсе дисквалифицировали.

Только через два года появились первые выступления в прессе, где серьезные музыканты и музыковеды доказывали, что наше творчество - это новое молодежное направление в музыке. Но это было после. А тогда, в 1957 году, мы были первым вокально-инструментальным ансамблем. П осле "Дружбы" в р азных республиках стали появляться ансамбли, подобные детищу Броневицкого: "Червона рута" на Украине, "Ялла" в Узбекистане, "Орэра" в Грузии, "Песняры" в Белоруссии. Учиться нам было не у кого. Все находили и придумывали сами.

Много испытаний выпало на долю Александра Броневицкого как руководителя ансамбля. Он был уникальным музыкантом, не как все, он опередил время. То, что он прорубал окно в европейскую эстраду, этого никто не дооценивал. В Польше, когда у нас были первые гастроли, писали: «Это новая страница на советской эстраде после Леонида Утесова и Клавдии Шульженко». Со стороны виднее. А тут, в Советском Союзе, это считалось чуть ли не преступлением. Сейчас никому и в голову в не придет, что когда-то детище Броневицкого, "Дружбу", обвиняли в пропаганде буржуазной идеологии, а меня называли кабацкой, джазовой певицей, хотя я никогда не пела в ресторанах.

С Сан Санычем у нас был великолепный, крепкий, настоящий творческий союз, а мне хотелось большего. Это теперь я понимаю, что редко кто из артисток счастлив в личной жизни. Вся наша жизнь была – «Работа, песни, города, и только так, и не иначе…» Личные взаимоотношения с Сан Санычем, с которым мы прошли по жизни двадцать лет, дали трещину. Отношения переросли в желание расстаться.

Когда мы разошлись с Сан Санычем, я еще не так хорошо понимала, кем он был для дочки и для меня.

К сожалению, его кончина была очень печальной. Это случилось на гастролях в Нальчике. Он был один в гостиничном номере, лег спать. Видимо, ночью ему стало плохо, - были проблемы с сосудами, а утром его нашли мертвым у дверей, с телефонной трубкой в руке.

После его смерти наши с ним отношения показались мне слишком малозначительным фактом по сравнению с тем, как он был талантлив. Его всегда ругали за талант и творческий авангардизм. Только теперь я понимаю, почему ему приходилось надевать маску резкого, жесткого человека. В первую годовщину его смерти не без моей помощи состоялся вечер памяти композитора Александра Броневицкого. Мне звонили и говорили: «Ты что – с ума сошла? Он же не был членом Союза композиторов!» И я отвечала: «Это он для вас не был, а для меня и народа – был!» Зрители в зале плакали. Это было в Ленинграде, в «Октябрьском», 13 апреля 1989 года".

Александр Калле

Как его величали музыканты – «Эстрадный Моцарт»! На сцене и за сценой говорили уважительно - Сан Саныч.
Сан Саныч Броневицкий был гениальным музыкальным и художественным руководителем вокально - инструментального ансамбля «Дружба» и мужем Эдиты Станиславовны Пьехи.
У Эдиты Станиславовны позже были и другие браки, другие увлечения, но это была уже другая жизнь, другая история и другой жизненный этап, предъявляющий к человеку другие требования и ставящий перед ним другие задачи.
Тот, первый, этап становления Великой Артистки и подъём уникального художественного коллектива - ансамбля «Дружба» - на Олимп Почёта остаётся неповторимой историей зарождения большой любви двух творческих личностей и порождения необыкновенной по своей энергетической эмиссии деятельности на советской сцене.
В первую очередь, Александр Александрович Броневицкий прославился как выдающийся композитор.
Здесь короткий список его произведений, которые я знаю: "Великаны и гномы" (Л.Дербенёв), "Вероника" (И.Резник), "Воскресная прогулка" (С.Фогельсон), "До новых встреч" (И.Резник), "Дорога" (В.Сергеев), "Здравствуй, Рига" (С.Фогельсон), "Край березовый" (И.Резник), "Мама" (О.Милявский), "Мне казалось" (С.Фогельсон), "Невские моржи" (С.Фогельсон), "Облака" (Р.Рождественский), "Ой, не судите опрометчиво" (Р.Цомук), "Песня летчиков" (С.Фогельсон, Л.Шишко), "Про любовь" (Р.Цомук), "Прощай" (Л.Палей), "Туристы" (С.Фогельсон), "Это здорово" (И.Шаферан), "Это значит любовь" (Л.Ошанин).
А также "Башни Ленинграда" (Т.Калинина), "Без пяти пять", "Здравствуй, Югославия", "Ночной Белград", "Над Невой и Эльбой весна", "Песня лётчиков", "Седые капитаны", "Туристы" (С.Фогельсон), "Будут гореть закаты" (Л. Ошанин), "Земля на всех одна", "Откровение" ("Откровенные ребята") (Р. Рождественский), "Берегите нежность" ("Девчонки-девочки"), "Дымок над горизонтом" (И. Резник), "Сердце Шопена" (В. Беккер), "Блистающий мир", "Верю" ("Я верю"), "Солнце, босанова и весна" (А. Аникин), "В минуты музыки" ("На звуки музыки"), "Рожденная музыкой фея", "Весёлый зоосад", "Дамское танго", "Ищу тебя" (Н. Денисов)

С другой стороны, Александр Александрович был большим талантом в области аранжировки. Созданное им незабываемое эпическое полотно (совместно с Э.С. Пьехой) - «Огромное небо» (музыка Оскара Фельцмана, слова Роберта Рождественского) останется ярким примером слияния приёмов классической музыки и эстрадной динамики. Если кто не помнит этого произведения, рекомендую послушать. Эта вещь сравнима по значению и общественному резонансу с песней Майкла Джексона «Earth Song», - тот же накал, такая же энергия. Другое время, понятно, и другая страна, но передаваемый песней мэссидж (послание) и возбуждаемые ею чувства очень похожи. Это пример большой творческой удачи, прославивший, как аранжировщика и руководителя коллектива, Александра Александровича Броневицкого, так и катапультировавший ансамбль "Дружба" - на уровень Кремлёвского Дворца Съездов. Сан Саныч был признанный мастер, заслуживший все возможные похвалы. Если бы он не смог создать, кроме этой аранжировки, ничего сравнимого, и то бы он остался в памяти народной. Но Броневицкий является создателем и других выдающихся аранжировок.

Кстати об аранжировках и интерпретациях. Одним из шедевров, созданных Эдитой Пьехой совместно с Александром Броневицким, является баллада "Город детства" (муз. Терри Гилкисон и Изи Ридерс, вещь 1958 года, слова Роберта Рождественского). Здесь получилось самостоятельное произведение с новым звучанием и новым смыслом. Благодаря особенной интерпретации, достигнутой Эдитой Пьехой, которую можно было бы описать как Достоверность, Искренность, Правдивость, и деликатного взвешенного аккомпанимента музыкального ансамбля, создан подлинный шедевр. Здесь особенно хорошо улавливается тонкий музыкальный слух руководителя ансамбля и отличное поэтическое чутьё исполнительницы.

Говоря без прикрас, Россия потеряла в лице Александра Александровича Броневицкого одного из выдающихся своих сынов, композитора, волшебного соловья, способного дать миру революционные произведения, имеющих Моцартианское изящество и Бетховенскую страстность. Жизненная трагедия, достойная не моего пера, а поистине Шекспировского таланта, разрушила и убила этого замечательного человека. Любовь и Ревность – вот те два элемента, которые сыграли в его жизни решающую роль. Мне пришлось наблюдать со стороны происходящую трагедию.

А.А. Броневицкий впервые вышел на эстрадные подмостки в новогодний вечер 1955 года. Вместе с другими студентами Ленинградской консерватории он готовил студенческий капустник. Ему пришла идея сделать аранжировку детской песенки «В лесу родилась ёлочка» в оригинальной манере: ритм–блюз с разложением партий на 8 голосов. Работа его понравилась публике и вскоре возникла вокально-инструментальная группа «Липка». Сам А.А. Броневицкий играл на рояле и дирижировал ансамблем. Вскоре в группе появилась студентка Ленинградского университета, приехавшая на учёбу из Польши – это была будущая Народная артистка России Эдита Пьеха. Так родился ансамбль «Дружба».

На Международном фестивале молодёжи и студентов в Москве «Дружба» стала лауреатом. Быстрое развитие качества нового музыкального коллектива и вместе с ним развитие личной карьеры А.А. Броневицкого приняло стремительный темп. А.А. Броневицкий, однако, оставался всё таким же скромным и самодостаточным человеком. Внешние почести не играли, очевидно, для него никакой роли. Он знал себе цену, но был лишён тщеславия и суеты. До конца работы в ансамбле «Дружба» на афишах стояло мелкими буквами «руководитель ансамбля - Александр Броневицкий». В отличие от многих деятелей «Ленконцерта», стремившихся раздуть себе реноме, Сан Саныч был в постоянном поиске абсолюта. Я наблюдал его в действии и следил за ним с большим интересом. Для меня он был Алхимиком в поисках Философского Камня. Его стремление к совершенству было маниакальным. Искусство было для него абсолютной ценностью, и к работе на сцене он подходил, как к ответственной военной операции. Всё должно было быть – «без сучка и задоринки». Темп представления, характер и тональность номеров, чёткая работа артистов, качество звучания, безупречность костюмов - всё это должно было отвечать какому–то особому эталону, существовавшему в голове у Сан Саныча.

Что брал он за идеал? Для меня это и сегодня загадка. Когда сегодня я вижу ирландскую танцевальную группу «Риверданс» или представление цирка «Дю Солей», то непременно вспоминаю Сан Саныча. Он родился не в то время. Сейчас бы он создал супер-шоу международного класса и работал бы попеременно в Лас-Вегасе и Театре «Олимпия» в Париже. Я не сомневаюсь в этом.

Однако вернёмся к Шекспиру. Любовь и Ревность. Сжигающая Сан Саныча энергия, не находящая своего воплощения в рамках работы, в рамках выбранного жанра, требовала перемен. Философский Камень был всё ещё не найден. Хороших советчиков вокруг него не было. Два придворных: Вильдавский и Буданицкий, которых он очень любил и прислушивался, ничего путного Сан Санычу насоветовать не смогли. Первый, в конце концов, бросил барабаны и стал теперь успешным банкиром в Москве, второй эмигрировал в США и счастливо умер в Нью-Йорке. Одним словом, Сан Саныч стал где-то в году 1976-ом "психовать". Он чувствовал сильное желание сломать устоявшиеся рамки, но был «дитя своей страны, эпохи и Ленконцерта». Своё внутреннее жжение и недовольство он обратил на ближайшего ему человека – Эдиту Станиславовну Пьеху. С одной стороны, он стал беспредметно придираться к ней в творческом плане, с другой - как сумасшедший, ревновать. Слава Пожлаков был в представлениях Сан Саныча тем монстром, который коварно покушается на его собственность. Сцены ревности стали, в конце концов, невыносимы и брак распался. Эдита Станиславовна ушла, и совсем к другому. Я знал этого парня. Красивый, рослый, бывший офицер КГБ. Лучше бы был, по моему мнению, Пожлаков. Но не нам выбирать. Любовь зла...

Ещё до формального распада ансамбля «Дружба», Сан Саныч начал искать «альтернативу» и взял в коллектив Александра Троицкого. Этого симпатичного молодого парня Сан Саныч увидел в Ташкенте и привёз его в Ленинград. Вначале он возлагал на него большие надежды и готовил ему сольную карьеру. Хорошо эта затея не кончилась. В 1981 году Троицкий женился на певице-гречанке и эмигрировал в Грецию.

После ухода Эдиты Пьехи из ансамбля "Дружба" и потери важного ядра - ушла часть певцов и музыкантов, - А.А. Броневицкий попытался восстановить коллектив, набрав новых людей и подыскав себе новую певицу, артистку Ленинградского Театра музкомедии Ирину Романовскую. Привела её в ансамбль жена музыканта А.Чижевского. Обе они вначале пели в группе, так как нужны были сопрано. В дальнейшем А.А. Броневицкий и И.Б. Романовская поженились. Сан Саныч попробовал сделать из этой молодой певицы новую Пьеху и использовал для неё репертуар, который обычно исполняла Эдита Станиславовна. Из этой затеи не получилось ничего хорошего. В памяти публики прочно закрепился образ Эдиты Пьехи с теми песнями, которые она исполняла на эстраде. Кто-то другой с тем же репертуаром казался грубой подделкой. Кроме того, певица имела опереточный голос. Сан Саныч писал новые песни: "Тюльпаны байконурской стороны", "Корабли", "Танго о Сочи" и "А любовь остается жить". Однако, вдохновения не было. Не было того человека, ради которого стоило жить и творить. Муза ушла.

Как говорили знающие люди, новый брак Сан Саныча не был удачным. Разница в 20 лет - это серьёзное препятствие. Разное понимание и отношение к жизни. Но не нам об этом судить.

Во время гастролей в Нальчике Сан Санычу стало плохо – ночью произошёл инсульт. Помочь было некому, так как жена его ушла в гости в другой номер, заперла Сан Саныча при этом на ключ. Броневицкого нашли утром, на полу, с телефонной трубкой в руках.

Заключение:

Александр Александрович Броневицкий произвёл революционное изменение в советской эстраде, пробив брешь в стене запретов и ограничений, царивших в то время. Он создал первый вокально-инструментальный ансамбль в стране, и этот ансамбль работал по западному образцу. Ансамбль «Дружба» подвергался массированной травле, не раз его пытались закрыть. Благодаря менеджерским качествам Сан Саныча и его выдающемуся музыкальному таланту, ансамбль «Дружба» процветал. Самая большая заслуга Броневицкого перед зрителями и последующими поколениями слушателей - это то, что он открыл и сформировал Великую Певицу – Эдиту Станиславовну Пьеху.

В настоящее время существует некая группа бывших музыкантов, работавших с А.А. Броневицким. Эта группа называет себя ансамблем «Дружба» и заявляет, что они художественные наследники и продолжатели А.А. Броневицкого. Моё личное мнение: дело это, как таковое, безусловно, хорошее и служит популяризации наследия Сан Саныча, однако, название «Дружба» при этом, конечно же, неуместное, - корректно было бы «Дружба-Реконструкт» или «Новая Дружба».
«Дружба» Сан Саныча Броневицкого распалась с его смертью 13 апреля 1988 г.

Была в своё время группа «АББА», все её знали. Группа распалась. Теперь есть, по крайней мере, десяток групп в мире, исполняющих их репертуар, одевающихся и гримирующихся под Бьёрна, Фриду и Агнетту. Однако, все они называются «АББА теперь», или «АББА новая» и т.д. По-другому в цивилизованных странах просто не бывает. Есть, в конце концов, и фестивали Элвиса, где собираются сотни Элвисов Пресли из разных стран мира. Но никто не ожидает, что живой, всамделишний Элвис вдруг выбежит на эстраду.

Советский композитор. Хоровой дирижер.
Основатель и руководитель первого в СССР вокально-инструментального ансамбля "Дружба".


Броневицкий Александр Александрович

(08.07.1931, Севастополь - 13.04.1988, Нальчик)

Песни

"Баллада о хлебе" (В.Успенский, А.Броневицкий - Л.Палей) 1969
"Великаны и гномы" (А. Броневицкий - Л. Дербенёв) 1967
"Вероника" (А. Броневицкий - И. Резник) 1975
"Встреча друзей" (В.Успенский, А.Броневицкий - Л.Палей) 1970
"Дорога" (А. Броневицкий - В. Сергеев) 1967
"До новых встреч" (А. Броневицкий - И. Резник) 1974
"Женщина" (А.Броневицкий - И.Резник) 1974
"Заклинание" (А. Броневицкий - М. Борисова) 1968
"Здравствуй, Рига" (А.Броневицкий - С.Фогельсон) 1966
"Край берёзовый" (А. Броневицкий - И. Резник) 1972
"Мама" (А. Броневицкий - О. Милявский) 1964
"Мне казалось" (А. Броневицкий - С. Фогельсон) 1970
"Моржи" (А. Броневицкий - С. Фогельсон) 1968
"Нашим бабушкам" (А.Броневицкий - А.Шишко) 1971
"Нежность" (А.Броневицкий - Л.Палей) 1975
"Облака" (А. Броневицкий - Р. Рождественский) 1963
"Ой, не судите опрометчиво" (А. Броневицкий - А. Цомук) 1971
"Прощай (А. Броневицкий - Л. Палей) 1970
"Про любовь" (А.Броневицкий - А.Цомук) 1970
"То ли правда, то ли нет" (А.Броневицкий - Н.Олев) 1961
"Третий лишний" (А.Броневицкий - Л.Палей)
"Туристы" (А. Броневицкий - С. Фогельсон) 1968
"Хорошо!" (А. Броневицкий - М. Яковлев) 1964
"Это здорово!" (А.Броневицкий - И.Шаферан) 1967
"Это значит любовь" (А. Броневицкий - Л. Ошанин) 1967
"Я люблю" (А. Броневицкий - С. Фогельсон) 1967
"Я тебе подарю" (А.Броневицкий - автор стихов не известен)

"Александр Броневицкий был необыкновенно талантливым человеком. И он, конечно, опередил своё время лет так на десять - двадцать. Он был авангардным, вперёдсмотрящим. Он видел и чувствовал иначе, чем его современники".

"Слово «слава» не подходит ко мне. Я не стремилась быть артисткой. Просто так получилось, что Александр Броневицкий взял меня за руку и повел на сцену. А я любила петь, всегда, это не было целью жизни, это был способ жить, способ самовыражения.
Он был уникальным музыкантом, но поспешил рано родиться. То, что он прорубал окно в европейскую эстраду. никто недооценивал.
Услышав меня, он понял, что мне надо проторить дорогу, потому что это будет что-то другое. Когда после моего выступления с ансамблем подошли педагоги консерватории и сказали: «Вам надо учиться на вокальном факультете», он ответил: «Нет, не пущу. Она сама природа. Не надо ей учиться».
Он все чувствовал, он меня лепил, постоянно ругал, но это было подсознательно, он хотел нового и шел к нему.
Нас закрывали, потом снова давали "зеленый свет", а мы жили и работали.
Меня назвали джазовой певицей, а я просто спела популярную польскую песню "Би-би-ю-ба". Когда я ее в Баку пела. зал вскакивал, просил повторить "на бис" много раз, думали, что это джаз. А это был не джаз, а просто сочетание звуков. Я не умею импровизировать. Я только пела песню с таким созвучием! Я не ученая, а самородок и всегда делаю только то, что чувствую! А Александр Броневицкий помогал мне это в себе развивать.
Мне мешало то, что я стою у микрофона. Я его сняла и пошла, мне никто не сказал: "Так сделай". Все стояли у рояля пели. А я начала ходить, потом в зал пошла. И что!?
Потом заговорила с публикой, волновалась очень сильно. У меня новая песня, а все пересыхает в горле. Начну петь и вдруг слова забуду, вот и начала комментировать песни. А Роберт Рождественский, глубокоуважаемый мной, будучи на премьере песни «Огромное небо» сказал: «Все это х-х-хорошо. - Он заикался. - Старуха, но ты что? В речевой жанр перешла?» Я говорю: «Нет, я просто так успокаиваюсь и подготавливаю публику к тому, что произойдет в песне".
Сама трактовка «Огромного неба» родилась у меня в сердце, я ее увидела в реальных событиях, это была не режиссура, я просто нарисовала Сан Санычу как это было: они жили, летали, дружили. Сначала радость. Про летчиков: "Об этом товарищ не вспомнить нельзя..."
И потом, этот речитатив, его Шура придумал. Потом с закрытым ртом поют ребята и дальше пошло:«Летали, дружили…»
И в конце идет нагнетание и ансамбль поддерживает:«Стрела самолета рванула с небес, и вздрогнул от взрыва березовый лес..."
И я кричу, и ансамбль кричит! И свет, и звук!
И пауза, драматическая пауза... Огромная!
Я сказала: «Они взорвались, Шура! Они взорвались! Все! И сейчас надо, - я говорю, - как будто их хоронить... Как это сделать в музыке?!»
Он сказал: «Все, знаю-знаю! Здорово, так и будет! У нас еще реквием будет в конце под одну бас-гитару: «В могиле лежат посреди тишины...»
И там в конце протест:« Огромное небо, огромное небо...»
И вот еще одна песня, в ней есть слова: «Помню, впервые меня проводила слезы стараясь скрывать...»
Когда я уезжала учиться в Советский Союз, мама, стоя у вагона, сказала: «Ты там останешься, ты не вернешься. Но только, пожалуйста, пиши почаще. Пожалуйста, пиши почаще!»
Для мамы Россия - это было представление царских времен. Когда она узнала, что я вышла замуж, прислала письмо:" Ты вышла замуж..." и перестала писать. Год не писала, представляете? И Сан Саныча не выпускали из Союза, ведь он женился на иностранке...
Когда, наконец, получилось, нам с Сан Санычем приехать к моей маме, у нее пианино стояло. Я играть не умею, а Сан Саныч увидел: «Ой, пианино!», и начал играть польскую песню. Мама подошла к нему, обняла: «Ты хороший человек, ты музыкант, ты играешь, я не знала...»
И вот в Кисловодске поэт Олег Милявский приносит мне стихи. Я их читаю и говорю: «Шура, это про меня. Это про меня. Пожалуйста!..» Он буквально за ночь, за две ночи написал эту музыку,
Это был где-то 66-68-ой год. Эту песню публика по сей день, каждый раз слушает как будто впервые, потому что это вечная тема. Мама - самое святое для каждого человека...
Мама была на моем концерте, когда я эту песню пела в Выборгском ДК культуры, тогда еще в Ленинграде. После концерта она говорит: «Я не знаю русского языка, но я поняла, что ты пела про меня. И не только про меня. Я все поняла».
Сан Саныч, он опережал время. А когда ему говорили: «Цыц, ты не такой как все», он боялся. А я говорю: «Ты не бойся, ты не бойся. Мы пойдем туда». В Польше, когда у нас были первые гастроли, писали: «Это новая страница на советской эстраде после Леонида Утесова и Клавдии Шульженко». Поляки, им со стороны виднее. Еще кто-то написал: «Броневицкий прорубил окно в европейскую эстраду для Советского Союза». Понимаете, им было виднее. А тут это считалось преступлением.
Сан Саныч, кроме всего, для меня это идеал человека, где-то там, высоко! Он был для меня даже не мужчиной, он был просто идолом, таких людей я больше не встречала в жизни.
Он был тем самым пигмалионом, который лепил, который тесал, он, кстати, и в жизни был скульптором. Из пластилина лепил, рисовал шаржи, увидев человека, в одну минуту мог сделать шарж на него. А про меня он сказал: «Тебя я не могу нарисовать, потому что ты все время разная, ежесекундно меняешься, у тебя эмоции, а я этого не могу ухватить». То есть он все видел, он был гениальный человек, но никогда не хвалил, всегда ругал. Только однажды, когда мы уже не были вместе, придя в "Октябрьский" на программу по случаю моего 25-летия выступления на сцене, похвалил...
У меня в программе была замечательная песня «Вернись". Девочка приходит к отцу, который бросил семью, и говорит: "Это моя молитва, папа, я знаю, что эта девушка красивее мамы. Но у тебя есть я, мой братишка. Мы тебя любим, вернись, папа». Я опять в эту песню вложила себя, свое ощущение, и в конце я доходила до пения сквозь хрип, я не знаю, как у меня это получалось...
Броневицкий пришел ко мне после выступления и сказал: «Я не знал и не предполагал, что такую артистку создал, ты меня до слез довела этой французской песней»...
Обнял: «Ты состоялась как артистка». Это была для меня самая большая в жизни похвала от человека, которому я поклонялась, которого я полюбила, которого для себя создала, которого готова всегда слушать! "
(Полная версия интервью от 02.11.2011 в программе"Временно доступен")

Эдита Станиславовна, этот концерт дань памяти именно Александру Броневицкому. Кем он был для вас?
- Человек жив, пока жива память о нем. Александр Броневицкий стал моей судьбой, он сделал из меня Эдиту Пьеху, и я бесконечно благодарна ему. Этот концерт будет данью памяти моему "крестному отцу", фантастически талантливому композитору, аранжировщику режиссеру и первооткрывателю на советской эстраде.
- Как вы нашли друг друга? С чего начался столь успешный и плодотворный творческий союз?
- В начале 1950-х годов Броневицкий создал вокально-инструментальный ансамбль из студентов Ленинградской консерватории, прибывших на учебу из стран Восточной Европы. В 1955 году в коллектив была приглашена и я - студентка ЛГУ, только что приехавшая из Польши. Первое мое выступление с ансамблем состоялось на сцене Консерватории в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год.
В репертуаре этого очень популярного в Ленинграде коллектива были песни стран Восточной Европы, кроме того, мной были напеты, очень понравились Броневицкому и были включены в репертуар несколько французских песен. Я предложила назвать ансамбль "Дружбой". Александр делал аранжировки песен, благодаря которым появилось характерное многоголосное звучание. Но саме главное - он создал новый жанр, "театр песни", где каждый участник был солистом в своем амплуа.
Мое восхождение началось с шуточной песенки на польском языке "Красный автобус". Затем было спето огромное количество "шлягеров", полюбившихся слушателям: "Стань таким", "Венок Дуная", "На тебе сошелся клином белый свет", "Огромное небо", "Город детства" и множество других. Немало песен мне подарил сам Александр: "Я люблю", "Облака", "Мама", "Вероника", "Край березовый".
- Что было потом? Ваше сотрудничество прервалось?
- С концертами мы объездили всю страну и полмира и везде встречали восторженный прием публики. Ансамбль исполнял популярные произведения советский композиторов, зарубежный репертуар, русские народные песни в современных аранжировках. Броневицкий был очень требователен ко всему, что связано с профессией, никогда не шел на компромиссы - и как музыкант, и как руководитель, и как человек. Но применяя новаторские идеи, он получал не только аплодисменты, но и выговоры от начальства и критику официальных СМИ.
В 1976 году мне пришлось уйти из ансамбля, но Броневицкий продолжал дело своей жизни: открывал новые имена, писал песни и до последнего своего дня оставался руководителем "Дружбы".
Саша умер на гастролях в Нальчике 13 апреля 1988 года.
Но мы всегда будем помнить о нем.
(Из интервью Владимиру Дмитриеву)

К 75-летию Александра Броневицкого.
Концерт в БКЗ «Октябрьский» 31 июля 2006 года

"Хочу сделать посмертный подарок человеку, который был моим крёстным отцом на эстраде, наставником и мужем"

"Я безмерно благодарна Сан-Санычу за то, что он сделал для меня. Не было бы его - не было бы и той Пьехи, которую знаете вы сегодня. Он создал меня как певицу, артистку, бывая порой невероятно строгим, требовательным и даже деспотичным. Он говорил, что я некрасива, сутула, фальшиво пою и не умею двигаться на сцене. Это меня заводило. Я искала самые модные журналы, соображая, какой мне выбрать макияж, фасон платья, как подрисовать глаза, губы и т.д. Просила друзей записывать наши концерты на магнитофон, чтобы потом анализировать недостатки. В тайне от Броневицкого наняла себе педагога по вокалу. И всё же - мне повезло. Сан-Саныч был новатором в творчестве, и сегодня, исполняя его песни в концертах, я убеждаюсь, что они по-прежнему живы и любимы".

«В эти июльские дни Эдита Станиславовна вовсю готовится к новому концерту. А вместе с ней и вся ее певческая династия: дочь Илона Броневицкая, внук Стас. Это будет необычный концерт – памяти Александра Броневицкого, который руководил ВИА «Дружба», необычайно популярным в советские времена. Именно в его составе впервые и появилась певица Эдита Пьеха.
Этим летом Броневицкому исполнилось бы 75 лет.
«Это фатум», - так говорит Эдита Пьеха о своем тандеме с Александром Броневицким.
Она родилась во Франции в семье шахтера, после смерти отца девятилетней девочкой переехала вместе с мамой в Польшу, там окончила педагогический лицей, получила диплом с отличием.
А он родился в Севастополе в семье потомственных военных моряков с блестящей карьерой.
Но разве неизбежность считается с житейской логикой или государственными границами? Место для их встречи было назначено на небесах – Ленинград. Город, в котором двум музыкальным талантам предстояло мощно срезонировать. Только ее талант – певицы – оказался на виду. А его дар – композитора и оранжировщика ее песен – ушел в тень.
Как муж и жена, они прожили вместе двадцать лет. А потом их звезды устремились в разные стороны. Ее – еще выше к славе, а его – наоборот.
Сегодня Эдиту Пьеху по-прежнему боготворит публика, на ее концертах аншлаг. А его забыли. За восемнадцать лет, что прошли после его смерти, родились поколения, которым имя Александр Броневицкий ни о чем не говорит. В год его юбилея Эдита Станиславовна под другим углом взглянула на их отношения…
- Знаете, если я помню своего отца, маму, братика – а все они уже ушли в мир иной, - то почему я не должна помнить Сан Саныча, который подарил меня этой стране? Ведь именно он выковал из меня артистку. Он был крестным отцом моего успеха. Хотя дипломатом не был. Мог только ругать меня: «Ты плохо поешь! Давай репетировать!» Говорил, что я некрасивая, неуклюжая на сцене. Поначалу я плакала. А потом добилась того, что он признал: «Ты красивая!» Он сделал меня волевой.
Сан Саныч руководил студенческим ансамблем консерватории, я была его солисткой. Сначала Броневицкий аранжировал мои польские песни, потом стал писать сам. Написал множество композиций. И его аранжировки тоже звучат по сей день – «Где-то есть город, тихий, как сон», например. Роберт Рождественский по моей просьбе написал стихи. Сегодня Стас Пьеха тоже поет эту песню, но по-своему, иначе, чем это чувствовали его дед и бабушка. Что сделаешь, ему нравится…»

(«Комсомольская правда», июль 2006 года, из интервью Татьяне Максимовой)

«Великая певица, похоже, пересмотрела всю свою личную жизнь и решила публично признаться в любви к своему первому мужу - композитору, основателю ансамбля «Дружба» Александру Броневицкому. Сначала робко, потом все громче, а теперь без остановки народная артистка СССР Эдита Пьеха кается, что, мол, совершила роковую ошибку, разведясь с Броневицким, чем сломала его судьбу и ускорила трагический конец... Броневицкий, как известно, ушел из жизни в 57 лет. На днях цифры могли перевернуться и Броневицкому исполнилось бы 75. По случаю этой даты Пьеха устраивает концерт памяти (причем в свой день рождения - 31 июля!), на который пригласила Илону и Евгения Броневицких (дочь и брата Александра Александровича, а в семье Сан Саныча), Стаса Пьеху (внука), а также экс-солистов ансамбля «Дружба» Вилли Токарева, Виталия Коротаева, Леонида Алахвердова и других.
Многие говорят, что, подобно Пигмалиону, Сан Саныч создал свою Галатею, то есть вас, Эдита Станиславовна... Согласны?
- Броневицкий был талантлив не только как композитор и пианист, но и как режиссер, продюсер, первооткрыватель будущих звезд. Окончил два факультета консерватории - дирижерский и композиторский. Потом вдруг азартно стал заниматься созданием нового жанра - организовал вокально-инструментальный ансамбль «Дружба». Утесов говорил: «Эстрада - как любовница. С ней приятнее, чем с женой, но с ней в обществе не появляются!» Такие личности, как Броневицкий, поднимали искусство эстрады на должную высоту. Никто его при жизни не называл звездой. Хотя перед Шурой снимали шляпу Соловьев-Седой, Микаэл Таривердиев, Андрей Петров, Родион Щедрин...
- Как вы познакомились?
- Я появилась в 1955 году на репетиции ансамбля польского землячества Ленинградского университета. Все происходило в красном уголке общежития на Мытнинской набережной, 5. Впоследствии там создали кафе под названием «Эдита». А тогда Сан Саныч, дирижер хора, увидел заспанную девчонку, потому что я поздно легла - конспектировала «Капитал» Карла Маркса. Он сказал строго: «Вы опоздали!» - «Это из-за Маркса!» После репетиции он окликнул меня: «А вы, девушка, останьтесь!» И попросил напеть польские и французские песни, которые я знала. Потом были еще репетиции. Он впервые привел меня в филармонию, в консерваторию. Он был очень красив в ту пору, хотя и маленького роста. Но я говорила себе: Наполеон тоже был маленький. Он учил меня всему. Например, красиво ходить по сцене. Открыл мне истину, что артистка должна быть красива во всем. Был и строгий, и юморной, и терпеливый, и взрывной, мог сорваться и наорать».

(«Смена», 17.07.2006 г., из интервью Михаилу Садчикову)

«31 июля 2006 года, в день своего рождения, Эдита Пьеха подготовила концертную программу в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге памяти выдающемуся музыканту, композитору ХХ века, художественному руководителю ансамбля «Дружба» Александру Броневицкому, которому в этом году исполнилось бы 75 лет. Эдита Станиславовна решила посвятить свой день рождения своему «крестному отцу» - Александру Броневицкому. Певица отметила: «Хочу сделать посмертный подарок человеку, который был моим крестным отцом на эстраде, наставником и мужем». На сцене БКЗ «Октябрьский» выступили те артисты, кто знал и любил этого замечательного человека. Они напомнили зрителям его песни. Вместе с Эдитой Пьехой выступили ее дочь Илона Броневицкая, внук Станислав Пьеха, Евгений Броневицкий – брат композиторав, а также исполнители и музыканты, в разные годы работавшие в ансамбле «Дружба»: Виталий Коротаев, Анатолий Фокин, Леонид Алахвердов, Вилли Токарев и Юрий Капетанаки.

Эдита Пьеха с благодарностью вспоминает свое становление как певицы на эстраде: «Я безмерно благодарна Сан Санычу за то, что он сделал для меня. Не было бы его – не было бы и той Пьехи, которую вы знаете сегодня. Он создал меня как певицу, артистку, бывая порой невероятно строгим, требовательным и даже деспотичным. Он говорил, что я некрасивая, сутулая, фальшиво пою и не умею двигаться на сцене. Это меня заводило. Я искала самые модные журналы, соображая, какой мне выбрать макияж, фасон платья, как подрисовать глаза, губы и т.д. Просила друзей записывать наши концерты на магнитофон, чтобы потом анализировать недостатки. В тайне от Броневицкого наняла себе педагога по вокалу. И все же мне повезло. Сан Саныч был новатором в творчестве, и сегодня, исполняя его песни в концертах, я убеждаюсь, что они по-прежнему живы и любимы».

(Из воспоминаний Юрия Рындина, октябрь 2008 г.)

31 июля 2017

К юбилею Эдиты Станиславовны сайт вспоминает историю непростых отношений певицы и ее первого супруга.

Неизвестно, как сложилась бы жизнь и творческая судьба Эдиты Пьехи , если бы в ранней юности она не встретила своего первого мужа, известного советского композитора Александра Броневицкого . Будущая народная артистка родилась во Франции, в шахтерском городке на севере страны. Первые девять лет жизни Эдита провела там, а после смерти отца перебралась с семьей в Польшу, где прошли еще девять лет ее жизни. В 1955-м году Пьеха получила направление на учебу в СССР, выиграв конкурс в Гданьске, и отправилась в Ленинград. Практически сразу же после поступления в Ленинградский государственный университет девушка записалась в студенческий ансамбль под руководством Александра Броневицкого. Это стало началом ее громкой карьеры, первой любви и долгих, но таких непростых семейных отношений.


Фото: wikimedia

И как было не влюбиться?

Красавец Броневицкий сразу обратил внимание на Пьеху. Еще бы: на свою первую репетицию студентка влетела с опозданием, в войлочных тапках, непричесанная и даже неумытая. «Явно всю ночь с кем-то гуляла» — Эдита показались Броневицкому легкомысленной и пустой. Но, услышав голос Пьехи, Александр заинтересовался – и как руководитель ансамбля, и как мужчина. И сразу стал ухаживать - странно и своеобразно.

Он не назначал возлюбленной свиданий, но всюду брал с собой: в театры, кино, музеи, концертные залы. Броневицкий мог заявиться к Пьехе рано утром, до начала университетских занятий, показать билеты на зарубежную постановку и заявить, что лекции для нее на сегодня отменяются. Впоследствии Эдипа Пьеха говорила, что не влюбиться она не могла. «Я всему училась у него. Подобного человека в жизни не встречала: композитор, дирижер, пианист, окончил два факультета консерватории. Да еще и балагур, озорник, весельчак, всегда острил…», — вспоминает о Сан Саныче Пьеха.

Страсть и ревность

В 1956-м году Пьеха и Броневицкий поженились, в 1961-м родили дочь Илону. С малышкой чаще всего сидела свекровь, а родители отдавали все силы гастролям и работе. Ради творчества супруги пожертвовали не только общением с ребенком, но и чувствами друг к другу. «Это была первая в моей жизни влюбленность - объясняет Эдита Станиславовна. Детское, еще не женское чувство могло перерасти в большую любовь. Но на это не было времени - мы же окунулись в океан творчества…»

Самой большой проблемой в отношениях стала не работа, а ревность Сан Саныча - патологическая, острая и беспочвенная. Журналисты не случайно называли Броневицкого главным Отелло Советского Союза. Недоверие к супруге передалось мужчине по наследству: его отец был моряком, а мать оставалась на берегу - ждать и изводить себя домыслами. Постоянное ощущение обмана, поиск измены везде и всюду стали постоянными спутниками Броневицкого.

Все двадцать лет совместной жизни Сан Саныч изводил Пьеху постоянной ревностью, порой доходило до абсурда. Как-то Пьеха отправилась на фестиваль в Канны в компании с Муслимом Магомаевым . Броневицкий, днем проводив супругу в аэропорт, ночью уже стоял в номере ее отеля и кричал: «Говори, где спрятала Магомаева?» Будучи уверенным в измене Пьехи, Александр Александрович умудрился за день оформить визу, прилететь во Францию, практически по гладкой стене влезть в окно к жене - и все для того, чтобы застать ее с поличным. Или другой пример: во Франции Броневицкий отправился смотреть запрещенную в СССР ленту «Эммануэль». А супруге на полном серьезе запретил даже приближаться к кинотеатру, считая, что откровенный фильм пробудит в Пьехе желание завести любовника.


Фото: globallookpress.com

Такая странная любовь

Сам Александр Броневицкий измену женщине считал вполне естественным явлением и объяснял свое мнение и поведение просто: «Люблю-то я тебя одну». Он спокойно повел себя, когда Эдита Станиславовна, вернувшись раньше с гастролей, застала супруга в квартире с полураздетой женщиной. «Это редактор с телевидения» - без смущения объяснил Броневицкий. Пьеха измену простила, но переселилась от мужа в другую комнату.

Забыть и не думать о похождениях Сан Саныча не вышло: певица замечала его подозрительное поведение, да и знакомые то и дело сообщали о новых интрижках Броневицкого на стороне. Чтобы не терпеть вечные романы мужа, Пьеха закрутила собственный - с полковником КГБ Геннадием Шестаковым , ставшим вторым супругом артистки.

Узнав о грядущем разводе, Броневицкий стал плакать, кричать, проклинать Эдиту со словами «Ты от меня все равно не уйдешь!». Та ответила ему спокойно. «Знай, я уйду, а ты вскоре женишься на женщине намного моложе меня. Но запомни мои слова: она тебе отомстит за меня, за твои измены! И, в конце концов, ты умрешь в одиночестве».


фото: Тимур Ханов «Комсомольская правда»

Пророческие слова

В минуту расставания Эдита Станиславовна будто заглянула в будущее — слова оказались действительно пророческими. В 1976 году супруги официально развелись. Композитор вскоре женился на молоденькой певице Ирине Романовской и начал лепить из нее новую Пьеху. Любила ли она Сан Саныча - неизвестно, но о том, что Романовская ему изменяла, говорили многие. Рассказывают, что в 1988-м на гастролях в Нальчике Ирина ушла на вечеринку, закрыв своего 56-летнего супруга в номере на ключ. Ночью мужчине стало плохо — тромб в сердце. Броневицкого нашли мертвым на полу, с зажатой телефонной трубкой в руках.

Сама Пьеха так не обрела свое женское счастье в браке - оба последующих семейных союза давали трещину. Своего первого супруга Эдита Станиславовна вспоминала еще не раз, мечтая, что могла бы перевоспитать его, помочь реализоваться, сохранить отношения и уберечь от ранней смерти.