«Образ Бабы Яги в волшебных сказках. I

  • 16.04.2019

«Баба-Яга» Иван Бунин

Гулкий шум в лесу нагоняет сон –
К ночи на море пал сырой туман.
Окружен со всех с четырех сторон
Темной осенью островок Буян.

А еще темней — мой холодный сруб,
Где ни вздуть огня, пи топить ее смей,
А в окно глядит только бурый дуб,
Под который смерть закопал Кощей.

Я состарилась, изболелась вся –

Будь огонь в светце — я б погрелася,
Будь дрова в печи — похлебала б щец,

Да огонь — в морях мореходу весть,
Да на много верст слышен дым от лык…

Анализ стихотворения Бунина «Баба-Яга»

И. А. Бунин вошёл в русскую поэзию как талантливый поэт-пейзажист. Удивительно красочными получались у него стихотворения, в которых запечатлевалась родная и заморская природа, отображались портреты встреченных им людей. Не менее яркими выходили у Ивана Алексеевича и сюжеты на сказочную тематику. Примером тому может служить произведение «Баба-Яга».

«Баба-Яга» была впервые опубликована в сборнике «Стихотворения 1907 г.». Произведение имеет простую композицию, оно состоит из четырёх строф-четверостиший. Рифма перекрёстная (abab). Стихотворный размер необычен: в строке пять стоп, первые три укладываются в хорей, затем следует пауза, часто оформленная в виде тире. В последних двух стопах ударение падает на второй слог, что соответствует ямбу. Благодаря этому необычному сочетанию размеров стихи становятся похожи на былину.

Речь в стихотворении идёт от первого лица. С читателями говорит сама Баба-Яга, но в её образе мы не узнаём ту зловещую колдунью, которая известна нам по народным сказкам. Перед читателями вырисовывается образ одинокой старухи, оказавшейся отрезанной от остального мира по жестокой прихоти более могущественных сил. По мере знакомства с лирической героиней мы можем даже проникнуться некоторой симпатией и жалостью к ней.

Вот что рассказывает Баба-Яга о своей доле: её скромное мрачное жилище расположено на угрюмом острове Буяне. Читатель помнит это место по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Здесь пустынно и страшно, сюда редко попадают даже самые отчаянные путешественники. Чтобы усилить безотрадность пейзажа, поэт использует следующие эпитеты: «гулкий шум», «сырой туман», «тёмной осенью», «холодный сруб».

Мы понимаем, что героине совсем несладко жить в таком месте. Баба-Яга жалуется на свою судьбу, объясняя, что держит её здесь:
Я состарилась, изболелась вся –
Десять сот годов берегу ларец!

Итак, Баба-Яга – это хранительница ларца со смертью Кощея. Но она сама не рада такому назначению. Очень реалистично героиня корит себя то ли за жадность, которая подтолкнула её взяться за эту работу, то ли за доверчивость, благодаря которой ведьма оказалась заточена на острове:
Черт тебе велел к черту в слуги лезть,
Дура старая, неразумный шлык!

Поэт применяет анафоры («Будь огонь… Будь дрова…», «Да огонь…Да на много…»), придавая речи Бабы-Яги сходство с заклинанием. То, что героиня – именно русская колдунья, читатель понимает благодаря таким просторечным выражениям, как «погрелася», «похлебала б щец».

Интересно, что это стихотворение создавалось в течение 2 лет – с 1906 по 1908 гг. Нет точных данных, которые бы пояснили, как поэт писал «Бабу-Ягу». Может быть, сначала Иван Алексеевич сформулировал сюжетную канву, а затем добавлял детали. Или строки родились сразу, но время от времени автор корректировал их. В любом случае, учитывая, каким законченным и правдоподобным получился образ бедной Бабы-Яги, мы можем сказать, что произведение стоило стольких лет работы.

Проект для младших школьников, 4 класс «Баба-Яга - кто она?»»

I. Введение.
Почти в каждой волшебной сказке присутствуют такие герои как Баба Яга, Кощей Бессмертный, злая мачеха и другие. Нам захотелось выяснить: откуда появились эти герои? Для своего исследования мы выбрали Бабу Ягу, ведь это самая первая «страшилка», с которой встречается в жизни маленький человек.
Баба-Яга - одно из самых известных и таинственных существ на земле. Большинство людей считают её обычной злой ведьмой. А недавно узнали, что некоторые люди величают Бабу-Ягу древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей.
Нами было опрошено 20 одноклассников и 15 взрослых. Результаты следующие:
на вопрос «Ты знаешь что-либо о Бабе Яге?» ответили «да» - 34, «нет» - 1
на вопрос «Это твой один из любимых сказочных героев?» ответили «да» - 14, «нет» - 21
на вопрос «Ты узнал о ней со сказок? ответили «да» - 35, «нет» - 0
на вопрос «Она ведьма?» ответили «да» - 30, «нет» - 5
на вопрос «Она богиня?» ответили «да» - 5, «нет» - 30
на вопрос «Хотел бы узнать о ней больше?» ответили «да» - 25, «нет» - 9.

Мы сделали вывод , что Баба - Яга – любимый сказочный герой детей и взрослых, о ней они узнали со сказок, но кто она - ведьма или богиня, мнения разошлись. 86% опрошенных считает, что Баба-Яга – ведьма. Всем бы хотелось узнать, а кто же она на самом деле?
Нас заинтересовал образ Бабы - Яги, захотелось разобраться в этом вопросе: «Баба - Яга – ведьма или богиня?», поэтому и тема нашего проекта «Баба-Яга – кто она?»
Отсюда и цель работы – узнать больше о якобы всем известной личности, определить, кто она ведьма или богиня.
Задачи исследования:
провести анализ литературы по проблеме исследования;
провести анкетирование взрослых и учащихся;
узнать, где жила Баба-Яга;
на примере сказок проследить за образом Бабы-Яги;
кто такая Баба – Яга - есть ли у неё прототипы;
изучить быт Бабы – Яги;
изучить след, который Баба - Яга оставила в литературе;
опровергнуть или подтвердить гипотезы.
Методы исследования:
поиск информации;
анкетирование;
анализ;
наблюдение;
классификация;
обобщение.
Мы разработали план действий:
провести тестирование, которые выявят уровень заинтересованности и просвещенности детей и взрослых;
найти литературу по интересующей теме (в домашней библиотеке, в школьной библиотеке, в Интернете);
исследовательская деятельность;
рассказать одноклассникам интересные сведения о Бабе-Яге;
изготовить раскраску для маленьких.
Гипотезы:
Баба - Яга-ведьма
Баба - Яга-богиня
Предмет исследования: сведения о Бабе - Яге
Данная работа имеет большую просветительскую и практическую направленность: подготовлен сборник материалов с информацией о Бабе-Яге, подборкой стихов, песен, рисунков; изготовлена раскраску для маленьких.
II. Теоретическая часть.
2.1 О Бабе - Яге в словарях
Из словарей мы узнали о Бабе Яге следующее:
Баба- Яга - (Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха; Гвоздензуба - сербское; Ежи баба - словенское; Яга баба – болгарское и т.д.)- загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами.
Большая советская энциклопедия: «Ведьма, колдунья, женщина – служительница дьявола, якобы обладающая сверхъестественной способностью вредить людям и животным». Тут же: «Бог, фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного поклонения и веры»
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: «Ведьма или выдёма – колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистой силою, злодейка, у которой бывает хвостик».
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Бог, абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но причина всего существующего, характеризуемое в большей частью религий как личность, действующая по целям и имеющая волю, как Творец и Промыслитель вселенной, а в некоторых как безличное начало, совпадающее с миром».
Баба- первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба- бабушка», «дед-дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее определенный жизненный опыт.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.

2.2 Образ Бабы- Яги в народных сказках
Наиболее полным источником сведений о жизни Бабы - Яги в далёком прошлом являются народные сказки. Перечень изученных мною русских народных сказок вы можете увидеть в библиографии исследовательской работы.
Из сказок мы узнали, что живёт Баба - Яга в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках. Забор вокруг избы из человеческих костей. На заборе – черепа, вместо засова человеческая нога, вместо замка рот с острыми зубами. Внешне Баба - Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба - Яга в одну рубаху без опояски. Глаза горят красными сполохами. У Бабы - Яги костлявые руки и острые железные зубы.
Баба- Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, погоняет пестом или клюкою, помелом след заметает. Во время поезда Бабы- Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Баба - Яга похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает.
В других случаях Яга выглядит человечнее: помогает зашедшим к ней в избушку добрым молодцам советом и даёт им в дорогу волшебных помощников. Баба - Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "что это русским духом пахнет". Она знает язык животных и растений.
Ей служат черные коты, вороны, змеи.
Так кто же она? Добрая помощница или страшная людоедка?
Вообще, сведения о Бабе Яге тех лет крайне противоречивы. В сказочном образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа. А то, что Бабу-Ягу представляют по-разному, может тоже связано с древним образом Богини.
2.3 Образ Бабы- Яги в современных произведениях
Кроме сказок мы читали и современные произведения о Бабе- Яге. Перечень изученных нами современных сказок вы можете увидеть в библиографии исследовательской работы.
Меняются времена - меняются нравы. В последние годы характер Бабы- Яги помягчел: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. К детям Яга относится с особой симпатией. И больше похожа на деревенскую старушку, чем на злую колдунью. Быт её тоже изменился в лучшую сторону. Исчезли черепа с забора, в доме стало почище и попросторнее. Избушка Яги теперь не только вертится на одном месте - она научилась бегать.
В силу привычки Яга ещё использует ступу, но всё чаще предпочитает летать на метле. Одним словом, несмотря на природную хромоту, Яга старается идти в ногу с прогрессом.
Из сказок мы много о Яге узнали. Но для полноты образа не хватает изображения Бабы - Яги. И тогда мы предложили одноклассникам нарисовать Бабу - Ягу. Вы можете увидеть некоторые из наших работ. Для самых маленьких в рамках проекта мы собрали раскраску.
2.4 Образ Бабы- Яги в научных статьях
Где же найти следы божественного происхождения Яги? Это был самый трудный этап – прочитать научные статьи, понять этих умных взрослых. Тут мы обращались за помощью к учителю и родителям маме.
Не раз пытались ученые понять образ Бабы-Яги, живущей в веках. Она как бы триедина, то есть одна в трех лицах. Она и Воительница, и Дарительница, и Похитительница. Она – Советчица и Повелительница. А каждой своей ипостаси соответствует определенный возраст и функция.
Первая ипостась (качество, роль) Бабы-Яги - Воительница, это молодая девушка. Она думает о борьбе и победе, область ее мироздания - Небо, то есть, она является Богиней. В сказках она предстает как девица-богатырка или дочка, племянница старой Бабы-Яги (то есть, молодая Баба-Яга).
Вторая ипостась Бабы-Яги – Дарительница и Избавительница от беды. Это уже взрослая женщина, получившая определенный жизненный и магический опыт, и вступившая в пору деторождения, плодородия (для земли). Возможно, в ней отразился образ Великой Богини, Богини-Матери, создательнице нашего мира. У нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Ее сфера обитания - Земля. Она тоже Богиня, но более близкая к людям, их проблемам и стремлениям. Этот образ можно подразделить еще на несколько: Яга-Советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре). Яга-Охранительница, Покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (гусей, блюдечка и проч.) за похождениями героя). Она - Повелительница явлений природы, а также птиц и зверей. Иногда Бабу- Ягу называют Берегиня. В переводе на современный язык – Богиня Экологии. Именно Яга, хранительница леса и зверей, многие столетия берегла нашу природу. Поэтому перед ней расступались дремучие леса и раздвигались горы. Поэтому великой богине верно служили гуси – лебеди, и мудрые вороны, и все живые существа, за исключением человека.
И третья ипостась Бабы-Яги - Похитительница. Это уже старуха, близкая к смерти, а значит к загробному миру. Она уже мастер в колдовстве и магии, она может повелевать силами природы, животными, тварями лесными, и имеет над ними власть. И похищая (чтобы съесть) молодых людей, детей, она как бы приносит их себе же в жертву, чтобы еще хоть ненадолго продлить свое существование.
Существует трактовка, согласно которой, Баба-Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру. Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она - из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы–Яги три пары волшебных рук делают всю домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое божество Шива. Не случайно Баба – Яга, как и индийские йоги – отшельники, живёт вдали от людей и ведёт уединённый образ жизни. Кроме того, её ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - ступы.
Другие исследователи утверждают, что Баба – Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках».
И есть предположение, что Баба–Яга существо инопланетного происхождения и прибыла на землю из космоса. Не даром она умеет летать. В сказках и мифах часто упоминается, что ступа её железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля. Но откуда бы ни взялась Баба Яга - из Индии, с Севера или с космоса, - именно на Руси поселилась она много веков назад.
2.5 Жизнь Бабы-Яги в искусстве
Образ Бабы- Яги с давних пор вдохновлял поэтов и композиторов. Первые стихи, посвященные Яге, принадлежали А.С.Пушкину, написавшему в «Руслане и Людмиле»:
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой…
Великий композитор М.П.Мусоргский, написав «картины с выставки», назвал одну из пьес «Баба- Яга».
В кино и телевидении этот сочный персонаж также не обойден вниманием. Главной Бабой-Ягой Советского Союза был, конечно, Георгий Милляр (1903-1993). «В 16 сказках Роу Милляр сыграл 30 ролей, то есть в каждой сказке у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы: «Огонь, вода и… медные трубы» - Вера Алтайская, «Новогодние приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги исполнила Валентина Кособуцкая, в фильме «Книга мастеров» роль Бабы-Яги исполнила Лия Ахеджакова. И, конечно, нельзя обойтись без замечательных бабок-ёжек из мульфильма «Летучий корабль».
Народ сочинил множество песен, частушек, стихов о Бабе-Яге.
Дразнилок, связанных с Бабой - Ягой, немного. И это вполне объяснимо: их сочинителей и исполнителей Яга могла просто-напросто съесть. Так это или не так, но все же дразнить одинокую пожилую женщину – дело не очень красивое.
Ни одной русской женщине не посвящалось столько произведений, сколько Бабе- Яге. Объяснение этому одно: у Бабы-Яги есть характер: яркий, самобытный, неоднозначный.
Когда однажды ее спросили: «Как вы относитесь к тому, что оставили большой след в искусстве?», Баба- Яга ответила: «По-моему, моя избушка оставила большой след…». И показала на отпечаток куриной лапы. Впрочем, и в чувстве юмора Яге не откажешь!
III. Практическая часть.
3.1 Создание паспорта Бабы - Яги
Для того, чтобы зафиксировать все что мы узнали о героине в произведениях, прочитанных нами, разработали форму записи сведений о Бабе - Яге. Называется эта форма «Паспорт Бабы - Яги».
Паспорт включает в себя следующие пункты:
Где живет?
Здесь указывается произведение
Как передвигается?
Как в произведении передвигается Яга
Как выглядит?
Внешний вид
Возраст
Сколько лет
Характер
Какой характер у Яги в этом произведении
Средства колдовства
С помощью чего Яга колдует
Добрые дела
Какие добрые дела она делает в этой сказке
Злые дела
Какие злые дела она делает в этой сказке
Друзья
Есть ли у Яги друзья
Враги
Есть ли у Яги враги
Жилье
Где живет Баба - Яга
Кем командует?
Кто находится у неё в подчинении
Изобретательность
Как Яга хитрит в сказке
К каждой сказке мы составляли Паспорт Бабы - Яги, который вкладывала в картотеку.
По результатам моей аналитической работы мы составила сводный паспорт Бабы - Яги – богини, перечислив все наиболее повторяющиеся значения признаков, и Бабы - Яги- ведьмы.
3.2 Нечистьмер
Много узнав о Бабе Яге, встал вопрос об измерении данных о ней. Как это сделать?
Мы придумали НЕЧИСТЬМЕР – вертикальную шкалу, показывающую как близко к ведьме или богине находится конкретная Баба-Яга из произведения.Заполняем нечистьмер, ориентируясь на контрольные точки. Потом сравнили полученный паспорт с контрольными точками и сделали выводы, составили диаграммы по значениям нечистьмера.
IV. Заключение
Так кто же она такая – Баба Яга? В этом трудно разобраться.
При сравнении паспортов Бабы Яги по русским народным сказкам с контрольными точками мы пришли к выводу, что в сказках количество добрых и злых дел Бабы- Яги практически равны (ведьма-богиня- 5/4).
Гипотеза 1 - Баба Яга-ведьма.
Она всем вредит.
Создает на пути трудности.
Похищает детей.
Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.
У неё страшный вид.
Может ли людоедка быть добрым божеством? Нет, но ведь Баба-Яга и не людоедка.
Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в печи. Но это не вся правда. Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали. Есть такая болезнь «сухота», или «собачья старость». Но в прежние времена больного ребенка - обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна. Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка приносит ему пользу), на «минус» (ведьма детей жарит и ест). Баба - Яга жила в согласии с природой, отлично знала этот народный метод и вылечила немало деревенских детишек.
На самом деле Баба - Яга не ела человеческого мяса, это придумали взрослые, чтобы пугать маленьких детей. Ведь раньше сказки рассказывали «из уст в уста», поэтому наделили ее разными качествами-и хорошими, и плохими. Каждый придумывал к образу Бабы - Яги новые детали - пострашнее. И может быть, не зря Баба- Яга пугала народ? Перестали люди бояться – стали уничтожать природу, загрязнять атмосферу и воду, вырубать леса, осушать болота и менять течения рек. Многие виды зверей и птиц исчезли. В последнее время Яга нечасто показывается людям. Возможно, дожидается, когда мы станем бережнее и добрее к природе…
Если прочесть сказки правильно, можно увидеть, что матери посылали к ней своих дочерей вовсе не для того, чтобы их съели. Девочки проходили у Яги настоящий курс разных женских премудростей: учились прясть, ткать, готовить.
Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба- Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.
Многие до сих пор считают Бабу-Ягу ведьмой. Но ничего плохого в этом нет. Слово «ведьма» происходит от слова «ведать», то есть знать. От этого же слова произошло и название первых святых книг на земле – Веды. Более того, ведьмами называли добрых женщин-целительниц, которые ведали разные секреты, и относились за это к ним в народе, как к святым.
Гипотеза 2 -Баба Яга-богиня. В сводном паспорте Бабы – Яги по авторским сказкам оказалось признаков богини- (4), ведьмы -(2).
По результатам проведенного исследования мы сделали следующие выводы:
Умеет делать волшебство.
Указывает герою дорогу.
Дает добрые советы.
Может понимать язык зверей и птиц, повелевает ими.
Её боятся отрицательные персонажи.
Баба - Яга, как и сама природа, никогда не раскрывает всех своих тайн и остается вечной загадкой для человека.
Баба-Яга персонаж не отрицательный. Впрочем, и не положительный. Создается впечатление, что у нее свой собственный кодекс чести (совсем как у богов древности) и свои секреты.
Значит, из двух гипотез - «Баба Яга-богиня», «Баба Яга-ведьма» - обе подтвердились.
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». А.С. Пушкин.

Сказка Баба-Яга – одна из самых известных волшебных сказок о добре и зле. Как все волшебные сказки, она имеет динамичный сюжет и счастливую концовку. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Баба-Яга читать

Почему Бабу-Ягу называют Бабой-Ягой

Есть несколько версий, которые объясняют имя Бабы-Яги.

  1. В некоторых областях России существует диалект «ягать» – браниться. Может отсюда и имя крикливой ведьмы.
  2. Слово «ягая» происходит от старославянского «злая». Тоже вполне понятное объяснение.
  3. Есть еще одна версия: древнерусское «язя» означает «хворь, болезнь». Бабе-Яге приписывают магические способности, поэтому можно слово толковать как «знахарка, целительница».

Если крикливую и скандальную женщину хотят сравнить со сказочным персонажем, слово употребляют как имя нарицательное – баба-яга.

Решила мачеха падчерицу со свету сжить. Отправила ее к сестре своей – Бабе-Яге на съедение. Девочка была рассудительной, сначала к родной тетке зашла. Та ее научила, как себя вести у ведьмы: быть приветливой со всеми и гостинцами запастись. Взяла девочка подарочки: ленточку для березки, платочек для работницы, для ворот маслица, хлебушка – собачке, ветчинки – коту. Баба-Яга девушку встретила, за работу посадила, а работнице велела печь топить. Приветливость сиротки растрогала слуг ведьмы, от которой они доброго слова никогда не слыхали, не то что подарков. Помогли они девочке убежать от Бабы-Яги. Домой девочка прибежала. Все отцу рассказала. Выгнал он жену, и зажили они с дочкой счастливо. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Баба-Яга

В сказке Баба-Яга силы добра противопоставляются силам зла. Главная героиня сказки – девочка-сирота. Она борется со злом доступными ей способами. Девочка не наделена физической силой, но наделена качествами, которые помогают ей найти выход из сложной ситуации. Детям можно поставить в пример героиню и ее качества, которые помогают преодолевать трудности: доброту, предусмотрительность, смелость. Почувствовав опасность, девочка пошла за советом к близкому человеку – родной тете. У Бабы-Яги она одаривает подарками слуг ведьмы и просит их о помощи. Они откликаются на ее доброту. Не растерялась героиня, когда Баба-Яга пустилась за ней в погоню, действовала смело и решительно. Чему учит сказка Баба-Яга? Современных детей сказка учит поведению в непредвиденных ситуациях.

Районная научно-практическая конференция

Исследовательская работа

«Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Выполнила: ученица 3б класса

МБОУ «Железногорская СОШ № 4»:

Лапина Татьяна

Руководитель: Савичева И.А.

г. Железногорск-Илимский 2016г.

Введение……………………………………….…………………………………3

Цели и задачи проекта……...……………………….…………………………..3

Основная часть.

Общая характеристика Бабы Яги…………………………………… 3

Баба Яга - мифологическое существо ……………………………… 4

Основные черты образа Бабы Яги…………………………………… 5

Жилище Бабы - Яги ………………………………………………….. 6

Баба яга в русских народных сказках ……………………………… 7

Общие выводы ……………………………………………………… 7

Анализ результатов исследования……………………………………………. 8

Заключение ……………………………………………………………………… 9

Словарь терминов …………………………………………………………… 10

Литература …………………………………………………………………….. 11

Приложение …………………………………………………………………. 12

Образ Бабы Яги в русских народных сказках.

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга - мифологическое существо? Мы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы.

Тема . «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга - это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

Основная часть

Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга - старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга - популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании - воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.

Баба Яга в русских народных сказках

Сначала я решила провести опрос среди учащихся моего класса, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

Далее я самостоятельно анализировала образ Бабы Яги. Для этого я прочитала 10 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист - ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - я записала в таблице. (Приложение)

Поведение Яги напоминает обряды наших предков:

Банные процедуры

Угощения

Обряд «перепекания»

Этот обряд совершался над больными или слабыми детьми. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка

Общие выводы

Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе - черепа, вместо дверей - ноги, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково - «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 10 Баба Яга - положительный персонаж, в 4 сказках - отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной - упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке - даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга - обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в нескольких воплощениях:

1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями;

2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей;

3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

4)Яга-повелительница. Повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).

… Баба - Яга вышла и говорит своей работнице:

Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько

«Баба Яга»

… Стала Баба - Яга спать ложиться и говорит:

Когда завтра я уеду, ты смотри - двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь.

«Василиса Прекрасная»

5) Яга - советчица.Баба Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. («Василиса Премудрая»)
6) Яга - покровительница. Берёт героя под свою опеку, следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)

Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит - ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома - ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит,она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. (Приложение.)

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга - вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Мое предположение подтвердилось.

III. Заключение

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнал значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Словарь терминов

Баба Яга - популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.

Яга - язвить, причинять боль, мучить.

«Курьи ножки» - это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».

Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

Мифология - совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.

Пест - короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе.Каменный, медный, деревянный пест.

Помело - палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

Сказка - древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Ступа - тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой)

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы - на полке, а нос в потолок врос»

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга - костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга - золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга - костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист - ясный сокол»

Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках - вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья - «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).
«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Литература .

Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 — Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

глубины тысячелетий предки

передали каждому из нас наследство

воистину бесценное - сказки,

предания, былины, легенды».

1. ВВЕДЕНИЕ.

Сказки - это прекрасный вид искусства. В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве. Сказки веселят, развлекают, иногда пугают, они учат нас поступать честно. Они никогда не устаревают, потому что в них хранится мудрость наших предков, традиции и обычаи. С необычной щедростью, во всем великолепии показаны в сказках сокровища народной разговорной речи.

В современном мире у детей появилось множество других интересов. Но мы всё равно любим смотреть, слушать и читать сказки. Время, проведённое за совместным чтением сказок, сближает родителей и детей, поколения. Мы сопереживаем героям, учимся отличать добро от зла. Тема добра и зла - одна из вечных тем. И в наше время она продолжает оставаться актуальной.

В сказках существуют множество волшебных персонажей. Особенно интересен образ Бабы Яги, который является одним из самых таинственных и противоречивых женских образов в русских сказках, сочетающий в себе положительные и отрицательные качества. Нам стало интересно, существует ли данный образ в сказках других народов, и похож ли он на образ традиционной русской Бабы Яги.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗЫ.

Цель: Сопоставить образ русской Бабы Яги с образами похожих героев в сказках других народов.

Задачи:

    Изучить образ Бабы Яги.

    Проиллюстрировать образ Бабы Яги.

    С помощью анкетирования выяснить, какой представляют Бабу Ягу дети, узнать их мнение: существует ли Баба Яга в сказках других народов.

    Найти и проанализировать русские сказки и сказки других народов, где встречается образ Бабы Яги.

    Составить сравнительную таблицу образов Бабы Яги.

    На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.

    Сделать выводы.

Гипотеза: предположим, что в сказках других народов существуют персонажи похожие на русскую Бабу Ягу.

3.БАБА ЯГА В РУССКИХ СКАЗКАХ. КТО ОНА?

Сказка всегда основывается на мифе.

Изначально такой персонаж как Баба Яга появился в славянской мифологии. Достоверного перевода имени «Баба Яга» не существует, так как очень много вариантов.

БАБА - женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина.

ЯГА (Яга, Яга-баба, Ягая баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягиха, Ягишна Буря-Яга, Яза) - в славянских языках само слово «яга» связано с понятием опасности, мучений и ужаса, злобы.

Одна из версий перевода имени «Баба Яга» - лесная старуха, большуха над ведьмами.

Баба Яга- первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии и фольклора, хранительница обычаев и традиций. Лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги находится в чаще леса или на опушке на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом. «Курьей ножкой» когда-то называли перекрёсток или развилку дорог, такое место считалось «нечистым» опасным. Баба Яга ведёт уединённый образ жизни. В избушке Бабы Яги есть печь, которая может быть губительна для непрошенных гостей. Забор вокруг избушки - из человеческих костей, а на заборе черепа висят. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки, отвары и зелья.

4. ОБРАЗ БАБЫ ЯГИ В НАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ.

Катя: « Прежде всего, Баба Яга является для меня положительным персонажем. Добрым людям она подсказывает дорогу, даёт советы, дарит волшебные предметы. Внешне я её представляю скрюченной старушкой с горбатым носом, в красном в белый горох платке, в старой одежде, на которую накинута шаль, она опирается на клюку, потому что у неё костяная нога. Баба Яга хмурая и на первый взгляд может показаться, что она сердитая. Баба Яга - справедливая. Но если её разозлить, то может путнику не поздоровиться. А ещё она одинокая, поэтому вызывает жалость».

Настя: « С детства мне нравились сказки. Я очень хорошо запомнила их героев: Ивана Царевича, Серого Волка, Василису Прекрасную, но больше всего Бабу Ягу. Для меня она добрая старушка, которая варит зелье. Она дарит подарки, дает волшебные предметы, учит детей помогать по хозяйству. Я считаю, что если не было Бабы Яги, сказка была бы не интересной, герои не смогли достичь своей цели».

Свои представления об образе Бабы Яги мы проиллюстрировали.

Иллюстрация Кати.

Иллюстрация Насти.

5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

5.1 Анкетирование.

С помощью анкетирования мы решили выяснить, каким дети представляют образ Бабы Яги в русских народных сказках, и как они думают: существует ли похожий образ в сказках других народов. Анкета прилагается (Приложение 1).

5.2 Результаты анкетирования.

В опросе приняли участие 50 учеников третьих классов нашей гимназии.

После проведенного опроса были получены следующие результаты.

Дети считают, что Баба Яга обычно злая сварливая старуха.

Кто такая Баба Яга?

Большинство считает, что живёт она в лесу в избушке.

Где живёт Баба Яга?

Роль её в сказках, по мнению детей, в основном отрицательная.

Каким персонажем её представляют?

33 человека считают Бабу Ягу похитительницей и пожирательницей.

Образ Бабы Яги в русских сказках.

В сказках других народов 39 человек считают, что она существует.

Существует ли похожий образ Бабы Яги в сказках других народов?

Мы решили узнать, какие похожие образы Бабы Яги существуют в сказках других народов и сопоставить эти образы.

5.3 Анализ сказок других народов.

Для исследования и анализа нами были взяты сказки разных народов как авторские, так и народные (Приложение 2).

Сначала мы прочитали русские сказки, чтобы понять каким персонажем является Баба Яга. Баба Яга персонаж противоречивый, неоднозначный и многогранный. В русских сказках она может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях. Её образы в разных сказках не всегда соответствуют друг другу.

Баба Яга - старая горбатая колдунья с длинным носом и седыми растрепанными волосами, с костяной ногой. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она не ходит пешком, а разъезжает (летает) в каменной, железной, огненной ступе, погоняя её пестом или клюкою, заметая следы метлой (помелом), поэтому метла всегда развёрнута рукоятью вперёд, веником назад. Баба-Яга живет, в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках», одна, за исключением зверей.

Баба Яга может быть дарительницей: одаривать героя подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной: интересуется, сыт ли герой, устал ли с дороги («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

Баба Яга может быть похитительницей людей, детей, которых пытается изжарить и съесть; в сказке «Гуси-Лебеди» помощники Бабы Яги гуси-лебеди похищают мальчика.

Баба Яга может быть воительницей (народная сказка «Баба Яга и Заморышек», Баба Яга с огненным щитом борется с героями).

Кроме образов Бабы Яги, описанных в литературе мы выделили еще несколько.

Баба Яга - повелительница. В большинстве русских сказок она повелевает стихиями, животными, природой («Волшебная иголочка» Валентины Осеевой).

Баба Яга - хранительница. Она хранит мудрые советы, жизненную силу, обряды, обычаи, волшебные ремёсла (русская народная сказка «Баба Яга и Заморышек»). Также она может быть волшебной помощницей волшебной помощницей.

В сказках русская Баба Яга может выступать как в положительной, так и отрицательной ролях.

Проанализировав сказки других народов мы определили, что у них тоже существуют герои по образу похожие на нашу Бабу Ягу.

В немецких сказках существует злая ведьма старуха с красными глазами, костлявыми руками, с отличным нюхом, живущая на лесной опушке в красивом пряничном домике-приманке, она выступает в отрицательном образе пожирательницы. У неё костыль - средство передвижения, птичка - помощница-приманка для детей (Братья Гримм «Гензель и Гретель»). Однако существует старуха с положительной ролью, которая живет в избушке на лугу, приучает к труду, сострадает, одаривает подарками и наказывает по справедливости ленивых, грубых героев («Госпожа Метелица»). Немецкая сказка Отфрида Пройслера «Маленькая Баба Яга» не похожа на все остальные сказки. В роли Бабы Яги выступает маленькая девочка, совершающая только добрые дела.

В мордовских сказках присутствуют старухи, подобные Бабе Яге. Это хозяйка леса Вирява (народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»), похожая на русскую Бабу Ягу. Живет она в лесной чаще в избушке, умело управляется с пестом, кочергой, ухватом. И хозяйка подводного мира Йома (народная сказка «Старуха Йома и две девушки»), живущая в избушке, которая вертится на ветру. Обе старухи незлобные дарительницы, приучают к труду, одаривают подарками и наказывают героя заслуженно за лень и грубость. Образы этих старух очень похожи на образы русской Бабы Яги.

Вирява.

В цыганской народной сказке «Околдованная сиротка» присутствует похожий образ в старой колдунье-старухе, живущей на поляне в избушке на курьих ножках. Как и русская Баба Яга, она использует колдовскую силу, готовит зелья, у неё нет помощников. Старуха приютила и воспитывает бедную сиротку и одаривает её красивой внешностью.

Румынской народной сказке «Иляна Косызяна» в качестве Бабы Яги выступает ведьма с лошадиными ногами, стальными зубами, с загнутыми серпом пальцами. Внешне она отличается от Бабы Яги, но также приучает героя к труду и одаривает за работу.

В армянских сказках присутствует ведьма в разных образах. Обычно это старая старуха с крючковатым носом, длинными острыми пальцами, с четырьмя глазами (два спереди, два сзади). Зовут её Кахард. Как и русская Баба Яга живет она в избушке на курьих ножках, летает на метле, у неё есть в избушке печь. Она очень злая обманщица и .

Кахард.

В итальянской народной сказке «Пастушок-Малый Росток» есть старая колдунья, у которой в помощниках сотня всадников и конники. Она хранительница, сторожит свою волшебную силу, препятствует герою возвратиться домой. Образ этой колдуньи также совпадает с образом русской Бабы Яги.

Барабаха.

Ведьма Барабаха в белорусской народной сказке «Алёнка» внешне похожа на Бабу Ягу. Живёт она в хатке. Обманом хочет расправиться с героями.

В татарских сказках есть похожие образы в отрицательных и положительных ролях. Ведьма Убыр в народной сказке «Падчерица» живёт в маленькой избушке в чаще леса. Она приучает к труду, одаривает за работу, но и справедливо наказывает героев. А в народной сказке «Тан-Батыр» прообразом Бабы Яги является ведьма Убырлы Карчык, живущая в чаще волшебного леса. Она использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям.

Убырлы Карчык.

В чешской народной сказке «Ян Деда и красная Баба Яга» есть красная Баба Яга, живущая в избушке, на глаза никому не показывается. Она помогает герою вернуть долги.

Жестокая, жадная и сварливая ведьма Хаулит присутствует в английской народной сказке «Джип и ведьма из Уолгрейва». У неё, как и у русской Бабы Яги, в помощниках есть кот Чернулин. Хаулит обманщица, она пытается расправиться с героями.

А в ирландской народной сказке «Фея ручья и веретено» старуха Холле с большими длинными зубами одаривает героев за работу. И живет она тоже в избушке.

В словацких сказках есть героиня Баба Яга, так и называется. Как и в русских сказках она может играть положительную и отрицательную роли. Живёт она в избушке. В народной сказке «Заколдованный замок» она обманывает героев и хочет расправиться с ними. А в народной сказке «Здравствуй мостик» Баба Яга может передвигаться на прялке и железных семимильных сапогах. Она даёт герою работу, хранит богатства, наказывает нечестных.

Хаулит.

Во французских сказках Шарля Перро роль Бабы Яги играет злая старуха. В сказке «Спящая красавица» злая старуха ведьма мстит за обиду. В сказке «Пряничный домик» ведьма - сгорбленная старушка с палкой и толстыми очками на носу - обманщица, хитрая, коварная, заманивает героя, чтобы потом съесть.

Таким образом, в сказках других народов Баба Яга присутствует в разных образах также как в русских сказках, у неё могут быть разные роли: как положительные, так и отрицательные.

Анализируя сказки других народов, мы определили, что похожий образ Бабы Яги как воительницы и похитительницы отсутствует. В основном эта героиня выступает в образе обманщицы, вредительницы, хранительницы, дарительницы, помощницы, колдуньи, наставницы.

Изучая разную литературу (сказки, энциклопедии, информацию в интернете) мы узнали, что существуют мифологические герои у других народов, которые не встречаются в сказках, но по своему образу очень похожи на Бабу Ягу.

Перхта.

Лесная старуха волшебница присутствует в мифологии разных народов. В частности у сербов, хорватов и македонцев существует безобразная уродливая старуха с коровьим рогом посреди лба, с длинным крючковатым носом, большими ушами, костлявыми руками, пальцы с длинными ногтями в рваной драной одежде. Зовут её Баба Рога. Это лесная ведьма. В Черногории она зовётся Баба Руга. Эта ведьма ночью посещает детей и пугает их. Также она творит добро, прикидываясь злодейкой. Очень противоречивый образ.

Баба Рога.

У чешских народов есть устрашающего вида старуха с гусиной ногой Перхта (Берта). Она бродит по домам, чтобы узнать были ли дети усердными и трудолюбивыми, и потом их вознаграждает или наказывает.

У итальянцев существует Бефана - ведьма старушка, летающая на метле, одета во всё чёрное и с мешком подарков и сладостей за спиной.

В русских сказках Баба Яга выступает в роли похитительницы , уносящей детей, людей, которых она пытается изжарить и съесть. Баба Яга может быть дарительницей . Принимая героя, испытывает его и вручает разные дары. В сказках Баба Яга может быть воительницей , сражающейся с героями и побеждающая многих из них. Также Баба Яга может быть помощницей, советчицей, повелительницей сил природы и животного мира (повелевает ветром, бурей, метелью, утром, вечером, ночью, волками, медведями и другим лесным зверьём).

Прочитав сказки разных народов, мы узнали, что многие произведения похожи по сюжету друг на друга. Так, например, сказка современного автора Лии Гераскиной «Синий цветочек для мамы» перекликается по сюжету с немецкой сказкой Братьев Гримм «Гензель и Гретель» и французской сказкой Шарля Перро «Пряничный домик», немецкая сказка «Госпожа Метелица» с мордовской сказкой «Старуха Йома и две девушки».

5.4 Сравнительная таблица.

Результаты проведённого исследования мы представили в виде сводной таблицы.

Сказка

Внешний вид

Место обита-ния

Жилище

Средство передвижения

Атрибуты

Помощники

Роль в сказках

Действия

Образ

Русские сказки

Народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Старшие сёстры

Положи-тельная

Подарила герою коня, дала ночлег, еду, помогла советом

Даритель-ница

Народная сказка «Баба Яга и Заморышек»

Крутая гора

Белокаменные палаты

Платочек

Огненный щит

Верные слуги

Отрица-тельная

Сражается с огненным щитом против героев.

Хотела с ними расправиться

Воитель-ница

Народная сказка «Гуси-лебеди»

Старая старуха с костяной ногой

Избушка на курьих ножках об одном окошке

Гуси-лебеди

Отрица-тельная

Отправила гусей похитить ребенка

Похити-тельница

Валентина Осеева «Волшебная иголочка»

Старуха с костяной ногой

Избушка на курьих ножках

Ковер-самолет

Веретено

Отрица-тельная

Хотела расправиться с героем

Повели-тельница

Волшеб-ница

Лия Гераскина «Синий цветочек для мамы»

Сгорбленная старуха - колдунья

Домик из пряников

Ступа с помелом

Черный кот

Отрица-тельная

Заманивает, чтобы распра-виться с героями

Повели-тельница

Немецкие сказки

Братья Гримм «Гензель и Гретель»

Злая ведьма-старуха

Старушка со слабовидящими красными глазами, с отличным нюхом, с костлявыми руками

Лесная опушка

Пряничный сахарный домик (приманка)

Железная клетка

Птичка (приманка)

Отрица-тельная

Ласково приманивает, чтобы потом съесть

Обман-щица

Отфрид Пройслер «Маленькая Баба Яга»

Ведьма маленькая Баба Яга

Крохотная покосив-шаяся избушка

Колдовская книга

Ворон Абрахас

Положи-тельная

Не могла творить злые дела, всем помогала

Даритель-ница

Народная сказка «Госпожа Метелица»

Госпожа Метелица (про-образ Бабы Яги)

Старуха с большими зубами, ласковая

Положи-тельная

Приучает к труду, сострадает, одаривает подарками заслуженно и наказывает

Даритель-ница

Наставница

Румынские сказки

Народная сказка «Иляна Косынзяна»

Бабка с лошадиными ногами, стальными зубами, с загнутыми серпом пальцами

Вороны, волки

Положи-тельная

Приучает к труду, одаривает за работу

Даритель-ница

Наставница

Английские сказки

Народная сказка «Джип и ведьма из Уолгрейва»

Ведьма жестокая, жадная, сварливая

На опушке светло-го леса

Покосив-шийся до-мик под со-ломен-ной крышей

Кот Чернулин

Отрица-тельная

Обманщи-ца

Мордовские сказки

Народная сказка «Старуха Йома и две девушки»

Старуха Йома

Старуха, подобная Бабе Яге

Подводный мир

Избушка, которая вертится на ветру

Ящерицы-бегунцы, лягушата-сорванцы, жуки-плавунцы

Положи-тельная

Отрица-тельная

Приучает к труду, одаривает подарками заслуженно и наказывает заслуженно

Даритель-ница

Наставница

Народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»

Вирява - хозяйка леса

Старуха, подобна Бабе Яге

Лесная чаща

Лесная избушка

Пест, кочерга, ухват, сковорода, помело, сковород-ник

Положи-тельная Отрица-тельная

Подарила герою (мужик) избу и выдала за него дочь.

Совершает хулиганства

Даритель-ница

Наставница

Армянские сказки

Народная сказка «Девушка и Ведьма»

Подобие Бабы Яги

Старуха с крю-чковатым но-сом, длинны-ми острыми пальцами, с четырьмя гла-зами (два спе-реди, два сзади)

В чаще, в тем-ном лесу

Избушка на курьих ножках

Отрица-тельная

Обманщица, пытается расправиться с героями

Обманщи-ца

Татарские сказки

Народная сказка «Падчерица»

Ведьма-Убыр

Старуха с длинными волосами

В чаще леса

Маленькая избушка

Сундучок

Положи-тельная

Приучает к труду, испыты-вает на челове-ческие качества, одаривает за труд

Наказывает справедливо

Наставница

Народная сказка «Тан-Батыр»

Убырлы Карчык

Ведьма - аналог Бабы Яги

В чаще волше-бного зимнеего леса

В шалаше, в избушке

Отрица-тельная

Использует коварство и колдовство, чтобы навредить героям

Волшебни-ца

Белорусские сказки

Народная сказка «Алёнка»

Ведьма Бараба-ха

Старуха горбатая, костлявая, с длинным носом

В лесной чаще

Отрица-тельная

Пытается расправиться с героями

Обманщи-ца

Словацкие сказки

Народная сказка «Заколдованный замок»

В дрему-чем лесу

Отрица-тельная

Пытается расправиться с героями

Обманщи-ца

Народная сказка «Здравствуй, мостик»

Ведьма злая

В лесочке

Одинокий домик, избушка

Желез-ные семи-мильные сапоги

Железные гребешки

Положи-тельная

Отрица-тельная

Даёт работу, хранит богатства, наказывает нечестных

Храните-льница

Наставница

Сербский, Хорватский, Македонский, Черногорский народы

Мифологи-ческое существо

Баба Рога - старая лесная ведьма, злой дух

Баба Руга (Черногория)

Безобразная уродливая старуха с ко-ровьим рогом посреди лба, длинный крю-чковатый нос, большие уши, костлявые ру-ки и пальцы с длинными ногтями, рваная драная одежда

В лесу за горами

в пещерах, в дальних глубокихлесах

Ночью выслеживает детей (Баба Яга ее сестра)

Положи-тельная

Отрица-тельная

Ночью посещает детей и пугает их. Делает добро, прикидываясь, что творит зло

Чешский народ

Мифологическое существо

Перхта (Берта)

Устрашающий вид старухи с гусиной ногой

Положи-тельная

Отрица-тельная

Бродит по домам, чтобы узнать были ли дети усердными и трудолюби-выми. Возна-граждает или наказывает

Итальянский народ

Мифологическое существо

Ведьма- старушка, летящяя на метле, одета во всё чёрное и с мешком подарков и сладостей за спиной

Приносит подарки детям

6. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - ЛЭПБУК.

На основе своей работы, мы решили представить творческий проект: интерактивную папку - Лэпбук. (Прилагается). Ее можно использовать на уроках литературного чтения для работы с детьми. Лэпбук помогает лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме.

7. ВЫВОДЫ.

По результатам работы мы можем сделать следующие выводы.

Наша гипотеза подтвердилась. Образ Бабы Яги присутствует в сказках других народов. Этот персонаж похож на русскую Бабу Ягу, но может иметь другое имя. В основном это старуха с некрасивыми чертами лица, имеющая определенные особенности, которая живёт уединённо, жилище расположено в труднодоступных местах, вдали от людей.

У русской Бабы Яги много атрибутов, помощников, волшебных предметов, есть средство передвижения. В сказках других народов не всегда присутствуют помощники и волшебные предметы, нет средства передвижения кроме немецких сказок. В немецких и французских сказках жилище в виде съедобных домиков является приманкой для героев.

Наиболее близки к образу Бабы Яги героини армянских, белорусских, татарских, мордовских сказок. Скорее всего это связано с близостью традиций, культуры, истории.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сказки - это волшебство! Читая их, мы окунаемся в мир таинственный, необъяснимый, неизведанный. Через сюжеты и образы в сказках отражаются основные культурные ценности народа. Анализировать сказки очень интересно и поучительно. Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Сказки учат не бояться трудностей. Сказка учит любить родных. Главное, чему учит сказка - добро всегда возвращается добром.

Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.

Анализируя сказку, мы начинаем задумываться, что это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том как жили и во что верили наши предки.

«Сказки - блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Грушко Е.А. Русские легенды и предания. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2. Джуди Аллен. Фэнтези энциклопедия. - М.: «Росмэн», 2008.

3. Медведев Ю.М. Русские народные сказки, легенды и предания. ООО «Астрель», 1999.

4. Мифология. Легенды, сказания, предания со всего света. М.: «Астрель АСТ», 2001.

5. Науменко Г.М. Большая хрестоматия мифологических сказочных персонажей для детей. - М.: «АСТ Астрель», 2007.

6. Пересказ А.Н.Афанасьева. Баба Яга. - М.: ОНИКС, 2008.

7. Ред. Поляков В. Детская энциклопедия. Сказочные герои. ЗАО «Аргументы и факты» №4, 2000.

8. Шуклин В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург Уральское изд., 2001.

9. Гераскина Л. Синий цветочек для мамы. РИО «Самовар», 2004 г.

10. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба Яга. РИО «Самовар», 1990 г.

11. Русские народные сказки. «Омега», 2005 г.

12. Сказки народов мира. «Детская литература», 1987 г.

13. Сказки народов мира в 10 томах. Москва, 1994 г.

14. Русские народные сказки том I. Москва, 1994 г.

15. Сказки народов Европы. Москва, 1994 г.

16. Сказки народов восточной Европы и Кавказа. Москва, 1994 г.

17. Осеева В. Синие листья. ООО «Издательство «Эксмо», 2009 г.

18. Интернет-ресурсы:

http://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/vedm

http://www.e-reading.club

http://ru-skazki.ru

http://hobbitaniya.ru/

https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Анкета

1. Как Вы думаете, кто такая Баба Яга? (отметьте)

 Добрая старуха с метлой  Ведьма, колдунья  Злая сварливая старуха

2. Каким персонажем Вы её представляете? (отметьте)

 Положительным  Отрицательным

3. Внешний вид Бабы Яги? (отметьте, можно несколько вариантов)

 Растрепанные седые волосы

 Горбатая

 Длинный нос

 Милая симпатичная

 Костяная нога

4. Где живёт Баба Яга? (отметьте)

 На болоте  В лесу в избушке  По соседству с Лешим

5. Чем занимается Баба Яга? (отметьте)

 Помогает путникам

 Летает в ступе, крадет детей

 Колдует, готовит отвары, зелья

6. Кем, по Вашему мнению, является Баба Яга? (отметьте)

 Волшебницей (обладает волшебной силой)

 Дарительницей (дарит героям чудесные предметы, даёт добрые советы)

 Похитительницей и пожирательницей (похищает детей и съедает их)

 Воительницей (вступает в борьбу с героями сказок)

7. Как Вы считаете, существует ли похожий образ Бабы Яги в сказках других народов?

 Да  Нет

Приложение 2

Перечень выбранных сказок

Русские сказки:

    Народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

    Народная сказка «Баба Яга и заморышек»

    Народная сказка «Гуси-лебеди»

    Валентина Осеева «Волшебная иголочка»

    Лия Гераскина «Синий цветочек для мамы»

Немецкие сказки:

    Братья Гримм «Гензель и Гретель»

    Отфрид Пройслер «Маленькая Баба Яга»

    Народная сказка «Госпожа Метелица»

Румынские сказки:

    Народная сказка «Иляна Косынзяна»

Французские сказки:

    Шарль Перро «Спящая красавица»

    Шарль Перро «Пряничный домик»

Чешские сказки:

    Народная сказка «Ян Деда и красная Баба Яга»

Английские сказки:

    Народная сказка «Джип и ведьма из Уолгрейва»

Ирландские сказки:

    Народная сказка «Фея ручья и веретено»

Мордовские сказки:

    Народная сказка «Старуха Йома и две девушки»

    Народная сказка «Портной, медведь, черт и вирява»

Цыганские сказки:

    Народная сказка «Околдованная сиротка»

Армянские сказки:

    Народная сказка «Девушка и Ведьма»

Итальянские сказки:

    Народная сказка «Пастушок - Малый Росток»

Белорусские сказки:

    Народная сказка «Алёнка»

Татарские сказки:

    Народная сказка «Падчерица»

    Народная сказка «Тан-Батыр»

Словацкие сказки:

    Народная сказка «Заколдованный замок»

    Народная сказка «Здравствуй, мостик»